усачевы найденовы кто такие
Усадьба Усачевых-Найденовых
История, спорт и кино
Недалеко от Садового кольца на высоком правом берегу Яузы частично сохранилась усадьба «Высокие горы». Ее последним владельцем был Найденов — тот самый, что оставил фотоальбомы храмов и примечательных зданий Москвы.
Усадьбу для чаеторговцев Усачевых построили в 1829-1831 годах по проекту Д.И. Жилярди. Это была его последняя работа в Москве. Считается, что в строительстве также участвовал А. Григорьев.
Усадьба сначала занимала два участка. На одном из них в XVI веке стояла усадьба великого князя Ивана III. В 1831 Хлудовы выкупили у Найденова двор возле Яузы и расширили усадьбу. А в 1880-х годах все владение отошло Найденову. При нем парк усадьбы, заложенный еще садоводом-любителем Усачевым, стал пользоваться популярностью у москвичей.
В советское время в парке устроили санаторий. Его сотрудники бережно относились к усадьбе Усачевых-Найденовых.
Терраса главного входа с лестницей и пандусом, как и раньше, спускается в парк, площадью 8,2 гектара. Сохранились чугунные вазы, львы и грифоны на пандусе, грот, привезенные из Парижа скульптуры времен года, кованый козырек над парадным крыльцом. Почти полностью восстановлены интерьеры главного дома с «перспективной» живописью М. Скотти (по другой версии, Антонио Клаудио). Но в конце XX века сгорел Чайный домик.
Сейчас усадьбу Усачевых-Найденовых занимает центр спортивной травматологии. А когда в кино нужно показать старый городской парк, выбирают именно это место. Парк в фильме «Покровские ворота», «Интердевочка», «Гостья из будущего» — это «Высокие горы». В роли больницы выступает усадьба в «Мастере и Маргарите». А художник Боголюбов запечатлел усадьбу Усачевых-Найденовых на картине «Вид на Москву из Хлудовского сада».
Усадьба ВЫСОКИЕ ГОРЫ (Усачевых-Хлудовых-Найденовых), г. Москва, ул. Земляной Вал 53 (часть 1)
Написал Александр Телицын Достопримечательности Москвы, Мир вокруг нас в Февраль 12, 2013
Гуляя вдоль Земляного вала, слушая гул нескончаемого потока автомобилей, можно увидеть большие ворота, рядом с которыми висит табличка: «Усадьба Усачёвых-Найденовых».
Над этой табличкой расположена табличка ещё большего масштаба, где указано, что сейчас на территории бывшей усадьбы расположен научно-практический центр спортивной медицины. Внутри, за воротами, скрывается небольшой сквер со скамейками, окружённый ансамблем зданий 19 века в стиле зрелого классицизма. У усадьбы также есть и другое название: «Высокие горы».
Усадьба ВЫСОКИЕ ГОРЫ (Усачевых-Хлудовых-Найденовых), г. Москва, ул. Земляной Вал 53 (часть 1)
По типу домов усадебный дом близок к более популярному Опекунскому совету на Солянке, построенному тем же Жилярди на несколько лет позднее. Та же ионическая колоннада в один второй этаж, поставленная на массивных арках, тот же купол с многочисленными круглыми окнами, та же рустовка нижнего этажа. В зале дома Найденовой по эскизам Жилярди расписаны потолки. Главный дом поставлен вдоль улицы, оформляя вместе с подпорной стеной пандуса значительный отрезок проезда вдоль срытого Земляного Вала. Своим внушительным видом он фиксирует наиболее высокое место прибрежного рельефа.
От проезжей части улицы дом отделял небольшой палисадник, как это было предписано Комиссией для строений. Как всякое классическое здание, оно имеет центрально-осевую композицию и главную точку зрения: дом Усачевых поставлен так, что его поперечная ось совпадает с осью расположенного напротив Грузинского переулка. Поднятый на уровень второго этажа портик замыкает таким образом открывающуюся с переулка перспективу.
Вход в дом, как это было принято с конца 18 в., расположен со двора, не нарушая строгости композиции главного фасада и цельности идущей вдоль него анфилады. Выходящее во двор парадное крыльцо дома, перекрытое великолепным зонтом кузнечной работы, украшено фигурами грифонов и сфинксов. От дома в парк ведет великолепный сход: опускающаяся террасами дорожка, окаймленная мраморными вазами (пандус), законченная широкой каменной плитой со стерегущими львами.
