удочеритель есть ли такое слово
УДОЧЕРИТЬ
Смотреть что такое «УДОЧЕРИТЬ» в других словарях:
УДОЧЕРИТЬ — УДОЧЕРИТЬ, удочерю, удочеришь, совер. (к удочерять), кого что (офиц.). Произвести удочерение кого нибудь. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
Удочерить — сов. перех. см. удочерять Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
удочерить — удочерить, удочерю, удочерим, удочеришь, удочерите, удочерит, удочерят, удочеря, удочерил, удочерила, удочерило, удочерили, удочери, удочерите, удочеривший, удочерившая, удочерившее, удочерившие, удочерившего, удочерившей, удочерившего,… … Формы слов
удочерить — удочер ить, р ю, р ит … Русский орфографический словарь
удочерить — (II), удочерю/, ри/шь, ря/т … Орфографический словарь русского языка
удочерить — рю, ришь; удочерённая; рена, рено; св. кого. Принимать в семью девочку на правах родной дочери (обычно официально оформив необходимые документы). У. девочку. ◁ Удочерять, яю, яешь; нсв. Удочеряться, яется; страд. Удочерение, я; ср … Энциклопедический словарь
удочерить — рю/, ри/шь; удочерённая; рена/, рено/; св. см. тж. удочерять, удочеряться, удочерение кого Принимать в семью девочку на правах родной дочери (обычно официально оформив необходимые документы) … Словарь многих выражений
удочерить — у/доч/ер/и/ть … Морфемно-орфографический словарь
Пэтти и Сельма Бувье — Персонаж мультсериала «Симпсоны» Пэтти Бувье Пол: Женский … Википедия
Граждане, желающие принять детей на воспитание в свои семьи — граждане, желающие принять детей на воспитание в свои семьи, граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Российской Федерации и желающие усыновить (удочерить) детей, оставшихся без попечения родителей, принять их под опеку… … Официальная терминология
Имеет ли права опека отказать забрать сестру из детдома
Законными представителями несовершеннолетних являются родители, усыновители, опекуны, попечители.
Дети, оставшиеся без попечения родителей, помещаются в организации для детей-сирот, если невозможно сразу устроить ребенка в семью, в том числе установить предварительную опеку или попечительство над ним. Пребывание в таких организациях предполагается временным, до решения вопроса об усыновлении детей, установления над ними опеки (попечительства), устройства в приемную (патронатную) семью (п. 1 ст. 123 Семейного кодекса РФ; п. 4 Положения о деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного постановлением Правительства РФ от 24.05.2014 № 481; п. 1 приложения к письму Минобрнауки России от 18.06.2013 № ИР-590/07).
Являться законным представителем несовершеннолетнего возможно в следующих случаях.
Оформление над несовершеннолетним опеки или попечительства
Кто может стать опекуном/попечителем?
Кто не может стать опекуном/попечителем?
Не могут быть опекунами (попечителями) (п. 2 ст. 35 ГК РФ; п. 1, 3 ст. 146 СК РФ; Перечень заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить (удочерить) ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную или патронатную семью, утвержденный постановлением Правительства РФ от 14.02.2013 № 117):
Кто принимает решение о возможности оформления опеки/попечительства?
Решение о возможности быть опекуном (попечителем) принимает орган опеки и попечительства. Основанием для принятия такого решения является заявление гражданина о назначении его опекуном или попечителем (ст. 31, п. 1 ст. 32, п. 1 ст. 33 ГК РФ; п. 1, 2 ст. 145 СК РФ; ч. 5 ст. 10, ч. 2 ст. 11 Федерального закона «Об опеке и попечительстве»; п. 4(1) Правил подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18.05.2009 N 423).
Усыновление (удочерение) ребенка, оставшегося без попечения родителей
Усыновление возможно в отношении детей, единственный родитель или оба родителя которых, в частности, умерли, лишены родительских прав, признаны судом недееспособными, неизвестны. Усыновителями могут стать совершеннолетние лица обоего пола, за исключением предусмотренных законом случаев (п. 1 ст. 127 СК РФ).
Не могут стать усыновителями (п. 1, 3 ст. 127 СК РФ; Перечень заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить (удочерить) ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную или патронатную семью):
Какой должна быть разница в возрасте между усыновителем и ребенком?
