урбанизм что это значит в литературе
Урбанизм
Полезное
Смотреть что такое «Урбанизм» в других словарях:
урбанизм — а, м. urbanisme <лат. urbanus городской. 1. Буржуазное течение, отстаивающее интенсивное развитие материальной и духовной жизни в городских центрах в ущерб развитию деревни. БАС 1. 2. Изображение и воспевание жизни крупных городов,… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
УРБАНИЗМ — УРБАНИЗМ, 1) в искусстве и литературе изображение и описание больших городов, динамики их жизни. 2) Направление в градостроительстве 20 в., считающее неизбежным и необходимым создание городов гигантов с крупными зданиями … Современная энциклопедия
УРБАНИЗМ — 1) в искусстве и литературе изображение и описание больших городов, динамики их жизни2)] Направление в градостроительстве 20 в., считающее неизбежным и необходимым создание городов гигантов с крупными зданиями … Большой Энциклопедический словарь
УРБАНИЗМ — УРБАНИЗМ, урбанизма, мн. нет, муж. (от лат. urbanus городской) (книжн.). 1. Упадочная культура господствующих слоев большого капиталистического города. || Буржуазное течение, отстаивающее сосредоточение и развитие материальной и духовной жизни в… … Толковый словарь Ушакова
УРБАНИЗМ — УРБАНИЗМ, а, муж. (спец.). 1. Направление в искусстве, изображающее жизнь больших современных городов. 2. Направление в градостроительстве, утверждающее необходимость создания городов гигантов. | прил. урбанистический, ая, ое. Толковый словарь… … Толковый словарь Ожегова
Урбанизм — (франц. urbanisme, от лат. urbanus городской, urbs город), направление в градостроительстве XX в., представители которого утверждали главенство городов в современной цивилизации среди других форм расселения и в связи с этим уделяли… … Художественная энциклопедия
урбанизм — сущ., кол во синонимов: 2 • градостроительство (4) • стиль (95) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Урбанизм — (от лат. urbanus – городской) 1) в искусстве XX в. – тематика, связанная с образом жизни большого современного города; 2) направление в градостроительстве XX в., утверждающее необходимость создания городов гигантов. Большой толковый словарь по… … Энциклопедия культурологии
урбанизм — Совокупность признаков, свойственных городу или его жителю, и образ жизни, связанный с проживанием в гоороде … Словарь по географии
Значение слова «урбанизм»
1. Изображение и описание жизни большого современного города в искусстве и литературе.
2. Направление в градостроительстве 20 в., считающее неизбежным и необходимым создание городов-гигантов с крупными зданиями.
[Франц. urbanisme от лат. urbanus — городской]
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Урбанизм — направление в градостроительстве XX века, утверждающее необходимость создания и развития больших городов. Иногда применяется как символ градостроительства в целом.
Урбанизм (искусство) — тематика в искусстве XX века, изображение жизни крупных городов.
Урбанизм — любовь к городским пейзажам, например в индустриальном туризме.
Урбанизм — совокупность присущих населению города норм и правил поведения, обусловленных высокой концентрацией населения и особенностями городской субкультуры: ослабление социального контроля и социальной сплочённости, анонимность общения, преобладание формально-ролевого общения, рациональность поведения, уменьшение роли первичных групп и т. д.
Новый урбанизм — градостроительная концепция, подразумевающая возрождение небольшого компактного «пешеходного» города (или района) в противоположность «автомобильным» пригородам.
Урбанистика — раздел экономической географии, занимающийся комплексным анализом и изучением проблем, связанных с функционированием и развитием городских центров.
Урбанизация — процесс повышения роли городов в развитии общества.
УРБАНИ’ЗМ, а, мн. нет, м. [от лат. urbanus — городской] (книжн.). 1. Упадочная культура господствующих слоев большого капиталистического города. || Буржуазное течение, отстаивающее сосредоточение и развитие
материальной и духовной жизни в городских центрах в ущерб развитию деревни.
