урок зачем нужны поезда
Конспект урока по окружающему миру 1 класс: «Зачем нужны поезда?»
МБОУ Островянская СОШ
учитель: Сергеева Л.М.
Конспект урока окружающего мира в 1 классе
по УМК «Школа России»
Тема урока: « Зачем нужны поезда?»
Тип урока: изучение нового материала.
Цель: Формировать у детей представление о поездах и железной дороге.
• уточнить и систематизировать представления учащихся о назначении поездов; об устройстве железной дороги;
• выполнять задания в группах на основании информации учебника
• определять назначение поездов;
• классифицировать поезда в зависимости от назначения;
• знать устройство железной дороги
• определять личностный смысл изучения темы урока;
• проявлять целостное восприятие окружающего мира
• Регулятивные: понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить, воспитывать умение работать в группе и самостоятельно, оказывать помощь товарищу, оценивать свои достижения на уроке;
• Познавательные : развивать память, логическое мышление и речь, развивать познавательный интерес.
Оборудование: Учебник: Плешаков А.А. «Окружающий мир 1 класс», компьютер, электронное приложение к учебнику «Окружающий мир», мультимедийный проектор, презентация «Зачем нужны поезда?», песня «Мы едем, едем, едем…» видео «Российские железные дороги», детская железная дорога.
У детей: Учебники, листы-помощники, конверты с материалами из приложения, клей, светофоры, смайлы для рефлексии.
I . Организационный момент
– У нас на уроке сегодня много гостей. Поздоровайтесь с ними и улыбнитесь. Улыбнитесь друг другу – подарите хорошее настроение. Садитесь.
II. Мотивация к учебной деятельности.
– Начинаем урок окружающего мира.
– Как называется раздел, который мы изучаем?
– Как вы думаете, сегодня на уроке вы узнаете что-то новое?
– Я хочу пожелать вам удачи.
Девиз нашего урока:
III . Актуализация знаний
Итак, вместе с Муравьишкой и Мудрой Черепахой мы продолжаем открытие новых знаний.
— Однажды, возвращаясь домой, Муравьишка услышал спор 2-х людей:
Возле сада 2 шофера
Увлеклись серьезным спором:
Чья машина всех новее,
Чья сильнее и быстрее,
Чья, как солнышко блестит
И, как перышко, летит…
-Слушал, слушал Муравьишка этот спор и задумался:
« А зачем нужны автомобили?»
-Давайте поможем Муравьишке Вопросику найти на него ответ!
1. Автомобиль является наземным видом транспорта.
2. Современный автомобиль заправляется углём.
3. Двигатель называют «сердцем автомобиля»
4. Автомобили с бензиновым двигателем сильно загрязняют воздух.
5. Маршрутное такси, автобус, троллейбус перевозят пассажиров.
Итак, мы выяснили, что кроме автомобиля и другие виды транспорта могут перевозить пассажиров и грузы.
Интересно узнать какие?
IV. Постановка учебной задачи.
1) – Однажды Муравьишка увидел интересную машину и сочинил про неё загадку. Попробуйте её отгадать:
— Желаете прокатиться? Сели ровно, поехали.
— А бывают ли настоящие поезда?
– Кто видел поезда? Где?
– А кто из вас путешествовал на поезде?
– Предположите, о чём сегодня пойдёт речь на уроке?
-Ребята, скажите, пожалуйста, без чего мы не можем начать урок?
— Откройте учебники с.62, найдите Муравьишку, поставьте вместе с ним учебную задачу урока.
V. Открытие нового знания.
Отгадайте загадки и вы узнаете, какие бывают поезда?
1) Я в любое время года
И в любую непогоду
Очень часто в час любой
Провезу вас под землёй.
— Подумайте, для чего нужны поезда метро?
В больших городах, в которых живёт больше миллиона человек, троллейбусы, автобусы и трамваи не успевают развозить людей по городу. Поэтому в крупных городах строят подземные железные дороги – метро. Метро намного удобнее других видов городского транспорта. Светлые вместительные вагоны за короткое время доставляют пассажиров из одного конца города в другой. Строят метро на глубине 15–20 м, поэтому шум мчащихся машин никому не мешает. Станции метро в Москве и Санкт-Петербурге очень красивы и похожи на сказочные дворцы. К поездам метро людей доставляет движущаяся лестница – эскалатор.
2) Мимо рощи, мимо яра
Мчит без дыма, мчит без пара
— Предположите, для чего нужна электричка?