Разница в возрасте между усыновителем, не состоящим в браке, и усыновляемым ребенком, по общему правилу, должна быть не менее 16 лет. По причинам, признанным судом уважительными (например, если ребенок испытывает чувство привязанности к лицу, желающему его усыновить, считает его своим родителем и т.п.), указанная разница в возрасте может быть сокращена при условии, что такое сокращение позволит усыновителю обеспечить ребенку полноценное физическое, психическое, духовное и нравственное развитие (п. 2 ст. 124, п. 4 ст. 127, п. 1 ст. 128 СК РФ); п. 8 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.04.2006 N 8 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей».
Как усыновить/удочерить ребенка?
Стать усыновителем можно только после прохождения на безвозмездной основе подготовки в качестве лица, желающего принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей. Пройти ее можно в органе опеки и попечительства или обратиться в организацию, осуществляющую такую подготовку. После обучения выдается свидетельство о прохождении подготовки (п. 6 ст. 127 СК РФ; п. 2, 4, 5, 18 Порядка организации и осуществления деятельности по подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, утвержденного приказом Минобрнауки России от 13.03.2015 N 235). Однако не требуется проходить подготовку отчиму, мачехе или близким родственникам усыновляемого ребенка, а также лицам, которые являются или являлись усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено, и лицам, которые являются или являлись опекунами (попечителями) детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей (пп. 12 п. 1, п. 3 ст. 127 СК РФ).
Решение о возможности усыновления (удочерения) принимает суд на основании заявления гражданина, выразившего желание быть усыновителем. Дела об усыновлении рассматриваются судом с обязательным участием самих усыновителей, органов опеки и попечительства, прокурора, а также усыновляемого ребенка в возрасте от 14 лет. Необходимо также заключение органа опеки и попечительства об обоснованности усыновления. При усыновлении ребенка, достигшего 10-летнего возраста, требуется его согласие (п. 1, 2 ст. 124, ст. 125 СК РФ; ст. 269, 273 Гражданского процессуального кодекса РФ; п. 2, 14, 15, 17, 18 Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.03.2000 № 275).
Оформление опеки/попечительства над сестрой, находящейся в детском доме
Таким образом, оснований для отказа автору вопроса в желании стать законным представителем своей сестры, находящейся в организации для детей-сирот, не имеется. Более того, автор, являясь сестрой ребенка, в силу закона обладает преимущественным правом установления опеки или попечительства (в зависимости от возраста ребенка) над ним. Законодательство РФ в соответствии с международными нормами устанавливает безусловный приоритет семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Органы опеки и попечительства с учетом положений ст. 54, 123 СК РФ, а также п. 3 ст. 5 Федерального закона от 16.04.2001 № 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» обязаны продолжать работу по устройству или оказанию содействия в устройстве детей-сирот, находящихся в организациях для детей-сирот, на воспитание в семьи граждан РФ, постоянно проживающих на территории Российской Федерации.
Временная передача детей в семьи граждан
Также необходимо отметить, что помимо вышеуказанных случаев, позволяющих стать законным представителем ребенка, законодательство предусматривает временную передачу детей из организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан при условии, что речь идет о семьях совершеннолетних граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации.
Подобная передача не является формой устройства ребенка в семью и осуществляется на основании распоряжения администрации такой организации в интересах ребенка в целях обеспечения его воспитания и гармоничного развития (на период каникул, выходных или нерабочих праздничных дней и др.) (п. 3 ст. 155.2 СК РФ).
Согласно п. 5 Правил временной передачи детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19.05.2009 N 432, возраст, с которого возможна временная передача ребенка (детей) в семьи граждан, определяется организацией для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, исходя из интересов и потребностей конкретного ребенка (детей).
При подборе семьи гражданина для конкретного ребенка, определении длительности периодов и сроков его пребывания в семье учитывается пожелание ребенка. Выявление пожелания ребенка в форме письменного опроса проводится с учетом возраста и развития ребенка сотрудником организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (воспитатель, социальный педагог, психолог), в обстановке, исключающей влияние на ребенка заинтересованных лиц. Результат опроса фиксируется указанным сотрудником и хранится в личном деле ребенка. Пожелания ребенка, умеющего писать, могут быть написаны им лично. Учет пожелания ребенка, достигшего 10 лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.
Временная передача детей в семьи граждан не прекращает прав и обязанностей организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по содержанию, воспитанию и образованию детей, а также защите их прав и законных интересов. При этом передача детей в семьи граждан ограничена определенными временными рамками.
По общему правилу, срок временного пребывания ребенка (детей) в семье гражданина не может превышать три месяца. При наличии документально подтвержденных исключительных обстоятельств (выезд на отдых в пределах территории Российской Федерации, каникулы продолжительностью более одного месяца, прохождение курса лечения и иные случаи) срок временного пребывания ребенка (детей) в семье гражданина может быть увеличен с письменного согласия органа опеки и попечительства по месту нахождения организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если такое увеличение срока не нарушает прав и законных интересов ребенка (детей). При этом непрерывный срок временного пребывания ребенка (детей) в семье гражданина не может превышать 6 месяцев.
«Удочерение» вместо «усыновления»: правовые последствия
Согласно ст. 207 СК усыновлением является принятие усыновителем в свою семью лица на правах дочери или сына, осуществленное на основании решения суда, кроме случая, предусмотренного ст. 282 этого Кодекса (усыновление ребенка – гражданина Украины, проживающего за пределами Украины, осуществляется в консульском учреждении или дипломатическом представительстве Украины).
Понятие «удочерение» в действующем СК отсутствует. То есть, если речь идет об усыновлении девочки, то должен использоваться термин «усыновление», а не «удочерение», как это было предусмотрено до 2003 года Кодексом о браке и семье. Однако на практике суды очень часто выносят решения об удочерении.
Один из пользователей портала Право Украины, получив такое решение суда об удочерении, засомневался в его законности. Так, суд удовлетворил заявление об усыновлении ребенка, однако в решении вместо термина «усыновление» употреблен термин «удочерение», который в Семейном кодексе отсутствует.
Пользователь задал вопрос: как поступить в данной ситуации? Как правильно изменить в решении термин «удочерение» на «усыновление»? Или оставить решение в таком виде? И если оставить решение как есть, то:
1) законно ли такое решение об удочерении, если самого термина в СК нет?
2) означает ли такое решение, что усыновление произошло?
3) не возникнут ли проблемы при смене свидетельства о рождении?
4) есть ли вероятность в будущем отмены усыновления или признания его недействительным на основании того, что в решении суда употребляется термин, не предусмотренный законодательством?
Поступили следующие варианты.
Можно на основании ст. 219 ГПК обратиться в суд с заявлением об исправлении описки в судебном решении. Отказ можно будет обжаловать в апелляционном порядке.
Исходя из содержания ч. 1 ст. 221 ГПК можно обратиться за разъяснением судебного решения. Пусть суд отдельным определением разъяснит, что удочерение и усыновление – это одно и то же.
Обжалуйте решение в апелляции. Если отменят – значит решение незаконное.
Мнение юристов проекта: Начнем сразу с ответов на поставленные вопросы:
1) Решение об удочерении законно, несмотря на то, что термина «удочерение» в Семейном кодексе нет.
2) В день вступления такого решения в силу усыновление будет считаться таким, которое произошло (ст. 225 СК).
3) При смене свидетельства о рождении никаких проблем не возникнет.
4) Риск отмены усыновления или признания его недействительным в связи с использованием судом термина «удочерение» отсутствует.
Так, в действующем СК, в отличие от Кодекса о браке и семье, действовавшем до 2003 года, говорится только об усыновлении. Понятие удочерения в нем отсутствует. Однако термин «удочерение» в законодательных актах Украины встречается.
Например, в ст. 24 Закона «Об охране детства» определено, что усыновлением (удочерением) является оформленная специальным юридическим актом (решением суда) передача на воспитание в семью несовершеннолетнего ребенка на правах сына или дочери.
Главой VI Консульского устава Украины предусмотрены функции консула по усыновлению (удочерению).
А ст. 168 УК предусмотрена уголовная ответственность за разглашение тайны усыновления (удочерения).
Согласно п. 2.13.1 Правил внесения изменений в актовые записи гражданского состояния, их восстановления и аннулирования основанием для внесения изменений в актовую запись гражданского состояния является, среди прочего, решение суда об усыновлении (удочерении).
И даже учитывая то, что действующим Гражданским процессуальным кодексом предусмотрено рассмотрение дел и принятие решений об усыновлении (понятие «удочерение» в ГПК отсутствует), в реестре судебных решений все-таки можно найти бесконечное множество решений судов всех инстанций об удочерении.
Нет практики апелляционного обжалования решений об удочерении на основании того, что в таком решении использовалось понятие «удочерить» вместо «усыновить» (как, впрочем, нет и оснований для такого обжалования – нарушения норм материального и процессуального права (ст. 309 ГПК)).
Для подачи заявления об исправлении описки (ст. 219 ГПК) в данном случае также нет оснований. Опиской считается ошибка, обусловленная неправильным написанием слов (например, фамилий и имен, адресов, наименования имущества, дат и сроков), которая может затруднить исполнение судебного решения (научно-практический комментарий к ст. 219 ГПК). Употребление в судебном решении конкретного термина вряд ли можно считать ошибкой. Судебной практики относительно исправления термина «удочерение» на «усыновление» нет.
Что касается вопроса о возможности отмены усыновления или признания его недействительным, то основания для этого предусмотрены ст. 238 СК и ст. 236 СК. Использования того или иного термина в судебном решении среди таких оснований нет.
Таким образом, можно сказать, что судебные решения об удочерении – распространенное явление. И исполняются они органами регистрации актов гражданского состояния без всяких проблем. Так что усыновители беспрепятственно получат новое свидетельство о рождении ребенка на основании решения суда об удочерении.
Если все же пользователя очень беспокоит, что суд вынес решение об удочерении, а не об усыновлении, то можно обратиться с заявлением о разъяснении судебного решения в порядке, предусмотренном ст. 221 ГПК. Однако подача такого заявления возможна только в случае, если решение еще не исполнено. Поэтому с таким заявлением необходимо обращаться до обращения в органы регистрации актов гражданского состояния.
Морфологический разбор слова «удочерителем»
Морфологический разбор «удочерителем»:
«Удочерителем»
Грамматический разбор
Смотрите также:
Синтаксический разбор «Я не люблю, когда математики, знающие намного больше меня, не могут ясно выражать свои мысли.»
Морфологический разбор слова «удочерителем»
Фонетический разбор слова «удочерителем»
Карточка «удочерителем»
Разбор частей речи
Далее давайте разберем морфологические признаки каждой из частей речи русского языка на примерах. Согласно лингвистике русского языка, выделяют три группы из 10 частей речи, по общим признакам:
1. Самостоятельные части речи:
2. Служебные части речи:
3. Междометия.
Ни в одну из классификаций (по морфологической системе) русского языка не попадают:
Морфологический разбор существительного
План морфологического разбора существительного
Малыш (отвечает на вопрос кто?) – имя существительное;
Морфологический разбор слова «молоко» (отвечает на вопрос кого? Что?).
Приводим ещё один образец, как сделать морфологический разбор существительного, на основе литературного источника:
«Две дамы подбежали к Лужину и помогли ему встать. Он ладонью стал сбивать пыль с пальто. (пример из: «Защита Лужина», Владимир Набоков).»
Дамы (кто?) — имя существительное;
Лужину (кому?) — имя существительное;
Ладонью (чем?) — имя существительное;
Пыль (что?) — имя существительное;
(с) Пальто (С чего?) — существительное;
Морфологический разбор прилагательного
Имя прилагательное — это знаменательная часть речи. Отвечает на вопросы Какой? Какое? Какая? Какие? и характеризует признаки или качества предмета. Таблица морфологических признаков имени прилагательного:
План морфологического разбора прилагательного
Полная луна взошла над городом.
Полная (какая?) – имя прилагательное;
Вот еще целый литературный отрывок и морфологический разбор имени прилагательного, на примерах:
Девушка была прекрасна: стройная, тоненькая, глаза голубые, как два изумительных сапфира, так и заглядывали к вам в душу.
Прекрасна (какова?) — имя прилагательное;
Стройная (какая?) — имя прилагательное;
Тоненькая (какая?) — имя прилагательное;
Голубые (какие?) — имя прилагательное;
Изумительных (каких?) — имя прилагательное;
Морфологические признаки глагола
Согласно морфологии русского языка, глагол — это самостоятельная часть речи. Он может обозначать действие (гулять), свойство (хромать), отношение (равняться), состояние (радоваться), признак (белеться, красоваться) предмета. Глаголы отвечают на вопрос что делать? что сделать? что делает? что делал? или что будет делать? Разным группам глагольных словоформ присущи неоднородные морфологические характеристики и грамматические признаки.
Морфологические формы глаголов:
Морфологический разбор глагола
Морфологический разбор глагола пример
Чтобы понять схему, проведем письменный разбор морфологии глагола на примере предложения:
Вороне как-то Бог послал кусочек сыру. (басня, И. Крылов)
Послал (что сделал?) — часть речи глагол;
Следующий онлайн образец морфологического разбора глагола в предложении:
Какая тишина, прислушайтесь.
Прислушайтесь (что сделайте?) — глагол;
План морфологического разбора глагола онлайн бесплатно, на основе примера из целого абзаца:
— Его нужно предостеречь.
