украли груз при перевозке что делать перевозчику
Хищение грузов при перевозке: какой этап поставки товаров является самым слабым звеном и как минимизировать риски?
Партнер проекта ИМПАКТ, один из авторов уникальной методики по снижению предпринимательских рисков в транспортной логистике
специально для ГАРАНТ.РУ
С мая 2012 года по октябрь 2020 года сумма исковых требований, заявленных в арбитражных судах Российской Федерации по спорам, связанным с полной утратой груза в результате мошеннических действий, по данным, опубликованным на сайте arbitr.ru, составила почти 9 млрд руб. Что происходит на практике, можно увидеть в решениях судов:
«Из постановления о возбуждении уголовного дела следует, что в неустановленное время, не установленное следствием лицо, путем обмана и злоупотреблением доверием, находясь на заводе, расположенном в городе Москва, похитило груз на общую сумму 2 565 029 рублей».
«Неустановленное лицо, находясь на территории по адресу: Тульская область, г. Новомосковск, предъявив подложные документы, мошенническим способом похитило груз бытовой химии на сумму 2 922 338 рублей».
«Не установленное следствием лицо, в не установленное следствием время, находясь по адресу: г. Москва, путем обмана и злоупотребления доверием, завладело грузом, после чего с места совершения преступления скрылось, причинив своими действиями компании материальный ущерб в особо крупном размере на общую сумму 7 000 000 рублей».
И так до бесконечности…
Бесконечная череда хищений грузов по всей территории Российской Федерации говорит о том, что проблема носит ярко выраженный системный характер. Это далеко не случайные единичные эпизоды, а заранее спланированные и организованные действия, очень часто серийные и практически ежедневные. Однако после случившегося события объяснения наемных сотрудников компаний на протяжении последних нескольких лет всегда стандартны: человеческий фактор, цейтнот по времени, срочный заказ, плохо проверили и т. п.
После проведенного анализа нескольких тысяч судебных решений необходимо задать один вопрос: КТО ВИНОВАТ, что груз был добровольно передан неизвестно кому, и кто из своего кармана заплатит за ошибки в бизнесе? Кто? Что делать, чтобы этого не произошло или минимизировать размеры хищений?
Законодательство, императивно установив круг сведений, не оставило ничего на усмотрение грузоотправителя, грузоперевозчика или других лиц. Жесткие рамки обеспечивают точность и оперативность перевозки, а также защиту интересов сторон, документальное подтверждение оказания услуги в соответствии с законодательством Российской Федерации. Главное в данных отношениях – точно и неукоснительно следовать требованиям законодательства, предъявляемым к оформлению перевозок грузов. Соблюдение закона – путь к снижению рисков. А что же происходит на практике?
Рассмотрим одну из популярнейших ошибок службой бухгалтерии очень многих организаций.
При осуществлении любой закупки бухгалтер принимает непосредственное участие и осуществляет контроль над действиями структурных подразделений, исходя из своих должностных обязанностей. Огромные затруднения начинаются, когда необходимо осуществить закупку товара в другом регионе, так называемый «самовывоз», и с помощью транспортной компании осуществить доставку к себе на склад, так как момент исполнения обязательств продавцом происходит на складе отправителя – и вот тут начинается самое интересное и увлекательное…
На практике при самовывозе цепочка поставки товара из пункта «А» в пункт «Б» состоит в 99% случаев из 4 основных этапов:
Тут нужно рассказать подробнее, в чем именно заключается проблема с доверенностью, которая приводит к этой статистике. Выдача доверенности на получение товарно-материальных ценностей в рамках договора купли-продажи (поставки) на неизвестное физическое лицо, имеющее с чьих-то слов должность «водителя», от покупателя к продавцу товара закономерно привело к хищению грузов путем мошенничества, с дальнейшими закономерными судебными разбирательствами и поиска ответа на вопрос – кто будет платить за убытки? Увы, на протяжении 13 лет никаких выводов никто не делает!
В своей работе главный бухгалтер в числе прочих НПА руководствуется Приказом Минфина России от 28 декабря 2001 года № 119Н «Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов».
