у ивы тычиночные и пестичные цветки находятся на разных растениях как называют такие растения

Ответы ВПР 2021 по биологии 6 класс все реальные варианты

ПОДЕЛИТЬСЯ

ВПР 2021 по биологии 6 класс официальные варианты с ответами реальные задания всероссийской проверочной работы для проведения с 15 марта по 21 мая 2021 года.

ВПР 2021 по биологии 6 класс варианты и ответы:

ВПР 2021 по биологии 6 класс вариант с ответами №1

ВПР 2021 по биологии 6 класс вариант с ответами №2

ВПР 2021 по биологии 6 класс вариант с ответами №3

ВПР 2021 по биологии 6 класс вариант с ответами №4

ВПР 2021 по биологии 6 класс вариант с ответами №5

ВПР 2021 по биологии 6 класс вариант с ответами №6

ВПР 2021 по биологии 6 класс вариант с ответами №7

ВПР 2021 по биологии 6 класс вариант с ответами №8

ВПР 2021 по биологии 6 класс вариант с ответами №9

ВПР 2021 по биологии 6 класс вариант с ответами №10

ВПР 2021 по биологии 6 класс вариант с ответами №11

ВПР 2021 по биологии 6 класс вариант с ответами №12

ВПР 2021 по биологии 6 класс вариант с ответами №13

ВПР 2021 по биологии 6 класс вариант с ответами №14

ВПР 2021 по биологии 6 класс вариант с ответами №15

ВПР 2021 по биологии 6 класс вариант с ответами №16

ВПР 2021 по биологии 6 класс вариант с ответами №17

ВПР 2021 по биологии 6 класс вариант с ответами №18

ВПР 2021 по биологии 6 класс вариант с ответами №19

ВПР 2021 по биологии 6 класс вариант с ответами №20

Интересные задания с вариантов ВПР:

1)Какую функцию выполняют ситовидные трубки, расположенные в жилках листьев у растений?

2)Что, кроме эндосперма и семенной кожуры, содержит семя?

3)Какую функцию в цветке выполняет цветоножка?

5)Известно, что для прорастания семян необходимы определённые условия. Иван решил выяснить роль одного из таких условий, проведя следующий опыт осенью. Он взял три прозрачные стеклянные банки, на дне которых были кусочки увлажнённой ваты, и положил в каждую из них по 15 семян фасоли. Первую банку он оставил в комнате, вторую поместил на застеклённую лоджию, а третью поместил в холодильник. Через некоторое время Иван проверил результаты опыта и обнаружил следующие результаты.

6)Какую функцию выполняют устьица у растений?

7)Какую функцию в цветке выполняет завязь?

8)Что, кроме зародыша и семенной кожуры, может находиться в семени?

9)У какого из перечисленных растений сложные листья? 1) рябина 2) берёза 3) клён 4) дуб

10)Известно, что растения дышат. Николай решил убедится в этом, проведя следующий опыт. Он поместил побег комнатного растения с листьями в стакан с водой. Рядом поставил другой стакан с прозрачной известковой водой. Затем закрыл растение и стакан с известковой водой стеклянным колпаком и поместил в тёмный шкаф на сутки. На следующий день Николай обратил внимание на то, что в стакане раствор помутнел.

11)Можно ли утверждать, что если в стакан налить раствор поваренной соли, а не известковую воду, то он помутнеет? Обоснуйте свой ответ.

12)Какую функцию выполняет покровная ткань стебля у растений?

13)Как называется часть листа, которая соединяет его со стеблем?

14)Что из перечисленного относят к генеративным органам? 1) цветок 2) стебель 3) лист 4) корень

15)Для чего Николай использовал в опыте стеклянный колпак?

16)Какую функцию выполняют ситовидные трубки у растений?

17)Какую функцию выполняют семядоли?

18)Из какого органического вещества семени образована клейковина?

19)В каком из перечисленных случаев указано супротивное листорасположение? 1) от каждого узла отходит один лист 2) на каждом узле сидят друг против друга два листа 3) каждый узел несёт три и более листа 4) на побеге чередуются простые и сложные листья

20)Известно, что при прорастании семян в них происходят внутренние и внешние изменения. Павел решил исследовать одно из них, проведя опыт. Он взял два больших стеклянных стакана и в каждый насыпал по 500 г одинаковых семян гороха. При этом в один стакан он добавил воды. Сверху на семена, находящиеся в стаканах, Павел положил гирю массой 1 кг и стал наблюдать. Через несколько дней в стакане, в который была добавлена вода, гиря оказалась выше, чем в стакане с сухими семенами.

21)Какую функцию выполняет семенная кожура?

22)Какое вещество используют для доказательства наличия в семенах крахмала?

23)Какое из перечисленных соцветий относят к сложным? 1) зонтик 2) метёлка 3) корзинка 4) початок

24)Какую функцию в луковице выполняют сухие чешуйчатые листья?

25)Какие корни отрастают от стебля-донца у луковицы?

26)Какую функцию выполняет столбчатая ткань листа?

27)Какие особенности характерны для пыльцы ветроопыляемой ржи? Укажите одну из них.

28)Какие половые клетки образуются в пыльнике цветка?

29)Эндосперм является частью 1) семени 2) зародыша 3) околоплодника 4) пыльцевого зерна

30)Какую функцию выполняют сосуды у растений?

31)Какую функцию в луковице выполняют сочные чешуи (листья)?

32)У тыквы тычиночные и пестичные цветки находятся на одном растении. Как называют такие растения? 1) обоеполые 2) однодомные 3) однополые 4) раздельнополые

33)Известно, что все организмы дышат. Артур решил проверить, при каких условиях происходит этот процесс, проведя следующий опыт. Он взял два одинаковых сосуда, в которые налил воду, содержавшую немного растворённых минеральных веществ. В каждый сосуд он поместил проростки фасоли. Затем плотно закрыл крышками сосуды, чтобы в них не проникал воздух. Раствор в первом сосуде Артур ежедневно насыщал воздухом с помощью пульверизатора. Через некоторое время растение во втором сосуде погибло.

34)Какой газ обеспечил жизнедеятельность одного из проростков фасоли? Обоснуйте свой ответ.

35)Какую функцию выполняют ситовидные трубки, расположенные в листьях растений?

36)Какую функцию в почке выполняют почечные чешуи?

37)Как называют почку, несущую зачатки соцветий или цветков?

38)Где в цветке располагаются семязачатки? 1) в пыльниках тычинок 2) в завязи пестика 3) на рыльце пестика 4) в нектарниках

39)Какую функцию выполняет камбий у стеблей растений?

40)Какую функцию выполняют семядоли?