На электричке можно выехать за город, на небольшое расстояние от дома. Те, кто имеют дачи, часто пользуются этим видом транспорта. В состав электричек чаще всего входит 10 вагонов (их может быть от 4 до 12). Для машинистов в головных (концевых) вагонах оборудуются кабины с необходимой контрольной аппаратурой и устройствами управления.
3) Я зашёл в зелёный дом
Больше суток пробыл в нём
В дальнем городе другом.
— Подумайте, для чего нужен поезд дальнего следования?
В далекий город на электричке ехать неудобно. Ехать долго, а удобств нет, поэтому пассажиры покупают билеты на поезда дальнего следования. В поездах дальнего следования есть спальные места, туалеты, вагоны-рестораны. В каждом вагоне есть проводник, который обслуживает пассажиров своего вагона.
— Чтобы узнать название следующего поезда, вам нужно собрать мозаику.
По пятам за ним бежит,
И земля под ним дрожит.
-Для чего нужны товарные поезда?
VI. Первичное закрепление.
1) Работа с текстом учебника
– Давайте проверим, правильно ли мы определили назначение пассажирских поездов. Откройте учебники на с.90.
2) Работа с картинками поездов.
– Посмотрите на фотографии (у детей картинка с изображением поездов) и скажите, на какие 2 группы мы можем разделить все поезда? Почему?
VIII. Продолжение работы по теме урока
1) Ответы на вопросы:
– Ребята, ответьте на вопрос: на каком же поезде поедет Муравьишка на дачу?
– На каком поезде Муравьишка поедет в музей?
– Летом, возможно кто-то из вас поедет с родителями отдыхать к морю. На каком поезде вы отправитесь?
2) Работа в группах
-Ребята, помогите Муравьишке Вопросику разобраться,
что приводит поезда в движение, кто управляет поездом и как устроена железная дорога?
— Для чего нужен локомотив поезду?
— А что такое вагон? Какие бывают вагоны?
3) Работа с раздаточным материалом: «Собери поезд»
(листы вывешиваются на доску.)
– Возьмите картинки в конвертиках и соберите поезда.
Проверьте работу своих товарищей. Оцените работу с помощью «светофора».
– Чем отличаются пассажирские поезда от товарных? ( разные вагоны )
— Что представляет собой железная дорога?
— Предположите, что такое рельсы, шпалы?
Рельсы лежат на шпалах — деревянных или бетонных брусах, укладываемых поперек железнодорожного полотна. Они нужны для опоры рельсам.
– Рассмотрите схему на с. 91
— Какие слова вы слышали и они вам понятны?
– Какие слова вам непонятны? ( Эстакада, туннель, шлагбаум)
4) Игра «Помоги Муравьишке вопросику исправить ошибки»
5). Работа с учебником. История железной дороги.
– Мы с вами узнали о том, как устроены поезда и железная дорога, как они выглядят. А знаете ли вы, когда появилась первая железная дорога?
– Давайте прочитаем текст на с.63. («Знаете ли вы, что….)
— Ребята, а интересно ли вам узнать, что из себя представляли предки современного поезда?
Сначала железная дорога появилась в городах в 17-18 в. Вагон по рельсам тянула лошадь, которой управлял кучер. Народ называл эту железную дорогу «конка».
– В России первый паровоз был изобретен мастерами Черепановыми (отцом и сыном Ефимом и Мироном).
Это были маленькие и неуклюжие паровозики на четырех колесах и с трубой, длинной, как шея жирафа. Но ходили они по рельсам очень проворно и могли тащить за собой груз тяжелее 3 тонн.
Железная дорога была построена в Нижнем Тагиле. Рельсы были проложены всего на 800 метров. Она была первой железной дорогой у нас в стране.
Такие поезда работали на железных дорогах вплоть до 50-х годов 20 столетия.
Самым знаменитым поездом в истории России стал поезд, который привёз солдат победителей из Германии в июне 1945 года в Москву.
В этом году 9 мая мы отмечаем 70 – летие Великой Победы.
Со временем стали строить железнодорожные пути по всей стране. Изменялись локомотивы и вагоны, усовершенствовались их механизмы. Одно из последних достижений высокоскоростной поезд «Сапсан», который перевозит людей между Москвой и Санкт-Петербургом.
7) Работа с учебником с.63
— Используя информацию, расскажите, что изображено на старинной картинке и современной фотографии.
