учительская газета нет у нас такой профессии
Адаптивная физическая культура — 20 лет провала
В России с 1995 г. развивают проект «физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)» (АФК). Возможно, Вы что-то слышали об этом и даже думаете, что это что-то хорошее. Прошло уже более 20 лет. Никакой АФК у нас нет. Вместо АФК — миф, чушь, невежество и резонерство. Давно уже можно понять, что проект провалился, но деньги на него продолжают тратить. причина провела — несостоятельность во всем, от теории до организации.
На запросы в разные инстанции я получил уже более 20 отписок. Общий смысл: всё у нас хорошо, дети занимаются, выпускники работают, образование соответствует госстандарту. В действительности, получить занятия АФК детям и взрослым негде, рабочие места для т. н. специалистов по АФК не созданы. В школах АФК нет, реабилитационных центрах нет, в коммерческих фитнес-клубах тоже нет. Единичные муниципальные учреждения проблему не решают, ни с возможностью заниматься для лиц с ограниченными возможностями здоровья, ни с трудоустройством выпускников. В год по всей стране выпускают около 10 тыс специалистов по АФК. За 20 лет их стало уже 200 тыс. Работы они не найдут, знаний не получат. Вместо знаний им в голову вбивают немыслимую чушь.
Даже названии проекта его авторы, во главе с С. П. Евсеевым, не могли написать грамотно. Нет у нас никаких «лиц с отклонениями». Официальный термин «с ограниченными возможностями». Справку о том, что ребенок «с отклонениями» никто не даст. Критериев включения-исключения для занятий АФК у нас нет. Так, для кого предназначена эта «адаптивная физическая культура» и почему она названа «адаптивная»? По мнению авторов, потому что она адаптирует инвалидов в обществе. Если она адаптирует, значит, должна называться «адаптирующая», но в этом случае абсурд был бы более заметным. Никакая физкультура не адаптирует кого бы то ни было к обществу. Адаптация к обществу может происходить только путем социализации, а для этого необходимо включение субъекта в социум, т. е. общество людей. Стадион, лыжня или бассейн — это не общество, где живут люди. На любой странице любого учебника по АФК я покажу Вам пример невежества авторов. Физкультура, физическая тренировка может развить физические качества человека — силу, координацию, гибкость, функциональные возможности, одновременно решаются общие для образования задачи — обучение и воспитание, а для адаптации инвалида в обществе необходимо развитие инклюзивного или специального образование, создание рабочих мест и безбарьерной для инвалидов, улучшение социальной и медицинской помощи. Кстати, насчет инклюзивного образования в целом, критерии включения-исключения не разработаны вообще.
Замечу, что международный опыт развития направления «adapted physical education» (адаптированное физическое воспитание) к настоящему времени составляет около 60 лет. На момент начала проекта АФК в России он составлял около 40 лет. Этот термин появился в 1952 г. В 1962 г. были сформулированы три различия между физической терапией (реабилитацией) и адаптированным физическим воспитанием. Физическая терапия — это: 1) медицина, 2) направлена на устранение конкретных изменений, вызванных болезнью, 3) участие пациентов может быть активным или пассивным. Адаптированное физическое воспитание — это: 1) педагогика, 2) направлено на общее развитие и укрепление здоровья человека с ограниченными возможностями здоровья, 3) участие занимающихся обязательно активное. Совершенно очевидно, что цели и границы компетенции лечения и воспитания различные, но в Евсеевском проекте они невежественно смешаны. Международная стартовая дата адаптированного физического воспитания — 1975 г., когда в Закон о реабилитации в США была внесена формулировка «физическое воспитание является обязательной частью образования». Она обязывает образовательные учреждения включать в занятия по физвоспитанию всех обучающихся, без исключения, а родителям дает право добиваться этого. Это направление появилось в США, но теперь распространилось по всеми миру. Отработана система подготовки учителей физкультуры для занимающихся с отклонениями в состоянии здоровья. Она построена, как последипломное образование для уже работающих учителей физкультуры и медиков, на основе целевых пакетов программ обучения.
У нас ничего из этого опыта не используется и даже неизвестно. У меня возникают серьезные вопросы. Что это, глупость или предательство? Начало проекта — 1995 г., время предательства и разрушения. Не забывайте, что происходило в это время, что творилось в стране. Еще вопрос, почему в течение 20 лет никакие руководящие и проверяющие органы не заметили ничего странного? Почему профессорско-преподавательский состав по всей стране в течение 20 лет каждый день обманывают студентов не только что у них будет нужная людям профессия, но и вбивают им в голову невежественные представления о педагогике? Они сами не понимают или понимают, но помалкивают, что хуже? У всех этих педагогов пониженная социальная ответственность? Почему они защищают диссертации, получают ученые степени и звания? Почему члены диссертационных советов голосуют за? Почему ВАК всю эту галиматью утверждает? Почему молчат выпускники факультетов АФК? Они ведь потратили время и деньги, но их нигде на работу не берут. И дипломы у них неполноценные — в них написано «специалист». Если даже их и возьмут на работу учителем физкультуры, педагогический стаж начислять никто не обязан. Возможности получить занятия АФК у детей и взрослых как не было, так и нет. Все молчат или пишут отписки. Эта проблема не толко АФК, но всей нашей педагогики, и не только педагогики, но и Закона.
Хотите узнать больше про АФК? См. мои статьи: «Учительская газета Нет у нас такой профессии», «Общая газета Не адаптивная она»; в сборниках: «Не адаптивная она, а адаптированная с точки зрения Закона», «Не адаптивная она, а адаптированная как по-русски, так и по-украински» и др. По запросу «не адаптивная» будет много ссылок. С названиями я допустил ошибку. Надо было начинать с «адаптивная», тогда тексты извлекались бы по запросу «адаптивная». Следующие я начну с «адаптивная».
Проблему надо поднять на обсуждение в СМИ. Иначе, чиновники и наши дивные депутаты ничего понимать и делать не станут. У них всё хорошо, кто бы сомневался.
Читайте, вникайте, не оставайтесь равнодушными. Был бы признателен за возможность подготовить материал для любого СМИ. Может быть, удобнее подать материал в форме интервью. Может быть, в форме открытого письма, взяв за основу этот текст.
С уважением, Козловский Игорь Игоревич, врач, ДМН,
действительный член (академик) Международной академии наук IAS,
ветеран боевых действий,
Москва
Нововведения «Большой перемены» позволят всем выпускникам колледжей бороться за 1 млн рублей
Сегодня, 19 ноября, в Нижнем Новгороде завершился финал Всероссийского конкурса «Большая перемена» – проекта президентской платформы «Россия – страна возможностей» – для студентов колледжей.
Фото: АНО «Россия – страна возможностей»
В этом году учащиеся образовательных организаций среднего профессионального образования приняли участие в конкурсе впервые. Победителями стали 300 человек: 150 студентов 2-3 курсов и 150 студентов 4 курсов.
Первый заместитель руководителя Администрации Президента РФ Сергей Кириенко отметил, что ребята навсегда останутся первыми, потому что будут новые проекты, будет продолжаться «Большая перемена». «Но первые всегда останутся первыми. Вы – победители, потому что не побоялись принять этот вызов», – сказал он.
Кириенко рассказал о нововведениях, которые ожидают конкурсантов в следующем году. Он добавил, что все преобразования основаны на предложениях самих финалистов. В следующем году побороться за главный приз конкурса – 1 миллион рублей на образование – смогут все студенты выпускных курсов колледжей, независимо от продолжительности программы подготовки. Также победители смогут получить дополнительные баллы к портфолио достижений при поступлении в вузы. Сегодня такая возможность есть только у учеников 11 классов. «Если вы захотите поступать в вуз по другой специальности и решите сдавать ЕГЭ, то все победители тоже будут получать по пять дополнительных баллов», – пояснил Сергей Кириенко.
Еще одно нововведение касается студентов колледжей младше 18 лет. Сейчас победители «Большой перемены» среди школьников, кроме гранта и поездки в рамках проекта «Больше, чем путешествие», могут побывать на специальной смене в «Артеке». «Те из вас, кому еще не исполнилось 18 лет, в следующем году также смогут поехать в «Артек», – рассказал Кириенко. Он добавил, что в следующем году в «Большой перемене» в рамках основных вызовов конкурса появятся специальные треки от партнеров проекта – крупнейших российских компаний, которые разработают для них специальные задания. По его словам, победители в этих треках получат гарантированную стажировку в компаниях и возможность дальнейшей работы в них.
«Мы приняли решение, что нужно в каждом конкурсе создать возможности для реализации молодежи, нужно создать при колледжах малые предприятия, чтобы вы уже во время обучения могли не только получать специальность, но и попробовать себя в той профессии, которую вы выбрали, заработать свои первые деньги», – рассказал глава Минпросвещения Сергей Кравцов финалистам.
«Четыре дня Нижний Новгород принимал 600 ярких, талантливых ребят из 67 регионов России. Финалисты были погружены в атмосферу конкурсных испытаний – выполняли задания, учились работать в команде, делились идеями, создавали новые проекты, слушали и общались с экспертами», – прокомментировал генеральный директор АНО «Россия – страна возможностей» Алексей Комиссаров. Он попросил ребят не останавливаться на достигнутом и пробовать себя и в других проектах платформы.
В пресс-службе президентской платформы добавили, что по 1 млн рублей на образование получат 150 победителей – студентов 4 курсов, по 200 тыс. рублей – 150 студентов 2-3 курсов. Педагоги-наставники, подготовившие победителей, получат по 150 тыс. рублей. По 2 млн рублей на развитие образовательной среды получат 20 лучших образовательных организаций.
Нет у нас такой профессии. Не адаптивная она, а адаптированная!
В России 20 лет развивают проект «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура – АФК)». Это направление реабилитации, оно относится к педагогике. Стартовая дата – 1995 год, открытие первой кафедры АФК в Санкт-Петербургском университете физической культуры им. П.Ф.Лесгафта.
Основоположник АФК в России Сергей Петрович Евсеев, доктор педагогических наук, профессор. Он же редактор и соавтор учебников и государственных образовательных стандартов. В настоящее время руководит Департаментом науки Министерства спорта, является главным редактором журнала «Адаптивная физическая культура». 1995 год – время великих возможностей. Открыты факультеты АФК в педагогических вузах по всей стране и зачем-то в нескольких медицинских, хотя эта специальность не медицинская, а педагогическая. Где она, адаптивная физическая культура? Куда отвести ребенка заниматься АФК? В школах АФК нет. Физкультура там есть, а адаптивной физкультуры нет. Дополнительного учителя по АФК не предусмотрено. Дети, которые не могут выполнять обычную программу физического воспитания, сидят на скамейке. В реабилитационных центрах АФК тоже нет. Там есть лечебная физкультура (ЛФК), но это работа для специалистов с медицинским образованием. Рабочих мест для выпускников по АФК нет. Вузы выпускают безработных, за государственный счет или за свой собственный. Казалось бы, вопросами АФК должно заниматься Министерство образования и науки. Однако оно этим не занимается. Тогда понятно, почему в школах нет АФК, а для выпускников нет рабочих мест. Никто не управляет, никто не отвечает. Вопросами АФК занимается Департамент массовой физической культуры и спорта Министерства спорта, но вопросы педагогики не в их компетенции. Никто ничего странного за двадцать лет не заметил? Вузы по всей стране выпускают специалистов по АФК, издается журнал АФК, там публикуют статьи по АФК, защищают диссертации, получают ученые степени. На что уходят наши деньги? На зарплату так называемым педагогам – профессорско-преподавательскому составу, зав. кафедрами, ректорам и проректорам. Что хуже, если они ничего не понимают или понимают, но продолжают ежедневно, год за годом обманывать наивных студентов? Если рабочих мест не создано, значит, нет у нас такой профессии. Это вопросы для Генеральной прокуратуры. Содержание учебной программы по АФК – это невежественная чушь. Даже название правильно придумать не могли. Не «адаптивная» она, а адаптированная. Если что-то адаптировали, оно