улицы разбитых фонарей почему так называется
7 наивных «почему?» об «Улицах разбитых фонарей»
На вопросы о фильме отвечают его создатели.
1 Почему есть два названия: «Улицы разбитых фонарей» и «Менты»?
– Первоначально сериал назывался «Улицы разбитых фонарей», – говорит автор сценария Андрей Кивинов. – Но когда его выпускали на видеокассетах, придумали название короче, чтобы оно бросалось в глаза.
2 Почему в сериале в основном показывают Петроградский район?
– Продюсеры договорились о предоставлении помещений для съемок именно в Петроградском РУВД, – ответил Кивинов.
3 Почему в первых сериях «Улиц» нет Насти Абдуловой (Анастасия Мельникова)?
– В моих книгах такой героини не было, – поясняет Кивинов. – Потом продюсеры предложили ввести в сериал оперативника-женщину.
4 Почему Дымов и Порохня, сменившие Ларина и Дукалиса, на них не похожи?
– Была идея сделать новых героев похожими на старых, но мы ее отвергли, – говорит продюсер сериала Юлия Соболевская. – Сотрудники милиции – люди разные, и надо показать другие типажи.
5 Почему один и тот же актер играет в сериале то бандита, то жертву?
– Запомнить все сложно, – объясняет Юлия. – На пробах мы спрашиваем: «Вы у нас снимались?» Большинство отвечают честно, но, бывало, нас обманывали.
6 Почему капитан Дымов (Евгений Дятлов) занимается именно восточными единоборствами?
– Это чисто мужское увлечение, – отвечает Соболевская. – А оперативнику оно помогает и в работе.
7 Почему в одной из серий опера не едут на место преступления, а распевают песни?
– Когда Андрей Кивинов работал опером, ему однажды приказали срочно подготовить с подчиненными песню к смотру самодеятельности, – ответил Александр Половцев (Соловец). – И сказали: «Никаких поездок к трупам! Тут начальство едет слушать, как вы поете!»
Интересные факты про сериал Улицы разбитых фонарей
На этот раз вспоминаю популярные в 90-х и 2000-х «Улицы разбитых фонарей». В детстве с удовольствием смотрел этот сериал. Особо отмечу «Улицы разбитых фонарей 3», который впервые показывали по НТВ. Самые любимые серии.
Первые 8 серий сняты в 1995-ом году, но впервые на экране сериал появился в 1998-ом
Заказчиков с канала РТР не устраивало качество звука и изображения. Первые серии сняты на коленке: камера через плечо, VHS кассета — получилось бедно, но правдоподобно.
Актёр Сергей Селин — он же Дукалис…
Чтобы вы понимали масштаб: в одной из серий по сюжету разбивали стекло Обмена Валют. Снимали с одного дубля, ибо денег на второе такое не было. После 10 репетиций нужную сцену сняли с первого раза.
О сериале узнали в руководстве ТНТ. В это время у РТР имелись долги за озвучку «Санта-Барбары». Так вот ТНТ выкупили долги РТР в обмен на эти 8 серий «Улиц разбитых фонарей».
Кадры со съёмок. Фото: spbdnevnik.ru
1 января 1998-го года сериал показали на ТНТ. По совместительству это первый день работы канала ТНТ.
Константин Эрнст (канал ОРТ) понял, что это хит и выкупил права на «Улицы». В конце года ОРТ показал сериал. Нечасто такое происходит. Один и тот же сериал номинировался на ТЭФИ от двух разных каналов!
В сериале 16 сезонов и 501 серия!
Золотой состав сериала снимался только в пяти сезонах: «Мухомор», Дукалис, Ларин, Соловец и Абдулова. Казанова был только в первых двух сезонах. Продолжил сниматься до победного конца (пока это 16-й сезон) лишь Соловец (Александр Половцев).
Александр Половцев — Соловец в сериале «Улицы Разбитых Фонарей 16″…
При подготовке статьи перечитал разные интервью и понял, что не только я считаю, что сериал скатился после 4-го сезона. Например, актёру Алексею Нилову (Ларин) было стыдно за действия своего героя в пятом сезоне. На продюсеров актёры повлиять не могли и поэтому всех недовольных испортившимися сюжетами, сценаристы вывели из сериала.
Ларин и Дукалис по сюжету погибли. Но знаете ли вы, что героев замочил с помощью гранаты в то время малоизвестный начинающий актёр Данила Козловский в последней серии пятого сезона?
Данила Козловский до этой эпизодической роли был практически незаметен. Сейчас это звезда российского кино
Первые 32 серии снимали по сценариям и книгам писателя Андрея Кивинова (настоящая фамилия Пименов). В «Улицах разбитых фонарей» он несколько раз играл роли второго плана, изображая то пьяницу, то следователя, то ещё кого-то…
«Улицы разбитых фонарей» имеют не менее популярный спин-офф — «Убойная сила».
«Улицы разбитых фонарей» — самый длинный российский сериал по продолжительности в эфире: серии выходят с 1998-го по 2019-й
У сериала имеется второе название «Менты» (появилось с третьего сезона), но на самом деле сериал так и должен был называться изначально, но первые правообладатели его решили назвать менее прямолинейно.
Александр Лыков (Казанцев) сам ушёл из сериала, когда понял, что стал знаменитым. Объяснял это тем, что не хотел быть заложником одной роли. Вся съёмочная группа на него за это была в обиде и надеялась на возвращение. Ирония судьбы в том, что Алексей пока так и не стал суперзвездой кино, а вот сын Матвей Лыков стал мировой супермоделью…
«Улицам разбитых фонарей» — 20 лет: как создавался легендарный сериал
О сериале «Улицы разбитых фонарей» знают все — это такая русская «Санта-Барбара», образец всенародно любимого эпоса и действительно культурно значимое событие в мире отечественной киноиндустрии. «Менты» (название видеоверсии) без пафоса рассказывали истории из жизни, правдиво и точно — и именно поэтому сериал полюбили и смотрели.
В начале 2018 года «Улицы разбитых фонарей», официально признанные самым долгим российским телепроектом, отметили свое 20-летие. Давайте же вспомним, как снимали этот культовый сериал.
Эти титры сериала узнаваемы в нашей стране миллионами людей. На протяжении 16 сезонов менялись режиссеры, сценаристы и актеры, но любовь зрителей к героям сериала всегда оставалась неизменной.
Вступительный ролик к сериалу «Улицы разбитых фонарей» 1998 года
Первую серию «Улиц разбитых фонарей» показали по ТНТ 4 января 1998 года. Затем первый сезон выкупил канал ОРТ и поставил сериал в эфир в прайм-тайм с начала октября 1998 года. Рейтинги зашкаливали.
Сериал рассказывает о рабочих буднях 85-го отделения петербургской милиции. Главные герои, рядовые «сыскари» Казанова, Ларин, Дукалис и Волков наводят порядок в тяжелые девяностые. Они совсем не похожи на тех идеальных милиционеров, которых показывали в советских фильмах. Это простые ребята, одеты скромно, разъезжают по городу на общественном транспорте и ведут свои расследования в обшарпанных кабинетах, часто применяя недозволенные методы в работе — одним словом, менты.
И хотя телевизионная премьера «Улиц разбитых фонарей» состоялась в 1998 году, первые «классические» восемь серий были сняты аж в 1995‑м. Тогда продюсеру Александру Капице попала в руки книжка петербургского писателя Андрея Кивинова, чьи зарисовки из жизни оперов и легли в основу сценария первых серий. Под псевдонимом Кивинова скрывался капитан убойного отдела кировского РУВД Санкт-Петербурга Андрей Пименов — один из первопроходцев жанра иронического детектива в России.
Писатель и драматург Андрей Кивинов
Когда-то он провалил экзамены на литературный факультет, но страсть к писательству осталась. Рабочие будни постоянно подкидывали сюжеты, и в свободное от работы время Пименов написал свою первую повесть «Кошмар на улице Стачек». Повесть прочитал один знакомый журналист, сказал, что в рядах милиции появился свой «Ильф и Петров», и отнес повесть в издательство. Так оперативник Андрей Пименов стал писателем и драматургом Андреем Кивиновым.
Первая книга Кивинова, которая и легла в основу культового сериала
«Кошмар на улице Стачек» попал к режиссеру «Особенностей национальной охоты» Александру Рогожкину, и он решил связаться с автором и попробовать снять сериал о милицейских буднях. Сериал сначала назвали «Менты», но в процессе работы это показалось слишком прямолинейным, и сериал вышел как «Улицы разбитых фонарей».
Пилотные серии снимались на голом энтузиазме: актеры сидели без работы, поэтому вкалывали не покладая рук. Режиссер Александр Рогожкин привел Александра Лыкова (Казанова) и Сергея Селина (Дукалис). Алексей Нилов (Ларин) ради съемок оставил кресло начальника отдела рекламы, а Михаил Трухин (Волков) пришел на пробы с гитарой, «спел пару блатных песен и был утвержден на роль милиционера».
Никому не известные тогда актеры были в кадре самими собой, «своими в доску», тощими и голодными на фоне зарождающегося капитализма. Снимали, что называется, дешево и сердито в «интерьерах» — в настоящем опорном пункте на потертых диванах в своей одежде.
Образы были колоритные и запоминающиеся.
Крепкий и мордастый, как Винни-Пух, ветеран рижского ОМОНа Дукалис, все время повторяющий: «А у нас в Риге…» — любимец всех тещ России. Прототипом лейтенанта Дукалиса был сотрудник РУВД Анатолий Дукул. Он ушел на пенсию в звании подполковника милиции и стал муниципальным депутатом.
Манерный эротоман уголовного розыска и кладезь забавных историй Казанцев, использующий служебное положение для удовлетворения нужд плоти. Его прототипами стали сразу два человека, Владимир Малинин и Алексей Филиппов. Оба они были первыми героями-любовниками и самыми отчаянными парнями Кировского РУВД. Владимир Малинин — пенсионер МВД и работает консультантом по вопросам безопасности. Алексей Филиппов умер в 2003 году в возрасте 36 лет.
Капитан Ларин был списан с самого Кивинова. Многие события, которые происходили с капитаном, были взяты из жизни автора.
Майор Соловец, типичный карьерист-бюрократ, озабоченный раскрываемостью и отчетностью. Прототипом майора, который задержался в сериале дольше всех героев, стал начальник уголовного розыска подполковник Олег Дудинцев. После выхода на пенсию Дудинцев стал писателем и продюсером.
Вечно «зеленый» сын полка лейтенант Волков, терпящий словесные подтрунивания от старших коллег. Самый молодой опер «Улиц» на самом деле был самым старшим оперативником. Вячеслав Баснев занимался преступлениями несовершеннолетних и был абсолютно не похож на сериального героя. На пенсии Баснев работал на таможне, а потом стал чиновником.
Лейтенанта Насти Абдуловой не было в сценарии — был опер-стажер Саша Абдулов, который появлялся в одной серии. В Настю его превратили уже по ходу работы — актриса Анастасия Мельникова уговорила свою подругу, художницу сериала, порекомендовать ее хоть на какую роль. Режиссер подумал и вписал в мужскую компанию решительную девушку.
Также прототипов не было у Мухомора и у появившихся в сериале гораздо позже лейтенанта Порохни и капитана Дымова.
«Улицы разбитых фонарей» бередили душу своей достоверной атмосферой и живостью типажей, но, когда проект покинул Кивинов, сериал сразу потерял реалистичность и индивидуальность, а создатели принялись бороться за рейтинги, не привлекая больше консультантов в погонах. Живость характеров ушла, менты стали лезть под пули, словно на них невидимый бронежилет, сценарии потускнели, юмор ушел.
Через год после премьеры сериал покинул самый яркий герой — Казанова. Александр Лыков понял, что он стал знаменитым, но не актером, а «ментом», и рискует стать заложником роли. На Лыкова обиделась вся съемочная группа, но «хоронить» героя не стали — надеялись на возвращение. Через несколько лет «похороны» все-таки состоялись — из проекта ушли Сергей Селин и Алексей Нилов, соответственно, Дукалис и Ларин героически погибли на задании.
За свою долгую историю «Улицы разбитых фонарей» много раз получали награды со стороны органов внутренних дел России, в том числе премии МВД и Ассоциации юристов и адвокатов России, а также премии Академии российского телевидения «ТЭФИ» в номинациях «Лучший проект года» и «Лучшая художественно-постановочная группа». Сценарист Андрей Кивинов попал в Книгу рекордов Санкт-Петербурга как создатель литературной основы самого долгого сериала в истории отечественного телевидения.
А вы знали, что у нас есть Instagram и Telegram?
Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!
Автор Улиц разбитых фонарей Андрей Кивинов интервь
Леонид Словин: Представляю своего собеседника:
Настоящая фамилия Пименов. Родился 25 ноября 1961 года в Ленинграде. Отец – водитель, работает им до сих пор. Мама – работник торговли, сейчас на пенсии. Пытался поступить на литературный факультет пединститута, но не добрал баллов. После окончания Кораблестроительного института, получив диплом инженера-кораблестроителя, по комсомольской путевке пошел на работу в милицию, на должность оперуполномоченного уголовного розыска. В 1986 году, после Высших курсов МВД попал в 64 отделение милиции Кировского РУВД, где и познакомился с героями своих будущих произведений ( менты с «Улиц разбитых фонарей»). Там же в свободное от службы время написал первую повесть «Кошмар на улице Стачек». Повесть не предназначалась для издания, а лишь для чтения в узком кругу. Тем не менее она в 1994 году она вышла в свет. Тогда же возглавил созданное в районе отделение по раскрытию умышленных убийств, где и работал до 1998 года. В 1995 году был принят в Союз писателей Санкт-Петербурга. В 1999 году награжден премией МВД за лучшее произведение о деятельности органов внутренних дел. С 1998 по 1999 году работал в Агентстве журналистких расследований. С 1999 по 2005 г.г. писал сценарии для сериала «Убойная сила», за который получил телевизионную премию «ТЭФИ». В 2005 году восстановился на службу в органы внутренних дел в должности преподавателя-методиста Средней специальной школы милиции. В 2007 году вышел на пенсию в звании подполковника милиции. Женат вторым браком. От первого есть сын Кирилл, от второго приемная дочь Алиса. Увлечения – хоккей, играет в любительском клубе.
— Я и не бегал. Мне просто позвонил продюсер и предложил экранизировать, точнее, снять сериал. Первый блок сериала «Улицы разбитых фонарей» состоит из 31 серии, 23 серии сняты с моим участием, по моим оригинальным сценариям. Но тот, кто приписывает мне успех сериала, совершает ошибку. Это труд огромной команды прекрасных режиссеров, редакторов и талантливых актеров. Мало кто знает, что той неповторимой атмосферой, которой наделен весь фильм, мы обязаны Рогожкину, который снял первую серию под названием «Кошмар». Этот режиссер известен по фильму «Особенности национальной охоты». Рогожкин удивительно прочувствовал атмосферу и с первой серии задал тон для всего сериала. Добрые начинания предложил прекрасный режиссерский состав: Виктор Бутурлин, Виктор Сергеев, Хамраев и Татарский.
— Заботились ли режиссеры о том, чтобы актеры, подобранные ими на главные роли, походили на прототипы своих персонажей – ментов отделения, о которых Ты писал?
— Подбор актеров, похоже, всех устроил…
— Несомненно! Мало того, мама у Дукула даже сказала сыну: «Когда тебя долго нет, включаю телевизор, я и вижу не актера, а исключительно тебя. Только, Толя, почему вы так много пьете на работе.
— Но в какой-то момент телезрители не могли не заметить, что на сериале, интерес к которому держался на доверии к деталям, которые могли быть известны только менту, вдруг появились явно привнесенные «завлекаловки», «оживляжи». Это объяняли тем, что Кивинов перестал быть сценаристом сериала. Так ли это?
— Такое впечатление, что кто-то из сценаристов, вообще, имел слабое представление о милиции…
— Какова же, интересно, судьба сценария…
— К сожалению, не только титры. Авторов коммерческой литературы тоже мало кто помнит. В последние годы немало работников правоохранительных органов, действующих и бывших, обратились к полицейскому роману, который у нас принято называть детективом.
— Издатели уже отреагировали, снизили обороты. Сейчас напечататься начинающему милицейскому автору без имени практически невозможно – заворачивают, не читая рукопись…
— С какими процессами, происходящими сейчас в этом жанре, это связано? Читатели хотят чего-то иного, чем просто бытоописания ментовской жизни?!
— Сейчас все чаще тиражи не превышают 3-5 тысяч. В девяностых были нередки тиражи в 300.000 экземпляров. Характерный для того времени бум, похоже, заканчивается…
— Сравнивать с началом девяностых просто невозможно.
— В течение последнего времени милицейский роман в России обходился без лидеров. В свое время ими становились последовательно Аркадий Адамов, Братья Вайнеры, Николай Леонов… ( Юлиана Семенова я не отношу к милицейским авторам, он, скорее, был писателем смежного ведомства, а его «Петровка,38» и «Огарева,6» не выделялись на общем фоне. И не могу причислить Виктора Пронина. Я считаю его просто талантливым романистом) Другие авторы имели примерно одинаковые рейтинги. Сейчас, по общему признанию, лидером становится Андрей Кивинов с его «Ментами».
— Ну, насчет собственного лидерства я сомневаюсь. Уже с 2002 года я не пишу милицейскую прозу, и дело тут не только в конъюнктуре. На мой взгляд, чтобы достоверно писать на эту тему, надо постоянно держать руку на пульсе, я же уже давно не на практической работе. Да и захотелось попробовать себя в других жанрах, в том числе мелодрамы и фантастики. Даже думал сменить псевдоним, но издатели против…
— Дальше за Тобой идут тоже «питерцы». Нет ли особой «питерской» команды, которая пришла на смену «московской»?
— Не думаю. Просто Питер второй по величине город, поэтому и авторов много. Съемки милицейских сериалов тоже начались здесь, и до сих пор Питер абсолютный лидер.
— У нас нет почти нет романов, написанных следователями. Разве вот Елена Топильская, Станислав Родионов. Еще были Ольга и Александр Лавровы, Александр Шпеер… Правда Лев Шейнин стоит сразу десятка авторов. И все же? Может просто ментов значительно больше количественно?
— Оперативная работа с точки зрения жанра гораздо более благодатна, нежели следственная. Да и в жизни гораздо эмоциональней. Отсюда и количество авторов-оперативников. У того же Родионова в качестве главных героев присутствуют не только следователи, но и опера. Это только в кино следователь сидит в засадах, бегает за преступником и т.д. В жизни – на 99 процентов он работает с бумагами в кабинете. Просто, в отличие от американской системы, у нас разделены оперативная и следственная работа.
— Как Ты относишься к «дамским детективам», «ироническому детективу»? детективам с элементами мистики? К «феномену»Дарьи Донцовой?
— В понятии «женский детектив» главное слово «женский». То есть рассчитанный на женскую аудиторию. И как таковой детектив там на втором месте. Главное – дамские страсти. Жанр пришел на смену поднадоевшей брутальной мужской прозе, поэтому оказался востребованным. Сейчас и он потихоньку сдает позиции, опять-таки по причине «перекорма». Вообще, есть мнение, что детектива, как жанра не существует вовсе. Это прием. С этим можно поспорить. Та же Агата Кристи – детектив, где главное – загадка, а не душевные переживания персонажей, как, например, у Достоевского.
— Читаешь ли Ты других милицейских авторов и кого именно? Кто, по-твоему, идет вслед за Тобой? Много разговоров в свое время вызвали произведения А.Марининой. Относишь Ты их к жанру «милицейского романа»? Как они повлияли на Тебя?
— Из детективщиков читаю своих питерских коллег – Максима Есаулова, Александра Новикова, упомянутую Елену Топильскую, Сергея Майорова. Недавно появился неплохой автор Павел Орлов, действующий оперативник. А вообще сейчас предпочитаю не криминальную прозу. Книги Александры Марининой на меня никак не повлияли, просто потому, что я их не читал. Вернее, пытался прочитать одну, но так и не смог. Не потому что это плохо, а потому, что просто не мое. Как и книги Дарьи Донцовой.
— Какой из Твоих романов Тобою любим более других?
— Любимая книга? Да они все любимые. Это ж твои дети. Просто есть более удачные, есть менее. Из последних удачной считаю «Каникулы строгого режима», написанный в соавторстве с Федором Крестовым, человеком проведшим в зоне 12 лет. Это не детектив, а комедия.
— Кем Ты видишь своих читателей? Пишешь ли Ты для своих коллег? Как по-твоему, насколько популярна в ментовской среде книга о милиции? Не кажется ли Тебе, что пробиться к ним можно по большей части через телевизор?
— Скажу, так, что хотел бы видеть среди своих читателей не только работников милиции. Пол и возраст не имеют значения. Хотелось бы, чтобы каждый мог найти в книгах что-то интересное для себя. Судя по отзывам, мои книги читают и школьники и пенсионеры. Что касается милицейской среды, то, опять-таки, судя по отзывам – правдивые книги об органах в ней востребованы. Да и мы в свое время с интересом читали «про себя». При условии, что писал профессионал.
— В интернете есть письмо некоего работника прокуратуры, который сетует на то, что в художественных произведениях авторы раскрывают секретные способы раскрытия преступлений. В свое время защитой тайн такого рода занималось специальное подразделение МВД СССР и все произведения о милиции должны были получить его разрешение на печать. Как Ты относишься к раскрытию подобных тайн? К ведомственной цензуре?
— Я думаю, что тайны, раскрываемые в книгах ни для кого уже давно не тайны. Я противник ведомственной цензуры, как правило, она направлена не на сохранения служебных секретов, а на создания исключительно положительных персонажей в погонах. Чего в жизни никогда быть не может, ибо людей без недостатков не существует. Да и никто из читателей или зрителей не поверит таким героям.
— Обычные вопросы «на закуску». Как Ты начал писать? Я, например, прочитал книгу о раскрытии убийства своего коллеги, написанную начальником управления. Мне, знавшему это дело в деталях, «изнутри», показалось важным расставить все по местам. И я взялся за перо. А как было с Тобой?
— Если брать истоки, то первый рассказ я написал в студенчестве, посмотрев сериал «ТАСС уполномочен заявить». Это была пародия на работу спецслужб. А если говорить о первой «взрослой» книге, то толчком послужил один из полицейских романов Эда Макбейна. Я прочитал и подумал, что наши ментовские истории не хуже, особенно, если в них добавить юмора. На тот момент я уже проработал оперативником пять лет, историй хватало. И еще одним произведением, оказавшим на меня сильное влияние, был ваш, Леонид, роман «Бронированные жилеты».
— Над чем Ты сейчас работаешь, каковы Твои творческие планы? Что у Тебя на выходе?
— Предусматривают ли Твои ближайшие планы посещение Израиля?
— Поездки в Израиль пока в планах нет. Один раз я был в Иерусалиме и Хайфе как турист. С удовольствием побывал бы еще раз, но просто нет времени.
— Что бы Ты хотел передать своим читателям в Израиле?
— Читателям в Израиле хочу прежде всего пожелать мира с соседями. Наверное, это сейчас главное. У вас удивительная страна, и очень не хочется, чтобы ее люди погибали. Живите дружно.
— Думаю, что я в праве от имени Твоих многочисленных читателей в Израиле пожелать Тебе здоровья, дальнейших творческих успехов. Удачи!