Под парк была использована южная часть усадьбы, спускающаяся к Яузе, а под хозяйственный двор и огороды отведены северная и северо-восточная зоны участка. В парке еще при Усачевых были построены Музыкальный павильон и Чайный домик, строения изящные и изумительные по красоте. До нашего времени не дошли. Зато сохранились две беседки, возведенные в 1835. Парк украшали скульптуры, часть из которых дошла до наших дней. Интересны построенные Д. Жилярди по указу Василия Усачева каретная и конюшня, образующие вместе с главным домом внутренний двор. Усадьбу Усачевых—Найденовой И. Грабарь отнес к «жемчужинам русского искусства».
В парке усадьбы Усачевых-Найденовых — грот, фонтан, беседки-ротонды, привезенные из Парижа скульптуры времен года, «Чайный» (или «Музыкальный») домик, чугунные скамейки, фонарь в стиле «модерн». Сохранились чугунные вазы, львы и грифоны на пандусе, статуи четырех времен года в парке, кованый козырек над парадным крыльцом.
Столичный Информационный портал
Усадьба «Высокие горы» (Земляной вал, 53) архитектора Д.И. Жилярди – один из самых выдающихся памятников московского классицизма. Построена усадьба была в 1829-1831 годах и названа так из-за местности с крутыми откосами. В примыкающем к главному дому старинном парке сохранились многочисленные служебные постройки и павильоны, выполненные в едином стиле. Несмотря на то, что усадьба «Высокие горы» выполнена в духе изысканных дворянских усадеб, она никогда дворянам не принадлежала. Ансамбль построен по заказу богатейших чаеторговцев Усачевых.
Крупный объем главного дома господствует над усадебным ансамблем. Его повышенная центальная часть выделена на главном фасаде восьмиколонным ионическим портиком, поднятым на аркаде первого этажа, первоначально открытой. Слева от дома находится парадный въезд во двор. На скромном дворовом фасаде выделяются декор парадного крыльца — парные чугунные фигуры львов и грифонов и металлическое кружево кованого навеса. Парадный двор производит величественное впечатление благодаря необычно мощным пропорциям окружающих его служебных построек. В устройстве парка мастерски использовано местоположение усадьбы. От богато декорированного портала на южном торце начинается широкий пологий пандус — сход в парк. Белокаменные борта пандуса уставлены чугунными вазами, а в конце его помещены два лежащих льва. Сохранились две круглые беседки, замыкающие поперечные аллеи и грот рядом с пандусом.
После смерти П. Н. Усачева в 1848 году усадьба постепенно стала приходить в упадок. В 1854-м имение было продано Герасиму Ивановичу Хлудову, занимавшему до этого особняк неподалеку (Земляной вал, 56), который в течение трех лет обустраивал новое владение по собственному вкусу. При нем сад, сползавший к самой Яузе, был отделан на образцовый английский манер и заключал в себе не только теплые оранжереи, построенные в 1880 году, где выращивались пальмы, мандарины, апельсины, лимоны, и изумительные розы и белые гортензии; но и птичий двор, и даже зверинец. Парк состоял из насаждений редких пород деревьев: туи, серебристых елей, карельских берез, кедров.
После революции до 1953 года усадьба была туберкулезным санаторием, затем больницей того же профиля. В настоящее время это памятник архитектуры, охраняемый государством. В зданиях функционирует основанный в 1999 году Московский научно-практический центр спортивной медицины: https://www.mosgorzdrav.ru/medsport.