становится адаптированным. Существует стандартный термин «адаптированные образовательные программы». Перлы можно найти на каждой странице учебника. Жаль, что студенты не способны оценить этот своеобразный юмор. Там есть два важных момента. Теоретики АФК включили в это направление лечебную физкультуру и физическую реабилитацию. Однако оба понятия относятся к медицине, а не к педагогике. Очевидно, авторы учебников по АФК не понимают разницы между зонами компетенции и задачами педагогики и медицины. Авторы утверждают, что АФК способствует интеграции и адаптации инвалидов в общество. В действительности никакая физкультура этому не способствует, все это инклюзивное образование, создание безбарьерной среды и рабочих мест для людей с особыми потребностями. Похоже, что авторы не знакомы с положением Льва Семеновича Выготского о вторичном, социальном, дефекте, который развивается вследствие первичного, собственно инвалидности, по причине ограничения социальной активности инвалида. Это положение является основой коррекционной педагогики во всем мире. Если бы дело было в физкультуре, проблем бы не было ни с инвалидами, ни с выпускниками детских домов, ни с молодежью, вышедшей из мест заключения. Знаний студенты не получают, им в голову вбивают всякую ерунду. Многие студенты и не хотят никаких знаний, их интересует только диплом о высшем образовании, благо поступить учиться на эту специальность нетрудно. Однако есть и такие, кто хочет работать по специальности, но они будут разочарованы. Их обманули. Теоретики АФК решили изобрести велосипед. Получился он деревянный и без руля. Международный опыт этого направления реабилитации составляет уже более 40 лет. Все уже придумано, проверено практикой, написано и опубликовано. Невежество – это не отсутствие знаний, это активная жизненная позиция не желать знать. То, что у нас случилось с АФК, – это позор для российской педагогики. Преодолеть его можно только совместными усилиями профессионального сообщества педагогов, медиков и специалистов по социальной помощи.Игорь КОЗЛОВСКИЙ, доктор медицинских наук, член Педагогического общества России
В России появился новый интернет-ресурс с советами о воспитании детей
Институт воспитания РАО при поддержке Министерства просвещения России запустил сайт одного из старейших образовательных изданий России «Семья и школа». Новый интернет-ресурс призван помочь родителям, воспитателям и педагогам разобраться в вопросах воспитания и обучения детей, а также обозначить актуальные тенденции в сфере образования.
На страницах журнала «Семья и школа» педагоги, психологи, врачи, юристы и другие эксперты из разных областей делятся советами, которые помогут сделать процессы воспитания, обучения и общения детей и взрослых комфортными и интересными. При этом с запуском сайта издания у всех читателей появилась возможность получать полезные рекомендации по воспитанию не только в печатном, но и в электронном виде, поскольку каждый выпуск журнала будет опубликован на сайте.
Помимо цифровой версии издания на сайте размещено большое количество познавательных статей на образовательную тематику. Читатели смогут узнать, как определиться с выбором школы, как повысить грамотность детей, как формировать полезные привычки у детей, какие цифровые ресурсы помогут подготовиться к ЕГЭ, как эффективно работать в дистанционном формате и многое другое.
Однако и это еще не все. В скором времени у самых неравнодушных читателей появится возможность поделиться своим опытом в области воспитательной и образовательной деятельности в рамках рубрики «Станьте нашим автором». Чтобы получить статус автора достаточно будет пройти тестирование и подтвердить свою компетентность. Эксперты Института воспитания РАО будут рассматривать полученные материалы и давать свои рекомендации, а наиболее интересные статьи будут опубликованы в разделе «Выбор института».
На официальном сайте издания реализована удобная система навигации, позволяющая пользователям быстро находить информацию по интересующим темам. Так, на главной странице портала есть вкладка «Родительский клуб», где мамы и папы смогут найти ответы на вопросы о взрослении детей, прочитать о проверенных временем практиках воспитания и актуальных тенденциях образования. Также они могут принять участие в мероприятиях с практикующими экспертами по вопросам развития детей. Для этого достаточно изучить расписание мероприятий на специальном календаре.
