у меня нет прописки и некуда прописаться что делать
Как прописаться по месту жительства?
Прописка по месту жительства – это постоянная регистрация в жилом помещении, где вы намерены проживать постоянно. Или, по крайне мере, преимущественно. Без нее не обойтись: правила прописки и выписки граждан РФ 2020 обязывают вас оформить регистрацию по месту жительства вскоре после переезда в новый адрес. Ну, или если вы решили все-таки поступить по закону и прописаться в квартире, где живете уже несколько лет.
С оформлением ничего сложного: даже выписываться из старой квартиры не нужно. Достаточно подать документы по новому адресу, и из старой квартиры вас выпишут автоматически. Разбираем правила прописки и выписки граждан РФ в 2020 году «на пальцах». Но обо всем по порядку.
Зачем вообще нужна прописка по месту жительства?
Это требование законодательства. Граждане России обязаны регистрироваться по месту жительства в пределах РФ (ст. 3 ФЗ № 5242-1 «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места жительства в пределах РФ»). Оформить новую прописку вы должны в 7-дневный срок с момента прибытия в новый адрес (ст. 6 ФЗ № 5242-1). Не путайте с временной пропиской: оформлять постоянную регистрацию нужно только тогда, когда вы переехали в новую квартиру и намерены жить в ней постоянно, бессрочно, без планов переехать через полгода.
Другой вопрос, что с вас потребует владелец квартиры, в который вы намерены прописаться. Закон этот вопрос не регулирует – это уже ваше личное дело.
Алгоритм регистрации: прописываемся пошагово
Кого бы из них вы не выбрали, сначала вам придется собрать документы для регистрации. Потому первый шаг – определяем, какие документы нужны для выписки из квартиры в МФЦ, ТСЖ, ЖСК или УК.
Шаг 1. Собираем документы
Шаг 2. Передаем документы ответственному лицу
Кого из них вы выберете – ваше личное дело. Но кто бы это ни был, правила прописки и выписки граждан в частном доме или квартире обязывают его засвидетельствовать согласие собственника на вселение при приеме заявления. Он принимает у вас все эти документы, а затем в 3-дневный срок передает их в полицию (п. 17 Правил регистрации). Напомним, вы всегда можете сделать это самостоятельно.
МВД в 3-дневный срок проводит проверку поступивших документов. Если все в порядке, они направляют сведения о регистрации по новому адресу в ОВМ по адресу вашей старой прописки. Вам в паспорте ставят отметку о новой регистрации, а сам документ возвращают обратно ответственному лицу.
Паспорт с отметкой о регистрации ответственное лицо возвращает обратно заявителю. ВСЁ! С этого момента вы будете зарегистрированы по новому адресу, каких-либо иных действий совершать не нужно.
А теперь рассмотрим правила прописки и выписки граждан при покупке квартиры с учетом особенностей самостоятельной подачи документов.
Как подать документы лично в МВД?
Если это ваша квартира, всё просто. Вы можете обойтись без посредников и явиться с комплектом документов в территориальный ОВМ лично. Специалист под расписку примет документы, выдаст корешок и пригласит через 3 дня явиться обратно за паспортом. БЕСПЛАТНО!
Плюс, вы можете подать документы непосредственно в МВД через Госуслуги.
Как подать документы через Госуслуги?
Подать заявление о регистрации по месту жительства могут только владельцы подтвержденной учетной записи на Госуслугах. Если у вас нет аккаунта, нужно создать учетную запись, заполнить в профиле данные паспорта и СНИЛС и подтвердить личность. Клиенты Тинькофф-Банка, Сбербанка и «Почта-Банка» могут подтвердить личность через интернет-банкинг. Остальным придется делать подтверждение в Центре обслуживания или ждать письма по почте.
Затем Госуслуги предложат вам 2 варианта: подать заявление на прописку через сайт или записаться на прием в МВД и подать документы там. В первом случае вы вносите все сведения на сайте, а потом посещаете МВД с оригиналами. Во втором просто записываетесь на удобное время, а затем посещаете МВД и непосредственно там уже подаете документы.
Как подать документы через МФЦ?
По вопросам регистрации МВД работает по территориальному принципу – обращаться придется в тот центр, который обслуживает район, где вы намерены прописаться. Из плюсов этого способа подачи – удобный график работы, электронная очередь на месте, помощь в оформлении и всегда улыбчивый персонал. Из минусов – срок оформления. Он увеличится на несколько дней, необходимые для пересылки документов.
Оформление же заявления и его подача в МФЦ не займут более 15 минут. Комплект документов такой же, как и в других случаях.
Как оформить документы через ТСЖ, ЖСК, УК?
Если ваш дом находится под управлением жилищно-эксплуатационных органов, документы можно подать и через них. В их офисе управляющей организации обязательно будет ответственный паспортист, который и осуществляет первичный прием документов. Обратитесь в УК/ТСЖ/ЖСК, отказать вам в этой услуге не вправе. Из плюсов – не нужно самостоятельно посещать ОВМ, все за вас оформит паспортист. Опять же, БЕСПЛАТНО. Минус – придется подождать, из-за передачи документов срок регистрации увеличится максимум на 6 дней.
Могут ли оштрафовать, если нет постоянной регистрации?
У меня нет собственного жилья и негде сделать постоянную прописку. Временно я зарегистрировалась на 2021 год, но мне пригрозили штрафом, если в следующий раз не будет постоянной регистрации.
Что делать? Меня действительно могут оштрафовать, если есть только временная регистрация, а постоянной нет?
Оштрафовать могут, если у вас не будет никакой регистрации, и то с условиями. Пока вы в безопасности даже без постоянной регистрации.
Виды регистрации
Мы уже подробно писали о видах регистрации, поэтому кратко расскажу про основные моменты. Регистрация бывает временной, по месту пребывания, и постоянной — по месту жительства.
Без регистрации по месту пребывания можно жить в одном помещении не дольше 90 дней, но есть исключения.
За проживание без временной регистрации не оштрафуют, если:
Регистрироваться по месту жительства нужно не позднее семи дней после того, как вы приехали на это новое место жительства.
Как победить выгорание
За что могут оштрафовать
Оштрафовать за проживание без регистрации могут, если:
Кстати, получать временную регистрацию вы можете сколько угодно раз — все зависит от договоренности с собственником квартиры, в которой вы живете.
Конституционный суд в постановлении от 2 февраля 1998 года № 4-П установил, что срок нахождения по месту пребывания должен выбирать сам гражданин, а если государство вмешивается, то ограничивает его права.
Что делать? Читатели спрашивают — эксперты Т—Ж отвечают
Я вот вообще не понимаю, регистрация обязательно должна быть, при этом при рождении никто бесплатно тебе квартиру не выдает, а как быть если скажем родители неадекваты и в 18 они тебя выселяют, а ты понятное дело еще на квартиру не заработал?
Альф, тоже этого не понимаю.. А люди которые уезжают в другие города, ни к кому то.. им что делать? Умолять арендодателей прописать к себе? Гдеж столько денег то взять?)
Альф, строгость закона в данном случае смягчается необязательностью исполнения. Тот кто захочет вас оштрафовать должен доказать что вы находитесь по фактическому месту пребывания дольше 90 дней. Это крайне геморно и никто этого давно не делает. Сотни тысяч людей живут годами в Москве безо всякой регистрации. Сам так прожил 4 года, а жена 8 лет, пока не купили квартиру.
Ivan, могут доказать, когда, например, вы приходите делать регистрацию, постоянной регистрации нет три года, а срок действия последней временной истёк год назад
Лайфхак понаеха: получил права в городе, в который понаехал и носил права вместо паспорта для удостоверения личности. Там написано место выдачи и вопросы снимаются сразу.
Регистрация это пережитки прошлого когда людей хотели привязать к региону в котором они сейчас живут дабы они не смогли уехать для поиска лучше жизни (на заводах должны работать а не по стране ездить).
Они и юзают это все, когда очень захотят, например когда в некоторых болезненных с точки зрения государства вопросах ваше мнение не совпадает с мнением государства
Александр, эмм. а «бесплатные» образование, медицина и прочие радости нашего недосоциализма, извините, разве не налогами обеспечивается? Государство это кто по вашему, добрый и богатый дядя? Или может просто система перераспределения денег граждан?
Игорь, арендодатель обязан вас зарегистрировать, если что)
Родион, а можно в таком случае ссылочку на норму или закон? Восполню пробел) Спасибо!
Игорь, штраф, небольшой, 2000
Игорь, что-то такое есть
Игорь, Постановление Правительства РФ от 17.07.1995 N 713 (ред. от 25.05.2017) «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации»
II. 11. Лица, ответственные за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, а также граждане и юридические лица, предоставляющие для проживания принадлежащие им на праве собственности жилые помещения, в 3-дневный срок со дня обращения граждан передают документы, указанные в пункте 9 настоящих Правил, в органы регистрационного учета.
Родион, вы это арендодателю разьясните и посмотрите, куда он вас отправит
У меня нет своего жилья. Как мне сделать регистрацию?
У меня вопрос на больную для многих наших граждан тему — про прописку. Где регистрироваться людям, у которых нет в собственности жилых помещений и нет никаких родственников, готовых прописать в своем жилье?
У нас с женой нет своей недвижимости. Мы уже больше 12 лет снимаем жилье, но зарегистрироваться по месту жительства не можем, потому что хозяева квартиры не согласны нас прописывать.
Органы власти в лучшем случае соглашаются провести только регистрацию по месту пребывания — выдать половинку листа A4 с соответствующей записью. Штамп в паспорте в этом случае не ставится и все вышеописанные проблемы так и остаются нерешенными.
Покупка регистрации — это прямое нарушение закона. Подскажите, как же все-таки зарегистрироваться по месту жительства, если заключил долгосрочный договор аренды жилья?
Здравствуйте, Роман. В нормативных актах упоминается три вида регистрации: по месту жительства, месту пребывания и месту фактического проживания. Разберемся с каждым из них.
Виды регистрации
Регистрация по месту жительства — это то, что мы привыкли называть пропиской, хотя на самом деле этого термина давно нет в законах. Это вид постоянной регистрации там, где человек живет. Ее подтверждают штампом в паспорте.
Регистрация по месту пребывания — отдельный вид, она может быть только временной. Ее оформляют независимо от постоянной, например при переезде в другой регион. При этом не ставят штамп в паспорте, а выдают свидетельство. Временная регистрация не заменяет и не отменяет постоянную. Она как бы подтверждает, что сейчас человек по каким-то причинам живет по этому адресу: приехал на работу или учится здесь. Когда оформляют временную регистрацию, то постоянную не аннулируют, она остается.
Место фактического проживания может совпадать с местом жительства, пребывания или быть вообще другим местом. Так бывает, если молодая семья прописана у родителей, а живет в съемной квартире в том же городе. Они не обязаны оформлять временную регистрацию, но у них место фактического проживания не совпадает с местом жительства. В садик они могут записывать ребенка по месту фактического проживания.
Как наличие регистрации влияет на получение госуслуг
Существуют правила регистрации по месту пребывания и месту жительства. За их нарушение могут оштрафовать. По закону нужно временно регистрироваться в съемной квартире, но при этом иметь и постоянную регистрацию. Из вашего вопроса понятно, что с временной у вас все в порядке, но из-за отсутствия своего жилья нет постоянной. И это создает проблемы с получением госуслуг.
На самом деле проблем быть не должно, и вот почему.
Практически во всех законах и правилах государственные услуги предоставляются разными ведомствами по месту жительства или пребывания. Очень редко услуги или льготы привязаны именно к месту жительства: обычно это касается каких-то региональных доплат и гарантий.
Иногда получить услугу можно и по месту фактического проживания, даже вообще не имея регистрации. В таких случаях заполняют заявление и указывают фактический адрес. Например, так делают при оформлении материнского капитала.
Могут быть проблемы с кредитом, но постоянная регистрация — это не единственный критерий для банка. Если вы платежеспособный заемщик, получить кредит можно и с временной. Но если банк вам отказывает — это его право. Многие не могут получить кредит, даже имея квартиру и постоянную регистрацию.
Зачем государство требует оформлять регистрацию
За каждым человеком закреплен набор услуг, и чаще всего он адресный. Поликлиникам выделяют деньги по территориальному признаку, места в школах и детских садах тоже резервируют по числу жителей. Субсидии, пенсии, льготы — все адресное. Государству нужно знать, где живет человек, чтобы не только контролировать его, но и помогать.
Хотя для контроля это тоже важно. Налоговой нужно знать, куда направлять требование об уплате пени. Приставы обязаны уведомить об ограничении выезда за границу. Судам нужно понимать, куда присылать вызов на заседание. А полиция хочет знать, кто живет в конкретной квартире и где искать человека, если он что-то нарушит.
Где взять постоянную прописку, если нет жилья
Конституция гарантирует каждому человеку право на жилище. Это значит, что государство должно помогать с жильем тем, кто не имеет крыши над головой и не может на нее заработать. Но это не значит, что государство должно всем предоставить бесплатные квартиры. Такие программы работают, но они касаются расселения аварийных домов, малоимущих, многодетных семей, работников бюджетной сферы, ликвидаторов, переселенцев и тех, кто давно стоит в очереди и ждет квартиру.
Остальным придется самим заботиться о своем жилье или годами ждать помощи от государства. Можно взять ипотеку, использовать материнский капитал, получить субсидию, купить недорогое жилье: небольшой домик, комнату в общежитиии или долю, чтобы оформить постоянную регистрацию.
Одним словом, забота о собственном жилье на плечах самого человека. Владельцы съемных квартир не обязаны предоставлять вам постоянную регистрацию. Для них и временная иногда связана с рисками. И хотя регистрация сама по себе не дает права собственности, по адресу пребывания могут приходить письма из ведомств, требования от приставов и кредиторов.
Если нет родственников и своего жилья, но есть временная регистрация, вы можете пользоваться большинством государственных услуг. Но это повод задуматься о собственном жилье. Мы рассказывали, как девушка купила квартиру с зарплатой 60 тысяч рублей. Желаем, чтобы и у вас все получилось.
Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.
Кого не оштрафуют за отсутствие регистрации: изменения с 28 февраля 2021 года
С 28 февраля 2021 года заработали изменения, внесенные в административный кодекс. Они помогут избежать штрафа за проживание без регистрации — если она не оформлена вовремя или ее вообще нет.
Это послабление касается членов семьи — то есть ситуации, когда в квартире живут родственники владельца. Раньше тоже была возможность избежать штрафа, но теперь жить и принимать близких без прописки смогут больше людей: круг родственников, не подлежащих наказанию, стал шире.
Вот как это работает.
О каком штрафе речь
В России есть понятие регистрации по месту жительства и месту пребывания — постоянной и временной регистрации соответственно. Раньше было понятие прописки, теперь официально его нет, но оно всем понятно.
С помощью регистрации государство ведет учет: кто, где и как долго живет. Это нужно, например, для назначения пособий, взыскания долгов, распределения денег между бюджетами, планирования застройки, оформления страховки.
Для регистрации установлены правила. Если их нарушить, наступает административная ответственность: и для того, кто не зарегистрировался, и для того, кто не зарегистрировал живущих в его квартире людей.
Например, если владелец квартиры сдал ее семье из другого региона на два года, формально он обязан их зарегистрировать — временно. Если этого не сделать, штраф грозит обеим сторонам — собственнику и нанимателям. При условии, что государство как-то про это узнает.
Когда нужно оформлять регистрацию
Постоянная регистрация должна быть у каждого человека, о ней ставится отметка в паспорте. Если место жительства меняется, нужно сообщить в МВД новый адрес прописки в течение 7 дней.
Временную регистрацию нужно оформлять только при переезде в другой регион — не тот, где у вас есть постоянная прописка. Это нужно сделать не позднее 90 дней с момента переезда. То есть до трех месяцев можно жить и без временной регистрации, а в пределах одного региона она вообще не понадобится.
Если жить в Туле и поехать на постоянную работу в Москву, по закону спустя три месяца нужно оформить там временную регистрацию. Для съемной квартиры понадобится согласие собственника. В гостинице или пансионате регистрирует администрация. Если нет жилья, можно зарегистрироваться в организациях социального обслуживания.
Как победить выгорание
Если нет регистрации
Если наниматель квартиры в другом регионе не оформил временную регистрацию, то и он, и собственник жилья совершили нарушение. Их можно оштрафовать по ст. 19.15.1 и 19.15.2 КоАП РФ. Причем под статью попадает как умышленное нарушение, так и совершенное по неосторожности.
Штрафы для граждан за нарушения при регистрации
Нарушение | Штраф для владельца жилья | Штраф для проживающих |
---|---|---|
Проживание без регистрации или нарушение правил — в Москве и Санкт-Петербурге | От 5000 до 7000 Р | От 3000 до 5000 Р |
Проживание без регистрации или нарушение правил — в другом регионе | От 2000 до 5000 Р | От 2000 до 3000 Р |
Нарушение сроков уведомления или недостоверные сведения — в Москве и Санкт-Петербурге | От 3000 до 5000 Р | — |
Нарушение сроков уведомления или недостоверные сведения — в другом регионе | От 2000 до 3000 Р | — |
Оштрафовать на такие суммы могут за каждого незарегистрированного человека и даже несколько раз.
Если нарушитель — должностное лицо или организация, то штрафы будут выше. Для иностранцев предусмотрена отдельная статья — ст. 18.8 КоАП РФ.
Кто может избежать штрафа
Есть условия, когда даже при наличии нарушения можно избежать штрафа по статьям 19.15.1 и 19.15.2 КоАП РФ.
Раньше за проживание без регистрации и нарушение правил нельзя было штрафовать в таких случаях:
С 28 февраля в число лиц, которым не грозит штраф за отсутствие регистрации, также вошли подопечные, усыновители, опекуны, попечители, родные братья и сестры.
Но если речь не о проживании без регистрации, а о нарушении правил по статье 19.15.2, то есть недостоверных данных или несоблюдении сроков, то сестру Ольги не оштрафуют — она родственница, а вот саму Ольгу могут. Потому что по этой статье у собственников жилья отдельное основание для освобождения от ответственности. Если бы у сестры была постоянная регистрация в том же регионе, Ольгу бы точно не оштрафовали.
Если штраф выписан по старым правилам
Если протокол о нарушении составлен до 28 февраля 2021 года, когда братьям, сестрам и приемным семьям еще не давали послаблений по поводу оформления регистрации, штраф можно не платить.
В таких случаях действует норма статьи 1.7 КоАП РФ: если закон смягчает ответственность, нарушение есть, но штраф не уплачен, нарушитель от него освобождается. То есть тут закон имеет обратную силу. Если вас или кого-то из близких оштрафовали до 28 февраля, а после могли бы уже не штрафовать, ничего не платите.
Как оформить регистрацию
Если нет оснований для избавления от штрафа и вы хотите соблюдать закон, оформите регистрацию по инструкции. Заявление можно подать на госуслугах. Но потом все равно нужно будет лично прийти с документами в территориальный орган МВД.
Госпошлины за постоянную и временную регистрацию нет. О постоянной будет стоять штамп в паспорте, о временной выдается свидетельство.
Детей до 14 лет регистрируют вместе с родителями — даже без согласия собственников.
Помощь от государства при отсутствии регистрации
Я являюсь беженкой с Украины, своего жилья не имею, получила гражданство России, родственников в России нет, регистрации нет ни постоянной, ни временной. Как гражданка РФ имею ли я право на помощь в трудной жизненной ситуации, помощь малообеспеченной семье?
Прежде всего необходимо отметить, что на основании п. 6 и 7 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (далее – Закон об основах социального обслуживания) отсутствие определенного места жительства, работы и средств к существованию являются основаниями для признания гражданина нуждающимся в социальном обслуживании.
С учетом индивидуальных потребностей гражданина ему могут быть оказаны различные виды социальных услуг, направленных на нормализацию жизнедеятельности и устранение нуждаемости в социальном обслуживании, в том числе социально-трудовые (оказание содействия в трудоустройстве), и социальные услуги других видов (основание: ст. 20 Закона об основах социального обслуживания).
Вместе с тем в целях оказания гражданину неотложной помощи без составления индивидуальной программы и без заключения договора о предоставлении социальных услуг предусмотрена возможность предоставления срочных социальных услуг, среди которых обеспечение бесплатным горячим питанием или наборами продуктов; обеспечение одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости; содействие в получении временного жилого помещения; содействие в получении юридической помощи в целях защиты прав и законных интересов получателей социальных услуг (основание: ст. 21 Закона об основах социального обслуживания).
Наконец, в силу ст. 14 Закона об основах социального обслуживания основанием для рассмотрения вопроса о предоставлении социального обслуживания является поданное в письменной или электронной форме заявление гражданина (его представителя) о предоставлении социального обслуживания либо обращение в его интересах иных граждан, обращение государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений непосредственно в уполномоченный орган субъекта Российской Федерации или уполномоченную организацию либо переданные заявление или обращение в рамках межведомственного взаимодействия.
Таким образом, исходя из изложенных выше норм права и конкретной рассматриваемой ситуации можно сделать вывод о том, что для получения различных видов социальных услуг при отсутствии (или недостаточности) средств к существованию гражданину следует обратиться в орган социальной защиты населения по месту своего жительства. Для оценки потребности конкретного гражданина в тех или иных социальных услугах необходимо детальное ознакомление с фактическими условиями его проживания и материальным положением, а также документами, из которых можно установить эти обстоятельства.
Что касается отсутствия регистрации по месту жительства (или по месту пребывания) на территории Российской Федерации, то на основании ст. 3 Закона РФ от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов РФ.
Кроме этого, из Определения Конституционного Суда РФ от 05.10.2000 № 199-О следует, что место жительства гражданина может быть установлено судом на основе различных юридических фактов, не обязательно связанных с регистрацией его компетентными органами.