удивили так удивили как пишется
Поиск ответа
Вопрос № 308741 |
Известны ли случаи или правила, когда вторая часть прямой речи, разделенной словами автора, после запятой может начинаться с прописной буквы? Или в этом пункте все неизменно с 1956 года? Спасибо. Пример: — Привет! — в восторг е поворачиваюсь к моим, из класса, — Это мой друг!
Ответ справочной службы русского языка
Для подобных предложений правила не менялись. Корректно:
— Привет! — в восторг е поворачиваюсь к моим, из класса. — Это мой друг!
Ср.: «Ты не можешь понять, — шепчу, отозвав Руслана в соседнюю комнату и затворив дверь, — потому, что мы разные существа».
Уважаемые редакторы, подскажите, пожалуйста, как тут правильно оформить включение прямой речи в предложение? Когда Даур говорил Юльке: «Я еду, буду через час» – её окатывало первозданным сладостным восторг ом.
Ответ справочной службы русского языка
Вместо тире нужно поставить запятую.
Здравствуйте! Приставка супер- пишется слитно. Но есть слова-исключения: супер-эго, например. Как правильно написать: «супер восторг » или «супер- восторг «?
Ответ справочной службы русского языка
Супер восторг пишется слитно по общему правилу.
Угадайте кто в восторг е от прогулок ((нужна ли запятая после «угадайте») Спасибо
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
Как правильно «Хотя, восторг рационализатора на эти пару дней у меня все равно никто уже не отнимет. « или « восторг а рационализатора. »?
Ответ справочной службы русского языка
Корректно: Хотя восторг рационализатора в эти несколько дней у меня все равно никто уже не отнимет.
в чем отличие глаголов слушать и слышать
Ответ справочной службы русского языка
Можно ли употреблять выражение «Автомобиль вызывает восторг «? Возможно ли «вызывать восторг » чем-то, или только что-то может «вызвать восторг «?
Ответ справочной службы русского языка
Сочетание «что-либо вызывает восторг » корректно.
Ответ справочной службы русского языка
Добрый день! Подскажите, пожалуйста, как пишутся конструкции типа «сказал так сказал», «удивил так удивил» и т.п., выражающие восторг и/или удивление. Нужны ли перед «так» тире или запятая?
Ответ справочной службы русского языка
Знаки препинания внутри подобных выражений не нужны.
Ответ справочной службы русского языка
Корректно: Все гости, а главное мама, в восторг е.
«Зрители остались в восторг е от выставки цветов». Можно ли так сказать?
Ответ справочной службы русского языка
Лучше использовать слово посетители, а не зрители. В остальном фраза корректна.
Ответ справочной службы русского языка
Слово песня здесь лишнее. Верно: душа ликует. Также возможен вариант: душа поет.
В статье, опубликованной на сайте F1 news, встретилось следующее предложение. В то же время Александр II был совсем не в восторг е от революционных настроений в Италии, и пытался, вместе с Пруссией, дипломатическим путём помешать созданию единого итальянского государства. Считаю, что ни одна из трёх запятых в этом предложении не нужна. А что говорят законы русского языка.
Ответ справочной службы русского языка
Запятая перед союзом и, соединяющим однородные сказуемые был не в восторг е и пытался, не нужна. Это ошибка. Обособление оборота вместе с Пруссией правила разрешают, если автор желает усилить смысловую нагрузку этого сочетания. Конечно, такое обособление должно быть оправдано контекстом.
Добрый день.
Меня интересует ударение в слове «предвосхитить». Я всегда считал, что ударным здесь является последний слог, и с удивлением узнал, что нормой считается ударение на предпоследнем слоге. Вместе с тем, в однокоренном (как мне представляется) слове «восхитить» ударным-таки является последний слог.
Здесь есть какая-либо логика, или так исторически сложилось? Если же сложилось исторически, то какова история?
