участок в приаэродромной территории что делать
Участок в приаэродромной территории что делать
О применении ст. 47 в редакции ФЗ от 01.07.2017 N 135-ФЗ см. ст. 4 указанного закона.
ВЗК РФ Статья 47. Приаэродромная территория
(в ред. Федерального закона от 01.07.2017 N 135-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 47 Воздушного кодекса РФ
1. Приаэродромная территория устанавливается актом уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов, перспективного развития аэропорта и исключения негативного воздействия оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье человека и окружающую среду в соответствии с настоящим Кодексом, земельным законодательством, законодательством о градостроительной деятельности с учетом требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
(в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 191-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 191-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Приаэродромная территория является зоной с особыми условиями использования территорий.
3. На приаэродромной территории выделяются следующие подзоны, в которых устанавливаются ограничения использования объектов недвижимости и осуществления деятельности:
(в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 191-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1) первая подзона, в которой запрещается размещать объекты, не предназначенные для организации и обслуживания воздушного движения и воздушных перевозок, обеспечения взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов;
2) вторая подзона, в которой запрещается размещать объекты, не предназначенные для обслуживания пассажиров и обработки багажа, грузов и почты, обслуживания воздушных судов, хранения авиационного топлива и заправки воздушных судов, обеспечения энергоснабжения, а также объекты, не относящиеся к инфраструктуре аэропорта;
3) третья подзона, в которой запрещается размещать объекты, высота которых превышает ограничения, установленные уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти при установлении соответствующей приаэродромной территории;
4) четвертая подзона, в которой запрещается размещать объекты, создающие помехи в работе наземных объектов средств и систем обслуживания воздушного движения, навигации, посадки и связи, предназначенных для организации воздушного движения и расположенных вне первой подзоны;
5) пятая подзона, в которой запрещается размещать опасные производственные объекты, функционирование которых может повлиять на безопасность полетов воздушных судов;
6) шестая подзона, в которой запрещается размещать объекты, способствующие привлечению и массовому скоплению птиц;
7) седьмая подзона, в которой в целях предотвращения негативного физического воздействия устанавливается перечень ограничений использования земельных участков, определенный в соответствии с земельным законодательством с учетом положений настоящей статьи. При этом под указанным негативным физическим воздействием понимается несоответствие эквивалентного уровня звука, возникающего в связи с полетами воздушных судов, санитарно-эпидемиологическим требованиям.
(пп. 7 в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 191-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3.1. Приаэродромная территория устанавливается с выделением с первой по седьмую подзон в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи или в случае, предусмотренном пунктом 5.2 настоящей статьи, с выделением с первой по шестую подзон с последующим установлением седьмой подзоны в соответствии с пунктом 5.3 настоящей статьи.
(п. 3.1 введен Федеральным законом от 11.06.2021 N 191-ФЗ)
3.2. Определение перечня ограничений использования земельных участков, предусматривающих запрет на строительство, реконструкцию, эксплуатацию отдельных видов объектов капитального строительства в седьмой подзоне приаэродромной территории, осуществляется с учетом возможности применения при строительстве, реконструкции, эксплуатации таких видов объектов мер по предупреждению и (или) устранению негативного физического воздействия и по результатам расчета и оценки рисков для здоровья человека, проведенных в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями.
(п. 3.2 введен Федеральным законом от 11.06.2021 N 191-ФЗ)
До 01.01.2022 установление, изменение, прекращение существования зон с особыми условиями использования территорий осуществляется в порядке, установленном до 04.08.2018 (ФЗ от 03.08.2018 N 342-ФЗ).
4. Положение о приаэродромной территории утверждается Правительством Российской Федерации. Указанным положением в соответствии с земельным законодательством могут быть определены особенности установления приаэродромной территории, связанные с выполнением полетов воздушных судов государственной авиации, экспериментальной авиации.
