учитель меланхолик что делать
Кто лучше учит детей: меланхолик или сангвиник?
Анна Брайцева
23 декабря 2020 • 18:56
Влияет ли темперамент учителя на образовательный процесс и взаимоотношение с учениками? Например, можно предположить, что меланхолик — ранимый, в его классе нет порядка; холерик — раздражительный, ученики его боятся; флегматик — нудный, под его тембр дети сладко спят; сангвиник — самовлюблённый, его предмет никто не знает, в отличие от его биографии. Похоже это на правду или нет, давайте разбираться.
Четыре типа темперамента предложены ещё врачами античности Гиппократом и Галеном. Причина устойчивости теории в том, что им удалось описать четыре типа поведения, которые действительно связаны с дисбалансом в нейротрансмиттерных (нейрохимических) системах человека. То есть в своих «чистых» проявлениях темпераменты говорят о крайних дисбалансах в организме и проявляются как психиатрические профили. Более 2500 лет эти «профили» уже узнавались человечеством, были отражены в трудах многих учёных и до сих пор существуют в международных классификациях психических расстройств.
Чаще всего темперамент определяется в процентном соотношении. В зависимости от состояния, настроения и вида деятельности проявляются те или иные стороны личности, а по преобладающим чертам можно отнести человека к одному из типов. Поэтому, если определять темперамент человека «на взгляд» — легко ошибиться.
Учитель-меланхолик
Приметы темперамента: чувствителен, склонен к постоянному переживанию, так как остро реагирует на внешние факторы. Ему сложно контролировать бури, бушующие в душе, поэтому он так впечатлителен и раним.
Мягкий и отзывчивый наставник, с которым можно долго беседовать о мотивах поступков Анны Карениной или доверить личные переживания. Коллектив, зачастую, не признаёт выдающихся качеств этих личностей, так как учителя-меланхолики замкнуты и редко показывают, на что они способны. Это происходит из-за того, что они не уверены в своих возможностях и боятся быть непонятыми. Дети могут либо всем сердцем полюбить тонко чувствующего педагога, либо вовсе не воспринять его всерьёз. Однако, если учитель-меланхолик заранее подготовит себя к вызовам, с которыми ему предстоит столкнуться, — это даст ему уверенность в себе, возможность быстро реагировать на внешние раздражители и сгладить особенности своего темперамента. Главное — не забывать о том, кем вы являетесь на самом деле, иначе легко выгореть. Нужно заботиться о себе, выделяя время на любимые занятия, за которыми вы восстанавливаетесь.
Учитель-холерик
Приметы темперамента: резок, склонен к эмоциональным вспышкам, так как его настроение крайне неуравновешено. В любое дело ныряет с головой, но плывёт не по течению, а исследуя всё вокруг, из-за чего его высокая работоспособность быстро истощается.
Энергичный и решительный педагог, на уроке которого невозможно уснуть. Холерика знает каждый член коллектива. Его боятся, его любят. Это яркие личности, о положительных и отрицательных сторонах которых можно говорить бесконечно, ведь, зачастую, именно они являются главными действующими лицами всех школьных историй, благодаря своей инициативности и трудоголизму. Дети боятся учителей-холериков из-за их напускной строгости, но, если узнать педагога ближе, он станет главным вдохновителем. Среди работников профессии много холериков, возможно потому, что такое поведение — выработанная защитная реакция. Чтобы не растратить потенциал, холерикам нужно стараться тормозить себя и выделять время на отдых.
Учитель-флегматик
Приметы темперамента: невозмутим, склонен к спокойствию, граничащему с безразличием. Он настойчив и, несмотря ни на что, упорно идёт к достижению своих целей.
Серьёзный и статный, он не будет тратить время на пустые эмоции. Столкнувшись с трудностями, обдумает план действий и прилежно будет ему следовать. Такой учитель позволит выспаться на уроке, но в конце обязательно задаст сонному ребёнку подготовить пересказ пройденного параграфа. Флегматикам можно доверить организацию любого мероприятия, можно не сомневаться в том, что оно пройдёт гладко. Коллеги часто обращаются к ним за советом, конечно, не за тем, как интересно провести урок, скорее — как сохранить спокойствие. Дети уважают учителей-флегматиков, но на их уроках скучают. Чтобы развить свой профессионализм, необходимо разбавлять монотонные лекции другими формами обучения.
Учитель-сангвиник
Приметы темперамента: обаятелен, склонен к чрезмерной эмоциональности, но может быть слишком зациклен на себе. Зато легко находит общий язык со всеми темпераментами, а своими словами и действиями вдохновляет других.
Улыбчивый и общительный, на его уроках всегда легко и весело. Коллектив любит сангвиников, после беседы с ними, открывается второе дыхание, а Петька Петров уже не кажется таким неуправляемым. С этим учителем мечтают дружить все дети! Все, кроме тех, кто подготовил идеальный ответ на урок и не успел его озвучить, потому что учитель опять рассказывал «тот случай вовремя учёбы в университете». Продуктивные, но избирательные сангвиники не любят монотонную работу, что часто является их большой проблемой. Им следует быть внимательнее, помнить о своей впечатлительности, чтобы не перевозбуждать юные сердца. А иногда, лучше даже попросить совета у коллеги-флегматика, как лучше составить план урока.
Безусловно, темперамент учителя влияет, но профессионализм зависит исключительно от уровня самоконтроля и самосознания. Учитель — это роль, и только вы выбираете, каким себя показать. От вашего умения распознавать и учитывать особенности каждого ученика (у этих ребят тоже разный темперамент!) зависит успех в профессии.
Учитель меланхолик что делать
Меланхолический темперамент признается не всеми исследователями. Некоторые, например, В. И. Гарбузов, считают, что в процессе эволюции люди с такими биологическими задатками просто не выжили бы.
На самом деле, утверждает он, за меланхолический темперамент принимается значительно невротизированный флегматик.
Поведение меланхолика
Меланхолик — скучен, угрюм, серьезен. Часто это нервный ребенок «бука», обычно с бледным лицом и без блеска в глазах, слабого телосложения.
Для меланхолика окружающее представляется в мрачном свете. Он ко всем недоверчив, всех подозревает, на всех и всё обижается, от всех сторонится, на всех жалуется. Эта преувеличенная забота меланхолика о самосохранении и ограждении собственной личности, сопровождающаяся недоверчивостью и подозрительностью, является источником
Ребёнка меланхолического темперамента раздражают как шутки, насмешки, поддразнивания, с которыми иногда относятся к нему товарищи, так и выражения участия, заботливые добродушные услуги. Он им не доверяет.
Понятно, что товарищи не любят и охотно дразнят ученика, а это еще больше развивает в нем подозрительность и эгоистические недоброжелательные чувства.
Мышление.
Мыслит меланхолик сосредоточенно и глубоко. Умственная работа захватывает его, парализуя мрачность, подозрительность, недоброжелательное отношение к людям. Художественные образы на меланхолика действуют слабо. Он мало понимает их. А вот отвлеченные рассуждения, научные работы, наоборот, увлекают, иногда прямо гипнотизируют.
Эмоции и чувства ученика меланхолического темперамента не отличаются особой живостью, яркостью и разнообразием. И все-таки он чувствует глубоко, ненавидит непримиримо, любит самоотверженно.
Как учителю взаимодействовать с меланхоликом?
Хотя ученик часто бывает упрям и капризен, у него нет задатков твердой воли. Он нерешителен. В общем, это довольно несимпатичный и неприятный человек, которого не любят не только чужие люди, но часто и родные.
Но! Педагог должен помнить, что для благотворного воздействия на ученика-меланхолика нужна именно любовь.
Забота учителя должна быть направлена к тому, чтобы поднять рейтинг меланхолика в среде сверстников, оградить от обид, насмешек, и вообще от злостных выходок, которых можно ожидать со стороны озорников, подружить с добрыми и разумными ребятами, втянуть в интересы товарищества, парализуя эгоистическую замкнутость.
Таким образом, при благоразумном руководстве, приобретая знания, втягиваясь в умственную работу, заражаясь интересами класса и альтруистическими эмоциями, меланхолики нередко становятся людьми глубокого ума и многостороннего знания, а так же высокой нравственности.
Таковы особенности меланхолического темперамента.
Консультация для педагогов «Темперамент личности педагога в профессиональной деятельности»
607060, Нижегородская область, г. Выкса, , улица Корнилова, здание 97
«Темперамент личности педагога в профессиональной деятельности»
«Темперамент личности педагога в профессиональной деятельности»
Успех образовательно-воспитательной работы зависит от многих факторов, но прежде всего от педагога. Среди личностных свойств педагога особенное значение имеют такие индивидуально-психологические свойства, как темперамент, способности, характер.
Сегодня пойдет речь о темпераменте педагога, который рассматривается в неразрывной связи с характером.
Все люди отличаются особенностями своего поведения: одни подвижны, энергичны, эмоциональны, другие медлительны, спокойны, невозмутимы, кто-то замкнут, скрытен, печален. В скорости возникновения, глубине и силе чувств, в быстроте движений, общей подвижности человека находит выражение его темперамент – свойство личности, придающее своеобразную окраску всей деятельности и поведению людей.
Темперамент – это индивидуальные особенности человека, которые определяют динамику его психической деятельности и поведения. Это те врожденные особенности человека, которые обусловливают динамические характеристики интенсивности и скорости реагирования, степени эмоциональной возбудимости и уравновешенности, особенности приспособления к окружающей среде.
Б.М. Теплов дает следующее определение темперамента: «Темпераментом называется характерная для данного человека совокупность психических особенностей, связанных с эмоциональной возбудимостью, т.е. быстротой возникновения чувств, с одной стороны, и сил их – с другой». Таким образом, темперамент имеет два компонента – активность и эмоциональность. Активность поведения характеризует степень энергичности, стремительности, быстроты или, наоборот, медлительности и инертности. В свою очередь, эмоциональность характеризует протекание эмоциональных процессов, определяя знак (положительный или отрицательный) и модальность (радость, горе, страх, гнев и др.). С.Л. Рубинштейн подчеркивал, что для темперамента особенно существенны впечатлительность человека и его импульсивность и что впечатлительность характеризуется силой и устойчивостью того воздействия, которое впечатление оказывает на человека, а импульсивность – силой побуждения и скоростью перехода от побуждения к действию.
Еще в Древней Греции врач Гиппократ предложил концепцию темперамент. Он учил, что темперамент зависит от соотношения четырех жидкостей организма и того, какая из них преобладает: кровь (по-латински «сангве»), слизь (по-гречески «флегма»), красно-желтая желчь (по-гречески «холе»), черная желчь (по-гречески «мелайнхоле»). Смесь этих жидкостей, утверждал Гиппократ, и лежит в основе основных типов темпераментов: сангвинического, холерического, меланхолического и флегматического. Сам термин «темперамент» в переводе с латинского означает «надлежащее соотношение частей».
Прежде чем прейти к рассмотрению различных видов темперамента, сразу подчеркнем, что нет лучших или худших темпераментов – каждый из них имеет свои положительные стороны, поэтому главные усилия должны быть направлены не на переделку темперамента (что невозможно вследствие врожденности темперамента), а на разумное использование его достоинств и нивелирование его отрицательных граней.
Флегматик. Обладатель этого темперамента хладнокровен. Он больше склонен к бездеятельности, чем к напряженной, активной работе. Такой человек медленно приходит в состояние возбуждения, но и успокаивается постепенно. Мимика и движения флегматика невыразительны и медлительны. Илья Ильич Обломов, который проводил все время на диване, в ленивой полудреме – яркий флегматик. В жизни редко приходится встречать «стопроцентных» флегматиков или сангвиников, так как большинство людей соединяют в себе черты разных темпераментов.
Сангвиник. Это человек весьма веселого нрава. Он представляется оптимистом, полным надежд, юмористом, шутником, балагуром. Сангвиник быстро воспламеняется, но столь же быстро остывает, теряет интерес к тому, что совсем ещё недавно очень его волновало и притягивало к себе. Он много обещает, но не всегда сдерживает свои обещания, легко и с удовольствием вступает в контакты с незнакомыми людьми, является хорошим собеседником. Его отличает доброта, готовность прийти на помощь. Напряженная умственная и физическая работа быстро утомляет. Сангвиник очень активен, энергичен, у него живые движения, богатая мимика. При неблагоприятных условиях и отсутствии воспитания у сангвиника могут развиваться поспешность, легкомыслие к поступкам, невнимательность. Примером сангвинического темперамента может служить знаменитый д’ Артаньян – порывистый, увлекающийся герой Дюма.
Меланхолик. Человек с меланхолическим темпераментом обычно живет сложной и напряженной внутренней жизнью, придаёт большое значение всему, что касается, обладает повышенной тревожностью и ранимой душой. Меланхолик почти всегда человек сдержанный и слов на ветер не бросает. Когда он не может выполнить обещанное, то искренне страдает, даже если знает, что от него ничего не зависело. Судя по всему, принц Гамлет и Евгений Онегин были типичными меланхоликами.
Холерик. Такой человек обычно очень вспыльчив, горяч и несдержан. Вместе с тем холерик быстро остывает и успокаивается, если ему уступают и идут на встречу. Его душевные движения порывисты, но непродолжительны, настроение часто меняется. Вспомним рыцаря Дон Кихота, быстро сменявшего гнев на милость, а благородную ярость – на уныние.
Известные личности и их темперамент А.С.Пушкин (холерик) М.Ю.Лермонтов (сангвиник) Н.В.Гоголь (меланхолик) А.В. Суворов (холерик) М.И. Кутузов (флегматик).
Тест на выявление темперамента
Проведем небольшой тест на выявление вашего темперамента: Инструкция: Попробуйте представить себя на месте человека, шляпа которого «пострадала» и выберите соответствующий вариант. Вам предлагается выбрать картинку из карикатур. В момент тестирования будьте честными с самим собой!
Интерпретация результатов теста.
Картинка 3 – сангвиник
Для успешной педагогической деятельности необходимо учитывать особенности своего темперамента, их проявление в образовательно-воспитательном процессе.
Среди хороших педагогов немало холериков. Однако в профессионально – педагогической деятельности педагогам – холерикам надо следить за своим поведением, тормозить несдержанность, воспитывать терпеливость. Для этого надо хорошо понимать сущность педагогической профессии, требования к личности педагога.
Положительные черты: активность, энергичность, решительность, страстность; он не теряет при встрече с трудностями, упорен в их преодолении.
Отрицательные черты: несдержанность, резкость, аффективность; в педагогической деятельности ему мешают нетерпеливость, повышенная возбудимость.
Педагог – сангвиник. Сангвинический темперамент создает хорошие условия для работы педагога, однако педагог–сангвиник должен помнить о своей впечатлительности, эмоциональности, следить за тем, чтобы занятия не приобретали развлекательный характер, излишне не раздражали детей; сангвиник должен ограничивать свою торопливость.
Положительные черты: жизнерадостность, подвижность, энергичность, эмоциональность, общительность, умение быстро приспособиться к новым условиям, легко переключать и распределять внимание, гибкость ума, хорошие организаторские способности.
Педагог – флегматик. Для педагогической деятельности флегматический темперамент очень благоприятен. Однако ему нужно тщательно продумывать план урока, методы его проведения, что бы учащимся было интересно. Медленность, вялость, педагога флегматика должны компенсироваться тщательной подготовкой, продумыванием разнообразных форм и методов работы, оттачивание педагогической техники. При этом действия педагога становятся быстрыми и оперативными.
Положительные черты: спокойный, неторопливый, терпеливый, выдержанный, хорошо владеет собой, проявляет педагогический такт, а это очень важные качества для педагога.
Отрицательные черты: может быть очень медлительным, вялым, внешне мало выражает чувства, не может быстро переключать внимание на решение новых задач, слабо распределяет внимание, трудно привыкает к новой обстановке.
Положительные черты: мягкость, отзывчивость, тактичность, глубина и стойкость чувств меланхолика.
Отрицательные черты: очень впечатлительный, нерешительный, замкнутый, с повышенной тревожностью, невысокой трудоспособностью, истощаемостью нервной системы, невысокой требовательностью; требует особенно чуткого и осторожного отношения к себе, трудно переживает смену жизненного окружения, в новых условиях теряется. В поведении меланхолика проявляется недооценка своих возможностей, неуверенность в себе, в оценке педагогической деятельности, повышенная эмоциональная возбудимость, болезненная чувствительность к мелочам, постоянное чувство тревожности. Для него очень опасно перенапряжение умственной и эмоциональной деятельности, т.к. это приводит к истощению нервной системы, появление неврозов, росту неудовлетворенности педагогической профессией.
Темперамент дается человеку на всю жизнь. Его не переделаешь. Плохих и хороших темпераментов не бывает. Свой темперамент можно и нужно контролировать. Поэтому педагогам необходимо и очень важно знать особенности своего темперамента и учитывать их проявление в педагогической деятельности – опираться на положительные черты, использовать свои сильные стороны и сдерживать, тормозить отрицательные, преодолевать негативные стороны темперамента. Учитывая свой тип темперамента можно добиваться высоких результатов.
«Всякий человек есть творец своей судьбы» (Саллюстий).
Спасибо за внимание!
1. Авалуев, Н.Б. Критериальный подход к оценке эффективности воспитательной деятельности педагога [Текст]: дисс. … канд. пед. наук / Н.Б. Авалуев. – СПб., 2003 – 169 с.
2. Аверин, В.А. Психология личности [Текст] / В.А. Аверин. – СПб.: Изд-во Михайлова В., 2001. – 191
3. Возрастная и педагогическая психология [Текст]: хрестоматия / Состав. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. – М.: Изд. центр «Академия», 2004. – 320 с.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Учитель меланхолик что делать
ТЕМПЕРАМЕНТ УЧИТЕЛЯ И УСПЕШНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
А.И. КАГАЛЬНЯК, Л.П. МЕЛЬНИК
Успех учебно-воспитательной работы в школе зависит от многих факторов, но прежде всего от учителя. Среди личностных свойств педагога особенное значение имеют такие индивидуально-психологические свойства, как темперамент, способности, характер.
В специальной литературе значительное внимание обращается на темперамент школьников, индивидуальный подход к ним, но мало или совсем не говорится о том, что учителя должны учитывать особенности своего темперамента, его положительные и отрицательные стороны, их проявление в учебной и воспитательной работе. Личностные качества учителей важно знать и руководителям школ особенно сегодня, когда остро стоит задача активизации человеческого фактора.
Приведем примеры заданий для оценки каче ств фл егматического темперамента.
Испытуемые оценивали себя и против каждой черты темперамента ставили «+» или «—». В конце подсчитывалось количество положительных и отрицательных знаков и определялись свойства темперамента, преобладающие у тех или иных учителей. Аналогичные задания предлагались и для самооценки качеств холерического, сангвинического, меланхолического темпераментов.
Проводилось также и наблюдение за проявлением темперамента учителей в учебной и воспитательной работе. Результаты поведения учителей с различными типологическими особенностями сопоставлялись. Кроме того, были использованы метод опроса-беседы и анкетирование; с их помощью обследованы 74 учителя и 80 студентов после первой педагогической практики. Им предлагалось ответить на такие вопросы : какой темперамент создает наиболее благоприятные условия для педагогической деятельности? Почему? Какой темперамент создает недостаточно благоприятные условия для педагогической деятельности? Почему? Как следует учитывать в педагогической деятельности особенности своего темперамента (его положительные и отрицательные стороны)? Учитывает ли дирекция
школы и как особенности темперамента учителей?
Анализ полученных данных показывает, что черты холерического темперамента преобладали у 25 учителей, сангвинического — у 28, флегматического — у 10, меланхолического — у 11. В каждом темпераменте выделились положительные и отрицательные стороны, одни из них облегчали занятия педагогической деятельностью, другие — осложняли.
Испытуемые отмечали, что среди хороших учителей немало холериков. Типичный ответ при этом: «Холерик — страстный, активный, энергичный, решительный, но несдержанный, склонный к аффектам. Не теряется при встрече с трудностями, упорен в их преодолении. В педагогической деятельности ему мешают нетерпеливость, повышенная возбудимость. Учителям-холерикам надо следить за своим поведением, тормозить несдержанность, воспитывать терпеливость. Для этого надо хорошо понимать сущность педагогической профессии, требования к личности учителя» (учительница К.).
Студенты подчеркивали, что уже во время обучения в институте необходимо воспитывать в себе выдержку, терпение как черты характера. Большое значение в этом, подчеркивали они, имеет постоянная педпрактика в школе, начиная с I курса.
Очень благоприятен для педагогической деятельности флегматический темперамент, так считали 26 % учителей и 31 % студентов: «Флегматик спокойный, выдержанный, хорошо владеет собой, а это очень важное качество для учителя. Ведь не все дети послушны и дисциплинированны. И очень важно учителю быть сдержанным, терпеливым, проявлять педагогический такт» (студентка С.). «Флегматик очень медлительный, внешне мало выражает чувства, не может быстро переключать внимание на решение новых задач, слабо распределяет внимание, трудно привыкает к новой обстановке, поэтому ему нужно очень тщательно продумывать план урока, методы проведения его, чтобы ученики не засыпали под монотонную речь» (учитель А.).
Большинство испытуемых отмечали, что наилучшие условия для работы учителя создает сангвинический темперамент. Жизнерадостность, энергичность, общительность, умение быстро приспособиться к новым условиям, легко переключать и распределять внимание, гибкость ума, хорошие организаторские способности — вот те черты, которые помогают сангвинику добиваться успеха.
К сожалению, учителя и студенты мало или совсем не обращали внимание на отрицательные стороны сангвинического темперамента: нежелание выполнять черновую, обыденную работу, склонность переключаться на более интересную деятельность. Сангвиник может переоценивать свои возможности, результаты труда, не всегда правильно осознает свои недочеты, а это влияет на отношение к выполняемой работе, на методы, результаты ее. У сангвиника может появляться непостоянство в поведении, легкомыслие, дилетантизм.
В поведении меланхолика проявляется недооценка своих возможностей, неуверенность в себе, в оценке педагогической деятельности, повышенная эмоциональная возбудимость, болезненная чувствительность к мелочам,
постоянное чувство тревожности. Учителям-меланхоликам кажется, что некоторые ученики только и думают о том, чтобы навредить им, смеются над ними. Нарушение дисциплины — разбил окно мячом, толкнул учителя на перемене и не извинился — они часто рассматривают как преднамеренное действие, не понимая того, что это результат проявления потребности детей в движении, иногда невоспитанности. Отрицательные поступки учащихся закрывают для этих учителей все положительное в поведении детей.
Ожидая встречи с воспитанниками, они переживают чувство боязни, тревожности и приходят на эти встречи с отрицательной установкой, через которую воспринимают и оценивают детей. Об этом хорошо писал В. А. Сухомлинский: «Если у вас вызывает досаду и сердцебиение каждая детская шалость, если вам кажется: вот они, дети, уже дошли до предела, вот надо делать что-то такое чрезвычайное, предпринимать какие-то «пожарные» меры — семь раз взвесьте, быть ли вам педагогом» [6; 8]. В книге «Сто советов учителю» он приводит письмо учительницы Лидии Н. из Тамбовской области, в поведении которой проявляются черты меланхолического темперамента, непонимание мира детства.
Повышенная эмоциональная возбудимость меланхоликов, неадекватная реакция на действующие раздражители, вызывают у них быстрое истощение нервной системы, появление болезненной реакции на действия, поступки детей, рост неудовлетворенности педагогической профессией.
Таким образом, из приведенных выше данных можно сделать вывод, что особенности темперамента надо знать и учитывать их проявление в учебной и воспитательной работе — опираться на положительные черты и сдерживать, тормозить отрицательные.
Положительными являются активность, энергичность, страстность холерика; подвижность, живость, эмоциональность сангвиника; неторопливость, сдержанность флегматика; мягкость, отзывчивость, тактичность, глубина и стойкость чувств меланхолика. Но при холерическом темпераменте часто проявляется несдержанность, резкость, эффективность; при сангвиническом — непостоянство, легкомысленность, поверхностность; флегматик может быть очень медлительным, безразличным, вялым, а меланхолик — замкнутым, нерешительным, с повышенной тревожностью, невысокой трудоспособностью, быстрой утомляемостью, истощаемостью нервной системы, невысокой требовательностью, внушаемостью.
Нежелателен для учительской профессии меланхолический темперамент со свойственной ему слабой нервной системой. Меланхолик может быть неплохим учителем, но какой ценой? Ценой истощения нервной системы, появлением неврозов.
Известно, что Б.М. Теплов, не без основания реабилитировавший слабый тип нервной системы, отмечал, что с биологической, медицинской точки зрения эта система менее выгодна. Н.С. Лейтес также считает, что не следует преувеличивать возможности слабого типа. Эти оценки важно учитывать в профориентационной работе со старшеклассниками, знакомя их с разными профессиями и необходимыми для их выполнения психическими качествами человека, типологическими показателями нервной системы.
Проявление темперамента, как известно, связано с чертами характера, с теми системами связей, которые формируются под влиянием условий жизни, воспитания. В зависимости от характера внешних влияний временные нервные связи, которые образуются при этом, в одних случаях могут маскировать черты типа нервной системы, в других — тормозить или усиливать их, под влиянием систематических и долговременных факторов изменять их.
Этим объясняется то, что у учителей сходных темпераментов можно наблюдать противоположное поведение в разных условиях трудовой деятельности. Если учитель-холерик попадает в школу, где взаимопомощь, доброжелательность, справедливость, хорошие межличностные отношения, как по горизонтали,
так и по вертикали, то все это будет влиять на проявление положительных типологических его особенностей, нейтрализовать, тормозить отрицательные стороны. И наоборот, в нездоровой психологической атмосфере коллектива с каждым днем он все больше будет раздражительным, несдержанным, все чаще впадать в состояние аффекта. Это сделает жизнь и его коллег, и дирекции школы, и учеников сложной, что сразу скажется на успешности учебно-воспитательного процесса.
Отсутствие контроля, завышенность или заниженность требований тоже могут отрицательно сказаться на поведении, на деятельности учителей с разными темпераментами, характерами.
Хорошая организация жизни учительского коллектива, требовательность к качеству его работы будут положительно влиять на характер деятельности учителей-флегматиков. При таких условиях медлительность, ригидность, свойственные им, не превратятся в безразличие, вялость, лень, т.е. отрицательные стороны темперамента нейтрализуются.
Учителям-меланхоликам, которые работают в доброжелательной обстановке, где господствует чуткое отношение со стороны дирекции школы, коллег, родителей, легче преодолевать трудности, у них меньше проявляется чувство тревожности, неуверенности. Это способствует формированию у них положительных черт характера (например, уверенности), которые в определенной степени замаскируют особенности типа нервной системы.
Плохая же обстановка в коллективе лишь усилит неверие в свои силы, чувство тревожности; нервная система будет истощаться, уменьшится трудоспособность.
Подчеркивая, что проявление темперамента зависит от конкретных условий жизни, в то же время следует помнить, что типологические показатели нервной системы накладывают свой отпечаток на реакции учителя относительно внешних воздействий, что сказывается на результатах работы, методах ее, содержании и форме контроля.
На проявление темперамента влияет и характер учителя, цели и мотивы выполняемой им деятельности. Проявления темперамента могут быть подавлены (замаскированы) какими-либо активными мотивами. Так, у учителей с серьезными общественными интересами холерический темперамент находит свое выражение в инициативных, энергичных действиях. Там, где нет таких интересов, он чаще может выражаться в аффективных переживаниях, раздражительности. По-разному проявляются и черты сангвинического темперамента в зависимости от направленности деятельности учителя. Легкомыслию, поверхностности противостоят познавательный интерес, желание принести пользу окружающим.
Противоположно проявляются свойства одних и тех же темпераментов в учебной и воспитательной работе в зависимости от отношения учителей к детям, к педагогической профессии. Например, учитель-холерик редко проявляет несдержанность, грубость, если он любит детей, педагогическую профессию. Любовь к детям тормозит проявление неуравновешенности процессов возбуждения и торможения.
Проявление темперамента зависит и от общей культуры человека. Нельзя поэтому несдержанность учителя связывать только с типологическими осо бенностями
нервной системы. Нередко за этим издержки воспитания. Лейтмотив реформы школы — это совершенствование отношений между учителями, учащимися и родителями. Большое значение в этом придается деятельности руководителей школ, инспекторов народного образования. Путем индивидуализации подхода к каждому учителю они могут помочь людям с разными темпераментами, характерами адаптироваться к успешной педагогической деятельности и добиться успехов в ней.
Проведенный нами опрос директоров школ и их заместителей показал, что только около 28 % опрашиваемых руководителей школ стараются учитывать личностные качества учителей, в том числе и темперамент.
Когда же и как учитывать руководителям школ индивидуальные особенности учителей?
Прежде всего это надо делать: 1) при анализе, оценке уроков, внеклассных мероприятий. Нельзя формы, методы работы, стиль даже передовых педагогов рекомендовать всем учителям без учета их личных качеств; 2) изменяя формы, методы контроля за работой учителей разных темпераментов; 3) при распределении общественных поручений. Там, где нужно проявить, например, большую трудоспособность, умение доводить дело до конца, где в работе много однообразия — лучше справится флегматик. Если же надо проявить организаторские способности, быстроту выполнения и разнообразие подходов — незаменим сангвиник.
Свой темперамент, характер должны учитывать и сами учителя. Целесообразно, исходя из особенностей своего темперамента, его положительных и отрицательных сторон, формировать индивидуальный стиль деятельности, т.е. такую индивидуальную систему приемов и способов действий, которые наиболее отвечают психологическим особенностям данного учителя и наиболее эффективны для достижения нужного результата в педагогической деятельности. Одна из основных задач при этом состоит в том, чтобы преодолеть негативные стороны темперамента и использовать положительные. Работу над собой надо начинать уже в пединституте. Во время лабораторных занятий по психологии, в период педпрактики студенты могут определить у себя преобладающие черты темперамента, характера. Затем надо научиться опираться на свои сильные стороны. Индивидуальный стиль учителя должен проявляться в основных формах и приемах работы: особенностях организации класса, сообщении нового материала, организации учета усвоенных знаний и т.д.
Е.А. Климов в книге «Школа. а дальше?» сравнивает уроки, которые проводят учителя сангвинического и флегматического темперамента. Анализируя эти уроки, автор подчеркивает, что, очевидно, бессмысленно решать, кто из этих преподавателей работает лучше. Оба успешно решают задачу активизации учащихся. Более того, если первый учитель будет работать по способу второго, то он потеряет свое лицо и задача не будет решена наилучшим способом. Точно так же стиль работы первого учителя не подойдет для второго — неторопливого и спокойного. «Успех здесь обусловлен как раз тем, что каждый работает с максимальным учетом своих личных качеств, работает своим индивидуальным стилем» [1; 131].
На основе сравнения работы двух учителей, описанной в книге Е.А. Климова, можно сделать вывод, что медлительность, вялость учителя-флегматика должны компенсироваться тщательной подготовкой, продумыванием разнообразных форм и методов работы, заблаговременной ориентировкой, формированием, оттачиванием педагогической техники. При этом действия медлительного учителя становятся более быстрыми, оперативными.
Учитель-сангвиник должен помнить о своей большой подвижности, впечатлительности, чтобы уроки не приобретали развлекательный характер, излишне не возбуждали детей, таким образом, сангвиник должен ограничивать свою торопливость.
Индивидуальный стиль деятельности
учителя формируется в процессе обучения и воспитания и продвигает его на более высокий уровень осуществления педагогической деятельности. Наиболее проявляется он при положительном отношении педагога к деятельности, когда возникает интерес, творчество. Тогда учитель ищет эффективные приемы и способы, которые помогают достичь наиболее высоких результатов, анализирует свои данные, возможности, результаты своей деятельности, выясняет условия успешного выполнения ее. Постепенно выбираются такие приемы и способы работы, которые наиболее соответствуют особенностям личности, в частности особенностям темперамента, характера, и наиболее эффективны. В этом смысле можно говорить о педагогическом почерке учителя-мастера, который не механически усваивает опыт других учителей.
Поэтому так не похожи, своеобразны педагогические почерки выдающихся педагогов, ибо каждый из них — индивидуальность. Все, что они делают, делают по-своему, учитывая свои личные качества, в том числе и темперамент, добиваясь при этом высоких результатов в учебной и воспитательной работе.
1. Климов Е. А. Школа. а дальше? Л., 1971.— 134 с.
3. Левитов Н. Д. Детская и педагогическая психология. М., 1964.— 477 с.
Поступила в редакцию 14. VI 1985 г.
1 Используемые нами в статье отдельные физиологические термины для характеристики темперамента взяты из учебников по психологии для педвузов и употребляются в значениях, данных авторами этих учебников (В. В. Богословский, А. В. Петровский и др.).