учитель технологии и предпринимательства что это такое

Информация для абитуриентов об интересном профиле Технология с основами предпринимательства

учитель технологии и предпринимательства что это такое. Смотреть фото учитель технологии и предпринимательства что это такое. Смотреть картинку учитель технологии и предпринимательства что это такое. Картинка про учитель технологии и предпринимательства что это такое. Фото учитель технологии и предпринимательства что это такое

Кафедра технологии и предпринимательства

44.03.01 Педагогическое образование направленность (профиль) образовательной программы Технология с основами предпринимательства (очно, 4 года, заочно, 5 лет.

Много бюджетных мест (очно – 24, заочно – 19).

В процессе обучения изу чают :

· о бщетехнические дисциплины – основы инженерии – теоретическая механика, материаловедение, электро-радиотехнику, программирование ARDUINO, робототехнику, черчение, компьютерное черчение, 3D-моделирование, инженерные языки программирования Labview, C, виртуальную и дополненную реальность VR / AR и др.;

· экономику и предпринимательство – технологии малого бизнеса, основы предпринимательства, экономика, налоговая система РФ, менеджмент и прикладной маркетинг, бизнес-планирование и др.

После окончания обучения можно работать в образовании (техникум, школа, технопарки президента Путина В.В., и др.) учителями технологии, экономики и предпринимательства, черчения, робототехники и общетехнических дисциплин и др. Выпускники могут также трудоустроиться в МВД, МЧС, органы гос. власти, банки, и др. коммерческие структуры.

1. Физическое и технологическое образование (учитель физики и технологии – уровень магистр).

2. Преподаватель экономики и предпринимательства в школах и техникумах (учитель экономики и предпринимательства – уровень магистр).

3. Технологическое образование. Робототехника (учитель технологии и общетехнических дисциплин и робототехники – уровень магистр).

4. Экономическое образование (учитель экономики – уровень магистратуры).

5. Математическое образование в условиях ФГОС (учитель математики – уровень магистратуры).

1. Математика (профиль) >= 39 баллов.

2. Русский язык >= 45 баллов.

3. Обществознание >= 44 балла.

Для выпускников техникумов и среднеспец. учреждений – без ЕГЭ в устной форме, русский язык, математика, обществознание – в дистанционной форме.

Третий год подряд наши студенты становятся победителями WorldSkills Russia в городе Москва и становятся лучшими в стране студентами в номинации «Преподавание технологии» – http://www.kspu.ru/page-32843.html.

· Институт математики, физики и информатики (приёмная комиссия) ауд. 1-23 (очно, заочно), ул. Ады Лебедевой, 89.

Для подробного знакомства с ИМФИ https://vk.com/imfi.kspu.

Выступление директора ИМФИ Чиганова А.С. о поступлении на ИМФИ https://vk.com/video-189313_456239088.

Ссылка для подробного ознакомления с кафедрой технологии и предпринимательства и её деятельностью http://www.kspu.ru/division/175/.

Рекламный ролик профиля Технология с основами предпринимательства на ДНЕ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ КГПУ 2020 https://vk.com/video-76800187_456239019.

Ссылка на учебный план очного отделения:

Ссылка на учебный план заочного отделения

В дальнейшем вы будете востребованы у работодателей Красноярского края!

Министерство просвещения Российской Федерации

© Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева. 2006—2021. Перепечатка с указанием ссылки

Источник

Анализ опыта работы высшей педагогической школы по подготовке учителя технологии и предпринимательства

Построение курса «Основы предпринимательской деятельности» является одной из главных проблем подготовки учителя технологии и предпринимательства. В этом параграфе мы проведем анализ опыта построения различных предпринимательских курсов и выявленных подходов к подготовке учителя технологии и предпринимательства.

Первые попытки разработки такой системы предпринимались в середине 90-х гг. В ходе российско-американского семинара «Через педагогическое образование к культуре предпринимательства в России», который проходил в Москве в марте 1995 года, была предложена модель развития российского предпринимательства, которая включала в себя два взаимосвязанных этапа:

1. подготовка учителя предпринимательских дисциплин;

2. обучение учащихся предпринимательской деятельности высококвалифицированными учителями и подготовка подрастающего поколения к самостоятельной жизни в условиях рынка.

Индустриально-педагогические факультеты педагогических вузов были преобразованы в технолого-экономические и факультеты технологии и предпринимательства. Обучение на них осуществляется в соответствии с положениями Государственного образовательного стандарта о содержании и уровне подготовки выпускника педагогического вуза по специальности «Технология и предпринимательство». Целью подготовки будущего специалиста является не просто передача студентам суммы определенных технических, технологических и экономических знаний, а формирование у них особого экономического мышления, которое позволило бы им в будущем решать различные проблемы, обусловленные рыночной экономикой и задачами современной системы образования.

Подробный анализ современного состояния проблемы технолого-экономической подготовки в целом и построения курса «Основы предпринимательской деятельности» дан в работе С.Д.Чуркина.

Он рассматривает проблему технолого-экономической подготовки как составную часть системы непрерывного образования, дает подробный анализ предпринимательства как объекта изучения в педвузе, подчеркивая необходимость его изучения. В то же время С.Д.Чуркин говорит о том, что подготовка молодежи к практическому участию в рыночных делах, предпринимательстве «осуществляется пока бессистемно, не оказывая положительного влияния ни на развитие производства, ни на становление общества». В связи с этим, им предлагаются для решения ряд задач, над которыми работают современные исследователи и педагоги в настоящее время.

Автор отмечает, что «реализация проблемы изучения предпринимательских дисциплин в педагогическом ВУЗе предполагает решение следующих задач:

1. необходимо разработать универсальные типовые и индивидуальные программы по изучению предпринимательских дисциплин;

3. необходимо техническое обеспечение на основе информационных технологий.

К сожалению, на сегодняшний день до конца не разработан ни один аспект поставленных вопросов». Таким образом, выделенные в работе задачи предполагают поиск вариантов их решения.

Исследования в намеченных направлениях ведутся экономистами, педагогами, учеными, в том числе и во многих российских педагогических вузах.

При подготовке учителя технологии и предпринимательства важное значение имеет содержание образования по курсу «Основы предпринимательской деятельности». Состав предпринимательских дисциплин и их структура представляется различными исследователями по-разному. Например, С.Д.Чуркин, рассматривающий данную проблему, отождествляет экономические и предпринимательские дисциплины. Он включает в их совокупность макро- и микроэкономику, историю экономической мысли, основы менеджмента и маркетинга, экономику семьи, предпринимательство и бизнес. В исследованиях Д.В.Коняева прослеживается более узкое понятие предпринимательских дисциплин, сводимое практически к курсу «Основы предпринимательской деятельности». Мы придерживаемся концепции В.Д.Симоненко и в курс «Основы предпринимательской деятельности включаем учебные блоки: «Основы предпринимательской деятельности», «Основы менеджмента» и «Основы маркетинга».

При построении курса «Основы предпринимательской деятельности» необходимо прежде всего проанализировать его содержание, которое отражено в многочисленных учебниках и учебных пособиях по этому курсу. Так, в настоящее время разработаны учебники и учебные пособия по основам предпринимательства как для школьников, так и для студентов. Например, «Экономика и бизнес» под редакцией

Однако, как отмечают ученые-исследователи, пока еще в учебниках и учебных пособиях «слабо отражается междисциплинарный подход к изложению учебного материала, использованию исторического опыта экономической науки как мировой, так и отечественной; доминирующим фактором в осуществлении попыток создания какого-либо стандартного учебника по экономической теории является некритическое, часто просто начетническое отношение отечественных авторов к западным курсам, бездумное их воспроизведение на страницах своих пособий и учебников без учета специфики российской действительности, менталитета русского народа».

Тем не менее, во многих учебниках и учебных пособиях очень широко представлен теоретический материал по курсу «Основы предпринимательской деятельности». Мы сравнили содержание учебников и учебных пособий таких авторов как В.А.Абчук, А.В.Бусыгин, В.Я.Горфинкель, В.П.Грузинов, К.Джайлс и Н.Хедж, СИ Кретов, М.Мескон и др. Это позволило выделить основные темы и разделы курса «Основы предпринимательской деятельности», входящие в большинство учебников и учебных пособий.

В подготовке учителя предпринимательства главным направлением на сегодняшний день, на наш взгляд, является развитие у обучающихся предпринимательских качеств, часто именуемых предприимчивостью. Так, в работах Л.М.Фуксона, С.Д.Коняева, Н.В. Чигиринской подробно рассматривается вопрос формирования основных предпринимательских качеств. Но они рассматривают этот процесс с различных точек зрения. Л.М.Фуксон акцентирует внимание на развитии деловых качеств у школьников, при этом под деловыми качествами понимается совокупность творческих, исполнительских и организаторских качеств личности. В его исследовании представлена модель развития деловых качеств, включающая функциональный, творческий, структурный и целевой аспекты. Такое деление позволяет понять, в каких условиях происходит развитие деловых качеств и акцентировать внимание на тех аспектах, которые подлежат педагогическому моделированию.

С.Д.Коняев предлагает к рассмотрению программу спецкурса «Предприимчивость и педагогика», направленного на формирование предприимчивости как единого интегративного качества личности. Предлагаемая программа охватывает основные темы и разделы дисциплины «Основы предпринимательской деятельности», такие как «Социально-экономические основы предпринимательства», «История предпринимательства в России», «Основные виды и содержание предпринимательской деятельности» и др., но вместе с тем в нее включены вопросы формирования предприимчивости у студентов в процессе их профессиональной деятельности, диагностики сформированности предприимчивости. Исследователь полагает, что «предприимчивость, применительно к деятельности педагога, может сама выступать в роли фактора, побуждающего к достижению успеха в профессиональной деятельности». К составляющим предприимчивости он относит такие личностные качества, как риск, уверенность в себе, решительность, целеустремленность, самостоятельность, творчество, организаторские способности, организованность, коммуникабельность. Таким образом, изучение спецкурса Д.В.Коняева предполагает интегрированное усвоение теоретических основ предпринимательства и педагогических основ развития предприимчивости личности. Для нашего исследования важна выявленная и практически доказанная автором возможность развития предприимчивости при изучении предпринимательства.

Ценность исследования Н.В.Чигиринской в контексте развития качеств личности, на наш взгляд, состоит в том, что она рассматривает предприимчивость как «компонент творческой деятельности», который подчиняется закономерностям развития творческой направленности личности.

Большое внимание формированию социально и экономически значимых качеств уделяет в своих исследованиях И.А.Сасова. Она говорит о необходимости судить о социально-экономической подготовленности школьников не только по уровню их знаний и умений, но и по сформированным у школьников качествам. «У них должны быть сформированы соответствующие качества личности, такие, как трудолюбие, предприимчивость, деловитость, расчетливость, бережливость, экономность и др.», причем предприимчивость «рассматривается как проявление трудовой, общественной активности, выражающейся в находчивости, изобретательности, инициативности, практичности, самостоятельности принятия решений и ответственности за их выполнение, выработке идей, предусматривающих получение прибыли». Такое определение предприимчивости, на наш взгляд, является более полным, чем у других авторов, и показывает интегративный характер данного качества личности.

Формированию деловых качеств также посвящены работы Л.П. Михалевой, А.Л.Поляковой.

В исследовании Л.П. Михалевой сделан акцент на методах развития деловых качеств личности. Наиболее эффективными методами автор считает методы активного обучения: неимитационные (проблемная лекция, проблемное занятие, проблемный семинар, производственная практика, активно-групповая консультация, олимпиада, конференция, дискуссия); имитационные неигровые (анализ конкретных ситуаций, имитационный тренинг с использованием персонального компьютера (ПК), имитационные упражнения) и игровые (деловые игры, имитационно-деятельностные игры). В своем исследовании мы используем большинство из этих методов при разработке технологического обеспечения курса предпринимательских дисциплин.

Несколько иную классификацию методов развития предпринимательских качеств, предлагает А.Л.Полякова. Она делит эти методы на заданный, диалогичный, игровой, личностно-значимых ситуаций.

В ряде педагогических исследований рассматривается подготовка студентов к практической предпринимательской деятельности. Так, И.В. Брызгалов в своей работе исследует проблему педагогического руководства подготовкой студентов к предпринимательской деятельности в сфере спортивно-образовательных услуг. Им разработана модель подготовки студентов к предпринимательской деятельности и введена в практику Уральской государственной академии физической культуры экспериментальная дисциплина «Основы предпринимательства». Ее содержание разработано в соответствии с ГОС. В процессе преподавания дисциплины акцент делается на развитие профессиональных знаний, умений и навыков, а также прикладных умений (владение ПК, организаторское искусство, спортивное мастерство, вождение автомобиля), деловых и личностных качеств. Особенно важен для построения нашего курса состав профессиональных умений, выделенных автором. Среди основных профессиональных умений И.В.Брызгалов выделяет умение разработки бизнес-плана, комплектования пакета документов нового предприятия, разработки стратегии работы предприятия в первый год. При разработке экспериментального курса мы учитывали необходимость развития этих умений у студентов при их подготовке к практико-ориентированной профессиональной деятельности.