41)Как называют горизонтальные тонкие ползучие побеги без листьев с вытянутыми междоузлиями? 1) клубни 2) столоны (усы) 3) луковицы 4) черенки

42)Какие вещества образуются при дыхании семян?

43)Если раздавить на чистой бумаге семечко подсолнечника, то на ней образуется пятно. Какие вещества семени его образовали?

44)Ива – двудомное растение, потому что у неё 1) цветки обоеполые 2) пестичные и тычиночные цветки находятся на одном растении 3) пестичные и тычиночные цветки находятся на разных растениях 4) имеются только пестичные цветки

45)Почему клубень картофеля, с точки зрения науки, неверно называть плодом?

46)Какое вещество запасается в стебле клубня картофеля?

47)Какой из перечисленных плодов является многосемянным? 1) костянка 2) орех 3) зерновка 4) ягода

48)Какую функцию выполняют древесинные и лубяные волокна у растений?

49)Чем сложный лист отличается от простого?

50)Какой процесс протекает в листьях только на свету?

51)Как называют видоизменённый, обычно подземный побег растений с утолщённым коротким плоским стеблем (донцем) и разросшимися мясистыми либо плёнчатыми бесцветными листьями (чешуями)? 1) клубень 2) столон 3) луковица 4) корневище

52)Что из перечисленного относят к вегетативным органам? 1) цветок 2) плод 3) лист 4) семя

53)Какую функцию у клубня выполняет стебель?

54)Назовите ещё один вид подземного видоизменённого побега

55)Что такое проросток? 1) молодое растение, развивающееся из семени 2) участок стебля, включающий в себя несколько узлов и междоузлий 3) побег, развивающийся из пазушной почки 4) побег, выросший из клубня

56)Из чего образуется плод сливы? 1) цветоложе 2) пыльник 3) завязь 4) столбик

57)Как называют угол между листом и вышележащим междоузлием?

58)Какое листорасположение называют супротивным?

59)Какую функцию в цветке выполняет тычиночная нить?

60)Что из перечисленного формируется при прорастании семени из зародышевой почечки?

61)Как называют корень, который развивается из зародышевого корешка? 1) боковой 2) придаточный 3) главный 4) воздушный

62)Какую функцию выполняет пробка у растений?

Ответ: пробка или феллема прежде всего предотвращает потерю влаги. Кроме того, пробка защищает от механических повреждений.

63)Какую функцию выполняют трахеиды у растений?

Ответ: сосуды осуществляют транспорт воды и растворённых в ней веществ от корня к листьям.

64)Какую функцию выполняет кожица у растений?

Ответ: кожица или кутикула защищает поверхность растений от пересыхания.

65)Какую функцию выполняют лубяные волокна у растений?

Ответ: Лубяные волокна находятся во флоэме и придают дополнительную прочность.

66)Какую функцию выполняет корневой чехлик у растений?

Ответ: Корневой чехлик облегчает продвижение корня в почве и защищает его.

67)Какую функцию выполняет лист у растений?

Ответ: Лист — орган растения, в котором протекает фотосинтез. Кроме того, в листьях происходит дыхание и транспирация.

68)Какую функцию выполняют корневые волоски у растений?

Ответ: Корневые волоски выполняют функцию всасывания необходимых для растения веществ.

69)Какую функцию выполняет листовая пластинка у растений?

Ответ: листовая пластинка, в первую очередь, отвечает за фотосинтез. Кроме того, функциями листовой пластинки является газообмен и транспирация.

70)Какую функцию выполняет тычиночная нить у растений?

Ответ: На тычиночной нити располагаются пыльники с пыльцой.

71)Какую функцию выполняет экзокарпий у растений?

Ответ: Экзокарпий — наружный слой околоплодника плода. Выполняет защитную функцию.

72)Какую функцию выполняют семядоли у растений?

Ответ: Семядоли обеспечивают запас питательных веществ для проростка.

73)Какую функцию выполняет семя у растений?

Ответ: В семени развивается зародыш.

74)Какую функцию выполняет завязь у растений?

Ответ: В завязи идёт развитие семязачатков, и после их оплодотворения — семян.

75)Какую функцию выполняет корешок у семени?

Ответ: Из корешка развивается главный корень растения.

76)Какую функцию выполняет венчик у растений?

Ответ: Венчик цветка растений служит для привлечения опылителей.

77)Какую функцию выполняет пыльник у растений?

Ответ: В пыльниках развивается пыльца.

78)Какую функцию выполняет рыльце у растений?

Ответ: Рыльце служит местом, куда попадает пыльца при опылении растения.

79)Какую функцию выполняет камбий у растений?

Ответ: Камбий — образовательная ткань, обеспечивает увеличение размеров растения ИЛИ увеличение стебля и корня в диаметре.

80)Какую функцию выполняет ассимиляционная ткань у растений?

Ответ: Ассимиляционная ткань или хлоренхима способствует синтезу органических веществ ИЛИ там происходит фотосинтез.

81)Какую функцию выполняет сердцевина многолетнего стебля у растений?

Ответ: Сердцевина многолетнего стебля у растений выполняет функцию запасания питательных веществ.

82)Какую функцию выполняет образовательная ткань генеративной почки у растений?

Ответ: Рост и развитие цветка растения. ИЛИ Формирование всех остальных типов и видов тканей генеративного побега.

83)Какую функцию выполняет камбий у корней растений?

Ответ: Увеличение размеров корней ИЛИ увеличение корней в диаметре.

84)Что из перечисленного относят к видоизменённым побегам? 1) клубеньки 2) корневой клубень 3) корнеплод 4) луковица

Ответ: 4

85)Что из перечисленного не относят к структурам семени? 1) завязь 2) почечка 3) корешок 4) эндосперм

Ответ: Завязь

86)Что из перечисленного относят части побега? 1) корнеплод 2) корневой волосок 3) узел 4) корнеклубень

Ответ: частью побега является узел.

87)Что из перечисленного относят к почке растения? 1) корешок 2) зачаточные листья 3) семенная чешуя 4) эндосперм

Ответ: под кроющими чешуями почки находятся зачаточные листья.

88)Какие могут быть почки побега? 1) генеративные 2) корневые 3) семенные 4) стеблевые

Ответ: почки бывают вегетативными или листовыми и генеративными или цветочными.

89)Что из перечисленного относят к частям листа? 1) чашелистики 2) лепестки 3) прилистники 4) плодолистик

Ответ: прилистники находятся в основании черешка.

90)Что из перечисленного относят к частям листа? 1) чашелистики 2) черешок 3) междоузлие 4) рыльце

Ответ: От черешка отходит листовая пластинка листа.

91)Что из перечисленного относят к кожице листа? 1) пробка 2) замыкающие клетки 3) чечевичка 4) жилки

Ответ: 2

92)Что из перечисленного относят к видоизменённым листа? 1) усики гороха 2) корневище пырея 3) почка 4) цветок

Ответ: 1

93)Что из перечисленного не относят к видоизменённым листьям? 1) ловчий аппарат росянки 2) колючки барбариса 3) ус клубники 4) колючки кактуса

Ответ: 3

94)Что из перечисленного относят к покровным тканям растений? 1) пробка 2) волокна 3) ситовидные трубки 4) сосуды

Ответ: 1

95)Что из перечисленного относят к элементам образовательных тканей растений? 1) трахеиды 2) сердцевина 3) камбий 4) кожица

Ответ: 3

96)Что из перечисленного относят к элементам механической ткани растений? 1) волокна 2) сердцевина 3) камбий 4) кожица

Ответ: 1

97)Если полезные вещества накапливаются в стебле под землёй, то это из перечисленного ниже называют… 1) ус 2) луковица 3) клубень 4) микориза

Ответ: 3

98)В каком из перечисленных случаев указано очерёдное листорасположение? 1) от каждого узла отходит один лист 2) на каждом узле сидят друг против друга два листа 3) каждый узел несёт три и более листа 4) на побеге чередуются простые и сложные листья

Ответ: 1

99)У растения несколько стволиков, отходящих от общего основания. Какая у него жизненная форма? 1) дерево 2) кустарник 3) лиана 4) трава

Ответ: 2

100)Какой из перечисленных плодов является сухим? 1) костянка 2) ягода 3) тыквина 4) семянка

Ответ: 4

101)У какого из перечисленных растений образуется плод боб?

Ответ: 2

102)Какие из перечисленных почек имеют зачатки соцветий и цветков? 1) вегетативные 2) генеративные 3) семяпочки 4) придаточные

Источник

Вопросы и ответы по биологии

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Вопросы для подготовки к олимпиадам по биологии с ответами

1. Известно, что уничтожение ветвей и стеблей губительно для растения, но не для ивы корзиночной. Почему сбор ивовых прутьев для плетения корзин не является смертельным для растения, а зачастую даже полезен?

Ответ. Любое повреждение вегетативных органов растения сказывается на его состоянии и чаще всего неблагоприятно. Однако у ивы корзиночной и ряда других кустарников обрыв части побегов вызывает интенсивный рост молодой поросли, что приводит к общему омоложению растения и увеличению массы вегетативных надземных органов. Хорошо известно, что для плетения корзин подходят побеги не слишком старые и не слишком молодые. Таким образом, сбор побегов ивы человеком – своеобразное мероприятие по общему омоложению растения.

2. Как кувшинка помогает определить время и предсказать наступление ненастья?

Ответ. Известно, что на примере растений можно проследить биологические ритмы. В разное время суток растения проявляют себя по-разному. В силу своих физиологических особенностей они, как и животные, какое-то время «бодрствуют», а какое-то – «отдыхают». Цветок кувшинки открывает свои лепестки рано утром, в 5–6 ч, а к 19–20 ч лепестки закрываются, что позволяет примерно определить время. В преддверии наступающего ненастья лепестки кувшинки закрываются и цветок погружается под воду полностью. Такая реакция позволяет избежать повреждений тканей и органов растения во время ненастья.

Какие раннецветущие растения вы знаете? Приведите примеры. Есть ли среди таких растений (в вашей местности) виды, занесенные в Красную книгу?

Ответ. Большинство раннецветущих растений относятся к экологической группе криптофитов – это многолетние травянистые растения, почки возобновления которых закладываются в луковицах, клубнях, корневищах и находятся в почве, благодаря чему защищены от прямого воздействия среды. Примерами таких растений могут служить медуница неясная, ветреница лютичная, селезеночник обыкновенный, прострел раскрытый, купальница европейская, первоцвет весенний и др. Много видов раннецветущих растений становятся редкими и занесены в Красные книги областей и даже России. Так в Красную занесены такие первоцветы, как ветреница дубравная, адонис весенний, купальница европейская, ландыш майский, подснежники.

3. Ксерофиты – растения сухих и жарких мест обитания. На конкретных примерах покажите, какими приспособлениями, позволяющими им обитать в таких условиях, обладают эти растения.

Ответ. Растения сухих мест обитания – ксерофиты – представлены двумя группами. Первая – суккуленты – растения, запасающие влагу на неблагоприятный промежуток времени (засуха) в сочных и мясистых стеблях и листьях, покрытых плотной кутиной и кутикулой. Многие имеют восковой налет, что уменьшает испарение воды. Устьица находятся на нижней стороне листа, и их немного. К этой группе относятся алоэ, агава, кактусы, из растений, произрастающих в России, – очиток едкий и молодило. Нужно отметить, что у кактусов листья редуцированы (уменьшены в размерах) и имеют вид иголок, что также ведет к уменьшению испарения воды.
Вторая группа растений – склерофиты, то есть растения, имеющие длинные корни и редуцированные листья, позволяющие уменьшить испарение. У некоторых растений (саксаул) листьев нет вовсе, а процесс фотосинтеза протекает в покровных тканях стебля. К этой группе относятся, например, верблюжья колючка, солянка, солерос.

4. Какие приспособления к распространению плодов и семян встречаются у растений? Опишите основные способы распространения плодов, приведите примеры.

Ответ. Ответ на данный вопрос можно представить в виде следующей таблицы.

Способ распространения плодов, семян, спор растений и зачатков грибов

Особенности способа

Примеры растений

Распространение животными, в первую очередь млекопитающими и птицами. Различают следующие виды зоохории:

эктозоохория – распространение путем прикрепления к шкуре, покровам животных;
эндозоохория – распространение после поедания и прохождения через желудочно-кишечный тракт животных;
синзоохори я – распространение при формировании животными запасов на неблагоприятный промежуток времени

Череда, репей, подмаренник цепкий, гравилат речной

Черемуха, черника, малина, костяника, смородина

Кедровая сосна, дуб, лещина

Распространение насекомыми (частный случай зоохории)

Копытень, грушанка, фиалка распространяются муравьями

Ольха, некоторые виды пальм

Клен, береза, одуванчик, золотарник, ель

Распространение путем саморазбрасывания

Бешеный огурец, карагана, недотрога

Распространение под действием силы тяжести

Многие виды травянистых растений, кустарников и деревьев, семена которых просто падают на землю.

Рожь, пшеница, овес, ячмень

5. Что такое однодомные, двудомные и многодомные растения?

6. Какие растения-паразиты вашей местности вам известны? С чем связан переход растений к паразитизму?

Ответ. Растения, ведущие паразитический образ жизни, делятся на две группы: полупаразиты, способные и к самостоятельному фотосинтезу, и полные паразиты, к фотосинтезу не способные и живущие исключительно за счет готового органического вещества других растений.
Примером полупаразитов могут служить погремки, марьянник, мытник и некоторые другие луговые растения. У них имеются особые корни-присоски, которые в почве «присасываются» к корням других луговых растений. Полный паразит – растение, лишенное хлорофилла, – повилика, ее корни-присоски прикрепляются прямо к стеблям клевера, высасывая из него органическое вещество. Другие примеры полных паразитов – лишенные хлорофилла петров крест и заразиха, паразитирующие на корнях растений.
Паразитизм является особым приспособлением растений, позволяющим им получать дополнительное питание.

7. Кого называют «пионерами поселений»? Какими особенностями обладают эти организмы?

8. Что такое «морская капуста»? Является ли она родственником растениям из семейства Крестоцветные?

9. Хорошо известно, что и в растительном мире есть организмы-хищники и организмы-паразиты. Знаете ли вы такие растения? Какова причина перехода растений к хищничеству и паразитизму?

Причина перехода растений к хищничеству и паразитизму кроется в недостаточном органическом питании при обычном фотосинтетическом способе. Так, росянка произрастает на бедном болотном субстрате. Чтобы компенсировать недостаток питания, растение было вынуждено перейти к хищничеству.

10. В споре двух садоводов о вреде и пользе дождевых червей один доказывал их пользу для почвы и, следовательно, для культур, возделываемых на ней. Другой утверждал, что черви поедают клубни, луковицы и корнеплоды овощных культур и тем приносят вред. Сторону какого садовода примете вы? Обоснуйте свое мнение.

11. Каким образом и с помощью каких приспособлений растения привлекают насекомых для опыления?

12. Многие бабочки питаются нектаром цветков, способствуя перекрестному опылению растений, принося таким образом пользу сельскому хозяйству. В то же время такие бабочки, как, например, капустная белянка, являются злостными вредителями сельскохозяйственных культур и подлежат у ивы тычиночные и пестичные цветки находятся на разных растениях как называют такие растения. Смотреть фото у ивы тычиночные и пестичные цветки находятся на разных растениях как называют такие растения. Смотреть картинку у ивы тычиночные и пестичные цветки находятся на разных растениях как называют такие растения. Картинка про у ивы тычиночные и пестичные цветки находятся на разных растениях как называют такие растения. Фото у ивы тычиночные и пестичные цветки находятся на разных растениях как называют такие растения уничтожению. Поясните причину такого противоречивого отношения к некоторым видам бабочек.

13. Пруд – экосистема, сложенная многими видами живых существ. Дайте классификацию водных животных, взяв за основу ярус их обитания в пруду и способность или неспособность активно передвигаться в воде.

14. Известно, что млекопитающие имеют относительно мало детенышей. Например кролик, в одном помете приносит до 12 крольчат. В то же время рыбы, например треска, за одно икрометание выметывает до миллиона икринок. Поясните причину таких различий.

Ответ. Разное количество производимого потомства у данных видов животных можно объяснить несколькими причинами. Во-первых, для трески характерно наружное оплодотворение, т.е. самец выметывает молоки, содержащие половые клетки, на икру, уже отметанную самкой. При этом вероятность оплодотворения невелика (например, течением молоки могут быть отнесены в сторону, и оплодотворение икры не произойдет). Запас питательных веществ в маленькой икринке трески очень небольшой, а потому велика вероятность гибели малька от болезней или неблагоприятных условий. Таким образом, качество «материала» компенсируется его количеством. У кролика же оплодотворение внутреннее, что повышает процент выживаемости детенышей. Во-вторых, для трески не характерна забота о потомстве, в то время как крольчиха выкармливает крольчат и активно заботится о них. Немаловажен и тот факт, что треска выметывает икринки на подводные предметы, не заботясь об их дальнейшей судьбе, крольчиха же рождает крольчат в укромном, не заметном для хищников месте, что также повышает выживаемость новорожденных.

15. Хищничество, как тип экологических взаимоотношений, широко распространено в животном мире. Какими способами животные (жертвы) могут избегать встречи с хищником?

А. Избегание встречи с хищником до его обнаружения:

Ø обитание потенциальной жертвы в среде, недоступной для хищника (например, в соленых озерах, в горячих водных источниках и т.д.);

Ø наличие у жертвы короткого популяционного цикла, который заканчивается в тот период, когда хищников еще нет;

Ø использование для постоянного обитания мест, недоступных для хищника (к этому способу отнесем также случай симбиоза с защищенными животными, например обитание среди игл морского ежа или щупалец актинии и паразитизм) и сооружение укрытий;

Ø миграции: например, многие планктонные рачки мигрируют днем на большую глубину, где темно и где они недоступны для хищников-рыб, использующих для обнаружения жертвы зрение;

Ø малозаметность из-за мелких размеров, малой подвижности, маскировка с помощью различных предметов; отсутствие запаха, бесшумность; запутывание следов.

Б. Избегание встречи с хищником после его обнаружения:

Ø бегство, часто «укрытием» служит недоступная для хищника среда: птица взлетает, бобр ныряет и т.п.; одним из способов бегства может служить реакция «мнимой смерти», при которой, например, жук падает «замертво» на землю;

Ø выбрасывание защитных веществ: чернильного облака (используется головоногими моллюсками, отбивает обоняние хищника и отвлекает его внимание от намеченной жертвы); светящегося облака (используется глубоководными креветками, ослепляет хищника); ядовитых, едких или обжигающих аэрозолей или жидкостей; липких веществ, затрудняющих движения хищника;

Ø предупреждающая окраска, запах, звук; отпугивающая окраска; мимикрия;

Ø сигнал тревоги (оповещение других особей о приближении хищника);

Ø приспособления, позволяющие заблаговременно обнаружить хищника (хорошее зрение, слух, обоняние и т.п.), которые полезны в сочетании с большинством других способов защиты.

16. Гусеницы капустной белянки часто в огромном количестве встречаются на листьях крестоцветных культур. Объедая листья, они причиняют огромный вред сельскому хозяйству. В народе их часто называют «капустные черви». С биологической точки зрения поясните неправильность такого названия.

17. Насморк, кашель, рвота и боль. Приносят ли пользу эти всем хорошо известные, часто доставляющие человеку массу хлопот явления?

18. Что такое Красная книга? Какие растения из Красной книги России вам известны? По каким причинам растения попадают в разряд редких и исчезающих?

19. «Обжора роет себе могилу зубами» – гласит народная мудрость. Как вы понимаете данное выражение?

20. Известно, что все необходимые для нормальной жизнедеятельности вещества растения получают из почвы, воздуха, а также синтезируют самостоятельно в процессе фотосинтеза. Поясните на конкретных примерах, какими приспособлениями обладают растения, произрастающие на бедном минеральными веществами субстрате.