С уважением,
М.Белевич
Ответ справочной службы русского языка
Слова восхит и ть и предвосх и тить (а также пох и тить, х и трый, х и щный ) восходят к старославянскому глаголу хытити ‘хватать’. Хитрый буквально «хватающий, быстро схватывающий», затем «умный, сообразительный, хитрый». У слова восхитить развитие значения шло следующим образом: «схватить» > «поднять в высоту» > «привести в восторг ». Предвосхитить – опередить кого-либо, предугадать (т. е. «схватить раньше»).
Поиск ответа
Вопрос № 308282 |
Здравствуйте, «Грамота»! Подскажите, пожалуйста, как расставить знаки после вводных слов в подобных случаях (в любых других обособленных конструкциях, от которых не нужно отделять вводные слова в начале или в конце): Удивл яют соседи, с одной стороны(?) понимающие важность раздельного сбора мусора, а с другой стороны(?) ничего для этого не делающие. Удивл яют соседи, с одной стороны(?) понимающие важность раздельного сбора мусора, а с другой — ничего для этого не делающие. Радуют соседи, во-первых(?) сами понимающие важность раздельного сбора и(?) во-вторых(?) агитирующие других разделять мусор. Он удивил меня, во-первых(?) поздоровавшись с собакой, а во-вторых(?) кивнув головой коту. Заранее спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Удивл яют соседи, — с одной стороны, понимающие важность раздельного сбора мусора, а с другой стороны, ничего для этого не делающие.
Удивл яют соседи, — с одной стороны, понимающие важность раздельного сбора мусора, а с другой — ничего для этого не делающие.
Радуют соседи, — во-первых, сами понимающие важность раздельного сбора и, во-вторых, агитирующие других разделять мусор.
Он удивил меня, — во-первых, поздоровавшись с собакой, а во-вторых, кивнув головой коту.
Ответ справочной службы русского языка
Такое употребление стилистически некорректно.
Ответ справочной службы русского языка
Ваша интерпретация смыслов соответствует значению первых компонентов слов. Однако в текстах, по нашим наблюдениям, написания пенорожденная и пенн орожденная не разграничиваются по смыслу и употребляются как собственно орфографические варианты. В лингвистических словарях, в том числе в орфографических, слово не зафиксировано.
Опираясь на значение, можно обосновать написание с одним н: пенорожденная ― рожденная из пены, в морской пене. Однако, по-видимому, на написание влияет модель сложных слов, образовавшихся сложением основы прилагательного с основой причастия. Ср.: новорожденный, мертворожденный, живорожденный, законнорожденный, животрепещущий. При сложении основы прилагательного пенный с причастием удвоенная н сохраняется.
Слово пен(н)рожденная родилось в поэтическом языке, в подражание эпитетам Гомера. Вероятнее всего, это произошло в начале 20 века. Приведем несколько примеров той эпохи:
Ткань Ореад ― лазурный дым
Окутал кряж лилово-серый;
Она ж играет перед ним
С пенорожденною Киферой.
К пеннорожденной Афродите
С нежданной силой я взывал
И громом песен поражал
Аидских змей живые нити.
Эпитет может употребляться и как перифраза:
В одной руке держала она плод, другую опустила, целомудренным движением закрывая наготу свою, как
Пеннорожденная. (Д. С. Мережковский. 1905)
Поэтическая речь – экспериментальная лаборатория языка. Здесь не только создаются новые слова по существующим моделям, но и пробуются новые модели, соединяется несоединимое, возможны и орфографические эксперименты. Для поэта особую ценность имеет звучание слова. Благодаря удлинению первого н создается аллитерация: пеннорожденная.
В заключение добавим интересный факт. У слова пен(н)орожденная мы обнаружили предшественника. В. К. Тредиаковский в поэме «Телемахида» – переводе французского романа «Приключение Телемаха» – вводит неологизм пенородная.
Случай сей показался сном всем спасшимся мною;
Начали так на меня взирать в удивл ении зельном.
