указательный жест у ребенка что это значит
Указательный жест
Жест, который используется для направления собственного внимания или внимания других людей на что-то (кого-то) чаще всего во время социального взаимодействия.
Наиболее распространенное описание указательного жеста (Дж. Баттерворт): указательный палец и рука вытянуты по направлению к интересующему объекту, тогда как остальные пальцы руки собраны вместе и удерживаются большим пальцем. Это описание ограничивает другие моторные акты, которые также могут нести в себе функцию указания на объект для привлечения внимания. Например, указание на объект глазами, поворотом головы, любым другим пальцем, всей рукой и т. п. Однако исследования развития указательного жеста у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) касаются только указательного жеста указательным пальцем и не позволяют оценить, существуют ли другие формы указательного жеста у детей с РАС.
Существуют два типа указательных жестов — императивный (указательный жест с целью получения желаемого «Я хочу печенье») и декларативный (указательный жест с целью привлечь внимание собеседника «Смотри, печенье!»).
Указательный жест развивается в течение первого года жизни. Сначала появляется указательный жест по отношению к объектам, расположенным в непосредственной близости (приблизительно в 9 месяцев), и только к 12-13 месяцам ребенок начинает использовать указательный жест, чтобы привлечь внимание других людей к объектам, расположенным вдалеке от него. Понимание указательного жеста развивается чуть раньше (6-12 месяцев) и зависит от расстояния между указательным пальцем и собственно объектом, на который указывают. Указательный жест является предиктором появления первых слов и, по данным исследований, количество указательных жестов, используемых ребенком за определенное время взаимодействия в 12 месяцев, предсказывает развитие речи в 24 месяца [5].
Исследования указательного жеста
Исследования по продуцированию и пониманию указательного жеста детьми с РАС начались в 1970-х годах. Большинство из них основывались на ретроспективных данных (опросы родителей). Результаты этих исследований продемонстрировали, что дети с РАС, по сравнению с контрольными группами (дети с синдромом Дауна, с нарушениями речи) испытывали дефицит и в понимании, и в использовании указательного жеста. Обнаружилось также несоответствие между пониманием и продуцированием: понимание указательного жеста было хуже, чем использование. Зачастую дети с РАС использовали руку взрослого для указания на интересующий их предмет (например, кран, чтобы попить воды).
В 80-х годах прошлого века выделилось два теоретических подхода к исследованиям развития указательного жеста у детей с РАС: подход, предполагающий, что в основе дефицита понимания и продуцирования указательных жестов при аутизме лежит нарушение разделенного внимания и подход, предполагающий нарушения в развитии модели психического.
В исследованиях, выполненных в рамках первого подхода было показано, что дети с РАС отличаются от детей с задержкой речевого развития (ЗРР) выраженностью указательного жеста: дети с РАС продуцируют такое же количество указательных жестов, как и дети с ЗРР, когда объект находится в непосредственной близости от них (показывают, дотрагиваясь до него), но практически не используют указательный жест, когда необходимо указать на объект, находящийся далеко от них. Кроме того, понимание указательного жеста детьми с РАС было хуже, если он не сопровождался вербальным высказыванием. Этот факт натолкнул исследователей на мысль, что коммуникативные расстройства при РАС могут быть следствием нарушения способности к разделенному вниманию.
Барон-Коэн [2] показал, что у детей с РАС имеется снижение способности понимать и использовать указательный жест, адресованный кому-то, привлекающий чье-то внимание (продекларативное указание), но не указательный жест, направленный на то, чтобы взять выбранный предмет (проимперативное указание). Этот факт он интерпретировал как следствие дефицита в развитии модели психического у детей с РАС. В дальнейшем эти факты подтвердились в лонгитюдном исследовании: у детей с РАС сначала развивается императивный указательный жест, а только потом (и не у всех из исследуемых детей 2-4 лет) — декларативный.
В исследовании невербальной коммуникации у детей 3-7 лет с РАС, функционирующих на высоком уровне, было показано, что они использовали и понимали указательный жест так же, как дети с типичным развитием и нарушениями речи, но реже использовали визуальный контакт для проверки, смотрит ли собеседник на тот объект, на который они указывают [7].
Последние исследования развития указательного жеста у детей с РАС проводились на группах младенцев с высоким риском развития РАС (обычно сиблингах). Результаты этих исследований продемонстрировали, что в 12 месяцев младенцы, которым впоследствии был поставлен диагноз РАС, отличались количеством указательных жестов только от группы детей с типичным развитием, но не от группы детей с нарушениями речи. Однако были найдены значимые различия в жесте показывания (showing) между детьми с РАС и детьми с нарушениями речи, что подтолкнуло авторов к мысли, что именно этот жест, а не указательный может служить предиктором РАС в возрасте 12 месяцев [3; 4].
Текст: Евгения Лебедева, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник ФГБУН Института психологии РАН
В каком возрасте ребенок начинает показывать пальцем на предметы?
Указательный жест у ребенка считается важной вехой его физического развития. Это наиболее ранний способ коммуникации малыша, а потому родителей часто интересует, в каком возрасте ребенок начинает показывать пальцем на предметы и почему этот жест может отсутствовать.
Что означает указательный жест и почему он так важен?
Итак, ребенок тычет пальчиком в незнакомую игрушку или соседскую собаку, привлекая ваше внимание вопросительными звуками. Это означает, что предмет его заинтересовал, он хочет познакомиться с ним поближе.
Designed by Lars Plougmann from United States/commons.wikimedia.org
Более того, малыш может вкладывать уйму смыслов в это незамысловатое движение. Научные исследования показывают, что указательный жест означает осведомленность ребенка. Он знает о каком-то прошлом событии или предполагает, что случится в будущем. Или же он понимает, что некий предмет стоял на конкретном месте, а теперь его здесь нет.
В каком возрасте появляется указательный жест у детей?
Сначала ребенок начинает замечать и опознавать предметы вблизи себя, затем учится переключать внимание на далекие объекты: птиц за окном, проехавший автомобиль, собаку и т.п.
Постепенно он запоминает, где у мамы и папы рот, глаза, другие части тела, начинает различать животных, знакомые вещи (например, игрушки) и так далее. Таким образом он развивает навык запоминания.
Почему важно стимулировать указательный жест у детей
Когда вы заметили, что ребенок начал активно тыкать пальчиком во все подряд, начинайте поощрять его действия, давайте вовлечь себя в этот процесс. Важно сформировать у него правильные ассоциации.
Чтение вслух и пение – также отличные способы пробудить у него интерес к окружающему миру. Когда малыш начнет указывать на картинки в книге, подражать звукам животных, объясняйте, что именно он перед собой видит.
Designed by gpointstudio/Freepik
Обязательно предлагайте ребенку шумные игрушки и погремушки, когда он за ними тянется. Тактильные ощущения, развитие мелкой моторики очень важны при развитии речи.
Ну и, наконец, поскольку указательный жест становится визуальным способом коммуникации, теперь не придется гадать, чего ребенок хочет и почему опять начал капризничать. Поэтому важно и вам учиться считывать его сигналы.
У ребенка отсутствует указательный жест в 2 года: это плохо?
Родители, замечая, что у ребенка нет указательного жеста, тут же начинают подозревать самое худшее – как правило, расстройство аутистического спектра. Этим термином обозначают искажение процесса развития, при котором у ребенка начинаются проблемы с коммуникацией и нередко неспособность усваивать новые знания. Диагностируют аутистические заболевания как раз в возрасте 2–2,5 лет.
Однако, как показывает практика, одни младенцы постоянно тычут во всё вокруг пальцами и учатся этому практически сразу. Другие предпочитают «отмалчиваться». Более того: некоторые дети, указывая на игрушку, требуют её принести или вместе поиграть с ней. А некоторые предпочитают сами отвести взрослого к желаемому предмету.
Вам стоит определенно показать малыша психологу в том случае, если:
Помимо отсутствия указательного жеста он не говорит, или говорит очень плохо;
Не интересуется предметами и не пытается обратить ваше внимание на что-либо;
Плохо понимает ваши команды и слова, не дает адекватных эмоций (радость, смех, плач) в ответ на определенные действия;
Не контактирует со сверстниками, взрослыми или родителями, либо делает это очень избирательно;
Испытывает трудности с игрой различными предметами;
Не выказывает понимания вашей речи и вопросов. Это можно проверить во время игровой коммуникации;
У него частые и беспричинные истерики во время игры, рисования, взаимодействия с предметами;
Он нервничает и впадает в истерику в любой незнакомой обстановке или при контакте с незнакомыми объектами.
Указательный жест – это по сути первый способ коммуникации в жизни вашего ребенка. В возрасте 12 месяцев он должен им пользоваться уверенно и четко, а вы в свою очередь должны всячески его поощрять.
Впрочем, если у ребенка отсутствует указательный жест или он им пользуется редко, это само по себе нестрашно. Пока малыш контактен, охотно играет с вами и остальными членами семьи, понимает, что вы ему говорите, с его развитием всё в порядке.
Указательный жест у ребенка что это значит
Предыдущая тема :: Следующая тема | |
Автор | Сообщение |
---|---|
Анастасия Летняя симфония |
Уважаемые родители!
Если вы заподозрили, что ваш ребенок развивается не так, как остальные, вы можете поделиться здесь своими сомнениями. Опытные мамы обязательно вам помогут.
