уподобиться христу что значит
Блаженны кроткие
Третья заповедь блаженства звучит так: Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю (Мф. 5, 5). Кто такие кроткие и что такое кротость?
Молчать и терпеть.
У известного духовного писателя XX века святителя Николая Сербского (1881-1956 гг.) есть замечательное высказывание: «Кротость есть дочь плача и внучка смирения». Получается, что кроткий – это тот, кто молча терпит все жизненные неурядицы и унижения, а ко всему прочему – готов безропотно подчиняться. Если предыдущие заповеди о духовной нищете и духовном плаче современному человеку еще можно как-то понять и принять – да, во всем нужно полагаться на Бога и хорошо бы оплакивать свои грехи – но вот как быть кротким? Что доброго и полезного в постоянном терпении, вплоть до «радости в унижениях»? Мир диктует совершенно другие условия, ведь как известно, «выживают сильнейшие». Для победы здесь и сейчас больше востребована дерзость – качество противоположное кротости. Почему именно я должен терпеть, подчиняться, прощать, любить? Пусть меня терпят, подчиняются, прощают и любят. А я буду только потреблять. И как это ни странно – именно такие люди благоденствуют, получая от жизни все.
Еще более интересно, что это противоречие заметили не сегодня и даже не вчера. Заповедь о блаженстве кротких – прямая цитата из Псалтири: Кроткие наследуют землю и насладятся множеством мира (Пс. 36, 11). Псалом 36 – это рассуждение о праведниках и нечестивых. Псалмопевец видит, что нечестивые – преуспевают в пути своем, в их руках – мечи и луки, они обладают многими богатствами, они подобны крепкому, укоренившемуся многоветвистому дереву (см. Пс. 36, 7, 14, 16, 35). А что остается праведнику? Уповать на Господа и делать добро; жить на земле и хранить истину (Пс. 36, 3). Потому что только добро, вера, надежда и любовь – есть настоящая жизнь, настоящее существование. Успех нечестивого – иллюзия, обман. Все это есть только здесь и сейчас. У нечестивых нет и не может быть будущего: Не ревнуй злодеям, не завидуй делающим беззаконие, ибо они, как трава, скоро будут подкошены и, как зеленеющий злак, увянут (Пс. 36, 1-2) иУклоняйся от зла, и делай добро, и будешь жить вовек: ибо Господь любит правду и не оставляет святых Своих; вовек сохранятся они; и потомство нечестивых истребится. Праведники наследуют землю и будут жить на ней вовек (Пс. 36, 27-29).
Господь не случайно взял слова именно из этого псалма. Оккупированная римлянами Иудея видела то, о чем говорилось в приведенных только что цитатах. Нечестивые язычники, утвердившиеся в своем звании властителей мира, притесняющие бедных и попирающие святыни покорили избранный народ Божий. И уже сама надежда на обещанного Богом Спасителя превратилась в ожидание лидера, который поведет армию на освободительную войну и покорит и уничтожит врагов. Но пришедший Спаситель кротко напоминает о том, что именно кротость и терпение сделают верующих наследниками обетований Божиих. В этих словах – призыв переосмыслить весь привычный нам порядок. И не просто переосмыслить, а изменить его, начав прежде всего с самих себя. Будьте кроткими, любящими, терпеливыми, а не дерзкими, гордыми, ненавидящими и мстительными. Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас (Мф. 5, 44).
Уподобиться Христу
Газета «Саратовская панорама» № 40 (968)
Стать подобным Христу: 6 духовных уроков Библии
В этой статье мы хотим разделить с вами 6 способов, которые помогут вам лучше понять, как стать подобным Христу. Возможно, что вы знаете все эти вещи, тогда они просто послужат вам отличным напоминанием и поддержкой.
Всегда хорошо, когда кто-то в тебе принимает участие, но лишь с добрыми намерениями, а не только пока я нахожусь среди вас. Дорогие дети мои! Ради вас я снова прохожу через муки рождения, пока вы не станете подобны Христу. (К Галатам 4:18,19)
В своем послании Галатам апостол Павел выражает сильную боль, видя, как ученики Христа отказываются от личных отношений с Христом, основанных на милости и благодати. Иудейские учителя проникли в церковь, начав обучать молодых христиан (большинство из которых были язычниками) тому, что они должны исполнять требования Закона Моисея: делать обрезание, соблюдать особые дни и многому другому (Галатам 4:10, 5:2-4). Другими словами, они призывали людей сначала стать иудеями, а уже затем — христианами. Они учили, что спасение человека зависит от его способности следовать Закону, а при достаточном усердии эта цель могла быть достигнута его собственными усилиями! И все это они считали очень хорошей новостью!
Ответ апостола на это учение был резким и сильным. Это не только не является хорошей новостью, но и противоречит Евангелию! Это разрушительно для христианской веры и Павел говорил, что те, кто учит этому, будет осужден Богом. Большую часть своего послания Галатам Павел посвящает детальному объяснению того, почему следование Закону является таким разрушительным для веры. Он приводит примеры из своей личной жизни (1:1-2:21), сравнивает Закон и Милость (3:1-5:10), и рассматривает плоды этих двух путей (5:2-6:18).
Сегодня среди нас нет иудейских учителей, но у нас может быть тенденция становиться законниками в своем мышлении. Наши личные отношения с Христом могут быть заменены различными христианскими практиками — посещением собраний церкви, пожертвованиями и многими другими. При этом мы упускаем тот факт, что сильная вера происходит от глубоких и крепких отношений с Богом. Вера, которая вдохновляет нас делиться Евангелием с другими людьми, помогать бедным и от всего сердца любить церковь. Павел очень ясно говорит об этом в своем послании:
Ибо перед Иисусом Христом не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, а лишь вера, проявляемая в поступках, совершаемых по любви. (К Галатам 5:6)
Вопрос вот в чем — как нам вновь встать на правильный путь и позволить Христу воплощаться в нас? Вот какой тест Павел предлагал пройти коринфянам:
Испытайте себя, живёте ли вы с верой, проверьте себя. Или вы не в состоянии распознать, что в вас живёт Иисус Христос, если, конечно, не случится так, что вы не выдержите испытание? Я надеюсь, по крайней мере, что вы признаете, что мы-то выдержали испытание. (2-е Коринфянам 13:5,6)
6 способов стать подобным Иисусу Христу
Погрузитесь в Слово Бога
Павел говорит церкви в Колоссах:
«Слово Христово пусть живёт в вас во всём его богатстве. Поучайте и наставляйте друг друга с мудростью через пение псалмов, гимнов и духовных песен, вдохновлённых духом. Пойте с благодарностью Богу в сердцах ваших. (К Колоссянам 3:16)»
Чтобы быть подобным Христу, необходимо, чтобы каждое Его слово жило в нас. Иисус тоже говорит об этом очень ясно:
Если вы пребудете во Мне и Моё учение пребудет в вас, то просите, что пожелаете, и дано будет вам. (От Иоанна 15:7)
Пребывает ли в вас учение Христа? Застает ли восходящее солнце вас за чтением Библии, готовыми слушать, учиться и жить согласно тому, что вы находите в Слове Божьем? Делаете ли вы для себя заметки, когда слышите очередную проповедь на собрании церкви? Есть ли у вас сердце верийцев, которые воспринимали Слово с полным желанием (Деяния 17:11)? Если мы хотим быть подобными Христу, мы должны знать Его слово.
Разделите миссию Христа
Евангелие от Марка не тратит время, сразу переходя к главной цели служения Христа. Вскоре после крещения Иисус начинает проповедовать Евангелие, сразу призывая Своих первых учеников разделить с Ним миссию:
Когда Иисус проходил мимо Галилейского озера, Он увидел Симона и брата его Андрея, закидывающих сети в озеро, ибо они были рыболовами. Иисус сказал им: «Следуйте за Мной, и Я сделаю вас ловцами душ, а не рыб». (От Марка 1:16,17)
Хотя это и очевидно, мы часто пропускаем это. Чтобы быть подобными Христу, нам важно разделять Его миссию. Его страсть должна быть нашей страстью. Его видение должно быть нашим видением. Иисус говорил: «Сын Человеческий пришёл искать и спасти погибающих». Все, что делал Иисус, служило лишь одной цели — спасти потерянный мир. Вскоре после воскрешения из мертвых и непосредственно перед Своим возвращением к Отцу, Иисус вновь повторяет для учеников Свою миссию:
И подошёл Иисус и заговорил с ними: «Мне отдана вся власть на небе и на земле. А потому идите и обращайте все народы, крестя во имя Отца и Сына и Святого Духа и учите их соблюдать всё, что Я заповедал вам, и буду Я с вами всегда, до скончания века». (От Матфея 28:18-20)
Позвольте Духу делать свою работу
Мы никогда не станем подобными Христу благодаря лишь нашим собственным усилиям. Для того, чтобы это произошло, Иисус дал нам помощника — Святой Дух:
Господь же, о Ком я говорю, — это Дух, где же Дух Господний, там и свобода. Но все мы, с незакрытыми лицами, словно в зеркале созерцая славу Господню, превращаемся в подобие Его во всевозрастающей славе Его — и преображение это от Господа, то есть от Духа. (2-е Коринфянам 3:17,18)
Вы показываете, что вы — письмо Христово, написанное не чернилами, а Духом Бога живого, написанное не на скрижалях каменных, а на сердцах человеческих. (2-е Коринфянам 3:3)
Апостол Иоанн напоминает нам, что позволение Бога приобщиться Святому Духу является свидетельством того, что Иисус живет в нас (1 Иоанна 4:13). Нам важно не подавлять Святой Дух, а позволять ему делать свою работу в нас.
Не отводите свой взор от Христа
И когда Я буду вознесён над землёю, то привлеку к Себе весь народ». (От Иоанна 12:32)
У Иисуса есть сила притяжения, но Он же дает силу оставаться с Ним. Именно поэтому автор послания Евреям напоминает христианам, ослабевшим в своей вере, что им важно не отводить свой взор от Христа:
На чем мы фокусируем свой взгляд, туда мы и направляемся. Если мы смотрим на Христа, мы становимся подобными Ему.
Следуйте за теми, кто следует за Христом
Иногда нам просто нужен пример какого-то человека в том, как он следует за Христом. Именно об этом и говорит апостол Павел: «Подражайте мне, как я следую примеру Христа». Он напоминает об этом и ученикам в Фессалонике: «И вы стали подражать нам и Господу. Вы приняли послание со страданиями великими и с радостью, исходящей от Духа Святого». Он вновь повторяет эту мысль в послании Филиппийцам: «Братья и сестры! Вы должны следовать моему примеру, как это делают другие. Смотрите на тех, кто живёт по примеру, который мы вам показали». Так что нам не стоит бояться подражать тем, у кого лучше получается в чем-то следовать за Христом. Подражайте их примеру в том, как они подражают Христу.
Не будь просто зрителем, живите, как жил Иисус Христос
Мало знать теорию, мало иметь желание и стремление — необходимо быть подобными Христу. Иоанн, любимый ученик Иисуса, сказал так:
«В том же, кто повинуется учению Божьему, воистину воплощена любовь к Богу. Вот как можем мы удостовериться, что приобщились к Богу: кто говорит, что живёт в Боге, должен жить, как жил Иисус». (1-е Иоанна 2:5,6)
Апостол Петр повторяет эту же концепцию в своем послании:
К этому призывает вас Бог, ибо Христос пострадал ради вас и явил пример для вас, чтобы вы следовали по Его стопам. (1-е Петра 2:21)
Два самых близких ученика Христа раскрывают секрет духовной жизни: Если хочешь быть похожим на Христа, ты должен жить так, как жил Иисус.
Тони Малхоллан
www.disciplestoday.org
Перевод Петров Игорь
Нашли ошибку в статье? Выделите текст с ошибкой, а затем нажмите клавиши «ctrl» + «enter».
Уподобиться христу что значит
«Он — видимый образ невидимого Бога, Первенец, выше всего творения»
Кол. 1:15 (РВ) Рим. 8:29 («The Message»)
Ты был сотворен, чтобы стать похожим на Христа.
С самого начала Бог задумал уподобить тебя Своему Сыну, Иисусу. К этому движется вся твоя жизнь, и в этом заключается её третья цель. Бог объявил о Своём намерении ещё во время сотворения мира: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему» (Быт. 1:26).
Из всего творения только люди созданы «по образу» Бога. Это великая честь, которая сама по себе придаёт нам немалое достоинство. Мы не знаем всего смысла этой фразы, но понимаем некоторые его аспекты. Подобно Богу, мы — существа духовные: наш дух бессмертен, он переживёт наше тело. Как и Он, мы обладаем разумом — то есть, способны думать, рассуждать, разрешать проблемы. Подобно Ему, мы существа социальные — умеющие любить и принимать подлинную любовь. Кроме того, у нас есть нравственное самосознание — мы можем отличать хорошее от плохого и, значит, несём ответственность перед Богом.
Библия говорит, что все люди несут в себе часть Божьего образа. Именно поэтому убийства и аборты являются нравственно неприемлемыми. Однако Его подобие в нас нельзя назвать полным; к тому же, оно сильно искажено и разрушено грехом. Бог послал в мир Иисуса для того, чтобы Он восстановил в нас тот изначальный образ, который мы утратили.
В Библии сказано, что Иисус — это «образ Бога невидимого» и «образ ипостаси Его». Глядя на детей и подмечая в них семейное сходство, люди нередко восклицают: «Ну надо же, вылитый отец!» Мне очень приятно, когда кто-то замечает, что мои дети похожи на меня. Богу тоже хочется, чтобы Его дети носили в себе Его образ и подобие.
Но нам никогда не стать Богом или даже одним из сонма богов. Желание быть Богом всплывает всякий раз, когда мы пытаемся взять в свои руки жизненные обстоятельства, своё будущее или принимаемся контролировать окружающих нас людей. Будучи сотворенными существами, мы никогда не займём место Творца. Бог хочет, чтобы мы в благочестии уподобились Ему по характеру. В Писании сказано: «Обновите свой ум и дух и облекитесь в Нового Человека, созданного по образу Бога, в истинной праведности и святости!» (Еф. 4:23-24 [РВ]).
Конечной целью нашей земной жизни Бог поставил не безмятежное удобство, а духовный рост и христоподобный характер. Уподобиться Христу — не значит утратить свою собственную личность. Имеется в виду становление характера.
Всякий раз, когда мы забываем об этой истине, жизнь приносит нам сплошное расстройство и разочарование. «Ну почему всё это со мной происходит? Почему Бог не отвечает на молитвы? Почему мне так тяжело?» Знаешь что? Жизнь и должна быть нелёгкой! Ведь это единственный способ заставить нас расти.
Многие неверно понимают обещание Иисуса о «жизни с избытком». Они полагают, что Он имел в виду безупречное здоровье, комфортабельные жизненные условия, непрекращающееся счастье и немедленное избавление от любой проблемы через веру и молитву. Одним словом, что христианская жизнь должна быть лёгкой. Они хотят видеть Небеса уже здесь, на земле.
Эти крайне эгоистические рассуждения превращают Бога в джинна из бутылки. Но Бог существует не для того, чтобы быть у нас в услужении. Помни, дело совсем не в тебе! Это ты живёшь для свершения Божьих замыслов, а не наоборот. Земные годы предназначены для того, чтобы сформировать, испытать и укрепить твой характер для грядущей небесной жизни.
Внутреннее действие Святого Духа
Воспитание в нас христоподобного характера — дело Святого Духа. Этот процесс преображения нас в людей, все больше похожих на Иисуса, называется освящением, и в нем заключается третья цель нашего земного существования. Только Святой Дух обладает сверхъестественной силой произвести те перемены, которые Бог хочет видеть в твоей жизни.
Действуй вместе со Святым Духом.
Через всю Библию проходит одна очень важная истина: Святой Дух начинает действовать в силе, как только мы делаем шаг веры. Бог ждет, пока мы сами выступим вперед. Шагай вперед прямо в своей слабости, совершай верные поступки, несмотря на свои страхи и ощущения.
Бог формирует нас с помощью Своего Слова, Своих детей и жизненных обстоятельств. Божье Слово даёт истину, нужную для роста. Божий народ обеспечивает для него необходимую поддержку, а повседневные обстоятельства предоставляют нам возможность упражняться в благочестии.
Многие полагают, что для духовного роста нужно только читать Библию и молиться. Однако в жизни есть такие моменты, которые никогда не изменятся с помощью одного изучения Писания и молитвы. Бог действует через людей. Большую часть своих дел Он вершит именно человеческими руками, а не посредством чудесного вмешательства — и всё это для того, чтобы мы учились постоянно обращаться друг к другу и пребывать в общении. Бог хочет, чтобы мы росли вместе.
Уподобление Христу — это долгий, медленный процесс возрастания. Духовная зрелость не достигается автоматически или моментально. Это постепенное, последовательное развитие, которое займёт у нас всю оставшуюся жизнь. Павел говорил об этом так: «…пока мы все не достигнем, наконец, единства в вере и познании Сына Бога и встречи с Совершенным Человеком, со Христом, образцом совершенной зрелости» (Еф. 4:13 [РВ]).
Точка в этом деле будет поставлена, либо когда мы попадём к Иисусу на Небеса, либо когда Он вернётся на землю. В тот момент будет завершена вся оставшаяся работа по отделке нашего характера. В Библии сказано, что стоит нам увидеть Иисуса напрямую, лицом к лицу, и мы станем в точности такими, как Он: «Мы теперь дети Божии; но ещё не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть» (1 Ин. 3:2).
Бог заботится прежде всего не о том, чем ты занят, а о том, что ты за человек. Все мы — человеческие существа, а не машины, нужные лишь для того, чтобы эффективно выполнять какие-то определённые операции. Твоя внутренняя сущность интересует Его намного больше, чем твоя профессия, потому что в вечность ты возьмёшь с собой именно характер, а не работу или карьеру.
Иисус умер на кресте не ради того, чтобы обеспечить нам комфортную жизнь. Он хочет, чтобы мы стали похожими на Него перед тем, как настанет время забрать нас на Небеса.
Истина для обдумывания: Я создан для того, чтобы уподобиться Христу.
Беседа 13: Богопознание через уподобление Христу в Его всечеловечестве 92
. Кто-то мне сказал, что сегодня на беседу придут гости наши, дорогие нам о Христе братья и сестры. Многие из гостей сегодняшних знают русский язык. И мне лично, когда я ослабел от большой старости, легче всего говорить все-таки по-русски. Я должен предупредить гостей, что беседа наша идет регулярно в течение многого времени. И то, что вы услышите, это будет как бы кусок, вырезка из газеты, маленькая часть, или некая страница из книги. Но я должен говорить все-таки моим братьям и моим сестрам, которые пришли недавно.
Итак, в чем моя забота о моих братьях и сестрах, дорогих мне о Христе? – В том, чтобы, живя в этом мире, они не стали жертвой какой-нибудь аберрации, касающейся путей спасения нашего в Боге. В древние времена вера во Христа была общею, и дети с самых юных лет приучались молиться Богу и жили Богом. В прежние годы можно было удержать «порядок» такой: человек шел в школу, где преподавалось научное богословие, уже приготовленный не только к вере во Иисуса Христа, но даже и к любви к Нему. Люди, подобно свт. Иоанну Кронштадтскому, кончали Академию, не теряя веры, – полные того опыта благодати, которая была дана им в детстве. В наше время воспитание детей – очень трудный момент. Школы наши поставлены в зависимость от сферы логики человеческой и земных интересов. Из-за потери веры родителями дети приходят в школу и учатся богословию так же, как и всякому другому предмету – химии, физике, географии, лингвистике и так далее. И это приносит страшный вред, потому что они привыкают жить Бога логически. А те, которым знакомо дыхание Духа Святого, понимают, что логика Аристотеля не годится для богословия, что та реальность, которая открывается нам, требует удаления от логики формальной и перехода к логике с категориями Самого Бытия, Которое Бог открывает нам Своим пришествием.
Эта аберрация теперь создается из-за того, что люди не подготовлены с юных лет (я бы сказал, «от чрева матери своея») к тому, чтобы жить Бога. Как они, рожденные по плоти, воспринимают то, что им преподается в богословских школах? – Как отвлеченные понятия о Боге: «вокруг и около». Отсюда получается, что самое выгодное положение – сначала пройти опыт жизни в Боге, как это дается в монастыре.
Итак, драгоценные для меня братья и сестры, снова мое слово будет о том же: наивысшее богословие относительно принципа ипостаси в Бытии Божественном и в бытии человеческом остается основной темой нашей. И при этом внимание наше концентрируется на вопросе: какой путь ведет к познанию Бога в Его персональном, ипостасном Бытии.
Откровение о Боге говорит нам, что после того, как был создан этот Космос со всем вещественным и животным миром, Бог говорит: «cотворим человека по образу Нашему [и] по подобию» ( Быт.1:26 ). Итак, образ в нас живет по самому рождению нашему. Но что значит «по подобию»? – «По подобию» является целью нашей. И какое «подобие»: частичное или подобие глубокое, великое и вечное? – Конечно, второе верно. Человек создан быть с Богом, в единстве жизни Бога и человека. Содержание этого понятия «по подобию» – вот что является темой нашего самого последнего и важного богословия, которое люди утеряли: как живет в мире осуществленный образ Бога, как реагирует таковая ипостась по образу Ипостаси воплощенного Сына Божия, где пребывает ум этого человека днем и ночью, что бы он ни делал.
Как достигнуть и познать это содержание подобия Богу? – Становясь подобными до тожества с Богом, мы получаем вечную жизнь в Боге. Вечная жизнь в Боге – это Сам Бог (ср. Ин.14:6 ). Его жизнь становится нашей жизнью. Господь открылся Моисею как «Аз есмь сущий» ( Исх.3:14 ). В этом понятии заключен смысл, что Бытие есть только Бог, Который нам открывается: сие Бытие было до появления космической жизни, созданной вечным, безначальным Богом. Конечно, нас естественно охватывает ужас: как мы, рожденные из ничего, подверженные всяким болезням, можем стать обладателями и носителями вечной и безначальной жизни Божества? Никакая человеческая логика не позволяет поверить так. Однако во Христе мы получили именно это откровение; и мы понимаем, какую предвечную идею о человеке имел Бог, когда Он говорил: «сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию» ( Быт.1:26 ). Для нас, христиан, воплощенный Сын Божий дает Откровение о предвечной идее Бога о человеке.
Дистанция, разделяющая нас, рожденных во грехе, от Бога Святого и Безначального, непомерно велика даже для астрономов, которые живут это космическое бытие с такими страшными расстояниями. Как мы можем «перешагнуть» это препятствие? – Если мы являемся во времени, то, по естественной логике, мы должны умереть. Но вот Господь говорит: «Хочу, чтобы там, где Я, и слуга Мой был» (ср. Ин.12:26, 17:24 ). А Он Сам – Безначальный Бог, и душа хотела бы говорить только о сем принципе персоны, ипостаси в Боге и услаждать наше сердце и ум этим видением Откровения. Однако мы отдадим сейчас первое внимание. тому, как достигнуть сего начала. Логически это невозможно: математический ум говорит, что, сколько бы ни добавляли нулей к числу, все равно оно никогда не достигает безначального и бесконечного. А мы говорим, что «перешагиваем» сие препятствие и что мы созданы для того, чтобы носить в себе этого вечного Бога.
Итак, из этой программы высшего богословия мы переходим к практической жизни нашей. Что мы можем делать каждый день, чтобы приблизиться к этой цели – беспредельной, божественной жизни? С чего мы начнем нашу монашескую жизнь? – С того, чтобы каждый день первой заботой нашей было не совершить греха. Через этот аскетический подвиг – «не совершить греха» – очищается наш ум и сердце и все наше существо от мрака греха. И человек становится способным к непосредственному восприятию исходящего от Бога. Почему я привожу опять наш любимый пример – Силуана? Потому что он получил высшее богословское состояние (уже не как эрудицию, а как состояние) в одно мгновение. Как мы можем стать, подобно Силуану, восприимчивыми к тому, что исходит от Духа Святого как познание о Боге истинном? – Мы должны беречься от всякой отрицательной мысли о нашем ближнем в маленьком кругу людей монастырского братства. Каждый человек по-разному все воспринимает, и если мы откроем сердце каждому в молитве нашей постоянной, то можем «усвоить» двадцать человек, чтобы жить с ними, как с братом и сестрой. Если каждый из нас является представителем какой-то многомиллионной группы подобных характеров в этом миллиардном человечестве, значит, мы можем жить уже со всеми этими миллионами. Что значит жить с ними? – Носить их в нашей молитве как драгоценное для нас существо. И кончается это тем, что сознание наше перерождается от общения со Христом, Который есть Бог Безначальный и Ипостасный Бог, и Сей Персональный Бог передает нам Свою жизнь. Я применил такое понятие «богослов»: прп. Силуан стал богословом не в школьном понимании этого слова, то есть получив диплом семинарии, академии или тому подобное, – нет! – но в том смысле, когда богословие есть состояние человека, живущего Богом и в Боге. И Бог действует в нем, и человек живет в Боге. Мы можем жить это богословие-состояние, читая Евангелие от Иоанна.
Что же есть то естественное состояние, которое уподобляет Богу-Христу? – Символом нашей веры является Крест: потому что, восходя на Голгофу, чтобы быть распятым по любви к миру за грехи мира, Христос нес в Себе не еврейский род (как того хотели бы евреи), не римлян, не греков, не скифов, а все человечество. И называется оно «весь Адам»: Христос нес всего Адама. И молитва за всего Адама, которая была дана Силуану видением Христа, была такой: «Господи, дай всему миру познать Тебя Духом Святым». На каждый момент, встречаясь с дефектами человека, он мыслил, что все человечество поражено этой болезнью, которую апостол Павел назвал «законом греха» (см. Рим.7:25 ). И каждый раз, сталкиваясь с преступлениями, недоумениями, гонениями, развратом, – чем бы то ни было, он всегда мыслил так: «Это потому, что они не познали Бога Духом Святым». А если бы познали Его Духом Святым, то, конечно, человечество жило бы другою жизнью. Это была бы неописуемая гармония любви вечной.
Так начинается эта «наука» с очень простого: с терпеливого отношения к каждому человеку. Опыт показал, что даже в браке при самой глубокой любви человеческой невозможно обойтись без конфликтов. А конфликты не мыслятся в Божественном Бытии.
Итак, когда я покину вас, пожалуйста, спасайтесь от этой аберрации – от академических дипломов. Однажды я встретил здесь на дороге нашего монастыря одного человека, который сказал, что он получил звание доктора богословия. И я ему ответил: «Что же вы хотите, это ценится выше, чем святость в нашем омраченном мире».
А к чему привели нас эти школы? – К тому, чтобы вырабатывать стандартные какие-то существа, которые говорят о вещах, никогда не пережитых. Откуда этот мрак в нашей Церкви? Откуда эти расколы?
Я уже не раз говорил вам, но Дух толкает меня на повторение. Прежде чем я уйду от вас – а конец моей жизни, конечно, близок, – я хотел бы, чтобы вы спаслись от аберрации, которой страдает современный мир в плане богословия, чтобы не создавал никто неверных теорий о Боге, которые разделили христианский мир. Подумайте, в Женевском Центре всемирного единения Церквей больше двухсот докторов богословия с разными мнениями! Откуда это? Ведь Бог единый!
И как получается, что существуют конфессии, которые ненавидят других и гонят? Теперь гонение на Православие по всему миру. А чем мы вызываем эту ненависть? Мы боимся «и муху обидеть», а нас ненавидят больше, чем преступников. И это совсем не фантазия, как мы знаем по опыту. Но «да не смущается сердце ваше : веруйте во Христа Бога» (см. Ин.14:1 ) и продолжайте эту жизнь. Он сказал: «Как Меня возненавидели без причины (см. Ин.15:25 ), так и вы будете ненавидимы имени Моего ради» (см. Мк.13:13 ). Итак, не потеряйте основного видения: жизни без греха!
Я не принимаю участия в экуменическом движении. Но моя идея была такова: соберитесь и рассуждайте, как можно прожить без греха. Приходят двести докторов богословия, и каждый говорит свои глупости, обнаруживая свое неведение и невежество. Приведем одно из заблуждений: люди изучают все религии, и в этом теоретическом познании истории всех религий и содержания учений они видят универсальность свою. А Господь нам говорит: «Один у вас Отец и один Учитель – Христос» (см. Мф.23:8–9 ). И этот Учитель-Христос носит в Себе все создание. Итак, будем идти вслед стопам Христа, Который носит в сознании Своем эту трагедию и умирает за Свою веру.
В течение семидесяти лет в России у власти были гуманисты марксистского типа, которые думали, что спасают мир от заблуждения. Они силою хотели искоренить восприятие Бога из сознания людей. Это духовное пленение продолжалось семьдесят лет. Прообразом этого было Вавилонское семидесятилетнее пленение еврейского народа – носителя первых принципов Откровения.
Совсем простая молитва: «Господи, сподоби нас без греха сохранитися в сей день, в сию ночь», на которую способны даже дети, – это есть истинный путь. Тогда мы смотрим на науку как подобает: наука сама по себе никак и никого не спасает и не дает бытийного познания о Боге, а только toujours autour du pot 94 – «всегда вокруг да около».
И спорят люди из-за мелочи: когда разбираешь, о чем они спорят, не понимаешь, как эти ученые люди могут быть такими невеждами. Я не буду говорить о том, что, казалось бы, очевидно из Откровения. И как люди не понимают этого! Но что мне дорого: чтобы вы знали об этом и не прельстились и не заблудились. Мы видим, что иногда люди, невежественные духовно, живущие противно духу Христа, распятого по любви, стоят во главе церковных течений. В этом трагизм истории.
Итак, чтобы открылось в нас истинное познание, будем держаться только этого принципа: «Сподоби, Господи, в день сей без греха сохранитися нам».