2. Преобладание мотивов городской стихии в литературе и искусстве, изображение и воспевание жизни крупных городов (лит., искус.). Черты урбанизма в поэзии Брюсова.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
урбани́зм
1. архит. направление в градостроительстве XX в., утверждающее необходимость создания и развития больших городов с высокими, крупными зданиями
2. филол. тематика в литературе и искусстве XX в., связанная с изображением и описанием жизни крупных городов
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова местечковость (существительное):
УРБАНИЗМ
Смотреть что такое УРБАНИЗМ в других словарях:
УРБАНИЗМ
(франц. urbanisme, от лат. urbanus – городской, urbs – город) направление в градостроительстве (См. Градостроительство) 20 в., представители кот. смотреть
УРБАНИЗМ
УРБАНИЗМ
урбанизм м. 1) Направление в градостроительстве ХХ в., утверждающее необходимость создания и развития больших городов. 2) Тематика в искусстве ХХ в., связанная с изображением жизни крупных городов.
УРБАНИЗМ
УРБАНИЗМ
УРБАНИЗМ
УРБАНИЗМ
УРБАНИЗМ
[от лат. urbs — город]— отражение в лит-ре (в ее тематике, образах, стиле) большого города с высокоразвитой техникой и индустрией, городского быта, особенностей психики, порожденных городским укладом. Городская тематика, появляясь со второй трети XIX в. и получая все большее значение в лит-ре по мере развития промышленного капитализма, выдвигалась прежде всего реализмом (Диккенс, Дизраэли, Теккерей, Бальзак, Т. Гуд, Э. Эллиот и др., в России — «натуральная школа», ранний Достоевский, Некрасов и др.). Из лит-ры вытеснялись замки, усадьбы, природа. Объектами описания становились машина, фабрика, железная дорога, толпа, человеческая масса как единое целое. Возник жанр «физиологий» городов, городских очерков («Очерки Лондона» Диккенса, «Физиологии» Бальзака, сборник «Физиология Петербурга», «Петербургские углы» Некрасова и т. д.); в лирике используются приемы городского фольклора. Тема города развертывалась в реалистической лит-ре в разрезе критики нового социально-экономического уклада, вскрытия его отрицательных сторон; подчеркивались контрасты городской нищеты и роскоши, внимание привлекали столичные углы, трущобы, мансарды; городской пейзаж рисовался в серо-грязных, хмурых тонах; изображение города получало подчас гротескный характер. Эту линию критического и реалистического изображения капиталистического города продолжал натурализм (Золя, Лемонье, Бласко-Ибаньес и др.). Описание города, его индустрии, городских предприятий, бирж, рынков, фабрик, магазинов и т. д. («Чрево Парижа», «Деньги» Золя) получает доминирующее значение. Создается целая эпопея о городах («Лурд», «Париж», «Рим» Золя). Интерес к производству отодвигает интерес к человеку на второй план; уменьшается роль индивидуальных героев, героем делается подчас обезличенная масса («Жерминаль» Золя). Основоположником поэзии У., прославляющей большие города, мир индустрии и техники, явился Уитмен («Листья травы», 1855), у которого, в условиях развития американского капитализма, апофеоз индустриального города сливался с апологией коллективизма, американской демократии. Уитмен искал и новую, динамическую форму для поэтического выражения этого нового содержания (устранение рифм, строф, метрической определенности, приближение стиха к прозе, композиция типа «каталога впечатлений» и т. п.). В декадентской и импрессионистической литературе рисовался образ не столько производящего, делового, сколько потребляющего города, с его ночными улицами, бульварами, кафе, театрами, притонами, «соблазнами» и пороками. Писателями, отрицательно относившимися к растущему промышленному капитализму, создавался образ большого