Марина Ю. писал(а): | ||
Аутизм уже назвали болезнью 21 века. Детей с отклонениями аутичного спектра рождается все больше и больше. Аутизм считается неизлечимым, но даже если это и так, его можно компенсировать на столько, что инакость не будет мешать ребенку социализироваться и продолжать жить в нашем не очень толерантном обществе. Но чем раньше начнется процесс реабилитации, тем больше шансов на успех. В некоторых случаях раннюю диагностику аутизма возможно было бы провести уже до 1-1,5 лет. И, к сожалению, во все колокола необходимо бить именно родителям, так как официальный диагноз, как правило, появляется уже слишком поздно (хотя, конечно, лучше поздно, чем никогда, и руки опускать нельзя в любом возрасте). Поэтому очень хотелось бы поделиться первыми «звоночками», которые не стоит пропускать мимо ушей: I. Сенсорные навыки/познавательные процессы 1. Отсутствие интереса к игрушкам (игрушки могут заменять бытовые предметы, очень часто это бывают веревочки, провода и т. п.). 2. Своеобразные игры (игра с элементом игрушки; выстраивание предметов в ряд или по периметру, не потому что так задумано в сюжетной игре, а просто так и регулярно). 3. Неадекватная реакция на сенсорные воздействия (прикосновения, свет, звуки, запахи). 4. Разборчивость в еде (до полного отказа от еды, не иногда, «потому что приболел или нет аппетита», а всегда). II. Социализация: III. Здоровье/Физическое развитие/Поведение 1. Неадекватная реакция на происходящее (пугливость, впечатлительность или наоборот смех в неподходящей ситуации). 1. Нарушение коммуникации (отсутствие указательного жеста, не выполняет просьбы). Это, конечно, не полный перечень, но наиболее часто встречающиеся ПЕРВЫЕ проявления. Со временем симптомы усугубляются и появляются новые, такие как аутоагрессия, ритуалы. Но чтобы заподозрить аутизм у ребенка, нарушения должны присутствовать во ВСЕХ ЧЕТЫРЕХ группах, а чтобы подтвердить или исключить диагноз обязательно обратиться к специалистам, которые компетентны в данном вопросе. Список рекомендованных врачей для подтверждения или исключения аутизма: Детский невролог Корень Олег Леонидович, Центр «Здравица» на Шевченко 31а, тел 362-02-00 Ширяева Ирина Клиника «Агата».
Девочки, если Вы готовы поделиться примерами того, как вышеперечисленные признаки проявлялись у Вашего малыша, может быть, Вы сразу вспомните и кратно опишите, что помогло компенсировать данное поведение. И поделитесь, кто диагностировал аутизм. Спасибо Вам огромное, что стараетесь помочь тем, кто идет по тому же пути! Прекрасный канал ( на английском) про норму и патологию моторного, нейросенсорного и прочего развития с рождения. Показаны дети по месяцам с нормой и с отклонениями. Очень информативно. Онлайн курс для педагогов-музыкантов («дошкольников»). Методические материалы в помощь музыкальным руководителям, Орф-педагогам, руководителям музыкальных студий. |
Ясельки
На сайте с 28.10.14
Сообщения: 60
Откуда: Колывань
Добавлено спустя 30 минут 17 секунд:
На сайте с 17.04.08
Сообщения: 2118
В дневниках: 786
Откуда: Новосибирск
На сайте с 14.03.08
Сообщения: 2350
В дневниках: 73
Откуда: Новосибирск, НЕ
Анастасия
добрый день. скажите, являются ли признаки аутизма поводом для увольнения мамы с работы?
Поводом с чьей стороны? Со стороны мамы? Это ее решение. Компенсации не ждите, только после получения инвалидности.
На сайте с 28.10.14
Сообщения: 60
Откуда: Колывань
Добавлено спустя 1 минуту 25 секунд:
Но это моя история. У вас может быть совсем другая.
Онлайн курс для педагогов-музыкантов («дошкольников»). Методические материалы в помощь музыкальным руководителям, Орф-педагогам, руководителям музыкальных студий.
Ясельки
На сайте с 28.10.14
Сообщения: 60
Откуда: Колывань
Добавлено спустя 2 минуты 44 секунды:
На сайте с 28.10.14
Сообщения: 60
Откуда: Колывань
На сайте с 17.04.08
Сообщения: 2118
В дневниках: 786
Откуда: Новосибирск
На сайте с 28.10.14
Сообщения: 60
Откуда: Колывань
Чем раньше вы попадете в поле зрение специалистов тем лучше, но кричать как wetrina «ааа время уходит» я бы не стала.
На сайте с 28.10.14
Сообщения: 60
Откуда: Колывань
На сайте с 24.01.08
Сообщения: 7677
В дневниках: 9159
Мама Егора и Семена
Цитата: |
частые истерики, которые иногда даже не поддаются уговорам |
Если это настоящая истерика, она никогда не поддается уговорам.
А жить можно. Просто на жизнь смотришь под другим углом и перестраиваешь ее соответственно, иногда непонятно тем, кто смотрит под обычным углом.
_________________
Отопление. Водоснабжение. Сварочные работы 89139153522 what’s up
Как понять, есть ли у вашего ребенка аутизм: шесть подсказок родителям
Елена Владимировна, родители малышей больше всего боятся, вдруг с их ребенком будет что-то не так? Вдруг аутизм? Как его распознать?
Елена Орехова: Аутизм сейчас диагностируется исключительно по поведению. До года практически невозможно с уверенностью сказать есть ли у ребенка аутизм. До этого времени маленький ребенок может вести себя точно так же, как все остальные малыши, смотреть в глаза, реагировать на людей. Ученые на западе проводят исследования, пытаясь понять, каковы самые ранние признаки аутизма. В таких исследованиях приглашают принять участие родителей, у которых уже есть старшие дети с диагнозом аутизм. Риск аутизма у младших детей в таких семьях повышен, что дает ученым возможность проследить раннее развитие детей с этим диагнозом. В свое время я работала в Лондоне в одной из лабораторий, где проводилось такое исследование. Были предположения, что дети с аутизмом не испытывают потребности в общении с самого рождения. Но оказалось, что это не так. В три месяца они смотрели в глаза другого человека даже больше, чем обычные малыши. По мере взросления зрительного контакта становилось все меньше и меньше.
Какие признаки подскажут мамам и папам, что с ребенком что-то не так?
Елена Орехова:
2. Обычные дети повышают или понижает тон, подчеркивая смысл сказанного, тогда как речь детей с аутизмом часто воспринимается как странная: они либо говорят монотонно, либо неверно расставляют акценты в речи. В МЭГ центре мы недавно провели исследование, в котором обнаружили, что левое ‘речевое’ полушарие у детей с аутизмом обрабатывает сложные звуки не так как у обычных детей. Сейчас мы хотим выяснить, как это нарушение влияет на развитие речи. Мы приглашаем поучаствовать в нашем исследовании как семьи детей с аутизмом, так и детей с типичным развитием.
Извините, а если рядом с ребенком-аутистом с грохотом упало ведро, он будет реагировать на этот шум?
4. Ребенка может раздражать небольшой шум за окном, легкое прикосновение, яркий свет. В то же время он может не среагировать на грохот, быть нечувствительным к боли.
5. Еще подсказка родителям: ребенку трудно вас попросить о чем-то. Допустим, ему нужен карандаш. Он может взять вашу руку и ею попытаться достать карандаш.
6. У ребенка-аутиста нет указательного жеста. Он не будет показывать пальцем на любимую игрушку и просить дать ее.
В обычную школу можно отдать ребенка с аутизмом?
Дети жестоки… И не только к особенным сверстникам
Как понять малыша по его жестам. Правила расшифровки
Конечно, родители интуитивно понимают своего ребенка. Но все же существует ряд расшифровок, призванных помочь наладить эту коммуникацию еще лучше. Вот несколько общих «говорящих» жестов, которые присущи почти всем детям.
Активные движения ногами
В сочетании с улыбкой — это сигнал того, что ребенок в хорошем настроении, рад видеть кого-то и готов к общению. Если же малыш капризничает, значит, его что-то беспокоит. Как минимум проверьте подгузник.
Хватает себя за уши
В покое часто означает исследование окружающего мира, в том числе и себя самого. Если же малыш при этом капризничает, стоит проверить уши на чистоту или воспаление.
Изгибает спину назад
Если это происходит во время кормления, то чаще всего малыш так реагирует на боли в животе или изжогу.
Отворачивает лицо
Это пункт никого не удивит. Сыну или дочке не нравится, что кто-то вторгается в его пространство или мешает.
Подтягивает колени к животу
Указывает на проблемы с пищеварением (запор, газы). Мягкое поглаживание живота, положение «столбиком» после кормления облегчат состояние малыша.
Открытые ладошки
Верный признак любопытства, готовности к играм и чему-то новому. Ребенок явно сыт и чувствует себя хорошо.
Сжатые кулачки
Это обычная привычка новорожденных, примерно до 3-4 месяцев. Но иногда такое состояние может означать, что ребенок напряжен, так как испытывает голод или стресс.
Сосет пальцы
Если вы не так давно кормили ребенка, а он теперь тащит кулачки в рот, то не спешите опять готовить еду. Скорее всего, это он делает для успокоения в преддверии сна.
Рано или поздно у вас с младенцем сформируется своя система общения, которую бы будете распознавать за секунды без какой бы то ни было помощи.
А какие жесты часто демонстрирует ваш малыш?
- указатель того что пользователь в аське делает
- указательный жест что это такое у ребенка