удэге что это такое
Удэге
Удэге
Удэгейцы | |
---|---|
Общая численность: | 1700 |
Расселение: | Россия |
Язык: | удэгейский |
Религия: | шаманизм |
Расовый тип: | байкальский |
Родственные народы: | Маньчжуры Нанайцы Ульчи Эвенки Эвены |
Удэге́йцы — одна из многочисленных народностей Севера, коренные жители Дальнего Востока России, антропологически относятся к байкальскому типу североазиатской малой расы монголоидов.
Язык — удэгейский, относящийся к амурской группе тунгусо-маньчжурским языков, наиболее схож с орочским, количество носителей уменьшается с каждым годом.
Содержание
История
Территория компактного проживания удэгейцев издавна находится на северо-востоке Приморского края и юго-востоке Хабаровского края, в основном, в горах и предгорьях Сихотэ-Алиня или у правых притоков Уссури и Амура.
В «Цзинь ши» («Истории империи Цзинь», составленной в 1345 г.) говорится, что на крайнем северо-востоке империи Цзинь обитали «дикие люди удэгай». Это первое известное нам упоминание об удэге. [1]
На протяжении своей истории удэге контактировали с нанайцами и эвенками, наиболее тесные связи были с орочами. До конца XIX века русские исследователи удэгейцев и орочей не разделяли, а считали одним народом.
Русские принесли письменность (русскую, первый алфавит на удэгейском языке был составлен лишь 1930-е гг), большое внимание уделялось обращению удэгейцев в христианство. Лишь в отдалённых районах сохранился шаманизм в чистом его виде. Однако, большинство удэгейцев, за исключением вождей и шаманов, продолжало жить в бедности, работая и на русских промышленников. Лишь октябрьские события 1917 года повысили грамотность и благосостояние всех народов Севера, а удэгейцы стали полноправными гражданами страны.
Настоящее время
На 2002 год насчитывалось около 1700 человек (в 1970 году — около 1500, в 1989 году — около 2000), указавших национальность «удэгеец», однако, большое количество лиц удэгейского происхождения живут в городах и посёлках городского типа и полностью ассимилировались с русским большинством, что привело к резкому уменьшению носителей родного языка. Лишь около 400 человек в 2002 году признало удэгейский язык родным, преимущественно люди старшего поколения.
Одна из главных проблем удэгейцев в местах традиционного их проживания — алкоголизм, весьма распространённый среди жителей. Другая проблема — заготовка леса крупными компаниями на их территориях, что в 1990-е гг не раз приводило к конфликтам.
Новое в блогах
Народы России: Удэгейцы
Удэгейцы
Удэге́йцы, устар. удэге́ (до 1956 г. — удэхе́йцы, а также удэхе́) — один из коренных малочисленных народов Дальнего Востока, антропологически относятся к байкальскому типу монголоидов.
Язык — удэгейский, относящийся к амурской группе тунгусо-маньчжурских языков, наиболее схож с орочским, практически вытеснен русским языком.
До конца XIX — начала XX века исследователи (российские и западные) не разделяли удэгейцев и орочей, считая их одним народом (нередко под названием «орочоны»). Первым, кто обосновал их этническую обособленность, был С. Н. Браиловский. Он же первым ввёл в обиход этноним удихе, удихейци (рус. удээ, удэхэ, удихэ), ставший официальным, включая автоэтноним уже в 1930-е годы. К этому времени общего самоназвания удэгейцы не имели. Каждая территориальная группа имела собственную самоназвание: хунгарийская — хунгаке, бикинская — бикинка, анюйская — унинка и тому подобные[3].
Также известен экзоним удэгейцев кекари (рус. кекары) — так называли удэгейцев соседние народы, преимущественно орочи и маньчжуры, и этот термин иногда встречается в западной и русской литературе.
