унк для таможни что это такое
Уникальный номер контракта (УНК)
Уникальный номер контракта – это номер валютного договора между двумя участниками импортной сделки. Необходим для прохождения валютного контроля.
УНК присваивается банком при регистрации в базе валютных договоров. После регистрации номер и скан этого договора отправляются в Центральный банк РФ.
Получение УНК регламентируется Инструкцией Банка России от 16.08.2017 N 181-И (ред. от 05.07.2018) «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления» (Зарегистрировано в Минюсте России 31.10.2017 N 48749)
Когда нужен уникальный номер контракта (УНК)?
Уникальный номер контракта необходим для следующих сделок:
Как получить уникальный номер контракта?
Уникальный номер создает и выдает банк. От клиента банка требуется предоставить договор между контрагентами по данной валютной сделке (импортный контракт). После того как банк зарегистрировал договор и передал его в ЦБ РФ вам передается присвоеный УНК. Банк может прислать его любыми способами: по электронной почте, в онлайн-чате интернет-банка, в смс.
Где требуется УНК?
В сфере внешнеэкономической деятельности УНК необходим при подаче таможенной декларации на товар.
Паспорт сделки (ПС) – документ для валютного контроля. Использовался банками до 1 марта 2018 года до введения уникального номера контракта.
Почему отменили паспорта сделок
Изменения упрощают взаимодействие с банками и ускоряют расчеты с контрагентами.
Нагрузка в части валютного контроля перераспределяется с бизнесмена в большей степени на кредитную организацию. Это снижает риск наложения штрафов.
Как теперь контролируются
Вместо оформления паспорта сделки банки теперь регистрируют договор. Затем контракту присваивается УНК — уникальный номер, по сути — тот же набор цифр, что и в паспорте.
1 — две последние цифры года, в котором контракту присвоен уникальный номер;
2 — месяц, в котором контракту присвоен уникальный номер;
3 — порядковый номер контракта, принятого на учет с присвоением уникального номера банка УК в течение календарного месяца;
4 — регистрационный номер кредитной организации с Книгой государственной регистрации кредитных организаций (КГРКО);
5 — порядковый номер филиала в соответствии с КГРКО;
6 — код кида контракта;
7 — признак резидента, являющегося стороной по контракту.
Под валютный контроль подпадают все сделки, но в зависимости от типа и стоимости договора различается процедура отчетности.
Контракт стоимостью до 200 тыс. ₽
Для всех категорий сделок: экспорт, импорт, кредитование.
При валютном контроле к расчету принимается общая стоимость контракта, а не размер одного платежа. Если сумма не превышает 200 тыс. ₽, регистрировать договор, предоставлять в банк его оригинал не нужно. Справка о валютной операции тоже не требуется, достаточно сообщить код.
Вы имеете право оформить соглашение на каждую поставку и пройти валютный контроль. В свою очередь, финучреждение может запросить документы, если возникнут подозрения.
Контракты в пределах 200 тыс. — 3 млн ₽
Экспортные, импортные сделки, кредитование.
Уникальный номер не присваивается. Необходимо отправить в банк любой документ, позволяющий проставить код операции. Это может быть само соглашение, выписка из него, инвойс, акт, счет, иные документы сделки. Конкретный список уточняйте в обслуживающем банке.
Контракты суммой 3–6 млн ₽ на экспорт
Требования аналогичны предыдущему разделу. Контракт или иной документ предоставляется в финучреждение, но договор не ставится на учет.
Контракты от 3 млн ₽ на импорт, кредитование
В этом случае регистрация обязательна, вы предъявляете оригинал соглашения. Кроме того, после завершения сделки бухгалтер предприятия подготавливает справку о подтверждающих документах — СПД. В нее могут включаться:
СПД оформляется в течение 15 дней с момента, когда российская сторона выполнила обязательства по договору. Также справка подается при изменениях в контракте — например, переуступке прав по сделке, прекращении обязательств.
Контракты свыше 6 млн ₽
Для всех категорий валютных сделок.
Регистрация, присвоение УНК и подача СПД — обязательное условие. Требования такие же, как и для контрактов более 3 млн рублей на импорт. Но есть нюанс: экспортерам разрешается вначале предъявить проект контракта или просто сведения о нем, а сам документ предоставить в течение 15 дней после подписания по общему правилу.
Порядок постановки на учет
Этап 1. Оформляется заявление о постановке контракта на учет по форме банка.
Резидент должен зарегистрировать договор по валютной сделке в следующие сроки:
Уникальный номер контракта (УНК)- это …
УНК (уникальный номер контракта) — это номер, который присваивается вашему контракту банком, через который вы собираетесь вести расчеты по международной сделке.
Для оформления УНК необходимо обратиться с заявлением в ваш банк, предоставить подписанный контракт. Обычно это можно сделать через систему Банк-клиент. В течении двух рабочих дней банк поставит ваш контракт на учет и предоставит УНК.
Для одного контракта может существовать только один УНК.
До 1 марта 2018 года существовал аналог УНК в виде документа с названием «паспорт сделки». Сейчас такого термина не существует.
Когда он нужен?
При заключении международного контракта на сумму: при импорте- от 3 млн. рублей, а при экспорте – от 6 млн. рублей (или эквиваленте по курсу ЦБ).
Когда он не нужен?
При заключении контракта на сумму: при импорте- менее 3 млн. рублей, а при экспорте – менее 6 млн. рублей (или эквиваленте по курсу ЦБ).
Так или иначе, сумму контракта стоит прописывать в тексте контракта либо в виде указания всей стоимости контракта, либо в виде ссылке на сумму поставок (спецификаций).
Где УНК прописан в декларации на товары (ГТД)?
Номер УНК обязательно указывается в графе 44 ДТ под кодом 03031.
Если в данном материале Вы не нашли ответ на интересующий вопрос, то пишите по адресу manager@rastamozhitvspb.ru и в скором времени я обновлю статью.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Как пройти валютный контроль и получить оплату от иностранных клиентов
Компания из другой страны впервые перевела исполнителю из России оплату за заказ. Но получить деньги сразу не получится: сначала банк должен провести валютный контроль.
Дарья Камалина
Эксперт по валютному контролю Тинькофф Бизнеса
Разработчик выполнил свой первый заказ для иностранной компании, и она перевела ему оплату. Но получить деньги сразу не получится: сначала нужно предоставить документы по сделке в банк, чтобы он провел валютный контроль. Разбираемся, как к нему подготовиться и пройти быстрее.
В статье собрали самое главное, но все равно она получилась большой. Вы можете использовать ее как шпаргалку — сохраняйте в закладках или отправьте себе в удобный мессенджер.
Что такое валютный контроль и зачем он нужен
Любые расчеты с иностранцами — валютные операции. Для государства важно, чтобы эти платежи были по определенным правилам. Они зафиксированы в валютном законодательстве.
За законностью операций следят банки. Они изучают сделки, смотрят на документы по ним и фиксируют нарушения, если они есть. Информацию о них передают в Центробанк, а тот — в налоговую. Все это и есть валютный контроль.
Чтобы банк одобрил платеж и перевел его на валютный счет, обычно нужно предоставить документы — те, по которым работаете с заказчиком. Они могут отличаться в разных ситуациях.
Прежде всего, нужно обратить внимание на основной документ. Тут есть три варианта:
Для каждого из них — свои нюансы, которые мы разберем дальше.
Оплата по контракту
Когда используют контракты. Для сложных сделок или сделок на долгий срок, например на год или больше.
О чем нужно знать. Контракт — то же самое, что и договор. В нем исполнитель вместе с иностранным заказчиком фиксирует основные договоренности по сотрудничеству: порядок работы, сроки оплаты и другие важные условия.
Почти все контракты можно разделить на четыре типа:
Универсального шаблона для всех контрактов не существует, все зависит от конкретной ситуации. Иногда банки составляют рекомендации, какую информацию сразу включить в контракт, чтобы валютный контроль пройти быстрее.
Почему важно следить за суммой контракта. Контракты могут быть с фиксированной суммой или без нее. С фиксированной суммой — это когда конкретная стоимость товара или услуг прописана в документах. Здесь все просто.
Контракты без суммы — это когда вам платят по факту. Например, переводчик перевел один текст, ему в рамках контракта заплатили за него. Потом он перевел еще и снова получил оплату. И вот тут нужно складывать общую сумму контракта — все деньги, которые проходят по контракту.
По контракту без суммы вы получили четыре платежа, каждый — 1 300 000 ₽. Чтобы узнать общую сумму контракта, их нужно сложить:
1 300 000 ₽ + 1 300 000 ₽ + 1 300 000 ₽ + 1 300 000 ₽ = 5 200 000 ₽
От суммы контракта зависит, какие документы запросит банк и нужно ли ставить контракт на учет, то есть заранее сообщать банку о нем. На учет надо ставить контракты:
Если сумма контракта в иностранной валюте, то ее нужно пересчитать в рублях по курсу ЦБ на дату контракта.
Какие документы нужны для платежа. Если сумма по контракту больше 200 000 ₽, кроме него в банк нужно предоставить подтверждающие документы. Они помогают понять банку, что сделка действительно была.
В каждом случае список таких документов отличается. Но обычно это те, что фигурируют в контракте и дополнительных соглашениях к нему. Например, акты или товарные накладные. Если сомневаетесь, уточните пакет документов у своего банка.
Что учесть при работе с контрактами
Общая сумма контракта | Тип контракта | Нужны ли документы по контракту | Нужно ли ставить контракт на учет |
---|---|---|---|
До 200 000 ₽ | Любой | Нет | Нет |
От 200 000,01 ₽ | Любой | Да | Нет |
От 3 000 000 ₽ | Кредитный договор | Да | Да |
От 3 000 000 ₽ | Импортный | Да. Кроме документов по контракту нужна справка о подтверждающих документах | Да |
От 3 000 000 ₽ | Смешанный | Да. Кроме документов по контракту нужна справка о подтверждающих документах | Да |
От 6 000 000 ₽ | Экспортный | Да. Кроме документов по контракту нужна справка о подтверждающих документах | Да |
Если контракт стоит на учете в банке, понадобится еще справка о подтверждающих документах. Ее можно оформить одну на все документы.
Оплата по инвойсу
Когда используют. При небольших суммах и разовых сделках.
О чем нужно знать. Инвойс — международное название счета на оплату услуг или товаров. В нем все так же, как в российском счете: пишете, что и для кого делаете, в какой срок, за сколько и когда оплатить.
Инвойс могут оформлять вместе с контрактом, и тогда он будет подтверждающим документом для этого контракта. Но иногда инвойс может быть основным документом по сделке и заменять контракт. Обычно это бывает при разовых заказах.
В остальном требования и правила здесь такие же, как и по контрактам. Инвойсы редко бывают на крупные суммы, но все равно лучше следить, чтобы они не превышали лимита 6 000 000 ₽. Иначе документ нужно будет поставить на учет.
Какие документы нужны для платежа. Часто при оплате по инвойсу никакие другие документы не нужны. Например, в Тинькофф Бизнесе его достаточно для проведения платежа. Если вы обслуживаетесь в другом банке, условия лучше уточнить, они могут отличаться.
Оплата по оферте
Когда используют. При удаленной работе с крупными корпорациями. Например, с магазинами приложений App Store и Google Play или с биржей фрилансеров Upwork.
О чем нужно знать. Оферта — это предложение о заключении сделки, в котором описаны существенные условия договора. Чтобы работать по оферте, не нужно ничего подписывать. Достаточно просто принять ее условия. Обычно для этого достаточно поставить галочку в личном кабинете или ответить на письмо.
Оферту, как и любой контракт, при достижении определенной суммы платежей нужно ставить на учет:
Самое сложное в офертах — разобраться, кто кому оказывает услуги. Здесь все не так очевидно, как с обычными контрактами.
Разработчик создает приложения для App Store и Google Play. Кажется, что, раз платят ему, он оказывает услугу и это экспорт. Но это не так. По условиям этих оферт App Store и Google Play размещают приложения у себя, то есть оказывают услугу разработчику. А значит, это импорт.
Чтобы вам не запутаться, мы составили таблицу с основными офертами и указали, какой у них тип.
Типы оферт для популярных международных компаний
Заказчик | Тип оферты |
---|---|
Apple | Импорт |
Booking | Экспорт |
Google Play | Импорт |
Google AdSense | Экспорт |
Upwork | Импорт |
Какие документы нужны для платежа. При первом платеже загружают саму оферту, информацию о ней и подтверждающие документы. При последующих платежах достаточно только подтверждающих документов. Это могут быть квитанции или акты.
Как отправить документы в банк
Порядок передачи документов может отличаться в разных банках. В большинстве случаев их принимают в электронном виде. Например, клиенты Тинькофф Бизнеса могут все сделать через личный кабинет. А если не догрузилось или специалисты банка попросили дополнительные документы — отправить их прямо в чате.
Сроки прохождения валютного контроля
С момента, как валюта пришла на транзитный счет, у компании есть 15 дней на валютный контроль. Если пройти его с опозданием, бизнес могут оштрафовать — максимально на 150 тысяч рублей.
Сам валютный контроль по закону не может занимать больше одного рабочего дня. Например, если документы пришли во вторник, решение должно быть не позже среды, если они поступили в пятницу — не позже понедельника.
Специалисты банка могут отклонить платеж. Обычно это происходит в двух случаях:
Чтобы у вас был запас по времени на исправление возможных недоработок, лучше не откладывать прохождение валютного контроля на последний момент.
Как можно ускорить валютный контроль
Чтобы пройти валютный контроль быстрее, можно сразу учесть требования и рекомендации банка. В первую очередь они будут полезны клиентам Тинькофф Бизнеса, но могут помочь и при взаимодействии с другими банками.
Обязательные требования:
Дополнительные рекомендации:
При постановке контракта на учет перевод нужен всегда. В Тинькофф Бизнесе его делают бесплатно для клиентов, но на это может уйти несколько дней. Пока перевода нет, контракт на учет поставить нельзя.
Валютный счет от Тинькофф
Удобная работа с валютой:
Центральное таможенное управление
Участникам ВЭД О вопросах, связанных с правильностью заполнения участниками ВЭД граф деклараций на товары (ДТ) для целей валютного контроля
Валютный контроль организован в виде таможенно-банковского контроля, сведения из деклараций на товары уполномоченным банкам таможенные органы передают также в электронном виде. Порядок передачи таможенными органами Центральному банку РФ (Банк России) и уполномоченным банкам в электронном виде информации о зарегистрированных таможенными органами ДТ определен постановлением Правительства РФ от 28.12.2012 № 1459.
Автоматически ведется Протокол передачи и сверки зарегистрированных и выпущенных ДТ.
Проверку достоверности заявляемых в ДТ сведений об УНК таможенные органы осуществляют с использованием региональной базы данных валютного контроля (далее – КПС «Ведение РБД ВК»).
При несоответствии сведений, заявленных в ДТ со сведениями в УНК, такие ДТ не передаются в уполномоченные банки.
В связи с этим у участников ВЭД могут возникнуть проблемы, связанные с невозможностью исполнения контрактных обязательств по осуществлению переводов денежных средств контрагенту.
Например, когда импортным внешнеторговым контрактом предусмотрена оплата после поставки товара (код валютной операции – «11200»), а в графах ДТ, необходимых для целей валютного контроля (графы 9, 22,42, 23, 24, 44) – см. Решение Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 257 (редакция от 25.09.2018) «Об Инструкциях по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций» указаны неверные (ошибочные) сведения, то в уполномоченный банк (Банк УНК) не поступает информация о данной поставке и, соответственно в Ведомости банковского контроля отсутствует подтверждающий документ (ДТ). На таком основании, банк может отказать в осуществлении перевода валюты за рубеж. В свою очередь, данное обстоятельство может привести к штрафным санкциям по исполнению контрактных обязательств.
В целях повышения эффективности использования ДТ в качестве подтверждающего документа при осуществлении валютных операций таможенными органами осуществляется контроль за соблюдением правильности заявления в ДТ сведений, необходимых для целей валютного контроля. Кроме того, необходимо проверять соответствие сведений, заявленных в ДТ, используемых для целей валютного контроля и информации, содержащейся в документах в электронном виде:
1)проверять графы, заполняемые в целях валютного контроля:
-графу 9 – наименование участника ВЭД, ИНН, адрес,
-графу 22 (первый подраздел) – код валюты контракта, указанный в УНК,
-графу 22 (второй подраздел) и гр.42 – по возмездным поставкам заполняются, а по безвозмездным поставкам проставляется «0»,
-графу 24 – код характера сделки и особенностей сделки, исходя из вида внешнеэкономического договора, на основании которого осуществлялась поставка товара, выбор кода характера сделки осуществляется из соответствующего раздела классификатора, то есть: исходя из анализа вида договора (если договор купли-продажи – из 1 раздела, если договор об оказании услуг – из 2 раздела, если договор аренды – из 4 раздела и так далее.),
-графу 44 – проверку необходимости либо отсутствия необходимости указания сведений об УНК.
Требование о постановке на учет (регистрации) в уполномоченном банке уникального номера контракта не распространяется на валютные операции, если сумма обязательств по контрактам менее (в эквиваленте):
-для импортных контрактов или кредитных договоров – 3 миллиона рублей;
-для экспортных – 6 миллионов рублей.
Типичные ошибки, рекомендации.
1)Зачастую путают коды характера сделки в целом по контракту (сделке) и за декларируемую партию товара (например, вместо кода характера сделки «018» (безвозмездная поставка по возмездной сделке) указывают значение «058» (безвозмездная сделка), а товары перемещаются безвозмездно в рамках возмездного договора, по которому зарегистрирован УНК (на безвозмездную сделку УНК не регистрируется).
2)Инструкцией о порядке заполнения ДТ в графе 44 указание даты паспорта сделки (ПС) (с 01.03.2018 года – УНК) не предусмотрено.
4)При декларировании нескольких товаров в одной ДТ указывают разные номера ПС/УНК.
5)В пятой части номера УНК проставляют «0», вместо необходимых значений «1» или «2».
В случае возникновения вопросов обращаться в отдел валютного контроля Смоленской таможни по телефону (4812) 20 10 67.