учебный комбинат что это такое
Вперед к забытым комбинатам
«Единая Россия» предлагает возродить учебно-производственные комбинаты, существовавшие в советское время. «Известия» узнали, кому и какие рабочие специалисты нужны в современной России.
В предвыборной программе «Единой России» в разделе «Умная сила и культурное лидерство» есть следующий пункт: «создать в крупных городах многопрофильные колледжи с гибкими образовательными возможностями и форматами для молодежи и взрослых». «Важно возродить интерес к рабочим профессиям и вернуть им былой престиж, — говорит Владимир Бурматов, член генерального совета партии и первый заместитель председателя комитета Госдумы по образованию. — Системная профориентация школьников должна начинаться с 5–6-х классов. Необходимо рассмотреть возможность возрождения системы учебно-производственных комбинатов, существовавших в советское время, но на современной технической и информационной базе. Высшее образование давно не является единственным социальным лифтом, и система среднего профессионального образования (СПО) должна создавать дополнительные возможности для инвалидов и для детей из неблагополучных и малообеспеченных семей».
Что собой вообще представляют учебно-производственные комбинаты (УПК)? В СССР они появились в середине 1970-х годов и помогали старшеклассникам получить начальную профессиональную трудовую подготовку. Тогда учащиеся старших классов общеобразовательных школ были обязаны четыре часа в неделю заниматься профессиональным обучением и еще столько же — «общественно полезным трудом». Для этого один день в неделю старшеклассники занимались не в школе, а в УПК. По окончании обучения ученики сдавали квалификационные экзамены и получали свидетельство об освоении трудовой специальности. Набор специальностей, по которым проводилось обучение, согласовывался органами местного самоуправления.
В современной России УПК как таковых нет, отчасти их роль на себя взяли учреждения среднего профессионального образования (колледжи, техникумы), которые занимаются подготовкой представителей рабочих специальностей и подготовкой специалистов среднего звена. Принципиальное отличие УПК от техникумов и колледжей заключается в том, что первые входили в систему школьного обучения, дополняли реализацию стандартов школьного образования и финансировались за счет средств муниципалитетов. Современные средние профессиональные учреждения финансируются в основном из региональных бюджетов, в них могут учиться школьники не только из одного конкретного населенного пункта, но со всей области и со всей России.
«Для того чтобы заново запустить систему УПК, потребуется сначала создать всю необходимую инфраструктуру: построить новые учебные корпуса, оборудовать в них специальные помещения, — говорит Ираида Ласкина, директор техникума им. С. П. Королева в городе Королеве Московской области. — На мой взгляд, нужно возрождать не УПК как таковые, а преподавание технологии в среднем звене школы в целом. Проблема в том, что такого предмета, как «технология», в большинстве современных школьных учреждений нет вообще».
Интересно, что разделение уровней образования на «школу», «техникум» и «вуз» в большинстве стран отсутствует вовсе. Согласно международной практике, образование делится только на два уровня — общее образование (general) и профессиональное (professional). Наше «среднее профессиональное» при таком подходе рассматривается как часть «общего» образования. По словам Марка Аграновича, руководителя центра мониторинга и статистики образования Федерального института развития образования, половина школьников в других странах после окончания основного этапа обучения уже имеют на руках сертификат, который признается и ценится на рынке труда. В итоге такие выпускники чувствует себя намного увереннее, чем российские школьники, которые спустя 9 или 11 лет обучения могут только или пойти учиться дальше, или устроиться разнорабочими на самую низкооплачиваемую работу.
«Дипломы средних профессиональных учреждений должны иметь реальный вес на рынке труда, — говорит Марк Агранович. — Любая профессиональная подготовка для тех, кто не хочет поступать в вуз, — это более чем полезное дело. После окончания заведения среднего профессионального образования молодым людям должна присваиваться конкретная специализация. Чем в этом случае может помочь УПК? На мой взгляд, возрождать их — это странная идея, которая будет иметь вес только в том случае, если учебные комбинаты будут работать в тесной связке с уже существующими техникумами и колледжами».
Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) сообщает, что в России 60% населения имеют среднее или высшее образование, а 40% современных выпускников 9-х классов продолжают обучение в системе среднего профессионального образования. Более того, количество желающих продолжить обучение не в вузе, а в техникуме или колледже растет с каждым годом.
По данным опроса (в нем приняли участие 1,5 тыс. человек со всей страны), проведенного в мае и июне исследовательским центром портала SuperJob, лишь у 48% родителей выпускников дети в этом году будут поступать в вузы. Для сравнения, в 2010 году таковых было 80%. Обучение в «средних» учебных заведениях продолжат дети четверти опрошенных (шесть лет назад так ответили только 8%), 21% респондентов на момент опроса еще не приняли окончательного решения о будущем детей, и только у 1% дети сразу после школы пойдут работать. Чаще остальных в колледжи и училища планируют поступать дети из семей с невысоким уровнем дохода (до 25 тыс. рублей в месяц). Выпускники, поступающие в техникумы и училища, чаще всего хотят стать фельдшерами, программистами, юристами, учителями, поварами, дизайнерами, автомеханиками, строителями, бухгалтерами, спасателями и парикмахерами.
Принято считать, что в колледж или техникум поступить проще, чем в вуз, однако это не так. Владимир Прохоренко, директор колледжа при Государственном университете морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова, говорит, что в прошлом году конкурс при поступлении в среднем составлял четыре человека на место. «Из года в год конкурс увеличивается, к нам поступают не только молодые люди, но и девушки, — рассказывает Владимир Прохоренко. — Большой конкурс на береговые специальности, как раз туда охотно поступают девушки. Средний балл в аттестате для успешного поступления должен быть точно не меньше четырех, а то и больше. С чем связан такой интерес? Наверное, с тем, что «рабочий» диплом сейчас ценится на уровне диплома вуза, и с тем, что для поступления в вуз после окончания колледжа сдавать ЕГЭ не нужно».
Кому проще найти работу по специальности: выпускникам средних профессиональных заведений или выпускникам вузов? По данным портала Career.ru, в прошлом году на рынке труда чаще всего требовались молодые специалисты с экономическим образованием — это требование указывалось в 37% всех российских вакансий. В четверти вакансий указывалась необходимость технического образования, а в 9% вакансий — юридического образования. За год увеличилась потребность в специалистах, имеющих экономическое образование, а вот доля вакансий, в которых указывалась необходимость технического и юридического образования, снизилась. В первой половине 2016 года ситуация не поменялась.
Другие данные предоставила служба исследований HeadHunter, которая узнала у молодых специалистов и студентов, чего они ожидают от ситуации на рынке труда во II квартале 2016 года. В целом молодые люди не ждут позитивных изменений относительно своего положения на рынке труда, но также не ожидают и резкого ухудшения ситуации. Индекс сложности с поиском работы, индекс критичности поиска работы и индекс успеха трудоустройства в течение последних трех месяцев не претерпели никаких изменений, зато. вырос индекс готовности снизить свои зарплатные ожидания! Платят молодым специалистам и так не очень много. В марте 2016 года средняя зарплата специалистов начального уровня в России, по данным банка данных заработных плат HeadHunter, составила 25 тыс. рублей, при этом оклад был равен 21 тыс. рублей. В Москве на старте карьеры самая высокая зарплата, которую предлагают работодатели, — у финансистов и экономистов — 45 тыс. рублей. Самые низкие стартовые зарплаты в Москве предлагают работодатели в сфере гостеприимства и на производстве — 23 тыс. и 25 тыс. рублей соответственно.
Юрий Наконечный, заместитель председателя Российского профсоюза студентов, говорит, что, несмотря на не очень позитивную ситуацию на рынке труда в целом, ребятам с «рабочими» специальностями найти работу легче. «Я сам когда-то закончил энергетический колледж, и у меня была реальная возможность пойти работать по специальности, поэтому я знаю, о чем говорю, — отметил эксперт. — В стране сейчас кризис рабочих рук, как бы шаблонно это ни звучало. Молодые люди, которые грезят о карьере бизнесмена или политика, часто забывают, что таких специалистов и так уже предостаточно, а вот столяров, токарей, плотников и электромехаников не хватает. На мой взгляд, помогать молодым людям самоопределиться и найти работу с подходящим окладом должны центры занятости, которые в последнее время превратились в своего рода последние инстанции, обращаться в которые считается абсолютно бесперспективным делом. Такого быть не должно, центры занятости реально могут и должны помогать найти работу молодым специалистам с любым образованием».
Как отличить учебный центр от шарашкиной конторы
И получить не только корочку, но и знания
Некоторые образовательные организации ничему не учат, а просто торгуют удостоверениями и дипломами.
Если вы приходите в учебный центр за знаниями, вас может ждать неприятный сюрприз. Я пять лет проработал методистом в сфере дополнительного профессионального образования и знаю, как компании имитируют обучение и продают корочки.
В этой статье я расскажу, как отличить нормальный учебный центр от фиктивного.
Почему некоторые учебные центры ничему не учат
Любая организация сталкивается с государственными требованиями к образованию сотрудников.
Например, все руководители и специалисты при поступлении на работу должны пройти обучение по охране труда. На это Минтруд дает месяц, а потом раз в три года нужно будет обучаться повторно.
Ответственные работники на опасных производственных объектах обязаны каждые пять лет получать удостоверение о повышении квалификации по промышленной безопасности. За этим следит Ростехнадзор.
Специалисты по организации строительства обязаны проходить повышение квалификации раз в пять лет.
Допустим, небольшая фирма выигрывает тендер на выполнение каких-то работ для корпорации. А у этой корпорации есть свои требования к образованию любого специалиста, который допускается на ее объекты. Перед победителем тендера встает задача: быстро и недорого заполучить нужные документы на сотрудников, чтобы приступить к работам.
В организациях привыкли полагаться на свои системы оценки навыков и знаний, и все эти внешние требования кажутся им чем-то формальным. Тем более что контролирующие органы проверяют только сами дипломы и удостоверения, а не знания сотрудников. Так и рождается спрос на корочки. Учебные центры быстро нащупали золотую жилу: выдают бумажки для трудоустройства и прохождения проверок, а сами экономят на себестоимости обучения.
А директора этих организаций часто возмущались, что учебный центр дергает их по пустякам. Им было лень позаботиться даже о том, чтобы сотрудники заполнили итоговые тесты с готовыми ответами.
Иногда образовательный процесс в таких учебных центрах проходит незаметно для самого ученика. Работник может даже не догадываться, что он уже где-то «обучился» и получил корочку, которая успешно осела в отделе кадров.
Работу учебных центров контролирует Рособрнадзор, который и должен пресекать подобные махинации. Но плановые проверки проходят раз в три года. За это время хитрецы успевают подготовиться и нарисовать обучение во внутренней отчетности.
Недобросовестные учебные центры живут за счет корпоративных клиентов, регулярно заказывающих необходимые документы из-за текучки кадров и периодичности самого обучения. Не выйдет один раз получить нужный диплом или свидетельство и на этом успокоиться — нужно освежать знания.
Несмотря на тщательную маскировку, опознать фиктивные образовательные организации несложно. Для этого достаточно:
Опишу весь процесс пошагово.
Как выбрать лучший ИТ-курс
Как проверить учебный центр по реестрам
Проверить лицензию. Нельзя просто открыть организацию, назвать ее учебным центром и начать выдавать дипломы — сначала нужно получить лицензию на осуществление образовательной деятельности.
Если у организации нет действующей лицензии, она не вправе оказывать образовательные услуги. Любые дипломы и удостоверения от нелегального учебного центра — просто бумажки.
Скан лицензии можно найти на сайте учебного центра. Но нужно еще и проверить, что лицензия не аннулирована, а продолжает действовать. Чтобы это сделать, надо воспользоваться специальным реестром на сайте Рособрнадзора.
Проверить аккредитацию — для обучения по охране труда. Если организация проводит обучение по охране труда, она должна получить не только лицензию на образовательную деятельность, но и аккредитацию Минтруда.
Эту аккредитацию можно проверить в реестре Минтруда.
Проверить, подключена ли организация к ФИС ФРДО. Чтобы бороться с поддельными дипломами, удостоверениями и свидетельствами, Рособрнадзор создал ФИС ФРДО — федеральную информационную систему «Федеральный реестр сведений о документах об образовании и о квалификации, документах об обучении».
Все образовательные организации обязаны подключиться к ФИС ФРДО и вносить в систему информацию о дипломах, удостоверениях и свидетельствах. Срок внесения для документов о дополнительном профессиональном образовании — не позднее 60 дней с даты выдачи.
Но не все образовательные организации спешат выполнять это требование. Например, в одном центре, где я работал, тянули до последнего: подключение вело к дополнительным затратам и мешало мухлевать с датами выдачи документов. Дело в том, что там за дополнительное вознаграждение делали срочные корочки, которые нужны «еще вчера» — вплоть до прошлого года. А подключение к ФИС ФРДО усложняет жизнь: оформлять документы задним числом уже труднее из-за ограничения в 60 дней.
На сайте Рособрнадзора можно проверить, подключен ли учебный центр к ФИС ФРДО. Если нет, значит, он не готов вовремя делиться с государством данными о результатах своей работы. Я рекомендую избегать подобных образовательных учреждений.
Как проверить сайт учебного центра
Рособрнадзор установил требования к содержанию и структуре сайта образовательной организации. Если учебный центр их нарушает, это говорит об общей небрежности и безответственности его сотрудников.
Если перед вами одностраничный сайт-визитка с одним лишь продающим текстом, советую поискать для обучения другую организацию. Особенно опасайтесь слоганов в духе «быстрое обучение без отрыва от производства» — часто именно так формулируют свое предложение торговцы корочками.
На сайте должен быть раздел «Сведения об образовательной организации». Этот раздел состоит из нескольких подразделов, с помощью которых можно понять, насколько реально и законно обучение.
Расскажу про самые важные подразделы.
Документы — здесь стоит взглянуть на отчеты об исполнении предписаний органов контроля. Рособрнадзор проводит проверки и выносит предписания, если что-то не так. Образовательная организация обязана на своем сайте отчитываться о выявленных нарушениях и работе над ошибками.
Если учебный центр хвалится долгой историей, но не выкладывает никаких предписаний и отчетов, то возможны три варианта:
Для примера я изучил пять докладов региональных министерств о результатах проверок образовательных организаций за 2020 год.
Статистика по плановым проверкам образовательных организаций
Количество плановых проверок | Выдано предписаний | |
---|---|---|
Свердловская область | 182 | 179 |
Тверская область | 55 | 55 |
Орловская область | 52 | 50 |
Мурманская область | 44 | 44 |
Хабаровский край | 47 | 47 |
Почти каждая проверка заканчивалась выявленными нарушениями. Это нормально: предписание можно получить за любую мелочь — например, за отсутствие нужной формулировки во внутреннем документе или неправильную структуру сайта. Обычно учебные центры быстро исправляют недочеты и отчитываются об этом.
За свою карьеру я прошел две проверки, и после обеих приходилось поднимать практически с нуля всю нормативную базу, обновлять локальные акты, срочно наращивать методический материал. Подобные проверки держат учебные центры в тонусе.
Поэтому отчеты об обнаруженных и устраненных нарушениях будут хорошим признаком: организация работает и заботится о прозрачности своей деятельности.
Подраздел «Образование» раскрывает информацию об образовательных программах. Учебный центр обязан подробно описывать ход обучения и все темы, по которым проводятся занятия. Для этого он выкладывает на своем сайте файлы с учебными планами и методическими материалами.
Если этого подраздела нет или он пустой, то вам предлагают кота в мешке. Учебные центры неохотно публикуют свои программы по двум причинам:
Мне приходилось заимствовать чужие программы, когда я создавал новые курсы.
Преподавателя с нужным профилем у нас не было, а нанимать его не хотели, вот я и выкручивался: занимался банальным рерайтингом. Обычно такие программы никто не читал — это были срочные заказы от организаций, которым требовались только конкретные корочки.
Также в подразделе «Образование» должен храниться скан лицензии на осуществление образовательной деятельности. Но некоторые учебные центры почему-то выставляют лицензию на главной странице или в других подразделах — в «Документах» либо «Основных сведениях».
Подраздел «Руководство. Педагогический (научно-педагогический) состав». Обязательно проверьте информацию о преподавателях, их образовании, квалификации и стаже работы. Если такого раздела нет или он пустует, вероятно, обучение пройдет в формате самоподготовки со сдачей единственного итогового теста.
В шарашкиных конторах обычно маленький преподавательский состав, хотя заявленных курсов может быть очень много. Руководству учебных центров невыгодно искать преподавателя под каждую учебную программу. Поэтому мне как методисту иногда приходилось читать лекции по темам, в которых я не разбирался. Материал я брал в интернете: рефераты, книги, случайные статьи. Повезло, что никто не задавал мне вопросов, — ученики тоже сидели для галочки.
Подраздел «Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса». Чтобы выдавать корочки, не нужны учебные аудитории, бумажные и электронные пособия, компьютерные программы, тренажеры. Достаточно принтера и бумаги.
А вот чтобы давать полноценные знания, все это необходимо. В идеале подраздел о материально-техническом обеспечении должен включать инвентаризационную опись всего, что есть в учебном центре, от компьютеров до стульев. Чем подробнее, тем лучше.
Подраздел «Платные образовательные услуги» должен содержать образец договора. В нем прописывают сроки освоения программы, форму обучения, вид выдаваемого документа и условия расторжения.
Если в договоре не указаны конкретные сроки, конечная стоимость услуг и вид выдаваемого документа, то учебный центр может попытаться вытянуть из вас побольше денег. Например, попросить заплатить за изготовление корочки, учебные материалы или подключение к системе тестирования в интернете.
Сначала читать, потом подписывать
В этом же подразделе нужно проверить утвержденные цены на каждую программу обучения. Недобросовестные центры не публикуют свои прейскуранты, чтобы устанавливать разные цены с выгодой для себя. Обычно они завышают стоимость для случайных физлиц, чтобы отсечь их, и делают скидки для организаций, которые закупаются оптом.
О чем спросить сотрудников учебного центра
Позвоните в учебный центр и еще раз уточните информацию, которую нашли на сайте. Бывает, что сайт наполнен всеми необходимыми данными и выглядит убедительно. Но при разговоре с менеджером оказывается, что нужных преподавателей сейчас нет, а учебный полигон на ремонте.
Попросите описать порядок обучения. Задайте вопрос: «Как будут проходить занятия?» Центр с фиктивным обучением предложит вам самостоятельно читать лекции, а в конце сдать итоговый тест в электронном виде.
К подобному дистанционному обучению формально не придраться. Поэтому оно популярно у работодателей, которым важно быстро и дешево получить необходимые корочки для сотрудников. Но учтите: по сути это самообучение, а качество материала может оказаться низким.
Если не нашли на сайте программу обучения, спросите, как с ней ознакомиться. Это не закрытая информация и не коммерческая тайна. Если сотрудники центра отказываются показать программу, то либо ее не существует, либо они боятся, что вы потребуете следовать ей в обучении.
Узнайте, будут ли живые лекции и семинары. Платить преподавателю всегда накладно, поэтому учебные центры стараются как можно больше курсов перевести на дистанционку. В результате обучение превращается в самоподготовку с маленькой себестоимостью.
Узнайте о материальном обеспечении учебного процесса. Хороший учебный центр готов предоставить аудиторию и учебный материал. Если речь идет об обучении рабочей профессии, то нужно спросить о практических занятиях: есть ли станки, тренажеры, специальное оборудование.
Спросите, заключается ли договор об оказании платных образовательных услуг. Отсутствие договора — явный признак шарашки. К тому же без договора вы не сможете получить налоговый вычет за обучение.
Уточните, защищены ли бланки дипломов и свидетельств от подделки. Защищенный бланк и подключенность учебного центра к ФИС ФРДО — гарантия того, что учащийся, его работодатель и государство смогут убедиться в подлинности документа.
У Минобрнауки есть методические рекомендации по разработке удостоверений о повышении квалификации и дипломов о профессиональной переподготовке. Например, ведомство советует выпускать документы на специальных бланках с защитой от подделки. Каждый бланк обладает уникальным номером, что позволяет легко убедиться в подлинности документа.
Не все учебные центры прислушиваются к рекомендациям Минобрнауки — они необязательны для применения. Дело в том, что защищенные бланки усложняют процесс подготовки документа и повышают себестоимость обучения.
Защищенный бланк не гарантирует качество обучения. Он лишь показывает, насколько организация заботится о своем бренде: стремится ли оградить его от возможных подделок.
Учебно-производственный комбинат
Учебно-производственный комбинат (УПК) — организация, обеспечивающая старшеклассникам начальную профессиональную трудовую подготовку.
Примечания
Полезное
Смотреть что такое «Учебно-производственный комбинат» в других словарях:
Межшкольный учебно-производственный комбинат — учебное учреждение для удовлетворения потребностей учащихся общеобразовательных учебных учреждений в профориентационной, допрофессиональной, профессиональной подготовке. Источник: МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН О СРЕДНЕМ ОБЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ … Официальная терминология
Учебно-курсовой комбинат, учебно-производственный центр, техническая школа — Учебно курсовой комбинат (пункт), учебно производственный центр, техническая школа (горно механическая, мореходная, лесотехническая и др.), вечернее (сменное) учреждение начального профессионального образования осуществляют реализацию… … Официальная терминология
Список заслуженных работников бытового обслуживания населения Российской Федерации — Приложение к статье Заслуженный работник бытового обслуживания населения Российской Федерации Содержание 1 Респу … Википедия
Список аббревиатур — Это служебный список статей, созданный для координации работ по развитию темы. Данное предупреждение не устанавливается на информационные списки и глоссарии … Википедия
Пенсия — (Pension) Пенсия это регулярное денежное пособие, выплачиваемое лицам, имеющим инвалидность, достигшим пенсионного возраста, либо потерявшим кормильца История возникновения пенсии, пенсии в РФ, пенсия по старости, пенсия по инвалидности,… … Энциклопедия инвестора
УПК — Уголовно процессуальный кодекс указатель положения конуса универсальный пушечный контейнер Управление пластиковых карт (в банке) Управление пластиковых кар управление подготовки кадров управление промысловой кооперации управление процессом… … Словарь сокращений русского языка
УПК — указатель положения конуса УПК установка для передвижения космонавта установка для перемещения космонавта косм. Словарь: С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. С. Пб.: Политехника, 1997. 527 с. УПК усреднительно погрузочный… … Словарь сокращений и аббревиатур
Макинск-2 — Город Степногорск Страна КазахстанКазахстан Статус … Википедия
Целиноград-25 — Город Степногорск Страна КазахстанКазахстан Статус … Википедия