украли с кредитной карты денежные средства что делать
Что делать, если мошенники украли деньги с банковской карты?
Случилась беда, мошенники добрались до вашей карты и сняли с неё деньги. Что делать? Сотрудник банка дал рекомендации по тому, как себя вести в таком случае.
Три шага, которые надо сделать как можно скорее:
2. Написать заявление в банк об опротестовании несанкционированной операции. Претензию надо успеть составить либо в тот же день, когда украли деньги, либо на следующий день, не позже!
Заявить о мошенничестве можно по телефону или в отделении — всё зависит от банка. Условия можно узнать у оператора колл-центра.
Эксперты рекомендуют писать заявление в банке, чтобы у владельца карты осталась на руках копия его обращения с отметкой сотрудника о приеме заявления. Если дело дойдет до суда, бумага точно не будет лишней.
3. Обратиться в полицию и написать заявление о мошеннических действиях.
Когда банк вернет деньги?
Кому банк точно вернет незаконно списанные с карты деньги?
Например, ему позвонили мошенники и, представившись сотрудниками банка, «выудили» логин и пароль для входа в интернет-банк или пароль, который пришел по СМС, CVC-код и пр. Или, например, клиент потерял карту, но не заблокировал ее и не оповестил об этом банк.
Также банк имеет право отказать клиенту, если он не успел подать в отведенные сроки заявление в банк о краже денег.
Важно: кредитная организация обязана возместить клиенту убытки в полном объеме, если она не сообщила ему о проведении операции.
Что делать, когда украли деньги с карты?
Кому банк вернет деньги?
Сразу оговоримся, что существует определенный механизм действий при обнаружении мошеннических операций. Человеку, ставшему жертвой злоумышленников, необходимо строго придерживаться этих правил. В противном случае по закону банк может отказаться от выполнения своих обязательств. Итак, вернуть пропавшие деньги можно при одновременном соблюдении двух условий:
Не лишним будет обращение в полицию по факту мошенничества и/или кражи. Хотя в законе это требование не отражено, на практике дело обстоит именно так: многие банки пытаются избежать выплат, возвращения средств клиенту, если нет постоянного давления со стороны правоохранительных органов и прессы.
Также при исчезновении денег с карты следует быть готовым к тому, что это вам придется доказывать, что вы не нарушали правил безопасности и не передавали ПИН-код и карту посторонним лицам.
Но не только у клиента есть обязательства перед банком. Согласно законодательству, банк обязан уведомлять держателя карты обо всех операциях по ней. Способ уведомления прописывается в договоре на оказание услуг, поэтому будет не лишним уточнить его. Обычно это SMS-сообщения или электронные письма. Если же деньги были списаны в результате мошеннических действий, а банк не сообщил о транзакции, то вы вправе требовать возмещения списанной суммы в полном объеме.
Как крадут средства?
Список мошеннических способов кражи денег не так уж и велик. Поэтому владельцам пластика следует знать, каким образом обычно воруют средства. Один из наиболее распространенных – психологический способ мошенничества. Злоумышленники втираются в доверие к человеку, представляясь сотрудниками банка или других организаций, выведывают конфиденциальную информацию, необходимую для совершения транзакции: ПИН-код, одноразовый код на операцию, паспортные данные. При этом нет необходимости даже использовать какие-то специальные технические средства.
Второй популярный метод – копирование данных с магнитной полосы карточки. Для этого применяются специальные компактные устройства – скиммеры. Они используются, когда хозяин пластика передает его третьему лицу, например, официанту в ресторане. Также устройства могут представлять собой целый комплекс из карт-холдера и накладки на клавиатуру или миниатюрной камеры, которые устанавливаются на банкоматы и терминалы. Мошенники делают скиммеры максимально похожими на детали банкомата и крепят их на двухсторонний скотч.
Стоит упомянуть и про мошенничество с бесконтактными средствами оплаты. С карты, оборудованной RFID-чипом, средства могут списываться автоматически, как только она оказывается в зоне действия POS-терминала. Происходит обмен данными между устройствами, денежные средства списываются со счета. Если сумма транзакции меньше 1000 рублей, подтверждения операции не требуется. На этом и основано мошенничество, когда злоумышленник использует высокомощные терминалы, способные контактировать с радиометками на расстоянии нескольких десятков сантиметров.
Законодательные аспекты
Вернуть украденные с карты средства удается далеко не всем и не всегда. Связано это с тем, что по законодательству не считается несанкционированной транзакция, при которой использовались платежные реквизиты и был введен правильный ПИН-код. Для системы банка такая операция выглядит вполне законной, что бы ни говорил владелец пластика.
Если вы потеряли карту, она была у вас похищена, сразу же заблокируйте ее, иначе все операции банк будет расценивать как законные. Это же относится и к мошенничеству с клонированием карточек. Поэтому при наличии малейшего подозрения на то, что банкомат может быть оборудован шпионской аппаратурой, не используйте его. В противном случае доказать свою правоту будет практически невозможно, а похищенные средства можно будет истребовать лишь с самих мошенников.
Как поступить, если украли деньги с карты?
В случае мошенничества действовать необходимо быстро и строго по законодательству. Отменить несанкционированные транзакции по карте после их совершения банк не может. Но чем быстрее вы отреагируете на мошенничество, предпримите соответствующие действия, тем выше вероятность, что деньги удастся вернуть.
Конечно, банки не хотят терять деньги, а потому случаи мошеннического списания средств с карты далеко не всегда решаются в пользу клиента. Но крупные организации дорожат своей репутацией, особенно если речь идет о привилегированных держателях. Так что в каждом конкретном случае исход обращения может быть различным.
Почему банк может отказать в удовлетворении требований клиента?
Происходит это чаще всего по одной причине – клиент нарушил рекомендуемые правила безопасного пользования карточкой: передал ее в чужие руки, сообщил кому-то ПИН-код, не уведомил банк об утере карточки и т.д. Банки чаще всего пытаются доказать виновность самого пострадавшего. Поэтому рекомендуется строго соблюдать правила пользования и быть готовым к обращению в суд и предоставлению доказательств своей невиновности.
Вторая распространенная причина отказа – нарушение сроков обращения по факту пропажи денег. Напомним, что он составляет не более 24 часов с момента совершения несанкционированной транзакции.
Следует подробно рассмотреть еще один момент, когда держатель банковской карты становится жертвой телефонных мошенников, которые представились сотрудниками банка. В договоре и правилах пользования картой прописано, что конфиденциальные данные (ПИН-код, логин и пароль для входа в онлайн-банкинг, одноразовые коды на совершение операций) нельзя передавать даже сотрудникам банка. Если денежные средства пропали из-за того, что клиент сам сообщил все сведения, будучи обманутым, банк не несет за это никакой ответственности. По закону требовать возмещения украденных средств можно лишь с самих мошенников после их поимки.
Как не дать мошенникам украсть денежные средства с банковских карточек?
Конечно, все вышеописанные действия в случае хищения средств с карточки обязательны и, как показывает практика, вполне действенны, но рассчитывать на стопроцентную снисходительность банка все же не следует. Рекомендуется самому проявлять внимательность и осторожность, чтобы не допустить пропажу денежных средств. В половине случаев мошенничества по карте основная вина лежит именно на владельце пластика.
Помните, что никакие инструменты защиты не дают абсолютной гарантии защиты. Если на карточке находятся крупные средства, лучше подстраховаться дополнительно. Сегодня многие банки предлагают услугу страхования банковской карты, которая предусматривает возврат средств в рамках страхового лимита (устанавливается при заключении соглашения), если деньги были похищены из-за утери, кражи, разбойного нападения и т.д. Имея страховку, компенсировать похищенные средства полностью или хотя бы частично достаточно просто. Однако банками устанавливаются ограничения на количество компенсационных выплат, которых не должно быть более трех за страховой период. Так что осторожность и в этом случае не будет лишней.
Еще один надежный способ защиты инструментов безналичной оплаты – специальные экранированные кошельки, бумажники и холдеры. Эти приспособления актуальны в первую очередь для бесконтактных карт, с которых можно списывать деньги, используя мощные POS-терминалы или красть данные с помощью грабберов. Внутри защищенных кошельков располагается экранирующий материал, работающий по принципу клетки Майкла Фарадея, что экранирует радиосигналы и не дает взаимодействовать с RFID-модулем.
Такие защитные аксессуары в ассортименте есть на сайте Оптекс. Предлагаем варианты для женщин, мужчин, для молодежи, для туристов, стильные подарки. Наша продукция не только стильная, красивая и актуальная, но и гарантированно защищает сохранность данных.
Как воруют деньги с карт
И что о таких преступлениях говорит статистика
В прошлом году Центробанк зарегистрировал 417 тысяч случаев воровства денег с банковских карт.
По статистике, средний размер одного такого перевода в 2017 году составлял 3030 рублей, а в 2018 — уже 3320 рублей. Мы изучили аналитику Центробанка и пообщались с экспертами Тинькофф-банка по безопасности, чтобы выяснить, почему растет число несанкционированных операций и кто чаще всего становится жертвой преступников.
Как правильно называть такие преступления
В обычной жизни преступников, которые выманивают деньги у владельцев карт, называют мошенниками. На языке экспертов банковской безопасности такие преступления называются «фрод», от английского fraud — «мошенничество». Но юридически это все-таки кража, а тот, кто ее совершил, — вор.
Все дело в том, что в апреле 2018 года в статью 158 УК РФ «Кража» добавили еще одно преступление — кражу с банковского счета. С такой формулировкой теперь возбуждают уголовные дела как раз против тех, кто ворует деньги с банковских карт. Раньше это считалось «мошенничеством с использованием электронных средств платежа» и наказание было меньше. В итоге с апреля 2018 года число краж сильно выросло, а мошенничеств — немного уменьшилось.
Что говорит статистика
С июня 2018 года Банк России ужесточил контроль над банками и электронными платежными системами — теперь им нужно отчитываться не только о фактах воровства денег, но и о неудавшихся попытках. В Центробанке запустили специальную систему « Фид-антифрод », которая автоматически обрабатывает всю информацию о таких случаях. Преступления стали лучше учитывать, и статистика резко рванула вверх: если в 2017 году было зарегистрировано 317 тысяч незаконных операций по картам, то в 2018 — 417 тысяч, почти на треть больше.
Обзор несанкционированных переводов в 2018 году, ЦентробанкPDF, 1,8 МБ
Количество зарегистрированных нарушений выросло не только из-за того, что стали по-другому считать: число преступлений на самом деле растет. Карт на руках у россиян становится больше: сейчас на одного жителя страны приходится в среднем две банковские карты, в 2010 году была одна. Объем операций по картам за эти восемь лет вырос в десять раз. А где деньги, там и воры.
Реальная картина хуже, чем статистика Центробанка: иногда пострадавшие не жалуются даже в банк — например если украли небольшую сумму и клиент просто заблокировал карту. Или если вор получил доступ к счету, но денег на нем не было. Или если клиент не верит, что деньги вернут. Сколько таких случаев в России — никто не знает. Причем это влияет и на уровень киберпреступности: если воров никто не ищет, они могут спокойно нарушать закон сколько угодно, думая, что им за это ничего не будет.
Почему число краж растет
В первую очередь количество краж растет потому, что растет сам рынок безналичных платежей и переводов: по данным Центробанка, в прошлом году россияне перевели друг другу 27,4 трлн рублей. Для сравнения, на покупки с карт россияне потратили меньше — 21 трлн.
Отдельная проблема — сервис мгновенных переводов: за несколько секунд можно перевести 100 тысяч рублей на чужую карту, просто отправив смс. Мгновенные переводы вместе с удобством добавляют и риск. Такие операции проходят моментально — если человек перечислил деньги преступнику, то преступник сразу их получит. За то время, пока пострадавший напишет заявление в банк и полицию, вор успеет перевести деньги на другой счет или обналичить.
Но увеличивать сроки зачисления денег с карты на карту банки не рискуют: мгновенные платежи популярны среди россиян, при ухудшении условий клиент просто уйдет к конкурентам. Ведь быстрые переводы — это удобно, хоть и рискованно.
Заложником популярности мгновенных переводов с карты на карту стал и сам Центробанк, который в начале 2019 года запустил систему быстрых платежей. Благодаря этой системе деньги можно перевести по номеру телефона на карту любого банка. Делать переводы стало еще проще — преступникам в том числе.
С ростом количества дистанционных услуг участились случаи воровства денег через интернет и телефонные приложения. За последние четыре года число таких краж выросло в два раза, а число краж через банкоматы и платежные терминалы, наоборот, вдвое снизилось.
Кто во всем этом виноват
Основная проблема — в финансовой грамотности россиян. В 2018 году аналитический центр НАФИ и Минфин провели масштабное исследование на тему финансовой грамотности. Эксперты оценивали экономические знания совершеннолетних россиян по специальной шкале с максимальным показателем 21 балл. Средний уровень грамотности в России оказался равен 12,1.
Как разводят на деньги
Если верить статистике Центробанка, в 97% случаев деньги с карты воруют именно по вине самого клиента. Например, человек написал пин-код на обратной стороне карты, а потом потерял кошелек или при оплате в ресторане отдал карту официанту, а тот сфотографировал ее. Часто воры пользуются именно доверчивостью и низким уровнем финансовой грамотности: выманивают данные карты или одноразовые пароли из смс, представляясь сотрудниками банка, или обманом заставляют жертву подключить чужой телефонный номер к своему мобильному банку. О самых распространенных схемах мы пишем в нашей рубрике «Разводы».
В прошлом году участились случаи воровства, связанные с подменой номера: преступники через специальный сервис подменяют номер, с которого звонят. Жертва видит входящий вызов с номера своего банка, а на самом деле это воры. Далее в ход идет социальная инженерия: преступники выманивают одноразовый пароль из смс или дают инструкции, как привязать к личному кабинету другой номер телефона, пользуясь тем, что человек ничего не понимает в настройках мобильного банка.
Встречаются и совсем хитроумные схемы. Преступники могут звонить с одного телефона в банк, а с другого жертве. Оператор в банке думает, что разговаривает с клиентом, и задает проверочные вопросы, а вор параллельно переспрашивает то же самое у владельца счета. Защититься от этого способа мошенничества можно только одним способом: положить трубку и сразу же самому перезвонить в банк.
Не стоит верить, даже если «представители банка» на другом конце провода правильно называют все ваши данные: номер паспорта, номер карты, остаток. На черном рынке периодически появляются информационные базы, украденные у самых разных ведомств.
Например, женщина из Серова потеряла полмиллиона рублей, когда преступники каким-то образом узнали, что она заказывала лекарства в одном из телемагазинов. Женщине позвонил неизвестный мужчина и представился работником Московского архива. Он сказал, что организация выплачивает компенсации гражданам, купившим неэффективные медпрепараты, а конкретно ей положено 850 тысяч рублей. Получить эти деньги просто: надо только оплатить страховку и доставку — 130 тысяч. Позже оказалось, что есть и другие дополнительные расходы. В итоге женщина лишилась 530 тысяч рублей.
Давать доступ к своему счету нельзя никому: в Саратове сотрудники полиции просили задержанных показать телефон, чтобы проверить, нет ли мобильника в базе украденных аппаратов. На самом же деле они ничего не проверяли, а просто переводили деньги со счета владельца телефона через мобильный банк. До того как полицейских задержали, они умудрились обмануть 19 человек.
Как банки борются с воровством
Подозрительные операции приостанавливают, перевод замораживают и связываются с клиентом, который отправляет деньги. Например, если в банке видят, что клиент меняет пароль в интернет-банке, а потом тут же привязывает к личному кабинету новый номер телефона, это повод позвонить по старому номеру и узнать, все ли в порядке. В сентябре 2018 года Центробанк обозначил три признака, которые должны сразу насторожить сотрудников банка:
Признаки несанкционированных операций, Банк РоссииPDF, 107 КБ
Типичное поведение клиента отслеживается автоматически: компьютер постоянно собирает и анализирует информацию об операциях и на основе этого создает своеобразный финансовый портрет. Правда, бывают случаи, когда человек уверен, что все делает правильно, и не осознает, что становится жертвой преступников. Если клиент на сто процентов уверен в собственной правоте, никакие предупреждения не помогут. Например, в банке видят, как кто-то переводит полмиллиона в албанский банк в три часа ночи. Банк приостанавливает перевод и связывается с клиентом:
БАНК: Здравствуйте, Иван Петрович. Это вам из банка звонят. Мы увидели, что вы переводите большую сумму за границу. Это действительно так?
КЛИЕНТ: Все в порядке. Я просто внезапно вспомнил, что должен денег старому другу, и решил отдать.
Б.: Иван Петрович, вы понимаете, что если вы станете жертвой преступников, то деньги не вернут, так как вы перевели их по собственной воле?
К.: Да, я все понимаю.
На самом деле Иван Петрович увидел в интернете рекламу биржи криптовалют, которая обещает 20% дохода в месяц, и решил заработать легкие деньги. Он написал консультанту на сайте, и тот предупредил Ивана Петровича, что схема не совсем законная, поэтому лучше не говорить банку, куда уходит перевод. Своих денег Иван Петрович не увидит, но виноват в этом он сам — ведь банк предупреждал.
Несмотря на то что банки знают все популярные преступные схемы, думать о сохранности своих денег должны прежде всего сами владельцы счетов. Тем более что рынок интернет-воровства растет: по прогнозам американской аналитической компании «Мордор Интеллидженс», к 2024 году он увеличится более чем в два раза. Правда, все не так страшно, как кажется: в прошлом году в России доля незаконных операций по картам составила всего 0,0018% в общем объеме всех транзакций. Поэтому статистика — не повод отказываться от безналичных расчетов. Главное — помнить о правилах безопасности.
Верховный суд разбирался, кто вернет украденные с карты деньги
На телефон Елены Салимовой* пришло СМС-сообщение о том, что ее сбербанковская карта заблокирована и для ее «разморозки» нужно позвонить по номеру техподдержки. Она набрала телефон из СМС, по которому ей ответил якобы сотрудник отдела контроля Сбербанка Антон Сергеев*. Выясняя причину блокировки, Салимова сообщила Сергееву все сведения о карте, включая номер и кодовое слово. И тот пообещал клиенту банка провести контрольные операции по снятию и зачислению денег на ее счет. Но по факту со счета Салимовой через «Сбербанк-Онлайн» лишь списали 500 000 руб. Через 2 часа после этой операции ей позвонил уже реальный сотрудник службы безопасности Сбербанка, который сообщил клиенту о случившемся.
Салимова пошла в ближайшее отделение Сбербанка, где ей сообщили, что полмиллиона рублей с ее карты перевели на счет Анны Никитиной*. После чего часть средств злоумышленники перевели другим гражданам и сняли в банкоматах. В общей сложности – 413 000 руб. А оставшиеся на счету Никитиной 87 000 руб. банк успел заморозить. После произошедшего пострадавшая написала заявление в полицию с требованием возбудить дело по ст. 159 УК («Мошенничество»). По обращению Салимовой правоохранительные органы начали проверку, передавая ее материалы по подследственности из одного отделения в другое. В итоге заявление потерпевшей дошло до МВД по Гагаринскому району Москвы, где находится головной офис Сбербанка. Но и там пострадавшая ответа так и не дождалась. Тогда она решила в судебном порядке взыскать 500 000 руб. как неосновательное обогащение с Никитиной, на счет которой мошенники первоначально и перевели эту сумму.
Однако в суде ответчик заявила, что к случившемуся не имеет никакого отношения и сама является в этой истории пострадавшей: якобы она еще за 2 месяца до происшествия потеряла карту, на которую перечислили деньги Салимовой. Две инстанции поверили словам Никитиной и отказали в иске (дело № 2-1330/2017). Кроме того, суды не стали разбираться в вопросе о том, что делать с зависшими на счету ответчика 87 000 руб.
Позиция Верховного суда
Истец:Елена Салимова*
Ответчик:Анна Никитина*
Суд:Верховный суд
Суть спора:Когда и с кого деньги, похищенные мошенниками с карты, можно взыскать как неосновательное обогащение?
Решение:Дело направить на новое рассмотрение в апелляцию.
Не согласившись с выводами нижестоящих инстанций, истец обжаловала их в Верховном суде. На заседании в ВС адвокат Салимовой Марина Еремеева обратила внимание на то, что суды не исследовали вопрос о добросовестности поведения Никитиной в спорной ситуации. Защитник уверяла, что мошенники могли воспользоваться картой ответчика, только если бы та «потеряла ее вместе с паролем». Еремеева отметила и то, что Никитина почему-то не стала блокировать свою карту, когда заметила ее пропажу. Адвокат подчеркнула и то, что суды так и не определили судьбу тех 87 000 руб., которые остаются на замороженном счету ответчика: «Что делать с этими деньгами? Это ведь средства Салимовой, которые создают неосновательное обогащение на стороне Никитиной сейчас».
Представитель ответчика Наталья Барыкина возражала, что ее доверитель потеряла карту за 2 месяца до случившегося и не интересовалась ее судьбой, так как на счету отсутствовали деньги: «А тех людей, на счета которых в итоге перевели деньги Салимовой, мой доверитель не знает». Барыкина объяснила, что в части 87 000 руб. ответчик тоже не собирается признавать иск. Иначе Никитина автоматически подтвердит, что и 413 000 руб. тоже являются неосновательным обогащением, которые нужно вернуть.
Выслушав все доводы сторон, «тройка» судей ВС под председательством Вячеслава Горшкова удалилась в совещательную комнату и спустя час огласила резолютивную часть решения: акт апелляции отменить, а дело направить на новое рассмотрение обратно в апелляционную инстанцию.
Эксперты «Право.ru»: «Надо активизировать работу полицейских»
Гражданско-правовой путь защиты в этой ситуации неэффективный. Связь ответчика с лицами, завладевшими деньгами, и личность самих преступников не установлена. Поэтому будет неправильно возлагать ответственность на человека, который не причастен к преступлению.
Управляющий партнер Яблоков и партнеры Яблоков и партнеры Региональный рейтинг. × Вячеслав Яблоков
* – имена и фамилии участников спора изменены редакцией.
Полиция информирует: что делать, если с банковской карты украли деньги
МВД России и Банк России подготовили памятку для граждан.
Пришло СМС, что с карты списали деньги, но вы ничего не покупали, переводы не делали и наличные не снимали. Вероятно, ваша карта или ее данные попали к мошенникам. Что делать и можно ли вернуть похищенное?
Если коротко, то нужно: немедленно заблокировать карту, сообщить в банк по горячей линии о краже денег и написать в отделении банка заявление о несогласии с операцией. Сделать все это необходимо не позднее следующего дня после того, как банк уведомил вас об операции, которую вы не совершали.
Если вы соблюдали правила использования карты, в частности не хранили ПИН-код вместе с картой и никому не сообщали ее данные, то велик шанс вернуть украденные деньги.
А теперь разберем по шагам, что нужно будет сделать.
1. Заблокировать карту
Чтобы отрезать мошенникам доступ к оставшимся деньгам на карте, ее нужно немедленно заблокировать. Сделать это можно разными способами:
Через мобильное приложение банка. Если оно у вас установлено и там есть опция блокировки карты, найдите в приложении нужную карту и выберите команду «Заблокировать».
По телефону горячей линии. Номер для экстренной связи указан на оборотной стороне карты и на официальном сайте банка. Лучше заранее сохранить этот номер в телефоне, чтобы не тратить время на поиски. Оператор службы техподдержки попросит назвать паспортные данные, кодовое слово или код из СМС-сообщения, которое он вам вышлет. После этого сотрудник банка заблокирует карту.
В онлайн-банке. Зайдите в личный кабинет на сайте банка, найдите опцию «Заблокировать карту» и подтвердите свое действие кодом из СМС.
По СМС. Некоторые банки позволяют блокировать карты по СМС. Обычно для этого надо отправить на короткий номер банка кодовое слово (например, «блокировка») и через пробел последние четыре цифры номера карты. Если у вас только одна карта, то цифры можно не вводить — банк и так поймет, о какой карте речь. Вы получите код, который надо снова отправить на номер банка для подтверждения блокировки.
2. Сообщить о краже и оформить возврат денег
По закону банк обязан вернуть деньги, если вы выполнили два условия:
Сообщили банку о краже денег с карты не позднее следующего дня после того, как банк уведомил вас о подозрительной операции. Не успеете — банк имеет право вам отказать.
Не нарушали правила безопасности при использовании карты. В частности, не сообщали мошенникам данные карты, не хранили ПИН-код вместе с картой, не писали код на самой карте, не позволяли никому делать ксерокопии или фотографировать вашу карту. Если банк докажет обратное, то не вернет вам украденные деньги.
Как именно вы должны сообщить о краже — по телефону или лично в отделении — прописано в вашем договоре. Чтобы не терять времени, лучше сразу позвонить в банк и уточнить порядок действий у оператора.
Но в любом случае вам придется сходить в отделение банка, чтобы написать заявление о несогласии с операцией с требованием вернуть деньги. Сохраните у себя копию заявления с отметкой о том, что банк его принял.
Поскольку кража денег — это уголовное преступление, напишите заявление в полицию. Возможно, ваша информация поможет быстрее вычислить и поймать преступников.
Банк проведет служебное расследование. В нем примет участие и платежная система. Если мошенники действовали на территории России, то по закону служебное расследование может длиться максимум 30 дней, если операция была международной — 60 дней.
По итогам расследования с вами свяжется сотрудник банка и сообщит о решении. Если банк убедится, что вы не нарушали правила использования карты и при этом опротестовали операцию вовремя, вам вернут деньги.
Но возможны и другие варианты развития событий:
Банк согласился вернуть деньги, но затягивает перечисление средств
Часто банки указывают срок возврата денег в договоре. Например, это может быть 30 или 60 дней. Если за это время банк не пополнил ваш счет, можно обращаться в суд.
Если же в договоре с банком сроки не установлены, то банк должен выполнять требования Гражданского кодекса. Статья 314 предписывает всем (в том числе банкам) выполнять свои обязательства «в разумный срок». Этот «разумный срок» вы и банк можете понимать по-разному. Но в кодексе есть уточнение: обязательства должны быть выполнены в течение семи дней с момента, когда вы предъявите свои требования.
Другими словами, вы можете подождать пару недель, если за это время деньги не вернут, то идите в банк писать заявление. В нем со ссылкой на Гражданский кодекс нужно потребовать перечислить украденную сумму в срок до семи дней.
Банк отказался возвращать деньги
В этом случае первым делом нужно потребовать от банка письменный отказ с обоснованием, почему он не соглашается вернуть деньги. Если банк такой отказ не выдаст или выдаст, но обоснование вам покажется неубедительным, стоит обратиться в суд. Если вы не нарушали договор с банком и вовремя сообщили о незаконной операции, скорее всего, суд примет решение в вашу пользу и деньги вам все-таки вернут.
Что делать, если банк не уведомил меня о незаконной операции? Можно ли в таком случае вернуть деньги?
По закону банк обязан уведомлять вас обо всех операциях по карте. Каким именно способом он это делает, прописано в вашем договоре. Это могут быть СМС-оповещения, письма по электронной почте или другие способы.
Если мошенники украли деньги с карты, а ваш банк не сообщил вам об операции, то по закону он обязан возместить потери. Даже если вы обнаружили кражу денег со счета не сразу, а через месяц или год после того, как она произошла.
В этом случае сначала нужно написать заявление в банк с требованием вернуть незаконно списанные деньги. Если же банк откажется их перечислить, то можно идти в суд.
Как защитить деньги на карте от мошенников?
Всегда следуйте нескольким главным правилам владельца карты:
Контролируйте операции по счету. Например, подключите услугу СМС-информирования по всем своим активным картам. Тогда вы будете сразу получать уведомления о каждой операции по карте. Вместо СМС-сообщений можно выбрать push-уведомления в мобильном приложении банка. Они всегда бесплатны и не засоряют память телефона. Но в этом случае важно следить, чтобы у вас всегда был подключен мобильный интернет. Иначе push-уведомление можно получить с серьезным опозданием и не успеть вовремя сообщить банку о краже денег.
Никому не сообщайте ПИН-код, CVC-/CVV-код (секретный код на оборотной стороне карты), срок действия карты и другую информацию. Например, если вам звонят «из службы техподдержки банка» или «менеджер банка» говорит о том, что ваша карта якобы заблокирована, не стоит сообщать им данные своей карты. Настоящий сотрудник банка никогда не спросит у вас секретную информацию, такую как ПИН-код или CVC-/CVV-код.
«Однажды мне пришло сообщение от банка, в котором я получаю зарплату. Текст типа такого: «Карта заблокирована из-за сомнительных операций». Там были почти все мои деньги на тот момент, я сразу перезвонил по номеру, который был в конце сообщения. »
Будьте бдительны, не наступайте на чужие грабли!
Не позволяйте продавцам и официантам уносить карту из поля вашего зрения. Всегда прикрывайте рукой клавиатуру терминала оплаты или банкомата, когда вводите пароль. Стоит также следить за тем, чтобы с камер наблюдения не было видно, как вы набираете ПИН-код.
Заходите только на проверенные сайты и никогда не кликайте по ссылкам из писем неизвестных «доброжелателей».
Перепроверяйте любую информацию о блокировке карты, отказе в проведении операции или других проблемах с картой. Для этого звоните на горячую линию банка — и только на нее. Телефон для экстренной связи всегда указан на оборотной стороне карты и на официальном сайте банка.
С сентября 2018 года банки могут приостанавливать денежные переводы и платежи с карт, если они выглядят подозрительными. Такие правила безопасности прописаны в новом законе.
Сомнения у банка может вызвать платеж в другой стране, особенно если раньше клиент за границу не ездил. Или если вдруг с карты пытаются списать необычно большую сумму. А если с одной и той же карты вдруг одновременно идет «веерный» перевод сразу на несколько других карт, это точно повод для банка остановить транзакции и временно заблокировать карту.
Основные признаки подозрительных операций определил Банк России, а банки имеют право дополнить их собственными критериями — по итогам мониторинга поведения своих клиентов.
Если операция попала в число подозрительных, банк обязан немедленно связаться с клиентом, чтобы выяснить, действительно ли он давал согласие на этот платеж или перевод.
Если банк не получит ответ в течение двух дней, то разблокирует карту и проведет транзакцию. Если же клиент подтвердит операцию, то и платеж, и карту разблокируют немедленно. Ну, а если владелец карты сообщит, что не делал этот платеж, банк отменит операцию и предложит перевыпустить карту.