у дочки нет подруг что делать
Как помочь ребёнку, если с ним не дружат
Мы привыкли, что дружба добавляет в нашу жизнь веселье, лёгкость, позволяет по-новому взглянуть на обычные вещи, обогащает эмоционально и интеллектуально. Но что делать, если вы однажды понимаете, что ребёнок ни с кем не дружит? Как понять, почему ребёнку не интересно общение со сверстниками или почему с ним не хотят дружить одноклассники? Вместе с экспертом выяснили, как выдержать баланс между тактичностью и внимательностью, если вы хотите помочь ребёнку завести друзей.
практикующий психолог, кандидат психологических наук, методолог,
тимлид дошкольного направления в «Фоксфорде»
В каком возрасте дети заводят первых друзей
В дошкольном возрасте дети начинают учиться общению, но в этот период наиболее существенную роль в социализации ребёнка играют контакты со взрослыми — родителями, близкими родственниками, воспитателями. Контакты между детьми на этом этапе, как правило, нерегулярны и кратковременны.
В младшем школьном возрасте взаимодействия с другими детьми становятся более осознанными и самостоятельными, общение со сверстниками прочно входит в повседневную жизнь ребёнка. Однако детский коллективный досуг всё равно проходит преимущественно под контролем взрослых: семья или школа инициирует и контролирует проведение утренников, дней рождения, спортивных игр. Именно в этот период ребёнок наиболее активно приобретает и развивает навыки коммуникации.
Родителям стоит внимательно наблюдать за тем, в какой манере их ребёнок общается с ребятами, как он ведёт себя во время совместных игр. В начальной школе не так важно наличие у ребёнка близких друзей. Если же ваш ребёнок вообще не общается с ровесниками в этом возрасте, не стоит сразу паниковать, но, безусловно, нужно понимать, что это может быть поводом для более пристального наблюдения, чтобы не упустить из виду возможные проблемы.
Дошкольный и младший школьный возраст — ступени, которые подготавливают ребёнка к подростковому возрасту, когда близкая дружба с ровесниками уже играет важнейшую роль в жизни. К этому моменту дети должны прийти подготовленными, с базовыми коммуникативными навыками и развитым эмоциональным интеллектом.
Почему с ребёнком не хотят дружить
Прежде чем беспокоиться о том, что ваш ребёнок не приводит в гости друга или не ходит на выходных гулять с ребятами из школы, постарайтесь оценить ситуацию спокойно и рассудительно. Для начала важно понять, в чём дело: с ребёнком никто не дружит или он сам не идёт на контакт. Бывают случаи, когда ребёнок действительно чувствует себя комфортно без приятельского общения и без близких друзей. Впрочем, истинная интроверсия встречается крайне редко, и лучше поговорить с психологом об этом, чтобы понять, действительно ли ребёнок не испытывает проблем из-за недостатка социализации.
Чаще всего за отсутствием друзей скрываются проблемы, о которых ребёнку неудобно говорить. Непроработанные комплексы и психологические травмы изолируют подростка от сверстников, мешают ему выстраивать отношения с друзьями в тот период, когда социальные контакты предельно важны.
К таким проблемам относится, например, низкая самооценка, которая часто развивается из-за чрезмерного давления в семье, страха не оправдать родительские ожидания.
Ребёнку также будет сложно заводить друзей, если родители осуждают его круг общения — запрещают общаться с «плохой» компанией, негативно отзываются о тех ребятах, с которыми у подростка складывается общение.
Помимо психологических проблем, также важную роль порой играют финансовые вопросы. Материальное положение семьи часто определяет возможности определённого досуга для ребёнка или статусного потребления — в школе, где у большинства семей примерно одинаковый уровень дохода, материальное положение может стать поводом для маргинализации ребёнка, когда он становится изгоем среди одноклассников.