Читайте статьи: https://www.yourmoscow.ru/city/street/zemlanoy_val https://mosday.ru/forum/viewtopic.php?t=1425 https://www.ashipilin.ru/rest/usach.htm https://www.mosgid.ru/nature/guides/usadba-visokie-gori.html
Смотрите «Фотографии старой Москвы»: https://www.oldmos.ru/photo/view/9898
Ближе к речке Яузе (Земляной Вал, дом 57, строение 6) расположен гораздо более скромный особняк, в котором с 1996 года находится Музей и общественный центр имени Андрея Сахарова. В постоянной экспозиции раскрыты темы: Мифология и идеология в СССР, Репрессии в СССР, Путь через ГУЛаг, Сопротивление несвободе в СССР, Личность и судьба А.Д.Сахарова, регулярно проводятся выставки, семинары, экскурсии, кинопоказы. Автор художественного решения экспозиции – архитектор Евгений Асс. Главный принцип экспозиции – метафора движения «от несвободы – к свободе, от тьмы – к свету». В последние годы возникла традиция проводить в третье воскресенье мая «Сахаровские маёвки» — опен-эйры с концертной и дискуссионной программой.
Время работы Сахаровского центра: 11:00 — 19:00 Понедельник — выходной Вход свободный
Сахаровский центр: https://www.sakharov-center.ru/
В сквере установлен фрагмент Берлинской стены, бетонным занавесом разделявшей Восточный и Западный Берлин.
Среди участников мероприятий в Сахаровском центре: Марат Гельман, Тимур Шаов, Вероника Долина.
Андрей Дмитриевич Сахаров (21 мая 1921 — 14 декабря 1989) — советский физик, академик АН СССР, один из создателей первой советской водородной бомбы. Впоследствии — общественный деятель, диссидент и правозащитник, народный депутат СССР. Лауреат Нобелевской премии мира за 1975 год. Академик проживал неподалёку, по адресу Земляной Вал, дом № 48. Историю создания этой монументальной сталинки с огромной аркой можно узнать в ЖЖ Дениса Ромодина: https://archigrafo.livejournal.com/360832.html
Каждую неделю на ЯМОСКВЕ появляется новый краеведческий сюжет. Все фотоистории проекта «Город на память» можно найти здесь:
100 избранных фоторепортажей «Город на память»:
Московский зоопарк: Кинотеатр «Художественный»: Лужники. Большая спортивная арена: В поисках первой хрущёвки: Зарядье: Академия противопожарной службы МЧС: Московский ипподром: Высотка на Котельнической: Строгановское училище: Музей истории железнодорожной техники:
Северный речной вокзал: Стадион «Динамо»: Парк Останкино: Дворец пионеров: Библиотека имени 1-го Мая: Большой Московский цирк: Измайловская площадь: Гребной канал в Крылатском: Старое Донское кладбище: Жилой дом Наркомфина:
Каланчёвка и механический Ленин: Парк искусств Музеон: Тишинская площадь: Московский планетарий: Улица Руставели: Мытная улица: Храм Христа Спасителя. Интерьеры: Ильинка: Химический факультет МГУ: Ходынское поле:
Парк Горького. 1920-1950: Парк Горького. 1960-2011: Дворец культуры ЗиЛ: Монорельсовая транспортная система: Матросская Тишина: Центральный дом художника: Театр на Таганке: Бункер-42 и гончарные сталинки: Улица Правды: Восточная улица и стадион «Торпедо»:
Дворец культуры МИИТ: Братское кладбище на Соколе: Прядильные улицы: Дом Жолтовского возле «Рабочего и колхозницы»: Москва-река от небоскрёбов до промзоны: Спорткомплекс «Олимпийский»: Бахметьевский автобусный гараж (Еврейский музей): Поселок Сокол: Воробьевы горы. Метромост: Воробьевы горы. Смотровая:
Соцреализм в метро: Сокольники-Комсомольская: Соцреализм в метро: Проспект Мира-Добрынинская: Соцреализм в метро: Автозаводская-Новокузнецкая: Соцреализм в метро: Театральная-Площадь Революции: Соцреализм в метро: Маяковская-Динамо: Соцреализм в метро: Краснопресненская-Курская: Соцреализм в метро: Партизанская-Смоленская: Соцреализм в метро: Киевская радиальная: Соцреализм в метро: Киевская кольцевая и Парк культуры: Водный стадион «Динамо»:
Улица Гастелло: От Варварских до Ильинских ворот: Станция Лихоборы: Депо Лихоборы: Улица Солженицына: Пушкинская площадь: Мемориальный музей космонавтики: Тимирязевская сельхозакадемия. Начало: Тимирязевская сельхозакадемия. До революции: Сиротский приют Бахрушиных:
Сельскохозяйственная улица: Ломаковский АвтоМотоМузей в Люблино: Кожевническая улица и Траурный поезд: Музей индустриальной культуры: Городок имени Баумана: Сталинки на проспекте Мира: Круговая кинопанорама: Фабрика «Красный Октябрь»: Введенское кладбище: Высотка на Кудринской:
Детский музыкальный театр Наталии Сац: Московский комбинат вин и : Парк Сокольники. Фестивальная площадь: Парк Сокольники. Природа и ландшафт: Ботаническая улица: Ямское Поле: Дворец культуры ГПЗ-1: Больница Медсантруд: Лужники: Биологический музей имени Тимирязева:
Гостиный двор: Морозовская детская больница: От Арбатских Ворот до Арбатского переулка: По Арбату до Староконюшенного переулка: По Арбату к Вахтангову и Цою: Усадьба «Высокие горы» и Сахаровский центр: Улица Маршала Василевского: Сыромятники: Петровский парк: Парк «Красная Пресня»:
Фотографии: Евгений Чесноков Ищу сессионную или постоянную работу: репортажная фотография, интервью, редактор, модератор веб-сайтаhttps://evge_chesnokov.livejournal.com/ https://www.facebook.com/evge.chesnokov https://vk.com/id11270471
ЧТО ПОСМОТРЕТЬ НА КАРАНТИНЕ
Временное домашнее «заточение» вовсе не повод расстраиваться и отказывать себе в удовольствии путешествовать и познавать что-то новое. Интересно скоротать время в самоизоляции предлагают туристические представительства всех популярных у туристов стран.
Предложений великое множество: можно отправиться в онлайн путешествие по музеям Италии и Парижа, оказаться в знаменитом казино Монако или совершить виртуальную прогулку по красивейшим пляжам Доминиканы и Таиланда.
В России, безусловно, тоже широкие возможности для онлайн путешествий. Виртуальных туристов ждут во всех регионах страны: от Москвы до Воркуты.
Сегодня же мы предлагаем вам отправиться на прогулку в дворянские усадьбы. Но не просто стать участником онлайн экскурсии, а увидеть усадьбы в качестве декораций к полюбившимся фильмам. Для этого просто надо эти фильмы найти и посмотреть.
Мы сделали для вас подборку 10 фильмов, которые были сняты в дворянских усадьбах.
Архивные материалы и документы
Литература: Н. Мурашова. Сто дворянских усадеб Санкт-Петербургской губернии, Спб., 2005, с. 270-272 М.А. Арабоглы «Пятая гора» сенатора Брискорна //Русская усадьба №7 (23), Жираф, 2001, с. 182-189
Описание усадьбы Пятая гора
В единое целое объединил здание опоясывающий его по периметру широкий и высокий антаблемент, завершенный с боковых фасадов фронтонами. Окна двойного света освещали нарядный интерьер церковного зала, стены которого оформлены ионическими полуколоннами, а алтарь отделен свободно стоящими колоннами. Лишь звонница напоминала, что это не дворцовый павильон, а приходский храм. Поставленный на возвышении, обозримый со всех сторон, белокаменный, он контрастно выделялся на зеленом фоне усадебного парка. Усадьба появилась после того, как в конце XVIII века Екатерина Михайловна Ренкевич, урожд. Шнее, (ум. в 1802 г.) получила в подарок от мужа деревни Пятая гора, Озеры, Донцы, Глумицы, Холоповицы. В созданной ею усадьбе она, разбитая параличом, и доживала свой век. Имение унаследовала ее сестра Христина Михайловна, вышедшая вторым браком замуж за генерал-майора Ивана Егоровича Фока, но владела не долго — через два года продала Федору Максимовичу Брискорну (1760—1820). Сын придворного аптекаря, он сделал блестящую карьеру, получил дворянское достоинство, был сенатором, тайным советником. Усадьба к тому времени уже сложилась, в ней было все необходимое: постройки, правда, деревянные, огород, сад, парк. Ограниченная со всех сторон дорогами, она практически не менялась в своих границах, а только благоустраивалась. К небольшому господскому дому сходились три луча аллей, склоны холма террасировали, в композицию включили небольшой пруд на южной окраине парка, устроили видовые площадки, построили ограду.