города, как заманивающего и обманывающего миража, наваждения (в русской лит-ре от «Невского проспекта» Гоголя до «Петербурга» А. Белого, стихов и пьес Блока). Наиболее развернутое (по форме и содержанию) выражение У. получил в лит-ых течениях империалистической эпохи, к-рые и могут быть названы урбанистическими в собственном смысле слова. У. резко окрашивал художественные течения конструктивистского типа, возникшие в период предвоенной горячки, как футуризм в Италии, пароксизм, кубизм, динамизм во Франции, группа «Ниланд» в Германии и др. Это искусство пело дифирамбы завоеваниям современной техники, провозглашая «религию скорости», прославляя аэропланы, экспрессы, автомобили и пр. Для него характерны быстрое мелькание и одновременность множества впечатлений, изображение предметов в движении, судорожный энергетизм, господство механических вещей, подавляющих человека, обезличивание, обездушивание человека, технологическая эстетика, газетно-телеграфная стилистика и т. д. В этих лит-ых течениях, связанных с наиболее агрессивными слоями империалистической буржуазии, фетишизация техники сливалась с апологией империализма, с восторгом перед его бронированным кулаком, с проповедью войны, с культом грубой силы. Рационализированное капиталистическое производство, подавляющее и растворяющее в себе личность рабочего, становится главным героем в описательных романах П. Ампа. Трактовка урбанистической тематики мелкобуржуазными поэтами эпохи империализма (в частности в лит-ых течениях экспрессионистического типа) отличалась резкой двойственностью, которая отражала расслоение и метания мелкой буржуазии. Верхарн со своим патетическим У. наиболее ярко выразил это колебание между ужасом перед «городом-спрутом» и восторгом перед городом — средоточием человеческого разума, воли, мощи. С огромной силой раскрывая социальные противоречия города, Верхарн разрешал их то в грядущей пролетарской революции, то в торжестве европейского империализма. Унанимисты (особенно Ж. Ромен) от страха интеллигента-одиночки, затерянного в городе, приходили к обожанию города, к жертвенно-блаженному растворению в толпах улицы, театра и т. п. Фетишизацию капиталистической техники, увлечение ею и страх перед ней отразил Келлерман («Туннель»). Восторг и страх перед большим городом — существенная тема у А. Гольца. В период послевоенного кризиса мелкобуржуазный бунт против капитализма с его обездушивающей техникой проявляется у немецких экспрессионистов, у Дюамеля. В период мирового экономического кризиса буржуазная и мелкобуржуазная лит-ра отражала испуг перед техническим прогрессом, выкидывая демагогические лозунги против У., за «возврат к земле». В русской лит-ре империалистической эпохи гимны городу, мотивы поклонения этому «будущему царю вселенной» впервые зазвучали в поэзии Брюсова, увлекавшегося в 900-х годах лихорадочно строившейся индустриально-урбанистической культурой. Веселящийся, паразитический буржуазный город воспевали эгофутуристы (Северянин, Шершеневич и др.). Атмосферой У. пропитано раннее творчество Маяковского. Но его У. служил не апологии, а критике капиталистической системы (разоблачение буржуазного потребительства, обнажение «язв» города, изображение подавленности человека капиталистической техникой и т. д.). В первые годы после Великой Октябрьской социалистической революции, в период особой активности «левого» искусства, на известных участках советской лит-ры существовали тенденции У. и технологизма, являвшиеся результатом буржуазных влияний. Социалистическая культура ведет к уничтожению противоположности между городом и деревней, выдвигает на первый план не машину, а человека, овладевшего техникой. Соответственно в советской литературе снимаются специфические черты У. и связанного с ним техницизма. Б. Михайловский. смотреть