— Не надо, пусть знает в другой раз, как нарушать правила.
— Подождите, потом скажу. Вошел! («Золотой телёнок», И. Ильф)
Предостеречь (что сделать?) — глагол;
Пусть знает (что делает?) — часть речи глагол;
Нарушать (что делать?) — слово глагол;
Подождите (что сделайте?) — часть речи глагол;
Вошел (что сделал?) — глагол;
Фонетический разбор слова «удочеритель»
Фонетический разбор «удочеритель»:
«Удочеритель»
Характеристики звуков
Смотрите также:
Синтаксический разбор «Мне всегда больше нравились таинственные персонажи.»
Морфологический разбор слова «удочеритель»
Фонетический разбор слова «удочеритель»
Синонимы «удочеритель»
Карточка «удочеритель»
Звуко буквенный разбор слова: чем отличаются звуки и буквы?
Прежде чем перейти к выполнению фонетического разбора с примерами обращаем ваше внимание, что буквы и звуки в словах — это не всегда одно и тоже.
Буквы — это письмена, графические символы, с помощью которых передается содержание текста или конспектируется разговор. Буквы используются для визуальной передачи смысла, мы воспримем их глазами. Буквы можно прочесть. Когда вы читаете буквы вслух, то образуете звуки — слоги — слова.
Список всех букв — это просто алфавит
Почти каждый школьник знает сколько букв в русском алфавите. Правильно, всего их 33. Русскую азбуку называют кириллицей. Буквы алфавита располагаются в определенной последовательности:
Аа | «а» | Бб | «бэ» | Вв | «вэ» | Гг | «гэ» |
Дд | «дэ» | Ее | «е» | Ёё | «йо» | Жж | «жэ» |
Зз | «зэ» | Ии | «и» | Йй | «й» | Кк | «ка» |
Лл | «эл» | Мм | «эм» | Нн | «эн» | Оо | «о» |
Пп | «пэ» | Рр | «эр» | Сс | «эс» | Тт | «тэ» |
Уу | «у» | Фф | «эф» | Хх | «ха» | Цц | «цэ» |
Чч | «чэ» | Шш | «ша» | Щщ | «ща» | ъ | «т.з.» |
Ыы | «ы» | ь | «м.з.» | Ээ | «э» | Юю | «йу» |
Яя | «йа» |
Всего в русском алфавите используется:
Звуки — это фрагменты голосовой речи. Вы можете их услышать и произнести. Между собой они разделяются на гласные и согласные. При фонетическом разборе слова вы анализируете именно их.
Звуки в фразах вы зачастую проговариваете не так, как записываете на письме. Кроме того, в слове может использоваться больше букв, чем звуков. К примеру, «детский» — буквы «Т» и «С» сливаются в одну фонему [ц]. И наоборот, количество звуков в слове «чернеют» большее, так как буква «Ю» в данном случае произносится как [йу].
Что такое фонетический разбор?
Звучащую речь мы воспринимаем на слух. Под фонетическим разбором слова имеется ввиду характеристика звукового состава. В школьной программе такой разбор чаще называют «звуко буквенный» анализ. Итак, при фонетическом разборе вы просто описываете свойства звуков, их характеристики в зависимости от окружения и слоговую структуру фразы, объединенной общим словесным ударением.
Фонетическая транскрипция
Для звуко-буквенного разбора применяют специальную транскрипцию в квадратных скобках. К примеру, правильно пишется:
В схеме фонетического разбора используются особые символы. Благодаря этому можно корректно обозначить и отличить буквенную запись (орфографию) и звуковое определение букв (фонемы).
Ниже приводятся подробные правила для орфоэпического, буквенного и фонетического и разбора слов с примерами онлайн, в соответствии с общешкольными нормами современного русского языка. У профессиональных лингвистов транскрипция фонетических характеристик отличается акцентами и другими символами с дополнительными акустическими признаками гласных и согласных фонем.
Как сделать фонетический разбор слова?
Провести буквенный анализ вам поможет следующая схема:
Данная схема практикуется в школьной программе.
Пример фонетического разбора слова
Вот образец фонетического разбора по составу для слова «явление» → [йивл’э′н’ийэ]. В данном примере 4 гласных буквы и 3 согласных. Здесь всего 4 слога: я-вле′-ни-е. Ударение падает на второй.
Звуковая характеристика букв:
Теперь вы знаете как сделать звуко-буквенный анализ самостоятельно. Далее даётся классификация звуковых единиц русского языка, их взаимосвязи и правила транскрипции при звукобуквенном разборе.
Фонетика и звуки в русском языке
Какие бывают звуки?
Все звуковые единицы делятся на гласные и согласные. Гласные звуки, в свою очередь, бывают ударными и безударными. Согласный звук в русских словах бывает: твердым — мягким, звонким — глухим, шипящим, сонорным.
— Сколько в русской живой речи звуков?
Правильный ответ 42.
Делая фонетический разбор онлайн, вы обнаружите, что в словообразовании участвуют 36 согласных звуков и 6 гласных. У многих возникает резонный вопрос, почему существует такая странная несогласованность? Почему разнится общее число звуков и букв как по гласным, так и по согласным?
Всё это легко объяснимо. Ряд букв при участии в словообразовании могут обозначать сразу 2 звука. Например, пары по мягкости-твердости:
А некоторые не обладают парой, к примеру [ч’] всегда будет мягким. Сомневаетесь, попытайтесь сказать его твёрдо и убедитесь в невозможности этого: ручей, пачка, ложечка, чёрным, Чегевара, мальчик, крольчонок, черемуха, пчёлы. Благодаря такому практичному решению наш алфавит не достиг безразмерных масштабов, а звуко-единицы оптимально дополняются, сливаясь друг с другом.
Гласные звуки в словах русского языка
Гласные звуки в отличии от согласных мелодичные, они свободно как бы нараспев вытекают из гортани, без преград и напряжения связок. Чем громче вы пытаетесь произнести гласный, тем шире вам придется раскрыть рот. И наоборот, чем громче вы стремитесь выговорить согласный, тем энергичнее будете смыкать ротовую полость. Это самое яркое артикуляционное различие между этими классами фонем.
Ударение в любых словоформах может падать только на гласный звук, но также существуют и безударные гласные.
— Сколько гласных звуков в русской фонетике?
В русской речи используется меньше гласных фонем, чем букв. Ударных звуков всего шесть: [а], [и], [о], [э], [у], [ы]. А букв, напомним, десять: а, е, ё, и, о, у, ы, э, я, ю. Гласные буквы Е, Ё, Ю, Я не являются «чистыми» звуками и в транскрипции не используются. Нередко при буквенном разборе слов на перечисленные буквы падает ударение.
Фонетика: характеристика ударных гласных
Главная фонематическая особенность русской речи — четкое произнесение гласных фонем в ударных слогах. Ударные слоги в русской фонетике отличаются силой выдоха, увеличенной продолжительностью звучания и произносятся неискаженно. Поскольку они произносятся отчетливо и выразительно, звуковой анализ слогов с ударными гласными фонемами проводить значительно проще. Положение, в котором звук не подвергается изменениям и сохранят основной вид, называется сильной позицией. Такую позицию может занимать только ударный звук и слог. Безударные же фонемы и слоги пребывают в слабой позиции.
Разбор по звукам ударных гласных
Гласная фонема [о] встречается только в сильной позиции (под ударением). В таких случаях «О» не подвергается редукции: котик [к о´ т’ик], колокольчик [калак о´ л’ч’ык], молоко [малак о´ ], восемь [в о´ с’им’], поисковая [паиск о´ вайа], говор [г о´ вар], осень [ о´ с’ин’].
Исключение из правила сильной позиции для «О», когда безударная [о] произносится тоже отчётливо, представляют лишь некоторые иноязычные слова: какао [кака’ о ], патио [па’ти о ], радио [ра’ди о ], боа [б о а’] и ряд служебных единиц, к примеру, союз но. Звук [о] в письменности можно отразить другой буквой «ё» – [о]: тёрн [т’ о´ рн], костёр [кас’т’ о´ р]. Выполнить разбор по звукам оставшихся четырёх гласных в позиции под ударением так же не представит сложностей.
Безударные гласные буквы и звуки в словах русского языка
Сделать правильный звуко разбор и точно определить характеристику гласного можно лишь после постановки ударения в слове. Не забывайте так же о существовании в нашем языке омонимии: за’мок — замо’к и об изменении фонетических качеств в зависимости от контекста (падеж, число):
В безударном положении гласный видоизменяется, то есть, произносится иначе, чем записывается:
Подобные изменения гласных в безударных слогах называются редукцией. Количественной, когда изменяется длительность звучания. И качественной редукцией, когда меняется характеристика изначального звука.