(в ред. Федеральных законов от 03.08.2018 N 342-ФЗ, от 11.06.2021 N 191-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. При архитектурно-строительном проектировании в целях строительства, реконструкции сооружений аэродрома проект акта уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти об установлении приаэродромной территории подготавливается застройщиком, который осуществляет строительство сооружений аэродрома. Указанный проект акта утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти при наличии положительного санитарно-эпидемиологического заключения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о соответствии указанного проекта решения требованиям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Указанный проект акта также подлежит согласованию с высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в границах территорий которых полностью или частично расположена приаэродромная территория (в части соответствия указанного проекта акта, выделения на приаэродромной территории подзон, установления в таких подзонах ограничений использования объектов недвижимости и осуществления деятельности порядку описания местоположения границ приаэродромной территории и порядку выделения на приаэродромной территории подзон, в которых устанавливаются ограничения использования объектов недвижимости и осуществления деятельности), с учетом заключений уполномоченных органов местного самоуправления муниципальных образований, в границах территорий которых полностью или частично расположена приаэродромная территория, содержащих расчеты размера ущерба, подлежащего возмещению гражданам, юридическим лицам и публично-правовым образованиям в связи с ограничениями использования объектов недвижимости и осуществления деятельности, установленными на приаэродромной территории. Согласование указанного проекта акта или отказ в его согласовании подлежит представлению в уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти в тридцатидневный срок со дня поступления в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации указанного проекта акта. В случае непредставления согласования указанного проекта акта или непредставления отказа в его согласовании в установленный срок указанный проект акта считается согласованным. Порядок разрешения разногласий, возникающих между высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти при согласовании указанного проекта акта, утверждается Правительством Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 191-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5.1. В случае, если утвержденными документами территориального планирования Российской Федерации и документацией по планировке территории предусмотрены мероприятия по строительству, реконструкции объектов инфраструктуры воздушного транспорта в целях перспективного развития аэродрома, в том числе строительство, реконструкция взлетно-посадочных полос аэродрома, приаэродромная территория, включая седьмую подзону приаэродромной территории, устанавливается с учетом таких строительства, реконструкции. Убытки, причиненные гражданам и юридическим лицам при ограничении их прав на земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимости, которые возникают в связи с увеличением количества взлетно-посадочных полос аэродрома и (или) реконструкцией существующих взлетно-посадочных полос аэродрома, подлежат возмещению в соответствии с земельным законодательством.
(п. 5.1 введен Федеральным законом от 11.06.2021 N 191-ФЗ)
5.2. При наличии разногласий между указанными в пункте 5 настоящей статьи высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти относительно определения границ седьмой подзоны приаэродромной территории приаэродромная территория устанавливается с выделением с первой по шестую подзон приаэродромной территории актом об установлении приаэродромной территории уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти при условии, что проект такого акта согласован указанными в пункте 5 настоящей статьи высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в части установления приаэродромной территории с выделением с первой по шестую подзон приаэродромной территории.
(п. 5.2 введен Федеральным законом от 11.06.2021 N 191-ФЗ)
5.3. В случае, предусмотренном пунктом 5.2 настоящей статьи, седьмая подзона приаэродромной территории устанавливается актом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, по согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, а также с высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в границах территорий которых полностью или частично расположена седьмая подзона приаэродромной территории, в течение одного года со дня установления приаэродромной территории с выделением с первой по шестую подзон приаэродромной территории. Порядок разрешения разногласий, возникающих между федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти при определении границ седьмой подзоны приаэродромной территории, устанавливается Правительством Российской Федерации.
(п. 5.3 введен Федеральным законом от 11.06.2021 N 191-ФЗ)
5.4. Методика установления седьмой подзоны приаэродромной территории, расчета и оценки рисков для здоровья человека (в случае, предусмотренном пунктом 3.2 настоящей статьи) устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
(п. 5.4 введен Федеральным законом от 11.06.2021 N 191-ФЗ)
5.5. В случае установления приаэродромной территории с выделением с первой по шестую подзон приаэродромной территории до установления седьмой подзоны приаэродромной территории использование земельных участков в целях, предусмотренных ограничениями, определенными в соответствии с подпунктом 7 пункта 3 настоящей статьи, осуществляется при наличии санитарно-эпидемиологического заключения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
(п. 5.5 введен Федеральным законом от 11.06.2021 N 191-ФЗ)
6. В отношении аэродрома совместного базирования или аэродрома совместного использования решение об установлении приаэродромной территории утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, которым разрешено совместное базирование на аэродроме или которые осуществляют совместное использование аэродрома.
7. В случае выявления в правилах землепользования и застройки поселения, городского округа, межселенной территории нарушений установленных на приаэродромной территории ограничений использования объектов недвижимости и осуществления деятельности оператор аэродрома гражданской авиации либо организация, осуществляющая эксплуатацию аэродрома экспериментальной авиации или уполномоченная федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится аэродром государственной авиации, обязаны подготовить заключение о нарушении установленных на приаэродромной территории ограничений использования объектов недвижимости и осуществления деятельности и направить его в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.
Уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти в течение десяти дней со дня поступления заключения о нарушении установленных на приаэродромной территории ограничений использования объектов недвижимости и осуществления деятельности обязан направить в орган местного самоуправления соответствующего муниципального образования предписание об устранении нарушений установленных на приаэродромной территории ограничений использования объектов недвижимости и осуществления деятельности, которые допущены в правилах землепользования и застройки поселения, городского округа, межселенной территории, в том числе о сносе самовольной постройки. Такое предписание может быть обжаловано органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования в суд.
Уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти обязан уведомить высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено соответствующее муниципальное образование, о нарушениях установленных на приаэродромной территории ограничений использования объектов недвижимости и осуществления деятельности, которые допущены в правилах землепользования и застройки поселения, городского округа, межселенной территории.
8. Застройщик, который осуществляет строительство сооружений аэродрома, возмещает ущерб, причиненный гражданам, юридическим лицам и публично-правовым образованиям в связи с установленными на приаэродромной территории ограничениями использования объектов недвижимости и осуществления деятельности.
Участок в приаэродромной территории что делать
Президент России подписал федеральный закон № 191-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым в том числе урегулирована возможность государственной регистрации права собственности на «бытовую недвижимость», построенную на приаэродромной территории.
Росреестр принимал участие в подготовке закона в рамках указания Президента. Целью было обеспечить полноценную реализацию «дачной амнистии» и снять административные барьеры для оформления прав граждан на объекты в границах приаэродромной территории. Это объекты, расположенные на земельных участках для личного подсобного хозяйства, ведения садоводства для собственных нужд, индивидуального жилищного строительства, строительства гражданами гаражей для собственных нужд (объекты «бытовой недвижимости»).
В настоящее время, если приаэродромная территория не установлена в составе всех семи подзон, строительство любого объекта вблизи аэродрома осуществляется при наличии санитарно-эпидемиологического заключения и согласования Росавиации. Если объекты построены без указанных согласований, то они фактически признаются самовольными и их могут снести.
Принятый закон установил новые правила использования земельных участков в границах приаэродромных территорий. Так, если вы планируете построить жилой дом на территории, которая еще не установлена как приаэродромная, то получать санитарно-эпидемиологическое заключение и согласование Росавиации не нужно. В то же время проводить работы следует в соответствии с градостроительным регламентом и целевым назначением земельных участков.
Установлена приаэродромная территория или нет, а также дату принятия решения о ее установлении, граждане могут уточнить в Росавиации. Кроме того, в Росреестре можно получить выписку об объекте недвижимости, которая покажет, расположен ли земельный участок в границах приаэродромной территории. Также с такими сведениями можно ознакомиться, запросив выписку из ИСОГД у органа местного самоуправления, в пределах которого располагается земельный участок, или посмотреть эту информацию в правилах землепользования и застройки, которые размещаются на официальных сайтах муниципалитетов.
В случае если приаэродромная территория уже установлена, использовать такие земельные участки и расположенные на них объекты можно только с учетом установленных ограничений, которые содержатся в решении об ее установлении. Сведения об ограничениях в такой зоне также подлежат внесению в ЕГРН. При этом снос таких объектов не допускается, если они были построены до установления приаэродромной территории. То есть если ваш дом расположен на территории, которая установлена как приаэродромная, но построен он был до того, как территория получила такой статус, снести его не смогут по закону.
Законом установлено, что государственная регистрация прав на объекты «бытовой недвижимости» возможна, если такие объекты были построены до установления приаэродромной территории.
Участок в приаэродромной территории что делать
Обзор документа
Письмо Федерального агентства воздушного транспорта от 27 ноября 2020 г. N Исх-47904/04 О методических рекомендациях по разработке проекта решения об установлении приаэродромных территорий аэродромов гражданской авиации РФ
Прошу Вас принять указанные Методические рекомендации к руководству и довести до операторов аэродромов, расположенных на подконтрольной территории.
Методические рекомендации по разработке проекта решения об установлении приаэродромных территорий аэродромов гражданской авиации Российской Федерации (письмо Росавиации от 07.11.2019 N Исх-39460/04) считать утратившими силу.
Приложение
к письму Росавиации
от 27 ноября 2020 года N Исх-47904/04
Методические рекомендации
по разработке проекта решения об установлении приаэродромных территорий аэродромов гражданской авиации Российской Федерации
I. Общие положения
2. Решение об установлении приаэродромной территории аэродромов гражданской авиации Российской Федерации осуществляется:
для аэродромов класса А, Б, В приказом руководителя Росавиации;
для аэродромов класса Г, Д, Е приказом руководителя территориального органа Росавиации, на подконтрольной территории которого находится аэродром.
II. Подготовка проекта решения
3. Проект решения и пояснительная записка к нему подготавливается:
4. Решение включает:
а) текстовое и графическое описания местоположения границ приаэродромной территории и выделенных на ней подзон, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости (границы приаэродромной территории устанавливаются по внешним границам выделяемых на такой территории подзон, при этом границы приаэродромной территории и выделенных на ней подзон могут пересекаться с границами территориальных зон, установленных правилами землепользования и застройки, и границами земельных участков);
5. Пояснительная записка, содержащая следующую информацию:
а) сведения об аэродроме, внесенные в Государственный реестр аэродромов и вертодромов гражданской авиации Российской Федерации, в том числе о ранее установленных границах аэродрома, за исключением сведений, составляющих государственную тайну;
б) общая характеристика приаэродромной территории, включая графические материалы (при наличии) из состава документов территориального планирования или градостроительного зонирования;
в) обоснования предлагаемых границ приаэродромной территории и выделяемых на ней подзон в части, касающейся обеспечения безопасности полетов воздушных судов;
г) обоснования предлагаемых границ приаэродромной территории и выделяемых на ней подзон, включая соответствующие расчеты рассеивания загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух и оценку риска для здоровья человека;
д) обоснования предлагаемых ограничений использования объектов недвижимости и осуществления деятельности.
6. Текстовое описание приаэродромной территории (выделяемых подзон) включает:
а) перечень координат характерных точек границ приаэродромной территории (выделенных подзон и секторов (зон) в них) в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости (необходимо уточнить в соответствующем территориальном подразделении Росреестра).
В случае выделения в границах подзоны секторов (зон) с различными ограничениями указываются координаты каждого сектора (зоны);
б) перечень ограничений использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности;
в) перечень муниципальных образований субъекта Российской Федерации, в границах территорий которых полностью или частично расположены в приаэродромной территории;
г) номера кадастровых районов или кварталов, полностью или частично попадающих в границы приаэродромной территории (выделенных в ней подзон/секторов).
На карте-схеме (чертеже) отображаются:
— наименование карты-схемы (чертежа);
— границы приаэродромной территории (выделяемой подзоны) линией толщиной 0,3-1,5 мм с указанием населенных пунктов муниципальных образований субъектов Российской Федерации, входящих в границы данной приаэродромной территории (выделяемой подзоны)
— номера характерных (поворотных) точек границ приаэродромной территории;
— номера секторов (зон), выделяемых в границах подзон;
III. Определения границ приаэродромной территории и выделенных в ней подзон
7. Границы приаэродромной территории определяются по внешним границам выделенных в ней подзон.
8. 1 подзона выделяется на основании пункта 3 Правил выделения по внешним границам земельных участков, предоставленных для размещения и эксплуатации зданий, сооружений и оборудования, подлежащих размещению в указанной подзоне, отграничивающим такие земельные участки от земельных участков, предназначенных для иных целей по границам земельных участков аэродрома.
Установление размеров 1 подзоны зависит только от технических характеристик аэродрома.
9. 2 подзона выделяется на основании пункта 3 Правил выделения по внешним границам земельных участков, предоставленных для размещения и эксплуатации зданий, сооружений и оборудования, подлежащих размещению в указанной подзоне, отграничивающим такие земельные участки от земельных участков, предназначенных для иных целей по границам земельных участков аэропорта.
Установление размеров 2 подзоны зависит только от технических характеристик аэродрома.
10. 3 подзона выделяется на основании пункта 3 Правил выделения в границах полос воздушных подходов, установленных в соответствии с Федеральными правилами использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11 марта 2010 г. N 138 «Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации», приказом Минтранса России от 04.05.2018 N 176 «Об утверждении Порядка установления полос воздушных подходов на аэродромах гражданской авиации» и границах ограничительных поверхностей аэродрома, определенных в соответствии с требованиями Федеральных авиационных правилах «Требования, предъявляемые к аэродромам, предназначенным для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов», утвержденных приказом Минтранса России от 25.08.2015 N 262.
Полосы воздушных подходов на аэродромах гражданской авиации должны иметь ближнюю, дальнюю, боковые и внешнюю границы.
Ближняя граница полосы воздушных подходов должна прилегать к торцу ВПП и совпадать по размерам с шириной летной полосы.
Дальняя граница полосы воздушных подходов должна располагаться параллельно на расстоянии 30 км от ближней границы полосы воздушных подходов.
Боковые границы полосы воздушных подходов должны начинаться от ближней границы полосы воздушных подходов и расходиться под углом 8,5° (15%) в каждую сторону от продолжения осевой линии ВПП аэродрома до пересечения с дальней границей полосы воздушных подходов.
Внешняя граница полосы воздушных подходов вне боковых границ полосы воздушных подходов устанавливается окружностью радиусом 15 км от центра ВПП для аэродромов классов А, Б, В, Г и окружностью радиусом 8 км от центра ВПП для аэродромов классов Д и Е.
Для горных аэродромов гражданской авиации класса А, Б, В и аэродромов гражданской авиации, расположенных в условиях стесненной городской застройки, допускается установление внешней границы полосы воздушных подходов вне боковых границ полосы воздушных подходов окружностью радиусом до 30 км от центра взлетно-посадочной полосы.
В границах наклонных ограничительных поверхностей аэродрома необходимо выделять секторы (зоны) с интервалом по 500 м в направлении от КТА.
Данные секторы (зоны) с различными ограничениями отображаются в текстовом и графическом описании подзоны. Нумерация секторов (зон) осуществляется в произвольном порядке.
Границы 5 подзоны устанавливаются по границам полос воздушных подходов, определенных приказом Минтранса России от 04.05.2018 N 176 «Об утверждении Порядка установления полос воздушных подходов на аэродромах гражданской авиации».
Для аэродромов гражданской авиации, расположенных в условиях стесненной городской застройки, границы пятой подзоны устанавливаются в границах боковых полос воздушных подходов в соответствии с пунктом 11 настоящих методических рекомендаций.
13. 6 подзона выделяется в соответствии с пунктом 3 Правил выделения по границам, установленным на удалении 15 километров от контрольной точки аэродрома, в которой запрещается размещать объекты, способствующие привлечению и массовому скоплению птиц. Размеры 6 подзоны одинаковы для всех аэродромов.
14. 7 подзона выделяется в соответствии с пунктом 3 Правил выделения по границам, установленным согласно расчетам, учитывающим следующие факторы:
Границы зон шумового воздействия рассчитываются в соответствии с санитарными правилами СП 2.1.8.3565-19 «Отдельные санитарно-эпидемиологические требования при оценке шума от пролетов воздушных судов» утвержденными постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от 22 октября 2019 г. N 15 и зарегистрированными в Минюсте России 25 октября 2019 г. N 56315.
IV. Установление ограничений использования объектов недвижимости и осуществления деятельности в границах выделяемых подзон
15. В проектах решения устанавливаются конкретные ограничения по использованию объектов недвижимости и осуществления деятельности в границах выделяемых подзон.
16. Для первой подзоны устанавливается запрет размещения объектов, не предназначенных для организации и обслуживания воздушного движения и воздушных перевозок, обеспечения взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов (запрет размещения объектов, не относящихся к аэродрому).
17. Для второй подзоны устанавливается запрет размещения объектов, не предназначенных для обслуживания пассажиров и обработки багажа, грузов и почты, обслуживания воздушных судов, хранения авиационного топлива и заправки воздушных судов, обеспечения энергоснабжения и пр. (объектов, не относящихся к инфраструктуре аэропорта).
18. В границах третьей подзоны устанавливаются ограничения по высоте объектов для всех выделенных секторов (зон) внутри неё.
В границах выделенных секторов (зон) наклонных ограничительных поверхностей указывается высота от минимальной к максимальной отметке по их границам в направлении от КТА.
При наложении отдельных секторов третьей подзоны с различными ограничениями на участке пересечения ограничений вводятся ограничения того сектора, в котором значение максимальной высоты объектов меньше по отношению к соответствующему значению пересекаемого сектора. Участки пересечения подлежат обязательному отображению в проекте решения в качестве секторов.
В случае наличия участков рельефа, превышающих ограничительные поверхности аэродрома, максимальная высота объектов определяется только с учетом минимальных безопасных высот пролета препятствий. Отметка ограничений определяется разностью значения минимальной безопасной высоты пролета препятствия и минимальным запасом высоты над препятствием.
19. Четвертая подзона устанавливается относительно следующих средств радиотехнического обеспечения полетов:
а) ненаправленные средства РТОП и АС:
азимутальный радиомаяк (РМА),
дальномерный радиомаяк (РМД),
автоматический радиопеленгатор (АРП);
дальняя приводная радиостанция (ДПРМ), ближняя приводная радиостанция (БПРМ), отдельная приводная радиостанция (ОПРС);
радиолокационные средства: аэродромный радиолокационный комплекс (АРЛК), обзорный радиолокатор аэродромный (ОРЛ-А), трассовый радиолокационный комплекс (ТРЛК), обзорный радиолокатор трассовый (ОРЛ-Т), вторичный радиолокатор (ВРЛ);
радиолокационная станция обзора летного поля (РЛС ОЛП);
локальная контрольно-корректирующая станция (ЛККС);
средства авиационной электросвязи ОВЧ диапазона.
б) направленные средства РТОП и АС:
курсовой радиомаяк (КРМ) радиомаячной системы инструментального захода на посадку (РМС);
глиссадный радиомаяк (ГРМ) РМС;
Четвертая подзона приаэродромной территории является объединением секторов ограничения застройки, определяемых для каждого экземпляра эксплуатируемого оборудования РТОП и АС.
Форма и размеры четвертой подзоны определяются на основе исходных данных: состав средств РТОП и АС; координаты мест установки антенных систем средств РТОП и АС на местности, в том числе абсолютные высоты фазовых центров антенн; требования к местности в районах размещения, указанные в эксплуатационной документации на такие средства; рельеф местности и местные предметы (ранее построенные здания и сооружения).
Четвертая подзона разбивается на секторы:
Смежные секторы, имеющие одинаковые характеристики ограничений, объединяются в один сектор.
Секторы рекомендуется нумеровать по «улитке» с возрастанием номера сектора по мере движения по часовой стрелке и удаления сектора от места установки объекта РТОП и АС или от КТА.
Для каждого сектора на схеме четвертой подзоны указывается его номер и параметры ограничений застройки: допустимая высота застройки в начале (ближняя к объекту РТОП граница сектора) и в конце сектора (дальняя от объекта РТОП граница сектора).
При наложении двух или более секторов с различными ограничениями на устанавливаются более жесткие ограничения.
Допускается по согласованию с органом обслуживания воздушного движения (управления полетами) уменьшение размеров четвертой подзоны по сравнению с расчётными при условии обеспечения нормального функционирования средств радиотехнического обеспечения полетов и авиационной электросвязи (обеспечения «прямой видимости») при полетах воздушных судов по установленным и планируемым маршрутам воздушного движения, схемам маневрирования воздушных судов при вылете и заходе на посадку, в зонах ожидания и зонах пилотирования, точках входа (выхода) на воздушные трассы и местные воздушные линии.
20. Для пятой подзоны предусматривается запрет размещения опасных производственных объектов, определенных Федеральным законом N 116-ФЗ, функционирование которых может повлиять на безопасность полетов воздушных судов, исходя из их радиуса максимального поражения.
При установлении ограничений в проекте решения указывается конкретный перечень объектов, запрещаемых к размещению. Допускается указание запрета размещения объектов конкретного класса опасности в соответствии с Федеральным законом N 116-ФЗ.
21. В шестой подзоне запрещается размещать объекты, способствующие привлечению и массовому скоплению птиц, перечень которых определяется на стадии разработки приаэродромной территории конкретного аэродрома с учетом местных условий, эколого-орнитологического обследования аэродрома выполненного научной организацией и требований Руководства по орнитологическому обеспечению полетов гражданской авиации (РООП ГА-89).
22. В седьмой подзоне запрещается размещать объекты, виды которых в зависимости от их функционального назначения определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти при установлении соответствующей приаэродромной территории с учетом требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, если иное не установлено федеральными законами.
Порядок определения границ 4 подзоны приаэродромной территории
1. Зона ограничений строительства для ненаправленных средств
1.1. Аэродромный радиолокационный комплекс, обзорный радиолокатор аэродромный, трассовый радиолокационный комплекс, обзорный радиолокатор трассовый, автономный вторичный радиолокатор
Аэродромный радиолокационный комплекс (АРЛК) (обзорный радиолокатор аэродромный (ОРЛ-А) с вторичным радиолокатором (ВРЛ)), аэродромный вторичный радиолокатор (автономный) должны обеспечивать непрерывный радиолокационный обзор контролируемого воздушного пространства в районе аэродрома.
Трассовый радиолокационный комплекс (ТРЛК) (обзорный радиолокатор трассовый (ОРЛ-Т) с вторичным радиолокатором), трассовый вторичный радиолокатор (автономный) предназначены для обнаружения и определения координат воздушных судов во внеаэродромной зоне (на воздушных трассах и вне трасс) с последующей передачей информации о воздушной обстановке в центры (пункты) обслуживания воздушного движения (ОВД) для целей контроля и обеспечения управления воздушным движением.
Для аэродромного радиолокационного комплекса (АРЛК) (обзорного радиолокатора аэродромного с вторичным радиолокатором (ОРЛ-А), трассового радиолокационного комплекса (ТРЛК) (обзорного радиолокатора трассового с вторичным радиолокатором (ОРЛ-Т), автономного вторичного радиолокатора (ВРЛ) расчет зоны ограничения застройки является индивидуальным и зависит от высоты расположения фазового центра антенны радиолокатора, расположения и высоты маршрутов обслуживания воздушного движения, рельефа местности и других природных особенностей, а также наличия естественных препятствий и искусственных сооружений: объектов капитального строительства, ранее построенных и объектов, имеющих разрешения на строительство.
Зона ограничения застройки АРЛК, ТРЛК, ОРЛ-А, ОРЛ-Т, ВРЛ рассчитывается от места установки антенны радиолокатора и до удаления 15 000 м от него.
При размещении нескольких радиолокаторов на одной позиции расчет зоны ограничения застройки необходимо производить, исходя из высоты расположения фазового центра основного радиолокатора (определяет организация, осуществляющая эксплуатацию средств РТОП и АС).
Зона ограничения застройки для радиолокатора определяется совокупностью двух зон:
1) Ближняя зона представляет собой «цилиндр» радиусом r = 500 м, ось которого проходит через фазовый центр антенны (рис. 1).
2) Дальняя зона представляет собой перевернутый «конус» радиусом основания R = 15 000 м с вершиной в фазовом центре антенны и углом возвышения (рис. 2.1).
В радиусе R от основания антенны радиолокатора не должно быть объектов застройки, абсолютная высота которых превышает значение:
— расстояние от основания антенны до проекции вершины объекта застройки.
В случае, если в дальней зоне имеются естественные или искусственные (ранее построенные) препятствия, высота которых hпр1 выходит за пределы нижней границы перевернутого «конуса» и создает, таким образом, область «затенения»* (рис. 2.2), допустимая абсолютная высота застройки hстр в дальней зоне в секторе «затенения»**, где образуется угол закрытия***, определяется по формуле:
Тангенс угла рассчитывается по формуле:
Таким образом, окончательная формула для расчета допустимой высоты застройки в секторе «затенения» имеет вид:
Съемку углов закрытия на местности для определения областей «затенения» следует производить с шагом 1 градус.
При расчете допустимой высоты застройки в дальней зоне угол закрытия, создаваемый строением, не должен превышать значение угла места воздушного судна (ВС), находящегося на нижнем эшелоне контролируемого воздушного пространства (маршрута ОВД). При наличии нескольких маршрутов ОВД расчет угла места ВС производится для наиболее удаленного маршрута ОВД в пределах 15 000 м от места установки антенны радиолокатора.
При наличии вблизи радиолокатора одного или нескольких других радиолокаторов, аналогичных по предназначению и техническим характеристикам, либо альтернативных средств наблюдения за воздушной обстановкой, от которых обеспечивается передача информации наблюдения на диспетчерский пункт обслуживания воздушного движения, допускается уменьшение зоны ограничения застройки в дальней зоне, соответствующее компенсирующему полю наблюдения, создаваемому дополнительными радиолокаторами (альтернативными средствами наблюдения).
1.2 Радиолокационная станция обзора летного поля (РЛС ОЛП)
Антенная система РЛС ОЛП устанавливается на отдельно стоящей мачте, крыше здания командно-диспетчерского пункта (КДП) либо на другом возвышающемся объекте аэродрома;
Для радиолокатора обзора летного поля максимально допустимая высота объектов застройки должна рассчитываться с учетом обеспечения прямой видимости всей площади маневрирования аэродрома из точки фазового центра антенны РЛС ОЛП.
При сложной конфигурации площади маневрирования аэродрома и служебно-технической застройки по согласованию с органом обслуживания воздушного движения допускается установка нескольких РЛС ОЛП, совокупная зона обзора которых обеспечивает наблюдение объектов на всей площади маневрирования аэродрома.
1.3. Ненаправленный азимутальный радиомаяк (РМА), дальномерный радиомаяк (РМД), локальная контрольно-корректирующая станция (ЛККС), автоматический радиопеленгатор (АРП)), средства авиационной электросвязи ОВЧ диапазона
Для средств радиотехнического обеспечения полетов ненаправленного действия (ненаправленных азимутальных радиомаяков (VOR, DVOR), дальномерных радиомаяков (DME), локальных контрольно-корректирующих станций (ЛККС), автоматических радиопеленгаторов (АРП)), а также средств авиационной электросвязи ОВЧ диапазона устанавливаются следующие ограничения.
Запрещается размещать объекты в границах зон действия радиомаяков, оказывающих влияние на обеспечение требуемых навигационных характеристик систем:
обеспечение точного и неточного захода на посадку;
обеспечение высокоточной навигации в районе аэродрома.
В радиусе «r» не допускается нахождение объектов, превышающих высоту антенны передатчика/приемника.
Параметры r, R и для расчета зоны ограничения застройки в районах размещения средств радиотехнического обеспечения полетов ненаправленного действия (рис. 1, 2.1, 2.2) приведены в прилагаемой Таблице 1.
1.4. Дальний приводной радиомаяк (ДПРМ), ближний приводной радиомаяк (БПРМ), отдельная приводная радиостанция (ОПРС)
Для размещения объектов вблизи ДПРМ, БПРМ, ОПРС устанавливаются следующие ограничения:
одноэтажные сооружения из железобетона, воздушные низковольтные линии электропередач ( (рис. 2.1, 2.2).
В радиусе «r» не допускается нахождение объектов, превышающих высоту антенны передатчика/приемника.
Параметры r, R и для расчета зоны ограничения застройки в районах размещения ДПРМ, БПРМ, ОПРС (рис. 1, 2.1, 2.2) приведены в прилагаемой Таблице 1.
2. Зона ограничений строительства для направленных средств
2.1. Курсовой радиомаяк (КРМ) и глиссадный радиомаяк (ГРМ) из состава радиомаячных систем посадки (РМС)
На местности в районе размещения курсового и глиссадного радиомаяков устанавливаются ограничения застройки в критических зонах КРМ и ГРМ, определяемых в соответствии с Федеральными авиационными правилами «Радиотехническое обеспечение полетов и авиационная электросвязь в гражданской авиации», утвержденными приказом Минтранса России от 20.10.2014 N 297, а также эксплуатационной документацией КРМ и ГРМ.
Помимо критических зон для КРМ и ГРМ устанавливаются следующие ограничения застройки:
а) в передней зоне КРМ на протяжении от основания центра антенной системы до удаления 15 км от порога ВПП с данным курсом посадки запрещается размещение всех отражающих объектов, в том числе ограждения аэродрома, высота которых превышает высоту порога ВПП:
б) в передней зоне ГРМ в секторе +/- 8 градусов относительно линии, проходящей через антенну ГРМ параллельно оси ВПП, на протяжении от основания центра антенной системы до удаления 15 км от порога ВПП запрещается размещение всех отражающих объектов, высота которых превышает высоту порога ВПП на величину более 0,013 расстояния до основания антенны ГРМ;
— угол глиссады, установленный для данного аэропорта (в градусах),
Расчетные величины для определения максимально допустимой высоты строений для ненаправленных средств
Тип средства | Радиус цилиндра, r (м) | Радиус конуса, R (м) | Угол (градусов) |
---|---|---|---|
АРЛК, ТРЛК, ОРЛ-А, ОРЛ-Т, ВРЛ | 500 | 15000 | 0,5 |
Передатчик, приемник, радиостанция ОВЧ диапазона | 300 | 2000 | 1,0 |
Автоматический радиопеленгатор (АРП) | 400 | 3000 | 1,0 |
Локальная контрольно-корректирующая станция (ЛККС) | 400 | 3000 | 1,0 |
Локальная контрольная станция мониторинга ГНСС | 400 | 3000 | 3,0 |
Дальномерный ОВЧ радиомаяк (РМД) | 300 | 3000 | 1,0 |
Ненаправленный азимутальный ОВЧ радиомаяк (РМА) | 600 | 3000 | 1,0 |
Приводная радиостанция (ДПРМ, БПРМ, ОПРС) | 100 | 1000 | 5,0 |
3. Ограничения по размещению объектов, способных создавать промышленные радиопомехи наземным средствам РТОП и АС и бортовому оборудованию воздушных судов
При планировании строительства в четвертой подзоне приаэродромной территории высоковольтных линий электропередачи, контактных сетей железных дорог, линий наземного метрополитена, трамвайных и троллейбусных путей необходимо проводить экспертизу возможного влияния данных объектов на средства РТОП и АС, а также бортовое оборудование воздушных судов, совершающих посадку/взлет на данном аэродроме.
Обязательной экспертизе подлежат линии электропередачи, контактные сети железных дорог, линии легкого метрополитена (наземного), трамвайные пути, троллейбусные пути в случае их размещения на расстоянии 3000 метров и менее от средств РТОП направленного действия на курсе взлета-посадки воздушных судов, и на расстоянии 2000 метров от средств РТОП ненаправленного действия.
Экспертиза проводится профильной специализированной организацией.
Заключение экспертизы направляется в организацию, осуществляющую эксплуатацию средств РТОП и АС, для рассмотрения и принятия решения о согласовании размещения объектов.
Размещение в четвертой подзоне объектов, в состав которых входит радиоэлектронные средства и высокочастотные устройства, являющиеся источниками электромагнитного излучения, осуществляется в соответствии с требованиями пункта 3 статьи 24 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ «О связи».
При строительстве объектов, составной частью которых являются вращающиеся элементы конструкции (например, лопасти ветрогенератора) расчеты необходимо проводить, добавляя к максимальной высоте объекта длину вращающегося элемента.
4. Размещение объектов, высота которых превышает расчётные ограничения застройки в четвертой подзоне
В четвертой подзоне разрешается размещение одиночных объектов, высота которых превышает расчётные ограничения четвертой подзоны, в случаях:
1) объект представляет собой громоотвод, радиомачту, промышленную трубу и т.п. малых угловых размеров (менее 0,5 градуса по азимуту);
2) угловые размеры объекта при наблюдении из точки размещения фазового центра или основания антенны составляют:
3) объект находится в области пространства (секторе), в котором не выполняются и не планируется выполнение полетов воздушных судов.
В случае, если расчетные значения высоты ограничения застройки оказываются ниже уровня поверхности земли или существующих (ранее построенных) объектов застройки, для определения допустимой высоты застройки применяется вышеизложенная методика расчета для радиолокационных средств с учетом «затенения».
Обзор документа
Росавиация актуализировала методические рекомендации по разработке проекта решения об установлении приаэродромных территорий аэродромов гражданской авиации.
Это связано с законодательными поправками к ВК РФ, предусматривающими в т. ч. выделение 7 подзон на приаэродромной территории, где устанавливаются ограничения использования объектов недвижимости и ведения деятельности.
Прежние рекомендации признаны утратившими силу.