Какое задание больше всего понравилось на уроке?
Какое задание вызвало затруднения? Почему?
Что нового узнали на уроке?
Повторите, где в повседневной жизни мы сможем применить полученные знания?
Оцените свою работу на уроке с помощью смайлика.
X . Подведение итогов урока.
– Ответили ли мы на главный вопрос урока: «Зачем нужны поезда?»
Конспеккт урока окружающего мира «Зачем нудны поезда?» УМК Школа России (1 класс)
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение среднего образования
«Саратовский областной педагогический колледж»
Технологическая карта урока по окружающему миру
«Зачем нужны поезда?»
Выполнила студентка 32 группы
Преподавание в начальных классах
Методист: Храмова В.В.
Учитель: Зорина И. Б.
Дата проведения: 16.04.21
Методист: _________ Храмова В.В.
Учитель: _________Зорина И.Б.
Тема урока: «Зачем нужны поезда?»
Тип урока: Урок «открытия» новых знаний
Цель урока: создать условия для формирования у обучающихся знаний о назначении и видах поездов.
— актуализировать знания о автомобилях;
— формировать знания о поездах и железной дороге ;
— развивать коммуникативные умения, доброжелательное отношение к своему соседу по парте, умение слушать и слышать, помогать друг другу, развивать интерес к технике
— воспитывать патриотизм, уважение к профессии машиниста.
Образовательная задача этапа урока
Методы и приемы работы
Форма организации уч. деятельности
Дидактические средства, интерактивное оборудование
Формы контроля, взаимо контроля, самоконтроля
1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности
на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности
Учитель приветствует обучающихся. Мотивирует детей.
Наш урок окружающего мира я хочу начать с такой фразы:
«Учёным никто не рождается»
-Как вы понимаете эту цитату?
-Все верно ребята. Чтобы достичь в чём – то успеха, нужно обладать знаниями, а чтобы эти знания получить нужно много трудиться. Учёба – это тоже труд.
Не будем терять времени зря, начнем урок окружающего мира, чтобы получить новые знания.
-Возьмём фразу «Учёными никто не рождается» за девиз нашего сегодняшнего урока.
Дети приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку, отвечают на поставленные вопросы.
В течении жизни человек учится; перед тем, как стать учёным, человек должен многому научиться; при рождении у человека нет никаких знаний, он не может быть учёным, чтобы им стать нужно много трудиться и учиться
Устный контроль учителя
Построить осознанное речевое высказывание в устной форме
Мотивация к познавательному
труду и успешному проведению урока
Выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание
2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального
затруднений в пробном учебном действии
Проверка детей на усвоение изученного ранее
(выполнение заданий в ТПО)
-Ребята, скажите, а на чём вы сегодня добирались до школы?
-Скажите, так зачем нужны машины?
-Хорошо. Давайте проведём небольшой блиц – опрос, чтобы проверить ваши знания с прошлого урока. Слушайте внимательно. Я буду задавать вопросы, а вы отвечайте верно это или нет.
1. Автомобиль является наземным видом транспорта.
2. Современный автомобиль заправляется углём.
3. Двигатель называют «сердцем автомобиля»
4. Автомобили с бензиновым двигателем сильно загрязняют воздух.
5. Маршрутное такси, автобус, троллейбус перевозят пассажиров.
-Тогда назовите мне транспорт, который вы ещё знаете.
На машине, трамвае, троллейбусе
Чтобы быстрее передвигаться.
корабли, самолёты, поезда.
К.: умение работать с информацией, умение слушать учителя, одноклассников
П.: структурирование знаний
принятие и сохранение учебной цели
3. Выявление места и причины затруднения.
Постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.
— Всё верно. Мы выяснили, что кроме автомобиля и другие виды транспорта могут перевозить пассажиров и грузы. Сегодня мы с вами познакомимся с одним из них. А чтобы узнать его название, отгадайте загадку
Что за чудо? Вот машина!
Сто колёс! А где же шины?
По стальной дороге мчится.
-Верно. Кто из вас видел поезда вживую? Где вы их видели?
– А кто из вас путешествовал на поезде?
-Хорошо. Итак, ребята, кто же догадался, какая тема нашего урока?
-Чтобы проверить, правильно ли мы назвали тему урока, откроем учебники на стр.58.
-Назовите тему нашего сегодняшнего урока.
определяют тему урока
Отвечают видели ли поезда. На вокзале, метро.