Что делать, если ребёнок ни с кем не дружит
Столкнувшись с лакунами в социализации ребёнка и решив искать первопричину проблемы, родителям лучше начать с себя. Образ жизни родителей непосредственно влияет на поведение и ценности ребёнка — это так же касается дружбы, как и всех сфер жизни. Если у ребёнка перед глазами нет примеров общения родителей с их друзьями, он с меньшей вероятностью будет стремиться заводить приятелей и быть социально активным. Разумеется, привычки взрослых сложнее корректируются, но можно попробовать чаще брать ребёнка в гости, приглашать к себе гостей на праздники, устраивать совместный досуг, чтобы дети могли видеть на примере родителей ценность дружеского общения. Чтобы передать ребёнку навыки, которые позволяют поддерживать дружбу с людьми, вам необходимо сформулировать для себя, что для вас значит дружба.
Не менее важно, как родитель общается с ребёнком, — учите ли вы его экологичной, здоровой коммуникации? Рефлексия на эту тему — первый шаг для родителей, которые обнаруживают у ребёнка проблемы с поддержанием межличностных отношений.
Крайне важно вести с ребёнком, особенно в подростковом возрасте, беседы о дружеских конфликтах, о ценностях, связанных с общением, о роли друзей в вашей жизни. Постарайтесь научить ребёнка тому, что в общении участвуют несколько человек с разными интересами. Детям и подросткам нужно научиться вставать на место другого человека в общении, а вы можете им в этом помочь, поделившись своим опытом и взглядом со стороны. Не всегда дети готовы делиться своими насущными проблемами — в таком случае можно обсудить с ребёнком ситуации из собственной жизни. Хорошим началом для такого разговора будет просьба дать совет — так вы сподвигнете ребёнка к тому, чтобы он сформулировал свою позицию, а потом сможете обсудить её подробнее.
Полезные инструменты для родителей:
Что делать, если с ребёнком не дружат в школе
Ребёнок может не общаться с одноклассниками не только из-за личных коммуникативных проблем, но и из-за нездоровой атмосферы в коллективе. При худшем сценарии игнорирование ребёнка одноклассниками может быть частью травли. Но необходимо понимать, что в случае травли отсутствие друзей будет не единственным и не главным признаком: ребёнок, которого травят в школе, станет запуганным, нерешительным — вы заметите, что он испытывает отвращение к школе. Важно также, что травля обычно выражена принципиальным игнорированием ученика. Одно только отсутствие тесных контактов с ребятами из школы — не проблема сама по себе.
Чтобы понять, в чём проблема — в коллективе или в самом ребёнке, — вы можете записать его на дополнительные занятия и посмотреть, как складываются отношения в новом коллективе. Если вне школы проблем с социализацией у ребёнка не наблюдается, то, вероятно, причина в классе и стоит подумать о переводе в другую школу или класс. Однако это вовсе не гарантирует, что у ребёнка сложатся тёплые близкие отношения с одноклассниками. В этом вопросе желательно исходить из настроения и ощущений ребёнка, а также поддерживать в поиске друзей вне школы — в спортивных секциях, театральных студиях, танцевальных клубах. Не забывайте также поощрять стремление к внешкольным активностям.
Идти разговаривать в школу стоит только в том случае, если вы всерьёз подозреваете, что вашего ребёнка обижают одноклассники, или замечаете, что он страдает от недостатка социализации в классе. В ином случае беседа с классным руководителем, скорее всего, не только не вызовет должного эффекта, но и может даже навредить. Нет никакой гарантии, что у учителя будет возможность решить проблему тактично и адекватно ситуации. Если же вам кажется, что вам необходима поддержка школы в данном вопросе, желательно сперва обратиться к школьному психологу: он скорее найдёт способ осторожно и корректно донести до классного руководителя информацию, а также сможет проконсультировать вас о том, как вам быть.
У дочери нет друзей
У дочери нет друзей.
Добрый день, Прошу оказать помощь в следующей ситуации. Моей дочери 13 лет и у неё нет ни одной подруги. Девочка очень скромная, спокойная, не может найти общий язык со сверстниками, говорит ей с ними не интересно, да и с одноклассниками общается поверхностно (спросить дз). Никто её ни куда не приглашает. Так и сидит, бедолага, дома целыми днями в интернете.
В чем может быть проблема, у ребёнка есть все необходимое для полноценной жизни.
Я не уверена что ребёнок сможет рассказать о своей проблеме чужому человеку
Однозначно ребёнку тяжело без друзей, видя её переживания, переживаю и я
Ну куда не обращались, я в недоумении и незнаю что делать. На кружки ходила, но ни с кем особо не общалась, опять же говорит не интересно. О своих переживаниях говорит постоянно. «Я одинока, никому не нужна и тд.»
Дочь постоянно без настроения, часто плачет. Вобщем я не знаю чем помочь. Как вытащить её из этой ямы
Все вместе. Как с этим справиться?
Вообще реально ли исправить ситуацию?
Все вместе. Как с этим справиться?
Спасибо, что отвечаете, действительно хочется разобраться в ситуации. Я припоменяю, о том что изначально дочь с удовольствием ходила в детский садик. И ей все нравилось, но что-то пошло не так. И в один день она наотрез отказалась туда ходить. Видимо кто-то обидел. Тащили силком. Я думаю оттуда и начались проблемы.
С отцом отношения сложные. Он человек действия и не понимает телячьи нежности. Грубый, видит только свой интерес. Никогда не выслушает чужие переживания если ему это не интересно. Может оторвать на полу слове, может и оскорбить. Вобщем Тиран, антилидер
Irinadarina, отвечу вам завтра.
Irinadarina, надо понимать какой именно коммуникативный компонент западает, что не получается в общении? Что вызывает сложности? Для этого нужно либо пообщаться с ней, либо понаблюдать.
Боится первой поздороваться, начать разговор. Особенно с чужими людьми
Что делать, если у подростка нет друзей? Инструкция для родителей
© Коллаж Паулы Доменти
Помочь или не мешать
Для многих детей подростковый возраст становится периодом приобретения множества социальных связей. Часто бывает, что у подростков много друзей, свои тусовки, компании и вечеринки.
Но что делать, если ваш ребенок уже достиг подросткового возраста, а шумной компании сверстников — или хотя бы пары-тройки близких друзей — у него так и не появилось? Разбираемся, почему у вашего подростка может не быть друзей, и как ему в этом помочь.
Если вы обеспокоены недостатком социальных связей у своего тинейджера — знайте, вы не одиноки. Эта проблема волнует многих родителей по всему миру — и не напрасно. Эволюционная задача подросткового возраста — научить подросших детей самостоятельно взаимодействовать с окружающим миром и сепарировать их от родителей.
Социальные связи очень важны для психологического и эмоционального здоровья подростков — и если ваш ребенок стабильно предпочитает общению с друзьями вечера в компании книги или телевизора, то это повод обратить внимание на эту проблему.
Почему у подростка нет друзей?
Причин, по которым ваш подросший ребенок все еще не обзавелся приятелями, может быть несколько: от довольно безобидных (например, вы с ребенком недавно сменили школу или место жительства, и он еще не успел установить новые социальные связи) до серьезных (к таким относятся, например, депрессия или буллинг).
К самым распространенным причинам подросткового одиночества относят:
низкую самооценку;
недостаточно развитые социальные навыки;
стеснительность;
нереалистичные ожидания и слишком высокие требования;
антисоциальное поведение и агрессию.
Прежде чем попытаться помочь своему ребенку в сложившейся ситуации, важно определить причины, по которым у него нет друзей. Например, если дело в отсутствии возможностей завести новые знакомства, вы можете ребенку с этим помочь самостоятельно. А вот если проблема в высокой тревожности, депрессии или низкой самооценке, лучше обратиться за помощью к квалифицированному специалисту, чтобы для начала разобраться с причинами.
Надо ли помогать подростку искать друзей?
В подростковом возрасте дети неохотно обращаются за помощью и поддержкой к своим родителям — им кажется, что с их проблемами проще справиться самостоятельно. Если ребенок не обращался к вам напрямую с просьбой помочь ему найти новых друзей, то сперва стоит разобраться в том, насколько ему нужна ваша помощь, и как она должна выглядеть.
Соберите информацию
Поговорите с ребенком о его текущей ситуации: узнайте, с кем он общается, есть ли сейчас люди, которых он считает друзьями, что они делают вместе. Попросите его оценить его дружеские отношения по шкале от одного до десяти, где один будет означать полное недовольство количеством друзей и качеством отношений с ними, а десять — полную удовлетворенность таким положением дел.
Если ребенок поставит своим дружеским отношениям оценку семь и выше — значит, его вполне удовлетворяет его социальная жизнь на данный момент. Если же она ниже шести, то, вероятно, ему требуется помощь в том, чтобы с ней разобраться.
Отделите собственные эмоции
Если вы помните, что у вас в юности была большая компания приятелей, собственный ребенок, сидящий дома как сыч, может вызывать у вас самые разные эмоции от раздражения до отчаяния. Здесь важно помнить о том, что на эмоциональном уровне ребенок может воспринимать ситуацию совсем не так как вы.
Например, родитель может быть экстравертом, который черпает свою жизненную энергию из общения с другими людьми, а ребенок — интровертом, которого наоборот утомляет слишком частое и продолжительное общение. Прежде чем бросаться на помощь своему подростку, узнайте, что он чувствует по этому поводу, вместо того, чтобы проецировать на него свои ожидания.
Определите потребности ребенка
Возможно, ваш подросток не знает, где искать новые знакомства и как их заводить. Или у него уже есть круг общения, но он не понимает, как сблизиться со своими знакомыми и превратить их в хороших друзей. Выясните, чего ребенок ожидает от дружеских отношений, и какие сложности тревожат его больше всего — так вы будете точно знать, как его поддержать.
Как помочь подростку завести друзей?
У некоторых детей получается заводить друзей легко и непринужденно — они везде находят свой круг общения: в школе, во дворе, в спортивной секции и летнем лагере. Другим же это дается сложнее — и в этом случае подросткам может потребоваться помощь.
Мы не предлагаем вам самостоятельно находить детей, которые будут готовы познакомиться с вашим ребенком, а предлагаем дать ему все необходимые инструменты и уверенность, которая поможет ему самому отточить этот полезный навык. Вот, что могут сделать родители, чтобы помочь своему подростку в поиске новых друзей.
Запишите его в кружок по интересам
Если ваш подросток проводит большую часть времени в школе и дома, возможно, ему нужно немного расширить круг своего общения — и лучше всего это сделать среди единомышленников. Используйте интересы и хобби своего ребенка, чтобы найти ему подходящие внешкольные занятия — это может быть спортивная секция (тут, кстати, лучше отдавать предпочтение командным видам спорта), творческий кружок, научный клуб или любая другая организация, где ребенок сможет общаться со сверстниками на общую интересующую их тему. Это не обязательно должно касаться обучения или приобретения новых полезных навыков — клуб ролевиков или поклонников компьютерных игр тоже подойдет, если там вашему ребенку будет комфортно.
Поддержите комфортный формат социализации
Люди могут раскрываться в разных ситуациях — кому-то проще общаться с окружающими лично, кто-то предпочитает переписки, а кто-то вообще не любит общаться и чувствует себя увереннее во время совместной деятельности — например, в работе над общими проектами или игрой в одной спортивной команде. Определите, какой формат наиболее комфортен для вашего ребенка, и предложите ему двигаться в этом направлении.
Подтяните навыки коммуникации
Умение общаться — это навык, который можно развить. Если ваш подросток много времени проводит в одиночестве, возможно, ему сложно заводить“смол-токи» со сверстниками просто потому, что он не умеет это делать.
