учет пмр что такое
Как поставить свой авто (регистрация ПМР) на учёт в РФ без уплаты таможенных пошлин?
Въехал на территорию РФ в 2010 году, оформил РВП, через год получил вид на жительство в РФ, в 2013 году являясь гражданином ПМР и Молдовы, приобрёл автомобиль и зарегистрировал в Приднестровье (Молдова
), пытался въехать на территорию РФ, но на таможне меня не впустили, ссылаясь на то, что я должен оформить временный ввоз и оплатить примерно 10 тыс. евро залог на время ввоза 90 дней, так как являюсь физическим и налоговым лицом РФ. С тех пор, уже семь лет автомобиль стоит в гараже в Приднестровье. Проживаю постоянно в России, являюсь гражданином России, есть ли возможность ввезти свой авто в Россию, зарегистрировать и поставить на учёт в РФ без растаможки? Гражданин России с 2014 года, до этого гражданин Молдовы.
Ответы на вопрос:
Таможенным законодательством предусмотрена процедура
оформления одного ввозимого транспортного средства на семью, но срок на это 18 месяцев. В моей ситуации прошло 7 лет, случай неоднозначный, авто находится в моей собственности за пределами РФ, воспользоваться льготой в срок 18 месяцев не успел, не знал об этом. Существует ли возможность решить этот вопрос в исключительном порядке, так как моя собственность является заложником ситуации?
Ответы на уточнение:
Похожие вопросы
Купил квартиру в 2019 году.
2019, 2018 годах не работал, последние 2-НДФЛ за 2017, 2016, 2015, 2014 годы.
Возможно ли в этой ситуации оформить налоговый вычет?
В 2014 году купила квартиру, в 2015 получила налоговый вычет за 2014. В марте 2016 года выхожу на пенсию. (в 2016 году не работаю) и подаю декларацию за 2015 год. Вопрос: за какой предыдущий период как пенсионер я могу получить остаток налоговых вычетов. За 2012 и 2013 год. Или только за 2013
Декретный отпуск начался с 27 декабря 2013 года и по наст. Время. Скоро родится второй ребенок (в январе 2016) и с ноября 2015 года откроется новый декретный отпуск. Можно ли взять для расчета пособия по Бир период 2013 год и 2010 год (заменить 2014 год на 2010, а не на 2012 или 2011)?
Меня зовут Людмила. Ответ пожалуйста. Я купила квартиру в 2011 г, за 2012, 2013 г получила имущественный налоговый вычет. За 2014, 2015 и 2016 г декларацию не подавала так как не было отчислений. Могу ли возобновить подачу декларации за 2017 г? Спасибо.
В октябре 2014 купила квартиру. Пенсионерка с 1 мая 2012 года.
Как переоформить машину в ПМР
UPD 07.03.19 в связи с изменениями в процедуре перерегистрации авто, справка с налоговой уже не требуется. Налог для всех одинаковый 208 рублей. Квитанцию дают в ГАИ.
Оформляю уже как минимум четвертую машину и каждый раз все как в первый, ибо все забывается. Вот решил сделать себе памятку.
Машина моя, Audi A4, ездил по доверенности, срок доверенности подходил к концу, хозяйку по «тех.паспорту» нашел договорились заняться переоформлением. Машина стояла на учете в г.Бендеры, поставить на учет нужно в г.Слободзея
Вот с чего стоит начать:
Так же самостоятельно можно напечатать заявления о снятии и постановки на учет! образец можно взять на сайте ГАИ сэкономив тем самым 90 рублей
2. Получить справку с налоговой инспекции на имя хозяина авто по месту его прописки
Если авто зарегистрировано на продавце более 3х лет, никаких налогов платить не придется, сама по себе справка также бесплатная. Подтверждением того, что авто принадлежит продавцу более 3х лет является тех.паспорт где указанна дата его регистрации. Если, как в моем случае, за последние 3 года вы умудрились заменить тех.паспорт (я менял цвет авто и мне выдали новый тех.паспорт) и дата выдачи теперь не укладывается в 3 прошедших года, то вам понадобится справка с МРЭО ГАИ того города где стоит на учете авто » о первоначальной постановке на учет » стоит 29 рублей, делается в течении одного дня в МРЭО, только в приемные дни в порядке общей очереди, заявление на получении такой справки написал самостоятельно от руки на имя начальника местного МРЭО. Утрам подал заявление к 5 часам вечера забрал справку тем самым потеряв один день.
Как писал выше чтоб получить справку с налоговой вам необходимо написать заявление на имя начальника налоговой, приложить ксерокопиии договора купли продажи, паспортов продавца и покупателя а также техпаспорта авто. За вас за деньги это могут подготовить упомянутый выше ГУП МУП, а можно сделать самому как сделал я образец заявления нашел на стене в налоговой (специально в неприметном месте повесили) копии сделал заблаговременно.
Вот образец заявление в налоговую:
Стоимость имущества и сумма налогового вычета должны совпадать.
Все это оформляется от имени продавца. И подается в кабинет № ____ в его присутствии, либо ним лично. Получить справку можно будет через три рабочих дня, получить может только продавец (хозяин авто)! налоговая по г.Бендеры работает 3 дня в неделю насколько помню вторник, четверг, пятница (могу ошибаться).
3. Заявление на снятие и постановку на учет в ГАИ
Если у Вас на руках есть договор купли-продажи и справка с налоговой можете смело ехать в МРЭО ГАИ г. Тирасполя для переоформления если авто снимается и ставится в г.Тирасполе если же авто снимается в городе Бендеры как в моем случает то все гораздо хуже. Потому как Бендерские МРЭОвцы при снятии с учета требуют справку об отсутствии задолженности за тех.осмотр! такое объявление висит в МРЭО ГАИ г.Бендеры, насколько законно такое требование выяснить мне не удалось, я позвонил в МРЭО г.Бендеры и спросил на основании чего они требуют данную справку, на что мне ответили » — мы по телефону на ваши вопросы отвечать не будем, есть приемные часы приходите и спрашивайте»…вот так вот.
Справку эту можно получить в ОГАИ г.Бендеры (примерно в центре города) очередей нет, справку выписывают сразу же, либо ставят печать на заявлении о снятии с учета. Как обстоят дела в других городах не знаю в Тирасполе такого не требуется! Справку Бендерские требуют даже если у вас действующий талон ТО!
Как писалось выше заявление о снятии и постановке на учет можно оформить прям в будках в здании МРЭО но будьте готовы к тому что там будет очередь. Если заявления у вас уже готовы ставьте машину на стоянку и готовьте к осмотру. Если вы сразу снимаете и ставите на учет в одном городе, паркуйтесь ближе к месту где фотографируют авто и снимайте передний номер (фотографируют без номера) даже в том случае если менять номера вы не собираетесь. Если машина снимается с учета в одном городе а ставится в другом, фотографировать при снятии её не будут, номера забирать тоже (номера заберут при постановке на учет). После того как инспектор осмотрел авто сдавайте документы в окно:
1. Заявления
2. Паспорта личности
3. Справка-счет или договор купли-продажи
4. Свидетельство о регистрации транспортного средства
5. Квитанции об уплате госпошлины
6. Осмотр транспортного средства (+ фото если постановка)
Учет пмр что такое
Статья 280. Срок временного ввоза товаров
1. Срок временного ввоза товаров устанавливается таможенным органом на основании заявления декларанта исходя из целей и обстоятельств такого ввоза и не может превышать 2 (два) года со дня помещения товаров под таможенную процедуру временного ввоза, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
По письменному заявлению декларанта срок временного ввоза товаров может быть продлен таможенным органом в пределах срока, указанного в части первой настоящего пункта, либо срока, определенного в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи.
2. Для отдельных категорий товаров в зависимости от целей их ввоза на таможенную территорию Таможенного союза Комиссией Таможенного союза могут устанавливаться более короткие или более продолжительные сроки временного ввоза, чем срок, указанный в части первой пункта 1 настоящей статьи.
(п.2 в ред. Протокола от 16.04.2010)
3. При неоднократном помещении товаров под таможенную процедуру временного ввоза (допуска), в том числе когда декларантами этой таможенной процедуры выступают разные лица, общий срок временного ввоза не может превышать срока, указанного в части первой пункта 1 настоящей статьи, либо срока, определенного в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи.
================================================== =======
А далее описано, что на транспортные средства Максимальный срок 1 год,
но Пункт 3 никто НЕ отменяет.
Статья 280. Срок временного ввоза товаров
1. Срок временного ввоза товаров устанавливается таможенным органом на основании заявления декларанта исходя из целей и обстоятельств такого ввоза и не может превышать 2 (два) года со дня помещения товаров под таможенную процедуру временного ввоза, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
По письменному заявлению декларанта срок временного ввоза товаров может быть продлен таможенным органом в пределах срока, указанного в части первой настоящего пункта, либо срока, определенного в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи.
2. Для отдельных категорий товаров в зависимости от целей их ввоза на таможенную территорию Таможенного союза Комиссией Таможенного союза могут устанавливаться более короткие или более продолжительные сроки временного ввоза, чем срок, указанный в части первой пункта 1 настоящей статьи.
(п.2 в ред. Протокола от 16.04.2010)
3. При неоднократном помещении товаров под таможенную процедуру временного ввоза (допуска), в том числе когда декларантами этой таможенной процедуры выступают разные лица, общий срок временного ввоза не может превышать срока, указанного в части первой пункта 1 настоящей статьи, либо срока, определенного в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи.
================================================== =======
А далее описано, что на транспортные средства Максимальный срок 1 год,
но Пункт 3 никто НЕ отменяет.
Статья 280. Срок временного ввоза товаров
1. Срок временного ввоза товаров устанавливается таможенным органом на основании заявления декларанта исходя из целей и обстоятельств такого ввоза и не может превышать 2 (два) года со дня помещения товаров под таможенную процедуру временного ввоза, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
По письменному заявлению декларанта срок временного ввоза товаров может быть продлен таможенным органом в пределах срока, указанного в части первой настоящего пункта, либо срока, определенного в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи.
2. Для отдельных категорий товаров в зависимости от целей их ввоза на таможенную территорию Таможенного союза Комиссией Таможенного союза могут устанавливаться более короткие или более продолжительные сроки временного ввоза, чем срок, указанный в части первой пункта 1 настоящей статьи.
(п.2 в ред. Протокола от 16.04.2010)
3. При неоднократном помещении товаров под таможенную процедуру временного ввоза (допуска), в том числе когда декларантами этой таможенной процедуры выступают разные лица, общий срок временного ввоза не может превышать срока, указанного в части первой пункта 1 настоящей статьи, либо срока, определенного в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи.
================================================== =======
А далее описано, что на транспортные средства Максимальный срок 1 год,
но Пункт 3 никто НЕ отменяет.
Вот очень хотелось бы про это «далее» почитать, а вернее найти где же есть пересечение с «Пункт 3»?
Ибо если читать далее, то про ВВ транспортных средств идёт в статье 358 и там никак нет увязки с 280.
Номера, не ставшие нейтральными. Что ждёт приднестровский автотранспорт?
Номера, не ставшие нейтральными. Что ждёт приднестровский автотранспорт?
Как и 20 лет назад, осень может начаться для Приднестровья с политико-дипломатических осложнений. В сентябре 2001 года, как известно, Молдова утвердила новые таможенные печати, не передав их Тирасполю. Это стало первой экономической блокадой Приднестровья.
Сейчас же серьезным вызовом является другой вопрос – режим пропуска автотранспорта с приднестровскими номерами через приднестровско-украинскую границу. В конце февраля нынешнего года посол Украины в Молдове Марк Шевченко сообщил о том, что по решению украинского правительства автотранспорт, зарегистрированный в ПМР, с 1 сентября пускать в Украину больше не будут. Проезжать смогут только те приднестровские автомашины, которые имеют нейтральные номера и стикер «MD».
Молдавские источники тогда подтвердили: это решение стало следствием договоренностей, достигнутых президентами Молдовы и Украины Майей Санду и Владимиром Зеленским на встрече 12 января 2021 года, то есть оно принято украинской стороной по инициативе Кишинева.
С тех пор мы приближаемся к «часу X». Молдавское Бюро политик по реинтеграции с завидной регулярностью напоминает, что скоро настанет момент, когда авто с приднестровскими номерами перестанут пропускать через украинскую границу. Последнее сообщение такого рода на сайте Бюро датировано 29 июля.
Между тем сама эта инициатива молдавской стороны противоречит той договоренности по нейтральным номерам, которая была достигнута в апреле 2018 года. И, как выяснилось, в целом механизм, созданный апрельским протоколом, по-прежнему не работает в полной мере. ИА «Новости Приднестровья» разбиралось, что и почему с ним на сегодняшний день не так и чем грозит «проблема 1 сентября».
Протокольное решение «Об участии транспортных средств из Приднестровья, не осуществляющих коммерческую деятельность, в международном дорожном движении» было подписано 24 апреля 2018 года. Оно в первую очередь заключалось для того, чтобы приднестровские автовладельцы могли беспрепятственно въезжать в страны Евросоюза. Для этого был согласован нейтральный номер и открыты пункты регистрации транспортных средств (ПРТС) в Тирасполе и Рыбнице, где этот номер можно было получить.
По протокольному решению механизмом ПРТС могли воспользоваться постоянно проживающие в Приднестровье частные автолюбители, независимо от их гражданства, а также предприятия и организации, ведущие внешнеэкономическую деятельность и тоже имеющие постоянный адрес в ПМР.
Отметим, что протокольное решение устанавливало добровольность регистрации автотранспорта. Соответственно, в нем нет и никаких сроков, в течение которых непременно нужно зарегистрироваться. Не идет речи ни о 1 сентября 2021 года, ни о какой-либо другой дате.
Решение содержит статью 15, в которой стороны договорились вернуться к вопросу об участии в международном дорожном движении тех компаний, которые осуществляют грузовые, а также пассажирские перевозки. Они сегодня не могут получать нейтральные номера в ПРТС.
ПРТС в Тирасполе и Рыбнице открылись 1 сентября 2018 года и десять дней проработали в тестовом режиме. 10 сентября прибывший в Тирасполь специальный представитель Действующего председателя ОБСЕ Франко Фраттини вручил приднестровцам первые нейтральные номера.
Несмотря на вдохновляющее начало, со временем обнаружилось, что у механизма, связанного с ПРТС, есть уязвимые места. В момент подписания протокольного решения невозможно было предусмотреть все те конкретные ситуации, которые возникнут при его реализации. Сложности оказались связаны также и с тем, что в какой-то момент Кишинев начал выдвигать новые необоснованные требования.
7 октября 2020 года делегации сторон посетили ПРТС в Тирасполе, после чего по их предложениям Миссия ОБСЕ подготовила протокол, зафиксировавший 15 проблем в работе регистрационного механизма.
Одной из заметных проблем здесь, в частности, стала перерегистрация тех автомобилей, которые претерпели какие-то технические изменения (например, были переведены на газ). Из-за всех сложностей, связанных с этим, процесс регистрации в какой-то момент начал регрессировать – часть автолюбителей пошла сдавать нейтральные номера. И таких случаев на сегодняшний день набралось, по разным данным, не менее 150.
Другая проблема – перерегистрация унаследованных автомобилей. Была, например, такая ситуация: автовладелец зарегистрировал свое транспортное средство в ПРТС, но скоропостижно скончался. Его супруга получила наследство по приднестровским документам, обратилась в ПРТС за перерегистрацией, однако представители Молдовы сказали ей: мы эти документы не признаем, ступайте к молдавскому нотариусу. А молдавский нотариус ей, в свою очередь, ответил: вы не гражданка Молдовы, я вам вообще с этим вопросом помочь не могу. В итоге эта ситуация сейчас все-таки близка к своему разрешению, но на это ушло больше года.
Если автомобиль был ввезен после 24 апреля 2018 года, то приднестровцев с гражданством России и Украины могут ждать дополнительные сложности. Им нужно получить выписку в таможне Молдовы. Для этого в ПРТС предварительно им должны выдать так называемую форму РТ, но молдавская сторона, руководствуясь своими внутренними правилами, сегодня дает ее не всем.
Наконец, отдельная проблема – в том, что молдавская пограничная полиция требует от приднестровских автолюбителей переходить на водительские удостоверения РМ. Протокольным решением от 24 апреля такое условие вообще не предусмотрено. По данным наших дипломатических источников, и молдавская сторона, и представители ОБСЕ в свое время уверяли, что в международном движении можно будет использовать приднестровские водительские удостоверения. Этому есть письменные подтверждения. Схожего подхода придерживались также Украина и представители миссии EUBAM.
Из-за такой ситуации, в частности, автовладельцы с нейтральными номерами порой оказываются в худшем положении, чем те, кто сохранил приднестровские. Например, в пункте пропуска «Крива-Мамалыга» (на северном участке молдо-украинской границы) водителя с приднестровским водительским удостоверением и с приднестровскими номерами сегодня пока пропустят, а с тем же приднестровским водительским удостоверением, но нейтральными номерами – уже нет.
Из тех 15 проблем, которые зафиксированы в протоколе ОБСЕ, на сегодняшний день решена примерно одна треть. В целом почти за 3 года работы ПРТС нейтральные номера получили не более 6 тысяч приднестровских автовладельцев. Это капля в море, учитывая, что резидентам ПМР, по оценкам, принадлежит 100-110 тысяч легковых автомобилей. И даже если считать, что не все эти автомобили выезжают за пределы Приднестровья и Молдовы, ПРТС нужно еще долго работать, чтобы обеспечить нейтральными номерами всех, кто в этом потенциально нуждается.
При этом из-за своего несовершенства сам регистрационный механизм не так популярен, как раньше. В октябре 2018 года в ПРТС очередь из тех, кто желал получить нейтральные автономера, была на полтора года вперед. Тогда в Тирасполе работали по 11 операторов от каждой из сторон, а в Рыбнице – по 6. Сегодня же, даже с учетом потенциальной «проблемы 1 сентября», в Тирасполе очередь пока только до сентября, а в Рыбнице ее вообще нет. По информации приднестровских представителей ПРТС, в Тирасполе сейчас еженедельно регистрируется около 50 автомобилей. В Рыбнице это число, очевидно, еще меньше.
Что п роизойдет, если с 1 сентября украинская граница для автомашин с приднестровскими номерами будет все-таки закрыта? Помимо того очевидного факта, что для нескольких десятков тысяч жителей Приднестровья может быть ограничено право на свободу передвижения, возникнут проблемы социального и гуманитарного характера. В одночасье могут прекратить свое существование регулярные и нерегулярные пассажирские маршруты в Украину и через Украину – в первую очередь на Москву и Санкт-Петербург. Транспорт пассажирских перевозчиков, напомним, по условиям протокольного решения 24 апреля 2018 года в принципе нельзя регистрировать в ПРТС.
Инициативу о регистрации таких транспортных средств Приднестровье официально передало Молдове еще в октябре 2019 года. Эта инициатива получила тогда поддержку посредников. Однако Кишинев блокирует решение, руководствуясь уже своими коммерческими интересами.
Серьезные проблемы появятся у небольших приднестровских грузоперевозчиков, доставляющих товары местным индивидуальным предпринимателям, а также и у самих предпринимателей, которые могут остаться без груза, а значит, без работы. По различным оценкам, в торговом секторе, так или иначе связанном с импортом товаров из Украины (или же транзитом через Украину), сегодня работают от трети до 40% всех приднестровских ИП. Это не менее 8-10 тысяч человек.
Сложности будут и у приднестровской службы скорой помощи. Сегодня в республике как минимум один раз в неделю возникает ситуация, когда пациента из ПМР нужно срочно доставить в больницу Украины или даже России. Между тем у всех реанимобилей приднестровские номера. А регистрация машин скорой помощи в ПРТС тоже невозможна, в чем убедились приднестровские дипломаты, которые уже полгода ведут с Молдовой переписку на этот счет.
Приднестровье, конечно, будет вынуждено реагировать и дипломатическими, и политическими средствами в том случае, если по «проблеме 1 сентября» за оставшиеся дни не будет найдено решение и запрет вступит в силу. Но, пока этого не случилось, еще остается надежда на разумный подход. С одной стороны, необходимо вернуться к сути протокольного решения от 24 апреля 2018 года, снять все искусственно установленные дедлайны для его выполнения. С другой стороны, нужна вдумчивая работа сторон и посредников, которая будет направлена на улучшение механизма работы ПРТС, преодоление возникших проблем и нестыковок, нахождение взаимоприемлемого решения по водительским удостоверениям, а также по нейтральным номерам уже для грузовых и пассажирских перевозчиков.
Майнинг, газ и «Шериф»: Как живёт непризнанное Приднестровье и зачем Россия его поддерживает
18 декабря 2019 1:00
В непризнанной Приднестровской Молдавской Республике (ПМР) очень любят Россию. Ежегодно РФ финансово поддерживает регион. На территории ПМР стоят российские заводы, более четверти века находится оперативная группа российских войск (ОГРВ), российский триколор признан вторым официальным флагом.
«Секрет фирмы» рассказывает, как живёт Приднестровье, кто на нём зарабатывает и чем полезна России непризнанная республика.
Шериф со звёздочкой
Приднестровье (ПМР) — непризнанное государство между Молдавией и Украиной. В 1990 году ПМР провозгласила независимость от Молдавской ССР, а в 1992 году полностью отделилась от Молдавии.
Молдавия не признаёт суверенитет ПМР. Приднестровье (наравне с Нагорно-Карабахской республикой, ДНР и ЛНР) также не получило признание ни одной страны — члена ООН.
В 2017 году в Приднестровье проживало 217 000 граждан России из 475 665 жителей. Российские военнослужащие в качестве миротворцев с 1995 года постоянно находятся на территории ПМР.
Приднестровье часто называют республикой «Шериф». Всё из-за того, что одноимённому холдингу принадлежат десятки организаций в небольшой ПМР. В бюджет непризнанной республики за 9 месяцев 2018 года холдинг принёс около полутора миллиардов рублей. Это самый высокий показатель среди всех налогоплательщиков региона.
В 1993 году основатели «Шерифа», Виктор Гушан и Илья Казмалы (их называют выходцами из силовых структур), основали компанию, а через несколько лет она выросла в сеть одноимённых супермаркетов, автозаправок, нефтебазу, винно-коньячный завод, текстильную фабрику, автоцентры, спортивный комплекс, оператора сотовой связи, крупнейший банк в республике, рыбную базу и ряд других организаций.
Самый известный актив холдинга — футбольный клуб «Шериф». Около половины команды — купленные из-за рубежа игроки.
Помимо бизнеса в ПМР партнёры владели несколькими компаниями, зарегистрированными в России. Например, ликвидированные ООО «Рустекс» (торговля) или ООО «Симпл колл» (грузоперевозки).
О монополии холдинга, жизни и бизнесе в ПМР и связях с Россией мы поговорили с одними из первых предпринимателей Приднестровья Олегом Сеиным (имя и фамилия изменены по просьбе героя), Денисом Неделько и Славой Яблочным.
Олег Сеин
«Из-за этой монополии мне пришлось отказаться от компаний, которые я развивал более 20 лет. Компания — монополист не только в экономике, но и в политике. Состав верховного совета и правительства — подконтролен компании. У нас государство в государстве.
Осложняет ситуацию и непризнанный статус региона. Три банка (два государственных и один шерифовский) работают через Россию. По-другому никак. Ваша страна признаёт нас, поэтому через неё ведутся все платежи. У нас даже до этого года нельзя было расплачиваться картами Visa и MasterСard.
Был один случай — я пытался заключить контракт с известной иностранной фирмой. На мой запрос о работе с ПМР они ответили, что ведут бизнес только официально. Понимаете? О Приднестровье уже мнение как о серой зоне. Якобы здесь все „вчёрную“ работают.
По внутреннему паспорту ПМР можно выехать только в Молдавию. Но почти всё население имеет несколько паспортов — чаще это молдавский (даёт 90 дней в ЕС), украинский или российский. Если повезёт, то румынский (позволяет свободно работать в ЕС)».
Так и поступают местные жители. В Приднестровье распространены агентства для работы за границей. Уехав в соседнюю Молдавию, Украину или Румынию, можно получать от 650 евро в месяц. В самой республике средняя зарплата — 4 тысячи приднестровских рублей (около 15 тысяч рублей).
Те, кто решает остаться и открыть своё дело, часто сталкиваются с давлением «Шерифа».
«Кроме шерифовской сети супермаркетов у нас есть небольшие частные магазинчики и ларьки», — продолжает Олег.
«Все они торгуют одним товаром — тем, который привозит „Шериф“. Хочешь закупаться у кого-то другого? Окей. Но Шериф с тобой контракт разрывает. И все вынуждены сидеть и торговать одним ассортиментом.
В одном из городов ПМР есть старый пивзавод. Там производится качественное пиво, которое нравится местным. У „Шерифа“ тоже есть своё пиво, но оно сильно уступает первому.
В августе они запретили продавать пиво другого завода. И все магазинчики (не говорим уже о сети супермаркетов) были вынуждены отказаться от товара из-за давления „Шерифа“. Я даже не знаю, как теперь выживет это предприятие».
Денис Неделько
«Самая большая сложность ведения бизнеса в Приднестровье — движение денег. Любой платёж от банка из ПМР воспринимается как неизвестный. Например, нам нужно отправить деньги в Румынию. Банк ПМР открывает корреспондентские счета в банках России (только ваша страна позволяет нам это делать). Затем банк России открывает корреспондентские счета в США. И только потом платёж поступает в один из румынских банков.»
«Часто бывает так, что банк в Румынии говорит: „Я вижу всю цепочку отправления, где в начале стоит кто-то неизвестный“. И отправляет деньги обратно».
Из-за этого Денису и другим предпринимателям в Приднестровье приходится открывать счета в других странах. На это уходит достаточно много времени и сил. Если Денис хочет расплатиться с партнёрами из Украины со своего молдавского счёта, то сначала покупает леи (денежная единица Молдавии), затем обменивает их на доллары и только потом отправляет необходимую сумму в страну назначения. По словам бизнесмена, издержки составляют около 5 процентов.
«Помимо двойного таможенного контроля на границе (посты Молдавии и Приднестровья) наши грузы досматривают тщательнее, — продолжает Денис. — Например, бананы могут задерживать на границе на два дня больше положенного срока. Время транспортировки критично для подобных продуктов».
Слава Яблочный
«В 5–6 часов вечера в торговых центрах вы увидите зевающих продавцов и полное отсутствие покупателей», — рассказывает Слава Яблочный. Он живёт в Приднестровье с рождения. Ему 47 лет, и у него небольшой IT-бизнес.
«В Приднестровье вы не найдёте честности. Она здесь не живёт. Один мой знакомый председатель правления в одном из коммерческих банков и депутат Верховного Совета ПМР. Мы не знаем, как может быть иначе».
Да, конечно, можно крепко ругать эту фирму („Шериф“). Но вот посмотрим вокруг — бассейн, стадион, стипендии лучшим студентам. Всё это делает „Шериф“. Только не для кого скоро станет.
Молодёжь толпами уезжает отсюда. Моя дочь даже слышать не хочет о возвращении. Что здесь делать? Работать за 200 долларов в месяц? Она сейчас в России, как и многие приднестровцы, занимается маркетингом и получает в несколько раз больше». Слава рассказывает, что в ПМР очень любят Россию.
«Сколько всего Россия тут построила! И садики, и больницы, и какой-то новый центр для обучения хирургии. Наши дети здесь учатся в филиалах российских вузов. Цена на газ у нас приоритетная. Мы в три раза меньше соседней Молдавии платим».
«Мы 28 лет подождали. Ещё парочку подождём», — вздыхает Слава.
Долги и майнинг. Какие деньги Россия тратит и зарабатывает на ПМР
Не всегда эти деньги расходовались на нужды жителей. В 2011 году в РФ было заведено уголовное дело на сына президента ПМР Игоря Смирнова — Олега. Его обвиняли в хищении 160 млн рублей, отправленных Москвой в Тирасполь.
В 2016-м другой президент Приднестровья — Евгений Шевчук — оказался в центре скандала с хищением российских денег. Фирма-посредник «Энергокапитал», через которую приднестровская МГРЭС продавала энергию в Молдавию — «„прокладка», через которую многие миллионы долларов уходят в офшор»
Для развития майнинга президент Приднестровья Вадим Красносельский в первую очередь планирует привлекать российских инвесторов. По его словам, от них поступали и поступают предложения.
Россия и Молдавия — давние бизнес-партнёры. На территории ПМР стоят два российских предприятия.
Но производство на нём «идёт полным ходом» (с 2004 по 2015 год объёмы производства увеличились в 10 раз).
Намного известнее в России «Молдавская ГРЭС». Владелец МГРЭС — «Интер РАО». Генеральный директор «Интер РАО» — Борис Ковальчук. Почти третью этой компании владеет группа «Роснефтегаз».
Молдавская ГРЭС — самая мощная из зарубежных активов компании (максимальная мощность станции 2520 МВт). Сегодня она поставляет электричество на Украину и в Молдавию с «возможной передачей в страны Евросоюза» (написано на сайте станции).
За 2018 год «Газпром» поставил в Молдавию 2,9 млрд куб. м газа. В отчёте об энергетике Молдовы за 2016 год (самые последние данные) написано, что страна потребила 4,4 млрд кВт/ч.
На 2019 год МГРЭС обеспечивает уже 68 процентов от общего объёма поступающей в Кишинёв электроэнергии.
«Экспорт» в Молдавию сегодня — один из главных источников дохода для ГРЭС. Из-за напряжённых отношений между странами Кишинёв то отказывался от закупок энергии, то снова возобновлял их.
Помимо поставок электроэнергии в страны СНГ станция используется для майнинга криптовалюты.
Первый канал, Усманов и Чайка
Помимо государственных предприятий в Молдавии российские бизнесмены также имеют связи с этой страной.
Made in Moldova
Большинство промышленных предприятий бывшей МССР расположено в Приднестровье. Помимо МГРЭС, которая в советские годы обеспечивала электричеством Украину, Румынию и Болгарию, а сегодня работает на 17% от возможной мощности, в ПМР сохранился текстильный завод «Тиротекс», винно-коньячный завод «Квинт», металлургический и цементные заводы и другие предприятия.
Для населения в 450 тысяч человек — это излишние мощности. Почти всё производство Приднестровья работает на экспорт. Предприятия беспошлинно поставляют товары в ЕС под вывеской Made in Moldova. С 2015 года ПМР вместе с Молдавией входит в зону свободной торговли с Европейским Союзом.
Одни эксперты связывают высокие показатели экспорта в Евросоюз с возвращением Приднестровью возможности жить самостоятельно, без помощи третьих стран. Другие — с нежеланием конфликтовать с Россией из-за экономической блокады региона.
Всё под контролем
Около полутора тысяч российских военнослужащих постоянно находятся на территории ПМР с 1995 года. Эта группа — наследница легендарной 14-й гвардейской общевойсковой армии. Основная задача оперативных войск — выполнение миротворческих операций и контроль за ситуацией в регионе.
О выводе российских сил с территории Приднестровья говорили много. Например, в Стамбульском документе ОБСЕ (1999 год) говорится: «Мы приветствуем обязательство Российской Федерации завершить вывод российских сил с территории Молдовы к концу 2002 года».
В 2018 году Генеральная ассамблея ООН призвала Россию «без оговорок и дальнейшего промедления» завершить вывод оперативной группы войск.
«Россия выступает гарантом интересов русскоязычных жителей Приднестровья, и она всегда давала понять — если Молдавия пойдёт на объединение с Румынией, то от ПМР ей придётся отказаться», — говорит ведущий научный сотрудник Центра публичной политики и государственного управления РАНХиГС Сергей Беспалов.
«Почему Россия не выводит войска? В 90-х страна обещала вывести их. Мы связывали это с перспективой урегулирования приднестровской ситуации, но раз изменений в этом деле нет, конфликт приглушен, то Россия справедливо оставляет свою базу в ПМР».
«Во-первых, это инструмент сдерживания руководства Молдавии от соединения с Румынией и блокировка перспективы её вступления в НАТО», — продолжает эксперт.
«Молдавия считает ПМР своей территорией, а если на этой территории находятся российские военные, то ни о каком вступлении в Североатлантический альянс не может быть и речи.
Какие бы заявления ни делали западные столицы (абсолютное большинство стран поддерживает идею вывода российских войск из ПМР), наши интересы противоположные. Я думаю, что войска РФ в Приднестровье будут оставаться ещё долго».
7 сентября 2016 года бывший президент ПМР Евгений Шевчук подписал указ «О реализации итогов республиканского референдума, состоявшегося 17 сентября 2006 года», результат которого приведение правовой системы Приднестровья в соответствие с законодательством России (по итогам референдума 2006 года 97,2 процента жителей ПМР проголосовали за присоединение к РФ).
Через год власти ПМР приняли закон об использовании российского флага наравне с государственным.
Сегодня Приднестровье для России — это участие в молдавской политике и возможность блокировки вступления страны в НАТО. Помимо политического аспекта ПМР — источник доходов для российских компаний. Только МГРЭС за 2018 год принесла РФ 8,5 млрд рублей (самый быстрорастущий зарубежный актив «Интер РАО»).
Читайте также
Возрастная категория сайта 18 +
Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.