Поезда; поезда и железная дорога
Наша тема: «Зачем нужны поезда?»
К.: учёт разных мнений, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. Р.: выполнение пробного учебного действия, фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии
К.: умение работать с информацией
Формирование готовности к саморазвитию, стремление преодолевать возникающие затруднения
Осознавать неполноту знаний, развивать учебную активность
4. Построение проекта выхода из затруднения
Составление цели учебной деятельности и построения плана.
Вместе с учителем дети составляют цель и план урока.
Узнать, зачем нужны поезда
Вместе с учителем составляют цель и план урока
П.: Самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели
5. Реализация построенного проекта
Реализация построенного проекта
или построение учащимися нового способа действий и формирование умений применять его при решении заданий
Наглядный (показ изображений и фото)
-Ребята, а знаете ли вы, чем отличается автомобиль от поезда?
Когда-то давно существовала страна, и называлась она Древняя Греция. Именно там впервые появилась железная дорога. Но выглядела она не так, какой мы её представляем сейчас. Это были тележки, которые перемещались по углублениям в дороге. Тащили эти телеги рабы или же животные
-Ребята, а знаете ли вы из чего состоят железнодорожные пути?
-Верно. Железная дорога построена из рельсов и шпал. Рельс — это узкий стальной брус, по которому катятся колёса вагонов. Рельсы лежат на деревянных шпалах, уложенных поперёк железнодорожного полотна.
-А из чего состоит поезд?
-Поезд состоит из локомотива и вагонов. Локомотив движется по рельсам и тянет за собой вагоны
В движение поезд приводит мотор. А управляет поездом машинист.
Слушают учителя и отвечают на вопросы
Поезд едет по рельсам, а машина по дороге
Вагоны и локомотив, (паровоз)
Уметь рассуждать по данной теме, использование раннее полученных знаний для данной темы
Понимание понятий «железная дорога», «рельсы», «вагон», «локомотив»
Р.: сохранять учебную задачу и решать её в сотрудничестве с учителем в коллективной деятельности;
Проявлять инициативность и самостоятельность по изучению данной темы
Положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений
Обеспечить активный отдых организму в процессе определенной учебной деятельности
Проводит физкультминутку вместе с детьми
Поезд мчится и свистит (Ходьба на месте)
И колёсами стучит. (Руки согнуть в локтях, выполнять движения вперёд-назад)
Я стучу, стучу, стучу,
Всех до дачи докачу.
Всех до дачи докачу.
На носочки дружно встали.
Мы нагнулись, разогнулись.
По сторонкам поглядели
И на место тихо сели.
Обеспечение активности детей
Понимание важности выполнения физических упражнений для своего организма
5. Реализация построенного проекта
Построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.
Практический (выполнение заданий в ТПО)
— Ребята, вспомните, какие виды поездов вы знаете?
-Как называется поезд, который перевозит грузы?
-А как называется поезд, который перевозит пассажиров?
-В учебнике на странице 58, вы видите, картинки поездов. Давайте сравним разные поезда. Выскажите свои предположения, зачем нужны те или иные поезда.
-Хорошо. Но чтобы проверить так ли это, давайте откроем страницу 90 и прочитаем.
-Ребята, а кто-нибудь из вас хоть раз ездил в метро?
В больших городах, в которых живёт больше миллиона человек, троллейбусы, автобусы и трамваи не успевают развозить людей по городу. Поэтому в крупных городах строят подземные железные дороги– метро. Метро намного удобнее других видов городского транспорта. Светлые вместительные вагоны за короткое время доставляют пассажиров из одного конца города в другой. Строят метро на глубине 15–20 м, поэтому шум мчащихся машин никому не мешает. Станции метро в Москве и Санкт-Петербурге очень красивы и похожи на сказочные дворцы. К поездам метро людей доставляет движущаяся лестница – эскалатор.
-А кто ездил на электричке?
На электричке можно выехать за город, на небольшое расстояние от дома. Те, кто имеют дачи, часто пользуются этим видом транспорта. В состав электричек чаще всего входит 10 вагонов (их может быть от 4 до 12). Для машинистов в головных (концевых) вагонах оборудуются кабины с необходимой контрольной аппаратурой и устройствами управления.
В далекий город на электричке ехать неудобно. Ехать долго, а удобств нет, поэтому пассажиры покупают билеты на поезда дальнего следования. В поездах дальнего следования есть спальные места, туалеты, вагоны-рестораны. В каждом вагоне есть проводник, который обслуживает пассажиров своего вагона.