Кроме того, может изменяться и физиология растения в связи с условиями среды обитания. Так, растения бедных субстратов обладают низкой поглощающей корневой способностью, малой скоростью роста и большой продолжительностью жизни всего растения в целом и его отдельных органов. Для таких растений характерна большая биомасса корней по сравнению с биомассой надземных органов, высокая степень реутилизации элементов минерального питания из отмерших органов (например, из листьев). Растение может потреблять элементы питания в избыточном количестве, накапливая их в органах впрок. Однако, такое свойство может быть губительным для растения, т.к., попав в условия хорошего обеспечения минеральным питанием, например азотом, растение может накопить, например нитраты до вредных для его нормальной жизнедеятельности концентраций.

21. Какие особенности присущи растениям, полностью погруженным в воду?

Ø Преобладание вегетативного размножения над семенным.

Ø Имеют корни, находящиеся в воде, или корневища со слабо развитыми корнями в грунте дна водоема.

Ø Проводящая система развита слабо, растение всасывает воду с минеральными веществами всей своей поверхностью.

Ø Гидатофиты, как правило, имеют листья двух родов: верхние удерживают растение на плаву и участвуют в фотосинтезе, нижние ориентируют растение в водном пространстве.

Ø В стеблях и листьях большое количество воздуха, что позволяет растению удерживаться на плаву.

Ø Как правило, растения-гидатофиты очень чувствительны к изменению абиотических параметров среды и могут использоваться в качестве биоиндикаторов – показателей чистоты водоемов.

22. Какими способами лист высших растений может защититься от поражения паразитическим грибом, споры которого распространяются ветром?

23. В прошлом столетии в Китае сильно размножившиеся воробьи стали вредить посевам риса. Было принято решение уничтожать воробьев, а каждый предъявивший лапки убитой птицы получал вознаграждение. Однако вместо ожидаемой прибавки урожай резко сократился. Впоследствии китайцы были вынуждены даже ввозить воробьев из-за границы. С чем связано такое развитие событий?

24. Какие преимущества дает насекомым общественный образ жизни?

25. Какие клеточные органоиды можно назвать «сборочным цехом» клетки, а какие «силовыми станциями»? Почему?

26. Биоиндикация – определение состояния окружающей природной среды по наличию или отсутствию, а также по состоянию и поведению определенных видов живых объектов. Наиболее известные биоиндикаторы – лишайники? К какому загрязнению среды они чувствительны в первую очередь?

27. Какие функции может выполнять жир в организме животных?

28. Какие методы борьбы с вредителями сельского хозяйства, не связанные с применением ядохимикатов, вам известны? Почему в последнее время предпочтение отдается именно этим методам?

29. Чем объясняется значительное различие в содержании углеводов в тканях и органах растений и животных?

30. Очень часто вдоль больших и малых автострад в городах можно видеть людей разного возраста, совершающих пробежки. Однако такие занятия спортом пользы не приносят, а часто просто вредны для здоровья. Поясните, почему.

Сильное загрязнение воздуха выхлопными газами. При беге учащается дыхание (легочная вентиляция возрастает в несколько раз) и сердцебиение, в связи с этим воздействие выхлопных газов, содержащих бензопирен, углеводороды топлива, окиси свинца и т.п., на организм значительно усиливается. Конечно, от одной пробежки летальный исход не наступит, однако многолетние занятия могут привести к болезням органов дыхания (астма, рак).Сильное шумовое воздействие. Длительное воздействие громких звуков на организм может привести к снижению слуха, а также к сбоям в работе нервной системы. Расстройства нервной системы могут в свою очередь сказаться на состоянии других систем. организма. Маршрут бегущего может проходить в районах с очень интенсивным движением автотранспорта, через перекрестки, где велика вероятность попасть под машину. Это усугубляется еще и тем, что бегущему человеку труднее сосредоточиться. Зачастую человек совмещает два занятия – бежит и при этом слушает музыку. Рассеянность внимания может стать причиной дорожно-транспортного происшествия.

31. Какие преимущества для растений имеет их одновременное массовое зацветание на лугу? Как называется явление влияния одних растений на другие, с помощью которого они «общаются»?

Ответ. Явление, с помощью которого растения «общаются» на лугу, называется аллелопатией (от греческого: взаимно-испытываемое воздействие). Аллелопатия – это взаимное влияние совместно проживающих организмов через изменение окружающей их среды путем выделения химических продуктов жизнедеятельности (фитонцидов, терпенов, антибиотиков и др.). Накануне зацветания луговые растения одного вида выделяют в атмосферу вещества, которые сигнализируют о начале цветения. Получив этот сигнал, зацветают и те растения, которые цвести «не собирались». Одновременное зацветание большого количества растений позволяет более эффективно использовать перекрестное опыление, что улучшает генофонд популяции. Сплошной цветной ковер на лугу будет лучше заметен насекомыми и привлечет их, а следовательно, шанс каждого быть опыленным и оставить потомство в виде семян в таком ковре многократно возрастает у каждого растения любого вида.

32. Известно, что сорта культурных растений удается успешно использовать в течение небольшого времени после введения в практику. С чем связано такое явление?

Ответ. Хорошо известно, что выведение нового сорта растений – процесс очень трудоемкий, кропотливый, многолетний. Разработка пригодных для него агротехнических приемов, выяснение вопроса о том, в каких районах наиболее целесообразно его возделывать, – дело десятилетий. Поэтому над проблемой малого «срока службы» сорта растений работают тысячи ученых-селекционеров во всем мире. Почему же сорт с исходно замечательными качествами и характеристиками за сравнительно малый «срок службы» становится посредственным?
Создавая сорт, в первую очередь заботятся о том, чтобы он был устойчив к болезням и вредителям. Однако если это достигается введением в генотип сорта нескольких генов устойчивости, то рано или поздно все равно найдется раса вредителей, против которой растение не сможет устоять. Один из способов, предлагаемых для борьбы с этим явлением, – введение в генотип сорта множества генов, каждый из которых многократно повышает устойчивость сорта к паразиту. Выработать «контрприспособления» против каждого из этих генов паразиту будет значительно сложнее. Другой способ заключается в повышении генетической разнородности сорта, при которой разные растения будут иметь разные гены устойчивости. Относительно короткий «срок службы» сорта может быть связан с его способностью изменяться с годами. Кроме того, агротехническая небрежность может привести к перекрестному опылению растений разных сортов. Даже если исходные сорта обладают набором прекрасных характеристик, получающийся гибрид может совсем не обладать таковыми. При этом сорт оказывается засоренным.

Так, картофель обычно размножают вегетативно, а потому вирусы, вызывающие его заболевания, беспрепятственно передаются из поколения в поколение через посадочный материал (клубни). В результате возделываемые много лет сорта картофеля оказываются полностью зараженными вирусами. Кроме того, требования природы и требования человека зачастую не совпадают: естественный отбор может благоприятствовать хозяйственно менее ценным генотипам. В семенной фонд обычно идут наиболее крупные семена (с большим запасом питательных веществ), колосья, клубни и т.п. И тут тоже есть свои сложности. Ведь сорт рассчитан на то, чтобы давать урожай в некоторых определенных условиях. Если в какой-либо местности в один из сезонов погода будет аномальной (слишком холодное и сырое лето), лучший урожай и наиболее крупные семена могут дать растения тех генотипов, которые в обычных условиях дают урожай ниже, чем другие сорта.

Занимательные вопросы по биологии

Задание № 1. Наши «северные» орхидеи не менее интересны, чем их тропические собратья. Чем интересны такие наши орхидеи, как любка, гнездовка, офрис насекомоносный? Орхидеи какой экологической группы растут только в тропических лесах и отсутствуют в наших?

ОТВЕТ: Любка опыляется ночными насекомыми (совки, бражники), поэтому имеет белые цветки, лучше заметные в сумерках, и их аромат усиливается к вечеру. Гнездовка – подземная орхидея, лишенная хлорофилла, не имеет настоящих листьев; это растение питается за счет связи с грибами. Цветок офриса насекомоносного по форме и окраске имеет сходство с пчелой или осой и выделяет вещества, запах которых аналогичен феромонам. Таким образом растение приманивает к себе насекомых-опылителей. Только в тропических лесах растут орхидеи-эпифиты, т.е. растения, растущие на других растениях (деревьях), но не являющиеся паразитами.

Задание № 2. Что такое «плакун-трава», каково ее научное название? «О чем плачет» она и некоторые другие растения, – что такое «плач» растений, как и почему он происходит?

ОТВЕТ: Плакун-трава – дербенник иволистый. «Плачем» растений – гуттацией – называют появление капель воды на листьях. «Плач» происходит в условиях избытка влаги, которая во влажном воздухе не успевает испаряться обычным путем и удаляется в виде капель через специальные отверстия – гидатоды. Обильным «плачем» отличаются манжетка, стрелолист, ароидные. Эти растения называют живыми барометрами, или растениями-синоптиками, – их «плач» указывает на повышение влажности воздуха, что часто происходит перед дождем.

Задание № 3. Что такое цветочные часы? Кто и где устроил их впервые? Всегда ли точны такие часы?

ОТВЕТ: Цветочные часы разработал Карл Линней, сгруппировав на своей клумбе в г. Упсала (Швеция) растения с разным временем раскрывания и закрывания цветков. Цветочные часы «работают» верно только в сухую солнечную погоду.

Задание № 4. Обычно корни растения погружены в почву и снабжают его водой и растворенными в ней веществами. Но встречаются совершенно необычные корни – что вы о них знаете? Каково их назначение?

ОТВЕТ: Дыхательные корни – пневматофоры образуются у растений, растущих на болотах, они растут вверх и предназначены для дыхания. У деревьев, растущих на зыбкой влажной почве, могут образовываться корни-ходули (мангровые деревья, мускатный орех). У лиан (плющ, кампсис и др.) образуются корни-присоски. У некоторых растений-паразитов имеются гаустории – специальные образования для проникновения в ткани растения-хозяина и высасывания оттуда питательных веществ.

Задание № 5. Как почва и растения влияют друг на друга? Могут ли растения расти без почвы?

ОТВЕТ: Химический и механический состав почвы и её влажность определяют видовой состав произрастающих на них растений. В свою очередь, растительность может изменять характеристики почвы: сфагнум вызывает заболачивание; эвкалипт осушает места, где он растет; бобовые растения обогащают почву азотом. Из остатков растений образуется гумус – важный компонент почвы, обеспечивающий её плодородие. Растения могут расти без почвы, если они целиком или их корни погружены в воду, в которой растворены необходимые минеральные соли. В природе много плавающих водных растений; искусственное выращивание обычных растений без почвы – гидропоника.
Задание № 6. Какие типа леса вы знаете? Где они произрастают?

ОТВЕТ: Хвойный северный лес – тайга; лес умеренного пояса из хвойных и лиственных пород – смешанный; южнее растут широколиственные леса. В районе экватора произрастают дождевые тропические леса. В тропиках на берегу океана, в заливаемой водой зоне растут мангровые леса. (При ответе школьники могут приводить и другие примеры лесных сообществ.)

Задание № 7. За что получили свои названия следующие растения: держи-дерево, мимоза стыдливая, бутылочное дерево, конфетное дерево, тис ягодный?

Задание № 8. Какие основные способы питания характерны для животных и в чем их главное отличие от питания растений?

ОТВЕТ: Растения питаются органическими веществами, которые сами же и синтезируют, используя энергию солнечного света; животные питаются только готовыми органическими веществами. Растительноядные животные питаются растениями; хищники – другими животными. Животные-паразиты живут за счет питательных веществ или тканей хозяина (блохи, клещи, паразитические черви).

Задание № 9. В какую «одежду» были одеты египетские мумии? Какие особенности этой одежды позволили мумиям сохраниться до наших дней?

ОТВЕТ: Египтяне заворачивали тела умерших в полоски ткани, пропитанной смолами, не пропускающими воздух и обладающими бактерицидными свойствами.

Задание № 10. Аспирин, наверное, – самое широко известное лекарство. А знаете ли вы, когда оно был открыто и какое растение дало ему название?

ОТВЕТ: Аспирин – ацетилсалициловая кислота. Название этого вещества происходит от названия ивы – Salix, в коре которого оно содержится. Еще 2400 лет назад древние греки использовали экстракт коры ивы в медицинских целях. Однако выделена салициловая кислота была в 1839 г. из спиреи. В 1853 г. было получено более сложное вещество – ацетилсалициловая кислота. В 1899 г. этому препарату было присвоено название аспирин.

Задание № 11. Фотозагадка. О существовании этих живых ископаемых, живших на Земле еще 200 млн лет назад и с тех пор практически не изменившихся, многие даже не подозревают. А между тем, их можно встретить в самой обычной луже. Кто они? Что вы о них знаете?

у ивы тычиночные и пестичные цветки находятся на разных растениях как называют такие растения. Смотреть фото у ивы тычиночные и пестичные цветки находятся на разных растениях как называют такие растения. Смотреть картинку у ивы тычиночные и пестичные цветки находятся на разных растениях как называют такие растения. Картинка про у ивы тычиночные и пестичные цветки находятся на разных растениях как называют такие растения. Фото у ивы тычиночные и пестичные цветки находятся на разных растениях как называют такие растения

Щитень

ОТВЕТ: Это щитни – представители класса ракообразных, достигающие размера нескольких сантиметров. Живут в лужах, стоячих водоемах. Откладывают яйца (каждая самка – до нескольких тысяч), которые после высыхания водоемов благодаря особым оболочкам могут сохранять жизнеспособность многие годы. Если же водоем вновь наполняется водой, из яиц через 2–3 дня появляются личинки, которые питаются мелкими беспозвоночными и детритом и уже через 2 недели становятся взрослыми и начинают откладывать яйца.

Задание № 12. Многие животные по разным причинам совершают путешествия. Каковы эти причины и как называют такие путешествия?

ОТВЕТ: Направленные перемещения животных называют миграциями. Одна из главных причин – разные условия в течение года – изменение температуры и возможности добывать пищу. У птиц это осенние и весенние перелеты или кормовые миграции на менее значительные расстояния (кочевки – дрозды, клесты). Миграции к местам, гда в данный момент больше корма совершают олени и киты. Животные мигрируют также от мест, где они постоянно живут и кормятся к местам размножения (рыбы: лососи, угри; морские черепахи).

Задание № 13. Некоторые растения полностью или частично живут за счет других растений. Как называют такие растения? Какие особенности их отличают? Приведите примеры.

у ивы тычиночные и пестичные цветки находятся на разных растениях как называют такие растения. Смотреть фото у ивы тычиночные и пестичные цветки находятся на разных растениях как называют такие растения. Смотреть картинку у ивы тычиночные и пестичные цветки находятся на разных растениях как называют такие растения. Картинка про у ивы тычиночные и пестичные цветки находятся на разных растениях как называют такие растения. Фото у ивы тычиночные и пестичные цветки находятся на разных растениях как называют такие растения
Омела

Задание № 14. Иногда хищные звери нападают на людей. Каковы причины появления хищников-«людоедов»?

ОТВЕТ: На людей могут нападать львы, тигры, леопарды, волки и др. Но людоедами становятся только отдельные особи, как правило, больные, ослабленные или раненые, неспособные охотиться на традиционную добычу. В голодные годы хищники могут нападать также на домашних животных.

Задание № 15. Как показывает практика, люди укушенные змеями, чаще умирают не от действия яда, а от последствий неправильно оказанной им «помощи». А знаете ли вы, что нужно и чего нельзя делать, если укусит змея?

Задание № 16. Кого называют «черной вдовой»? Чем она страшна и за что получила свое название? Где её можно встретить?

ОТВЕТ: «Черной вдовой» называют каракурта – черного ядовитого паука, укус которого может быть смертелен для человека и животных. Каракурты встречаются в пустынях и полупустынях Азии и Америки. Самка каракурта крупнее самца и после спаривания часто съедает его, за что этот паук и получил свое название.

Задание № 17. Почему еще 150 лет назад правительство России ссылало каторжников не только в Сибирь, но и на Кавказ? Какая опасность угрожала жизни людей, больше чем война, как её устранили?

ОТВЕТ: Ныне Кавказское побережье – курорт, а 150 лет назад это были гиблые места, где свирепствовали малярия, уносившая тысячи жизни. В результате осушения болот и акклиматизации рыбки гамбузии, поедающей личинок переносящих возбудителя малярии комаров, очаги этого заболевания удалось подавить.

ОТВЕТ: Красный флаг означал, что на корабле или в городе чума. От чумы умирало население целых городов. Переносчиками чумы являются грызуны: крысы, суслики, песчанки, и живущие на них блохи.

Задание № 19. Обычно крабы живут в морской или пресной воде, но в теплых странах известны и сухопутные виды. Какие приспособления позволяют им жить на суше?

ОТВЕТ: Сухопутные крабы имеют плотный панцирь, защищающий их от высыхания, их органы дыхания – расположены в ногах мембраны, пронизанные сетью капилляров, их икра развивается в особой, защищающей от высыхания камере. Но в тех местах, где очень сухо, а поблизости нет источника воды, крабы жить не могут.

Задание № 20. Известны морские черви (червеобразные организмы – погонофоры), живущие на стенах подводных вулканов при температуре воды около 100 °С. Однако уникальные рекорды выносливости принадлежат другим червям. Что вы об этом знаете?

ОТВЕТ: Рекордсменами по выживанию среди червей являются коловратки –будучи в неактивном состоянии, они способны выживать в вакууме, переносить температуру жидкого азота (–273 °С), кипячения.

Задание № 21. Заполните пропуски.

ОТВЕТ: Температуру, пульс, позу больного. Травами, используя более 200 видов. Гимнастикой, массажем. Водные процедуры. «Не навреди». Гиппократа.

Задание № 22. Какую проблему позволяет решать метод доктора Илизарова? На чем он основан?

ОТВЕТ: В результате перелома конечность может стать короче. Чтобы избежать этого, доктор Г.А. Илизаров (р. 1921) сконструировал аппарат, предназначенный для увеличения зоны срастания частей сломанной кости.

Задание № 23. Существует ли разница в количестве костей у ребенка и у взрослого человека, как изменяется в течение жизни рост человека, почему прочность костей зависит от «работы» кожи, почему с возрастом кости становятся хрупкими?

ОТВЕТ: У ребенка 270, а у взрослого 206 костей, так как часть их с возрастом срастается. До 20–25 лет человек растет, а после 40 его рост начинает уменьшаться за счет усыхания хрящей (примерно на 1 см за 10 лет). Прочность костей связана с обменом кальция, а обмен кальция связан с витамином D, который вырабатывается в коже. С возрастом развивается остеопороз (разрежение костного вещества).

Задание № 24. Какова причина, механизм и значение появления у человека «гусиной кожи»?

ОТВЕТ: Появление «гусиной кожи» – это защита организма от переохлаждения, в результате сокращения мышц закрываются поры и прекращается потоотделение, организм теряет меньше тепла.

Задание № 25. От чего зависит цвет кожи? Полезен или вреден загар? Какова причина появления веснушек?

ОТВЕТ: Цвет кожи зависит от соотношения меланина, каротина и гемоглобина. Умеренный загар полезен, а длительное пребывание на сильном солнце опасно, т.к. возможны ожоги и развитие рака кожи. Появление веснушек – результат образования скоплений меланина на лице. Обычно усиливается весной.

ОТВЕТ: Есть патогенные грибки, способные поселяться на коже, слизистых оболочках, на внутренних органах, вызывая их поражение. Заражение происходит спорами по воздуху, при контакте с зараженным человеком, животными, при купании в грязных водоемах со стоячей водой.

Задание № 27. Что может увидеть и узнать врач о пациенте, рассматривая его язык?

ОТВЕТ: Состояние языка отражает состояние всего организма и его отдельных систем. Например, белый налет – признак нарушения работы пищеварительной системы; малиновый язык – при скарлатине.

Задание № 28. Что мы называем гландами, или миндалинами? Каково их значение в организме?

ОТВЕТ: Гланды (миндалины) – это парные лимфоидные органы, выполняющие барьерную функцию. Если организм ослаблен (в результате переохлаждения они могут не справиться с микробами – и возникает простуда. Воспаление гланд – ангина, а хроническое воспаление – тонзиллит. У детей бывает воспаление носовых миндалин – аденоидов, что затрудняет дыхание, сказывается на умственном развитии.

Задание № 29. Известно, что лейкоциты выполняют защитную функцию. Сколько их, какие они бывают и почему врачей беспокоит резкое увеличение количества отдельных видов лейкоцитов в крови?

ОТВЕТ: В 1 мм 3 крови здорового человека содержится 4–9 тысяч лейкоцитов. Они делятся на зернистые (гранулоциты) и беззернистые (агранулоциты). Зернистые: нейтрофилы, выполняющие функцию фагоцитов, составляют около 70% всех лейкоцитов; эозинофилы (1,5%) и базофилы (0,5%). Беззернистые: лимфоциты (24%) и моноциты (4%). Увеличение числа тех или иных лейкоцитов связано с различными заболеваниями. Например, количество эозинофилов возрастает при аллергических состояниях. Увеличение количества лейкоцитов в десятки раз – лейкемия, рак крови.

Задание № 30. Существуют «болезни» с необычными названиями: «морская болезнь», «болезнь водолазов», «горная болезнь». Каковы их причины?

ОТВЕТ: Морская болезнь вызывается вертикальной качкой, особенно если у человека слабый вестибулярный аппарат. Болезнь водолазов (кессонная) возникает в результате быстрого подъема с большой глубины и объясняется тем, что на большой глубине из-за высокого давления в крови растворяется большое количество азота, а при быстром подъеме он выделяется в виде пузырьков (кровь «закипает»), которые могут закупорить мелкие кровеносные сосуды; поэтому подъем осуществляют медленно или проводят декомпрессию в барокамере. Горная болезнь обусловлена гипоксией, недостатком кислорода в разреженном воздухе на большой высоте.

Задание № 31. Почему и как изменяется на Земле растительный и животный мир?

ОТВЕТ: В результате эволюции выживают и дают потомство наиболее приспособленные в текущим условиям у ивы тычиночные и пестичные цветки находятся на разных растениях как называют такие растения. Смотреть фото у ивы тычиночные и пестичные цветки находятся на разных растениях как называют такие растения. Смотреть картинку у ивы тычиночные и пестичные цветки находятся на разных растениях как называют такие растения. Картинка про у ивы тычиночные и пестичные цветки находятся на разных растениях как называют такие растения. Фото у ивы тычиночные и пестичные цветки находятся на разных растениях как называют такие растенияокружающей среды особи (естественный отбор). Материалом для отбора являются полезные мутации, т.е. наследственные изменения, дающие какие-либо преимущества.

Задание № 32. В чем суть произошедшего около 2 млрд лет назад события, получившего название «кислородная революция»? К чему оно привело?

ОТВЕТ: На Земле появились фотосинтезирующие организмы, а в атмосфере – кислород как результат их жизнедеятельности. В настоящее время жизнь на Земле немыслима без кислорода, аэробные организмы преобладают, т.к при кислородном окислении организм получает больше энергии.

Задание № 33. Назовите особенности живых организмов, подтверждающие теорию зарождения и развития жизни в океане.

ОТВЕТ: Наиболее древние организмы, известные по ископаемым остаткам, – это морские организмы. В онтогенезе даже наземных позвоночных существуют стадии развития, когда закладываются жабры. Химический состав клеток и внутренней среды организмов схожи с таковым морской воды.

Задание № 34. Как называется способность восстанавливать утраченные части тела и для каких организмов она характерна?

Задание № 35. Морские кишечнополостные актинии – хищники, но иногда сами становятся жертвами хищных голожаберных моллюсков. Что при этом происходит со стрекательными клетками актиний?

ОТВЕТ: Стрекательные клетки актиний, проходя через кишечник, не перевариваются, а встраиваются в тело моллюска, сохраняя свою работоспособность, и защищают нового хозяина.

Задание № 36. Важнейший признак, по которому различаются животные и растения, – способность последних к фотосинтезу. Однако такое деление весьма условно. Почему?

ОТВЕТ: Существуют растительноподобные жгутиконосцы – эвглена зеленая, вольвокс, которые могут на свету питаться автотрофно, в темноте гетеротрофно.

Задание № 37. Известно, что жизнь в группах дает большие преимущества для выживания, особенно если они хорошо организованны. Какие формы коммуникации используют животные для общения в группах?

ОТВЕТ: Для некоторых простейших (жгутиковые – эвглена, хламидомонада) характерно наличие пигмента хлорофилла и одновременно два типа питания – автотрофный и гетеротрофный за счет поглощения готовых органических веществ из воды. Среди высших растений есть паразиты (повилика, заразиха, петров крест), не имеющие хлорофилла и питающиеся готовыми веществами растений-хозяев. В ряде случаев одноклеточные фотосинтезирующие организмы поселяются в теле многоклеточных животных (губок, коралловых полипов, реснитчатых червей, моллюсков тридакн и даже в яйцах земноводного – амбистомы), и те в результате получают дополнительное питание и кислород за счет процессов фотосинтеза.

Задание № 39. Что означает понятие «чередование поколений», у каких организмов оно встречается, каково биологическое значение этого явления?

ОТВЕТ: Чередование полового и бесполого поколений. Половое производит половые клетки – гаметы, которые затем сливаются попарно в единую клетку – зиготу, из которой развивается новый организм. Бесполое размножается вегетативным путем – спорами, клетками, почкованием. Наблюдается у простейших, практически у всех растительных организмов (у высших – голо- и покрытосеменных растений половое поколение редуцировано до пылинок и семязачатков) и некоторых животных (кишечнополостные: медузы, кораллы). Бесполое поколение обеспечивает в первую очередь увеличение числа особей, а половое – расселение и рекомбинацию генетического материала.

Задание № 40. Назовите основные механизмы поступления веществ из окружающей среды в клетку и из нее.

ОТВЕТ: Пассивный транспорт: диффузия (спонтанное движение молекул и ионов) и осмос – их движение по градиенту концентрации; активный транспорт – перенос молекул через мембрану клетки с помощью так называемых мембранных насосов, встроенных в мембрану спечиальных белков-переносчиков и каналообразующих белков против градиента концентрации, с затратой энергии. Экзо- и эндоцитоз: твердые частички (фагоцитоз) и жидкие веществ (пиноцитоз) – транспортируются в пузырьках, образуемых впячиванием мембраны.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *