уметь терпеть это значит
Уметь спокойно жить – значит уметь терпеть
При всех неприятных обстоятельствах жизни будь терпелив, слушатель благочестивый. Терпи, чтобы с тобой ни случилось: не досадуй, когда получишь оскорбление, не огорчайся, когда встретишь неудачу, все терпи без ропота. В пример терпения возьми себе пророков. Пророки ли не были добры? Но и они много терпели на земле, они терпением и жили, терпением и спасались.
Так, слушатель благочестивый, ты тогда только можешь жить спокойно на земле, когда будешь терпелив, – без терпения настоящая жизнь будет не жизнь, а мучение. На земле многое нас безпокоит – одно только терпение доставляет нам покой. Словами в этом убедиться трудно, лучше испытай. Когда тебя горе какое тяготит или люди оскорбляют, или болезнь изнуряет и вообще какая-нибудь неприятность безпокоит, то возьми терпение, крепись, и ты успокоишься. Терпение – лекарство от всех безпокойств, уметь спокойно жить – значит уметь терпеть.
Но не одно временное спокойствие получаем мы от терпения: терпение отворяет двери к вечному покою. Так, слушатели благочестивые, кто все переносит терпеливо, тот этим спасет душу; чем больше мы терпим, тем меньше становится в нас грехов. От огня золото делается светлее, от терпения наша душа делается чище.
Хотите ли на опыте видеть, как спасительно для души терпение? Выслушайте, что рассказывает один праведный муж, который сподобился видеть те места, где по смерти покоятся святые. В одном славном месте он увидел некоего человека и спросил его: «Что ты делал в мире и чем заслужил такое место?» «Я был работником у одного злого человека, – отвечал тот, – и много терпел от него до конца жизни». После он увидел другого человека в столь же славном месте и спросил его: «Ты чем занимался в мире?» «Я долго был болен и терпеливо переносил свою болезнь». Наконец, он увидел еще человека, но не в столь славном месте, как те, и также спросил его: «Ты как жил в мире?» «Я сначала был простым монахом, день и ночь трудился для спасения души, после произвели меня в епископа».
Итак, вот что значит терпение. Терпеть так же спасительно для нашей души, как и заниматься спасением, переносить что-нибудь горестное так же полезно, как и делать добрые дела, удерживаться от слов оскорбительных для ближнего так же приятно Богу, как и славословить Его непрестанно. Терпение даже важнее иногда иных богоугодных дел (см. Иоанн Златоуст, беседа 31 на Матфея.).
Итак, слушатель благочестивый, все переноси терпеливо, все – малое и великое. Нетерпением ты не умалишь горя, а только прибавишь, огорчением не утушишь оскорбления, а только усилишь – так лучше терпи. Терпением вашим спасайте души ваши (Лк. 21:19). Тот слабый имеет дух, кто всем огорчается, на все досадует. Так докажи своим терпением, что ты не слабого духа. Претерпевший же до конца спасется (Мф.10:22), так терпи же, и ты спасешься. Аминь.
Итак, братия, будьте долготерпеливы (Иак.5:10)
Еще о терпении?! Что же делать! Терпение для нас так необходимо, а у нас его так мало, слушатели! Иной из нас век живет и не может научиться терпению. Итак, еще послушайте о терпении, только в пример терпения возьмем не пророков – они, может быть, для нас слишком высоки, – но простого человека (см. Пролог,5 февраля).
В одном монастыре жил благочестивый инок. Пять братий любили его, а один оскорблял. Не желая терпеть оскорблений, он перешел в другой монастырь, но тут восемь братий его любили, а двое оскорбляли. Он ушел в третий монастырь, но и в этом было не лучше: семь его любили, а пять ненавидели. Что было делать? Он решился идти в четвертый монастырь и пошел.
На пути между тем стал размышлять сам с собою: «Если мне слушаться моего помысла, то придется обойти весь мир, и, верно, не найду нигде покоя, ибо люди везде одни и те же – много добрых, много и злых. Должно быть, и в этом монастыре, куда теперь иду, будет мне не лучше». Подумав немного, он взял записную свою книжку и написал в ней: «Пусть меня оскорбляют, я терплю все для Иисуса Христа».
Написав это, он свернул книжку, навязал ее на пояс и пошел в монастырь. Как он ожидал, так и случилось: и в этом монастыре, куда он пришел, тоже стали оскорблять его. Но он тотчас брался за книжку и, прочитав в ней слова: «Я терплю все для Иисуса Христа», в ту же минуту успокаивался, в ту же минуту ему становилось легче. Таким образом он, наконец, приучился все терпеть, все сносить.
Итак, вот, слушатель благочестивый, как ты можешь научиться терпению: какое бы ни постигло тебя горе, какая бы ни случилась неприятность, ты говори: стерплю для Иисуса Христа. Только скажи это, и тебе будет легче. Имя Иисуса Христа сильно: при нем ветры утихают, бесы умолкают, утихнет и твоя досада, пройдет и твое горе, когда ты будешь повторять сладчайшее Его имя. Аминь.
Проповеди протоиерея Родиона Путятина
Терпение. Почему терпеливость города брала
Терпение — это качество, которое очень необходимо каждому человеку. Не имея терпения, люди совершают огромное количество ошибок в жизни. Не зря народная мудрость гласит: «Поспешишь — людей насмешишь». И это на самом деле так.
Люди постоянно куда-то торопятся, словно боятся чего-то не успеть. Но разве можно полноценно и качественно жить в постоянной суете и спешке?
Что значит терпение?
Терпение — это способность спокойно переносить время ожидания и перемен, это умение стойко переносить невзгоды и оставаться рациональным.
Быть терпеливым — это быть наблюдателем, который все спокойно воспринимает, делает выводы и только потом действует. Терпеливый человек надежный, он все планирует, на него можно положится, это человек, который трезво оценивает ситуацию со всех сторон, и не торопится с выводами.
Психологи выделяют следующие виды терпения:
Терпение в обычной жизни
Терпение даже в самых мелких делах помогает творить большие подвиги. Подумайте, сколько раз вы хотели бросить начатое? Сколько раз хотели высказать все, что накипело близкому человеку? Сколько раз вы все это делали?
А вот, тот, кто не сдался, и продолжил то, что начал, добился успеха, а тот, кто смолчал и не поссорился с родными, живет счастливо, тот, кто не нагрубил начальнику, поднялся по карьерной лестнице.
Таких примеров много. Величайший пример терпения — Иисус Христос. Истинно верующие люди следуют этому идеалу. Поступки таких людей нельзя назвать поспешными или опрометчивыми.
Терпение должно проявляться во всем, но особенно это касается детей и пожилых людей. Все знают, что дети требуют внимания, но не только.
Особое значение в воспитании и развитии ребенка имеет терпение — терпеливое отношение к ребенку даст плоды быстрее, чем спешка.
Пожилые люди тоже хотят заботы и терпеливости — ведь когда-то они это все давали своим детям.
Чем полезно терпение. Плюсы терпения
Терпение необходимо в социуме. Не секрет, что коммуникабельный человек всегда уравновешен и спокоен, с ним общаться легко и просто. С раздражительным и нервным человеком контактировать не приятно и гораздо сложнее.
Чем полезно терпение на работе? Это качество помогает руководителям. Грамотный и внимательный начальник ценит сотрудников не за личные качества, а за опыт, профессиональные способности и знания.
Хороший руководитель не критикует, а старается понять человека и принять его со всеми его плюсами и минусами.
Чем меньше критики — тем больше места для похвалы и поощрений, следовательно, выше шансы, что сотрудник достойно справится со своими обязанностями.
Сами сотрудникам тоже нужно терпение. Особенно тем, чей труд связан с творчеством. Но и офисным работникам оно безусловно нужно. Как без терпения можно отвечать на холодные звонки, ждать ответа от клиента, заниматься дизайном и так далее?
В личной жизни терпение играет едва ли не главенствующую роль. Людей, не имеющих недостатки, не существует. Поэтому для сохранения отношений нужно не злиться, не раздражаться, а искать конструктивные формы решения проблем.
Итак, польза развития терпения:
Способы развития терпения
Первым делом нужно признать, что все контролировать в жизни вы не можете. Жизнь постоянно преподносит сюрпризы, и порой они не очень приятные:
К жизни нужно относиться философски — случилась неприятность, вы ее спокойно принимаете и решаете как поступить дальше.
Чтобы развить терпение, рекомендуется следующее:
Подождите. Эту технику можно использовать буквально во всех ситуациях. Суть этого метода — каждый раз, когда вам приходится чего-то ждать, мысленно посчитайте до 20, а потом решайте что дальше делать. Это позволит вам не выдать сразу же негативную реакцию.
Пример, в банке очередь, посчитайте до 20, и вспомните, что на почте скопилась гора писем, и у вас появилось время, чтобы их разобрать. Человек так устроен, что начинает сразу же переживать, если ему нужно чего-то подождать.
Нужно менять это шаблонное поведение — размышляйте, и не давайте шанса эмоциям взять над вами верх;
Имейте план «Б». Часто раздражение на ожидание появляется потому, что человеку в голову не приходит, что подобная ситуация может в принципе возникнуть.
Если вы пришли на прием к врачу, и знаете, что будете сидеть в очереди, надо было взять книгу или кроссворд, а не выплескивать агрессию в окружающий мир;
Осознайте, что вы зависите от гнева и раздражения. Эти качества очень легко становятся привычкой, особенно, если вы поощряете их.
Пытайтесь вызывать в себе положительные эмоции, совершите усилие и выберите хорошее настроение, тогда вы сможете войти в новое для себя состояние. Оно вам понравится;
Что почитать на тему развития терпения
Блоги о терпении
На Ютуб-каналах можно найти:
Пошаговая стратегия избавления от нетерпеливости
Шаг первый — поймите и признайте, что нетерпеливы.
Шаг второй — когда вы осознали свою нетерпеливость, успокойтесь, глубоко вдохните, успокойте разум и тело.
Шаг третий — когда вы успокоились, подумайте, что произошло. С чем связано ваше беспокойство? Определите триггеры:
Шаг четвертый — анализ ситуации. Ответьте на следующие вопросы:
Шаг пятый — что делать дальше. Есть три варианта:
Эти несколько шагов и есть путь научиться терпению и сделать свою жизнь лучше.
Резюме. К чему можно прийти
В середине прошлого века профессор Стэндфордского университета изучал силу воли детей в возрасте 4 лет.
Он клал перед ними лакомство, и говорил, что его можно съесть сразу, а можно подождать 15 минут и получить двойную порцию.
Профессор выходил из комнаты и смотрел в специальное окошко как ведут себя дети.
Результат — только 30% детей смоги подождать, остальные уступали искушены.
Наблюдая за этими детьми в последующие годы, профессор обнаружил, что те дети, которые не смоги подождать, в жизни имели больше трудностей, чем терпеливые дети.
Терпение иногда может быть трудным
Все знают, что ждать сложно. Современный мир предлагает быстрый доступ к информации, быстрое питание и быстрые ответы на самые глубокие вопросы.
Но отсутствие терпения — это преграда к совершенству. Терпение — это очистительный труд, который оттачивает понимание, усиливает счастье, совершенствует поступки.
Если у вас есть дети, вы понимаете, что потворствовать любому их желанию — это неблагоразумно. Изобилие портит детей. Чтобы дети повзрослели и имели высокий потенциал, они должны научиться терпеливо ждать.
Чтобы иметь терпение, нужна вера в положительный исход
Бригам Янг просил Бога дать ему терпения и дождаться часа, когда он все поймет сам.
Очень часто глубина нашего настоящего становится нам понятной только с вершин нашего будущего. Другими словами мы не видим то, что происходит у нас под носом до тех пор, пока не наберемся опыта увидеть это.
Трудные времена в жизни практически всегда оказываются важными строительными блоками нашего будущего, нужно набраться терпения, чтобы обрести опыт и понять, что все в жизни идет по плану, и все в конечном итоге будет хорошо, а спешка мешает жить и наслаждается жизнью.
Дух и терпение
Терпение — это значит не сворачивать с выбранного пути и идти до конца, это значит обуздать гнев, это значит сопротивляться злу, даже когда кажется, что оно делает других более успешными.
Терпение — это приятие того, что изменить нельзя, это твердость и стойкость, это процесс самосовершенствования.
В Библии сказано: «Терпением своим вы спасете ваши души». То есть имея веру и терпение можно добиться многого.
Терпение обязательно вознаграждается
Что происходит со временем? Собирать плоды получится только после долгой работы над собой и над своими эмоциями. Плодами будут — дисциплина ума и тела.
Она конечно не подарит вам дом или машину, но поможет в личностном и социальном росте, а также повлияет на скорость исполнения ваших желаний.
Без терпения в деловом мире просто невозможно двигаться вверх по карьерной лестнице, и уж точно без него вы никогда не сможете пробиться в элитарное общество.
Терпение — это именно та ценность, которая влияет на мотивацию, смыслы и выбор.
Не путайте терпение и пассивное ожидание
Терпение — это не ожидание сложа руки, а активное стремление к важным целям, это способность не опускать руки в те моменты, когда результат не приходит мгновенно и без усилий.
Упорство, мобилизация всех сил, труд, вера, стойкое перенесение трудностей, преодоление — вот, что такое настоящее терпение.
Нетерпение — это симптом эгоизма, чаще всего оно свойственно тем, кто сострочен исключительно на себе. Многие люди полагают, что мир вращается вокруг них, только им отведена главная роль, а все остальные — это просто массовка в пьесе жизни.
К сожалению, современное общество делает ставку на материализм и индивидуализм, превыше всего ценит амбиции и действия. Терпение же подразумевает некоторые лишения, и даже возможно отказ от себя.
Это забытая добродетель, которую очень важно возрождать. Усугубляют ситуацию технологически достижения.
терпеть
Терпеть обиды, оскорбления. | Терпеть нужду, голод. | Терпеть неудобства. | Нет сил, невмоготу терпеть что-либо. | Вот растяпа, воды с собой забыл взять, теперь придётся терпеть до города.
Терпеть хамство, лицемерие. | Приходится терпеть беспокойных соседей. | Не хочу терпеть его в своём доме!
Терпеть от свекрови, от мужа. | Многое приходится терпеть от неустроенности жизни. | Я не намерена терпеть от тебя эти издевательства.
Не терпеть возражений, неповиновения. | Не терплю сладкого, водки, табака. | Не терпеть дилетантства, вранья, фамильярности. | Не терпеть собак.
— Терпеть не могу, когда человек суетится, — сказал он. | Обо мне она никогда не слышала, потому что терпеть не может современную живопись.
Терпеть убытки, урон. | Терпеть постоянные неудачи.
Полезное
Смотреть что такое «терпеть» в других словарях:
ТЕРПЕТЬ — ТЕРПЕТЬ, терплю, терпишь, несовер. 1. без доп. и что. Не противодействуя, не жалуясь, безропотно переносить, сносить что нибудь бедственное, тяжелое, неприятное. Было очень больно, но пришлось терпеть. «Лучше самому терпеть, чем других обижать.»… … Толковый словарь Ушакова
ТЕРПЕТЬ — ТЕРПЕТЬ, терпливать что, выносить, переносить, сносить, нуждаться, страдать; | крепиться, об(пере)могаться, мужаться, держаться, стоять не изнемогая, не унывая; | ожидать, выжидать чего лучшего, надеяться, быть кротким, смиряться; | снисходить,… … Толковый словарь Даля
терпеть — (вытерпеть, стерпеть), претерпевать, переносить, выносить, сносить, смолчать, промолчать, выдерживать, переварить; страдать, испытать (испытывать), переживать, нуждаться; удерживаться, воздерживаться, держаться, крепиться; допускать, снисходить,… … Словарь синонимов
терпеть — ТЕРПЕТЬ, терплю, терпишь; несовер. 1. что. Безропотно и стойко переносить что н. (страдание, боль, неудобства). Т. муку. Т. неприятности. 2. кого (что). Мириться с наличием, существованием кого чего н., поневоле допускать что н. Приходится т.… … Толковый словарь Ожегова
терпеть — терпеть, терплю, терпит; прич. терпящий и терпящий; дееприч. терпя … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке
терпеть — (не) терпеть возражений • возможность, объект, модальность (не) терпеть отлагательства • возможность, объект, модальность (не) терпеть пустоты • возможность, Neg, модальность время терпит • возможность, субъект, модальность терпеть бедствие •… … Глагольной сочетаемости непредметных имён
терпеть — Бумага всё терпит (разг. ирон.) написать можно всё, что угодно и как угодно. Терпеть не мочь кого что или с инф. (разг.) не переносить, очень не любить. Соня, знаете, ест пирожки с мясом, а я терпеть не могу с мясом. Чехов. Она его… … Фразеологический словарь русского языка
терпеть — ТЕРПЕТЬ1, несов. (сов. вытерпеть), кого что и без доп. Испытывая состояние физического неудобства, боли, страдания, переносить (перенести) его стойко и безропотно, проявлять (проявить) спокойствие, выдержку; Син.: выносить, сносить [impf. (esp.… … Большой толковый словарь русских глаголов
терпеть — ▲ выдержать ↑ испытывать неприятное < > испытывать нетерпение терпеть выдерживать что л. неприятное. терпение способность длительно переносить неприятное; подавление своего желания прекратить нежелательное состояние (проявлять #). терпеться … Идеографический словарь русского языка
Как научиться терпеть недостатки ближних
Что такое терпение
Как терпеть обиды, оскорбления, грубость, клевету. По советам отцов Церкви и великих старцев
Терпение — это добродетель, во всяком страдании полагающаяся на волю Божию и святой Его Промысел.
Святитель Тихон Задонский
Терпение есть непрерывающееся благодушие.
Преподобный Никон Оптинский
Терпение в том состоит, чтобы во всех прискорбных и трудных обстоятельствах не унывать и не печалиться, как в телесных трудах, так и в душевных помыслах, но мужественно и благодушно претерпевать все злострадания даже до смерти, в надежде на милосердие Божие, по слову Господню: Приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы ( Мф.11:28 ). И еще: претерпевый же до конца, той спасен будет ( Мф.10:22 ).
Преподобный Феодор Санаксарский
Область терпения широка и протягивается в долготу всей жизни человека, равно как объемлет собою и все судьбы человечества в мире сем. С терпением человек приобретает и сохраняет все блага, успевает в предприятиях, достигает исполнения желаний, безвредно выдерживает приражения зол; вышед из терпения, он тотчас в опасности утратить благо и пострадать от зла или, что более бедственно, сделать зло. Без терпения нет подвига, а без подвига нет добродетели, или дарования духовного, ни спасения. Ибо Царствие Божие нудится ( Мф.11:12 ).
Преподобный старец Вонифатий
Терпение есть та плодородная земля, на которой произрастает всякая добродетель. Вспомните евангельскую притчу о сеявшем семя на поле своем: «…иное упало при дороге… иное упало на камень… иное упало между тернием… а иное упало на добрую землю» ( Лк.8:5-8 ). Те семена, которые упали при пути, на камнях и в тернии, погибли, и только одно из них, упавшее на хорошую землю, принесло обильный плод. Что же это за добрая, хорошая земля? Послушаем, как объясняет это Христос: семя, «упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении. Сказав это, Он возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!» ( Лк.8:15 ). Послушаем эти слова: «приносят плод в терпении». Терпение есть та добрая земля, та плодовитая нива, на которой упавшее семя Божие прорастает и приносит обильный плод добрых дел.
Святитель Димитрий Ростовский
Почему надо быть терпеливым
Обладающие терпением избавляются от многих скорбей.
Терпеливый достигает всякой добродетели.
Все святые достигли обетований постоянным и долгим терпением.
Поэтому будем каждый день побуждать себя, чтобы и нам с ними наследовать Царство Небесное.
Кто нашел путь долготерпения и незлобия, тот нашел путь жизни.
Беден и окаянен тот, кто не приобрел терпения; он колеблется ветром, не переносит обиды, малодушествует в скорбях, ропщет при поучении, прекословит в послушании, ленив в молитвах, медлителен в ответах, склонен к спорам.
Преподобный Ефрем Сирин
Вся жизнь человеческая соединена с терпением, как каменоздание с растворенной известью. Что известь для кирпича при созидании стены, то при каждом шаге жизни терпение.
Еще не явился человек на свет, а уже терпит за него мать, а вероятно — и само дитя, и с первой пеленкой приучается ребенок к терпению — на пользу и спокойствие себе.
И отселе до последнего могильного покрова вся жизнь складывается в терпении: терпение в возрасте, терпение в науке, терпение в обращении с людьми, в трудах и болезнях. Наконец, терпением обретается спасение: претерпевый же до конца, той спасен будет ( Мф.10:22 ), говорит Господь.
Так не обегай же терпения, не ропщи, когда оно посетит тебя, но как старого знакомого встречай, и надеждой на Бога провожай его с миром, — и будешь не только смиренная, но и мудрая.
Преподобный Антоний Радонежский
Как учиться терпению
«Батюшка! научите меня терпению», — сказала одна сестра. «Учись, — ответил старец, — и начинай с терпения находящих и встречающихся неприятностей».
Преподобный Амвросий Оптинский
Ты, матушка, просишь научить тебя терпению… Чудная ты какая! Ее учит Бог! Ее учат люди — сестры! Ее учат обстояния всей жизни! И все они учат тебя терпению, учат делом, самою вещию, самим естеством способности терпеть — ты просишь у меня урока теоретического терпения… Терпи все находящее — и спасешься!
Преподобный Анатолий Оптинский
Видно, что стараешься и желаешь спастись, — только не умеешь, не понимаешь духовной жизни. Тут весь секрет в том, чтоб терпеть, что Бог посылает. И не увидишь, как в рай войдешь.
Преподобный Анатолий Оптинский
Всякое доброе дело с терпением и скорбию исправляется: после те же, кои ныне по нерассуждению ропщут, будут благодарить. Апостолы во время проповеди, хотя и были соблазном для иудеев, а для еллинов безумием, но не преставали проповедать Христа распята; и терпением своим всю вселенную прошли и насадили веру Христову; а ежели бы они, смотря на соблазн и на ропот, оставили проповедь, какая бы была польза? Вам можно в малом образе взять сие для себя примером…
Преподобный Макарий Оптинский
…Надобно учиться терпению не тогда, когда мы бываем за вину порицаемы, но когда невинно поносимы и укоряемы.
Преподобный Макарий Оптинский
Надо терпеть умея, а то можно протерпеть и никакой пользы не получить. Во-первых, блюди святую веру и веди безукоризненную жизнь по вере, всякий же случающийся грех тотчас очищай покаянием. Во-вторых, все, что приходится терпеть, принимай как от руки Божией, помня твердо, что без воли Божией ничего не бывает. В‑третьих, веруя, что все, исходящее от Господа, посылается Им во благо нашим душам, за все искренне благодари Бога, благодари и за скорби, и за утешения. В‑четвертых, полюби прискорбность ради великой ее спасительности и возбуди в себе жажду ее как питья, хотя горького, но целительного. В‑пятых, держи в мысли, что когда пришла беда, то ее не сбросишь, как тесную одежду, надо перенести. По-христиански ли ты претерпишь ее или не по-христиански — все же претерпеть неизбежно; так лучше же претерпеть по-христиански. Ропот не избавляет от беды, а только ее отяжеляет, а смиренная покорность определениям Промысла Божия и благодушие отнимают тяготу у бед. В‑шестых, осознай себя стоящим еще и не такой беды, осознай, что если бы Господь хотел поступить с тобою по всей правде, то такую ли беду следовало послать тебе? В‑седьмых, больше всего молись, и милостивый Господь подаст тебе крепость духа, при которой, тогда как другие дивиться будут твоим бедам, тебе будет казаться, что и терпеть-то нечего.
Святитель Феофан Затворник
Не начинай ничего, не обдумав и не рассчитав, что на предпринятое хватит сил. Так Господь повелел в притче о начинающем войну и приступающем к построению дома. В чем же этот расчет? В том, по показанию тех же внушений Господа в притчах, чтобы вооружиться заранее самоотверженностью и терпением. Посмотри, есть ли у тебя эти опоры всех тружеников в добре, и если есть — начинай дело, а если нет, то заранее запасись ими. Если запасешься, то что бы ни встретилось на пути к исполнению намерения, все перетерпишь и преодолеешь и начатое доведешь до конца. Расчет не то значит, что если дело трудновато — брось его, а то, чтобы воодушевить себя на всякий труд. Отсюда будет исходить твердость воли и постоянство делания. И не будет с тобой никогда такого, чтобы ты сказал: «Иду», а потом не пошел.
Святитель Феофан Затворник
Терпение укрепляется молитвой, которая испрашивает Божию помощь в несении наложенного креста. Как страждущие дети говорят о печали своей родителям и от них получают утешение или как друг своему верному другу сообщает о сердечной скорби и оттого чувствует на сердце некую отраду, так и мы чувствуем облегчение нашей печали, когда Богу, Который есть «Отец милосердия и Бог всякого утешения» ( 2Кор.1:3 ), сообщаем нашу печаль в молитве.
Святитель Тихон Задонский
Как терпеть недостатки ближних
Помяни, сколько ты от юности согрешал перед Богом, но терпел тебя Господь. Что, если бы Бог поступил с тобою по правде Своей? Давно бы душа твоя сошла в ад. Как Бог долго терпел тебя и делал тебе по милости Своей, так и ты делай ближнему твоему.
Святитель Тихон Задонский
Если брат скажет тебе грубое слово по малодушию, перенеси это с радостью, ибо, рассмотрев помыслы свои перед Всеведущим Богом, найдешь, что ты сам согрешил.
Преподобный авва Исаия
Кто ради Бога, для сохранения мира переносит жестокие слова человека грубого и неразумного, тот назовется сыном мира и может стяжать мир в душе, теле и духе.
Преподобный авва Исаия
Когда вспомнишь об оскорбляющих и преследующих тебя, не жалуйся на них, но лучше помолись о них Богу, как о виновниках величайших благ для тебя.
Преподобный авва Исаия
Когда увидишь, что враг огорчает тебя, не говори ни одного оскорбительного слова и не желай ему зла за это, но войди (в церковь), преклони колени и, проливая слезы, моли Бога прекратить скорбь, потушить печаль.
Святитель Иоанн Златоуст
Бог повелевает нам делать добро, и терпеть обиды, и не воздавать злом за зло; диавол советует противоположное. Когда делаем добро и терпим, повинуемся Богу, а противимся диаволу, который учит злу и отводит нас от терпения. И так, побежденный терпением, как побитый палкой пес, он убежит от нас. Тогда Бог будет стоять за нас и от нас его будет прогонять. Об этом и святой Златоуст говорит: «Диавола нужно побеждать терпением».
Хочешь ли не уступать и противиться диаволу? Уступай людям, и не противься им, и не воздавай злом за зло. «Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» ( Рим.12:21 ).
Святитель Тихон Задонский
Ты не должен ожидать терпения от добродетели других, то есть не жди, что ты приобретешь его, если никто не будет огорчать тебя (что, впрочем, не в твоей власти). Лучше приобретай его своим смирением и великодушием, которые в твоей власти.
Авва Пинуфий
Терпение имейте ко всем, «никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром перед всеми человеками… Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: «Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь… Не будь побежден злом, но побеждай зло добром», — говорит апостол ( Рим.12:17—21 ). Если кто-либо один будет зол, всякий другой да будет благ; если один будет безумен, всякий другой да будет разумен; если же оба будут безумны, яры, оба будут злы, то зло пребудет неразрушимым, средостение вражды непоколебимым: «Терпение нужно вам, — говорит апостол, — чтобы, исполнив волю Божию, получить обещанное» ( Евр.10:36 ). Ибо когда мы много раз омрачаемся самолюбием и самоугождением, то проясняемся скорбью и терпением. Когда честью и славой возносимся, то бесчестием и поруганием человеческим смиряемся. Когда прахом сладострастия и плотоугодия посыпаемся, то уничижением и поношением омываемся. Поэтому не раздражайся сильно на оскорбляющего тебя, но раздражайся больше на свой грех, возбуждающий сердце твое против него.
Святитель Димитрий Ростовский
Не ропщи и не позволяй себе кого-нибудь оскорбить.
Преподобный Антоний Великий
Христос подвергся за нас позорнейшей смерти, поэтому и мы, ради Его заповеди и за свои грехи, должны терпеливо и спокойно переносить… справедливые и несправедливые оскорбления и бесчестия.
Преподобный авва Исаия
Конечно, легче бы было с сытым чревом и с мягкого пуховика, перевернувшись, да прямо в пресветлый рай, но туда со креста дорожка проложена, ибо Царствие Божие не одною или двумя, но многими скорбьми достигается! Вам, как и мне, более нравится находиться всегда в спокойном положении, но иже Христовы суть, те распинают плоть свою со страстьми и похотьми. Мы же с вами весьма безсильны и многонемощны, и подумать страшно о распятии, о железных гвоздях и копии! По крайней мере, претерпим Бога ради хотя косой взгляд, холодный прием и отказ о просимом и хотя с сих ничтожных степеней начнем свое распятие, и, Бог милостив, проберемся и мы за великими страдальцами в Царство Небесное!
Преподобный Антоний Оптинский
Как терпеть обиды, оскорбления, грубость, клевету
Желающим жить благочестиво нечего ожидать, кроме насилия, озлобления, гонения, ибо «по причине умножения беззакония» во многих уже охладела любовь ( Мф.24:12 ).
Святитель Тихон Задонский
Христос повелел не только благодушно и с кротостью перенести обиду, надо идти дальше в мудрости: быть готовым терпеть больше, чем хочется обидчику, силой терпения победить его дерзкую наглость, чтобы он удивился твоей необычайной кротости и с тем отошел прочь.
Святитель Иоанн Златоуст
Когда терпим что-либо от злых людей, то, взирая на Начальника нашего и Совершителя веры, будем представлять себе, что… терпим за добродетель и за Него. Если станем помышлять об этом, то все будет легко и переносимо. В самом деле, если каждый даже хвалится тем, что страдает за возлюбленных, то будет ли чувствовать какую-либо скорбь тот, кто претерпит что-нибудь за Бога?
Святитель Иоанн Златоуст
Поношение и оклеветание бывают или правдивые, или ложные. Правдивое — если мы подлинно виноваты в том, за что нас поносят, и потому приемлем достойное; тогда нужно исправляться, чтобы поношение упразднилось и стало ложным. Ложное поношение — когда мы не виноваты в том, за что нас поносят; и это поношение нужно терпеть с радостью и утешаться надеждой на вечные Божии милости. К тому же, хотя в том не виноваты, за что поносят нас, но в другом согрешили, и потому нужно терпеть.
Святитель Тихон Задонский
Оклеветали вас… хотя вы невиновны? Надо благодушно терпеть. И это пойдет вместо епитимии за то, в чем сами себя считаете виновными. Поэтому клевета для вас — милость Божия. Надо непременно примириться с оклеветавшими, как это ни трудно.
Святитель Феофан Затворник
Если же подвергнешься клевете и после откроется чистота совести твоей, не гордись, но со смирением служи Господу, избавившему тебя от клеветы человеческой.
Преподобный Ефрем Сирин
По мере того, как будешь молиться за оклеветавшего, Бог будет открывать соблазнившимся истину о тебе.
Преподобный Максим Исповедник
Человек оскорбил тебя? Неужели из-за этого ты станешь оскорблять Бога? Не примириться с оскорбившим — значит не столько мстить ему, сколько оскорблять Бога, заповедавшего примирение.
Преподобный Ефрем Сирин
Прошу вас, сколько можно, терпеть с молчанием всякие оскорбления и скрывать то в сердце своем, да видит Господь смирение ваше и покроет вас щедротами Своими. Хотя бы в самой горькой крайности находились вы, и тогда никому не жалуйтесь на участь вашу, но о всем благодарите Господа, и Господь силен удивить на вас милость Свою.
Старец Георгий Затворник
Вас оскорбляют? Оскорбляют и Бога. Вас поносят? Поносят и Бога. Вас подвергают оплеванию? То же терпел и Господь наш. В этом Он имеет общее с нами, а в противном — нет. Он никогда не оскорблял, да и не будет, не поносил, не обижал. Следовательно, мы (оскорбляемые) имеем общее с Ним, а не вы (оскорбляющие). Переносить оскорбления свойственно Богу, а оскорблять, напротив, — диаволу. Вот две противоположные стороны.
Святитель Иоанн Златоуст
Мудрый и кроткий, переносящий обиды и оскорбления от врагов, когда оскорбляют — не оскорбляется и когда обижают — не обижается. А если говорить правду, обиженными и оскорбленными бывают сами обидчики и оскорбители: их и люди осуждают, о них и отзываются худо. А кто выше оскорбления и обиды, тот и здесь бывает увенчан от всех похвалами, как победивший не только врага, но и раздражительность, и там приемлет от Бога великие награды. Если же скажешь, что много нужно пота и труда, чтобы все перенести, не буду отрицать этого, но скажу, что большими трудами мы заслуживаем венцы.
Преподобный Исидор Пелусиот
Если тебя оскорбит друг или огорчит кто-нибудь из ближних — помысли о своих согрешениях против Бога и о том, что своей кротостью в отношении к ним ты умилостивишь для себя будущий Суд.
Святитель Иоанн Златоуст
Подлинно великую награду назначил Господь за перенесение не только гонений, ран, уз, убийства и смерти, но и одного лишь оскорбления и слов поношения ( Лк.6:22 ).
Преподобный Ефрем Сирин
Когда потерпишь какое-либо бесчестие от людей, считай, что это послано от Бога к твоей славе; когда Он придет, ты окажешься верным и избежишь осуждения.
Преподобный Марк Подвижник
Что значит «терпеть о Господе»?
Какое бы ни постигло тебя огорчение, какая бы ни случилась тебе неприятность, ты скажи: стерплю это я для Иисуса Христа! Только скажи это, и тебе будет легче. Ибо имя Иисуса Христа сильно — при нем все неприятности утихают, бесы исчезают; утихнет и твоя досада, успокоится и твое малодушие, когда ты будешь повторять сладчайшее имя Его. Господи! даждь ми терпение, великодушие и кротость! Господи! даждь мне зрети моя согрешения и никого не осуждати!
Преподобный Антоний Оптинский
«Претерпевший же до конца спасется» ( Мф.24:13 ). Но не всякий терпящий спасется, а только тот, кто терпит на пути Господнем. На то и жизнь эта, чтобы терпеть, и всякий что-нибудь терпит, и терпит до самого конца. Но терпение не идет впрок, если оно не бывает ради Господа и святого Евангелия Его. Вступи на путь веры и заповедей Евангельских — поводы к терпению умножатся, но терпение с этой минуты начнет плодоносить венцы, и то терпение, которое до сих пор было пусто, сделается плодоносным. Таким ослеплением помрачает нас враг, что только то терпение и представляет тяжелым и невыполнимым, какое встречает на пути добра, а то, которое сам он налагает на работающих страстям, представляет легким и ничего не стоящим, хотя оно тяжелее и безотраднее того, которое несут борющиеся со страстями и противящиеся врагу! А мы слепы и не видим этого… Трудимся, терпим и выбиваемся из сил ради врага, на свою же погибель.
Святитель Феофан Затворник
Терпение бывает разное. Иногда человек терпит лишения и скорби по их неизбежности с ропотом и озлоблением, не помышляя о воле Божией. За такое озлобленное терпение человек не получит в награду вечную, блаженную жизнь. Но бывает терпение по вере, когда человек встретившиеся трудности и скорби претерпевает как посланные или попущенные Богом для испытания его в вере и благочестии. Тогда человек терпит скорби, как очистительную жертву за грехи свои, с надеждой на то, что, претерпевая по воле Божией скорби в очищение грехов, он приобретает дерзновение на любовь к Богу, у Которого источник жизни вечной. Вот такое терпение, посвященное Богу, и является спасительным.
Определяемый Богом человеку путь жизни может иметь разные виды скорбей. Иногда человеку приходится иметь скорби от человеческой несправедливости, притеснений и клеветы. В таких обстоятельствах апостол Петр утешает так: «ибо то угодно Богу, если кто, помышляя о Боге, переносит скорби, страдая несправедливо» ( 1Пет.2:19 ). Если человек страдает от болезни, апостол утешает тем, что страдающий плотию перестает грешить ( 1Пет.4:1 ). И покаявшись в грехах прежних, человек становится очищенным и угодным Богу.
Но терпеть все-таки трудно. А может быть, можно без терпения? Без терпения можно существовать, но жить нельзя. Мы, грешники, существуем и действуем со грехом и во грехе. А совершающий грех подлежит ответственности и наказанию страданием. А чтобы перенести эти страдания с пользой для себя, и требуется терпение.
На всякие скорби Апостол Петр дает нам такое утешение: «Возлюбленные! Огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного» ( 1Пет.4:12 ). А так как через терпение человеку бывают полезны всякие скорби, то само терпение является добродетелию, как необходимое свойство веры. Об этом Апостол говорит так: «покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности — воздержание, в воздержании — терпение, в терпении — благочестие, в благочестии — братолюбие, в братолюбии — любовь» ( 2Пет.1:3—7 ). А любовь есть союз всех добродетелей и исполнение воли Божией.
Сознавая, насколько спасительно терпение, многие святые принимали на себя разные добровольные подвиги терпения: усиленные посты, воздержание от сна, труды телесные, и прочие подвиги, что и называлось самоозлоблением и злостраданием. Терпение всегда и всюду необходимо: в страданиях — чтобы не ожесточаться и не отчаиваться, а в подвиге — чтобы не возгордиться. Итак, терпение всегда будет нам полезно, если оно будет посвящено Богу.
Старец иеромонах Петр (Серегин)
Преподобный Петр Дамаскин «Слово о терпении»
Святитель Тихон Задонский «Причины, побуждающие к терпению, или утешение в терпении»
Вторая. Особенно в нынешнее время хотящим благочестно жити нечего ожидать, кроме насилия, озлобления, гонения, ибо по причине умножения беззакония, уже во многих охладела любовь. Таким образом, всякому, хотящему благочестно жити, к терпению готовиться должно ( Мф.24:12 ).
Третья. Терпение, как выше учит святой Иоанн Златоуст, — грешников от казни освобождает, праведникам награду умножает (Послание 4 к Олимпиаде).
Четвертая. Высокая добродетель — терпение, с которой ничто не может сравниться. Терпение бед, — как говорит Златоуст святой, — милостыню и иные многие добродетели превосходит (Беседа 31 на евангелиста Матфея). И еще говорит: «Нет ничего равного терпению» (Послание 7 к Олимпиаде).
Пятая. Весьма знатная победа — врагов терпением побеждать, как тот же святой Иоанн Златоуст учит (Беседа 85 на евангелиста Матфея).
Шестая. Терпением дьявол побеждается и посрамляется, — как пишется о Иове праведном.
Седьмая. За терпение обещается вечная жизнь и слава, ибо говорит Христос: Претерпевший же до конца спасется ( Мф.10:22 ). Ожиданием славы всякий в терпении может утешаться.
Восьмая. Всякое страдание и бедствие, хотя бы и долгое было, смертью прекратится.
Девятая. Хотя велико страдание наше, но грехи наши, которыми мы величество Божие оскорбили, далеко большие, и большего наказания достойны.
Десятая. Бог наказывает нас здесь, чтобы мы спасение вечное получили. Будучи же судимы, наказываемся от Господа, — говорит апостол, — чтобы не быть осужденными с миром ( 1Кор.11:32 ).
Одиннадцатая. Требует Божия правда, чтобы грешник за грехи наказан был. Если нужно грешнику быть наказанным, лучше здесь быть наказанным и с благодарением терпеть, чем в будущем веке без конца в мучении пребывать. Здесь наказывает Бог и утешает, а там нет утешения; здесь наказания легкие, отеческие, а там жестокие; здесь кратковременные, а там вечные. Ибо сто лет здесь всякое страдание терпеть — ничто в сравнении с вечностью. Слушай евангельского богача, который здесь каждый день пиршествовал блистательно, как он вопиет: Отче Аврааме! умилосердись надо мною, — вопиет ( Лк.16:24 ), но бесполезно, и вовеки будет вопить.
Двенадцатая. Бог, по богатству, благости, кротости и долготерпению Своему, терпит нас, ожидая от нас покаяния: и нам должно терпеть, когда наказывает нас за грехи, и благодарить Его, что Он за беззакония наши не поразил нас, а этим наказанием ищет спасения нашего.
Тринадцатая. В благоденствии человек возносится, в злострадании же смиряется; для того Бог посылает человеку крест, чтобы смирялся, и так не потерял бы вечного блаженства.
Четырнадцатая. Терпеть или не терпеть и роптать в страдании, однако же того не миновать, что суд Божий нам определил, а от нетерпения награда губится.
Пятнадцатая. Терпением облегчается страдание. Посмотри всякий на тех, которые находятся в долговременной болезни: так они терпением к той болезни привыкли, что как бы и не чувствуют ее; напротив, нетерпением умножается болезнь, как сама жизнь показывает.
Шестнадцатая. Всякое страдание может быть или жестоким, или легким: если жестокое, то скоро прекратится смертью; если легкое, то сносно и удобно можно терпеть.
Семнадцатая. Кто страждет, должен так в себе помышлять: ведь до сего времени терпел я, значит, и далее так же можно терпеть; вчера терпел, значит, и сегодня, и завтра можно терпеть.
Восемнадцатая. Христос Сын Божий неповинно и ради нас терпел, нам оставив пример, дабы мы шли по следам Его ( 1Пет. 2:21 ). Нам тем в терпении должно утешаться, что Христос безгрешный терпел.
Девятнадцатая. Страждущий, смотри на тех, которые большую имеют скорбь и болезнь, но терпят. Если находишься в долговременной болезни и имеешь какое-нибудь утешение от служащих тебе, посмотри на тех, которые большую, чем ты, имеют болезнь, которые внутри огнем скорби и печали сжигаемы, извне все ранами осыпаны; к тому же не имеют того, кто бы им послужил, кто бы их накормил, напоил, поднял, омыл от ран, но терпят.
Если терпишь нищету, помысли о тех, которые прежде были богатыми и славными, но до того дошли, что ни себя, ни жену, ни детей не имеют чем напитать, одеть, где головы преклонить; скитаются по чужим дворам, к тому же долгами обременены; отовсюду тесноту, печаль, скорбь несносную имеют, как будто в печи горят; ты, хотя своего самого необходимого и не имеешь, можешь испросить именем Христовым, а они и просить стыдятся, потому что прежде славными и богатыми были. Посмотри еще на бедных крестьян, нищих, полунагих, больных, лежащих без движения, с которых подати и оброки требуются, а они не только дать не могут, но и сами нуждаются, кто бы им дал, да еще и послужил бы по причине их крайней нищеты и болезни.
Если терпишь поношение и клевету, приведи на память сидящих на высоком месте, сколько они терпят от подчиненных роптаний, поношений, злословия, ругани, наветов, коварств, лукавства, проклятий, насмешек и язвительных укорений, по подобию дерева, на высоком месте стоящего, которое от всякого и малейшего ветра колеблемо бывает. — Так и от прочих прими себе подкрепление в терпении. Они большее и жесточайшее терпят: тебе ли малого не терпеть?
Двадцатая. Снизойди умом в ад и рассуди, как осужденные там мучаются, и во веки будут мучиться; если можно было бы, желали бы они здесь хоть до скончания мира в огне гореть, только бы от вечного освободиться мучения.
Двадцать первая. Возведи умные очи в небесные селения и осмотри всех там живущих: ни одного не найдешь, кто бы путем терпения не пришел туда.
Двадцать вторая. Нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас, — говорит апостол Павел ( Рим.8:18 ). Ибо какое бы зло ты ни терпел здесь, однако терпение это недостойно будущей славы, которая уготована терпящим. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах ( Мф.5:12 ).
Двадцать третья. В страдании своем вспомни об ужасном страдании святых мучеников: одни из них палицами биты были, иным зубы и глаза исторгнуты; у иных язык, руки, ноги и сосцы отсечены; иные почти все раздроблены, ко крестам пригвождаемы были; иные на съедение зверям брошены; иные в воде потоплены; иные огнем сожжены; иные живыми в землю зарыты; иные в раскаленных медных печах затворены были; с иных кожа и плоть до костей сдираема была; иным смола, олово растопленное в уста вливаемо было, и прочие несказанные мучения они претерпели, но все так великодушно терпели, что даже смеялись над мучителями. Правда, они терпели все это с помощью Христовой, но та же помощь Христова и ныне готова всем терпящим. Иисус Христос вчера и сегодня, и вовеки Тот же ( Евр.13:18 ).
С терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия ( Евр.12:1-2 ).
Епископ Петр (Екатериновский)
О терпении и кротости
Как от удовольствий и всех приманок их надобно воздерживаться, удаляться, чтобы не привязалось к ним сердце, так и при встрече неудовольствий надобно обуздывать раздражение чувств, чтобы сердце не отвращалось от них до ненависти, которая есть гибельная болезнь души. Так как неприятные предметы действуют на нас двояко: или, сильно раздражая чувства, производят в них противодействие (реакцию) болезненным впечатлениям — возбуждают гнев, или чрезмерно подавляют наши чувства — производят скорбь, то от обуздания беспорядочного возбуждения чувств происходят две добродетели: терпение и кротость; первое умеряет скорбь, а последняя — гнев. К терпению относятся: равнодушие, когда мы безбоязненно встречаем наступающие несчастья или скорби; великодушие, когда среди постигших нас несчастий не смущаемся, не упадаем духом, переносим их без уныния, ропота, с преданностью воле Божией.
Необходимость терпения и кротости
Терпение и кротость совершенно необходимы для достижения нравственного совершенства и спасения. Это видно из многих мест Священного Писания, где предлагаются побуждения приобретать их (см.: Евр.12:1-3 ; 1Пет.2:19-21 ; Флп.2:5 ; Мф.11:29 ; Еф.4:31 ). Впрочем, для добродетели терпения не требуется, чтобы мы вовсе не чувствовали скорби в несчастии; это и невозможно; это значило бы истребить в душе самую способность чувствующую, что совершенно противно намерению Творца, а нужно только укрощать это чувство, умерять его едкость, чтобы оно не расстраивало деятельности прочих способностей душевных, чтобы не дойти до уныния и отчаяния. Потому слезы, стоны, жалобные восклицания и другие выражения скорби не только не ниспровергают терпения и не противны ему, но чаще еще уменьшают скорбь, облегчают стесненное ею сердце, и мы легче переносим тяготеющее над нами несчастие. Сам Спаситель плакал о несчастии других (см.: Лк.19:41—43 ; Ин.11:35 ) и при наступлении страданий в саду Гефсиманском скорбел и тужил (см.: Мф.26:37 ). И апостол говорит о Спасителе, что Он, во дни плоти Своей, с сильным воплем и со слезами принес молитвы… к Могущему спасти Его от смерти ( Евр.5:7 ). Также кротость не исключает вовсе возбуждения чувств; напротив, когда кроткие меры бывают недостаточны, то нужно употребить и строгие меры для защищения правды и прекращения пороков. Также ревность к славе Божией и добродетели бывает соединена с некоторым дерзновением, как это видно из поступков святого пророка Илии. Сам Спаситель с живым чувством негодования не только обличил фарисеев за лицемерие, гордость и развращение, но и выгнал торжников из храма (см.: Мф.11:20; 23, 13-35 ; Мк.3:5 ; Ин.2:15-17 ). Это особенно относится к имеющим власть над другими, например к родителям, начальникам. Впрочем, каково бы ни было побуждение к негодованию, раздражение чувств никогда не должно выходить из границ умеренности, пользы и подчинения разуму и надобно остерегаться, чтобы, преследуя пороки, не питать отвращения, ненависти к самим лицам. Но как это трудно соблюдать, то лучше скорее обуздывать, подавлять гнев, когда нельзя избежать вспышек его, особенно в неожиданных случаях. Апостол говорит: Гневаясь, не согрешайте, то есть если случится осердиться, то не допускайте гневу прорываться в бранных словах и доходить до обидного дела; солнце да не зайдет во гневе вашем ( Еф.4:26—27 ), то есть не продолжайте до другого дня, потому что продление гнева усиливает его, порождает ненависть и желание мщения, через что дается место диаволу, который входит в сердце и овладевает им.
Побуждения к терпению
К терпению побуждают нас следующие мысли. Все, что ни встречается с нами, происходит не по слепому случаю, а по премудрому распоряжению Промысла Божия (см.: Мф.10:29—31 ).
Скорби посылает нам любвеобильный Отец наш Небесный по любви к нам для нашего же блага (см.: Евр.12:6 ; Рим.8:28 ). Скорби очищают наши грехи (а кто из нас без греха?), пробуждают от душевной дремоты, нерадения, к которым склонна наша природа и от которых душа расслабевает, а страсти усиливаются; скорби врачуют застарелые душевные болезни, страсти, предостерегают от разных греховных искушений, новых грехопадений (см.: 1Пет.4:1—2 ), легче отрешают сердце от привязанности к чувственным удовольствиям, заставляют чаще прибегать к Богу, искать утешения в Боге, в Котором только и можно найти истинное утешение, блаженство, умягчают загрубелое от чувственности сердце, смиряют его, а потому делают его более способным к воспринятию впечатлений благодати, подают случаи и побуждения к упражнению в различных добродетелях. Особенно, по словам апостола (см.: Рим.5:3 и далее), скорбь приучает к терпеливости; терпеливость научает опытности, искусству в брани с собственными страстями и внешними искушениями для одержания победы над ними и в приобретении добродетелей; а опытность в этом утверждает надежду на спасение ( 2Кор.4:16 ; Иак.1:3—4 ; 1Пет.1:6—7 ). Святые отцы изображают многоразличную пользу скорбей. Святой Максим Исповедник говорит, что всякий грех бывает для наслаждения и потому истребляется страданием и скорбью — или вольной, происходящей от покаяния, или по Божию смотрению от обстоятельств, попускаемых самим Провидением. Чем ты злонравнее, тем менее отвращайся страданий, чтобы, смирясь оными, избавиться гордости. Искушения приходят к человекам иные со сладостями, иные с печалями, а иные с телесными страданиями. Ибо Врач душ по судьбам Своим прикладывает врачевство, смотря на причину страстей, находящуюся в душе. Искушения наводятся на одних для истребления грехов, уже сделанных, на других для прекращения соделываемых, а на иных для отвращения имеющих последовать, исключая искушения, посылаемые для испытания человека, как то было с Иовом.
Как стебель конопли, говорит святой Макарий Египетский, если не долго колотить его, не может быть годным к прядению самых тонких ниток (но чем долее его колотят и чем более вычесывают, тем чище делается он и пригоднее к делу), и как выделанный из глины сосуд, если не был в огне, негоден к употреблению людям, и как младенец, не искусный еще в делах мирских, не может ни строить, ни садить, ни сеять, ни выполнить какое-либо другое мирское дело, так нередко и души, как не искушенные и не испытанные различными скорбями от лукавых духов, остаются пока в младенчестве и, так сказать, неблагопотребны еще для Небесного Царства. Ибо апостол говорит: Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы незаконные дети, а не сыны ( Евр.12:8 ). Потому и искушения, и скорби посылаются на человека к пользе его, делают душу тем более благоискусной и твердой. Среди скорбей душа очищается, как золото в горниле ( Прем.3:6 ). Святой авва Дорофей говорит, что скорби привлекают к душе милость Божию подобно тому, как ветры наносят дождь. И как продолжительный дождь, действуя на нежное растение, производит в нем гниение и портит плод его, а ветры постепенно осушают и укрепляют оное, так бывает и с душою; продолжительное счастье, покой приводят душу в нерадение, беспечность, которые расслабляют и рассеивают ее, искушения же, напротив, скрепляют и соединяют с Богом, как говорит пророк: К Господу воззвал я в скорби моей ( Иона 2:3 ). Потому-то нам не должно ни смущаться, ни унывать в искушениях, но надобна безропотно терпеть и благодарить Бога в скорбях и всегда молиться Богу со смирением, чтобы Он сотворил милость с нашей немощью и покрыл нас от всякого зла во славу Его.
Другого пути в Небесное Отечество нет, кроме тесного пути самоотвержения и скорбей (см.: Мф.7:13—14 ; Деян.14:22 ). Никто без искушений не может войти в Царство Небесное, говорил святой Антоний Великий, ибо не будь искушений, и никто не спасется. Как Самому Иисусу Христу надлежало пострадать и таким образом войти в славу Свою (см.: Лк.24:26 ), так и последователям Его не иначе, как тем же путем надобно идти за Иисусом Христом, чтобы достигнуть Царства славы (см.: Мф.16:24 ). Апостол говорит, что если мы с Иисусом Христом страдаем, то с Ним и прославимся, сделаемся сонаследниками Ему (см.: Рим.8:17 ; 1Пет.4:13; 2, 21 ). Этим же путем шли и все святые, как видно из Священного Писания и истории Церкви. За временные страдания Бог обещал воздать вечную радость и такую славу, в сравнении с которой ничего не стоят все настоящие скорби, говорит апостол (см.: Рим.8:18 ; 2Кор.4:17 ). По словам святого Макария Великого, в скорбях сокрыта небесная слава, как в зерне плод. Потому-то Спаситель и апостолы считают блаженными тех, которые терпят скорби за веру в Иисуса Христа и за добродетели, даже побуждают радоваться о том, что за малые страдания они получат великую награду на небе — целое Царство со всеми возможными благами (см.: Мф.5:10-12 ; Иак.1:2 ; 1Пет.1:6-9; 3, 14 ; Пс.93:12 ), как и действительно апостолы радовались, когда подвергались бесчестию и побоям за исповедание Иисуса Христа (см.: Деян.5:41 ; Рим.5:3 ). Притом Господь посылает бедствия, не превышающие наших сил, и обещал страдающим ради Него ниспосылать благодатную помощь для перенесения страданий и изливать в скорбное сердце утешение для облегчения тяжести бедствий, как говорит апостол (см.: 1Кор.10:13 ; Пс.93:18-19 ).
Средства для приобретения терпеливости
Святой Григорий Великий советует угрожающие нам несчастья и скорби заранее представлять себе, размышлением и молитвой приготовляться к встрече их, чтобы они, внезапно напав на нас, не привели в большое смущение, не подавили нашего духа. А когда мы видим слабости, недостатки других, которые причиняют нам неприятность, то должны обратить внимание на свои немощи и грехи, которыми часто оскорбляем и Бога, и ближних.
Основанием терпения должно быть смирение, то есть сознание того, что мы по своим грехам достойны еще больших скорбей; эти скорби по воле Божией служат нам возмездием за сделанные нами грехи и вместе врачевством от душевных болезней, застарелых страстей. А смирение привлекает нам и помощь Божию для успокоения нашего духа, для благодушного перенесения скорбей, для облегчения тяжести их.
Если кто перенесет искушение с терпением и смирением, говорит святой авва Дорофей, то оно пройдет без вреда для него. Если же он будет малодушествовать, смущаться, обвинять каждого, то он только отягощает самого себя, навлекая на себя искушения, и не получает совершенно никакой пользы, а только вредит себе, тогда как искушения приносят большую пользу тому, кто переносит их без смущения.
Вредные следствия нетерпеливости и раздражительности
Когда досада бывает соединена с одним неудовольствием на виновника обиды, то называется негодованием. А если присоединяется к тому и желание мщения, то называется собственно гневом, или беспорядочным пожеланием мщения.
Нет сомнения, что всякий гнев неприличен христианину и часто доводит его до такого состояния, что он не владеет собой. Потому Спаситель и говорит: Терпением вашим спасайте души ваши ( Лк.21:19 ).
Особенно страшно и смотреть на человека, пришедшего в ярость, когда он кипит гневом, шумит и походит на беснующегося. Всякий гнев чем сильнее, тем вреднее и для нас самих, и для других: вредит телесному здоровью, иногда расстраивает и внешнее благосостояние. По отношению к другим от него происходят ненависть, вражда, зложелательство, ссоры, поношения, обиды, даже драки и убийства.
Раздраженный иногда и на Бога изрыгает ропот и хулу. А что всего хуже, почти всякий гневающийся считает свой гнев справедливым. Потому всякому особенно надобно бдеть над собою, чтобы под предлогом справедливости не потворствовать одной страсти необузданной природы, хотя бы иногда и по справедливым причинам возбуждался гнев. Все-таки весьма опасно на малой лодке пускаться в бурное море, управлять ею против разъяренных волн и не подвергнуться потоплению или не разбиться на камнях. Во всяком случае, кто в гневе дозволяет себе колкости, злословие, тот явно показывает, что он водится недобрым духом. Особенно людям с раздражительным темпераментом надобно стараться во всяком случае обуздывать гнев, который у них легко возбуждается и по малому поводу; и чем больше дров и чаще подкладывать этому огню, тем больше он будет разгораться, пока не превратится в пламень всепожирающий. А как не давать пищи огню, он мало-помалу погаснет сам собою.
Средства против гнева
Для обуздания гнева советуют заранее приготовляться к встрече тех случаев, при которых может возбуждаться гнев, и стараться сдерживать его. А если бы и случилась внезапная вспышка, то надобно стараться не произносить оскорбительных слов тому, кто подал повод к гневу; таким образом мало-помалу при помощи Божией можно привыкнуть хладнокровно встречать неприятности.
Гнев надобно подавлять размышлением о его вредных последствиях для нас и для других. Гнев человека не творит правды Божией ( Иак.1:20 ), то есть дела доброго, угодного Богу, а зла много причиняет. Для укрощения гнева не надобно дорожить никакими вещами, ничем земным, кроме добродетели.
Если придет на тебя нечаянное искушение, говорит святой Максим Исповедник, не вини того, через кого оно приходит, а изыскивай, для чего оно приходит, и обретешь исправление. Ибо через того ли, другого ли, но тебе надлежало испить полынь из чаши судеб Божиих. Рассудительный, помышляя о врачевстве, подаваемом судьбами Божиими, с благодарением сносит приключающиеся по суду Божию бедствия, ни на кого не возлагая вины грехов своих, а несмысленный, не постигая премудрого Промысла, согрешив и наказуясь, виною зол своих поставляет или Бога, или людей. Святой авва Дорофей говорит, что оскорбления посылаются от Бога через людей, а мы оставляем Бога, попускающего напастям находить на нас для очищения грехов наших, и сердимся на людей. Святой Марк Подвижник говорит, что, о всяком деле сказав однажды, потом должно прощать тому, о ком думаем, что он обидел нас, хотя бы обида эта имела правильное основание, хотя бы и вовсе не имела его, зная, что воздаяние за прощение обид превосходит воздаяние всякой иной добродетели. Мы должны даже радоваться при различных обидах от людей, а не скорбеть; радоваться же не просто и не без рассуждения, а потому, что имеем случай простить согрешившему против нас и ради этого получить прощение собственных наших грехов. Наконец, понуждая себя к обузданию гнева, надобно при этом молиться Богу о ниспослании помощи для укрощения гнева, потому что без помощи Божией мы ни в чем добром не можем успеть. Если Господь не созиждет дома душевного, напрасно трудятся строящие его ( Пс.126:1 ).
Молитва Оптинских Старцев
Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить все, что принесет мне наступающий день. Дай мне всецело предаться воле Твоей святой. На всякий час сего дня и наставь и поддержи меня. Какие бы я ни получил известия в течение дня, научи меня принять их со спокойной душой и твердым убеждением, что на все святая воля Твоя.
Во всех словах и делах моих руководи моими мыслями и чувствами. Во всех непредвиденных случаях не дай мне забыть, что все ниспослано Тобой.
Научи меня прямо и разумно действовать с каждым членом семьи моей, никого не смущая и не огорчая.
Господи, дай мне силу перенести утомление наступающего дня и все события в течение дня. Руководи моею волею и научи меня каяться, молиться, верить, надеяться, терпеть, прощать, благодарить и любить всех. Аминь.