у ребенка апатия ко всему что делать
У ребенка апатия ко всему что делать
И.А. Галкина (канд. психол. наук)
Депрессия у детей – психическое аффективное расстройство, которое часто остается без внимания. Плохое настроение ребенка, боязливость, нежелание что-либо делать взрослые могут трактовать, как капризы или лень. Сегодня мы расскажем, почему появляется детская депрессия, как ее своевременно распознать и как помочь ребенку в подобных ситуациях. Депрессия может возникнуть в любой период жизни и имеет свои характерные особенности в зависимости от возрастной группы.
Депрессия у детей до 3 лет (причины и симптомы)
Если речь идет о детях до трехлетнего возраста, то депрессия в этом случае почти всегда носит патологический характер и обычно связана с одним из следующих факторов:
У малышей депрессия проявляется в виде: плохого аппетита, частых приступах рвоты, заторможенности или повышенной возбудимости. Если ваш ребенок часто болеет, вы бесконечно ходите по разным врачам, а улучшений нет, то причины, скорее всего, кроются в проблемах с психикой и нервной системой.
Причины депрессии у дошкольников
Как только малыш достигает дошкольного возраста, он получает первый опыт взаимодействия с обществом – это начало посещения садика и различных секций, кружков. В этом возрасте жизнерадостный ранее ребенок может начать страдать депрессией по ряду причин, к которым, в частности, относятся следующие:
Отношения с ровесниками. Малыши, которым сложно построить отношения со сверстниками, испытывают постоянный стресс, что становится причиной отчуждения, попыток ухода от общения, замкнутости и в итоге развития депрессии.
Семейные конфликты и нездоровый психологический климат, при котором ребенок не чувствует себя дома в безопасности.
Симптомы депрессии у дошкольников:
Из соматических проявлений чаще всего возникают диарея, запор, тошнота, боль в животе, наблюдается беспричинное повышение температуры, ломота в мышцах, головная боль.
Депрессивные состояния у младших школьников
Когда ребенок поступает в школу, у него увеличиваются социальные и учебные нагрузки: нужно учиться правильно вести себя со сверстниками и учителями, уметь планировать время и соблюдать правила. При этом психика еще сформирована не до конца, усталость и постоянное напряжение негативно влияют на эмоциональное состояние.
К основным причинам депрессии, биологическим и семейным, добавляются проблемы и конфликты с одноклассниками и педагогами, учебные нагрузки, в возрасте 7-12 лет происходит очередной этап становления личности, ребенок пытается быть взрослым и самостоятельным, но получается это не всегда, что и провоцирует развитие психоэмоциональных нарушений.
В этом возрасте дети уже могут объяснить словами свои чувства, они начинают жаловаться на грусть, тоску, апатию, бесконечную усталость.
Симптомы депрессии у младших школьников:
Депрессию сопровождают и физические патологии – сердечная и головная боль, дискомфорт в желудке, нередко в этом возрасте развивается вегетососудистая дистония.
Отличительный признак клинической депрессии – ее систематичность. То есть эпизоды снижения настроения повторяются каждый день или почти каждый день на протяжении не менее трех недель. На фоне депрессии дети часто испытывают самые разнообразные страхи, которые растут вместе с ними и при отсутствии своевременной помощи могут привести к формированию стойких фобий и панических атак. Родителям не стоит пытаться ставить диагноз самостоятельно и заниматься «самолечением». Если вы подозреваете депрессию у своего ребенка, нужно обязательно показать его специалисту. Депрессию диагностируют психологи. Они не имеют право выносить диагноз, но могут предположить наличие этого расстройства и направить к психиатру или психоневрологу, которые уже определят вид депрессии и подберут правильное лечение. Но при этом, очень важна и помощь самих родителей, которые могут значительно облегчить состояние ребенка и способствовать его скорейшему выздоровлению.
Как могут помочь родители своему ребенку при детской депрессии
Укреплять контакты с ребенком. Дети нуждаются в том, чтобы их видели, слышали, чувствовали, осязали и любили. В то же время хорошо, если у ребенка есть спокойное пространство, где он может побыть один. Родители должны понимать, что для ребенка является стрессом любое изменение в жизни, как негативное, так и позитивное. Первое, что может сделать родитель – поговорить с ребенком, выяснить, как он относится к событию. Важно обсуждать с ребенком любые изменения: было так, а сейчас стало вот так. Это касается, в том числе и смерти близких. Второе – принять состояние другого, не обесценивать переживания словами типа «да все у тебя хорошо». Непонимание со стороны окружающих только усугубляет депрессию. Поэтому родители могут посочувствовать и дать ребенку погоревать. Для ребенка важно чувствовать, что родители его понимают, но они не испуганы происходящим.