«Для получения материалов со склада поставщика или от транспортной организации (организации) уполномоченному лицу выдаются соответствующие документы и доверенность на получение материалов. Оформление доверенностей производится в порядке, установленном действующим законодательством. Доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это учредительными документами, с приложением печати организации (при наличии печати). Доверенность от имени юридического лица, основанного на государственной или муниципальной собственности, на получение или выдачу денег и других имущественных ценностей – должна быть подписана также главным бухгалтером этой организации. Доверенность, в которой не указана дата ее совершения, – ничтожна».
Вот именно это требование и пытается выполнить бухгалтер покупателя. Только одно маленькое, совсем незначительное и почти незаметное уточнение: выдачей доверенности «уполномоченным лицом» для приема товарно-материальных ценностей бухгалтер назначает водителя транспортного средства.
Бухгалтер своим волевым решением доверяет получить несколько миллионов рублей лицу, которое не имеет никакого отношения к договору купли-продажи между продавцом и покупателем, путем подписания этой самой доверенности. Данное решение очень удобно как для бухгалтерии (только в целях упрощения бухучета), так и для мошенников, специализирующихся на хищении грузов. А имеет ли право главный бухгалтер принимать такое решение?
Для ответа на данный вопрос необходимо обратиться к цепочке взаимоотношений всех участников сделки и определиться, чьим представителем является водитель:
Цепочка взаимоотношений, как правило, выглядит так:
Продавец (поставщик) – покупатель – транспортная компания (экспедитор) – (третьи лица, «перевозчик») – водитель.
Заключение договора перевозки определено в главе 40 ГК РФ «Перевозка», также в статье 8 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее –УАТ иГНЭТ) и в разделе 2 Правил перевозки грузов автомобильным транспортом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2020 г. № 2200.
В соответствии с п. 1. ст. 10 УАТ иГНЭТ при приеме груза водитель предъявляет грузоотправителю путевой лист и документ, удостоверяющий личность. Согласно п. 9 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 18 сентября 2008 г. № 152, путевой лист оформляется на каждое транспортное средство, используемое юридическим лицом, ИП для осуществления перевозок.
Путевой лист является документом, дающим право водителю действовать от имени перевозчика. Требования подтверждения полномочий путевым листом установлены федеральным законом, который является специальной нормой и имеет приоритетное значение.
Одновременное представительство водителем перевозчика организации «покупателя» и организации «экспедитора» противоречит действующему законодательству. Согласно п. 2 ст. 182 ГК РФ не являются представителями лица, действующие хотя и в чужих интересах, но от собственного имени, лица, лишь передающие выраженную в надлежащей форме волю другого лица, а также лица, уполномоченные на вступление в переговоры относительно возможных в будущем сделок.
Перевозчик действует от собственного имени путем выдачи водителю путевого листа.
Продавец (поставщик) – покупатель – транспортная компания (экспедитор) – (третьи лица,»перевозчик») – водитель (представитель перевозчика).
В п. 2 ст. 802 ГК РФ указано, что клиент должен выдать экспедитору доверенность, если она необходима для выполнения его обязанностей. Выдавая доверенность на водителя, бухгалтер глубоко убежден, что именно водитель и является представителем экспедитора. Данная позиция является глубоко ошибочной и противоречит ГК РФ. Непонимание главным бухгалтером данного вопроса ведет к разрыву цепи поставки товара, чем с успехом пользуются организованные преступные группы, специализирующиеся на хищении грузов путем мошеннических действий. С легкостью внедряясь в цепь поставок, захватывая управление процессом доставки, мошенники, прекрасно зная все вышеперечисленные этапы по закупу товара, без особых сложностей, на основании доверенности, любезно предоставленной и подписанной главным бухгалтером организации покупателя, закономерно похищают многомиллионный груз.
Что делать, чтобы не стать участником печальной статистики?
Ничего сложного – пересмотреть взаимоотношения с транспортной компанией, с которой заключен договор транспортной экспедиции, в рамках главы 41 ГК РФ и заставить ее выполнять требования Постановления Правительства от 8 сентября 2006 года № 554 «Об утверждении Правил транспортно экспедиционной деятельности», то есть принимать груз в месте нахождения продавца товара и подтверждать это документально. Обязательно отказаться от выдачи доверенности на неизвестное физическое лицо.