УРБАНИЗМ
УРБАНИЗМ
УРБАНИЗМ (urbanism) В современном значении слово заимствовано из французского языка (l\’urbanisme). Его можно перевести как «городское планирование». смотреть
УРБАНИЗМ
(фр. urbanisme, от лат. urbanus — городской) — направление в эстетике и теории архитектуры нач. XX в.. представители к-рого полагают основой совр. эстетического сознания городской образ жизни, ведущий в общемировом масштабе к социально-культурному сближению различных социальных слоев и народов, к господству «интернационального стиля» в эстетической организации среды. Концепция У. была наиболее полно выражена фр. архитектором и эстетиком Ле Корбюзье (1887—1965) в книге-манифесте «Урбанизм» (1925). Опираясь на безоговорочную веру в научно-технический прогресс, он провозглашал возможность чисто градостроительными реформами добиться победы рациональности, разума, красоты в совр. городах. Для представителей У. характерно стремление к увеличению масштабов городских поселений, умозрительное проектирование их будущего развития на основе геометрического порядка. Вместе с тем в трактовке У. нек-рыми представителями зарубежной эстетики на первый план выходит критика существующего городского образа жизни, противоречий капитализма, сопровождаемая технологическим пессимизмом. Как альтернатива У. уже на рубеже XIX—XX вв. выдвигались идеи создания «городов-садов», представляющих собой дезурбанистскую линию в градостроительстве. смотреть
УРБАНИЗМ
УРБАНИЗМ
УРБАНИЗМ а, м. urbanisme <лат. urbanus городской. 1. Буржуазное течение, отстаивающее интенсивное развитие материальной и духовной жизни в городски. смотреть
УРБАНИЗМ
УРБАНИЗМ
(от лат. urbanus — городской) — направление, в градостроительстве XX в., представители которого утверждали идею главенствующей и безусловно позитивной роли городов в современной цивилизации и в связи с этим уделяли основное внимание проектной разработке максимально укрупненных градостроительных структур, рассчитанных на значительную концентрацию населения. Основополагающее значение для становления теории урбанизма, особенно интенсивно развивавшейся в 1920-е, имела деятельность Лe Корбюзье. Нередко понятие «урбанизм» используется как символ градостроительства в целом. Источ.: Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. М., 1997; Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура: Терминологический словарь. М., 1997. смотреть
УРБАНИЗМ
УРБАНИЗМ
Руна Румб Руина Руза Рубин Руан Рин Риман Рим Риза Риа Рами Рам Разум Разин Раз Рабин Раб Нимб Низ Наур Наум Наиб Наз Наб Мурина Мурин Мурза Мур Муза Муар Мраз Мирза Мираб Мир Минбар Мина Миаз Марин Ман Мазур Маз Маб Ирма Иран Изм Избр Изба Зурна Зубр Зуб Зина Зима Заруб Замин Зам Заир Буран Бура Бур Буна Бум Уаз Уба Бузина Буза Бриз Браун Брамин Брам Уза Узба Узин Унр Урман Бар Арин Арбуз Анри Аним Амур Амин Аир Азур Азу Азин Урна Барин Урина Урбанизм Урбан Уран Ураз Умбра Узина Узи Барн Биза Бирма Бра. смотреть
УРБАНИЗМ
-а, м. 1.Изображение и описание жизни большого современного города в искусстве и литературе.2.Направление в градостроительстве 20 в., считающее неизбе. смотреть
УРБАНИЗМ
УРБАНИЗМ
Урбанизм – слово, выражение, грамматическая форма, синтаксическая конструкция и т. п. в «языке» городских жителей (особенно, больших городов). У. отличают «городской язык» как социальный идиолект, разновидность речи, от крестьянских диалектов, провинциальной речи маленьких городов и т. д. Напр., «прошвырнуться» (пойти погулять), «заскочу» (в магазин, в аптеку, в гости), «подскочу» (к пяти часам, в контору) и др. «термины скорости».
УРБАНИЗМ
УРБАНИЗМ
УРБАНИЗМ
УРБАНИЗМ
, 1) в искусстве и литературе изображение и описание больших городов, динамики их жизни. 2) Направление в градостроительстве 20 в., считающее неизбеж. смотреть
УРБАНИЗМ
УРБАНИЗМ
Ж мн. нет urbanizm (1. maddi və mənəvi mədəniyyətin iri şəhərlərdə cəmləşdirilməsini və kəndin zərərinə olaraq şəhərlərin inkişafının gücləndirilməsini tələb edən nəzəriyyə; bax урбанизация; 2. şəhərlərin həyatını mədh edən cərəyan). смотреть
УРБАНИЗМ
УРБАНИЗМ
м кнжн urbanismo mСинонимы: градостроительство, стиль
УРБАНИЗМ
УРБАНИЗМ
УРБАНИЗМ, 1) в искусстве и литературе изображение и описание больших городов, динамики их жизни. 2) Направление в градостроительстве 20 в., считающее неизбежным и необходимым создание городов-гигантов с крупными зданиями.
. смотреть
УРБАНИЗМ
УРБАНИЗМ
УРБАНИЗМ. 1) в искусстве и литературе изображение и описание больших городов, динамики их жизни. 2) Направление в градостроительстве 20 в., считающее неизбежным и необходимым создание городов-гигантов с крупными зданиями. смотреть
УРБАНИЗМ
— в искусстве и литературе изображение и описание большихгородов, динамики их жизни. 2) Направление в градостроительстве 20 в.,считающее неизбежным и необходимым создание городов-гигантов с крупнымизданиями. смотреть
УРБАНИЗМ
Ударение в слове: урбан`измУдарение падает на букву: иБезударные гласные в слове: урбан`изм
УРБАНИЗМ
направление в градостроительстве XX в., считающее неизбежным и необходимым создание городов-гигантов с крупными зданиями; в искусстве и литературе — изображение и описание больших городов, динамики их жизни. смотреть
УРБАНИЗМ
м. архит. urbanesimo m
УРБАНИЗМ
1) 都市主义 dūshìzhǔyì2) (в искусстве и литературе) 大都市主义 dàdūshìzhǔyìСинонимы: градостроительство, стиль
УРБАНИЗМ
УРБАНИЗМ
УРБАНИЗМ
урбани’зм, урбани’змы, урбани’зма, урбани’змов, урбани’зму, урбани’змам, урбани’зм, урбани’змы, урбани’змом, урбани’змами, урбани’зме, урбани’змах
УРБАНИЗМ
УРБАНИЗМ
состояние, при котором достигается большая численность, плотность и гетерогенность местного населения. Характеристика городской цивилизации.
УРБАНИЗМ
урбани́змСинонимы: градостроительство, стиль
УРБАНИЗМ
м. 1. см. урбанизация; 2. урбанизм (буржуазиялык искусстводо жана адабиятта капиталисттик шаардын турмушун мактаган формалисттик багыт).
УРБАНИЗМ
Термин, используемый Луи Виртом для показа отличительных характеристик городской социальной жизни, таких, как, например, обезличенность.
УРБАНИЗМ
УРБАНИЗМ
м.urbanisme mСинонимы: градостроительство, стиль
урбанизм
Смотреть что такое «урбанизм» в других словарях:
урбанизм — а, м. urbanisme <лат. urbanus городской. 1. Буржуазное течение, отстаивающее интенсивное развитие материальной и духовной жизни в городских центрах в ущерб развитию деревни. БАС 1. 2. Изображение и воспевание жизни крупных городов,… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
Урбанизм — (от лат. urbs город) отражение в литературе (в ее тематике, образах, стиле) большого города с высокоразвитой техникой и индустрией, городского быта, особенностей психики, порожденных городским укладом. Городская тематика, появляясь со второй… … Литературная энциклопедия
УРБАНИЗМ — УРБАНИЗМ, 1) в искусстве и литературе изображение и описание больших городов, динамики их жизни. 2) Направление в градостроительстве 20 в., считающее неизбежным и необходимым создание городов гигантов с крупными зданиями … Современная энциклопедия
УРБАНИЗМ — 1) в искусстве и литературе изображение и описание больших городов, динамики их жизни2)] Направление в градостроительстве 20 в., считающее неизбежным и необходимым создание городов гигантов с крупными зданиями … Большой Энциклопедический словарь
УРБАНИЗМ — УРБАНИЗМ, урбанизма, мн. нет, муж. (от лат. urbanus городской) (книжн.). 1. Упадочная культура господствующих слоев большого капиталистического города. || Буржуазное течение, отстаивающее сосредоточение и развитие материальной и духовной жизни в… … Толковый словарь Ушакова
УРБАНИЗМ — УРБАНИЗМ, а, муж. (спец.). 1. Направление в искусстве, изображающее жизнь больших современных городов. 2. Направление в градостроительстве, утверждающее необходимость создания городов гигантов. | прил. урбанистический, ая, ое. Толковый словарь… … Толковый словарь Ожегова
Урбанизм — (франц. urbanisme, от лат. urbanus городской, urbs город), направление в градостроительстве XX в., представители которого утверждали главенство городов в современной цивилизации среди других форм расселения и в связи с этим уделяли… … Художественная энциклопедия
урбанизм — сущ., кол во синонимов: 2 • градостроительство (4) • стиль (95) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Урбанизм — (от лат. urbanus – городской) 1) в искусстве XX в. – тематика, связанная с образом жизни большого современного города; 2) направление в градостроительстве XX в., утверждающее необходимость создания городов гигантов. Большой толковый словарь по… … Энциклопедия культурологии
урбанизм — Совокупность признаков, свойственных городу или его жителю, и образ жизни, связанный с проживанием в гоороде … Словарь по географии
Значение слова УРБАНИЗМ в Литературной энциклопедии
[от лат. urbs — город] — отражение в лит-ре (в ее тематике, образах, стиле) большого города с высокоразвитой техникой и индустрией, городского быта, особенностей психики, порожденных городским укладом. Городская тематика, появляясь со второй трети XIX в. и получая все большее значение в лит-ре по мере развития промышленного капитализма,
607 выдвигалась прежде всего реализмом (Диккенс, Дизраэли, Теккерей, Бальзак, Т. Гуд, Э. Эллиот и др., в России — «натуральная школа», ранний Достоевский, Некрасов и др.). Из лит-ры вытеснялись замки, усадьбы, природа. Объектами описания становились машина, фабрика, железная дорога, толпа, человеческая масса как единое целое. Возник жанр «физиологий» городов, городских очерков («Очерки Лондона» Диккенса, «Физиологии» Бальзака, сборник «Физиология Петербурга», «Петербургские углы» Некрасова и т. д.); в лирике используются приемы городского фольклора. Тема города развертывалась в реалистической лит-ре в разрезе критики нового социально-экономического уклада, вскрытия его отрицательных сторон; подчеркивались контрасты городской нищеты и роскоши, внимание привлекали столичные углы, трущобы, мансарды; городской пейзаж рисовался в серо-грязных, хмурых тонах; изображение города получало подчас гротескный характер. Эту линию критического и реалистического изображения капиталистического города продолжал натурализм (Золя, Лемонье, Бласко-Ибаньес и др.). Описание города, его индустрии, городских предприятий, бирж, рынков, фабрик, магазинов и т. д. («Чрево Парижа», «Деньги» Золя) получает доминирующее значение. Создается целая эпопея о городах («Лурд», «Париж», «Рим» Золя). Интерес к производству отодвигает интерес к человеку на второй план; уменьшается роль индивидуальных героев, героем делается подчас обезличенная масса («Жерминаль» Золя). Основоположником поэзии У., прославляющей большие города, мир индустрии и техники, явился Уитмен («Листья травы», 1855), у которого, в условиях развития американского капитализма, апофеоз индустриального города сливался с апологией коллективизма, американской демократии. Уитмен искал и новую, динамическую форму для поэтического выражения этого нового содержания (устранение рифм, строф, метрической определенности, приближение стиха к прозе, композиция типа «каталога впечатлений» и т. п.). В декадентской и импрессионистической литературе рисовался образ не столько производящего, делового, сколько потребляющего города, с его ночными улицами, бульварами, кафе, театрами, притонами, «соблазнами» и пороками. Писателями, отрицательно относившимися к растущему промышленному капитализму, создавался образ большого города, как заманивающего и обманывающего миража, наваждения (в русской лит-ре от «Невского проспекта» Гоголя до «Петербурга» А. Белого, стихов и пьес Блока). Наиболее развернутое (по форме и содержанию) выражение У. получил в лит-ых течениях империалистической эпохи, к-рые и могут быть названы урбанистическими в собственном смысле слова. У. резко окрашивал художественные течения конструктивистского типа, возникшие в период предвоенной горячки, как футуризм в Италии, пароксизм, кубизм, динамизм во Франции, группа «Ниланд» в Германии и
608 др. Это искусство пело дифирамбы завоеваниям современной техники, провозглашая «религию скорости», прославляя аэропланы, экспрессы, автомобили и пр. Для него характерны быстрое мелькание и одновременность множества впечатлений, изображение предметов в движении, судорожный энергетизм, господство механических вещей, подавляющих человека, обезличивание, обездушивание человека, технологическая эстетика, газетно-телеграфная стилистика и т. д. В этих лит-ых течениях, связанных с наиболее агрессивными слоями империалистической буржуазии, фетишизация техники сливалась с апологией империализма, с восторгом перед его бронированным кулаком, с проповедью войны, с культом грубой силы. Рационализированное капиталистическое производство, подавляющее и растворяющее в себе личность рабочего, становится главным героем в описательных романах П. Ампа. Трактовка урбанистической тематики мелкобуржуазными поэтами эпохи империализма (в частности в лит-ых течениях экспрессионистического типа) отличалась резкой двойственностью, которая отражала расслоение и метания мелкой буржуазии. Верхарн со своим патетическим У. наиболее ярко выразил это колебание между ужасом перед «городом-спрутом» и восторгом перед городом — средоточием человеческого разума, воли, мощи. С огромной силой раскрывая социальные противоречия города, Верхарн разрешал их то в грядущей пролетарской революции, то в торжестве европейского империализма. Унанимисты (особенно Ж. Ромен) от страха интеллигента-одиночки, затерянного в городе, приходили к обожанию города, к жертвенно-блаженному растворению в толпах улицы, театра и т. п. Фетишизацию капиталистической техники, увлечение ею и страх перед ней отразил Келлерман («Туннель»). Восторг и страх перед большим городом — существенная тема у А. Гольца. В период послевоенного кризиса мелкобуржуазный бунт против капитализма с его обездушивающей техникой проявляется у немецких экспрессионистов, у Дюамеля. В период мирового экономического кризиса буржуазная и мелкобуржуазная лит-ра отражала испуг перед техническим прогрессом, выкидывая демагогические лозунги против У., за «возврат к земле». В русской лит-ре империалистической эпохи гимны городу, мотивы поклонения этому «будущему царю вселенной» впервые зазвучали в поэзии Брюсова, увлекавшегося в 900-х годах лихорадочно строившейся индустриально-урбанистической культурой. Веселящийся, паразитический буржуазный город воспевали эгофутуристы (Северянин, Шершеневич и др.). Атмосферой У. пропитано раннее творчество Маяковского. Но его У. служил не апологии, а критике капиталистической системы (разоблачение буржуазного потребительства, обнажение «язв» города, изображение подавленности человека капиталистической техникой и т. д.). В первые годы после Великой Октябрьской социалистической революции, в период особой
609 активности «левого» искусства, на известных участках советской лит-ры существовали тенденции У. и технологизма, являвшиеся результатом буржуазных влияний. Социалистическая культура ведет к уничтожению противоположности между городом и деревней, выдвигает на первый план не машину, а человека, овладевшего техникой. Соответственно в советской литературе снимаются специфические черты У. и связанного с ним техницизма. Б. Михайловский