управляющий директор что это значит
Директор и управляющий — в чем разница
Обычно в акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью назначается директор – исполнительный орган, который управляет текущими делами предприятия и отвечает перед учредительными органами за проделанную работу. Однако с целью экономии средств на внесение страховых взносов и оплаты налогов, учредители могут назначить главой предприятия и управляющего. В чем разница между руководящими органами?
Директора принимают на работу на предприятие по трудовому контракту, потому на отношения, что возникают между ним и непосредственным работодателем распространяется трудовое законодательство. Управляющего нанимают по гражданско- правому договору, в котором должно быть предусмотрено все – от срока пребывания на занимаемой должности до оплаты его услуг.
Директором предприятия может быть любой человек, главное, чтобы его профессиональные навыки были достаточны для выполнения возложенных на него обязательств. Управляющим может быть только предприниматель, в видах экономической деятельности которого указано, что он имеет право оказывать услуги по управлению предприятием. Отличий в полномочиях директора и управляющего нет, главное, чтобы они были определены в уставе. Оба исполнительных органа выполняют только те функции по управлению предприятием, которые им передаются собранием учредителей.
Генеральный директор или управляющий?
Мошкович М. Г.
Разбираемся со статусом руководителей АО и ООО.
Мы уже не раз комментировали поправки в Гражданский кодекс, вступившие в силу с 1 сентября 2014 г. Но как выяснилось, изменения, касающиеся оформления отношений с руководителем хозяйственного общества, получили неоднозначное толкование. В связи с этим мы изучим их сегодня подробно.
Кто может руководить АО или ООО
Более чем за 15 лет действия Законов об АО и ООО все уже усвоили, что руководство обществом можно организовать так:
Как оформить отношения с руководителем-физлицом
Таким образом, ничего не изменится до тех пор, пока в Законы об АО и ООО, а также в ТК не будут внесены поправки, исключающие трудовые отношения с руководителем. Так считает и специалист по трудовому праву.
Из авторитетных источников
Я считаю маловероятным переход исключительно на гражданско-правовые отношения с руководителями АО или ООО. О подготовке соответствующих изменений в Трудовой кодекс у меня информации нет».
Аналогичное мнение высказала другой привлеченный нами эксперт, судья ВАС в отставке.
Из авторитетных источников
«Действительно, с 01.09.2014 ст. 53 ГК РФ дополнена п. 4, согласно которому отношения между организацией и лицом, входящим в состав ее органа, регулируются ГК РФ и принятыми в соответствии с ним законами о юридических лицах. Однако п. 3 ст. 69 Закона от 26.02.95 N 208-ФЗ не отменен, следовательно, на отношения между обществом и директором действие Трудового кодекса распространяется в части, не противоречащей положениям Закона об АО».
Положения гл. 43 ТК не применяются к руководителям только в двух случаях :
если управление организацией передано по договору управляющему-ИП (управляющей компании).
Сколько может быть руководителей
независимо друг от друга.
Если ваши участники надумают внедрить у себя такое новшество, то им нужно будет :
Ведь вам должно быть ясно, кто и в каком порядке будет подписывать документы.
К примеру, второй генеральный может быть запасным и выполнять функции единоличного исполнительного органа только в период отсутствия «основного игрока» на работе;
— зарегистрировать изменения в уставе;
гл. 43 ТК РФ
подп. 2 п. 2.1 ст. 32, п. 1 ст. 42 Закона от 08.02.98 N 14-ФЗ; п. 1 ст. 69 Закона от 26.12.95 N 208-ФЗ
п. 4 ст. 53 ГК РФ
п. 3 ст. 69 Закона от 26.12.95 N 208-ФЗ
п. 1 ст. 40 Закона от 08.02.98 N 14-ФЗ
ст. 273 ТК РФ
п. 3 ст. 65.3, п. 1 ст. 53 ГК РФ
п. 3 ст. 65.3 ГК РФ
п. 1 ст. 53 ГК РФ
подп. «л» п. 1, п. 5 ст. 5 Закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ
приложение N 6 к Приказу ФНС от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@
Постановления ФАС УО от 11.06.2012 N Ф09-4929/12; ФАС ВВО от 03.07.2009 N А11-9623/2008-К2-18/484
ст. 5.27 КоАП РФ
Чем ИП – управляющий выгоднее гендиректора: риски и преимущества для бизнеса
Введение ИП – управляющего в качестве единоличного управляющего органа — один из распространенных способов управления обществом. Он позволяет не содержать в штате дорогого по зарплате генерального директора. И в то же время им нельзя злоупотреблять. Важно правильно заключать договор, перечислять управляющему за его услуги адекватные суммы и учитывать еще ряд нюансов.
В ст. 69 Федерального закона от 26.12.95 № 208-ФЗ говорится, что в качестве единоличного исполнительного органа общества можно привлекать управляющего. Хотя в компания одновременно может быть два единоличных исполнительных органа, то есть допускается привлекать и управляющего, и гендиректора. Главное — предусмотреть это в уставе и четко разделить полномочия между генеральным директором и управляющим.
Преимущества ИП – управляющего
Такой способ управления обществом позволяет значительно экономить.
Во-первых, благодаря ему можно снизить зарплатные налоги. Вместо 13 % НДФЛ и 30 % страховых взносов в фонды, которые придется платить за гендира, как и любого другого сотрудника компании, ИП – управляющий обходится единым налогом в размере 6 %, который уплачивается им самостоятельно. Правда, помимо этих 6 % на него возлагаются фиксированные страховые взносы, размер которых за 2019 год составляет 29 354 руб. — на ОПС (если доход за год превышает 300 000 руб., то помимо взносов в фиксированном размере ИП уплачивает еще 1 % с суммы дохода, превышающего этот предел) и 6 884 руб. — на ОМС.
Во-вторых, за счет расходов на управляющего можно снизить налогооблагаемую базу по налогу на прибыль. Согласно п. 18 ст. 264 НК РФ, к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся и расходы налогоплательщика на управление организацией или отдельными ее подразделениями, а также расходы на приобретение услуг по управлению организацией или ее отдельными подразделениями.
В-третьих, согласно Письму ЦБ РФ от 02.08.2012 N 29-1-2/5603 наличные деньги, полученные ИП с банковского счета, могут без ограничений расходоваться им на личные (потребительские) нужды. Таким образом, благодаря ИП – управляющему гарантируется легальная обналичка под 6 %. У вас появляется возможность выводить на ИП серьезные суммы денежных средств.
Ведение бизнеса по закону. Сервисы для ИП и ООО младше 3 месяцев
Какие риски связаны с ИП – управляющим
Помимо плюсов есть и минусы. Хотя справедливости ради надо сказать, что если риски и возникают, то в основном в результате неправильных действий самого бизнеса.
Переквалификация договора
Самая главная опасность — это риск переквалификации договора на управление в трудовой договор. Такая вероятность предусмотрена ст. 19.1 ТК РФ и возникает в ситуациях, когда договор неграмотно составлен и содержит в себе признаки трудового договора. Причем трудовые отношения между работником и работодателем будут считаться возникшими со дня фактического допущения физлица, являющегося исполнителем по договору, к исполнению предусмотренных указанным договором обязанностей.
Таким образом, если договор ГПХ по итогам проверки признали трудовым, то по факту этот договор будет считаться трудовым со дня заключения с ИП договора ГПХ.
Какие признаки трудовых отношений не должны содержаться в договоре об управлении
Прежде всего нужно помнить о том, что управляющий — это не подчиненный. Поэтому предъявлять к нему стандартные требования и предлагать ему условия, аналогичные тем, что имеют другие сотрудники, нельзя.
Какие признаки не стоит включать в договор об управлении:
Во время проверки налоговики часто общаются с сотрудниками компании. Они могут спросить их, часто ли ИП находится в офисе, какой у него режим труда. По их ответам налоговая воссоздает реальную картину происходящего. Поэтому важно, что и как сотрудники будут отвечать на вопросы в рамках налоговых проверок.
Необоснованные затраты и отсутствие документального подтверждения
Еще один риск — это признание затрат на управляющего экономически необоснованными. То есть, нанимая управляющего, компания должна иметь сформулированную цель, в противном случае ей будет сложно объяснить свое решение. Налоговики посчитают, что управляющий понадобился ей не для улучшения экономических показателей, а просто для вывода денег и экономии зарплаты.
Деловые цели для найма ИП-управляющего
Их может быть несколько:
1. Вы повышаете уровень ответственности руководителя.
Если в результате действий и решений управляющего компания упала в финансовых показателях, то он будет нести ответственность. По договору ее можно расширить.
Другой аргумент заключается в том, что ИП отвечает всем своим личным имуществом (а управляющий находится в статусе ИП).
2. Вашей компании необходим антикризисный менеджмент.
Обосновать деловую цель в данном случае можно тем, что управляющий помог компании повысить показатели продаж, расширить каналы сбыта и т.д. Эффективность управляющих вправе оценивать общее собрание акционеров.
3. Вы можете регулировать вопросы расторжения договора, вознаграждения.
В отличие от обычного сотрудника, с управляющим проще разорвать договор.
Вопрос вознаграждения управляющему
Все сделки, которые компания заключает, должны быть экономически обоснованными, а управляющему она должна платить такое вознаграждение, которое он заслуживает. Поэтому вознаграждение управляющего в договоре всегда прописывается в процентном соотношении к его показателям. Так, например, если прибыль компании растет, то он получает большое вознаграждение, если падает, то и вознаграждение меньше.
Как показывает практика, на управляющего не рискованно выводить до 25 % от скорректированного общего дохода (СОД). Выплаты, которые превышают этот процент, вызывают вопросы у налоговиков.
Под СОД подразумеваются прибыль, которая рассчитывается по формуле: Общий доход компании — Возобновляемый товарный запас.
Общий доход компании — это все деньги, физически поступившие в кассу предприятия, а возобновляемый товарный запас — сумма денежных средств за реализованный товар, услугу и т.д.
Признание затрат на управляющего документально неподтвержденными может возникнуть в ситуации, когда управляющий не подтверждает факт выполнения своих обязанностей в виде актов, отчетов и других документов.
Элементы договора об управлении
Есть целый перечень требований, которые важно внести в договор с ИП-управляющим.
Например, вы можете заключить договор об управлении на год, предусмотрев обязанность управляющего в виде увеличения дохода компании с 70 млн до 150 млн руб.
Договор не должен свидетельствовать о том, что управляющий — номинальный. Реальный управляющим действительно управляет и в случае налоговой проверки он должен быть готов дать разъяснения по своей работе.
Как вычисляют липовых ИП – управляющих
Существует богатая судебная практика по вопросам, связанным с реальной деятельностью ИП – управляющих в компаниях и переквалификацией договоров с ними в трудовые. Как правило, на подводные камни и хитрые схемы указывает не один признак, а целый комплекс обстоятельств и деталей.
Возьмем, например, Определение Верховного Суда РФ от 25.05.2018 N 303-КГ18-1430 по делу N А73-3767/2017. В нем рассматривается ситуация, когда договор заключается с ИП – управляющим ООО, который ранее работал в этой же компании директором. В результате проверки из ПФР было установлено сразу несколько подозрительных моментов.
Договор об управлении устанавливал регулярную и гарантированную оплату труда в конкретной сумме, а также ежеквартальное вознаграждение в размере от 10 до 30 % от прибыли. При этом в договоре не были определены конкретные сроки оказания услуг и результат, который должен быть продемонстрирован исполнителем. А этот пункт является ключевым для гражданско-правовых отношений.
Проверяющих также заинтересовал тот факт, что ИП – управляющий наделялся правом без доверенности действовать от имени компании: подписывать документы, издавать приказы, утверждать штатное расписание, устанавливать и изменять должностные оклады и т.д.
Верховный суд решил, что все эти признаки свидетельствуют о фактическом заключении трудового договора. Соответственно, на сумму выплат нужно было начислить страховые взносы. В итоге компании было доначислено взносов на сумму 3,5 млн руб. Помимо этого ее наказали за неуплату взносов штрафом в размере 712 000 руб.
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Чем отличается генеральный директор от директора? Полномочия, права и обязанности, порядок назначения и увольнения
В структуре любого предприятия обязательно есть руководитель. Как именно он называется, чаще всего зависит от желания учредителей и устава предприятия. В структуре предприятия должность главного управляющего может называться «директор», «генеральный директор», «управляющий» или даже «президент». В чем же состоит отличие? Чем отличается генеральный директор от директора, и какие функциональные обязанности имеет каждый из них? Разобраться в этих вопросах самостоятельно бывает непросто. Так что давайте попробуем сделать это вместе.
В чем разница?
Итак, чем отличается генеральный директор от директора? Не стоит искать принципиальное отличие в названии этих должностей с юридической точки зрения. Тут важно практическое использование понятий.
Прежде всего, на формирование названия каждой должности влияет сфера деятельности организации: бизнес или некоммерческая активность. Чаще всего бывает так:
Генеральный директор: особенности должности
Чтобы понимать, чем отличается генеральный директор от директора, попробуем разобрать что же именно представляет собой эта должность.
Как мы уже выяснили само словосочетание используется для обозначения главной должности в управлении коммерческой организацией. Генеральный не обязательно то же самое, что и директор-учредитель. Он может и вовсе быть наемным сотрудником и совершенно не участвовать в акционерном капитале организации. Иногда название «генеральный директор» заменяется другими терминами. Обычно это президент. Но такое определение чаще всего применяется для наречения руководителя группы компаний, в то время как генеральный директор — единоличный руководитель обособленной организации.
Кто составляет должностную инструкцию?
В соответствии с законодательной базой, генеральный директор избирается сообразно с решением собрания Совета учредителей. Основываясь на протоколе заседания, подготавливается приказ о назначении на эту должность конкретного лица. Кроме того, Совет учредителей разрабатывает специальную должностную инструкцию и трудовой договор. Стоит заметить, что эти документы составляются не для конкретного лица, а именно для самой должности вне зависимости от того, кто ее занимает. Там прописываются все условия работы и полномочия генерального директора. Только после составления этих документов издается Приказ о назначении, который и подписывает сам руководитель. После этого подпись ставится также в договоре и должностной инструкции.
Если речь идет об ООО, созданном коллективом учредителей, то инструкцию утверждает один из директоров, уполномоченный общим решением Совета. Если учредитель предприятия один, то все решения принимаются и утверждаются им самостоятельно. Основанием считается решение о создании ООО, даже если генеральным директором будет он сам.
Требования к оформлению
Принципы работы каждого отдельно взятого генерального директора могут различаться в зависимости от специфики предприятия. Именно поэтому и разрабатывается должностная инструкция. В этом документе отражаются все основополагающие принципы работы.
Должностная инструкция обычно содержит такие разделы:
В соответствии с данным документом и осуществляются все работы. Внесение изменений в эту инструкцию возможно только по решению Совета акционеров (учредителей) предприятия.
«Генеральные» обязанности
Вне зависимости от специфики работы предприятия можно выделить несколько основных пунктов, которые прописываются в должностной инструкции:
На плечи генерального директора ложится также материальная и юридическая ответственность в рамках административного или уголовного производства, возмещение убытков в случае нарушения законодательства, а также причинения вреда статусу или имуществу фирмы в случае ненадлежащего выполнения своих обязанностей.
Кто такой директор?
Как мы уже выяснили, в некоторых случаях термин «директор» может быть идентичен рассмотренному выше. Однако в российской практике он чаще всего применяется:
В последнем случае для обозначения руководителя функционального направления используется словосочетание «заместитель директора». Хотя, конечно, и в коммерческих структурах заместителей хватает.
Обязанности
В обязанности директора обычно входит:
В обязанности директора также входит:
Чем отличается инструкция генерального от просто директора?
Если структура предприятия предполагает наличие и генерального директора и директоров направлений, их должностные инструкции отличаются кардинально. Отличия, прежде всего, заключаются в делегировании полномочий и уровне ответственности.
Особенности деятельности директора в разных сферах хозяйствования
Несмотря на то что всякая руководящая должность предусматривает примерно одни и те же полномочия, в разных сферах хозяйственной деятельности имеются свои особенности. Поэтому чтобы занимать должность директора или гендиректора в той или иной области хозяйствования нужно обладать некоторыми специфическими навыками.
В общем, везде есть своя специфика, а должность директора или гендиректора — это не только красивое слово и много полномочий, но еще и огромная ответственность. Причем чем «громче» слово, тем ответственности больше.
Управляющая компания вместо генерального директора
Что говорит закон об управляющей компании как исполнительном органе общества
Возможность избрать в качестве единоличного исполнительного органа (ЕИО) управляющую компанию предусмотрена как в обществах с ограниченной ответственностью (ООО), так и в акционерных обществах (АО).
В п. 1 ст. 42 закона «Об ООО» от 08.02.1998 № 14-ФЗ определена возможность передачи полномочий ЕИО управляющему. Понятие управляющего раскрывается в подп. 2 п. 2.1 ст. 32 закона. Им может быть коммерческая организация или индивидуальный предприниматель.
Для акционерных обществ определения несколько иные. Пункт 1 ст. 69 закона «Об АО» от 26.12.1995 № 208-ФЗ разделяет понятия управляющей организации (коммерческое предприятие) и управляющего (индивидуальный предприниматель). При этом принять решение о назначении управляющей организации или управляющего может только общее собрание акционеров по предложению совета директоров или наблюдательного совета.
Почитайте об индивидуальном предпринимателе, исполняющем функции руководителя ООО, в публикации «Может ли ИП быть генеральным директором ООО?».
ВАЖНО! Гражданский кодекс РФ предусматривает возможность передачи полномочий ЕИО нескольким физическим или юридическим лицам (п. 3 ст. 65.3 ГК РФ). Но такая норма должна быть прописана в Уставе организации. Это дает возможность передавать каждой управляющей компании лишь часть полномочий гендиректора. Кроме того законодательством не запрещено передать лишь часть полномочий управляющей компании или ИП, но в данном случае потребуется либо оставить директора для осуществления не переданных управляющей компании полномочий, либо распределить их между другими органами ООО.
Как оформить договор с управляющей компанией в качестве ЕИО
Договор с управляющим или управляющей организацией подписывает лицо, председательствовавшее на собрании, на котором было принято решение об избрании ЕИО. Если при заключении договора с гендиректором-физлицом необходимо руководствоваться как гражданским, так и трудовым кодексом, то заключение договора на управление предприятием с юрлицом избавляет собственников от трудовых правоотношений с руководителем.
Четких требований к содержанию договора на передачу полномочий ЕИО управляющей компании нет. Суды определяют договор на управление организацией отдельным видом договора, не имеющим отношение к доверительному управлению имуществом. Такую позицию высказал, например, ФАС Поволжского округа в своем постановлении от 21.05.2009 № А55-13261/2008.
ВАЖНО! В договоре с управляющей компанией может быть предусмотрено и ведение бухучета предприятия, юридическое обслуживание и иные услуги. Такой вывод содержится, например, в постановлении Четвертого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2012 № А78-7551/2011.
Как зарегистрировать изменения в ЕГРЮЛ в случае, когда единоличный исполнительный орган — управляющая компания
В течение 3 рабочих дней после вступления в силу договора с управляющей компанией необходимо подать заявление для внесения записи в ЕГРЮЛ по форме 13014. Если этого не сделать вовремя, то регистрирующий орган вправе наложить административный штраф в размере 5000 рублей или выписать предупреждение (п. 3 ст. 14.25 КоАП). Если этого не сделать совсем, то штраф предполагается в размере от 5000 до 10 000 рублей (п. 4 ст. 14.25 КоАП).
Почитайте о том, как внести сведения о документе, удостоверяющем личность руководителя, в ЕГРЮЛ, в публикации «Смена паспортных данных учредителя и директора ООО».
При передаче полномочий гендиректора управляющей компании возникает спорный вопрос с адресом организации. Закон не обязывает менять адрес предприятия на адрес управляющей компании. Несовпадение адреса организации и адреса управляющей компании не может служить причиной для отказа в госрегистрации изменений в ЕГРЮЛ. Такие разъяснения даны в письме Минфина РФ от 12.12.2016 № 03-12-13/74221. Есть и арбитражная практика, подтверждающая такую позицию (постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 21.10.2016 № Ф06-13202/2016 по делу № А65-3626/2016).
Кто фактически осуществляет функции руководителя при передаче полномочий управляющей компании
После внесения записи в ЕГРЮЛ без доверенности представлять интересы предприятия может только генеральный директор управляющей компании. Но он вправе оформить доверенность на представление своих интересов на иное лицо. Изменение доверенного лица или ЕИО управляющей компании не обязывает организацию вносить запись в ЕГРЮЛ. Такую позицию подтверждает письмо ФНС России от 31.01.2014 № СА-4-14/1645@ (приложение 1, графа 14.2.05.36).
Закон не обязывает нотариально удостоверять доверенность, выдаваемую руководителем управляющей компании. Подтверждает это и арбитражная практика (постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2015 № 10АП-19144/2014).
Формулировки в документах организации будут достаточно длинными и могут звучать следующим образом: ООО «История» в лице действующего на основании договора на передачу полномочий ЕИО № 1 от 08.06.2017 и Устава управляющего — ООО «Управляющая компания» в лице директора Барсукова И. С., действующего на основании Устава (или в лице Ступчикова А. П., действующего по доверенности № 5 от 15.06.2017).
В банковской карточке в качестве лиц, обладающих правом подписи платежных документов, указывается управляющая организация в лице ее руководителя или ее представителя, которого наделяют соответствующими полномочиями на основании распорядительного акта или доверенности. Об этом говорится в п. 7.5 инструкции Банка России «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам), депозитных счетов» от 30.05.2014 № 153-И.
Как отразить расходы на управление организацией в бухгалтерском и налоговом учете
Налоговые органы не всегда признают расходы по договору с управляющей компанией. Причиной тому является отсутствие подобных затрат в закрытом перечне расходов, предусмотренных НК для уменьшения налогооблагаемой базы по единому налогу при УСН.
А в случае с налогом на прибыль причиной часто является неправильная трактовка налоговиками положений договора на управление. Как, например, в уже упомянутом постановлении ФАС Поволжского округа № А55-13261/2008. Налоговые органы рассматривают управляющую компанию не как ЕИО, а как исполнителя, оказывающего услуги по управлению предприятием, что в понимании налоговиков должно исключать одновременное наличие в штате предприятия любых специалистов, занимающих управляющие должности.
Для того чтобы снизить вероятность появления претензий со стороны ФНС, следует очень четко прописать предмет договора на управление.
А в случае с упрощенкой даже хорошо составленный договор не поможет уменьшить налогооблагаемую базу. Письмо Минфина РФ от 13.02.2013 № 03-11-06/2/3694 дает однозначное разъяснение о том, что это невозможно даже несмотря на то, что в расходы принимаются бухгалтерские, аудиторские и юридические услуги. Затраты по договору на осуществление полномочий ЕИО к таким услугам не относятся. Нельзя их включить и в материальные издержки.
В бухучете расходы по договору с управляющей компанией относятся на тот же счет, на который начислялась бы зарплата руководителя. В зависимости от вида деятельности проводка может выглядеть так:
Итоги
Законом описаны далеко не все тонкости, возникающие при назначении управляющей компании вместо генерального директора. Поэтому некоторые вопросы, вероятно, придется решать в судебном порядке. Но если максимально подробно описать взаимодействие с управляющей компанией в договоре, то многих проблем удастся избежать.