управленческий персонал выполняет в организации такие задачи как
Цели и задачи управления персоналом организации
В прогрессивных организациях уже давно не задаются вопросом, нужно ли управлять персоналом. Нужно. Более того, чтобы все работало максимально эффективно, следует понимать и признавать, что основная цель управления персоналом заключается не в том, чтобы заставить сотрудников хорошо работать и получать максимальную прибыль. Такое отношение давно осталось в советской эпохе.
Современная теория и практика доказывают, что цели управления персоналом:
Почему управление людьми считается самым сложным процессом? Потому что люди, в отличие от материальных активов:
Учитывая все это, нужно не только ориентироваться на профессиональные навыки и умения сотрудника, но и признать значимость его личности, а также понимать, чем можно мотивировать специалиста.
Задачи управления персоналом
Управлять людьми, значит решать многие цели и задачи управления персоналом, а именно:
Справиться со всеми этими задачами один человек не в силах. Именно поэтому в зарубежных странах отдел HR в финансово устойчивых организациях по численности специалистов составляет 1–1,2 % от общего числа сотрудников в компании.
Основные функции
Какие фактические действия нужно выполнять для эффективного управления персоналом? Условно их можно разделить на три большие группы:
Сначала нужно найти людей, которые хотели бы работать на конкретном предприятии, отобрать из претендентов подходящих специалистов, обучить новых сотрудников и ввести их в коллектив, помочь занять в нем свое место. В процессе работы персонал нужно обучать, развивать, оценивать и мотивировать. А еще – формировать кадровый резерв, следить за тем, чтобы каждый специалист был удовлетворен. Всем этим и занимается отдел HR.
Методы управления кадрами
Управлять людьми – не значит командовать ими. В зависимости от специфики предприятия и корпоративной культуры применяют разные способы воздействия на персонал.
Экономические методы. Материальная стимуляция – один из эффективных способов достигать высоких показателей в работе. Как это работает на практике? Чтобы сотрудники эффективнее работали и были заинтересованы в увеличении прибыли, следует:
Не стоит забывать и о системе наказаний за плохую работу. Система штрафов, вычетов из заработной платы, лишение привилегий – это тот еще стимул качественно выполнять свои функциональные обязанности.
Некоторые предприятия делают одну и ту же ошибку: вводят систему наказаний, полностью игнорируя поощрения. Так этот метод не работает. Сотрудники должны не пребывать в страхе, а понимать, что делать работу хорошо – выгодно в первую очередь для них самих.
Пример плохой материальной стимуляции. В крупном магазине бытовой техники ввели жесткую систему наказаний:
Ожидалось, что менеджеры станут лучше работать, больше продавать. Вместо этого – полное отсутствие корпоративного духа, высокая текучка кадров.
Пример хорошей материальной стимуляции. Крупная аутсорсинговая компания при приеме сотрудников на работу информирует их о системе материального поощрения и наказания:
Сотрудники должны понимать, что от работы каждого из них зависит общий результат команды, а старания всех будут замечены и оценены. Тогда цель менеджмента персонала будет достигнута.
Административные методы. Их еще называют «организационно-распорядительные». Суть методов заключается в использовании работодателем власти и нормативном обеспечении трудовой деятельности персонала. Здесь подразумеваются различные приказы, указания и распоряжения, которые указывают сотрудникам, как нужно себя вести, что можно делать, а что нельзя.
У сотрудника должно выработаться определенное чувство долга, он должен понимать:
В идеале, у человека должно выработаться стремление работать в организации, соблюдать трудовую дисциплину. Важно: у административных методов всегда прямой характер воздействия – что написано в приказе (распоряжении, указании), то обязательно к выполнению.
Социально-психологические методы. Так как сотрудники – это живые люди, им свойственно дружить друг с другом и конфликтовать. С помощью этих методов, грамотно воздействуя на интересы каждой отдельной личности и коллектива в целом, риск конфликтов сводится к минимуму.
Но это не единственная цель метода управления персоналом. Не менее важно, что таким образом можно:
Используя сервис JCat.Работа, вы легко разработаете и внедрите систему управления кадровыми ресурсами, ориентируясь на основные методы, задачи и функции управления персоналом.
Административно-управленческий персонал (АУП)
Административно-управленческий персонал (АУП) – это работники предприятия, которые непосредственно выполняют функции управления организацией.
Состав административно-управленческого персонала
В большинстве случаев принадлежность к административно-управленческому персоналу (АУП) определяется как по наличию или отсутствию производственной функции, так и по необходимости осуществления деятельности работника предприятия для нормального функционирования организации.
К административно-управленческому персоналу в целом относятся:
Генеральный директор и руководителей всех уровней.
Заместители руководителей всех уровней. Сотрудники, замещающие руководителей, исполняют их прямые функции при необходимости и поэтому также входят в административно-управленческий персонал организации.
Работники, возглавляющие структурные подразделения на предприятиях.
Главный бухгалтер и другие сотрудники бухгалтерии. Главный бухгалтер является ответственным лицом и считается должностью первого звена руководства. Несмотря на то, что деятельность бухгалтерии напрямую не связана с управлением в целом, учитывая её абсолютную необходимость для хозяйственной деятельности и отсутствие производственной составляющей, главный бухгалтер и все сотрудники бухгалтерии относятся к административно-управленческому персоналу.
Сотрудники финансового отдела.
Сотрудники отдела кадров. Сотрудники кадрового отдела также не участвуют в производстве товарно-материальных ценностей или непосредственном оказании услуг клиентам, за которые субъект хозяйствования будет получать прибыль. Однако наличие кадровых работников также является необходимым для предприятия, что относит сотрудников кадровой службы к структуре административно-управленческого персонала.
Сотрудники планово-экономического отдела.
Юристы. Юристы относятся к производственному персоналу только в тех случаях, когда они оказывают услуги клиентам организации. Если же юристы работают только на само предприятие и в его интересах, то они являются частью административно-управленческого персонала.
Другие категории сотрудников. К таким сотрудникам организации относятся делопроизводители, работники канцелярии и другие сотрудники, которые выполняют административную деятельность, обеспечивающую нормальное функционирование предприятия.
Задачи, решаемые административно-управленческим персоналом
Административно-управленческий персонал необходим прежде всего для управления предприятием.
При этом административно-управленческий персонал осуществляет контроль над выполнением функций, возложенных на остальных сотрудников, а также регулирует их деятельность.
Задачи административно-управленческого персонала могут быть следующими:
Управление. Административно-управленческий персонал должен руководить всем происходящим на предприятии. Такие работники обязаны организовывать все жизненно необходимые процессы для обеспечения бесперебойного производства продукции либо функционирования предприятия.
Организация труда. Организация труда — это создание оптимальной структуры управления. Руководитель подбирает работников для конкретной работы, делегируя им задания или полномочия, либо право использовать ресурсы предприятия;
Решая эти задачи, административно-управленческий персонал обеспечивает эффективность деятельности организации.
Расходы на содержание административно-управленческого персонала
Расходы на содержание административно-управленческого персонала относятся к затратам по управлению предприятиями и организациями.
В административно-управленческие расходы включаются:
заработная плата административно-управленческого персонала предприятия;
отчисления с заработной платы административно-управленческого персонала предприятия, подлежащие уплате во внебюджетные фонды;
амортизация по объектам основных средств, используемых в работе административно-управленческого персонала предприятия (компьютеры, принтеры, сканеры и т.д.);
расходы на бухгалтерскую программу и справочно-правовые системы (например, СПС «КОНСУЛЬТАНТ», СПС «ГЛАВБУХ» или СПС «ГАРАНТ»);
расходы на служебные командировки;
канцелярские, почтовые и телефонные расходы;
расходы на легковой транспорт;
затраты на содержание и текущий ремонт инвентаря и зданий административно-управленческого назначения;
расходы на содержание охраны, и т.п.
Величина административно-управленческих расходов в основном определяется численностью административно-управленческого персонала предприятия.
Снижению административно-управленческих расходов способствуют мероприятия, направленные на упрощение структуры управления, сокращение численности административно-управленческого персонала предприятия, улучшение организации и технической оснащенности их труда.
Порядок отражения расходов на содержание административно-управленческого персонала в бухгалтерском учете
Учет расходов на содержание административно-управленческого персонала предприятия (заработная плата, отчисления на социальные нужды, материальные расходы и иные затраты) отражаются на счетах учета затрат, не связанных с производством товаров, выполнением работ или оказанием услуг.
Как правило, для этого используется счет 26 «Общехозяйственные расходы», по дебету которого и собираются затраты, связанные с содержанием административно-управленческого персонала предприятия.
В торговых организациях расходы на содержание административно-управленческого персонала предприятия могут отражаться на счете 44 «Расходы на продажу».
Порядок отражения расходов на содержание административно-управленческого персонала в налоговом учете
Согласно подпункту 18 пункта 1 статьи 264 Налогового Кодекса Российской Федерации (НК РФ) к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на управление организацией или отдельными ее подразделениями, а также расходы на приобретение услуг по управлению организацией или ее отдельными подразделениями.
Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на форуме «Зарплата и кадры».
Методы управления персоналом: что подходит именно вам?
В HR-менеджменте есть несколько методов и техник управления персоналом: административные, экономические и социально-психологические. Все они раскрывают способы воздействия на людей с целью управления их деятельностью.
Административные методы управления персоналом
Поскольку такие методы основаны на осознанной необходимости дисциплины труда, чувстве долга и стремлении сотрудника работать в конкретной компании, то для них характерно прямое воздействие в виде регламентирующих и административных актов, которые необходимо исполнять.
Административные методы соответствуют правовым нормам и распоряжениям вышестоящих органов управления. Сюда входит целый комплекс работ с персоналом: формирование организационных структур органов управления, утверждение административных норм и нормативов, подбор кадров, разработка положений, должностных инструкций, стандартов, контроль за их исполнением, издание приказов и распоряжений.
Реализация административных методов осуществляется через управленческие воздействия на персонал, которые держатся на трех китах — властные отношения, дисциплина и система административно-правовых взысканий.
В целом можно выделить шесть типов воздействий на персонал:
1. Организационные воздействия
В основе этого типа воздействий — утвержденные внутренние нормативные документы: устав организации, организационная структура и штатное расписание, коллективный договор, должностные инструкции, правила внутреннего распорядка. Эти документы регламентируют деятельность персонала компании.
2. Распорядительные воздействия
Данный тип воздействия подразумевает соблюдение требований внутренних нормативных документов, к которым относятся приказы, указания, распоряжения, инструкции и др. Так, например, приказы от имени руководителя организации обязывает сотрудников точно исполнять принятые решения в установленные сроки. А распоряжения, как правило, издаваемые от имени заместителей руководителя по направлениям, становятся обязательными для исполнения в пределах конкретной функции. Что касается таких инструментов воздействия, как указания и инструкции, то они оперативно регулируют управленческий процесс, хотя затрагивают ограниченное число сотрудников.
3. Дисциплинарная ответственность и взыскания
Дисциплина подразумевает подчинение определенным правилам поведения. Поэтому за дисциплинарный проступок работодатель имеет право применить к сотрудникам такие дисциплинарные взыскания, как замечание, выговор, увольнение.
4. Материальная ответственность
Если сотрудник наносит компании ущерб в результате своих противоправных действий или, наоборот, бездействия, то он несет материальную ответственность.
5. Административная ответственность и взыскания
Применяются если сотрудник совершает административные правонарушения. Это может быть предупреждение, административный штраф, лишение специального права, дисквалификация.
6. Уголовная ответственность
Крайняя мера, которая грозит сотруднику в случае, если он совершает общественно опасное деяние в виде противоправных действий: посягательство на личность и на собственность (превышение власти и полномочий — мелкие хищения имущества, клевета, оскорбление); самоуправство (должностной подлог, злоупотребление служебным положением, получение или дача взятки, халатность); нарушение законов о труде (похищение или подделка документов, увольнение беременной женщины или кормящей матери).
Экономические методы управления персоналом
Работодатели могут воздействовать на персонал и исходя из экономических законов. Среди распространенных форм такого воздействия — материальное стимулирование, экономические нормы и нормативы.
Материальное стимулирование подразумевает определение уровня материального вознаграждения сотруднику (заработная плата, премии), а также компенсаций и льгот.
Выражает непосредственный интерес наемных работников, отражается в себестоимости продукции и распределяется между отдельными работниками в зависимости от затраченного труда, а также спроса и предложения на продукцию.
Компания может устанавливать своим сотрудникам стимулирующие доплаты и надбавки, заключив с ними коллективные договоры. Однако для некоторых категорий работников стимулирующие выплаты устанавливаются на законодательном уровне, в частности для тех, кто занят на тяжелых работах, работах с вредными и опасными условиями труда, работах в местностях с особыми климатическими условиями и т.д.
К экономическим методам управления персоналом относятся также гарантии и компенсации. Под гарантиями понимаются средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав в области трудовых отношений, в то время как компенсации — это денежные выплаты, возмещающие работникам затраты, которые связаны с исполнением ими обязанностей. Гарантии бывают при приеме на работу, переводе на другую работу, по оплате труда. Также гарантии и компенсации предоставляются при направлении в служебные командировки, при переезде в другую местность, при совмещении работы с обучением, при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и др.
Помимо основной заработной платы, которая обеспечивает минимальный размер оплаты труда, работникам в некоторых случаях выплачивается дополнительная заработная плата (доплаты за неблагоприятные и вредные условия труда, надбавки за совмещение профессий и выполнение дополнительных обязанностей, доплаты за ненормированный рабочий день и т.д.).
Также работодатель может выплачивать своим сотрудникам премию за результаты труда, в зависимости от прибыли. Премии используются как способ материальной мотивации персонала в компании.
К экономическим методам управления персонала можно отнести и материальную помощь. Она выплачивается в виде компенсаций в чрезвычайных или экстремальных ситуациях (смерть сотрудника или его близких родственников, оплата лечения, несчастные случаи и др.).
Могут использоваться в качестве вознаграждения или компенсации, как дополнение к личным формам оплаты труда: пенсионное обеспечение, возмещение телефонных затрат, предоставление кредитных карт и т.д.
Социально-психологические методы
В основе этих методов лежат законы социологии и психологии, которые играют ключевую роль в HR-менеджменте. Социально-психологические методы включают в себя: психологическое воздействие на работников (формирование групп, создание нормального психологического климата в коллективе), моральное стимулирование, развитие у работников инициативы и ответственности.
С помощью социологических методов можно оценить место и назначение сотрудников в коллективе, выявить неформальных лидеров и обеспечить им поддержку, использовать мотивацию персонала для достижения целей, наладить в компании эффективные коммуникации.
К социологическим методам относятся: социологические исследования, оценка личностных качеств, партнерство, соревнование, управление конфликтными ситуациями.
Психологические методы дают возможность сосредоточить внутренний потенциал сотрудника на решении конкретных задач компании.
Психологические методы включают:
В качестве способов психологического воздействия на персонал можно рассматривать вовлечение, побуждение, осуждение, убеждение, подражание, принуждение, порицание, похвалу.
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Тест 1.4
1) Управленческий персонал выполняет в организации такие задачи, как.
a) ответственность за процесс и результаты деятельности
b) разработка и реализация стратегии поведения организации (+)
c) выполнение текущих производственных операций
d) обеспечение реализации интересов собственников (+)
2) Характерными особенностями управленческого труда являются …
a) жесткая формализация
b) невозможность полного нормирования (+)
c) узкий диапазон функций
d) творческий, вероятностный характер (+)
3) Установите соответствие между наименованием типа поведения менеджера и его характерными чертами.
4) Установите соответствие между наименованием роли менеджера в организации и её характеристикой..
b) Роль связующего звена (Б)
c) Роль приемника информации (В)
Роль лидера | А) отвечает за мотивацию подчиненных и набор, подготовку кадров и сопутствующие этим задачам вопросы (1) |
Роль связующего звена | Б) обеспечивает работу саморазвивающейся сети внешних контактов и источников информации(2) |
Роль приемника информации | В) постоянно собирает разнообразные сведения специализированного для своей работы характера, поступающие как из внешней среды, так и изнутри организации (3) |
Менеджеру присущи три информационные роли (по Г.Минцбергу): 1. Приемник информации 2. Распространитель информации 3. Представитель Сущность первой роли (ПРИЕМНИКА) состоит в том, что руководитель осуществляет поиск и прием информации о состоянии внешней и внутренней среды. Источниками информации являются: · интернет, · специализированные издания, · эл.почта, · личные связи. Роль распространителя информации состоит в передаче данных, полученных из внешних источников, членам организации (руководству, коллегам, подчиненным). Это может осуществляться как путем личной беседы, путем проведения совещания, доклада или рассылкой по эл. почте. Роль ПРЕДСТАВИТЕЛЯ заключается в передаче информации для ВНЕШНИХ КОНТАКТОВ организации относительно планов, политики, результатов работы. Может осуществляться как путем устных выступлений, участием в заседаниях или рассылкой по эл.почте. |
5) Установите соответствие между наименованием роли менеджера в организации и ее характеристикой.
b) Устранитель нарушений
c) Ведущий переговоры
отвечает за корректировочные действия, когда организация оказывается перед необходимостью серьезных изменений вследствие нарушений выполнения стратегических и текущих программ действий | Устранитель нарушений |
изыскивает возможности улучшения, совершенствования деятельности как внутри самой организации, так и за ее пределами и контролирует разработку определенных проектов | Предприниматель |
отвечает за мотивацию подчиненных и набор, подготовку кадров и сопутствующие этим задачам вопросы | /ЛИДЕР/ |
отвечает за представительство организации на всех значимых переговорах | Ведущий переговоры |
6) К педагогическим качествам, которыми должен обладать руководитель, относятся …
a) умение выделять достоинства и недостатки собственной деятельности (+)
b) умение анализировать собственную деятельность (+)
c) способность к изучению иностранных языков
d) способность принимать интуитивные решения
Педагогические качества руководителя необходимы для организации обучения и воспитания подчиненных и представляют собой: · быстрое овладение педагогическими навыками и умениями; · умение анализировать собственную деятельность; · умение сравнивать результаты собственной деятельности с результатами, достигнутыми другими; · умение выделять достоинства и недостатки собственной деятельности, перестраиваться в зависимости от поставленных целей. Способность принимать интуитивные решения отражает профессиональное чутье руководителя, а способность к изучению иностранных языков – умственные и познавательные способности. Менеджмент организации: учеб. / А.В. Тебекин, Б.С. Касаев. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2007. – С. 299. – (Гриф МО и Н РФ). Закрыть данную подсказку. |
7) К информации предъявляются требования:
a) удовлетворение потребностей конкретных управляющих (+)
c) точности и достоверности (+)
8) Согласно теории менеджмента, обратная связь внутри системы управления несет информацию о (об)…
a) состоянии внешней среды
b) состоянии объекта управления (+)
c) состоянии субъекта управления
d) исполнении управленческих команд (+)
Решение: Обратная связь в теории менеджмента – это информация, поступающая от объекта системы управления к субъекту системы управления, содержащая сведения об исполнении управленческих команд и состоянии объекта управления. Менеджмент: учеб. пособие / под ред. В.В.Лукашевича, Н.И.Астаховой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – С. 6. – (Гриф УМО). |
7) Организации пришлось снизить цену на свой продукт и перейти в другой сегмент рынка после того, как на рынок вышли конкуренты с технологически новой моделью продукта. В этой ситуации на деятельность нашей организации повлияли такие факторы среды, как.
a) маркетинговая стратегия нашей организации
c) поведение конкурентов (+)
d) изменение технологий (+)
9) Управленческий персонал выполняет в организации такие задачи, как …
a) обеспечение реализации интересов собственников (+)
b) выполнение текущих производственных операций
c) разработка и реализация стратегии поведения организации (+)
d) ответственность за процесс и результаты деятельности