Обратить внимание, что в случае, когда покупатель дает экспедитору право привлекать третьих лиц, экспедитор обязан действовать в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2020 г. № 2200 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом», то есть являться грузоотправителем. Осуществлять выдачу груза представителю перевозчика только в строгом соответствии с п. 1 ст. 10 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта». В этом случае внедрение в цепь поставки мошенников будет сведено к минимуму.
Получение с перевозчика возмещения за потерянный груз. Бухгалтерский учет и налогообложение
Перевозчик потерял вверенный ему груз. Значит, он должен возместить его стоимость. Рассмотрим порядок отражения в бухгалтерском и налоговом учете продавца (грузоотправителя) возмещения, полученного им от перевозчика.
Гражданско-правовые отношения
По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить груз в пункт назначения, а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
Ответственность перевозчика за утрату, недостачу и повреждение (порчу) груза или багажа предусмотрена ст. 796 ГК РФ.
Перевозчик несет ответственность за несохранность груза, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю, если не докажет, что повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело (п. 1 ст. 796 ГК РФ).
В случае повреждения (порчи) груза ущерб, причиненный при перевозке груза, возмещается перевозчиком в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, а при невозможности восстановления поврежденного груза — в размере его стоимости.
Стоимость груза определяется исходя из его цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором (абз. 3, 5 п. 2 ст. 796 ГК РФ).
Документальное оформление операций по получению возмещения от перевозчика
Заключение договора перевозки груза подтверждается транспортной накладной (коносаментом или иным документом на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).
До предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки груза, обязательно предъявление ему претензии в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом (п. 1 ст. 797 ГК РФ).
Кроме этого, при повреждении груза составляется акт, который прилагается к претензии, предъявляемой перевозчику.
Так, например, если доставка осуществлялась автомобильным транспортом, то в этом случае:
Бухгалтерский учет
Право собственности на готовую продукцию переходит к грузополучателю (покупателю) при получении ее у перевозчика, следовательно, выручка от продажи определенное время не может быть признана в бухгалтерском учете грузоотправителя.
Стоимость готовой продукции, переданной перевозчику, отражается по дебету счета 45 «Товары отгруженные» в корреспонденции с кредитом счета 43 «Готовая продукция» (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н).
Стоимость поврежденной готовой продукции, не подлежащей восстановлению, списывается грузоотправителем со счета 45 в дебет счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» (Инструкция по применению Плана счетов).
После признания претензии перевозчиком организация производит запись по дебету счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет 76-2 «Расчеты по претензиям», в корреспонденции с кредитом счета 94 на сумму балансовой стоимости поврежденной готовой продукции.
Разница между суммой возмещаемого ущерба и балансовой стоимостью поврежденной готовой продукции является для грузоотправителя прочим доходом, который отражается по кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 91-1 «Прочие доходы», и дебету счета 76, субсчет 76-2, в периоде признания претензии перевозчиком (п. п. 2, 7, 10.2, 16 Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н).
Поступление денежных средств от перевозчика в счет возмещения причиненного организации ущерба отражается по дебету счета 51 «Расчетные счета» и кредиту счета 76, субсчет 76-2 (Инструкция по применению Плана счетов).
Ранее правомерно принятые к вычету суммы НДС по материалам (работам, услугам), использованным при изготовлении продукции, которая впоследствии была испорчена при перевозке, восстановлению не подлежат, так как это не предусмотрено п. 3 ст. 170 НК РФ.
Налог на прибыль организаций
Сумма возмещения ущерба учитывается в составе внереализационных доходов на основании п. 3 ч. 2 ст. 250 НК РФ.
Указанный доход признается на дату признания перевозчиком суммы возмещения ущерба (пп. 4 п. 4 ст. 271 НК РФ).
Глава 25 НК РФ не содержит прямой нормы, позволяющей включить стоимость поврежденной готовой продукции, которая компенсируется перевозчиком, в состав расходов.
Вместе с тем, на наш взгляд, организация в связи с признанием внереализационного дохода в виде сумм, полученных в возмещение ущерба, вправе в этом же отчетном (налоговом) периоде учесть стоимость поврежденной готовой продукции в составе внереализационных расходов на основании пп. 20 п. 1 ст. 265, п. 1 ст. 272 НК РФ (как другие обоснованные расходы, связанные с получением внереализационного дохода). Аналогичные разъяснения приведены, например, в Письмах Минфина России от 27.04.2020 N 03-03-06/1/34033 (о возмещении убытка от хищений), от 19.06.2018 N 03-03-07/41741 (о возмещении убытка в случае утраты имущественных прав).
Применение ПБУ 18/02
В данном случае в бухгалтерском учете признается доход в размере превышения суммы возмещения ущерба над балансовой стоимостью поврежденной готовой продукции. При этом в налоговом учете в состав доходов включается полная сумма возмещаемого ущерба, а в состав расходов — стоимость поврежденной готовой продукции.
Разницы в признании доходов и расходов приводят к возникновению равных сумм постоянного налогового дохода (ПНД) и постоянного налогового расхода (ПНР) (п. п. 4, 7 Положения по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» ПБУ 18/02, утвержденного Приказом Минфина России от 19.11.2002 N 114н).
Руководствуясь принципом рациональности ведения бухгалтерского учета, организация может не отражать в учете указанные ПНД и ПНР, поскольку они возникли в одном отчетном периоде и различий между бухгалтерской и налогооблагаемой прибылью не возникает (п. 6 Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), утвержденного Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н).
Пример
Организация заключила договор перевозки, согласно которому передала перевозчику груз — готовую продукцию балансовой стоимостью 1 000 000 руб.
Договорная стоимость этой продукции составляет 1 500 000 руб., включая НДС.
Право собственности переходит к грузополучателю (покупателю) при получении продукции у перевозчика.
При получении груза получателем выявлено, что 10% груза повреждено и восстановлению не подлежит.
Выставленная организацией претензия на возмещение ущерба в сумме 150 000 руб. признана перевозчиком и оплачена.
Организация применяет метод начисления в налоговом учете.
В учете организации-грузоотправителя сумму возмещения ущерба, полученную от перевозчика в связи с повреждением груза следует отразить следующими проводками:
Содержание операций
Дебет
Кредит
Сумма, руб.
Первичный документ
Отражена стоимость готовой продукции, переданной перевозчику
Списана балансовая стоимость поврежденной готовой продукции
Акт об определении размера ущерба,
После признания перевозчиком претензии грузоотправителя
Отражена в учете задолженность перевозчика (в части балансовой стоимости поврежденной готовой продукции)
Отражена разница между суммой возмещенного ущерба и балансовой стоимостью поврежденной готовой продукции
На дату поступления денежных средств в счет возмещения ущерба
Получены денежные средства в счет возмещения причиненного ущерба
Кража груза при перевозке автотранспортом, какими документами подтверждается хищение при транспортировке, несет ли ответственность экспедитор
В современном мире большинство товаров и других грузов доставляется от отправителя к получателю автомобильным транспортом. При этом одна машина может вести груз сразу для группы покупателей. И бывает так, что в процессе следования транспорта происходит кража груза при перевозке.
Этот факт оборачивается убытками, как для отправителя имущества, так и его получателя. Поэтому, важно вовремя установить факт хищения и принять все меры для установления виновных и возмещения ущерба.
Однако причастных лиц, удается найти далеко не всегда. И тогда ответственность в большинстве случаев возлагается на транспортную компанию.
Кто несет ответственность за кражу груза при перевозке
По общему правилу ответственность за сохранность имущества на всем пути следования несет перевозчик. Соответственно, основные претензии отправитель или получатель вправе адресовать именно к транспортной компании.
Бывает так, что в рамках маршрута машина останавливается для до загрузки. Тогда может быть обнаружена так называемая кража сборного груза.
Обратите внимание, что перевозчик может быть освобожден от санкций при условии, что ему удастся доказать, что кража в пути произошла по независящим от него обстоятельствам. Однако на практике сделать это очень тяжело.
Материалы судебной практики свидетельствуют о том, что наличие уголовного дела по факту исчезновения груза не является железным аргументом для того, чтобы освободить перевозчика от ответственности.
Когда в перевозке будет принимать участие экспедитор, то ответственность за кражу груза при транспортировке может быть возложена и на него ст. 7 ФЗ “О транспортной экспедиции”
А также присутствует норма в отечественном гражданском законодательстве ст. 803. В данном случае за кражу груза при перевозке ответственность экспедитора имеет также индивидуальный характер.
Экспедитор несет ответственность за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза на основании статьи 7 Закона о транспортной экспедиции, если он фактически осуществлял перевозку своими собственными транспортными средствами (фактический перевозчик), выписал свой транспортный документ или иным образом выразил намерение взять на себя ответственность перевозчика (договорный перевозчик).
У кого есть право обратиться в суд за возмещением ущерба
Если имела место кража груза при перевозке, то в зависимости от ситуации истцами могут выступать несколько субъектов. Чаще всего, обращение в суд с целью возместить ущерб исходит от грузополучателя.
Однако выступить в качестве истца может и отправитель груза. Происходит это тогда, когда его исчезновение происходит в процессе перемещения ценностей между объектами компании.
Например, произошла кража груза при перевозке алкогольных напитков со склада в магазин предприятия. Тогда иск к перевозчику может предъявить отправитель груза. Если же за рулём находился работник пострадавшей фирмы, то ущерб взыскивается по процедуре, определенной трудовым законодательством.
В делах о возмещении убытков, вызванных кражей, иск может предъявить и страховая компания.
Например, груз был застрахован, и страховая компания выплатила получателю возмещение. После этого у нее возникает право обратиться к перевозчику с требованиями в порядке регресса.
Какими документами оформляется кража
Как и факт любой недостачи, кражу имущества в пути важно подтвердить документально.
Когда жертвой посягательств стал особо ценный груз как объект целенаправленной кражи, то важно запастись документами от правоохранительных органов. А также может понадобиться и заключение эксперта относительно действительной стоимости похищенного имущества.
Важно знать! Само по себе отсутствие указания в транспортных документах стоимости груза не может служить основанием для освобождения перевозчика от ответственности при установлении факта неисполнения им обязательства, об этом говорится в п. 5 ст. 393 ГК РФ.
Кроме того, факт хищения груза призван подтвердить коммерческий акт. Существует несколько главных правил того, как составить коммерческий акт при краже груза.
В первую очередь он составляется при приемке багажа. В этом документе описываются данные о прибывшем автомобиле, указываются данные о перевозчике. В основной части подробно излагаются факты относительно кражи груза с указанием его наименования, объема недостачи и её стоимости.
Акт подписывается уполномоченными представителям грузополучателя и перевозчика. При отказе переводчика зафиксировать эпизод с кражей, коммерческий акт оформляется в одностороннем порядке.
Многие задаются вопросом, если произошла кража груза при перевозке, как составить коммерческий акт? Чтобы помочь пострадавшей стороне мы предлагаем примерный образец документа, который легко скачать совершенно бесплатно на нашем сайте.
Несколько слов о дальнейших действиях
Когда факт кражи был зафиксирован посредством необходимого набора документов, то приходит черёд для действий, направленных на возмещение причиненного ущерба.
В первую очередь перевозчику направляется претензия. В ней следует сделать акцент на расхождение в количестве грузов, заявленном в товаросопроводительных документах и тем, которое зафиксировано в коммерческом акте.
Также в обращении следует привести и остальную необходимую информацию. Претензия рассматривается в пределах одного месяца. После этого можно думать и об обращении в арбитражный суд по месту нахождения перевозчика.
Когда груз застрахован, то это существенно упрощает дело. Достаточно все документы по краже направить в страховую компанию с целью получить страховое возмещение.
Обратите внимание, что для исков относительно кражи груза действует годичный срок исковой давности.
Хищение и кражи при грузоперевозках: правовое регулирование
У многих транспортных компаний возникает вполне объяснимый вопрос: если произошла кража груза при транспортировке, на кого повесят? Ответ на него зависит от целого ряда факторов.
В большинстве случаев в действительности отвечает перевозчик. Но если будут установлены лицо, прямо причастное к краже, и его вина в преступлении, то ущерб впоследствии можно взыскать с данного гражданина. Однако в нынешних реалиях далеко не каждая кража в пути раскрывается со стороны правоохранителей.
При возмещении ущерба важно правильно оформить все необходимые документы. И в этом может помочь юрист, специализирующийся не только в гражданском, но и в транспортном праве.
Смотрите Обзор судебной практики ВС по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции.
Автор: Олег Владимирович Росляков, источник yur-usl.ru.
Обязательно поделитесь с друзьями!
Как обезопасить себя от самой популярной схемы мошенничества. Подробная инструкция 09:45, 16 ноября 2020 Версия для печати
Рассказываем о самой популярной схеме мошенничества. Предотвратить ее несложно: достаточно нескольких простых проверок при подготовке рейса. Но к сожалению, многие компании не используют их, и мошенники продолжают активно и успешно использовать эту схему.
О самой распространённой схеме хищения грузов рассказывает учредитель Объединенной Технологической Компании (ОТК) Михаил Алтунин.
В своей работе в транспортной безопасности мы сталкиваемся с разными схемами мошенничества. В этой статье мы расскажем о самой распространенной из них – переадресации, и о том, как с ней бороться.
Эта схема – самая простая для реализации. В отличие от других, более сложных схем, мошенником может быть только один человек с интернетом и телефоном. Эта схема также и самая простая для противодействия. Даже простых проверок, которые под силу любому логисту, чаще всего достаточно, чтобы значительно снизить риски. Но к сожалению, много компаний не делают даже таких простых проверок, и эта схема остается самой популярной среди мошенников.
Описание схемы мошенничества
Действие 1: подготовка мошеннической схемы и перевозки.
Мошенник заводит подставное юрлицо, которое будет играть роль компании-перевозчика.
Мошенник, с помощью бирж по поиску грузов и машин находит подходящие друг другу водителя и груз.
Мошенник связывается с Экспедитором и Водителем. Оформляются все необходимые документы. При этом Мошенник делает Водителю привлекательное предложение. Например, оплата наличными на разгрузке.
При передаче документов Экспедитору Мошенник подменяет номер телефона водителя своим номером. Т.е. для Экспедитора по телефону Мошенник играет роль водителя.
Действие 2: проведение перевозки, переадресация, хищение груза.
Водитель грузится как обычно, но всю связь при этом он ведет через Мошенника.
Для Заказчика и Экспедитора, в свою очередь, Мошенник играет по телефону роль водителя.
Через некоторое время Мошенник просит водителя разгрузиться в другом месте, не по ТТН. Объясняет, например, что склады загружены, не могут принять груз и т.п.
Для Заказчика и Экспедитора, Мошенник продолжает в качестве Водителя отвечать, что едет по маршруту. Когда задержка в прибытии становится явной, может говорить, что сломался и ожидает ремонта.
Водитель проводит разгрузку в указанном Мошенником месте.
Мошенник начинает сбывать похищенный груз.
Мошенник еще какое-то время держит связь с Заказчиком и Экспедитором, чтобы выиграть время для сбыта груза, потом отключает телефон, чтобы не отследили.
Как обезопасить себя от этой схемы
Помогают даже самые простые методы, которые может использовать любой логист.
Проверить юрлицо перевозчика
Мошенник использует подставное юрлицо. Либо заведомо фиктивное юрлицо, не ведущее никакой реальной деятельности. Либо реальное юрлицо, но не имеющее к мошеннику отношения. Поэтому надо проверять, что вы имеете дело с реальным работающим юрлицом и общаетесь именно с ним.
Например, проводить следующие проверки:
1. Проверить уставные данные юрлица по специализированным сервисам (Контур, Спарк, Репутация):
2. Проверить контакты юрлица
Проверить водителя
Мошенник передает Экспедитору либо данные фиктивного водителя, либо данные реального водителя, но меняя его номер телефона на свой. Поэтому надо проверять, что вы имеете дело с реальным водителем и общаетесь действительно с ним.
Например, проводить следующие проверки:
3. Проверить документы водителя по специализированным сервисам (ГИБДД и подобные):
4. Проверить контакты водителя
Другое
Существуют и другие способы обезопасить перевозку, например:
5. Проведение инструктажа водителя о недопустимости выгрузки не по ТТН.
6. Проверка на погрузке телефона водителя при личной встрече.
7. Подключение трекинга водителя или машины.
Заключение
Описанная выше схема – достаточно простая. Даже простые методы, описанные выше, значительно снизят ваши риски пострадать от такой схемы.
К сожалению, много компаний не делают даже таких простых проверок. Поэтому эта схема – самая распространенная, и мошенники продолжают успешно ее использовать.
Существуют и более сложные схемы, для которых недостаточно методов, описанных выше. О таких схемах и о том, как с ними бороться, мы расскажем в одной из следующих статей.
Михаил Алтунин
Учредитель ОТК
+7 916 660 7289