Играть с ребенком. Ребенок так устроен, что его социализация происходит через игру. Он проигрывает любую ситуацию. Поэтому полезно просто поиграть вместе. Дать ребенку возможность самому выбрать сюжет игры или обыграть конкретную тревожную ситуацию.
Правильно реагировать на плохое поведение. Лень, нежелание учиться, грубость часто воспринимаются неправильно, а жесткие дисциплинарные воздействия только усиливает депрессию. Учить ребенка делиться своими переживаниями, быть открытым, развивать позитивное мышление – большой труд, как для родителей, так и для детей. Отмечайте даже маленькие успехи, фокусируйтесь на достижениях и надеждах. Вспомните, что получалось хорошо, что доставляло удовольствие, какие совместные занятия радовали и снова начните это делать вместе с ребенком. Учитесь идти на компромиссы и учитывать мнение ребенка.
Проявлять искренний интерес к увлечениям ребенка – узнавайте, что читает, слушает, смотрит ваш ребенок. Не спешите критиковать. У каждого поколения свои кумиры, с этим нужно смириться и попытаться понять.
Создавать комфортную обстановку дома. Необходимо, чтобы в доме была благоприятная неконфликтная обстановка, без скандалов и агрессии.
Соблюдать режим дня. Для хорошего самочувствия ребенку требуется полноценный ночной сон. Родителям необходимо строго лимитировать время компьютерных игр и общения в виртуальном мире. Обязательно нужно снизить нагрузку на психику, позволяя ребенку отдыхать и заниматься интересными для его возраста делами.
Содействовать в занятиях спортом. Взрослые должны позаботиться о том, чтобы дети регулярно бывали на свежем воздухе и достаточно двигались. Приобщение к здоровому образу жизни в настоящем – залог отсутствие проблем с психикой в будущем.
Быть родителями – круглосуточный труд, дети практически постоянно выходят из одного возрастного кризиса, чтобы погрузиться в другой сложный период. Любовь, внимание, умеренная забота, хорошие отношения в семье, совместные прогулки и отдых – все это поможет вам легче перенести или вовсе избежать депрессивных состояний у ребенка, и сохранить собственные нервы.
В нашем развивающем детском центре «Летиция» работают прекрасные специалисты-психологи, нейропсихологи, которые помогут вам решить вопрос о наличии или отсутствии у вашего ребенка депрессии, а также проведут необходимые коррекционные занятия с ребенком и консультации с родителями.
У ребенка апатия ко всему что делать
Сегодня странный день. Странный с самого утра. Да, знаю, так бывает. Но когда это касается только тебя самого, всё остается на уровне понимания, что так бывает.
И пост я планировала сегодня писать по пищевой избирательности.
А пишу…про депрессию у подростков. И с таким состоянием души, что хочется всем мамам подростков прокричать, донести, объяснить или попросить, слушайте своих детей, услышьте своих детей, пожалуйста.
Обратите внимание, основные симптомы подростковой депрессии:
Да, разграничить подростковую депрессию от подросткового поведения, вызванного физиологическим кризисом сложно, но возможно. Поговорите с подростком о чувствах, насколько он справляется с ними. Если есть подозрения, что не справляется, обратитесь в школе к школьному психологу. Это самая быстрая помощь.
Если же вы отмечаете большинство из симптомов депрессии, то обратитесь незамедлительно ко врачу.
Если не заниматься лечением подростка, то симптомы депрессии могут ухудшиться, даже если сейчас кажутся не очень тяжелыми. Да и тяжесть депрессии у подростка невозможно определить самостоятельно без консультации специалиста и необходимого психологического образования.
Достоверно не всегда известно, что явилось причиной депрессии, например, может быть нарушен баланс нейромедиаторов – химических веществ мозга. Или причина в гормональных изменениях, связанных с созреванием подростка, это косвенно влияет на толчок к депрессии.
Грустно, страшно, больно, но надо знать, нелеченая депрессия может привести к:
Лечение подростковой депрессии:
Депрессия у детей и подростков – это очень серьезное и опасное заболевание. Всегда потребуется консультации специалиста. Очень важно родителям знать и понимать, что только они смогут помочь своему ребенку, только они могут разглядеть характерные признаки депрессии у ребенка. Поверьте, не стоит пускать на самотек даже легкие признаки депрессии у подростка, лучше все контролировать, следуя советам специалиста психолога или психиатра.
Легкая форма депрессии может поддаваться консультативному сопровождению (работа с психологом или посещение психологической группы). Тяжелые случаи депрессии (суицидальные мысли, самоповреждения и пр.) лечится только у психиатра. Возможно, в паре с психологом, но психиатр первичен. В таких тяжелых случаях психолог и психиатр часто работают в паре, дополняя друг друга. И быстрого результата не получится. Это долгий путь для всей семьи.
Психолог помогает понять и справиться с легкими формами заболевания. Если ситуация усугубилась – то понадобится дополнительная помощь специалистов, психотерапевта или психиатра.
Психолог в ходе беседы помогает разобраться в причине появления депрессии. Во время консультации с ребенком психолог может узнать, какие эмоции и чувства сопровождают подростка. Чтобы выяснить какие страхи и сомнения поселились в детской голове психолог использует различные тесты и методики. После общения ребенка с психологом, есть вероятность, что он сам найдет пути решения проблемы и самостоятельно выйдет из этого состояния.
Психотерапевт – врач, который помогает пациентам разобраться и справиться с психическими заболеваниями. Схема лечения обычно содержит психотерапевтические методики в комплексе с медикаментозным лечением.
Если выявляется затяжной характер заболевания, то одних бесед будет недостаточно. К лечению могут добавить антидепрессанты, которые снимут симптомы тревожности и апатии, помогут убрать раздражительность и справится со страхами.
Медведева Наталья
Клинический психолог, детский и взрослый психолог, нейропсихолог.
Как помочь ребенку справиться с апатией и стрессом? Разговор с психологом-стрессологом Марией Дементьевой
Артемка ехал в автобусе и безучастно смотрел в окно, провожая глазами проезжающие машины. Уроки закончились, последним из них была физкультура. «Ну вот, кроссовки не переодел», – про себя подумал Артемка, переключив внимание на запыленные носки спортивной обуви. «Мама будет недовольна» – скрестив руки на груди, вынес вердикт утомленный пятиклассник.
Доехав до Веселой улицы, Артемка вышел из автобуса и направился в сторону пешеходного перехода – на той стороне была каштановая аллея. По дороге домой мальчик хотел собрать горстку каштанов, поблескивающих глянцевыми боками. Резко обернувшись вслед уезжающему автобусу, Артемка вдруг понял, что забыл в салоне пакет со сменной обувью. Вцепившись в шлейки битком набитого учебниками рюкзака мальчик изо всех сил рванул за автобусом, но транспортное средство сегодня оказалось на удивление скоростным.
Артемка остановился, бросил рюкзак на асфальт – из глаз брызнули слезы. От обиды и усталости, от предстоящего разговора с мамой. Грустный и рассерженный, мальчик как можно медленнее шел к своему дому, подкидывая ногами сухие листья и размышляя о том, что на этот раз ответить маме на восклицание «как можно быть такие рассеянным!».
Ну, как-как? Как все! Рассеянность, уныние, скука, перепады настроения, забывчивость, эмоциональная усталость – это состояния без возраста, которые испытывают и переживают не только взрослые, но и дети. Однако в случае с детьми взрослые нередко списывают такие недомогания на «у тебя ветер в голове», «бездельничанье», «голова, два уха», «чем ты думаешь», «все время в своих гаджетах сидишь» и массу других фраз, в которых отражается вся сила родительского разочарования.
Такое состояние вызывает стресс и порождает целый ворох отрицательных эмоций. Кому это нужно? Правильно, никому. Ни вашему чаду, ни вам. Ведь вы, как заботливые родители, желаете ребенку только лучшего. Как не навредить? Как помочь ребенку справиться с унынием и стрессом?
Спрашиваем у практикующего психолога-стрессолога, гештальт-терапевта Марии ДЕМЕНТЬЕВОЙ.
Мария, вы много работаете с детьми и подростками. Как проявляются апатия, стресс и скука? Другими словами, когда родителям стоит бить тревогу?
– Для начала стоит разграничить названные понятия. Когда мы говорим о детской скуке, то должны понимать, что это сиюминутное состояние. Сейчас есть, через час – нет. В скуке нет ничего угрожающего детскому состоянию, если это не постоянное явление.
Что такое детская скука?
– Все очень просто. Это когда у ребенка появляется сильное желание что-либо сделать, сказать, но он ограничен в своих проявлениях: ему не позволяют, или он не знает, в силу возраста, как проявить себя. Например, вечером мама не разрешает шуметь: бегать, прыгать, кататься на велосипеде. И это нормально, ведь не все соседи готовы мириться с таким поведением. Сначала ребенок может капризничать, злиться, но в конечном итоге принимает правила. И если не предложить взамен альтернативное развлечение, то ребенок выгорает и ему становится скучно. Как себя еще занять – он не знает, а то, как знал – нельзя. Скука – это когда «мне хочется что-то сделать, но я не знаю как», «у меня есть энергия, но я не знаю, куда ее применить». Становясь старше подросток (а мы должны понимать, что согласно новым стандартам, ранний подростковый период начинается с 9 лет) начинает сам себя ограничивать в тех вопросах, которые демонстрировали родители, школа, детский сад. Это нельзя, то нельзя. «Ну, тогда ничего и не буду», «устал», «не хочу» – именно это можно услышать от детей в возрасте 9–15 лет. Когда нужно бить тревогу, если ребенка ничего не интересует? Ответ: вчера.
Хорошо, а как быть, если вчера не успели? Что делать в этом случае?
– Остановите себя, если вам хочется сказать ребенку: «Прекрати!», «Что ты делаешь!?», «Как тебе не стыдно!?», – подобные фразы способствуют только развитию чувства вины и подавлению естественной детской энергии, которая дана как раз для активной познавательной деятельности и развития. Просто эту энергию нужно направить.
– Тут тоже просто. Если малыш проявляет интерес, задавая множество вопросов, запишите его на развивающие курсы, творческие мастер-классы, посещайте вместе мероприятия, изучайте природу, вовлекайте его в процесс познания. Для этого прекрасно подходит возраст 5 лет. Пик познавательной деятельности формируется к 5–6 годам. Если в этот период малыш научится самостоятельно себя занимать, то ни о какой скуке и апатии (во взрослой жизни) не стоит и думать. Другая сторона – физически активные дети. Иногда они очень утомительны для родителей, ведь маме нужно приготовить ужин, убрать в квартире, встретить папу, решить свои дела, поработать, подумать. Но здесь тоже есть простой способ решения проблемы – через нагрузку. Физические нагрузки, подобранные по возрасту и темпераменту, развивают самоконтроль и дают выход энергии. И тогда шумных передвижений по квартире уже не стоит опасаться. Установится глубокий сон. У родителей в том числе. Необходимо поддерживать активность ребенка. Родители для того и существуют, чтобы направлять своих детей. Наблюдайте за поведением, подбирайте то, что подходит малышу. Только родитель может это знать.
В каких еще случаях может развиться апатия у детей?
– Когда родители не хотят делегировать ответственность детям: «ты пойдешь на бальные танцы», «ты будешь три раза в неделю ездить в бассейн», «ты должен (должна) завоевывать призовые места». Безапелляционные и безоговорочные решения. Лет до 12–13 дети еще не имеют возможности сопротивляться родительским наставлениям. Но в какой-то момент подросток понимает: если он не поедет туда, куда хочет папа с мамой, ничего страшного и не случиться. Как раз в этот период зачастую и развивается апатичное поведение, которое можно расшифровать такими фразами, как «я устал от ваших решений», «я просто хочу побыть в одиночестве и решить для себя, чего же я сам на самом деле хочу». Слишком авторитарные родители воспитывают пассивных и мало интересующихся детей.
Как действовать в такой ситуации?
– Дайте свободу выбора. Разговаривайте. Прислушивайтесь: что нравится, а что нет. Предлагайте варианты. Наблюдайте за особенностями поведения ребенка с 3 лет. Если в 5 лет ваш малыш на возглас «Прекрати носиться!» послушается, но вместе с тем будет подавлен его жизненный тонус, то лет с 10 он уже не станет слушаться и при этом не будет уметь себя контролировать.
Давайте вернемся к детскому стрессу. Как помочь ребенку?
– Говоря о стрессе, мы понимаем его как довольно обширное явление. Но вот проявление апатии нужно расценивать уже как стрессовую реакцию. В этом случае мы слышим «меня это не интересует» и «я не хочу», наблюдается уход в мир интернета, замкнутость, ограниченность интересов, может быть полный отказ от общения со сверстниками. Нужно понимать, что апатия как стрессовое проявление не может появиться раньше 12–13 лет. Все-таки дети меньшего возраста обладают слишком высоким жизненным тонусом.
Что делать, если время упущено?
– Формировать доверие заново. Не унижать, не давить, не обесценивать интересы (например, интерес к компьютерным играм). Начните налаживать контакт заново. Отталкивайтесь от предпочтений подростка. Предложите сходить, к примеру, на фестиваль компьютерных игр, книжные выставки, в кино, покататься на спорткарах. Пусть это будет и вам интересно. Расценивайте такое общение, как встречу с новым другом. И ваш ребенок к вам потянется.
А если родители всеми способами пытаются наладить общение, но подросток безжалостно игнорирует попытки?
– Существует еще один подход в случае, если подросток наотрез отказывается идти на контакт с родителями, находясь в состоянии апатии. Подход носит название «принятие бессилия» и включает в себя три составляющие: описание ситуации, собственные чувства и признание бессилия. Например, «Когда ты так долго ни с кем не общаешься, ничем не интересуешься, мы волнуемся и переживаем. Надеемся, что у тебя все хорошо. И мы хотели бы сказать, что ты всегда можешь обратиться к нам. Нам важно твое состояние. Мы готовы тебя поддержать и идти навстречу». Такой подход можно использовать, когда у родителей опускаются руки, они теряются сами и находятся в состоянии отчаяния. Цель – сформировать доверие заново. Подобные фразы должны быть искренними и честными. Дети всегда чувствуют обман.
Но ведь и родители в таких ситуациях испытывают стресс, а сил и терпения не всегда хватает…
– В любом случае, если родитель теряется, его переполняют личные эмоции, например, агрессия, раздражение, пренебрежение (что вполне нормально и естественно в ситуации детского безразличия к жизни), то лучше обратиться к специалисту – психологу, который поможет разобраться в семейных отношениях и выстроить модель поведения с подростком, учитывая особенности его личности.
– Семья – это система. На апатичное состояние подростка могут влиять любые серьезные изменения: развод родителей, появление нового ребенка в семье, переезд, смена школы – это все стрессовые события. Апатия – это то, как реагирует ребенок на стрессовые изменения. Это или запреты, или ограничения, невозможность удовлетворить свои интересы или потребности. Если вам интересно с вашим ребенком, то ему станет интересен весь мир.
Как маскируется депрессия у детей
А может ли вообще быть депрессия у детей? Этот вопрос вызывал и вызывает жаркую дискуссию в среде профессионалов. У взрослых данное состояние имеет четкие «критерии»: ощущение тоски и печали, уход от общения, потеря интереса к работе, хобби, близким людям, физическая слабость, упадок сил.
В отличие от взрослой, детская депрессия многолика и умеет хорошо скрываться. К тому же не всегда малыш может подробно и понятно описать свое эмоциональное состояние. Так депрессивное состояние у ребенка может проявляться в виде высокой тревожности и беспокойства, различных страхов, дезадаптации в коллективе, школьной неуспеваемостью, конфликтными отношениями со сверстниками и взрослыми. По факту детская депрессия имеет ярко выраженную атипичность, то есть не соответствует основным характерным признакам заболевания.
Стоит обратить особое внимание на то, что депрессия у детей практически всегда идет рука об руку с жалобами на плохое физическое самочувствие:
И это далеко не полный перечень «масок», которые может надевать на себя детская депрессия. Все эти симптомы могут стать объектом внимание педиатра, гастроэнтеролога, невролога, кардиолога, но никак не врача-психиатра. Как правило, анализы, дополнительные функциональные исследования не показывают какой-либо патологии. Однако, вышеперечисленные признаки дают повод обратить более пристальное внимание на эмоциональное состояние ребенка и вовремя оказать ему помощь.
Ирина К., 6 лет. Мама обратилась к психологу Центра им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ за помощью. Девочка категорически не хотела ходить в новой одежде, считая ее некомфортной.
Ходили на прием к неврологу, который прописал успокоительные препараты, витамины. Лечение результата не дало.
Из беседы с мамой выяснилось, что проблемы начались, когда ребенка отдали на подготовку к школе. Повышенные требования к выполнению домашних заданий, дисциплина сказались на физическом самочувствии девочки. Она стала раздражительной, плаксивой, жаловалась на головные боли и головокружение. Перед занятиями отказывалась одеваться.
Психолог предложила девочке нарисовать свой образ и одеть себя в одежду которая нравится. С мамой была проведена беседа, о том что ребенок может сам выбирать одежду в магазине и надевать, что хочет.
Признаки детской депрессии у дошкольников
В дошкольном возрасте признаки депрессии отличаются своим разнообразием. В некоторых случаях – одна, но постоянная жалоба, например, болит голова, в других – целый «букет». Наиболее часто малыши-дошколята жалуются на боли в животе, а ребята младшего школьного возраста на головокружение и головные боли. Многие из них уверены, что их заболевание неизлечимо и смертельно опасно, а разговоры взрослых о болезнях только усиливают тревожность.
У детей, склонных к депрессии, часто наблюдается повышенная тревожность, страхи, которые могут усиливаться к вечеру (ночи). Страхи также отличаются свои разнообразием:
Еще одним проявлением депрессивного расстройства у детей может быть паника или так называемое паническое расстройство, которое сопровождается болями различного происхождения, учащенным сердцебиением, тошнотой, ознобом. Паническая атака в большинстве случаев возникает вместе с чувством страха смерти, клаустрофобией (боязнью замкнутого пространства).
Как распознать детскую депрессию?
В разном возрасте признаки депрессии проявляются по-разному. У малышей дошкольного возраста – плохой аппетит, капризы, вялые движения, незначительная прибавка в весе по сравнению с нормой.
Депрессия в дошкольном возрасте напрямую связана с состоянием физического здоровья. У ребенка в этом возрасте можно заметить и характерные для взрослой депрессии признаки, такие как: печаль, тихий голос, скудная мимика, «шаркающая» стариковская походка.
У ребят младшего школьного возраста наблюдаются: снижение или потеря интереса к играм и хобби, ощущение тоски и печали, отсутствие друзей, безразличие к окружающему миру. Типичные жалобы ребенка будут звучать примерно так: «скучно», «плохо», «мне это не интересно», «как-то мне не так». Одной из самых распространенных жалоб у детей и самым распространенным признаком депрессии бывает именно жалоба на скуку. Слово «скучно» является своеобразным маркером, указывающим на потерю интереса к жизни.
Сережа, 5 лет. Родители обратились к психологу с жалобами на повышенную тревожность и плохой сон у ребенка. Мальчик ходит в сад с 3 лет, всегда отличался эмоциональностью, тревожностью, плохим аппетитом и нарушением сна. Проблемы усугубились с началом подготовки к школе.
Психолог предложила мальчику нарисовать рисунок, показала комплекс дыхательных упражнений, направленных на саморегуляцию, а также дала специальный блок упражнений – «гимнастика для мозга».
В депрессивном состоянии отмечается повышенная слезливость. Чем младше ребенок, тем чаще он может плакать по поводу и без. Также отмечается повышенная чувствительность, жалостливость не только по отношению к себе, но и другим (случайно раздавленная букашка, надломленная ветка, сорванный цветок, бездомное животное). Дети в депрессивном состоянии могут проситься на руки, требуют, чтобы их покачали. В речи присутствуют интонации младенца.
По внешнему виду депрессивного ребенка видно невооруженным глазом. У него угрюмое, мрачное, тоскливое выражение лица. Такие ребята не верят в родительское принятие и своим поведением требуют подтверждения любви. Могут по много раз задавать один и тот же вопрос: «Вы меня любите?». Малейшее недовольство взрослых воспринимается как вызов и провоцирует истерику, плач, крики, повышенную двигательную активность. Ребенок пытается различными способами, пусть даже самыми наивными, найти подтверждение любви к нему.
Школьная дезадаптация, как признак детской депрессии
Дезадаптация в школьном коллективе проявляется сложностями в запоминании пройденного материала и, как правило, дает о себе знать постепенно. Ребята тратят много сил и времени на подготовку к занятиям, испытывают проблемы в освоении новых знаний, часто не понимают только что прочитанного материала.
Родители жалуются, что у ребенка плохая память, внимание, рассеянность, неусидчивость. Дома со взрослыми задания делает, а у доски рассказать не может. Не умеет решать самые простые математические задачи. Не может пересказать текст. Забывает дома учебники, тетради.
Дети начинают думать, что учителя их считают «бестолковыми», «тупыми», сверстники не хотят с ними общаться, а родители все свое внимание и любовь отдают братьям и сестрам. У ребенка появляется неуверенность в себе и своих силах, пропадает мотивация и интерес к занятиям, появляется социальная отчужденность. Ребенок отказывается идти в школу, не выполняет свои обещания, «убегает» в болезнь. Состояние «школьной фобии» может длиться годами.
Признаки депрессии у подростков
Депрессия у подростков отличается своей яркостью. Гормональная перестройка всего организма, меняющаяся внешность только усугубляют и так непростое состояние. К физическим изменениям добавляются душевные переживания. Появляется ощущение своей незначительности, ущербности, ненужности. Чувство вины перед самим собой («я ничего не могу», «у меня все плохо получается», «я не такой как все») и родителями («от меня все беды и несчастья», «я плохая и никчемная»). Проявляться такие переживания могут в поведении, когда подросток становится вялым и безразличным или наоборот ведет себя демонстративно грубо и вызывающе, а также в тревожных мыслях о своей внешности, здоровье.
Подросток утрачивает интерес к увлечениям, которые раньше доставляли радость и удовольствие. «Убивает» время перед телевизором, «зависает» в социальных сетях, уходит в компьютерную реальность, прогуливает уроки или вообще не ходит в школу. При этом может испытывать чувство вины за отсутствие силы воли. Родители бывают твердо убеждены, что это все лень и «дурной» характер, пытаются его перевоспитать, наказывают. И получают за свои действия сполна – грубость, резкость, враждебность, а иногда и физическая агрессия. В семье начинаются конфликты, ухудшается коммуникация и отношения.
Причины детской депрессии
Как и у любого заболевания, у детской депрессии есть определенные внешние и внутренние предпосылки и причины.
Самым распространенным психотравмирующим фактором у детей до 4 лет считается ранняя сепарация, когда ребенка по тем или иным обстоятельствам разлучают с матерью. Например, малыша помещают в больницу, детский сад или ясли, дом малютки.
Когда ребенок начинает учебу в школе на первое место выходят проблемы, связанные с обучением, отношениями со сверстниками и учителями.
Стоит обратить внимание, что депрессивное состояние может продолжаться от 1 месяца до 1 года и дольше.
Ранняя диагностика и своевременно оказанная медико-психологическая помощь – основной фактор успешного преодоления проблемы. Родителям стоит обратить серьезное внимание на эмоциональное состояние своего ребенка и на те признаки, которые были перечислены в статье. Игнорирование, избегание проблем – не выход из ситуации. Детская депрессия – это душевная болезнь, которая требует не только медицинской и психологической помощи, но и поддержки всех членов семьи. В некоторых случаях при не ярко выраженных признаках, она может со временем пройти сама и не потребует вмешательства специалиста. В более трудных ситуациях стоит обратиться к врачу, психологу, психотерапевту, ведь далеко не всегда ребенок может описать свои переживания и эмоциональные проблемы.
Фактор времени. Если ребенку «грустно, скучно, плохо» один или два дня, то это нормально, т.к. любой человек имеет право на такое состояние. Если у вашего ребенка (подростка) состояние тоски, печали длится две недели и дольше – это уже повод обратиться к специалисту. Чем раньше будет оказана помощь, тем быстрее изменится состояние и меньше будет неблагоприятных последствий.
У некоторых родителей есть страх, что врачи-психиатры сделают из ребенка «овоща», назначив антидепрессанты. Но на сегодняшний день наука ушла далеко вперед. В Центре им. Г.Е Сухаревой ДЗМ при лечении депрессии используются самые современные медикаментозные препараты с минимальными побочными эффектами. Все препараты подбираются строго индивидуально с учетом текущего состояния и анамнеза.
Как показывает опыт, залогом достижения стабильного результата служит не только медикаментозная терапия, психотерапия, но и активное вовлечение родителей, членов семьи и самого ребенка в процесс выздоровления.