Для специалистов сферы воспитания и образования тоже разработан отдельный раздел – «Педагогический совет». Здесь читатели могут ознакомиться с научно-публицистическими статьями и видеоматериалами по актуальным вопросам взаимодействия с детьми разных возрастов. Кроме того, в этом разделе можно найти актуальные анонсы мероприятий, которые будут проводиться с участием приглашенных экспертов отрасли и специалистов Института воспитания.
Помимо образовательных статей пользователям доступны десятки подкастов по широкому кругу тем и различные видеоролики открытых уроков и родительских собраний. При этом педагоги и родители на сайте могут бесплатно подписаться на рассылки по трем темам: общение с детьми дошкольного возраста, школьники и их круг интересов, отношения с подростком.
Напомним, история журнала «Семья и школа» началась еще в 19 веке. В свое время он стал одним из первых педагогических изданий в России, а его главным предназначением было дать родителям и учителям ориентиры в воспитательной и образовательной деятельности. В этом году журнал отмечает свой 150-летний юбилей, но за многие годы существования издания освещаемые на его страницах темы не потеряли своей актуальности. Поэтому в честь этого события Институт воспитания РАО при поддержке Министерства просвещения России возобновил выпуск журнала и запустил его собственный сайт.
Вопрос недели
25 сентября состоится открытие конкурса «Учитель года России»-2021. Какими основными качествами, на ваш взгляд, должен обладать учитель 2021 года?
Алексей КОРЧЕВСКИЙ, победитель регионального этапа конкурса «Учитель года России»-2020, учитель химии школы №42 имени Б.Г.Шуклина, Курск:
– Сегодняшнему учителю важно быть человечным, понимать и принимать людей такими, какие они есть, уметь выстраивать коммуникации и атмосферу урока. При этом нужно хорошо знать свой предмет, потому что сегодня быть классным аниматором мало. И, конечно, учитель должен быть личностью и понимать, что каждое его слово и каждое действие находят отражение в воспитанниках. Обязательны такие качества, как трудолюбие и увлеченность предметом – это зажигает ребят. Ну и, конечно, любовь к своей профессии, доброта и честность по отношению к детям.
Светлана СЕМЕНЧЕНКО, преподаватель математики, Великий Новгород:
– Лучший учитель – это человек, который в совершенстве знает свой предмет и обладает кругозором, далеко выходящим за рамки преподаваемой дисциплины. Но этого недостаточно, если педагог не умеет передать свои знания детям. Следовательно, совершенное владение методикой и создание собственных педагогических приемов – еще одно обязательное условие. Третий критерий – личное обаяние и безупречность поведения.
Олеся ГОНЧАРУК, учитель физики средней школы №88 Волгограда, председатель клуба «Наставник» Общероссийского профсоюза образования:
– Учитель 2021 года должен обладать способностью правильно оценивать свои профессиональные дефициты, проводить глубокую саморефлексию. Одним из главных критериев профессиональной успешности педагога являются знания, и не только профильные, но и те, которые выходят за рамки предметной области. Ну и не надо забывать про мягкие навыки – гибкость мышления, лидерские качества, открытость для контакта, умение работать в команде и управлять своим временем. Безусловно, современный педагог обладает яркой харизмой и самобытностью.
Валерия БАЛТАЧЕВА, учитель года Удмуртской Республики-2013, учитель истории и обществознания международного образовательного комплекса «Гармония – школа №97», Ижевск:
– Учитель 2021 года должен уметь быстро реагировать на происходящее, но при этом не стараться успеть сделать все, и тем более идеально. Нужно уметь замедляться, прислушиваться к себе, быть искренним, верить в себя и в то, что делаешь. Мне кажется, такой человек обязательно будет интересен детям, сможет их вдохновить и сделать счастливыми.
Раис ЗАГИДУЛЛИН, учитель года Ульяновской области-2002, эксперт аппарата Общероссийского профсоюза образования:
– Качества учителя-2021: ярко выраженная установка на достижение гуманистических педагогических целей, широкий репертуар педагогических технологий, позитивное мышление и восприятие образовательной действительности.