у работника два основных места работы что делать

Работодатель вправе уволить работника, утаившего наличие у него другой основной работы в случае предъявления второй трудовой книжки

у работника два основных места работы что делать. Смотреть фото у работника два основных места работы что делать. Смотреть картинку у работника два основных места работы что делать. Картинка про у работника два основных места работы что делать. Фото у работника два основных места работы что делать
fizkes / Depositphotos.com

Согласно ст. 60.1 Трудового кодекса работник имеет право заключать трудовые договоры о выполнении в свободное от основной работы время другой регулярной оплачиваемой работы по совместительству (определение Омского областного суда от 17 октября 2018 г. по делу № 33-6878/2018). Из этой нормы следует, что работа, выполняемая работником за рамками основной, является работой по совместительству и должна оформляться соответствующим образом. Возможности заключать с одним и тем же лицом несколько трудовых договоров о работе по основному месту закон не предусматривает. Тем не менее, на практике нередко возникают ситуации, когда соискатель при трудоустройстве не сообщает работодателю о наличии у него другой основной работы, в результате с ним заключается еще один договор об основной работе. Очевидно, что в такой ситуации работодатель не несет какой-либо ответственности за допущенное при приеме на работу нарушение. Но как поступить с работником, если стало известно о наличии у него на момент заключения трудового договора основного места работы?

То, как работодатели разрешают данный вопрос, нередко приводит к возникновению трудовых споров. Один из них не так давно был рассмотрен Омским областным судом. Работник устроился на работу по основному месту, предъявив работодателю при заключении договора трудовую книжку, в которой имелась запись об увольнении с последнего места работы. Однако впоследствии работодатель выяснил, что на момент поступления к нему на работу работник состоял в трудовых отношениях по основному месту работы с другим работодателем, у которого хранилась вторая трудовая книжка работника. Сочтя данные обстоятельства свидетельствующими о предъявлении работником при трудоустройстве подложных документов, работодатель уволил работника по п. 11 ч. 1 ст. 81 ТК РФ.

Узнайте последние изменения правового регулирования трудовых отношений и кадрового делопроизводства, пройдя обучение по программе повышения квалификации, и получите диплом установленного образца

Суд согласился с такой оценкой ситуации. Судьи отметили, что работодатель в силу требований закона не вправе был заключать с работником трудовой договор по основному месту работы, трудовые отношения могли быть оформлены только на условиях внешнего совместительства по правилам ст. 60.1 ТК РФ. Работник сознательно допустил отсутствие надлежащего уведомления работодателя об ином основном месте работы с целью заключения еще одного трудового договора по основному месту работы, в связи с чем основанием заключения трудового договора явились неправомерные, то есть виновные действия самого работника. Сокрытие работником при заключении трудового договора наличия иного основного места работы и предоставление им другой трудовой книжки, в которой не отражен факт работы у иного работодателя, по существу является представлением работником подложных документов. В итоге увольнение суд признал законным.

Более сложной представляется ситуация, когда работник при трудоустройстве дезинформирует работодателя об отсутствии у него другой работы, не предъявляя при этом трудовой книжки. Обычно работники заявляют об утере этого документа или о трудоустройстве впервые, и работодатель заводит им новую трудовую. В таком случае имеет место предоставление работником ложных сведений, однако это не тождественно предоставлению подложных документов. При таких обстоятельствах увольнение по п. 11 ч. 1 ст. 81 ТК РФ может быть признано незаконным (определение Суда Ханты-Мансийского автономного округа от 18 октября 2016 г. № 33-8283/2016).

Источник

У работника два основных места работы что делать

у работника два основных места работы что делать. Смотреть фото у работника два основных места работы что делать. Смотреть картинку у работника два основных места работы что делать. Картинка про у работника два основных места работы что делать. Фото у работника два основных места работы что делать

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Нормами действующего законодательства не установлена ответственность для работника за то, что он имеет две трудовые книжки и в связи с этим трудоустроен по основному месту работы в двух организациях.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ипполитова Ирина

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Кудряшов Максим

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

у работника два основных места работы что делать. Смотреть фото у работника два основных места работы что делать. Смотреть картинку у работника два основных места работы что делать. Картинка про у работника два основных места работы что делать. Фото у работника два основных места работы что делать

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Источник

Два основных места работы по двум трудовым книжкам: что за это грозит

Бывает, что человек работает в двух организациях одновременно по двум трудовым книжкам. В обеих фирмах он числится по основному месту работы.

Чтo в этой ситуации гpoзит работнику и какую ответственность понесет работодатель? Ответ на этот вопрос дал Роструд на портале «Онлайнинспекция.рф».

Нормами действующего законодательства не предусмотрено наличие у работника двух действующих трудовых книжек. Законом не предусмотрена также возможность работника работать у нескольких работодателей по основному месту работы.

Роструд предлагает работодателям следующее:

Работодатель обязан урегулировать трудовые отношения с работником, приведя условия трудового договора в соответствие с нормами ТК. Один из работодателей должен предложить работнику перейти на работу на условиях совместительства путем изменения условий трудового договора, либо прекратить трудовые отношения с другим работодателем.

Ответственности для работника в описанной ситуации не установлено.

Работодатель также не будет привлечен к административной ответственности при наличии у него трудовой книжки работника и отсутствии информации о наличии второго основного места работы.

Это высказывание Роструда вызывает некоторое недоумение. Так как следуя этой логике, в случае, если работодатель обладает информацией о наличии еще одной основной работы у сотрудника, то он (работодатель) будет привечен к ответственности.

Источник

Как оформить сотрудника по совместительству

И когда это бывает выгодно

Иногда компании нужен новый сотрудник, но задач для него есть только на пару часов в день. Возникает вопрос, как оформить такого человека.

Бухгалтеры старой закалки могут предложить вариант «по совместительству». Но в реальности он не самый удобный. Разберемся, когда подходит совместительство, а когда лучше выбрать другой способ.

Что вы узнаете

Что такое совместительство

В законе есть термин «работать по совместительству». Это значит, что у человека есть две работы: основная и дополнительная. Дополнительной он занимается в свободное время — после рабочего дня или на выходных. Например, работает в одной компании маркетологом, а по выходным настраивает рекламу в агентстве.

Совмещать можно и внутри одной компании. Например, с 9 до 18 сотрудник работает администратором, а с 18 до 19 — уборщиком.

Главное условие — работать по совместительству вне рабочего времени и не больше 4 часов в день. Если администратор обязан мыть полы во время рабочего дня, то это уже не совместительство, а совмещение обязанностей. Об этом дальше.

Когда подходит совместительство

В реальности не так много ситуаций, когда подходит именно совместительство. Это скорее термин из прошлого: он есть в трудовом законодательстве и его любят бухгалтеры старой закалки. Вот случаи, когда им выгодно воспользоваться.

Есть вакансия на полставки, но желаемый кандидат уже работает в другом месте. Обычно это касается простой работы на два-три часа. Например, вам нужно, чтобы уборщица мыла офис утром и вечером. Удобно нанять женщину, которая работает уборщицей в других компаниях.

Быстро заменить другого сотрудника. Например, дежурный горячей линии внезапно уволился или взял длительный больничный. Пока вы ищете замену, можно попросить администратора выполнять его работу по совместительству. Важно, чтобы этот сотрудник мог работать вне основного рабочего времени.

Другие варианты оформления сотрудника на неполный рабочий день

Кроме работы по совместительству есть другие варианты оформления: совмещение, гражданско-правовой договор (ГПД) или работа на полставки.

Если сотрудник нигде больше не работает → на полставки.

Если он делает дополнительную работу в свое рабочее время → совмещение.

Если надо выполнить одну конкретную задачу → ГПД.

На полставки. Если у сотрудника нет другого места работы, его оформляют на полставки и заключают обычный трудовой договор. Совместительство в этом случае не подходит, потому что человек больше нигде работает. И если оформить это как совместительство, можно получить штраф.

По совмещению. Этот режим работы похож на совместительство, но в этом случае человек выполняет дополнительные обязанности не в свободное время, а во время своего рабочего дня.

Например, администратор берет роль уборщика и моет полы во время смены. Или бухгалтер берет больше работы и ведет еще одну компанию холдинга, но при этом работает так же с 9 до 18.

Совмещение можно оформить только для сотрудника из своей же компании. Новый трудовой договор заключать не надо, достаточно подписать допсоглашение и договориться о доплате за новые обязанности.

Гражданско-правовой договор. Это договор с физлицом на выполнение конкретной работы, например на написание статьи или верстку сайта. При работе по ГПД вы не оформляете сотрудника в штат, вам не надо платить взносы в связи с материнством, а еще отпускные и больничные. Заплатить придется только НДФЛ, взносы на ОМС (5,1%) и ОПС (22%).

Для регулярной работы вроде администратора или бухгалтера этот вариант не подходит.

Сравнение условий в разных вариантах

СовместительствоСовмещениеГПД
За что платимПлата за процессПлата за процессПлата за результат, например сверстанный сайт
Для кого подходитЛюбой человек, у которого уже есть первая работаТолько сотрудник вашей компанииЛюбой человек
Сколько платимОтдельная зарплатаДоплата к зарплатеФиксированное вознаграждение
Когда работаетВне основного рабочего времениВ свой основной рабочий деньКогда хочет, график работы не фиксируется
Как оформитьНовый трудовой договорДопсоглашение к трудовому договоруГражданско-правовой договор
Трудовая книжкаЗапись вносится по желанию сотрудникаНет записиНет записи
Налоги и взносыКак за еще одного сотрудникаУвеличивается сумма выплат с учетом доплатыПлатим НДФЛ и взносы на ОПС (22%) и ОМС (5,1%). Не платим взносы в связи с материнством
ОтпускОтдельный отпускУвеличиваются отпускныеНет отпуска
УвольнениеОтдельно по всем правилам Трудового кодекса РФРасторгнуть допсоглашение по согласованию сторон можно в тот же день. Если работодатель хочет расторгнуть сам — должен уведомить за 2 месяцаНа условиях расторжения, указанных в самом договоре

Разница между совместительством и совмещением

Совместительство и совмещение — разные понятия.

Совместительство — вне рабочего времени и с любым человеком, у которого есть основная работа. Неважно, в вашей компании или в чужой.

Совмещение — только со своим сотрудником и в основное рабочее время.

Если администратор моет полы вместо уборщицы после своего рабочего дня — это совместительство, если во время смены — совмещение.

Поэтому, если сотрудник уже работает на вас, проще выбрать совмещение. Но если новые обязанности не вписываются в основной рабочий день или сотрудник работает в другой компании — остается совместительство.

Кого нельзя оформить по совместительству

Как оформить совместителя

Порядок действий такой:

Если сотрудник — собственник юрлица, ИП или мама в декрете, его все равно можно оформить по совместительству в другой компании. Никаких специальных документов не нужно.

Если сотрудник — гендиректор другого юрлица, нужно письменное разрешение от собственника юрлица или совета директоров.

Кто платит отпускные, больничные и декретные

Работодатели платят взносы за совместителей и предоставляют соцпакет.

Отпуск. Совместитель уходит в отпуск во всех местах работы одновременно. Работодатель на втором месте работы обязан его отпустить, даже если он еще не проработал 6 месяцев. В этом случае отпуск дается авансом. Выплачивают отпускные оба работодателя.

Больничный. Если совместитель заболел, он получает больничные на всех местах работы, даже если их десять.

Декрет. Уйти в декрет можно во всех местах работы одновременно, если хотя бы в одном сотрудник проработал больше 6 месяцев.

Выплаты по беременности и родам назначают по каждому месту работы, а пособие по уходу за ребенком только по одному — по выбору матери. С 2021 года во всех регионах РФ пособия выплачивает работнику напрямую Фонд социального страхования.

Как уволить совместителя

Для совместителя есть дополнительная причина: его можно уволить, если на эту должность наняли основного работника. Такое принудительное увольнение оформить проще всего.

Порядок действий такой:

Источник

Может ли работник иметь две трудовые книжки одновременно

Можно ли иметь несколько трудовых книжек — напрямую в законе это не запрещено. Но на практике есть особенности использования двух документов.

Статья 65 ТК РФ гласит, что при приеме на работу соискатель обязан предоставить трудовую книжку. По ней работодатель судит об опыте и успешности нового сотрудника. Но в нормативе не разъясняется, можно иметь две трудовые книжки или нет. Разбираемся, вправе ли работник иметь не одну книжку, а две.

Почему у работника две ТК

Жизненные ситуации весьма разнообразны, но чаще всего ситуации, почему оказались две трудовые у работника, таковы:

Другой вопрос, законна ли вторая трудовая книжка, если работник хочет устроиться на второе место занятости так, чтобы об этом не узнали на основном. Служащий на законных основаниях вправе работать по совместительству (если это не работа на вредном предприятии), да и возможность работы на двух основных местах в законе не оговорена.

Если у служащего оказались два оригинала ТК, заполненных надлежащим образом, это не правонарушение. Работнику не грозит ответственность за 2 трудовые книжки одновременно, его не уволят и не накажут. Наказание предусмотрено только за получение льгот, вычетов и пособий по больничным листам, если он укажет два места работы в качестве основных.

По факту, вторая трудовая книжка не является фиктивной: в нее внесены корректные записи, они заверены и подтверждены работодателем. В таком случае уволить или наказать работника не за что. Если сотрудник подает две ТК, работодатель не вправе отказаться от их приема. Служащий самостоятельно решает, в какую ТК вносить записи.

Давайте рассмотрим, как завести вторую трудовую книжку иностранному работнику. Очень часто на работу в РФ приезжают граждане из стран бывшего СССР. Если у иностранца ТК советского образца, то в нее вносятся записи и российским работодателем. Если у гражданина документ иного образца, российский наниматель вправе оформить ему новый. В таком случае у иностранца оказываются две ТК.

Оформление налоговых вычетов

Основные минусы 2 трудовых — невозможность получить компенсации, установленные законом, на двух местах работы. Все налоговые вычеты оформляются только у основного работодателя. Если работник оформит вычеты в двух организациях, один из работодателей вправе потребовать возврата средств.

Расчет пособий и пенсии для имеющих две ТК

Владельцы двух ТК сталкиваются с трудностями при расчете пособий и пенсий. Дело в том, что документ предоставляется в ПФР для расчета стажа и пенсии. Предоставление двух и более ТК приводит к путанице. Вот что делать, если у работника две трудовые книжки и он подает бумаги на оформление пенсии, — подать оригинал ТК. Когда у работника их две, он подает все оригинальные документы. Если в двух ТК пересеклись периоды работы, служащий выбирает только один период для установления пенсионных начислений (п. 1 ст. 13 400-ФЗ от 28.12.2013 ).

Кроме того, с пособиями по временной нетрудоспособности тоже возникают сложности, поскольку при расчетах за пересекающиеся периоды рабочей деятельности будут учитываться сведения только из одной ТК. Если для получения пособия он укажет несколько мест работы как основных, его накажут. Если служащий отработал по совместительству у каждого работодателя от двух лет и больше, ему обязаны выплатить пособие по каждому месту трудоустройства. В таком случае сотрудник оформляет несколько больничных листов — по числу таких рабочих мест (ч. 2 ст. 13 255-ФЗ от 29.12.2006 ).

Что изменится при переходе на электронные ТК

Электронные ТК решают проблему с оформлением второго документа. Переход в цифровой формат позволяет минимизировать ошибки в заполнении, потерю и оформление второго экземпляра. Работодатели отправляют информацию о застрахованных лицах через личный кабинет страхователя или сервисы ПФ РФ.

Вся информация о служащих собирается и хранится в электронной форме. Сведения о тех гражданах, которые устраиваются впервые на работу с 2021 года, изначально будут вестись в электронном виде.

При трудоустройстве нового работника работодатели запрашивают у него форму СТД-Р с последнего места работы или СТД-ПФР.. В форме СТД-ПФР собрана вся информация о служащем, которая хранится в информационных ресурсах ПФР (п. 3.1 приказа Минтруда № 23н от 20.01.2020 ). Но если служащий их не предоставляет, отказать ему в приеме не имеют права.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *