упырь кто это такой
Значение слова «упырь»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Упырь приблизительно соответствует вампиру в западноевропейской мифологии и имеет много общего с вурдалаком в восточнославянской традиции, однако ещё в XIX веке персонажи эти чётко различались.
УПЫ’РЬ, я́, м. [тат. ubьr — злой дух; обжора]. 1. То же, что вампир в 3 знач. и листонос (зоол.). 2. То же, что вампир в 1 знач. (простореч.). Съест упырь меня совсем. Пушкин.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
упы́рь
1. мифол. в славянской мифологии — неупокоенный мертвец, убивающий людей и сосущий из них кровь ◆ Лишь только сошли с баштана, как увидели, что в некотором отдалении прямо противу нас шли: ведьма, вовкулака и упырь. В. Т. Нарежный, «Два Ивана, или Страсть к тяжбам», 1825 г. (цитата из НКРЯ)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: плодиться — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Страхи наших предков: упырь — что это за существо?
Поверья о неупокоенных мертвецах, которые после погребения встают из могилы и вредят живым, издавна встречаются в мифологии разных стран. Эти персонажи могут называться по-разному, но суть их примерно одинакова. В славянской мифологии такие существа известны как упыри.
Что означает это слово у славян?
Согласно славянской мифологии упырь – это мертвец, душа которого не смогла найти покой после смерти. Википедия называет таких покойников «заложными» – под этим подразумевается, что они умерли от неестественных причин и много грешили при жизни. Душа умершего не может отправиться в загробный мир, поэтому вынуждена оставаться на земле, пребывая между жизнью и смертью.
Такие люди при жизни обычно считались колдунами, оборотнями или по каким-то причинам были отлучены от церкви (еретики, убийцы, богохульники, самоубийцы). Также упырями могли стать дети, которые умерли некрещеными или люди, умершие без причастия.
Днем упыри скрываются в могилах и склепах, есть также поверья, что они могут жить и в других темных местах, например, подвалах домов. Ночью мертвецы встают и ходят по земле.В человеческом обличье они проникают в дома, прикладываются к груди спящих людей и сосут у них кровь, после чего съедают плоть.
В некоторых верованиях считается, что если упырь выпил кровь, но плоть жертвы не тронул, то впоследствии жертва сама станет упырем. В могилу покойник должен вернуться до рассвета, до крика третьих петухов, иначе он погибнет от солнца.
Упырей считали виновниками:
Внешность
Чаще всего упыри имеют человекоподобный облик и ту же внешность, что и при жизни. Они одеты в ту же одежду, в которой их похоронили, но практически всегда она изорвана. Считается, что упыри могут менять свой облик, превращаясь в кошку или летучую мышь, но чаще являются в образе человека. По некоторым поверьям, у них имеется хвост.
Отличительными особенностями упырей являются острые зубы и язык, красные глаза и ярко-красное лицо – такой цвет они приобретают от выпитой крови. От них исходит омерзительный запах.
Если могилу, в которой похоронен беспокойный мертвец, раскапывают, то обнаруживается, что его тело не подверглось гниению, но при этом покрыто ранами и укусами, отсутствовавшими при жизни. В могиле он лежит лицом вниз или на боку.
Способности
Упыри обладают внушительной физической силой, могут пробивать руками стены, но при этом немного неуклюжи и не отличаются ловкостью. Однако бегущего мертвеца практически невозможно догнать и так же невозможно от него убежать.
О своей жизни упырь обычно ничего не помнит, у него могут сохраниться воспоминания только о моменте смерти. Если его убили, то упырь находит убийцу и уничтожает его. Высоким интеллектом не отличается, основной его инстинкт – голод, толкающий на поиски добычи.
Как с ними бороться?
Справиться с упырем в открытом бою невозможно из-за его чудовищной физической силы. Поэтому при встрече его обманывали хитростью, зная любовь этих существ к счету. Что это значит и как можно это использовать? Увидев нежить, надо было немедленно его отвлечь, рассыпав перед ним горсть чего-то мелкого, например, пшеницы, риса или мака – считалось, что упырь не остановится, пока все не пересчитает.
Если в деревне возникало подозрение, что в округе появился упырь, крестьяне шли на кладбище и искали могилу с разрытой землей или еще каким-то образом потревоженную. Если недавно умер колдун, то его могилу раскапывали, подозревая, что это он вредит людям. Дальше с покойником необходимо было проделать определенные действия. Так, ему могли:
Более надежным было вбить упырю в грудь осиновый кол либо отрубить голову и поместить ее лицом вниз в ноги трупа. Ну а самым надежным способом справиться с упырем считалось сжигание его тела.
Чтобы защитить дом от упырей, крестьяне осеняли окна домов крестным знамением, а также выжигали над дверями и окнами кресты, используя для этого свечу, оставшуюся с Чистого Четверга.
Чем отличается от вурдалака и вампира?
Считается, что неологизм «вурдалак» впервые появился в русском языке в стихотворении А.С. Пушкина «Вурдалак», написанном в 1836 году. Он является искаженным вариантом слова «волколак», обозначающим у славян оборотня. После этого вурдалаками стали называть живых мертвецов, которые отличаются от упырей тем, что пьют кровь только своих родственников, уничтожая, таким образом, целые деревни.
Иногда вурдалака отождествляют с оборотнем. По другим поверьям, вурдалак – это человек, укушенный другим вурдалаком и полностью подвластный его воле.
Понятие «упырь» приблизительно соответствует «вампиру» в мифологии Западной Европы, но в XIX веке эти понятия окончательно разграничились.
Упырь обычно пьет кровь из груди, из сердца, а вампир предпочитает пить из горла жертвы. Вампира сложно обмануть, рассыпанные зерна в этом случае не помогут.
Однако способы убийства и той, и другой нечисти одинаковы, самые надежные – осиновый кол, отрубание головы и сжигание тела.
Свидетельства и упоминания в фольклоре
Первое упоминание об упырях в летописях датируется XI веком. Событие произошло в Полоцке. По ночам в городе стали слышать непонятный топот, а люди, которые выходили на улицу узнать, в чем дело, вскоре умирали от неизвестной болезни. Горожане решили, что в округе появился упырь. После этих событий последовали еще более грозные – в Киевской Руси начались засуха и эпидемии, виновниками которых тоже считаются упыри.
В славянском народном фольклоре, преимущественно в украинском, существует много быличек об упырях. Например, известна быличка о двух кумовьях, один из которых при жизни был колдуном, а после смерти превратился в упыря. Живой кум пошел на его могилу, увидел в земле отверстие и стал через него переговариваться с мертвецом. После заката упырь вылез из могилы и предложил живому пойти с ним в деревню.
В деревне они долго искали дом, окна которого не были осенены крестным знамением. Когда нашли, вошли туда, поужинали, не будя хозяев, а затем живой кум увидел, как упырь пьет кровь у младенца. Затем кумовья пошли на кладбище, где живому удалось сбежать от мертвеца обратно в деревню после крика третьих петухов. Днем могилу разрыли, обнаружили, что мертвец лежит лицом вниз, и вбили ему в затылок осиновый кол.
В настоящее время свидетельств об упырях практически не встречается, однако периодически обнаруживаются различные захоронения, трупы в которых оказываются связанными, пронзенными кольями или еще как-то изуродованными. Все в таких могилах указывает на то, что люди пытались обезвредить предполагаемого упыря. Такие захоронения были обнаружены:
Сейчас многие стародавние упоминания о вампирах и упырях возможно объяснить наличием тяжелых генетических заболеваний – порфирии и болезни Вильсона, при которых могут наблюдаться некоторые особенности внешности и поведения, характерные для подозреваемых в колдовстве и вампиризме людей.
Упырь – оживший мертвец, встающий по ночам из могилы, является одним из самых известных персонажей славянской мифологии. Особенно широко вера в них была распространена на территории современной Украины. Упыри имеют определенное сходство с вурдалаками и вампирами, но эти персонажи не являются полностью аналогичными и имеют существенные различия.
Славянская мифология – богатейший культурный пласт, оставленный нашими предками-язычниками. После Крещения Руси славяне, не готовые моментально отказаться от привычных традиций, привнесли в христианство долю языческого мировоззрения. Поэтому ответ на вопрос, кто такие упыри и вурдалаки, нужно искать в старославянской мифологии.
Кто такой упырь?
Если пользоваться современной терминологией, упырь – это вампир, выбирающийся из могилы по ночам для того, чтобы утолить свой голод. Но, в отличие от европейских «кровососов», настоящие упыри в России не гнушались и плотью жертвы. Существовало поверье, что если упырь не съел тело жертвы, а лишь выпил всю кровь – убитый сам станет чудовищем.
Женщина упырь – это бывшая колдунья и еретичка. Не найдя покоя после смерти, он по ночам возвращается домой и перебирает столовые приборы. Людей, которых ненавидела при жизни, она мучает, старается довести до смерти, особенно часто упырица издевается над нелюбимыми невестками, вытаскивая их за косу на улицу.
Как выглядит упырь?
Славянские упыри были абсолютно не похожи не только на современные представления о вампирах, но даже на своих зарубежных собратьев. Легенды описывают их как оборотней, способных по своему желанию принимать любой облик или становиться невидимыми. Часто упырь принимал облик мертвеца с железными зубами, глаза которого горели адским огнём.
Если поиски упыря доходили до раскапывания могилы, оказывалось что:
Существуют ли упыри?
Сложно с уверенностью сказать, что упыри существуют, но и опровергнуть это убеждение тоже невозможно. Изучением этой проблемы в России никогда тщательно не занимались. А вот в Европе в середине XVIII века случаи вампиризма расследовались на самом высоком уровне. Личный врач императрицы Марии Терезии Герард ван Свитен и известный учёный-богослов Антуан Августин Кальме в своих трактатах высказали абсолютно противоположные мнения на этот счёт. Кому из них верить – решать вам.
Чем отличается упырь от вурдалака?
Свидетельства об упырях
Первое летописное упоминание о упырях датировано XI веком и произошло в Полоцке. Тогда на улицах города по ночам раздавался топот и человек, неосторожно вышедший на улицу, вскоре умирал от неизвестной болезни. Сразу после появления упырей в Полоцком княжестве, во всей Киевской Руси начались беды:
Более поздние рассказы о упырях появлялись в сказках и побывальщинах, героем которых часто выступал солдат, которому с помощью хитрости и везения удавалось ускользнуть от упыря. Больше всего эти поверья были распространены в южных губерниях, на территории современных Украины и Белоруссии.
Как бороться с упырями?
Методы борьбы с этими чудовищами были похожи у многих народностей. Если возникало подозрение, что деревню терроризирует упырь, жители шли искать могилу, на которой была бы разрыта земля или имелись ещё какие-то признаки того, что покойнику не лежится спокойно в гробу. Либо, если недавно умирал человек, о котором говорили, что он знался с нечистой силой, раскапывали его могилу. Потом делали следующее.
При встрече с упырём защищались крестом или сильной бранью, считалось, что нечисть боится ругательств. Ещё можно было отвлечь чудовище маком, рисом, пшеницей – чем-то мелким и имевшимся в больших количествах – упыри в славянской мифологии в таком случае немедленно начинал считать зёрна и не могли остановиться, пока всё не пересчитают.
Для защиты дома использовались:
7 Фактов
Интересные факты обо всём на свете
Упырь: кого боялись наши предки
Упырь – одно из самых известных существ славянской мифологии. В них превращаются самоубийцы и умершие не своей смертью. С приходом на Русь христианства в упырей превращались умершие некрещёными, колдуны и еретики.
Кто такой упырь?
Упыри днём находились в могилах, а ночью выходили из них и пили кровь. Выпив всю кровь из жертвы, упырь съедал её. Если он только пил кровь, человек превращался в такое же существо. Упыри обычно не помнят своей жизни до смерти, он помнят лишь момент своей гибели. Но некоторые из них разумны и помнят всю свою жизнь. Первым делом упырь нападает на своего убийцу или того, кого ненавидел при жизни. Потом он просто охотится на людей. считается, что если прикоснуться к упырю, можно умереть от неизвестной болезни. Именно на упырей возлагали ответственность за моры, засухи и неурожаи.
Как обнаружить упыря
Упыря сложно обнаружить. Выглядит он как человек, только лицо у него красное, а клыки больше, чем у обычных людей. Куда проще обнаружить могилу, из которой он выходит. Около неё всегда есть следы раскапывания. На теле, лежащем в гробу, отсутствуют следы тления.
Упыри могут жить не только на кладбищах. Иногда они поселяются в лесах. Но там упырь долго не задерживается. Волки и медведи – его заклятые враги, которые без труда выгонят нечисть из своего леса. Изредка упыри поселяются в тёмных сараях или подвалах.
Как справиться с упырём
Избы защищались от упырей путём совершения крестного знамения на окнах и дверях. На двери выжигали кресты свечой, оставшейся с Чистого Четверга. У двери рассыпали пшено или другую крупу. Всю. Ночь упырь считал зёрна, а с первым лучом солнца погибал. На подоконниках раскладывали куски железа. Во дворах держали родившихся первыми или имеющих по пятну над каждым глазом собак.
Упыри – жуткие славянские кровопийцы
На Руси было сложено множество преданий о самых разных, порой очень жутких существах. К ним стоит отнести и упырей. Их часто сравнивают с европейскими “коллегами” – вампирами, однако между ними и упырями есть существенные различия.
Но главное: упыри были исконно русскими мифическими существами, порождёнными воображением людей. Как рассказывал народ, они являлись живыми мертвецами, что по ночам искали своих жертв. В большинстве своём упыри питались человеческой кровью, хотя порой не брезговали и звериной.
Упыри воплощали один из самых главных страхов наших предков, являлись поистине жутким кошмаром. Одни рассказы о них повергали людей в ужас – и это вполне ясно, если познакомиться с преданиями об этих созданиях. Что же мы знаем о жутких славянских упырях? И почему называть их вампирами не совсем корректно?
Ночь – излюбленное время упырей / © Мария Iv / artstation.com
Кто становился упырём?
Предания об упырях принадлежат к самому популярному пласту народного творчества – легендах о восставших мертвецах, что приносят зло людям. Наши предки старались понять природу смерти и, не находя ответа на волнующие вопросы, вынуждены были сами воображать, что может происходит с душой человека после его физической кончины.
При этом особенно затрагивала людей тема неупокоенной души. Упыри причислялись именно к тем мертвецам, что не могли обрести покой после своей смерти. Причины на то могли быть самыми разными – самоубийство, гибель от руки преступника, неверно исполненный погребальный обряд.
От голодного упыря лучше держаться подальше / © Jokubas Uogintas / artstation.com
Стать упырём мог и грешник, чья душа не могла спокойно отправиться в загробный мир, а потому превращалась в вечного скитальца. Конечно, при подобных обстоятельствах дух чаще всего становился обозлённым и мстительным. Он завидовал живым людям, а потому стремился принести зло и горе.
К упырям могли причислять колдунов и оборотней, людей, что по каким-либо причинам были отлучены от церкви. Также обратиться в этих существ могли дети, умершие в младенчестве некрещёными.
Кстати, хочу отметить, что наибольшее число легенд об упырях встречается в южнорусских землях. В северных регионах рассказывали о своих монстрах, а вот о мертвецах, пьющих кровь, упоминали крайне редко.
Вопящий упырь / © Svetlin Velinov / artstation.com
Особенности названия
Но что значит название этих существ? На этот счёт у исследователей есть самые разные точки зрения. Наиболее примитивный подход – сравнивать некоторое созвучие слов “упырь” и “вампир”. По мнению исследователей, они имеют совершенно разное происхождение.
Учёный М.Фасмер высказал интересную версию о соотношении названия упырей со словом “нетопырь”, являющимся определением для летучей мыши. Впрочем, это далеко не единственное предположение. По мнению Е.Е.Левкиевской, происхождение названия следует искать в древних ритуалах:
“Некоторые считают, что оно означает «раздутый» от крови жертв, другие полагают, что древняя форма этого слова значит “несожженный”, “не преданный огню” (от общей индоевропейской традиции кремировать покойника и связано с греческим словом “жертва без огня, не принятая богами”, латинским purus “чистый”, хеттским pahhur “огонь”.
Повстречаться с таким количеством упырей – смертельно опасное приключение / © Александр Лян / artstation.com
Облик упырей
Весьма примечательным был и облик упыря. Считали, что он появляется в обличье умершего (таким, каким тот был при жизни). Нередко рассказывали, что на упырях видели одежду, в которой человек был похоронен.
Над его коленом можно заметить нарост – он скрывает отверстие, через которое душа покидает тело. У упыря мог быть “проваленный” нос или яркие пухлые губы, предназначенные для высасывания крови. Порой люди упоминали, что у всех упырей острые зубы, а язык напоминает жало.
Старый упырь / © Ira Arn / artstation.com
Упыри и вампиры – в чём разница?
Одно только общее описание упырей указывает, что на европейских вампиров они были не слишком похожи. Именно об этом пишет и Алексей Толстой в произведении “Упырь”:
Важным аспектом является и происхождение упырей и вампиров. Европейский “коллега” славянского кровососа стал образом, сформировавшимся на основе литературных произведений, фильмов и компьютерных игр, а вот легенды об упырях значительно более древние, поскольку рождены из старинных преданий и фольклора славян.
Ещё много веков тому назад наши предки рассказывали, что по ночам упыри выискивают людей, на которых нападают и выпивают кровь. Голодный и разъярённый упырь мог обескровить и животное, например, домашнюю скотину или птицу.
Но как же можно было бороться с упырями? Большинство методов известны даже современным людям – благодаря тому же фольклору. Чтобы обезвредить мертвеца-кровопийцу, использовали кол (восточные славяне – осиновый, южные — терновый).
Иногда прибегали к радикальным методам, когда требовалось разрезать тело покойного на несколько частей, перерезать сухожилия и проколоть в нескольких местах кожу. Конечно, подобные поверья сегодня кажутся жуткими и диковатыми, но не стоит забывать, что эти поверья – часть нашего прошлого.