Одна и та же безударная гласная буква может менять фонетическую характеристику в зависимости от положения:
Так, различается 1-ая степень редукции. Ей подвергаются:
Примечание: Чтобы сделать звукобуквенный анализ первый предударный слог определяют исходя не с «головы» фонетического слова, а по отношению к ударному слогу: первый слева от него. Он в принципе может быть единственным предударным: не-зде-шний [н’из’д’э´шн’ий].
(неприкрытый слог)+(2-3 предударный слог)+ 1-й предударный слог ← Ударный слог → заударный слог (+2/3 заударный слог)
Любые другие предударные слоги и все заударные слоги при звуко разборе относятся к редукции 2-й степени. Ее так же называют «слабая позиция второй степени».
Редукция гласных в слабой позиции так же различается по ступеням: вторая, третья (после твердых и мягких соглас., — это за пределами учебной программы): учиться [уч’и´ц:а], оцепенеть [ацып’ин’э´т’], надежда [над’э´жда]. При буквенном анализе совсем незначительно проявятся редукция у гласного в слабой позиции в конечном открытом слоге (= в абсолютном конце слова):
Звуко буквенный разбор: йотированные звуки
Фонетически буквы Е — [йэ], Ё — [йо], Ю — [йу], Я — [йа] зачастую обозначают сразу два звука. Вы заметили, что во всех обозначенных случаях дополнительной фонемой выступает «Й»? Именно поэтому данные гласные называют йотированными. Значение букв Е, Ё, Ю, Я определяется их позиционным положением.
При фонетическом разборе гласные е, ё, ю, я образуют 2 звука:
◊ Ё — [йо], Ю — [йу], Е — [йэ], Я — [йа] в случаях, когда находятся:
Как видите, в фонематической системе русского языка ударения имеют решающее значение. Наибольшей редукции подвергаются гласные в безударных слогах. Продолжим звука буквенный разбор оставшихся йотированных и посмотрим как они еще могут менять характеристики в зависимости от окружения в словах.
◊ Безударные гласные «Е» и «Я» обозначают два звука и в фонетической транскрипции и записываются как [ЙИ]:
Примечание: Для петербургской фонологической школы характерно «эканье», а для московской «иканье». Раньше йотрованный «Ё» произносили с более акцентированным «йэ». Со сменой столиц, выполняя звуко-буквенный разбор, придерживаются московских норм в орфоэпии.
Некоторые люди в беглой речи произносят гласный «Я» одинаково в слогах с сильной и слабой позицией. Такое произношение считается диалектом и не является литературным. Запомните, гласный «я» под ударением и без ударения озвучивается по-разному: ярмарка [ йа ´рмарка], но яйцо [ йи йцо´].
Фонетический разбор слов, когда гласные «Ю» «Е» «Ё» «Я» образуют 1 звук
По правилам фонетики русского языка при определенном положении в словах обозначенные буквы дают один звук, когда:
Фонетический разбор: согласные звуки русского языка
Согласных в русском языке абсолютное большинство. При выговаривании согласного звука поток воздуха встречает препятствия. Их образуют органы артикуляции: зубы, язык, нёбо, колебания голосовых связок, губы. За счет этого в голосе возникает шум, шипение, свист или звонкость.
Сколько согласных звуков в русской речи?
В алфавите для их обозначения используется 21 буква. Однако, выполняя звуко буквенный анализ, вы обнаружите, что в русской фонетике согласных звуков больше, а именно — 36.
Звуко-буквенный разбор: какими бывают согласные звуки?
В нашем языке согласные бывают:
Определить звонкость-глухость или сонорность согласного можно по степени шума-голоса. Данные характеристики будут варьироваться в зависимости от способа образования и участия органов артикуляции.
Примечание: В фонетике у согласных звуковых единиц также существует деление по характеру образования: смычка (б, п, д, т) — щель (ж, ш, з, с) и способу артикуляции: губно-губные (б, п, м), губно-зубные (ф, в), переднеязычные (т, д, з, с, ц, ж, ш, щ, ч, н, л, р), среднеязычный (й), заднеязычные (к, г, х). Названия даны исходя из органов артикуляции, которые участвуют в звукообразовании.
Подсказка: Если вы только начинаете практиковаться в фонетическом разборе слов, попробуйте прижать к ушам ладони и произнести фонему. Если вам удалось услышать голос, значит исследуемый звук — звонкий согласный, если же слышится шум, — то глухой.