Мы на остров приплыли Кипр в том месяце вешнем,
Кой издревле есть посвящён Афродите Богине.
Время сие, по Киприйцам, прилично сей пенородной…
Превращая французский роман в русскую «ироическую пииму», В. К. Тредиаковский обогащал ее язык эпитетами, не свойственными источнику, но типичными для гомеровского стиля. Словотворческий опыт поэта-экспериментартора был воспринят поэтами XIX и ХХ веков.
Здравствуйте, Что означает слово «жесть»?
Ответ справочной службы русского языка
Если Вас интересует не существительное, а междометие жесть, то оно обычно выражает крайнее удивл ение или изумление, негодование, вызванное чем-то неприятным, неожиданным.
Ответ справочной службы русского языка
В этом предложении слово один употребляется как прилагательное в значении ‘только тот, который указан; единственный’ (ср. с примерами из «Большого толкового словаря» под ред. С. А. Кузнецова, иллюстрирующими это значение: В одном труде радость. У меня одни руки замёрзли, ноги в тепле. Всю жизнь знали одну лишь работу. Ты одна моя награда! Одним только детям и художникам свойственно удивл яться жизни). Прилагательное входит в группу сказуемого (один стыд). Частица только находится внутри группы сказуемого, а не после подлежащего.
Скажите, как правильно: её начитанность удивл яет лучших умов или её начитанность удивл яет лучшие умы?
Ответ справочной службы русского языка
Здравствуйте, уважаемые сотрудники Грамоты! В справочнике наткнулся на такое предложение. Писатели удивл ялись и хвалили изобретательность мастера. Утверждается, что предложение построено неверно из-за различия в вопросах сказуемых: удивл ялись (чему?), хвалили (что?). Автором предлагается следующая замена. Писатели удивл ялись изобретательности мастера и хвалили её. У меня возник вопрос: если сказуемое удивл ялись не относится к изобретательности, то это предложение всё равно останется неверным по строению? Благодарю вас за ответ!
Ответ справочной службы русского языка
Если глагол удивл ялись не относится к существительному изобретательность (и не образует с ним сочетания), то исходное предложение построено верно.
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Недавно дети писали пробник по русскому языку (ЕГЭ). Одному ученику сняли балл из-за пунктуационной ошибки в следующем предложении: «. Сам не так давно с удивл ением для себя обнаружил, что мои, подростковые, проблемы и переживания уже были у тех, кто. » Ошибка — в необоснованном обособлении слова «подростковые». Я считаю, что оснований для постановки запятых действительно нет, но ученик с упорством утверждает обратное: «Это уточнение, значит, должно обособляться». Возможен ли такой вариант?
Ответ справочной службы русского языка
Определение подростковые здесь может выступать в роли пояснения (а не уточнения).
Пояснительные согласованные определения не выделяются, а лишь отделяются от поясняемого определения запятой. То есть при такой трактовке нужна только одна запятая: . мои, подростковые проблемы.
Здравствуйте! Насколько корректно написание тире во второй части предложения? И если оно не ставится, то где можно найти правило на этот счет? «Может показаться, что разговор о специфике национального мышления устарел, но это — иллюзия».
Ответ справочной службы русского языка
Тире не требуется. Вот правило из справочника под ред. В. В. Лопатина.
Тире между подлежащим и именным сказуемым не ставится, если подлежащее выражено личным или указательным местоимением: Она его дочь. Он хочет понять ее (Щерб.); Это кабинет? Это спальня? (Ч.)
Тире возможно: а) если все предложение заключает в себе вопрос, сопровождаемый удивл ением: Она — его дочь?! (оба члена предложения имеют ударение); б) при подчеркивании указания на данный предмет: Это — кабинет (И это — кабинет); в) при противопоставлении: Я — учитель, а ты — инженер.
Так и не получила ответ на свой вопрос. Попробую еще раз. Грамотно ли словосочетание «оглядываться вокруг себя»? Лит.редактор «оглядываясь/осматриваясь вокруг себя» везде изменил на «оглядываясь/осматриваясь по сторонам». Однако полно примеров из литературы с использованием словосочетания «вокруг себя» в данном контексте, в том числе у Л.Толстого: «…он открыл глаза и удивл енно оглянулся вокруг себя». Подскажите, есть ли разница между «вокруг себя» и «по сторонам»?
Ответ справочной службы русского языка
Не видим ошибки в сочетании оглядываться вокруг себя.
Согласно толковому словарю, оглянуться, смотреть по сторонам — осмотреть вокруг себя, посмотреть в разные стороны; также: быть невнимательным, не следить за чем-л.
Подскажите, насколько приемлемо использовать в художественном тексте знак «?!», т.е. вопросительный и восклицательный в паре. Верно ли я понимаю, что таким образом подчеркивается удивл ение? Например, «И ты, Брут?!» Заранее спасибо!
Ответ справочной службы русского языка
Такое сочетание знаков вполне корректно.
При сочетании вопросительного и восклицательного знаков вначале ставится вопросительный знак, указывающий на цель высказывания, а затем — восклицательный знак как показатель эмоциональной окрашенности высказывания.
Ответ справочной службы русского языка
Верно: заслуживающий уважения, вызывающий удивл ение (но не вызывающий уважение).
Здравствуйте! Всегда считала, что говорить «самый лучший» неверно. Но с удивл ением увидела в словаре на сайте: 2. превосх. ст. к Хороший; самый хороший. Конкурс на лучшего пианиста. Л. стрелок. Л. день в его жизни. Самая л-ая бегунья в мире. Л. из лучших (самый хороший). В лучшем виде (наилучшим образом). Означает ли это, что «самый лучший2 имеет право на жизнь
Ответ справочной службы русского языка
Здравствуйте! Поискала у Розенталя и в Справочнике издателя и автора Мильчина, есть варианты про цитаты, но никак не могу разобраться. Нужны ли точки после кавычек, если это мысли героя или внутренние разговоры (кавычки в этой сказке отделяют в тексте все внутренние диалоги, мысли от реальных диалогов)? Есть варианты со словами автора внутри или перед, а есть только «внутренний разговор» героя: «У меня! — услышал Горбун внутри голос своего сердца. — Ты влюблён в принцессу!». «Я? В принцессу? Глупости! Как могу я — такой страшный и мрачный — любить такую прекрасную Розу?». «Неужели кто-то полюбит такого уродливого горбуна, как я? — с горечью думал он. — А я сам смогу полюбить кого-то?». Он не знал ответа, до сих пор ему знакомы были только ненависть и зависть. От удивл ения Горбун застыл на месте и стоял столбом, не веря своим глазам: «Разве на свете бывает такая красота?!». Спасибо!
Ответ справочной службы русского языка
Если в тексте перемежается внешняя речь (обращенная к собеседнику) и внутренняя (подумал про себя), то внешняя речь оформляется при помощи абзацного выделения, а внутренняя — при помощи кавычек. При этом прямая речь с кавычками оформляется по общим правилам:
Верно: «У меня! — услышал Горбун внутри голос своего сердца. — Ты влюблен в принцессу!» «Я? В принцессу? Глупости! Как могу я — такой страшный и мрачный — любить такую прекрасную Розу?» «Неужели кто-то полюбит такого уродливого горбуна, как я? — с горечью думал он. — А я сам смогу полюбить кого-то?» Он не знал ответа, до сих пор ему знакомы были только ненависть и зависть. От удивл ения Горбун застыл на месте и стоял столбом, не веря своим глазам: «Разве на свете бывает такая красота?!»
Ответ справочной службы русского языка
Корректно: 1. Судя по всему, это приемник или же просто проигрыватель. 2. — Много — не то слово! — сказала она с удивл ением.