Т.Терюкова, рассматривая технолого-экономическую подготовку студентов педагогических вузов, обращает особое внимание на формирование экономической культуры, которая в экономическом процессе способна стать «важным нематериальным ресурсом общественной системы». Она также отмечает необходимость изменения подходов, методов и средств обучения студентов экономическим и предпринимательским дисциплинам.

В ряде работ рассматривается подготовка школьников к предпринимательству. Так И.А. Сасова уделяет этому вопросу большое внимание в своих исследованиях. В статье «Детское акционерное общество в школе» она предлагает путем создания детских акционерных обществ «соединить обучение по экономике и технологии с производительным трудом и профессиональной подготовкой учащихся. ». Такое соединение, по мнению автора, будет эффективным при организации детского акционерного общества.

Представленная Д.М.Шакировой технология обучения основам предпринимательства представляет собой четко структурированный процесс подготовки предпринимателей.

Еще одну, не менее интересную технологию подготовки к предпринимательской деятельности, предлагают В.Каганов, А.Мухин, А.Толоконников. Она основана на применении учебно-деловых модулей, представляющих собой функционально полный замкнутый комплекс. Система модулей обеспечивает освоение предпринимателем основополагающих теоретических знаний и приобретение практических навыков. Целью использования такой технологии является изучение теории с использованием конкретных практических примеров, получение знаний, которые можно буквально сразу применять на практике.

Таким образом, в ходе изучения опыта построения курсов предпринимательских дисциплин и подготовки учителя технологии и предпринимательства были рассмотрены основные аспекты различных применяемых в этой области технологий. Было выявлено многообразие подходов к построению курсов по основам предпринимательской деятельности. Рассмотренные курсы носят в основном монофункциональный характер, т.е. каждый из них ориентирован на выполнение одной главной задачи: подготовка будущего учителя к осуществлению консультационной деятельности в сфере предпринимательства, подготовка предпринимателя-практика, развитие у учителя предпринимательских качеств и др.

Исходя из потребностей общества, требований Государственного образовательного стандарта к уровню подготовки учителя технологии и предпринимательства, а также низкой мотивации студентов к учительской профессии делается предположение о том, что курс «Основы предпринимательской деятельности» должен быть построен так, чтобы он способствовал решению комплекса задач.

Главными из них являются: формирование у студентов базисных знаний по основам предпринимательской деятельности; развитие профессиональной педагогической мотивации; подготовка будущего учителя к практико-ориентированной профессиональной деятельности; развитие у него профессионально-значимых и предпринимательских качеств.

Решение этого комплекса задач способствует достижению основной цели высшего профессионального образования на современном этапе. Так серьезная теоретическая и практическая подготовка обеспечивает соответствующий уровень квалификации будущего специалиста; развитие профессионально-значимых и предпринимательских качеств стимулирует его профессиональный рост; подготовка к практико-ориентированной профессиональной деятельности расширяет возможности учителя технологии и предпринимательства в сфере образования и создает условия для удовлетворения потребностей личности и ее профессиональной мобильности; формирование у студентов профессиональной педагогической мотивации повышает интерес к учительской профессии, позволяет актуализировать педагогические знания. Немаловажно и то, что поставленные перед курсом задачи решаются не изолированно, а во взаимосвязи, что способствует повышению эффективности курса и подготовке специалиста, удовлетворяющего требованиям, выдвигаемым «Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года».

Решение этих задач будет способствовать подготовке профессионально мобильного и способного к профессиональному росту учителя технологии и предпринимательства.

Источник

Подготовка учителя технологии и предпринимательства как социально-экономическая и педагогическая проблема

Вопросы, связанные с содержанием и технологиями подготовки специалиста в любой области деятельности, как правило, не имеют однозначного решения. Особенно, если эта область является новой и перспективной в развитии общества. Одной из таких областей деятельности в России в настоящее время является предпринимательство.