-Так для чего же нужны поезда?
– Мы с вами узнали о том, как устроены поезда и железная дорога, как они выглядят и для чего предназначены. А знаете ли вы, когда появилась первая железная дорога в России?
– давайте прочитаем текст на с.69.
слушают учителя и отвечают на вопросы
Делают свои предположения
Открывают стр., читают текст о назначении разных поездов.
Зачем нужны поезда?
Урок 55. Окружающий мир 1 класс ФГОС
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Зачем нужны поезда?»
Здравствуйте, ребята! Вы знаете, хоть моя планета Глизе довольно большая, но нас, глезианцев, всего трое – это мои мама и папа и я – Йолик. А теперь со мной живёт ещё и котик Пульсарик. Поэтому нам здесь не приходится никуда ездить. Если только захочется прокатиться куда-нибудь на велосипеде.
А вот на Земле живёт очень много людей, и они населяют всю вашу планету. При этом они не сидят на месте. Люди путешествуют, переезжая с места на место.
Путешествовать пешком или на велосипеде не каждый может. Да и времени на дорогу уйдёт очень много. Поэтому люди придумали разные скоростные виды транспорта – автомобили, поезда, корабли и многое другое.
Вы помните, какими были первые автомобили? Точнее, «самодвижущиеся коляски»? Тяжеленные неуклюжие повозки, оснащённые огромными котлами. Это были машины с паровым двигателем.
Со временем паровые двигатели в них заменили на бензиновые или электрические. Позже появились автомобили и с газовым двигателем.
Но зато паровые двигатели стали использовать на другом виде транспорта – железнодорожном.
А знаете ли вы, как устроены паровые двигатели? Для такого двигателя нужен огромный закрытый котёл, в который заливается вода. А ещё должна быть небольшая печь – топка. В ней сжигаются дрова или уголь. Вода в котле закипает, пар рвётся наружу… Но не тут-то было! По специальной трубке пар попадает в паровой котёл, там он с силой толкает поршень, который подвижно соединён с колесом. Поршень толкает колесо, и оно крутится.
Вы уже знаете, что от паровых двигателей было много дыма и сажи.
Летит паровоз, клубится дым.
Под ним снег, небо над ним.
По сторонам – лишь сосны в ряд,
Одна за другой в снегу стоят…
Так более 100 лет назад писал о путешествии на поезде русский поэт Георгий Адамович.
В то время поезда уже были обычным видом транспорта. Они состояли из паровоза и вагонов. Как вы, наверное, поняли, паровоз так назвали именно потому, что он двигался при помощи парового двигателя. Паро-воз. И не только двигался сам, но и тянул за собой несколько вагонов. Причём ездили поезда, в отличие от автомобилей, не по дороге, а по длинным металлическим рельсам, которые укладывались на деревянные, бетонные или металлические шпалы.
Именно поэтому дорогу для поездов стали называть железной, а сами поезда – железнодорожным транспортом. Кстати, если смотреть сверху, рельсы со шпалами напоминают лесенку. Про них даже загадку сочинили:
Паровоз по ней бежит.
А как вы думаете, когда появились первые рельсы?
Две с половиной тысячи лет назад в Древней Греции не знали ни автомобилей, ни паровозов, ни другой современной техники. Зато древние греки были отличными мореплавателями. Плавали они на парусных судах. Часто мореплавателям надо было переплывать из Ионического моря в Эгейское. Для этого необходимо было преодолеть расстояние в 400 километров вокруг большого полуострова Пелопоннес. А этот полуостров соединялся с Грецией узким участком земли – перешейком. Ширина перешейка была равна 6 километрам. Сравните – 6 километров или 400! Есть разница?
И тогда греки выложили большими плоскими камнями дорогу через этот перешеек, выдолбили в камнях по всей длине дороги углубления – колеи, в которые положили деревянные полозья, смазанные жиром. Это, наверное, были самые первые в мире рельсы.
По этим рельсам перетягивали небольшие парусные суда и грузы от одного моря к другому.
Прошли столетия, и уже не только в Греции, но и в других странах люди пользовались деревянными рельсами, по которым катили повозки. Их тянули лошади, а иногда толкали и сами люди.
Со временем деревянные рельсы начали покрывать металлическими листами, а затем и полностью стали делать рельсы из металла – чугуна.
Но вот пришло время паровозов.
Один из первых паровозов был построен чуть больше 200 лет назад, в 1804 году в Великобритании.
Однако под весом тяжёлой машины чугунные рельсы лопались.
Спустя ещё 25 лет был построен довольно удачный по конструкции паровоз, получивший название «Ракета».
В России первый паровоз был построен механиками отцом и сыном Черепановыми. Он тянул тележки-вагонетки, заполненные рудой, на завод, где из этой руды выплавляли металл.
А вот первая в России железная дорога, по которой ходили поезда с пассажирами, была построена в 1837 году между столицей Российской империи Санкт-Петербургом и любимым местом отдыха семьи императора – Царским селом. Это дорога была длиной всего 27 километров.
Со временем железные дороги стали строить по всей стране. Паровозы тянули длинные пассажирские и грузовые составы, пыхтели, выбрасывали клубы чёрного дыма и громко гудели. Но примерно 70 лет назад паровозы стали заменять тепловозами и электровозами. По их названиям вы можете определить, какую энергию применяют для того, чтобы заставить двигаться эти локомотивы – паро-воз, тепло-воз, электро-воз.
А вот паровозы теперь можно увидеть в основном в музеях железнодорожного транспорта.
Кстати, вы обратили внимание на то, что и паровозы, и тепловозы, и электровозы я назвал одним словом – локомотивы?
Локомотив – это машина, которая сама движется по рельсам и тянет за собою вагоны.
А какие виды поездов вы знаете?
Я уже говорил, что существуют пассажирские поезда. Они предназначены для перевозки людей. Существуют пригородные пассажирские поезда – их часто называют «электричками». Такие поезда едут недалеко и часто останавливаются. А есть ещё поезда дальнего следования, которые могут преодолевать расстояния в сотни и даже тысячи километров. Вагоны в таких поездах называются спальными, ведь в них пассажирам предоставляются спальные места.
Пассажирские поезда движутся по расписанию, ведь пассажиры должны знать время отправления поезда и время прибытия в пункт назначения.
Самый быстрый пассажирский поезд курсирует между Москвой и Санкт-Петербургом. У него даже имя своё есть – «Сапсан», как у быстрокрылой птицы-сокола. Если обычный пассажирский поезд едет от Москвы до Санкт-Петербурга примерно 10 часов, то «Сапсан» – 3,5 часа.
Кроме пассажирских, существуют грузовые поезда. В них в специальных вагонах перевозят разные грузы.
По дорогам страны двигаются почтово-багажные поезда, перевозящие письма и посылки.
Все эти поезда называются очередными, ведь их движение осуществляется в порядке очереди, по составленному графику.
Но есть поезда, которые называются внеочередными. Это такие поезда, которые приходят на помощь в трудных ситуациях – если где-то пожар, сильный снегопад или произошла авария.
А в годы Великой Отечественной войны по железным дорогам ходили военные эшелоны, перевозящие военную технику, и санитарные поезда, которые вывозили раненых от линии фронта в тыловые госпитали.
Движением на железной дороге руководят дежурные диспетчеры. Они следят за соблюдением графика и безопасности движения поездов.
А ещё на железных дорогах устанавливают семафоры – высокие столбы с крыльями и световыми сигналами.
Они указывают машинисту, который управляет поездом, открыт или закрыт путь.
Ну а там, где железная дорога пересекается с шоссейной, устанавливают шлагбаумы – деревянные или металлические перекладины, которые можно поднимать или опускать, перекрывая шоссейную дорогу.
Кроме пригородных поездов и поездов дальнего следования, в некоторых городах есть железнодорожный общественный транспорт – трамваи. А в крупных городах ещё и метро. Поезда метро могут ходить как глубоко под землёй, в прорытых для этого туннелях, так и на земле, и даже над землёй – на специально построенных эстакадах.
Ой, как много нового я сегодня узнал о поездах! Я понял, какую огромною пользу они приносят!
Теперь я знаю, что поезда – это наземный, а иногда и подземный вид транспорта. Поезда передвигаются по железной дороге. Они перевозят пассажиров, почтовые отправления и разнообразные грузы. А ещё есть специальные поезда, которые приходят на помощь людям в случае пожара на железной дороге, сильного снегопада или какой-либо аварии.
А сейчас я очень хочу нарисовать поезд. Может быть, и вы, ребята, тоже нарисуете поезд или даже сделаете его макет? А я прощаюсь с вами сегодня. До свидания!