Усадьба Усачевых-Найденовых
Фото усадьбы Усачевых-Найденовых
Усадьба Усачевых-Найденовых находится на Земляном валу, в центре Москвы. Другое ее неофициальное название – «Высокие горы». Это место с многовековой историей и один из ярких образцов старинных усадеб русского классицизма.
В средние века часть усадебной территории принадлежала великому князю Ивану III. Первые владельцы имения – братья Петр Николаевич и Василий Николаевич Усачевы. Они были успешными купцами и торговали чаем. В 1828 г. братья приобрели участок на берегу Яузы у вдовы Степаниды Невежиной и решили заняться его благоустройством. Впоследствии, территория под будущее поместье была еще значительно расширена. Для постройки усадебного комплекса Усачевы пригласили известного и востребованного в те времена архитектора Доменико Жилярди. Это была его последняя крупная работа в России, за которую он принялся с большим воодушевлением. Строительные работы велись с 1829 по 1831 гг. В результате, получившийся проект признали самым выдающимся усадебным ансамблем московского ампира.
Главный усадебный дом построен на вершине холма, спускающегося к реке Яузе. Здание имеет высокий цокольный полуэтаж. Парадный фасад украшает 8-колонный ионический портик с резным фризом. Боковой фасад декорирован лепниной и ордерной аркадой. Парадный вход расположен не со стороны улицы, а во внутреннем дворике. Его украшают чугунные скульптуры львов и крылатых грифонов. Они были отлиты в парижских мастерских и привезены в столицу по специальному заказу.
Помимо главного дома, усадьба включала дворовые и служебные постройки, парк и парковые сооружения (Чайный домик, Музыкальный павильон, фонтаны, скульптурные изваяния, ротонды). От дома в парк идет широкий закругленный пандус, украшенный львами и вазами.
Беседки-ротонды и Чайный домик построены уже после отъезда Жилярди из России. Предположительно, их проектировал его ученик – русский архитектор А.Г. Григорьев.
Петр Николаевич Усачев серьезно увлекался садоводством. Именно он создал в имении регулярный парк с оранжерейными помещениями. Следует отметить, что оранжереи пользовались большой популярностью у москвичей. Также, Петр Николаевич принимал активное участие в создании ландшафтного дизайна на территории поместья.
После смерти Усачевых усадьбу выкупил текстильный фабрикант и меценат Герасим Иванович Хлудов. Он сразу начал обустраивать владение на свой вкус. Хлудов значительно увеличил парковую зону, отделал сад на английский манер. Здесь появились редкие породы деревьев ─ карельские березки, сибирские кедры, серебристые ели, туи. В оранжереях посадили снежно-белые гортензии, низкорослые пальмы, мандарины и другие экзотические растения. Кроме того, в парке построили зверинец и птичник. Герасим Иванович оснастил дом современной системой отопления, провел водопровод.
Семейство Хлудовых увлекалось искусством. Они собрали богатейшую коллекцию картин (работы Боголюбова, Тропинина, Перова, Айвазовского и других художников). В поместье появилась своя картинная галерея.
После смерти Герасима Ивановича имение досталось в наследство его четырем дочерям. Александра Найденова (в девичестве Хлудова) выкупила усадьбу полностью у сестер. Она не жила здесь, но постоянно следила за состоянием поместья. Ей удалось сохранить его в прекрасном состоянии вплоть до революции. В 1917-м г. усадьба была национализирована большевиками.
Во времена СССР парк практически не менял своего облика. До наших дней на территории сохранились главный дом, пандус и каменный грот. Уцелели кованый козырек над парадным крыльцом, львы на пандусе и чугунные вазы. Также, остался в целости хозяйственный комплекс 19-го века – кладовые, конюшни, Каретный сарай. Чайный домик, к сожалению, был разрушен пожаром. На крутом холме сохранились две беседки-ротонды, а в парке – скульптуры, олицетворяющие времена года.
От магистральной улицы усадьбу Усачевых-Найденовых отделяет чугунная ограда. В просторном сквере можно прогуляться среди высоких деревьев и подышать свежим воздухом. Здесь установлены многочисленные деревянные скамейки для отдыха.
Усадьба «Высокие горы»
Гуляя вдоль Земляного вала, слушая гул нескончаемого потока автомобилей, можно увидеть большие ворота, рядом с которыми висит табличка: «Усадьба Усачёвых-Найденовых».
Над этой табличкой расположена табличка ещё большего масштаба, где указано, что сейчас на территории бывшей усадьбы расположен научно-практический центр спортивной медицины. Внутри, за воротами, скрывается небольшой сквер со скамейками, окружённый ансамблем зданий 19 века в стиле зрелого классицизма. У усадьбы также есть и другое название: «Высокие горы».
История усадьбы Усачёвых-Хлудовых-Найденовых
В июне 1828 известные в Москве купцы-чаеторговцы Василий Николаевич и Петр Николаевич Усачевы приобрели участок земли у купеческой вдовы Степаниды Невежиной на высоком берегу реки Яузы. Впоследствии участок этот был значительно расширен. С 1829 по 1836 год для Усачевых швейцарским архитектором Доменико Жилярди была создана вся эта красота. После этого, как предполагается, продолжением строительства занимался архитектор А.Г.Григорьев.
Первыми владельцами усадьбы были известные московские чаеторговцы Усачёвы, которые решили отстроить своё имение на высоком берегу Яузы. Пётр Николаевич Усачев был большим садоводом-любителем, и данное увлечение сподвигло его к строительству регулярного парка с образцовыми оранжереями. Усадебный парк, расположенный на высоком берегу Яузы, соединен с главным домом пандусом, украшенным декоративными вазами и двумя лежащими львами. Парк пользовался в Москве известностью и его любили посещать москвичи. Даже Высокояузский мост назывался «Усачёвским».
До наших дней дошли все основные постройки: это главный усадебный дом с пандусом и уникальным кованным зонтом над главным входом (с чугунными львами и грифонами), ограда с воротами, каретный сарай, конюшни, кладовые, различные служебные и хозяйственные постройки, скульптуры. Пандус является закруглённым, данный приём заимствован из архитектуры Царского села, и в Москве использован только в этом месте.
От архитектурных сооружений малых форм сохранились только две восьми-колонные беседки (ротонды) и грот. Автором двух сохранившихся беседок-ротонд считается А.Г Григорьев. До наших дней не сохранился Концертный павильон, а также Чайный домик, уничтоженный пожаром.
В середине XIX века усадьба перешла во владение к текстильному фабриканту Хлудову. Он занялся усадьбой, преобразил парк на английский манер, модный в те времена. В парке появились птичий двор, зверинец, а так же редкие виды растений, в оранжереях гости могли увидеть южные растения. В саду и главном доме провели водопровод, подключили калориферное отопление. Герасим Иванович занимался коллекционированием картин, и при нём в усадьбе появляется картинная галерея. В тот период, дом часто посещают важные люди, чья деятельность связана с финансами.
Вход в главный усадебный дом
После смерти Хлудова в 1885 году, его имение делят между собой четыре дочери, уже имеющие свои семьи. Позже Александра Герасимовна Найдёнова выкупает у сестёр усадьбу. Продолжая дело отца–благотворителя, Александра Герасимовна в 1888 году недалеко от усадьбы открывает дом призрения с храмом преподобного Герасима. По одним данным Найдёновы не живут в усадьбе, по другим, вместе с ними там поселяется и брат мужа Александры Герасимовны – Николай Александрович Найдёнов, предприниматель, 39 лет избиравшийся гласным городской думы, и увлекавшийся архитектурой старой Москвы.
Александра Герасимовна поддерживала усадьбу в отличном состоянии до самой революции. После чего в усадьбе разместился туберкулёзный санаторий «Высокие холмы». Название, по все видимости, произошло от месторасположения санатория.
В 1950-х годах в ходе реставрации постройки усадьбы «Высокие горы» в значительной мере были возвращены в первоначальный архитектурный облик.
Пандус и грот (справа)
Главный усадебный дом выходит на улицу Земляной вал, привлекая своей красотой автомобилистов и пешеходов. Раньше перед зданием находился палисадник, но из-за расширения дороги, его уничтожили. Теперь тротуар, который оставили, очень узкий даже для пешеходов. Сохранилось внутреннее убранство, которым могут полюбоваться пациенты диспансера. Внутри здания можно увидеть стены с росписями.