у тебя голос такой противный
ЗдоровьеПочему нам не нравится звук собственного голоса
И как избавиться от этого гнетущего чувства
Что объединяет Бейонсе, Джона Леннона и Джими Хендрикса? Все эти талантливые музыканты не любили звук собственного голоса. «Ненавижу слышать, как я говорю, — сказала Бейонсе в интервью 2013 года. — Я думаю, что у всех так».
Неприятие собственного голоса — распространённая проблема, для описания которой в английском языке есть отдельный термин, voice confrontation (в приблизительном переводе «голосовое противостояние»). Многие из нас не могут слышать звук своего голоса в записи: нам кажется, что он звучит совсем не так, как мы на самом деле говорим. Другие люди, скорее всего, не слышат никаких проблем. Объяснить это неприятие можно несколькими причинами, главная из которых — банальная физиологическая.
Как мы слышим свой голос
Ошибочно думать, что за голос отвечают только голосовые связки: люди, которым их удалили, тоже могут издавать звуки. Голосовые связки — это часть так называемых голосовых складок. Связки отвечают только за тонкую настройку голоса: его высоту, частоту и другие физические характеристики. Голос же появляется, когда вдыхаемый или выдыхаемый воздух проходит через бронхи и трахею, вызывая в них вибрации. Два этих органа называют нижними резонаторами, а глотку, полость рта и пазухи — верхними: вместе они и определяют, как звучит наш голос.
Врач-оториноларинголог, фониатр и кандидат медицинских наук Эмиль Аветисян объясняет, что каждый человек слышит себя не так, как слышат его или её другие люди. Когда мы говорим, люди слышат нас так же, как музыку из колонок: их мозг обрабатывает звуки исключительно через слуховой аппарат. «Когда мы слушаем самих себя, то информация о звуках поступает не только через уши, но и через резонаторы; она попадает в мозг уже двумя путями», — говорит доктор. Проводимость воздуха и тканей организма разная, и вибрации внутри организма заставляют нас думать, что наш голос на самом деле ниже. Но если мы слышим свой голос в записи, то мозг получает информацию о звуках только через слуховой нерв — так и появляется этот диссонанс.
Кроме того, часто мы вообще не задумываемся, как звучим в конкретный момент, — чего нельзя сказать о ситуациях, когда мы слышим свой голос в записи. Внутри уха расположен кортиев орган, выстланный волосковыми клетками: они усиливают тихие звуки и преобразуют звуковые колебания в жидкости внутри слуховой улитки в электрические сигналы. Поскольку звуки окружают нас везде и всегда, то волосковые клетки работают беспрерывно. Когда эти звуки превращаются в рутину (например, капли дождя за окном или стук шагов), мы перестаём обращать на них внимание, потому что порог реакции волосковых клеток повышается.
«Ваш голос — это звук, который вы слышите чаще всего в своей жизни, — рассказывает исследовательница из Массачусетского технологического института Ребекка Кляйнбергер. — Это также означает, что слуховые клетки постоянно активизируются, поэтому они больше „устают“ и их собственный порог снижается». Именно поэтому мы привыкли к звуку собственного голоса, когда слышим свою речь вживую, но не привыкли к звукам его записи.
Почему наш голос нам не нравится
Объяснение нелюбви к собственному голосу в такой ситуации кажется простым: наши ожидания и предположения расходятся с реальной картинкой. Нам кажется, что наши эмоции — радость, удивление, гнев — звучат определённым образом, хотя на самом деле могут звучать совсем иначе. «Я бы предположила, что эта разница заставляет нас съёживаться, потому что она не соответствует нашим внутренним ожиданиям, — цитирует The Guardian психологиню из Университета Эссекса Силке Паульманн. — Наш голос играет огромную роль в формировании нашей идентичности. Я думаю, никому не нравится осознавать, что ты на самом деле не тот или не та, кем себя представляешь».
Это несоответствие между реальным и желаемым может быть особенно проблематичным для людей с гендерной дисфорией — об этом говорит профессор оториноларингологии в Университетском колледже Лондона Мартин Бирчалл. «Для людей с гендерной дисфорией услышать, что их голос звучит как голос представителя или представительницы другого гендера, может быть очень большой проблемой. Нам нравится думать, что то, как мы говорим, соответствует нашей собственной гендерной идентичности, представлениям о себе. Когда мы чувствуем, что наш голос не отражает того, кто мы есть, это может стать серьёзной проблемой».
Насколько легко узнать свой голос в принципе? В исследовании 2010 года 93 процента людей безошибочно определили свой голос. Однако здесь важно уточнить, что респонденты заранее знали, что в подборке записанных голосов они услышат и свой — в противной ситуации определить его с ходу может быть не так уж и просто. В 2013 году участникам одного эксперимента предлагалось оценить благозвучность разных записанных голосов, но не предупредили, что среди них будет их собственный. Так участники давали значительно более высокие оценки своему голосу, когда не признавали его своим. Физиологических объяснений этой разнице нет.
«Парадокс в том, что наш голос нам не нравится, только когда мы знаем, что он наш», — объясняет эти выводы Ребекка Кляйнбергер.
Что можно сделать
Если вам не нравится звук собственного голоса или он изменился, фониатр Эмиль Аветисян советует исключить заболевания голосового аппарата. Он отмечает, что к фониатру можно обратиться, если изменения в голосе держатся неделю или больше. «Задача врача — понять, нет ли в той или иной части голосового аппарата каких-то физиологических проблем: со связками, дыхательной системой, прикусом. Другие причины могут быть связаны с желудочно-кишечным трактом. Голос меняют и синусит, ринит, тонзиллит или ангина». Также врач отмечает, что голос зависит от уровня гормонов. «Если обращается женщина, то фониатр обязательно должен спросить про цикл и приём оральных контрацептивов. Если есть проблемы с уровнем гормонов, то специалист посоветует прибегнуть к помощи эндокринолога», — рассказывает он.
Если проблем со здоровьем нет, то изменить голос можно с помощью фонопеда. «Фониатр — это врач, а фонопед — это педагогический работник, — объясняет Аветисян. — Он поможет справиться с нарушением дыхания, которое напрямую влияет на речь». Но если и там проблемы нет, то можно обратиться к речевым педагогам или специалистам по сценической речи. «Фонопеды работают с людьми, которые не могут координировать дыхательно-речевой цикл. Речевые и вокальные педагоги помогут сделать речь красивее — такой запрос есть у тех, кто хочет петь, выступать на сцене или быть оратором».
Психолог Карина Зинченко напоминает, что резкое неприятие своего голоса также можно попробовать решить с помощью терапии. «Бывает, что детям родители или учителя не дают высказываться по каким-то важным поводам или раздражаются из-за голоса, его тона — тогда у взрослого человека появляется стеснение. С проблемой неприятия своего голоса можно работать на терапии, но чтобы привыкнуть к своему голосу, нужно регулярно слышать его без чьей-либо критики. Полезно слушать разные голоса в записи и сравнивать со своим — это поможет убедиться, что с ним всё в полном порядке», — советует она.
Почему вы ненавидите свой голос и как это исправить?
Ты ненавидишь свой голос? Ты не один!
Фактически, только 10% из нас признают и любят свой собственный голос.
Эта статья поможет вам понять и принять свой голос.
- Почему вы не слышите свой истинный голос Почему ваш голос звучит по-иному для других Различие между мужским и женским голосом Общие причины, по которым люди не любят свой голос Как исправить ваши вокальные проблемы за несколько шагов
Многие из вас когда либо записывали свой голос? Смешной вопрос, не так ли? И, тем не менее, это именно то, что требуется для того, чтобы осознать и принять свой голос.
Зачем? Потому что мы никогда не слышим нашего истинного голоса, когда говорим. Мы проживаем жизнь, думая, что звук, который мы слышим, — это звук, который слышат другие. На самом деле это не так.
Ваш голос звучит по-другому для других людей. Иначе, чем слышите его вы.
Давайте рассмотрим, почему это так.
Почему мой голос звучит по-разному в живую и на записи?
Когда вы говорите, вокальные складки в вашем горле вибрируют, что также приводит к вибрации вашей кожи, черепа и полости рта. Мы называем это звуком. Эти вибрации смешиваются со звуковыми волнами, которые распространяются от вашего рта до барабанной перепонки. Никто не слышит этот звук, кроме вас. Ваш звук ограничен в этих резонаторах. Только вы можете услышать этот звук.
Вот почему, когда вы слышите свой голос в записи в первый раз, вы, вероятно, шокированы тем, что слышите. Ваш голос обычно выше, и ваша речь звучит медленнее. Это момент истины – именно так ваш голос звучит для всех остальных.
Вокальные складки и вибрации
Ваши вокальные складки расположены у основания гортани и являются «вибратором» звука. Это плоские треугольные полосы. Пространство между голосовыми связями называется голосовой щелью.
Голос. Вибрации возникают, когда голосовые складки приводятся в движение из-за вытеснения воздуха из легких. Это называется голос. Воздух, с определенным давлением выталкивается из легких, сопрекасаясь с голосовыми связками.
Мужские вокальные связки толще, чем женские вокальные связки. Это одна из причин разницы в звучании голоса у мужчин и женщин.
Чтобы начать работать со своим голосом, вы должны сначала услышать его в записи.
Запишите свой голос с помощью диктофона. Сделайте это повседневной привычкой, чтобы вы привыкли к своему голосу. Запись также помогает выявить проблемы и понять, с чем нужно работать для улучшения своего звучания.
Исправление ваших вокальных проблем в несколько простых шагов
Хорошая новость заключается в том, что вы можете изменить звук своего голоса. Поэксперементируйте. Если вы говорите слишком быстро, вы можете научиться замедлять вашу речь и говорить четко. Независимо от того, как вы сейчас звучите, вы можете научиться звучать лучше.
Качество и звук вашего голоса во многом обусловлены привычкой. И, к счастью, вредные привычки можно исправить, а хорошие внедрить. Это просто практика. Если вы готовы уделить время на изучение правильного звуковедения, вы можете развить свой голос до такого, которым можно было бы гордиться.
Шаг 1. Прослушивание записанного звука.
Первым шагом к изменению вашего голоса является прослушивание записанного звука. Это можно сделать с помощью компьютера. Возьмите микрофон и запишите короткое предложение. Вы также можете записать голос на диктофон.
После записи предложения, три раза подряд воспроизведите его и послушайте. Это будет самая сложная часть упражнения. Не ожидайте, что вам понравится звук вашего голоса. Возьмите лист бумаги, и когда вы слушаете запись во второй раз, перечислите то, что вам не понравилось в вашем голосе. Сделайте это несколько раз. Не спешите.
Помните, это нормально, если вам не нравится то, что вы слышите.
Посмотрите на список вещей, которые вам не нравятся в вашем голосе. Что вы думаете об этом списке?
Самые частые характеристики, которые люди не любят в своем голосе:
- Хриплый Слишком высокий Слишком низкий Гнусавый Быстрый Медленный Дрожащий Пронзительный Резкий, скрипучий Детский
- Скучный Рыхлый Дребезжащий Громкий Тихий Сухой Напряженный Неуверенный Монотонный Визжащий
Шаг 2: Практика. Простые, но эффективные упражнения.
Теперь, когда вы услышали ваш «настоящий» голос, и ваш список претензий завершен, следующий шаг научит вас, как внести изменения.
Помните также, что напряжение является злейшим врагом для спикера, певца и актера. В своей повседневной вокальной тренировке, обязательно отпустите все напряжение шеи, плеч, ног и рук.
Начнем с одного из самых важных факторов для улучшения вашего выступления: напряжение в языке. Язык — это руль для звука. Когда мы пытаемся сдержать эмоции, мы напрягаем наш язык. Мы должны освободить это напряжение.
На данном этапе вы будете практиковать простое, но эффективное упражнение:
- Начните с языка, лежащего ровно в полости рта Высуньте язык вперед (растягивая его), слегка над нижней губой и подышите, как собака. Затем аккуратно верните язык назад, чтобы он отдохнул и почувствовал расслабленное положение. Обучайте свой язык быть расслабленным, проговаривая гласные. Используя слово «мело», очень медленно произносите слово, заметив расслабленное положение языка на первой части слова «ме». Говорите просто «ме» три раза, сохраняя приятное, расслабленное чувство на языке. Язык подтянется, чтобы коснуться твердого неба, чтобы сформировать «л», а затем опуститься, чтобы сформировать «o».
Шаг 3: Что делать, если у вас гнусавый, нозальный голос?
Опущенное мягкое небо (расположенное за твердым небом) вызывывет нозальный звук. Когда вы зеваете, мягкое небо поднимается.
Зевота — это упражнение на растяжку для мягкого неба. Мягкое небо отвечает за обертон в области вокруг носа и околоносовых синусов. Приподнятое мягкое небо помогает вам звучать звонко и ясно.
Это упражнение научит вас поднимать мягкое небо. Все, что вам нужно сделать, это зевать. Но убедитесь, что ваша челюсть не попятилась вперед.
- Зевайте, как вы это делаете обычно. Зевайте, закрывая рот, как будто вы пытаетесь заглушить зевок. Найдите позицию зевоты, зафиксируйте ее. Используя слово «да», повторяйте несколько раз. Контролируйте позицию и звук. Он не должен быть носовым. Научитесь делать это упражнение, используя разные согласные и гласные. Выполняйте упражнения на протяжении нескольких недель до полного исчезновения гнусавого звука.
Вы должны ежедневно практиковать это упражнение. Это поможет вашему мягкому небу привыкнуть к правильному положению.
Поскольку опущенное мягкое небо приводит к носовому звуку, это упражнение поможет уменьшить разговор через нос. Когда мы говорим, контролируем положение мягкого неба. Оно должно быть приподнятым.
Шаг 4: Как изменить высоту, темп, четкость голоса.
Этот раздел научит вас, как регулировать высоту вашего голоса (высокий, средний или низкий). Скажем, вам не нравится ваш голос, потому что он слишком высок, пискляв, похож на детский.
Вот что вы можете попробовать:
Шаг 5: Как сделать голос более устойчивым?
Возьмите предложение, на котором будете практиковаться.
Вам когда нибудь говорили, что у вас противный голос? Хорошо, если нет. А если все-таки кто-то осмелился на такое невежество, то вам не стоит это принимать. Даже Энрико Карузо и Элвис Пресли получали такого рода замечания в свой адрес. Но это не сломало их.
Мир был бы лишен огромного таланта, если бы эти два вокалиста слушали то, что другие говорили о их голосах.
Не каждый будет одобрять ваше пение, ваш голос. И что? Пойте, так, или иначе. Пение — это все о вас и о том, как вы решили передать конкретную мелодию и песню.
А как насчет того, что многие исполнители построили свою карьеру на «странном» голосе и тембре. Например, вокалистка Die Antwoord.
Поверьте в свой голос и полюбите его.
Жизнь — это песня, которую нужно спеть.
Одна из самых больших ошибок, которые мы делаем, это сравнение нашего голоса с другими исполнителями. Прекратите это делать. Вместо этого найдите свой собственный звук. Как только вы это сделаете, создайте и улучшите его.
Ваш голос — инструмент, и, как и любой другой инструмент, о нем нужно позаботиться. Недостаточно сказать: «Когда я становлюсь эмоциональным, мое горло стягивается, и мой голос становится скрипучим».
Что бы ни случилось с вашим голосом, когда вы становитесь эмоциональным, это привычка. Вы должны взять на себя ответственность за состояние своего инструмента. Помните, что большинство проблем исходит от напряжения в горле, челюсти и языке, а также ограниченного дыхания.
Я рекомендую записывать ваш голос последовательно, каждый раз, когда тренируетесь, чтобы проследить изменения. Вы скоро привыкнете к своему истинному вокальному звуку и примете его как часть замечательного человека, которым вы являетесь.
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
В принципе это так. Кому то может быть он просто не привычный, но зачастую люди были лучшего мнения о своем голосе, до тех пор пока не услышали его в записи. Сейчас с распространением средств видео и аудио записи люди с малых лет привыкают к тому, как слышится их голос со стороны, а вот раньше свой голос можно было первый раз услышат лет в 30 🙂
Итак, почему нам не нравится звучание своего голоса в записи
Согласно новым исследованиям Университетского колледжа Лондона, есть научное обоснование тому, что «ваш голос вам неприятен, смиритесь с этим».
По сути, ваш голос звучит совершенно иначе, чем его слышите вы.
Когда вы слышите, как говорят другие люди, звуковые волны проходят по воздуху и попадают в ваши уши, заставляя вибрировать барабанные перепонки. Ваш мозг превращает эти вибрации в звук.
Когда вы говорите, ваши голосовые связки тоже вибрируют — это означает, что ваш мозг воспринимает два источника звука: звуковые волны, образованные вашим голосом, и вибрации ваших голосовых связок.
Окружающие слышат только один, внешний источник звука вашего голоса. Когда вы говорите, то воспринимаете свой голос двумя путями — через внешний (слуховой канал, барабанную перепонку и среднее ухо) и внутренний (ткани головы) источники.
Но когда вы слушаете запись, задействован только наружный канал, а не сочетание двух источников, к которым вы привыкли.
По сути, когда мы говорим, окружающие слышат звук нашего голоса как будто исходящим из динамиков, в то время как мы сами слышим свой голос иначе, т.к. он искажается, когда звуковые волны и вибрации связок проходят через полости в нашей голове.
Когда мы записываем свой голос, а потом воспроизводим запись, мы слышим свой голос из динамиков без внутреннего звука.
Мартин Бирчхолл, профессор ларингологии, объясняет: «Звук проходит через носовые пазухи, все пустые полости в нашей голове и среднее ухо, что меняет то, как мы слышим звуки, по сравнению с тем, что слышат другие люди».
Это означает, что мы не знаем, как мы на самом деле говорим, как звучит наш голос.
«Когда мы слышим собственный голос в записи, он звучит как-то странно, и часто он нам совсем не нравится», — говорит Бирчхол.
«Мы привыкаем к звуку, который мы слышим в наших головах, хотя это искаженный звук. Мы строим собственный имидж и голосовой имидж, исходя из того, что мы сами слышим, а вовсе не из реальности».
Таким образом, звук, который вы слышите в записях, является вашим «настоящим» голосом, но слышите вы его только тогда, когда вы проигрываете аудио или видео, где вы говорите.
Если вам нечасто приходится записывать свой голос, то вы как-нибудь должны найти в себе смелость и признать, что голос, который вы слышите в записи — это то, как он звучит на самом деле.
Если вы работаете на радио или же вы журналист и часто готовите репортажи, возможно, вам стоит заставить себя послушать записи и привыкнуть к реальному звуку вашего собственного голоса. Вы также можете тренировать собственный голос и изменить его, если вам он абсолютно не нравится.
Почему собственный голос в записи кажется таким противным
Готовы спорить, каждый раз, когда вы слышите запись своего голоса, вы думаете что-то в духе: «Не может быть! Это я? Серьезно?! Как мои друзья со мной общаются?» Это, впрочем, не касается людей, которые работают на радио и телевидении, хотя и им в начале карьеры пришлось столкнуться с подобной неприятностью. Люди постоянно говорят о том, что в записи собственный голос кажется им ужасным, противным, мерзким… и так далее, и тому подобное. Почему это происходит? Попробуем разобраться.
Вот простой ответ: тот голос, который вы слышите, когда говорите, — совсем не то же самое, что слышат другие. «Голос, который вы слышите на аудиозаписи и есть ваш настоящий голос», — отмечает в интервью Live Science Йель Коэн (Yale Cohen), директор Центра исследований слуха в Пенсильванском университете (University of Pennsylvania).
Три маленьких косточки, расположенные в среднем ухе, отвечают за несоответствие между тем, как, по вашему мнению, вы говорите, и тем, как другие вас слышат. Эти косточки — способ обработки шума. Барабанная перепонка вибрирует рядом с ними, а они, в свою очередь, передают вибрации в улитку, спиральную структуру внутреннего уха.
«Обработка акустической информации посредством вибрации косточек называется костной проводимостью, а обработка акустической информации посредством вибрации воздуха за пределами ваших ушей — воздушной проводимостью. Всякий раз, когда вы говорите, ваш мозг учитывает как костную, так и воздушную проводимость, чтобы понять звук», — объясняет Йель Коэн.
Косточки вибрируют не так сильно, когда речь идет о внешнем звуке, но вибрации в несколько раз увеличиваются, когда мы сами произносим слова (это объясняется тем, что рот находится достаточно близко к ушам). Причина путаницы в звучании голоса в реальной жизни и в записи именно в этом: сильные вибрации заставляют нас воспринимать собственный тембр как более низкий, и удивляться, когда он таковым не оказывается.
Возникает логичный вопрос: почему реакция, которую вызывает голос на записи, чаще отрицательная, чем положительная? Эксперты уверены, это происходит потому, что люди думают, что знают, как их голос звучит на самом деле. То же самое произойдет, если в течение 5-6 месяцев у нас не будет возможности смотреться в зеркало, и за это время мы наберем несколько килограммов. Естественная реакция, когда мы наконец сможем взглянуть на себя — шок и недовольство.
Исследования показывают, что иногда люди намеренно изменяют голос. Например, если хотят продемонстрировать свои лидерские качества или, напротив, показаться собеседнику более мягкими, чем они есть на самом деле. Но есть одна вещь в нашем голосе, которая не поддается изменению — ритм, с которым мы говорим. Ученые выяснили, что этот показатель голоса связан с физиологическими особенностями и воспитанием, а потому им трудно манипулировать даже сознательно.
источник
«У меня противный голос»
Развенчиваем миф об идеальном голосе радийщика
Когда люди первый раз слышат себя в записи, чаще всего они хватаются за голову. «Это не мой голос! Мой — приятный и бархатистый, а тут писклявый, неразборчивый, еще и непонятный диалект откуда-то взялся». Порвав на себе последние уши, несчастные бросаются на занятия по речи. Так ли все ужасно на самом деле?
Тембр
Проблема разницы восприятия себя в обычной жизни и через динамик существует. Она чисто физическая. Звуки, которые мы издаем, резонирует в нашем теле, во всех органах, пазухах. С этим надо смириться или, как делают многие радиопродюсеры, путем тренировок и экспериментов довести свое звучание на «пленке» до вашего внутреннего представления о нем.
Есть циничный совет по этому поводу — начни курить и пить, все получится само собой. Или просто опусти диафрагму, обопрись об нее. На самом деле, это непросто, такому обучают в консерваториях и театральных. Но начинающие радийщики могут обойтись и без диплома, стоит только вспомнить моменты сильной усталости, когда голос сам по себе опускается ниже на тембр, а то и на два. Закрепить подобный опыт довольно легко, если зафиксировать этот момент и запомнить: мышцы расслаблены, а мозг говорит самому себе «мне уже все по барабану».
Да так ли важен тембр голоса на радио сегодня? Если голос очень пронзительный, я бы ответила «да». Статистика во всем мире показывает, что после звука трафика, самым раздражающим звуком является звук (любой), который издают дети. Естественно, чужие дети. У них высокие голоса, которые не только резонируют неприятным для нашего организма образом, но и вызывают дурные психологические ассоциации.
Когда мы злы, кричим, впадаем в истерику, рыдаем, наши голоса становятся визгливыми. Звуковое давление, децибелы растут. Спросите у тех, кто жил в Советском Союзе — любили они программу «Пионерская зорька»? Вряд ли можно получить положительную рецензию на звонкие детские голоса, которые будят тебя в школу каждый день.
Почему и это не правило? У великого и ужасного ведущего легендарного радиошоу «This American Life» Айры Гласса голос высокий и, как бы это сказать… квакающий. И не приведи вам бог услышать, как Айра поет. Но никого это не интересует, потому что все ждут, какую историю он расскажет, куда «поведет» аудиторию.
Многие выдающиеся радиожурналисты ищут свой голос всю жизнь. Они «играют» с ним. Часто голос меняется ни от года к году, а от сюжета к сюжету. Голос создает настроение: порой оно боевое, порой грустное. Главное, чтобы была органика, естественность. Если рядом с вами герой вашего материала или ток-шоу, который вовсе не задумывается в этот момент о своем голосе, а вы говорите, как актер Малого театра времен Островского, — вы провалились.
Есть такой анекдот про Юрия Левитана. Анекдот времен СССР, когда все на него молились. Приходит Левитан в винный магазин и совершенно будничным голосом говорит: «Будьте добры. Мне две бутылки… [внезапно переходит на голос типа «ТАСС уполномочен сообщить»] СООВЕТСКООГО [и снова тихонько] шампанского». Советские люди понимали, чем отличается официальный голос от человеческого.
Дефекты речи
Только ленивый радиожурналист никогда не цитировал Воланда из «Мастера и Маргариты» Булгакова. Я тоже недостаточно ленива.
Я, откровенно говоря, не люблю последних новостей по радио. Сообщают о них всегда какие-то девушки, невнятно произносящие названия мест. Кроме того, каждая третья из них косноязычна, как будто таких нарочно подбирают.
Ну, во-первых, Воланд был Сатаной, во-вторых, и радио тогда ловилось не очень хорошо, в-третьих, мы не должны забывать о возрасте. Глуховат был наш Сатана.
По моим ощущениям, сегодня новости на радио и ТV читают кофемолки и кофеварки. Четко, быстро, нейтрально, хорошо. Вот когда они произносили название вулкана в Исландии, у меня даже вырос комплекс размером с тот вулкан. А некоторые профессионалы все еще продолжают ругать их за то, что они порой сглатывают, запинаются, не пьют воду перед эфиром, или наоборот пьют. Можно установить Алису из Яндекса, она сглатывать не будет. Нужно ли это слушателям?
Давайте смотреть правде в глаза: Владимир Познер шепелявит, Валерий Панюшкин и Артемий Троицкий заикаются — это когда-то кому мешало? Да, они работают не в новостях, но чем новостники хуже ведущих? Они солдаты эфира. Солдат находится на передовой. И пусть он картавит, не всегда справляется с первого раза со «словом-неберучкой», разве мы этого не поймем и не простим? Этот бедный новостник уже во сне может произнести все скороговорки мира, и на суахили тоже. Ну выпадает у него буква «р» в слове «природа». Плеоназм (избыточность) языка достроит в нашей голове все остальное. Журналист — не диктор, он сам эти новости готовит каждые 15 минут. Почему мы прощаем ведущим маленькие провалы, а новостийщикам нет?
Понятно, что новости — самый нейтральный жанр, но и ведущих часто ругают за так называемые дефекты. В слабости — сила, если они создают ту незабываемую атмосферу, которая заставляет нас их слушать.
Можете ли вы вообразить себе человека на радио с высоким голосом, шепелявостью и диалектом? Я могу.
Диалекты
Мой знакомый, программный директор радиостанции с Юга России, полгода не мог найти себе работу в Питере из-за южного выговора. Между тем на зарубежных радиостанциях и телевидении это приветствуется, потому что придает достоверности и очарования. Почему нам так нравится оконье и аканье у героев сюжетов и совсем не нравится у журналистов? В новостях это оправдано — тут важно прохождение чистой вербальной информации. Но в авторских программах или ток-шоу сильна и эмоциональная составляющая. Я вовсе не выступаю за полное забвение дикции и московского выговора, но языковая дискриминация мне кажется вредной для такой большой страны, как Россия.
Тенденции
Для того, кому важно собственное звучание на радио, напишу о мировых тенденциях работы с голосом. Их не много:
• Артикулируйте. Работайте губами.
• Не кричите, будьте ближе к микрофону, не важно — в студии или «в полях».
• Говорите так, будто вы в кафе. Беседуйте, а не «стройте» героя.
• Даже если у вас энергетика и голос Пяточка, — просто опустите голос
• Если вам захочется покричать, кричите! Но тихо. Кричать можно тихо.
• Идея заключается в том, что вы как бы находитесь среди слушателей. Если вы хотите кого-то изобразить и визжать, — это тоже нормально. Но не надо делать это каждую секунду, будет несмешно.
Проституция на службе радио
Немецкий продюсер Йенс Яриш, который получил все возможные призы в Европе и США за программу «Die K: картины проституции и наркомании», выбрал для ведения программы не себя, а проститутку с ее хриплым слабым голосом. Тогда программа совершила революцию в радиожурналистике, а Йенс не позволил своим голосовым амбициям победить смысл. Это рассказ об обратной стороне одной из самых известных улиц Берлина. Тут вы можете услышать его начало и голос ведущей.