Чтобы решить проблему, предложите ребенку попрактиковаться на вас. Говорите с ним не только на тему сделанных уроков и мытых рук — обсуждайте самые различные вопросы, шутите, спорьте, обменивайтесь мнениями. Чем чаще и непринужденнее будут ваши разговоры, тем проще ребенку потом будет продемонстрировать свои коммуникативные навыки в общении с незнакомыми людьми.
Научите ребенка быть собой
Эта рекомендация, увы, звучит легко только на словах, а на деле за ней стоит не один разговор, а многолетний труд над воспитанием внутренней свободы и здоровой самооценки. Подростки нередко пытаются мимикрировать под окружающую среду — начинают носить прически и одежду, которую носят все, начинают увлекаться тем же, чем и большинство их сверстников — даже если им это не нравится.
Если вы заметили, что ваш подросток постоянно пытается меняться для того, чтобы лучше вписаться в компанию новых друзей — возможно, ему стоит поработать над принятием себя и самовыражением — так ему будет проще найти людей, которые будут ценить его таким, какой он есть, а не таким, каким он пытается казаться.
Объясните ценность дружбы
Дружеские связи важны, однако их качество намного важнее их количества. В погоне за новыми друзьями хорошо бы, чтобы ребенок понимал, что найти одного хорошего друга намного лучше, чем много плохих. Вы можете показать ребенку примеры здоровых дружеских отношений — на примере собственной дружбы или дружбы в фильмах, книгах или мультиках.
Обсудите с ребенком, какие дружеские отношения можно считать здоровыми и гармоничными, а какие — нет. Проговорите, какого отношения и каких поступков стоит ждать от хороших друзей, однако не идеализируйте их.
Нередко подростковой дружбе мешают слишком завышенные ожидания и нереалистичные требования: дети пытаются найти себе идеального друга, который будет их во всем понимать и поддерживать, и забывают о том, что все люди разные, и что для того, чтобы отношения работали, вкладываться в них должны все участники, а не кто-то один.
Укрепите свои отношения с ребенком
Понятное дело, что подростки редко хотят дружить со своими родителями — да и задача родителей не в том, чтобы заменить своему ребенку общение со сверстниками. Однако если ваш подросток на данном этапе испытывает сложности в создании дружеских отношений, вы можете поддержать ему, напомнив, что вы всегда на его стороне, готовы выслушать его проблемы, обсудить с ним то, что его волнует, подсказать и помочь в трудной ситуации. Убедитесь, что ваш ребенок знает, что он может прийти к вам с любыми проблемами и сомнения и получить понимание, сострадание, любовь и поддержку.
Не спешите с суждениями
Нередко родители сами не замечают, как вмешиваются в дружеские отношения своих детей — непрошенными комментариями, критическими замечаниями и недовольными комментариями. Возможно, не все друзья ваших детей будут вам нравиться — однако не забывайте, что намного важнее здесь не то, как они выглядят и себя ведут, а то, какие эмоции они приносят вашему ребенку, и какие отношения между ними складываются.
Подростковый возраст мало кому дается легко — в это время и родители, и дети сталкиваются с миллионом проблем, и поиск настоящих друзей — одна из них. Мы представляем, сколько тревоги и беспокойства может быть связано с социальной жизнью подростков и надеемся, что эта инструкция поможет структурировать ваше беспокойство и направить его в конструктивное русло. И помните — иногда достаточно просто отпустить ситуацию и немного подождать — не стоит превращать поиск друзей в навязчивую идею.
У дочки нет настоящих друзей
Привет всем!
У меня дочка, ей 10 лет. С самого детства у неё не ладились взаимоотношения с девочками. Девчонка она красивая, но больше обаятельная. Но всё равно в коллективе она находила себе одну-две подруги. В том году перевела её с одного класса в параллельный из-за учителя, но там тоже с подругами у неё был напряг. То дружат, то нет. В этом классе больше мальчиков, чем девочек, но дочка нашла там себе подругу. К сожалению, в этом году её перевели в другую школу.
Летом она ночевала у своей одной подруги, с ещё парочкой ходила на море. Вроде бы всё ок, но замечаю, что её динамят. То зовут с собой гулять, то нет.
Она быстро знакомится, общительная, не навязчивая. Мальчики влюбляются, а вот с подругами беда.
Но замечаю за ней, что она тоже может сторониться одноклассников, первая не здоровается (как будто стесняется или боится, что ей не ответят).
Вчера полкласса ходили в кино на мультик, мы с ней специально купили отдельные места, чтобы не сидеть рядом, но так вышло, что рядом оказались вообще взрослые парни. Дочка молча простояла в сторонке в ожидании сеанса, а после никто её не ждал, не заговорил. Прошли мимо, как будто её и нет.
Хочется ей помочь, так как у меня в детстве было много подруг и были лучшие, а дочке не с кем на выходных выйти гулять, только мальчики зовут, которые влюблены.
Слышала от неё, что конфликт у неё с одной девочкой, с которой дружат все, возможно, она других девчонок настраивает (для сведения, в классе у них 8 девочек и 17 мальчиков). Она ранимая, с плохой самооценкой. Мы бросили танцы в конце года по состоянию здоровья, а до этого она зажигала на праздниках и учитель ритмики говорила, что девочки ей завидуют, потому что двигается она хорошо.
Что делать, если у дочки нет друзей?
Приветствую вас! Может быть, кто-то из женщин, которые вас читают, прочтет мою историю и напишет мне, чтобы дать совет. Потому что ситуация кажется мне опасной и даже угрожающей. У моей дочки — а ей уже пятнадцать лет — вообще нет друзей! И никогда не было.
Дочкy мою зовут Есения. Это красивое и экзотическое имя, возможно, не очень подходит для нашей российской действительности, но уж очень оно запало мне в душу. Я тогда была совсем юной и, наверное, глупой — когда вышла в декрет, постоянно смотрела себыла там героиня с таким именем — Есения. Такое же имя я дала дочке, хотя медсестры в роддоме и родственники откровенно крутили пальцем у виска. И все же мне до сих пор кажется, что имя очень хорошее, нежное такое.
Как бы то ни было, а это имя сразу выделило мою дочь на фоне других сверстников. Она с рождения чувствовала себя особенной, я тряслась над ней как орлица над орленком. До пяти лет Есения не ходила в детский сад, но на площадках охотно общалась с другими детьми. Я водила ее на разнообразные развивающие занятия, и там дочка тоже была контактной и милой. Но она общалась со всеми одинаково ровно, никого не выделяя, и когда я спрашивала:
— У тебя скоро день рождения, кого ты хочешь пригласить в гости?
— Мне все равно, — отвечала дочь, — приглашай всех!
Всех знакомых детей я, конечно, пригласить не могла, поэтому отбирала тех, кто нравился мне.
Вот такая получалась нескладуха. И хоть бы раз Есения высказала свои пожелания в этом плане!
Потом дочка пошла в детский сад, в подготовительную группу, но это мало что изменило. Я надеялась, что поскольку она будет там все время общаться с детьми, то подружится с кем-нибудь плотно. Я прекрасно помню, какая у меня в детском саду была трогательная дружба с одной девочкой, мы постоянно играли вместе, и нам никогда не было скучно.
Однако Есения никаких восторгов не выказала, сказала, что дети в ее группе «скучные какие-то», но когда я приходила ее забирать, то видела, что дочь играет с детьми. Но вяло как-то, словно по принуждению.
— Ну почему у такого маленького ребенка должны быть друзья? — сказала мне свекровь. — Почему вы так считаете? Отстаньте от нее, и все. Настоящие друзья появляются гораздо позже, в старших классах школы, а то и в институте.
Я подумала — и правда, зачем я страдаю. Оставила эти мысли. Тем более что вскоре Есения серьезно увлеклась музыкой и стала учиться помимо обычной школы еще и в «музыкалке». Времени на болтовню с вероятными подружками у нее просто не оставалось, она была загружена по уши.
Классу к пятому в характере дочки произошли явные изменения. Она стала более избирательной в общении, правда, со знаком «минус» — с теми, кто ей не нравился, она даже не старалась быть вежливой. Просто откровенно хамила. Это распространялось даже на взрослых.
Ну а потом она сблизилась с девочкой, которая вместе с ней училась в музыкальной школе. Неля ее звали — ласковая, веселая, в общем, типичный экстраверт.
Моя замкнутая дочка как-то оттаяла рядом с ней, они ходили друг к дружке в гости, шушукались, делились секретами и 1 вместе наряжались перед зеркалом. Так продолжалось целый год, и я вздохнула свободнее — ну вот, Есения с кем-то подружилась.
А потом дружбе пришел конец. Не знаю точно, что там у них произошло, но подозреваю, что Есения хотела быть главной подругой Нели, а у Нели были и другие подружки. Такое очень часто бывает — когда ревнуешь свою закадычную подругу к другим девочкам, такая ревность — словно бы предвосхищение будущей любви девушки к юноше. В общем, моя дочь резко перестала общаться с Нелей, постоянно закрывалась у себя в комнате. Я очень хотела ей помочь, но что я могу сделать? Не прикажешь же Неле насильно дружить с Есенией, правда?
Вы, наверное, смеетесь над проблемами моей дочки, но в подростковом возрасте все это — и дружба, и общие секреты, и так далее — очень много значит. После пережитого разочарования Есения стала еще более высокомерной и закрытой в общении. В школе она отличница, в музыкальной школе она тоже подает большие надежды, но. Я знаю, что моя дочь хотеть. ла бы завести настоящую подругу, ведь даже мне она не всегда рассказывает, что у нее на душе. Но такое происходит само собой, нельзя ведь наколдовать себе лучшую подругу из ничего.
Возможно, если бы Есения была более дружелюбной к другим людям, не заносилась бы, у нее появились бы хорошие знакомые, а со временем из них могли бы получиться и подруги.
Но ведь нет — моя дочь сразу делает равнодушное лицо и общается словно из вежливости. Как следствие, к ней никто не тянется.
И вот я подумала — может, кто-то из читательниц «Женских писем» посоветует мне что путное? Возможно, у кого-то из вас тоже есть дочка, у которой были похожие проблемы. Пишите мне, ведь я очень хочу сделать свою дочь чуточку счастливее. Но не всегда это в нашей родительской власти. И какой она вырастет, если уже сейчас у нее такие проблемы в общении?
Автор рассказа права, что тревожится насчет отсутствия друзей у своей дочери — для будущей взрослой жизни опыт детской дружбы (и детской вражды тоже) очень важен. Если Есения так и не научится строить с другими людьми глубокие доверительные отношения, то она впоследствии с высокой вероятностью будет страдать от одиночества. Но и паниковать не стоит, это лишь усугубит ситуацию.
Для начала попробуйте сменить дочке круг общения — сведите ее с более старшей по возрасту девочкой, в таком случае Есения не сможет долго изображать высокомерие, поскольку поймет, что другой человек знает и умеет больше, чем она. Главное, чтобы у Есении и этой девочки были общие интересы — тогда, возможно, и дружба завяжется.
Также неплохой выход — записать дочку в какую-нибудь спортивную секцию, где особо не будет времени анализировать свое поведение и окружающих. Командные виды спорта обычно сближают игроков, да и вашей дочери физическая активность будет только полезна — ведь сейчас она в основном ведет сидячий образ жизни.
И, разумеется, не помешают консультации у психолога — только, возможно, стоит представить этого психолога как друга семьи, потому что иначе беседы с ним вызовут у Есении отторжение. В подростковом возрасте визиты к врачам, да еще и в сопровождении родителей, — самый настоящий кошмар. Да, и еще — обязательно заведите какое-нибудь домашнее животное, о котором надо заботиться и нужды которого надо принимать в расчет. Результаты непременно будут!