Удэгейцы считали своими мифологическими предками медведей и уссурийских тигров. Верили, что земля — это огромный дракон, лежащий на водной глади. Далекий северный народ всегда жил одним днем, беря от природы ровно столько, сколько нужно для выживания. Сегодня удэгейцы практически утратили традиционные промыслы, однако бережное отношение к природе и национальное самосознание сохранили.
Название
До тридцатых годов прошлого столетия народ не имел единого самоназвания, в жизни использовали имена, основанные на территориальной принадлежности: хунгаке, бикинка, унинка и другие. Современное название «удэгейцы» в формах удихе, удэхэ, удихэ, удихейци, удээ ввел этнограф С.Н. Браиловский. Впоследствии народ принял общее имя, что позволяет отнести название к разряду этнонимов.
История названия удэгейского этноса уходит корнями в глубокое прошлое. Первое достоверное упоминание содержится в «Истории империи Цзинь» 1345 г., где говорится о «диких людях удэгай», обитавших в северо-восточной части империи Цзинь. В китайских источниках XVIII столетия упоминается племя Удиха, занимавшееся рыболовством на берегах Японского моря. Один из вариантов значения названия — «лесные люди».
Существовал ряд экзоэтнонимов, данных удэгейцам соседними народами и исследователями:
Где живут, численность
Историческая область обитания удэгейцев — территория вблизи обоих склонов Сихотэ-Алиня, включая области:
Кроме того, часть народа обитала вдоль притоков Амура — Урми, Хунгари и Анюй, располагавшихся северо-западнее основной зоны расселения.
Установление советской власти привело к искоренению традиционного полукочевого образа жизни и традиционных ремесел. Удэгейцев вместе с другими северными народами стали селить в стандартных укомплектованных поселках, объединять их деятельность на базе совхозов и госпромхозов. Это привело к появлению девяти крупных поселков, в которых совместно с русскими и другими северными народностями сосредоточилась основная масса представителей этноса.
Численность удэгейцев, по данным переписи 2002 г., составила 1657 человек, компактно проживающих на территории Хабаровского и Приморского края. Больше всего — 378 человек, проживает в селе Красный Яр в Пожарском районе Приморского края. Перепись 2001 г. зафиксировала 42 представителя народности на территории Украины, что приводит к общей численности порядка 1700 человек.
Удэгейский язык относится к алтайской языковой семье, тунгусо-маньчжурской ветви. По звучанию больше всего схож с орочским, однако имеет значительные различия даже во внутреннем строе. Перепись 2010 года показала, что лишь 82 человека указали его в качестве родного, что грозит языку полным уничтожением.
Удэгейский язык с тридцатых годов прошлого столетия имеет кириллическую письменность, алфавит окончательно сформирован к 1989 г. Литература на национальном языке по числу памятников незначительна, наиболее известны книги писателя Джанси Кимоноко.
История
Удэгейцы — коренной автохтонный народ Дальнего Востока, сформировавшийся на заре человечества под влиянием следующих культур:
Известно, что к IV—VI столетиям сформировался состоящий из семи племен союз Уцзи, занимавший прибрежные территории Японского моря. В VII столетии смешавшиеся в процессе миграции народы образовали государство Бохай, часть которого занимала территории проживания удэгейцев. На протяжении дальнейшей истории известны упоминания удэгейского народа или племени как охотников и рыболовов, не имеющих единого государства.
Внешность
Удэгейцы относятся к среднеазиатскому виду монголоидной расы, ее байкальскому типу. Наряду с ярко выраженными чертами монголоидной внешности представители народа отличаются гораздо более светлой кожей и менее выраженной пигментацией волос и глаз. К отличительным особенностям внешности удэгейцев относят:
Одежда
Традиционная удэгейская одежда — пошитый из ткани или ровдуги халат типа «кимоно», застегивающийся на правую сторону. Мужской халат доходил до коленей, женский был длиннее. Нательная одежда — узкие штаны из камуса, доходящие до голеней или бедер наговицы. В холода носили меховые куртки, варежки, закрывающие шею тканевые капоры, маленькие круглые шапки с беличьими хвостами.
Женский наряд украшался богаче мужского. Неизменный атрибут — нагрудник эвенкийского типа, декорированный бисером и монетами. Рукава, подол, кромка халата украшались меховыми аппликациями и вышивкой.
Традиционный орнамент содержал геометрические и растительные мотивы, популярные узор — мелко закрученные спирали. Мужчины и женщины заплетали волосы в две косы, девушки дополнительно украшали их накосниками с бусами и монетами.
Семейный уклад
Удэгейцы жили общинами, состоявшими из одного или нескольких родов, считавшихся по мужской линии. Во главе каждого рода стоял старейшина, выбираемый из числа наиболее уважаемых представителей старшего поколения. Старейшины принимали важные общественные решения, разрешали бытовые конфликты, выступали в роли судей, руководствуясь сводом родовых правил.
В общинах сохранялись черты первобытно-общинного строя, кровной мести, взаимопомощи, уважения к старшим. При возникновении споров между людьми из соседних родов в роли судьи выступал старейшина с нейтральной территории. Кровная месть была не столь жестокой, как, например, у кавказских народов. Во время набега на соседнюю общину нельзя было трогать женщин и детей, охотиться и пить воду на соседских угодьях. Это подразумевало ограничение конфликта по времени, поэтому большинство из них заканчивалось перемирием.
Жили малой семьей, чаще моногамной, однако встречались случаи полигамии, левирата. Задача мужчины — обеспечение пищей и защита семьи. Женщина занимала зависимое положение, на ее плечи ложилась большая часть работы по дому: установка чума, приготовление пищи, уход за детьми, разделка туш убитых животных, изготовление домашнего скарба.
Браки были договорными и выкупными. В первом случае роды обменивались девушками и юношами, часто подобные сговоры проходили в детстве, и уже в 4-5-летнем возрасте девочек отправляли на работу в дом родителей будущего мужа. Брачный возраст наступал в 12-15 лет, традиционно за невесту платили калым, часто девушек выкупали китайские купцы.
Рождение ребенка сопровождалось для женщины очередными сложностями. На последних месяцах беременную отправляли в специально приготовленный шалаш, стоящий вдали от поселения. Там ей полагалось самостоятельно родить и жить с младенцем, пока тому не исполнится месяц. Навещать роженицу могла лишь повитуха, иногда не приходила и она, что часто приводило к смерти матери и ребенка.
Жизнь
Удэгейцы — охотники и рыболовы, обработкой земли не занимались, из животных разводили лишь собак, которых впрягали зимой в нарты для перевозки грузов. Охотились на изюбров, пятнистых оленей, кабанов, медведей. С весны до осени занимались рыболовством: летом добывали горбушу, осень кету, весной хариуса и других мелких речных рыб.
По случаю убийства медведя устраивали медвежий праздник с культовыми обрядами. Особое значение имело ритуальное поедание головы медведя, череп животного надевали на шест, устанавливаемый в лесу. А вот уссурийского тигра убивать запрещалось: встретив его след, охотники произносили молитвы, просили у тигра помощи, защиты и удачной охоты. Особое отношение к этим животным связано с верой, что удэгейцы в далекой древности произошли именно от них.
Религия
Важную роль в жизни удэгейцев играли шаманы, участвовавшие во всех значимых родовых событиях, проводивших камлания и традиционные праздники. Шаманы использовали варганы, бубны, горловое пение, специальные маски «хамбаба». Считалось, что, надев маску, шаман перевоплощается в духов предков, выходит с ними на связь.
В древности народ верил, что земля лежит на спине огромного дракона, покоящегося на воде. Позже в верованиях появились идеи о бессмертии души, перемещавшейся между несколькими нижними и верхними мирами. Итогом путешествия по загробному миру становилось перерождение в своем роду, однако в лице иного пола.
Удэгейцы считали, что окружающий мир населен добрыми и злыми духами: гор, озер, болот, воды, тайги. Особо почитали дух огня: очаг мог разводить только мужчина, огонь в нем никогда не должен был потухать. Чтобы соблюсти традицию, при каждом переезде угли от домашнего очага сгребали в опаленную емкость и перевозили с собой на новое место.
Удэгейцы
УДЭГЕЙЦЫ, удээ, удэхэ, удихэ (самоназвание), коренной народ Дальнего Востока.
Удэгейцы как этнос были описаны сравнительно недавно, поскольку этнографы начала XX века не видели разницы между орочами и удэгейцами и считали, что это один народ – «орочоны».
Исследователь Сергей Браиловский первым выявил различие и ввёл в научный оборот слово «удихе» или «удихейци», которое в 1930 году стало официальным названием одного из дальневосточных народов. До того времени удэгейцы не имели самоназвания и называли себя по-разному в разных местах компактного проживания.
Где живут удэгейцы
Знаменитый исследователь Дальнего Востока Владимир Арсеньев называл удэгейцев «лесными людьми», ведь они – носители богатейшей многовековой культуры таёжных охотников и предпочитали жить в лесу – на предгорье Сихотэ-Алиня, а также в бассейнах рек на Дальнем Востоке и возле притоков Амура. Территория, которую они освоили, заканчивалась на берегу Японского моря.
Весь их быт, верования и ценности тесно связаны с природой Дальнего Востока, которую они обожествляли и с которой они научились эффективно взаимодействовать.
Коллективизация и активное укрупнение дальневосточных поселений в первые годы советской власти отчасти нарушили их традиционный уклад. В результате уже в 1940 году удэгейцы были рассредоточены небольшими группами по девяти посёлкам. Сейчас они проживают в основном Хабаровском и Приморском краях России.
Численность удэгейцев
Удэгейцы – малочисленный народ. Во время Всероссийской переписи населения 2010 года, в России проживает 1496 удэгейцев.
На Украине живут еще 42 человека, которые называют себя удэгейцами. Из них 8 знают стве удэгейский язык, а остальные указали в качестве родного русский и украинский языки.
Происхождение удэгейцев
Вопрос о происхождении удэгейцев до сих пор остается открытым. Есть только теории. По одной из них, удэгейцы – выходцы из Маньчжурии, и на их культуру и образ жизни повлияли палеоазиаты.
Согласно другой теории, в их бытовании есть признаки того, что они пришли на Дальний Восток с Севера.
Исследования установили, что в конце второго тысячелетия до нашей эры из Сибири на Дальний Восток переместились тунгусские племена. Они расположились в Нижнем Амуре и северном Приморье. Культура переселенцев смешалась с культурой местных племен, и в результате образовалась новая общность.
Приморские удэгейцы активно взаимодействовали со средневековыми государствами этого региона. Теснимые монголами, приморские народы ещё больше смещались с насиженных мест и ещё больше перемешивались между собой. Так образовались удэгейцы, нанайцы, орочи и маньчжуры.
Получается, что удэгейцы получили в наследство знания и культуру многих древних племён.
Язык удэгейцев
Удегэйцы говорят на удэгейском языке, который относится к алтайской языковой семье и очень схож с орочским.
Поскольку вплоть до конца XX века у удэгейцев выделялись субэтносы, в этом языке прослеживается три диалекта:
Носителей удэгейского языка становится все меньше. Например, в 2010 год о своем знании родного языка заявили 62 удэгейца.
В 1930 году советский учёный тунгусо-маньчжуровед Евгений Шнейдер создал для удэгейцев письменность на основе латиницы, а в 1980 году она была переведена на кириллицу. В 1989 году была утверждена официальная удэгейская орфография. Ее разработали лингвисты и ученые Михаил Симонов и Валентина Кялундзюга.
Литература на этом языке существует, но её очень мало.
Религия и обычаи удэгейцев
Как и другие народы Дальнего Востока, удэгейцы верили, что их окружает живая природа, движимая духами. Земля в представлении древних удэгейцев была большим животным: рыбой, драконом или лосем (у каждого поселения были свои представления о том, какое это конкретно животное). Позже удэгейцы уверовали в то, что землёй и силами природы управляют невидимые духи.
Например, горы и леса были владениями духа Онку, которому удэгейцы поклонялись. Некоторые животные были его помощниками и служили ему вместе с духами земли.
Традиционные представления о природе удэгейцы в какой-то степени сохранили до сих пор. В частности, они считают главным божеством духа Пудзю – хозяина огня и мира в целом. Ведь огонь издревле был для них чем-то священным, так как дарил тепло, уют, еду и свет. Именно поэтому в их культуре сохраняется почтительное отношение к огню.
Многие обряды в жизни коренных поселений Дальнего Востока были общими для разных народов. Каждый коренной житель с детства обучался магическим приёмам, которые, как его учили предки, помогали ему защитить себя и своих детей от злых духов. И поэтому каждый удэгеец был немного шаманом. А если собственная ворожба ему не помогала, он обращался к признанным шаманам.
Удэгейский похоронный ритуал был призван обеспечить покойнику сытую жизнь на том свете. Поэтому в выдолбленный из дерева гроб клали орудия труда, средства передвижения, немного еды. Но при этом все колющие и режущие инструменты обязательно с затупленными лезвиями.
Для удэгейцев важен культ медведя, которого они считают своим родственником. По случаю добычи медведя они устраивали праздник. Ведь мясо медведя считалось священным и его ели по-особенному. Некоторые части медвежьей туши есть было запрещено, их какое-то время хранили в амбаре, а потом хоронили, чтобы угодить духу медведя и снискать его покровительство.
Особое место в быту и культуре удэгейцев занимали ритуалы по привлечению добрых духов для удачной охоты. Охотники задабривали духов кусочками еды, готовили для них специальные лакомства. Чтобы попотчевать духов, отвечающих за удачную охоту, удэгейцы использовали спирт, спички, табак и другие доступные им средства, сравнительно недавно созданных цивилизацией.
В старину среди удэгейцев был распространён ритуал кровной мести. Удэгейцы считали, что обидчика нужно обязательно наказать за содеянное, но сделать это следует исключительно с помощью лука и стрел. Мстители отправлялись в селенье своих кровных врагов и пытались напасть на них. Но такая «охота» была ограничена по времени: она должна была длиться только до тех пор, пока у нападавшего не иссякнут съестные запасы. Как только принесённая с собой пища заканчивалась, осаждающие начинали переговоры с осаждёнными и обычно достигали перемирия.
Культура удэгейцев
В удэгейской культуре есть немало песен и молитв, обращённых к духам природы. Свои эмоции удэгейцы тоже выражают через стихи и песни, но эти произведения народного искусства настолько своеобразны, что людям другой культуры их очень непросто понять.
Удэгейские шаманы издавали особые звуки, которые преобразовывались в ритуальные песни, и в таком виде стали известны всему миру.
Не имея письменности, удэгейцы веками передавали из уст в уста сказания о своих лесных духах. До наших дней сохранилось не так много элементов национальной культуры. Это, например, праздник «Большая рыба», который они отмечают каждый год перед нерестом кеты, дабы задобрить духов рыбалки.
Важнейшим ритуалом этого праздника является своеобразное заклинание кеты. Голову и хвост первой выловленной рыбы выбрасывают в воду, потому что именно в этих частях, согласно поверью, находится ее душа. Перед тем, как бросить голову и хвост обратно в воду, рыбе объясняют, что люди ловят её для еды, а не из баловства, и что делают они это только из насущной необходимости.
Традиционная одежда удэгейцев
Одежда удэгейцев шилась из подручных средств. Обычно она была домотканой или изготавливалась из меха.
Традиционная постройка удэгейцев, независимо от её предназначения, именуется «джугди». Все родственные племена называют своё жилище точно так же, что объясняется их тесными контактами.
Традиционные постройки удэгейцев делятся на полуподземные, наземные и свайные. По конструкции они тоже бывают разные, а именно: срубные и каркасные. Каркасные сооружения – это остов из дерева, покрытый корой и берестой. Стены были деревянными и строились из уложенных друг на друга бревен.
Зимнее жилище обычно разделялось с помощью деревянных брёвен на несколько частей. Стены засыпались землей наравне с бревнами. В месте, предназначенном для отдыха, устанавливались нары. В центре жилья отводилось специальное место для обработки рыбы и мяса – их традиционно коптили и вялили. Здесь же, посреди жилища, каждый день готовили еду и поэтому там устанавливали котел.
Жилище удэгейцев также делилось на мужскую и женскую половины. Некоторые ученые считают, что эта форма деления жилья могла быть позаимствована у китайцев.
Летние варианты жилищ представляли собой шалаши. Со стороны они выглядели как двускатная крыша, которую установили над землёй на сваях. Сверху шалаш укрывали корой кедра или берестой. Возле шалашей размещались хозяйственные постройки с обязательными отдельными помещениями для разделки рыбы и мяса.
Внешность удэгейцев
Удэгейцы являются представителями монголоидной расы. Они обладают характерной внешностью с ярко выраженными признаками. Это:
По сравнению с другими монголоидами у удэгейцев более светлая кожа, пигментация волос и глаз выражена не так ярко.
История удэгейцев
Племя «удага» впервые упоминается в V-VI веках.
В историографии империи Цзинь говорится о том, что в её время берега Японского моря заселяло племя Удаха. Очевидцы называли членов этого племени «дикие люди удахэ».
Ещё один китайский документ рассказывает о том, что в XVII веке на берегу Японского моря проживало некое рыболовное племя.
Вся история развития этого племени тесно связана с нанайцами и эвенками. Эти племена так тесно контактировали между собой, что учёные не различали их до XIX века.
До прихода русских удэгейцы не знали письма и не умели читать. Они исповедовали шаманизм, верили в родство людей с медведями и тиграми. Главными занятиями удэгейцев были охота и рыбалка. Кроме того, они собирали дары леса и сушили их, чтобы обеспечить себя съестными припасами в суровых природных условиях.
С приходом русских племена удэгейцев обрели письменность. Сначала это была письменность на основе русского алфавита. Удэгейский алфавит был разработан и согласован только в 1930 году.
Кроме того, русские миссионеры обращали местных жителей в христианскую веру и поэтому к началу XX века шаманизм у удэгейцев сохранился только в самых труднодоступных районах.
Русские принесли удэгейцам христианство и грамотность, но не смогли изменить экономическую ситуацию на Дальнем Востоке. До революции большинство удэгейцев жили очень бедно и вынуждены были за копейки трудиться на китайцев, а также попадали в кабалу к кредиторам.
К началу XXI века большинство удэгейцев живут точно так же, как и русское население Дальнего Востока, – в посёлках и городах.
Известные удэгейцы
Большинство самых известных удэгейцев живут в поселении Красный Яр. Это творческие люди, которые по-прежнему ощущают единение с природой и чтят ее.
Национальным удэгейским писателем был Николай Дункай, дядя Ивана Дункая, рисунки которого послужили иллюстрациями к книге Николая Семеновича «Скала сокровищ».
Танцевальная культура удэгейцев славится благодаря ансамблю «Агдайми» – в переводе «радость».
Источник: Народы и религии мира: Энциклопедия / Гл. ред. В.А. Тишков. Редкол.: О.Ю.Артемова, С.А.Арутюнов, А.Н.Кожановский, В.М.Макаревич (зам. гл. ред.), В.А.Попов, П.И.Пучков (зам. гл. ред.), Г.Ю.Ситнянский. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1998, — 928 с.: ил. — ISBN 5-85270-155-6