В современных условиях в России предпринимательство приобретает все большее значение. Это связано, прежде всего, с возрождением рыночной экономики в Российской Федерации, а следовательно, многообразием форм собственности, изменением мотивации труда, восстановлением отношений конкуренции между субъектами экономической деятельности, переходом от командно-административной системы руководства к экономическим методам управления. В настоящее время в российской экономике предпринимательство становится силой, соединяющей все основные факторы производства в единый процесс создания товаров и услуг, удовлетворяющих потребности общества.

В настоящее время ученые и экономисты высказывают мнение о необходимости развития предпринимательского пространства в России. Предпринимательское пространство «представляет собой территориальную целостность, в рамках которой определенные факторы оказывают воздействие на профессиональную деятельность предпринимателя или предприниматель вынужден учитывать эти факторы и подстраивать под них свою профессиональную деятельность. Предпринимательское пространство можно охарактеризовать как сумму трех сфер, анализ каждой из которых дает предпринимателю возможность построения своей тактики и стратегии организации профессиональной деятельности». Таким образом, для деятельности в рамках развивающегося предпринимательского пространства необходимы профессионально подготовленные предприниматели.

Известно, что к предпринимательской деятельности полезно начинать подготовку детей со школьного возраста. Именно поэтому необходима подготовка учителя предпринимательства, а следовательно, создание курса «Основы предпринимательской деятельности». Основой построения такого курса должна стать теория предпринимательской деятельности. Остановимся на обсуждении ее ключевых моментов.

В XVII веке предпринимателем считали лицо, заключившее с государством контракт, стоимость которого оговорена заранее. На предпринимателя возлагали всю полноту финансовой ответственности за выполнение условий контракта, но если ему удается уложиться в меньшую сумму, то разницу он присваивает себе. Основной функцией предпринимательской деятельности считалось действие в условиях риска.

Данный анализ понятий предпринимательства основан на исследованиях зарубежных авторов. Это обусловлено тем, что предпринимательство как вид деятельности в России в течение долгого времени не только не исследовался, но и не практиковался. Только с конца 80-х годов XX века началось возрождение предпринимательских отношений в России и их первые подробные исследования отечественными учеными. Поэтому при раскрытии особенностей предпринимательской деятельности мы часто обращаемся к зарубежным авторам.

Особенно важны для нашего исследования работы Й.Шумпетера, считавшего предпринимательство движущей силой развития общества в условиях рынка. И.Шумпетер рассматривал предпринимательство как универсальную общеэкономическую функцию любой экономической формации.

Большой вклад в разработку теории предпринимательства был внесен американскими и западноевропейскими учеными. В большинстве своем они разделяют позицию Й.Шумпетера, но каждый из них выделяет в явлении предпринимательства различные аспекты. Б.Синто связывает предпринимательскую деятельность с инновациями. «Исследования, инновации и предпринимательство находятся между собой во взаимосвязи, предпринимательство означает не только организацию производства, но и поиск рыночной ниши, административную и финансовую деятельность. Оно требует знаний, интуиции, фантазии, упорства, выдержки, дерзости, готовности принимать решения и решать проблемы». Б.Синто опирается на позицию одного из основоположников современной философии промышленного развития и экономического успеха М.Валленберга, который утверждал: «Предпринимательство является основным требованием использования новой техники».

Р.Дамари видит в широком распространении предпринимательства на Западе возможность демократизации в сфере бизнеса. Он отмечает, что «экономическая свобода, возможность политического выбора и всеобщее образование, часто в области высоких технологий, привели к появлению огромного числа людей, желающих создать свое собственное дело».

А.Хоскинг рассматривает предпринимательство как особую форму экономической активности, подчеркивая значение в ней личности предпринимателя, который «ведет дело за свой счет, лично занимается управлением бизнесом и несет личную ответственность за обеспечение необходимыми средствами, самостоятельно принимает решения. Его вознаграждением является полученная в результате предпринимательской деятельности прибыль и чувство удовлетворения, которое он испытывает от занятия свободным предпринимательством. Но наряду с этим он должен принять на себя риск потерь в случае банкротства его предприятия».

Р.Хизрич отмечает, что «роль предпринимательства в экономическом развитии страны не сводится к увеличению душевого продукта и дохода. Предпринимательство служит своеобразным пусковым механизмом и проводником структурных изменений в экономике и обществе. Эти изменения выступают в качестве катализатора экономического роста, способствуя росту валового выпуска, так что при дележе «экономического пирога» в выигрыше оказываются все».

Отечественный ученый, автор одного из ведущих современных учебников по основам предпринимательской деятельности А.В.Бусыгин видит в предпринимательстве не только род деятельности, но и потенциальную возможность поднятия национального духа. Он отмечает, что предпринимательство «как одна из конкретных форм проявления общественных отношений способствует не только повышению материального и духовного потенциала общества, не только создает благоприятную почву для практической реализации способностей и талантов каждого индивида, но и ведет к единению нации, сохранению ее национального духа и национальной гордости».

Позиция другого известного отечественного ученого, доктора экономических наук, профессора В.Я.Горфинкеля созвучна с этим высказыванием. Он утверждает, что «именно конкурентная рыночная среда создает наиболее благоприятные условия для экономического развития как отдельного предприятия, так и общества в целом и является движущей силой социального и экономического прогресса».

А.Орлов также связывает будущее России с развитием предпринимательской деятельности. Он предполагает возможность того, «что в период 2005-2015гг. процессы очищения и возрождения сильного российского государства с опорой на социально ориентированную рыночную экономику (с развивающимся сектором малых и средних предприятий производственного и инновационного характера) дадут шанс (в логике столетних циклов) осуществления новой предпринимательской революции в ответ на вызовы XXI века».

Отечественный социальный психолог А.Брушлинский, опираясь на проведенные исследования, отмечает, что «в разных группах населения обнаружена общая тенденция возрастания значимости ценностей: «собственник», «богатство», «материальная обеспеченность», которые составили единый комплекс «экономических ценностей». Один или несколько элементов этого комплекса наряду с такими, как «здоровье» и «семья», входят в пятерку наиболее предпочитаемых ценностей даже у старших школьников. Предприимчивость как ценность-средство стала выделяться значительно чаще, причем в различных социальных группах».

Однако молодые люди не всегда бывают готовы к деятельности в рыночных условиях. Очевидно, что необходима подготовка подрастающего поколения к самостоятельной жизни в условиях рыночной экономики, к предпринимательской деятельности. И одной из главных составляющих такой подготовки является обучение школьников предпринимательству. Эта необходимость обоснована в Письме Министерства образования Российской Федерации от 30 марта 2000г. № 508/11-13 «Об изучении основ предпринимательской деятельности в общеобразовательных учреждениях». В нем подчеркивается, что экономическое развитие России во многом будет зависеть от уровня предпринимательской активности населения. «Ежегодно свыше трех миллионов учащихся заканчивают основную и среднюю (полную) общеобразовательную школу, значительная часть из которых, как показывают социологические опросы, хотела бы связать свою судьбу с негосударственным сектором экономики, предпринимательством, открыть собственное дело. Однако успешное решение этой задачи непосредственно связано с уровнем деловой, правовой и экономической подготовки выпускников общеобразовательных учреждений, их конкурентоспособностью на рынке». В письме также отмечается, что ряд правительственных документов (Постановление Правительства Российской федерации от 22 июня 1999 года № 659, приказ Минобразования России от 22 июля 1999 года № 100 «О мероприятиях Минобразования России по поддержанию занятости населения») «нацеливают общеобразовательные учреждения на формирование у учащихся умений и навыков, необходимых для организации современных форм и методов хозяйствования, социальной адаптации и интеграции в рыночную экономику России».

В рассмотренном нормативном документе зафиксирован социальный заказ на обучение школьников предпринимательству в меняющихся рыночных условиях. Для его выполнения нужны квалифицированные педагогические кадры, готовые эффективно выполнять возлагаемую на них миссию. И, прежде всего, такими специалистами могут быть учителя технологии и предпринимательства.

Программа введена в действие как экспериментальная в 1995 году. Одним из разделов программы является раздел «Элементы домашней экономики и основы предпринимательства». Кроме того, во всех творческих проектах, предполагаемых к выполнению учащимися, необходимо представлять экономическое обоснование. Таким образом, для реализации новой образовательной программы «Технология» учителю, кроме технологических знаний, требуется специальная подготовка в области предпринимательства и экономики. Такую подготовку осуществляют сегодня технолого-экономические факультеты педагогических вузов.

В настоящее время проблема предпринимательской подготовки обсуждается психологами и педагогами с различных точек зрения. Один из вопросов, который волнует исследователей, с какого возраста следует начинать подготовку учащихся к предпринимательской деятельности. Он был обсужден на научно-практической конференции «Экономическая и предпринимательская подготовка учащихся в России: проблемы и перспективы развития», которая состоялась в ноябре 1998 года в Российской академии образования (Москва). Предпринимательская подготовка здесь рассматривалась как механизм социально-трудовой адаптации молодежи. На конференции также отмечалось отсутствие концепции непрерывной предпринимательской подготовки молодежи, детей и подростков и подчеркивалась необходимость ее разработки. В определении возраста учащихся, с которыми целесообразно вести работу по предпринимательской подготовке, нет четкой границы. Для ее определения обратимся к возрастным периодизациям Б.Петрулевича и Н.М.Голянской. Они приведены в работе А.И.Парамонова.

А.И.Парамонов приводит стадии профессиональной жизни, выделенные Б.Петрулевичем в работе «Социально-педагогические основы профессионального становления молодежи в Республике Польше»: стремления и возможности личности; путь к профессии; активные профессиональные действия; постпрофессиональный период, а также называет периоды процесса выбора профессии, относящиеся к процессу профессионального самоопределения: период выбора профессии на основе фантазии (до 11 лет); период пробного выбора профессии (от 11 до 17 лет); период реалистичного выбора профессии (от 17 до ранней зрелости).

«Н.М.Голянская относит к этапам профессионального самоопределения будущего специалиста: формирование профессионального интереса (13-14 лет); актуализация проблемы выбора профессии на личностном уровне (15-17 лет); формирование профессионально значимых качеств личности (17-22 года); положение в коллективе, в системе межличностных отношений, удовлетворяющее личный статус (после 22 лет)» (цит. по А.И.Парамонову, с. 69).

Сравнивая периодизации, предложенные польскими и отечественными учеными, можно увидеть некоторое возрастное смещение в сторону увеличения возраста профессионального самоопределения для российской молодежи. Очевидно, это связано с тем, что в переходный период в нашей стране некоторая инфантильность, присущая, как правило, подросткам распространяется на юношеский возраст. Отсюда и различный возрастной рубеж, предлагаемый учеными, с которого следует обучать предпринимательству.

А.И.Парамонов, опираясь в своем исследовании на выше изложенные периодизации и анализируя накопленный отечественный опыт обучения предпринимательству, предлагает в определении возраста учащихся, с которыми целесообразно вести работу по предпринимательской подготовке, ориентироваться «на стадии «стремления и возможности личности» и «путь к профессии» и, соответственно, пробного и реалистичного ее выбора» и определяет оптимальный для этой работы возраст 14-19 лет.

М.Б.Павлова, анализируя опыт технологической и предпринимательской подготовки школьников в Великобритании, отмечает что «на данном этапе предмет «Бизнес» стал частью предмета «Технология» и его содержание интегрировано в единый процесс взаимодействия человека и окружающей среды», то есть предпринимательская подготовка в Великобритании, стране с развитой рыночной экономикой ведется со средней школы, являясь органичной частью школьного образовательного процесса.

В России процесс становления системы такой подготовки осложнен не только социально-экономическими преобразованиями, но и радикальными изменениями, которые «происходят в содержании наук и образования, а также в их организации». В частности, меняется содержание и конструктивная основа экономической теории как фундамента для изучения предпринимательских дисциплин. Доктор экономических наук А.Сидорович отмечает, что «важнейшей основой изменений стало исчезновение двуполярного мира, представленного различными социально-экономическими системами». Он также подчеркивает сложность конструирования и, изучения современных социально-гуманитарных дисциплин в России, к которым относятся и дисциплины экономического блока.

Таким образом, в сложившихся сложных социально-экономических условиях в России подготовку школьников к предпринимательской деятельности должен вести специалист, осознающий изменения, происходящие в обществе, экономике, в содержании наук и образования. В Письме Министерства образования Российской Федерации от 30 марта 2000 г. №508/ 11-13 «Об изучении основ предпринимательской деятельности в общеобразовательных учреждениях» зафиксировано: «Преподавание теоретических основ прикладной экономики может вести учитель экономики или другой преподаватель, имеющий соответствующую подготовку». Такая подготовка осуществляется в педагогических вузах России на технолого-экономических факультетах и факультетах технологии и предпринимательства.

В настоящее время не разработано единой универсальной типовой программы по изучению курса «Основы предпринимательской деятельности» для педагогического вуза. Государственным образовательным стандартом очерчено лишь примерное содержание такого курса. Каждый вуз разрабатывает свою программу их изучения, выбирает методы преподавания.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *