управлять ученическим коллективом это значит
• использования комплекса педагогических воздействий на коллектив;
• постоянной и многосторонней заботы членов коллектива друг о друге в повседневной жизни;
• создания таких ситуаций в жизни коллектива, которые способствуют его положительному влиянию на отдельных членов;
• расширения функций ученического самоуправления;
• объединения усилий всех тех, кто участвует в работе с коллективом.
Стили руководства коллективом., Первое экспериментальное исследование психологического климата и стиля руководства было начато в 1938 г. немецким психологом К. Левиным. Были подобраны инструкторы, которые демонстрировали 3 типа руководства: авторитарный (руководитель командовал, единолично определял направление деятельности группы, пресекал всякую инициативу, давал задания, подводил итоги, наказывал и миловал), демократический (оценивались факты, а не личности, группа принимала участие в обсуждении заданий и хода работы) и попустительский (обрекал дело на самотек, каждый делал что хотел). Каждые шесть недель они менялись местами
К.Левин выделил 3 стиля руководства (лидерства):
Особенно важным фактором, влияющим на эффективность управления коллективом, АС. Макаренко считал выбор цели. Практическую цель, которая способна увлечь и сплотить воспитанников, он называл перспективой. В практике воспитательной работы АС. Макаренко различал 3 вида перспектив:
Средняя перспектива, по мнению А. С. Макаренко, заключается в проекте коллективного события, несколько отодвинутого во времени.
Система перспективных линий должна пронизывать коллектив. Выстроить ее нужно так, чтобы в любой момент времени коллектив имел перед собой яркую увлекательную цель, жил ею, прилагал усилия для ее осуществления. Развитие коллектива и каждого его члена в этих условиях существенно ускоряется, а воспитательный процесс протекает естественно
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Эффективное управление педагогическим коллективом
Современное образование претерпевает большие изменения. В жизнь системы образования страны прочно вошел Федеральный государственный образовательный стандарт. С началом введения ФГОС происходит планомерное обновление всех сфер жизнедеятельности каждого образовательного учреждения.
Модернизация системы образования влечет за собой существенные и качественные изменения в практике работы педагогического коллектива. Поэтому главной и важной задачей администрации нашего лицея стало взращивание мыслящего и творческого педагога, способного сделать выбор не только в познавательном, но и жизненно-практическом плане.
А это возможно при качественном управлении и рассматривается как профессиональная деятельность. От уровня управления зависит эффективность учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении, в также удовлетворенность потребностей у родителей и общества, которые являются заказчиками.
Каждый руководитель не раз задумывался об эффективности управления педагогическим коллективом, применяя те или иные теории менеджмента на собственной практике.
Теория менеджмента привлекает, прежде всего, своей личностной направленностью, когда деятельность менеджера (управляющего) строится на основе подлинного уважения, доверия к своим сотрудникам, создания для них ситуаций успеха. Именно эта сторона менеджмента существенно дополняет теорию внутришкольного управления.
Система управления педагогическим коллективом школы
Педагогический анализ в структуре управленческого цикла занимает особое место: с него начинается и им заканчивается любой управленческий цикл. Исключение педагогического анализа из общей цепи управленческой деятельности приводит к ее распаду, когда функции планирования, организации, контроля, регулирования не получают в своем развитии логического обоснования и завершения.
Эффективность управленческой деятельности во многом определяется тем, как руководители школы владеют методикой педагогического анализа, как глубоко ими могут быть исследованы установленные факты, выявлены наиболее характерные зависимости. Несвоевременно или непрофессионально проводимый анализ в деятельности администрации школы приводит на этапе выработке цели и формирования задач к неконкретности, расплывчатости, а порой к необоснованности принимаемых решений. Незнание истинного положения дел в педагогическом или ученическом коллективе создает трудности в установлении правильной системы взаимоотношений в процессе регулирования и корректировки педагогического процесса. Основное назначение педагогического анализа как функции управления состоит в изучении состояния и тенденций развития педагогического процесса, в объективной оценке его результатов с последующей выработкой на этой основе рекомендаций по упорядочению управляемой системы. Эта функция одна из наиболее трудоемких в структуре управленческого цикла, так как анализ предполагает выделение в изучаемом объекте частей в единое целое, установление связей системообразующих факторов.
Функция организациив управлении школой понимается как совместная деятельность руководителей школы, учителей, родительских комитетов и органов ученического самоуправления, направленная на выполнение намеченного плана, достижения поставленной цели.
Организаторская деятельность администрации школы направлена также на формирование педагогического коллектива, т.е. коллектива единомышленников. В этой работе особую роль играют личностные качества руководителей, его профессионализм, общая и педагогическая культура, заинтересованность в делах школы, учителей и учащихся, умение ставить задачи и добиваться их решения.
Недостаточно только построить организационную структуру образовательной организации, необходимо обеспечить эффективность совместной деятельности людей. Для этого необходимо, во-первых, чтобы исполнители хорошо понимали, каких результатов и когда от них ожидают, во-вторых, чтобы они были заинтересованы в их получении, в третьих, чтобы они испытывали удовлетворение от своей работы, в четвертых, чтобы социально-психологический климат в коллективе был благоприятен для продуктивной работы. Совокупность действий, совершаемых субъектом управления для обеспечения всех этих условий, называют руководством.
Задачи при реализации функции руководства:
1) подбор, расстановка и оценка кадров, постановка задач перед исполнителями;
2) анализ и регулирование социально-психологического климата в коллективе;
3) стимулирование продуктивной деятельности подчиненных и их саморазвития;
4) создание условий для профессионального роста подчиненных.
Принцип управления — это основополагающие, фундаментальные правила, которые должны соблюдаться при осуществлении управления, обеспечивать достижение заданных целей. В теории управления множество систем управленческих принципов. Проанализировав некоторые из них, мы выделим несколько принципов, которые достаточно полно и всесторонне отражают сущность управления педагогическим коллективом:
Эффективность протекания управленческого процесса, настроение людей в организации, отношения между сотрудниками зависят от множества факторов: непосредственных условий работы, профессионализма кадровых работников, уровня управленческого состава и др. И одну из первых ролей в ряду этих факторов играет личность руководителя, который должен обладать следующими качествами:
Таким образом, процесс управления педагогическим коллективом требует от руководителей высокого уровня профессионализма. Эффективным руководителем считается тот, который на этапе реализации той или иной управленческой функции демонстрирует только положительные личностные качества, используя для этого эффективные принципы и методы взаимодействия с коллективом.
3. Педагогическое управление коллективом.
1) сбора и анализа информации о ученический коллектив и школьников, которые в него входят;
2) планирования и организации адекватных состояния коллектива воздействий, целью которых является его совершенствование и оптимальное влияние на личность;
3) контроля и коррекции, направленных на высший уровень развития коллектива и каждого ученика.
Важным условием управления ученическим коллективом является разработка методики изучения коллектива, форм и методов анализа полученной информации. Только на основе объективных данных педагог может правильно оценить ситуацию и выбрать средства педагогического воздействия.
Динамизм. Воспитательный коллектив не стоит на месте, и его жизнь находится в процессе постоянного развития. Все время обогащается и усложняется жизнь коллектива, совершенствуется его структура и система органов самоуправления, повышается уровень общественной активности его членов, происходит накопление полезных традиций, развиваются и укрепляются связи учеников с другими коллективами, с социальной средой.
В коллективе, который имеет все перечисленные признаки, формируется внутриколлективная атмосфера, которая обеспечивает взаимопонимание, защищенность, взаимопомощь, взаємовідповідаль-ность, доброжелательность, здоровую критику и самокритику, соревнования. Система отношений характеризуется разумным сочетанием личных и коллективных интересов, направленностью на формирование уверенной позиции каждого члена коллектива, что знает свои обязанности, преодолевает субъективные и объективные препятствия.
Управлять ученическим коллективом это значит
Актуальность проблемы основывается на идеи стандартизации педагогической деятельности и заключается в технологизации педагогического управления ученическим коллективом, с последующим проектированием показателей и критериев качества профессиональной деятельности.
Педагогическое управление является видом управления образовательной организации, реализуется посредством профессиональной педагогической деятельности по отношению к ученическому коллективу с целью его качественного изменения, которое выражается в степени развития самоуправления данного коллектива. Это положение указывает на то, что показателем реализации педагогического управления будет уровень развития самоуправления ученического коллектива и личности обучающегося.
Целью данной работы является описание каркасной структуры педагогического управления ученическим коллективом. В соответствии с целью поставлены следующие задачи: рассмотреть содержательный аспект и организационно-временной аспект педагогического управления ученическим коллективом.
Рассмотрение темы ограничивается описанием педагогического управления ученическим коллективом с позиции профессиональной деятельности и не рассматривается как форма государственно-общественного управления образовательной организации.
Содержательный аспект педагогического управления ученическим коллективом представляем в форме каркасной структуры профессиональной деятельности. Отметим, что понятие «профессиональная деятельность» шире понятия «педагогическое управление ученическим коллективом».
Указанная структура сформирована из комплекса концептов. Три концепта обеспечивают целостность ступени педагогического управления ученическим коллективом.
Каждый концепт и каждая ступень педагогического управления демонстрирует профессиональную деятельность педагога по управлению относительно к уровню развития самоуправления ученического коллектива.
Концепт состоит из комплекса слотов, которые наполнены парами «механизм-технология», состоящие из элементов наполненными конкретным содержанием. Различия в содержании концептов определяется уровнем педагогического управления ученическим и характеризуется условиями реализации профессиональной деятельности педагога, выражают связи между педагогом и ученическим коллективом.
Механизм педагогического управления ученическим коллективом – это система связей и отношений между субъектами образовательного процесса, обусловленные функциональными обязанностями педагога и педагогическими условиями его реализации, основанными на системе педагогической деятельности образовательной организации.
Механизм педагогического управления ученическим коллективом осуществляет следующие функции: обеспечение свойства коллектива, обеспечение престижности коллектива и обеспечения самоуправления коллектива.
Эволюционное развитие ученического коллектива, которое представляет собой смену состояния управления коллективом, характеризуется сменой одного механизма педагогического управления другим поэтапно: механизм педагогического управления, обеспечивающий требуемые свойства ученического коллектива предшествует механизму педагогического управления, обеспечивающий престижность ученического коллектива, а тот в свою очередь механизм педагогического управления, обеспечивающий режим самоуправления ученического коллектива.
Механизм педагогического управления ученического коллектива представляется в виде циклов, которые имеют периодичность с повторением каждый раз на более высоком уровне исполнения. Механизм педагогического управления ученического коллектива в разных процессах педагогического управления осуществляет разные функции. Строение механизма педагогического управления ученическим коллективом нами представлено в виде элементов: элемент «целеполагание», элемент «структура», элемент «самоуправление». Эволюционное развитие ученического коллектива, которое представляет собой смену состояния управления коллективом, характеризуется сменой одного механизма педагогического управления другим поэтапно: механизм педагогического управления, обеспечивающий требуемые свойства ученического коллектива предшествует механизму педагогического управления, обеспечивающий престижность ученического коллектива, а тот в свою очередь механизм педагогического управления, обеспечивающий режим самоуправления ученического коллектива.
Педагогическое управление как технология представляется нам в виде организационно-методического инструментария; упорядоченных совокупностью действий, операций и процедур, инструментально обеспечивающих достижение результатов в изменяющихся условиях образовательного учреждения.
Каждой ступени педагогического управления ученическим коллективом соответствует доминирующий приём управления, который предполагает создание определенных условий для самоуправления данного коллектива, тем самым обеспечивается содержание профессиональной педагогической деятельности функциональному состоянию уровня самоуправления ученического коллектива.
Характеристика деятельности ученического коллектива представлена на каждой ступени педагогического управления ученическим коллективом в соответствии с его концептом: репродуктивная деятельность ученического коллектива, продуктивная деятельность ученического коллектива, редуктивная деятельность ученического коллектива.
Каждая следующая ступень педагогического управления ученическим коллективом характеризуется переходом на новую качественную ступень развития ученического коллектива и представляет собой фазу совмещения последней ступени с первой ступенью педагогического управления ученическим коллективом другого качественного уровня.
Таким образом, в содержании каждой ступени педагогического управления ученическим коллективом существует четыре уровня концепта, характеризующие собой содержание педагогической деятельности: деятельность по обеспечению требуемых свойств ученического коллектива, деятельность по обеспечению престижности ученического коллектива, деятельность по обеспечению условий для самоуправления ученического коллектива.
Следовательно, ступень педагогического управления ученическим коллективом представляет собой четыре фрейма как повторяющийся способ организации и реализации профессиональной педагогической деятельности.
Ступени педагогического управления ученическим коллективом – фреймы, концепты, слоты и характеристика деятельности ученического коллектива обладают повторением на всех этапах педагогического управления посредством реализации функций управления и процессов педагогической деятельности, посредством проявления свойств ученического коллектива и характеристики самоуправления ученического коллектива.
Фреймы педагогического управления ученическим коллективом различаются по своему назначению: процессы управления фрейма № 1 обеспечивают требуемые свойства коллектива, фрейма № 2 – престижность ученического коллектива, процессы управления фрейма № 3 – обеспечивают развитие ученического коллектива; процессы управления фрейма № 4 поддерживают самостоятельную деятельность ученического коллектива. Механизм педагогического управления ученическим коллективом в концептах одинаков с точки зрения соблюдения процедур, но несоответствие применения технологии управления его механизму может повлечь за собой несостоятельность педагогической деятельности. Педагогическое управление ученическим коллективом в каждом последующем режиме фрейма будет достигнуто при условии качества управления в период деятельности реализации содержания предыдущего фрейма. Такой процесс возможен, если используемые механизмы и технологии педагогического управления соответствуют самоуправлению ученического коллектива и наоборот – уровень развития самоуправления ученического коллектива соответствует используемым механизмам и технологиям педагогического управления.
В таблице «Каркасная структура педагогического управления ученическим коллективом» (таблица) частично представлен порядок осуществления педагогического управления ученическим коллективом.
Каркасная структура педагогического управления ученическим коллективом
Фрейм 1 «Педагогическое управление ученическим коллективом обеспечивающее требуемые свойства коллектива»
Характеристика комплекса концептов педагогического управления ученическим коллективом фрейма № 1
Характеристика комплекса концептов самоуправления ученического коллектива
Управлять ученическим коллективом это значит
Формирование коллектива педагогом заключается в создании воспитывающей и развивающей среды, где основным средством воспитания служит разнообразная общественно и личностно значимая деятельность. Коллектив постоянно изменяется, так как непрерывно меняются люди, его образующие. Управление таким коллективом означает непрерывное педагогическое руководство процессом его формирования.
Характер влияния коллектива на личность так же изменяется. В школьных коллективах это происходит так быстро, что не каждый учитель успевает реагировать на эти изменения. Однако, внимательно рассматривая процесс развития коллектива, становится понятно, что он вовсе не стихийный, а педагогически управляемый. Эффективность управления зависит от того, насколько правильно воспитатель диагностирует ситуацию и выбирает средства педагогического воздействия.
«Управлять ученическим коллективом — значит управлять процессом его функционирования, использовать коллектив в качестве инструмента воспитания школьников с учетом той стадии развития, на которой он находится. Управление будет тем эффективнее, чем полнее учитываются особенности коллектива и его возможности самоуправления» [11, 315].
Управление ученическим коллективом осуществляется как два взаимосвязанных и взаимообусловленных процесса [8, 109]:
Оптимизация управления ученическим коллективом связана с вычленением параметров и разработкой критериев, характеризующих уровень развития коллектива и положение школьника в системе коллективных отношений; разработкой методик изучения коллектива, форм и методов использования полученной информации.
Важнейшее условие оптимизации — интеграция оказываемых на коллектив воспитательных воздействий в единую систему, обеспечивающую непрерывность этих процессов. Такая интеграция достигается путем:
Развитие и совершенствование всех сторон коллективной жизни и преодоление возникающих в ходе этого развития противоречий, приводят к возрастанию роли коллектива в формировании личности каждого школьника. Чтобы правильно направлять это развитие и руководить им, надо видеть в постоянном развитии одновременно и личность каждого воспитанника, и коллектив класса. К долгосрочным задачам, которые стоят перед педагогом, управляющим формированием и развитием коллектива, относятся:
И. П. Подласый называет следующие правила педагогического управления коллективом школьников [11, 316]:
Воспитатель должен организовать такое коллективное взаимодействие, при котором партнерские, персональные и мотивационные отношения между членами коллектива сливаются в процессе дружеского общения. Чего трудно добиться: избирательное отношение членов коллектива друг к другу будет существовать всегда. Мудрый воспитатель будет учить терпеливо относиться к недостаткам других, прощать неразумные действия, нанесенные обиды.