Подсказка: Для ассоциативной связи запомните фразы: «Ой, мы же не забывали друга.» — в данном предложении содержится абсолютно весь комплект звонких согласных (без учета пар мягкость-твердость). «Степка, хочешь поесть щец? – Фи!» — аналогично, указанные реплики содержат набор всех глухих согласных.
Позиционные изменения согласных звуков в русском языке
Согласный звук так же как и гласный подвергается изменениям. Одна и та же буква фонетически может обозначать разный звук, в зависимости от занимаемой позиции. В потоке речи происходит уподобление звучания одного согласного под артикуляцию располагающегося рядом согласного. Данное воздействие облегчает произношение и называется в фонетике ассимиляцией.
Позиционное оглушение/озвончение
В определённом положении для согласных действует фонетический закон ассимиляции по глухости-звонкости. Звонкий парный согласный сменяется на глухой:
В русской фонетике глухой шумный согласный не сочетается с последующим звонким шумным, кроме звуков [в] — [в’]: вз битыми сливками. В данном случае одинаково допустима транскрипция как фонемы [з], так и [с].
При разборе по звукам слов: итого, сегодня, сегодняшний и тп, буква «Г» замещается на фонему [в].
По правилам звуко буквенного анализа в окончаниях «-ого», «-его» имён прилагательных, причастий и местоимений согласный «Г» транскрибируется как звук [в]: красного [кра´снава], синего [с’и´н’ива], белого [б’э´лава], острого, полного, прежнего, того, этого, кого. Если после ассимиляции образуются два однотипных согласных, происходит их слияние. В школьной программе по фонетике этот процесс называется стяжение согласных: отделить [ад:’ил’и´т’] → буквы «Т» и «Д» редуцируются в звуки [д’д’], бе сш умный [б’и ш: у´мный]. При разборе по составу у ряда слов в звукобуквенном анализе наблюдается диссимиляция — процесс обратный уподоблению. В этом случае изменяется общий признак у двух стоящих рядом согласных: сочетание «ГК» звучит как [хк] (вместо стандартного [кк]): лёгкий [л’о′х’к’ий], мягкий [м’а′х’к’ий].
Мягкие согласные в русском языке
В схеме фонетического разбора для обозначения мягкости согласных используется апостроф [’].
Примечание: буква «Ь» после согласного непарного по твердости/мягкости в некоторых словоформах выполняет только грамматическую функцию и не накладывает фонетическую нагрузку: учиться, ночь, мышь, рожь и тд. В таких словах при буквенном анализе в квадратных скобках напротив буквы «Ь» ставится [-] прочерк.
Позиционные изменения парных звонких-глухих перед шипящими согласными и их транскрипция при звукобуквенном разборе
Чтобы определить количество звуков в слове необходимо учитывать их позиционные изменения. Парные звонкие-глухие: [д-т] или [з-с] перед шипящими (ж, ш, щ, ч) фонетически заменяются шипящим согласным.
Явление, когда две разных буквы произносятся как одна, называется полной ассимиляцией по всем признакам. Выполняя звуко-буквенный разбор слова, один из повторяющихся звуков вы должны обозначать в транскрипции символом долготы [:].
Шпаргалка по уподоблению согласных звуков по месту образования
Непроизносимые согласные звуки в словах русского языка
Во время произношения целого фонетического слова с цепочкой из множества различных согласных букв может утрачиваться тот, либо иной звук. Вследствие этого в орфограммах слов находятся буквы, лишенные звукового значения, так называемые непроизносимые согласные. Чтобы правильно выполнить фонетический разбор онлайн, непроизносимый согласный не отображают в транскрипции. Число звуков в подобных фонетических словах будет меньшее, чем букв.
В русской фонетике к числу непроизносимых согласных относятся:
Примечание: В некоторых словах русского языка при скоплении согласных звуков «стк», «нтк», «здк», «ндк» выпадение фонемы [т] не допускается: поездка [пайэ´стка], невестка, машинистка, повестка, лаборантка, студентка, пациентка, громоздкий, ирландка, шотландка.
Если вы затрудняетесь выполнить фонетический разбор слова онлайн по обозначенным правилам или у вас получился неоднозначный анализ исследуемого слова, воспользуйтесь помощью словаря-справочника. Литературные нормы орфоэпии регламентируются изданием: «Русское литературное произношение и ударение. Словарь – справочник». М. 1959 г.
Теперь вы знаете как разобрать слово по звукам, сделать звуко буквенный анализ каждого слога и определить их количество. Описанные правила объясняют законы фонетики в формате школьной программы. Они помогут вам фонетически охарактеризовать любую букву.