у беззубки нет головы так как

Игровые задания по зоологии.
Тема «Моллюски»

Задание 10. «Осьминог» (рис. 10)

у беззубки нет головы так как. Смотреть фото у беззубки нет головы так как. Смотреть картинку у беззубки нет головы так как. Картинка про у беззубки нет головы так как. Фото у беззубки нет головы так как

1. К моллюскам, обитающим на суше, относится:

а) беззубка (41–37–22–2);
б) кальмар (35–4–33–1);
в) виноградная улитка (35–12–20–5).

2. Раковина моллюска образована:

а) выделениями мантии (33–39–42–34);
б) песком и другими частицами, приклеившимися к телу (21–5–31–27);
в) выделениями пищеварительных желез (52–6–34–8).

3. Мантийная полость – это:

а) внутреннее пространство в пищеварительном тракте (36–53–4–18);
б) пространство между мантией и телом (34–19–1–25);
в) пространство между раковиной и мантией (46–3–14–50).

4. У беззубки нет головы, так как:

а) у всех моллюсков вообще нет головного отдела (3–52–7–44);
б) головы нет у двустворчатых моллюсков, потому что они не ловят добычу, a питаются пассивно (8–31–27–41);
в) голова у беззубки имеется, но она скрыта под мантией (11–43–22–19).

5. Радула, или терка, имеется у:

а) рапаны (8–32–13–25);
б) перловицы (6–52–3–11);
в) дрейсены (46–32–14–5).

6. Легочное дыхание характерно для:

а) перловицы (47–41–35–4);
б) осьминога (43–7–38–4);
в) слизня (50–4–30–21).

7. К пищеварительным железам моллюсков относятся:

в) печень и поджелудочная железа (2–24–43–21);
б) только печень (2–36–18–22);
в) только поджелудочная железа (2–18–23–36).

8. Реактивный способ передвижения характерен для:

а) беззубки (45–54–5–32);
б) мидии (46–5–28–29);
в) кальмара (5–14–26–33).

9. Кровеносная система прудовика:

а) незамкнутая, сердца нет (14–19–50–1);
б) незамкнутая, сердце есть (41–11–38–50);
в) замкнутая, сердце есть (42–27–24–6).

10. Чернильной железы не имеют:

а) конусы (2–52–18–51);
в) кальмары (6–24–27–3);
б) каракатицы (7–49–22–27).

11. Гермафродитизм характерен для:

а) беззубки (43–48–26–24);
б) прудовика (51–17–44–10);
в) перловицы (25–29–46–4).

12. К классу двустворчатых моллюсков не относится:

а) дрейсена (21–31–7–44);
б) рапана (10–37–46–16);
в) гребешок (42–8–24–28).

13. В пресных водах встречается брюхоногий моллюск:

а) рапана (11–53–37–8);
б) конус (17–19–42–48);
в) катушка (3–47–36–16).

14. К классу головоногих моллюсков относится:

а) каракатица (3–22–48–29);
б) устрица (3–43–47–12);
в) тридакна (3–7–46–23).

15. Жемчуг образуется в раковинах двустворчатых моллюсков, обитающих:

а) только в морях и океанах (4–43–3–54);
в) только в пресных водоемах (23–4–27–46);
б) как в морях, так и в пресных водоемах (29–23–28–45).

16. Клюв головоногих моллюсков напоминает по форме клюв:

а) вороны (33–28–7–47);
б) попугая (54–49–9–45);
в) утки (46–47–31–6);

17. К двустворчатым моллюскам, обитающим среди коралловых рифов, относится:

а) гребешок исландский (21–40–36–53);
б) тридакна гигантская (54–6–53–7);
в) пандора холодноводная: (46–3–44–9).

18. История знает случаи нападения на парусные суда гигантских головоногих моллюсков. Известны случаи жестоких битв огромных китов – кашалотов – с этими существами. Моряки называют их кракенами, пульпами, полипусами. Речь идет о:

а) кальмарах-архитевтисах (35–40–15–7);
б) осьминогах-аргонавтах (25–39–16–4);
в) черном глубоководном осьминоге (адском вампире) (34–41–14–8).

(Правильные ответы: 35–12–20–5; 33–39–42–34; 34–19–1–25; 8–31–27–41; 8–32–13–25; 50–4–30–21; 2–24–43–21; 5–14–26–33; 41–11–38–50; 2–52–18–51; 51–17–44–10; 10–37–46–16; 3–47–36–16; 3–22–48–29; 29–23–28–45; 54–49–9–45; 54–6–53–7; 35–40–15–7.)

у беззубки нет головы так как. Смотреть фото у беззубки нет головы так как. Смотреть картинку у беззубки нет головы так как. Картинка про у беззубки нет головы так как. Фото у беззубки нет головы так как

Б. Правильно выполненное задание 10

Задание 11. «Гребешок» (рис. 11)

у беззубки нет головы так как. Смотреть фото у беззубки нет головы так как. Смотреть картинку у беззубки нет головы так как. Картинка про у беззубки нет головы так как. Фото у беззубки нет головы так как

1. Кожная складка, которая покрывает тело моллюска, называется:

а) пелликулой (3–17–30–5);
б) кутикулой (8–1–33–6);
в) мантией (4–18–13–29);
г) плазмолеммой (30–12–7–15).

2. Твердое образование, защищающее тело моллюска, называется:

а) панцирем (31–1–20–6);
б) раковиной (29–32–7–19);
в) щитом (12–8–27–22);
г) камерой (5–29–4–22).

3. К типу моллюсков не относится:

а) каракатица (1–7–23–13–4);
б) живородка (1–9–32–13–4);
в) перловица (16–8–23–13–29);
г) планария (4–33–1–19–28).

4. К классу двустворчатых моллюсков относится:

а) рапана (25–7–33–1);
б) устрица (28–31–2–1);
в) большой слизень (25–3–16–1);
г) катушка (28–12–27–1).

5. К классу головоногих моллюсков не относится:

а) кальмар (22–7–5–16);
б) каракатица (5–24–22–7);
в) виноградная улитка (2–10–15–30);
г) осьминог (7–24–3–10).

6. В морях встречается двустворчатый моллюск:

а) перловица (6–16–26–1);
б) речная жемчужница (3–1–22–6);
в) гребешок (29–1–30–8);
г) шаровка (22–7–9–11).

7. Голова отсутствует у:

а) рапаны (15–4–22–7);
б) каракатицы (11–10–5–33);
в) большого слизня (23–4–24–2);
г) беззубки (8–24–17–5).

8. В пресной воде не встречаются:

а) головоногие моллюски (5–20–3–25);
б) двустворчатые моллюски (16–4–33–2);
в) брюхоногие моллюски (20–12–1–25).

9. При помощи секрета, выделяемого чернильной железой, защищаются:

а) гребешки (8–20–29–11);
б) устрицы (6–31–27–30);
в) виноградные улитки (6–1–22–25);
г) каракатицы (25–14–27–1).

10. Легочное дыхание характерно для:

а) беззубки (4–29–25–7);
б) перловицы (2–33–20);
в) прудовика (17–1–21);
г) осьминогов-аргонавтов (4–3–26).

11. К крупнейшим двустворчатым моллюскам относятся:

а) тридакны (27–9–16–21);
б) перловицы (3–26–1–12);
в) мидии (4–23–7–17);
г) беззубки (17–2–29–1).

12. К вымершим головоногим относятся:

а) каракатицы (24–7–6–21);
б) аммониты (21–26–11–23);
в) осьминоги (21–3–5–13);
г) кальмары (21–26–24–23).

13. Этих моллюсков образно называют «приматами моря». Их головной мозг заключен в специальную хрящевую капсулу. Речь идет о:

а) рапанах (20–11–23–17);
б) тридакнах (5–32–7–33);
в) осьминогах (3–1–6–23);
г) гребешках (6–5–1–30).

14. Каких головоногих моллюсков за их красивую перламутровую раковину называют «жемчужными корабликами»?

а) осьминогов-аргонавтов (7–26–14–6);
в) наутилусов (33–12–22–6);
б) каракатиц (33–13–23–2);
г) кальмаров (7–4–22–28).

(Правильные ответы: 4–18–13–29; 29–32–7–19; 4–33–1–19–28; 28–31–2–1; 2–10–15–30; 29–1–30–8; 8–24–17–5; 5–20–3–25; 25–14–27–1; 17–1–21; 27–9–16–21; 21–26–11–23; 3–1–6–23; 33–12–22–6.)

у беззубки нет головы так как. Смотреть фото у беззубки нет головы так как. Смотреть картинку у беззубки нет головы так как. Картинка про у беззубки нет головы так как. Фото у беззубки нет головы так как

Б. Правильно выполненное задание 11

Задание 12. «Кальмар» (рис. 12)

у беззубки нет головы так как. Смотреть фото у беззубки нет головы так как. Смотреть картинку у беззубки нет головы так как. Картинка про у беззубки нет головы так как. Фото у беззубки нет головы так как

Какие из названных моллюсков относятся к двустворчатым?

1. Перловица обыкновенная (9–24–15–37–23).

2. Европейская жемчужница (17–3–41–29–23).

4. Беззубка озерная (28–9–17–34–46–12).

5. Роговая катушка 29–3–19–41–15–23).

6. Черноморский гребешок (28–21–4–36).

7. Мидия гигантская (21–20–36–30–6–45).

8. Устрица адриатическая (10–2–7).

9. Большой прудовик (20–12–39–49–1–40).

11. Тридакна гигантская (25–38–13–48).

12. Дрейсена каспийская (16–22–43–48).

14. Шашень, или корабельный червь (42–47–25–10–33–18).

15. Шаровка речная (6–11–18–45).

16. Морская жемчужница (49–39–26–12–39).

17. Сердцевидка ребристая (27–42–14–27–50).

18. Аргонавт (45–42–47–18–14).

19. Осьминог обыкновенный (10–14–35–5).

20. Горошина обыкновенная (1–50–35–44–5).

21. Кальмар-архитевтис (26–14–38).

22. Корабельный червь – торедо (1–49–19–32–8).

23. Каракатица, или сепия (1–27–13–38–50–49).

24. Мидия зеленая (44–40–5).

25. Беззубка сводчатая (8–40–32).

(Правильные ответы: 9–24–15–37–23; 17–3–41–29–23; 28–9–17–34–46–12; 28–21–4–36; 21–20–36–30–6–45; 10–2–7–31–16; 25–38–13–48; 16–22–43–48; 42–47–25–10–33–18; 6–11–18–45; 49–39–26–12–39; 27–42–14–27–50; 1–50–35–44–5; 1–49–19–32–8; 44–40–5; 8–40–32.)

Источник

ГДЗ биология 7 класс Константинов, Бабенко Вентана-Граф Задание: Подведем итоги Стр 105

Выполните задания

№ 1. Укажите, по каким признакам животные объединены в тип Моллюски. Подтвердите примерами.

Признаки, по которым животные объединены в тип Моллюски:

Тело не сегментировано;

Туловище образует кожную складку – мантию;

Есть отделы тела: голова, нога, туловище. Например, прудовик (брюхоногие) передвигается с помощью ноги, выделяя при этом слизь; а также осьминоги, кальмары, устрицы;

Незамкнутая кровеносная система. Например, виноградная улитка.

№ 2. Перечислите способы передвижения моллюсков. Приведите примеры из разных классов моллюсков.

Способы передвижения моллюсков:

Скольжение или ползание (прудовик, улитка – класс Брюхоногие);

Прикрепление (устрицы, гребешки – класс Двустворчатые);

Реактивное перемещение (осьминог, каракатица – класс Головоногие).

№ 3. Сравните внешнее строение брюхоногих и головоногих моллюсков и назовите отличия.

Брюхоногие – самая распространенная и разнообразная группа моллюсков, насчитывающая около 90 000 видов. Их тело состоит из головы, туловища с мантией и ноги. У них ассиметричное тело, одна пара глаз, язык с теркой, имеется раковина в виде завитка или редуцирована.

Головоногие относятся к немногочисленной группе высокоорганизованных животных, отличающихся сложным строением тела и поведением. Отличительная черта у них – превратившаяся в щупальца нога, которая находится вокруг ротового отверстия на голове. У них отсутствует раковина или имеются ее редуцированные остатки.

№ 4. Охарактеризуйте особенности строения и жизнедеятельности двустворчатых и брюхоногих моллюсков.

Двустворчатые моллюски обитают исключительно в водоемах. Раковины у них, исходя из названия, имеют две створки и достигают от 1 – 2 мм до 1,5 м в длину. В целом класс насчитывает около 20 000 видов. Тело двустворчатых моллюсков сплюснуто с боков и состоит из туловища и ноги. Голова и щупальца, глотка, язык с теркой, слюнные железы и челюсти у них отсутствуют. С помощью ноги такие моллюски могут медленно передвигаться по дну водоема, закапываться в песок, а некоторые из них – прикрепляться к подводным предметам одной из створок (устрицы) или с помощью клейких нитей (например, мидии). Замыкаются створки раковин двустворчатых моллюсков при сокращении специальных мышц – замыкателей, которые располагаются в задней и передней частях тела. соединяет две створки эластичная связка, которую образует наружный роговой слой раковины.

У большинства брюхоногих моллюсков спирально закрученная раковина. Однако у некоторых видов она недоразвита, либо вовсе отсутствует (например, у голых слизней). Тело их состоит из головы, туловища, ноги. На голове моллюсков располагаются одна или две пары длинных и мягких щупалец, а также пара глаз. Нога – мускулистый вырост на брюшной части тела хорошо приспособлена к ползанию. В туловище расположены все внутренние органы. Среди брюхоногих моллюсков есть фильтраторы, хищники и паразиты. Однако большую часть составляют растительноядные или разлагающие донные отложения виды.

№ 5. Назовите способы размножения и особенности развития моллюсков.

Моллюски могут быть как раздельнополыми (большинство двустворчатых), так и гермафродитами (например, улитки). В случае, если моллюск гермафродит, особи при оплодотворении выступает и как самка, и как самец. Протоки гонад (гонодукты) являются целомодуктами, по которым половые клетки отправляются в целом. Оттуда они отфильтровываются почками и направляются в мантийную полость. Такой способ размножения характерен для раздельнополых особей с наружным оплодотворением.

У более развитых видов брюхоногих и головоногих моллюсков происходит внутреннее оплодотворение. Например, у осьминога гектокотиль – видоизменённое щупальце служит для переноса половых клеток в мантийную полость самки.

Постэмбриональное развитие у моллюсков схожее с таковым у полихет. Примитивным типом развития считается развитие с трохофорой. У большинства моллюсков она превращается в более сложную личинку – велигер. Из данного свободного личиночного развития произошли уже другие формы. Например, при задержке яиц в жаберной части полости моллюска вышедшая личинка падает на дно водоема и ведет паразитический образ жизни.

Нужно отметить, что у брюхоногих одной личиночной формы оказывается недостаточно, поэтому кроме трохофоры возникает и вторая личиночная форма со своеобразными приспособлениями. У лопатоногих и боконервных моллюсков вторая личиночная форма выражена неотчетливо. А у некоторых брюхоногих велигер не свободен, а заключен в кладку – яйцевую капсулу, в которой он получает дополнительное питание в виде желтка или белковой жидкости.

У легочных брюхоногих моллюсков, как и у головоногих, развитие прямое. Оно до конца притекает в яйце (глубоко эмбрионизовано).

№ 6. Назовите черты строения беззубки и мидии, связанные с малоподвижным образом жизни.

У беззубки отсутствует голова, но есть мускулистый вырост – нога, с помощью которого она передвигается в иле или песке. Беззубка расширяет и выдвигает ногу вперед, чтобы закрепиться в грунте и передвинуть свое тело. Мидия введет полностью неподвижный образ жизни, поэтому ее нога утратила двигательную функцию.

Так как голова у двустворчатых моллюсков отсутствует, то у них нет многих органов пищеварения (глотки, языка в виде тёрки и слюнных желёз).

№ 7. Охарактеризуйте роль моллюсков в природе.

В водоемах моллюски служат пищей для водных млекопитающих и рыб. Сухопутных особей едят жабы, птицы.

Особенно велико значение двустворчатых моллюсков для очищения водоемов от органических загрязнений. Они питаются отцеженной органикой, тем самым фильтруя воду.

Раковины моллюсков участвуют и в образовании осадочных пород. По ископаемым в геологии ученые могут установить возраст осадочных пород, исследовать разновидности и особенности моллюсков.

Стр. 105. Какие утверждения верны?

№ 1. Все моллюски имеют двустороннюю симметрию.

№ 2. За исключением двустворчатых, у всех моллюсков имеется голова.

№ 3. Нога у моллюсков служит у одних видов для ползания, у других — для плавания или редуцируется совсем.

№ 4. Вторичная полость тела (целом) у моллюсков хорошо выражена уже в зародышевом состоянии.

№ 5. Кровеносная система моллюсков замкнутая.

№ 6. Моллюски имеют хорошо развитые органы осязания, химического чувства и равновесия.

№ 7. Среди моллюсков центральная нервная система наиболее развита у головоногих.

Стр. 106. Выберите все правильные ответы

№ 1. Для строения тела моллюсков характерно:

а) наличие минеральной раковины у большинства представителей;

б) деление тела на сегменты;

в) наличие двусторонней симметрии тела;

г) наличие ноги – мускулистого непарного выроста тела.

№ 2. Головоногие моллюски – немногочисленная группа животных, которые отличаются от других моллюсков более высокой организацией и поведением, они имеют:

а) более сложную нервную систему – нервные узлы образуют мозг;

б) хорошо развитые органы чувств;

в) лёгочное дыхание;

г) почти замкнутую кровеносную систему.

№ 3. Самая многочисленная и разнообразная группа моллюсков:

№ 4. Наиболее вероятное происхождение моллюсков:

а) от предков, общих с кольчатыми червями;

б) от кольчатых червей;

в) от плоских червей;

г) от круглых червей.

Стр. 106. Вопросы для обсуждения

№ 1. На основании чего можно судить о внешнем виде предков ныне существующих моллюсков?

На основании отпечатков от древних моллюсков, которые остались в глинистых и других почвах, а также на основании окаменелых останков.

№ 2. Как сказывается на строении моллюсков наличие или отсутствие раковины?

По мнению ученых, отсутствие раковины у некоторых моллюсков можно пояснить не процессом эволюции, а недостатком кальция, который необходим для постройки ракушки, в тех участках, где они обитают. Также наличие раковины поясняется тем, что тело моллюсков уязвимое, их внутренние органы могут легко повредиться. Следовательно, раковина выполняет в таком случае защитную функцию. А вот отсутствие ее может также свидетельствовать и том, что моллюскам так легче зарываться в песок.

№ 3. Почему попадание чужеродного тела в раковину двустворчатого моллюска вызывает процесс образования жемчужины?

Когда в раковину двустворчатого моллюска попадает инородное тело, активизируется защитная функция. В результате выделяется вещество, которое постоянно обволакивает инородное тело. Со временем и получается жемчужина.

№ 4. В чем проявляется связь строения моллюсков со способом их питания?

Двустворчатые моллюски являются природными фильтраторами. Они пропускают через себя воду в водоемах, а отцеженным фильтратом питаются. Одностворчатые брюхоногие моллюски являются в большинстве случаев фитофагами, а потому питаются исключительно растительной пищей. Для ее поедания у них имеется рот-тёрка, с помощью которого они перетирают пищу. Но встречаются среди них и хищники, которые охотятся на других моллюсков. Например, в морских глубинах живут моллюски-хищники, которые прикрепляются к своей жертве и, выделяя кислоту, проделывают в ее раковине дырку, через которую выедают ее тело полностью.

Стр. 106. Темы проектов

№ 1. Разнообразие брюхоногих моллюсков, их роль в природе.

Многочисленность и разнообразие брюхоногих моллюсков привело к их приспособлению к разным условиям окружающей среды и образу жизни. Их класс насчитывает более 90 000 видов, представители которых обитают в пресных водоемах, морях и даже на суше.

По сравнению с другими, практическое значение брюхоногих моллюсков не так уж велико. Однако, они однозначно являются незаменимой частью пищевой цепочки многих животных даже человека. Виноградная и береговая улитка, устрицы, мидии, рапаны, трубач и многие другие используются для приготовления изысканных блюд. Мурексы или конусы широко примеряются в ювелирной промышленности для изготовления украшений, сувениров.

№ 2. Роль двустворчатых моллюсков в морях.

В морских и пресноводных биоценозах двустворчатые моллюски играют важную роль как природные очистители воды, являясь хорошими биофильтраторами. Например, одна устрица способна за один час отфильтровать около 10 литров воды.

Также двустворчатые моллюски служат пищей для многих морских рыб, морских звезд и прочих живых существ. Некоторые из них, например, малый прудовик, служат промежуточными хозяевами паразитических плоских червей.

№ 3. Усложнение организации головоногих моллюсков по сравнению с другими классами моллюсков.

Усложнение в организации головоногих моллюсков по сравнению с другими классами моллюсков можно наблюдать в кровеносной системе. У них 2-ух или 3-ех камерное сердце, в крови переносчиками кислорода являются такие пигменты, как гемоглобин, гемоцианин и гемоэритрин. Также у них сложные органы дыхания – жабры и легкие, сложная нервная система и, соответственно поведение.

Пищеварительная система головоногих моллюсков тоже усложнена. У них появился язык с теркой, который позволяет перетирать твёрдую пищу. У некоторых крупных представителей в слюне содержится серная кислота, которая имеет высокую концентрацию и служит растворителем раковин мелких моллюсков, которыми они питаются.

Источник

Урок биологии по теме «Тип Моллюски. Классификация моллюсков. Основные черты организации и жизнедеятельности». 7-й класс

Разделы: Биология

Класс: 7

Тип урока: урок-семинар.

Образовательные цели: Проверка уровня усвоения основных понятий темы “Общая характеристика моллюсков”, проверка и закрепление знаний учащихся об особенностях строения тела моллюсков, процессов жизнедеятельности, продолжение формирования навыков использования знаний в решении биологических задач, развитие у обучающихся навыков аналитико-синтетической деятельности, формирование экологической культуры учащихся.

Особенности методики: Использование компьютерной презентации, видеофрагмента, интерактивных заданий, как средств актуализации знаний учащихся и развития их естественнонаучного мышления.

Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, диск “Мультимедийное пособие “Уроки Кирилла и Мефодия” “Животные””, лазерная указка, проектор, магниты, дидактические карточки, раковины морских и пресноводных моллюсков.

Ход урока

I. Оргмомент.

2. Блиц – опрос “Вопрос – ответ”.

III. Устные ответы у доски по заранее предложенным вопросам семинара.

1. Классификация моллюсков. (Презентация, слайды № 2-15)

Решение биологической задачи (задание классу)

Толщина и прочность раковины у морских моллюсков различны. Особо прочную и толстую раковину имеют панцирные моллюски — хитоны, живущие в полосе прибоя. Объясните, с чем связано различие в толщине раковины у моллюсков?

2. Среда обитания моллюсков. (Презентация, слайды № 16-22)

Учащиеся определяют, какие из предложенных им раковин брюхоногих – открытоспиральные, а какие – скрытоспиральные.

Решение биологической задачи (задание классу)

В некоторых странах, например во Франции, на специальных фермах разводят виноградных улиток, используемых в пищу. Замечено, что для быстрого роста улиток к их основной пище—виноградным листьям—необходимо добавлять кусковой мел. Объясните, почему?

4. Образование жемчуга. (Сообщение учащегося) (Презентация, слайды № 30-31)

Форма жемчужины – округлая, нередко каплевидная или грушевидная, эллипсоидальная либо неправильная, причудливая (“барочный жемчуг”). Размер от первых миллиметров до первых сантиметров (очень редко – крупнее). “Сортовой” жемчуг достигает размеров более 3 мм, “бисер” – 3-2 мм, “жемчужная пыль” – менее 2 мм. Самая крупная жемчужина, найденная на Филиппинах в 1934, 16 см и массу 6,4 кг, имела овальную форму, размеры 24

Если жемчужина растет не в мантии моллюска, а непосредственно прирастает к внутренней поверхности створки раковины, то в месте прикрепления у нее отсутствует перламутровый слой; такой жемчуг носит название “блистер”, или “пузырчатый жемчуг”, и меньше ценится. В отличие от круглого или барочного жемчуга, не требующего иной обработки, кроме просверливания сквозных отверстий, блистер-жемчуг обычно подвергают обработке для вставок в кольца, серьги, браслеты и другие украшения. Окраска жемчуга разнообразна: белая, розовая, кремовая, черная, бронзовая, коричневая либо пастельных оттенков лавандового, голубого, желтого, зеленого, розовато-лилового цветов. В ювелирной торговле предпочитают розовый, кремовый, белый и черный жемчуг. Считается, что жемчужина заимствует свою окраску от внутреннего перламутрового слоя раковины, точнее – от того участка перламутрового слоя, вблизи которого она формировалась, т.е. цвет жемчуга зависит от вида моллюска-хозяина. Кроме того, на окраску жемчуга влияют температура и состав воды, состояние здоровья моллюска и даже характер пищи, которую он переваривает.

Жемчужина построена из нескольких тысяч тончайших концентрических слоев арагонита и конхиолина. Своеобразный иризирующий блеск, нежные мерцающие переливы радужных цветов на поверхности жемчужины, придающие ей неповторимую прелесть, составляют особое свойство зрелого жемчуга “ориент”, или “люстр”, за которое он в основном и ценится. Это свойство обусловлено его многослойным строением, явлениями отражения и преломления, дифракции и интерференции света на просвечивающей поверхности жемчужины. Блеск черного жемчуга – металлический. Твердость жемчуга 3,5-4 (такая же, как у арагонита). Средняя плотность натурального жемчуга 2,685.

Натуральный жемчуг образуется в результате случайного попадания внутрь раковины постороннего предмета. Это может быть крошечная песчинка или червячок-

паразит, который, проникнув в тело моллюска, вызывает раздражение. Жемчужница, не в силах избавиться от непрошенного гостя, обволакивает постороннее тело перламутровым веществом. Жемчужина растет от центра к периферии концентрическими слоями, последовательно отлагающимися вокруг центрального ядра.

Однако многие натуральные жемчужины в разрезе не обнаруживают никаких следов постороннего раздражителя. Предполагается, что в таких случаях ядро имело органическую природу, но после начала осаждения карбоната кальция разложилось, не оставив следов.

Наиболее высоко ценится морской жемчуг “ориенталь”, менее ценен – пресноводный жемчуг.

Лучший в мире розовый и кремовый жемчуг добывают в Персидском заливе, где он вырастает в мелких жемчужницах Pinctada vulgaris. Этот моллюск редко бывает крупнее 8 см в поперечнике. Жемчужницы, обитающие у северного побережья Австралии, формируют красивые серебристо-белые жемчужины, более крупные, чем моллюски Персидского залива. Австралийская жемчужница Pinctada maxima иногда достигает в диаметре 30-36 см. Основной бизнес ловцов жемчуга в Австралии – сбор раковин на перламутр.

Другие известные места добычи жемчуга – Шри-Ланка, Венесуэла (у ее берегов жемчуг находил еще Колумб), Таити, архипелаг Мергуи в Мьянме и Калифорнийский залив в США. Каждый регион характеризуется жемчугом определенного типа (в частности, специфической окраски). Высококачественный жемчуг из Персидского залива определяет максимальный уровень цен на любой натуральный жемчуг.

Речной жемчуг некогда водился в Англии и Ирландии; римляне привозили его с Британских островов. Сейчас добыча речного жемчуга ведется только в Германии (Бавария) и США. Северные и северо-западные реки Европейской части России прежде тоже изобиловали жемчугом. Жемчуг издревле высоко ценили на Руси; им расшивали женскую одежду и головные уборы (сарафаны, кокошники и т.п.), облачения духовенства, а иногда и одеяния вельмож, украшали оклады икон, переплеты рукописных церковных книг, церковную утварь и т.д. Особенно ценился скатный (т.е. круглый) жемчуг из Кафы (древнее название Феодосии в Крыму) – кафимский (великий, велий), который привозили туда с Востока. В большом почете был жемчуг в Древнем Риме. Плиний Старший (77 н.э.) помещал его в иерархии драгоценных камней на второе место после алмаза и перед изумрудом. На средневековом Востоке, где особенно ценили красные камни, первое место, естественно, отводилось рубину, за ним следовали алмаз и жемчуг (тоже перед изумрудом). В настоящее время натуральный жемчуг относится к числу самых дорогих ювелирных камней.

К сожалению, жемчуг недолговечен. По прошествии 150-200 лет жемчуг “заболевает”, т.е. тускнеет и трескается вследствие высыхания конхиолина, теряя свой иризирующий блеск и утрачивая, таким образом, основное достоинство как ювелирного камня. Однако известны жемчужины, сохранившие свои блеск и красоту, несмотря на весьма солидный возраст– 300-400 лет и больше.

5. Внутреннее строение. (ответ с использованием интерактивной схемы диск “Мультимедийное пособие “Уроки Кирилла и Мефодия” “Животные””, урок №11, страница 26)

Решение биологической задачи (задание классу)

Слюнные железы некоторых хищных брюхоногих моллюсков, питающихся другими моллюсками, содержат свободную 2—4% серную кислоту, облегчающую им добывание пищи. Каким образом хищные моллюски используют кислоту?

6. Размножение и развитие моллюсков. (Презентация, слайды № 42-43)

Демонстрация видеосюжета “Размножение виноградных улиток”

IV. Беседа с классом о происхождении моллюсков.

По всей видимости, моллюски произошли от примитивных кольчатых червей, перешедших к ползанию по грунту. Брюшная сторона кожно-мускульного мешка превратилась в ногу, в связи с развитием защитной раковины утратилась опорная функция целома, и он редуцировался. У наиболее примитивных форм сохраняются черты сегментации в строении нервной, половой и выделительной систем. Дальнейшее развитие группы связано с изменением способов движения и питания и эволюции раковины.

? Назовите общие черты моллюсков и кольчатых червей.

? Назовите признаки высокой организации и особенности моллюсков. Признаки Высокой организации и особенности моллюсков.

V. Проверочная работа.

1. К моллюскам, обитающим на суше, относится:

а) беззубка; б) кальмар; в) виноградная улитка.

2. Раковина моллюска образована:

а) выделениями мантии; б) песком и другими частицами, приклеившимися к телу; в) выделениями пищеварительных желез.

3. Перетирание растительной пищи происходит у многих моллюсков:

а) с помощью терки желудка; б) теркой языка; в) теркой тонкой кишки.

4. Ток воды через сифоны моллюсков обеспечивается:

а) разностью давления воды на входе и выходе; б) движениями ресничек мантии, жабр, ротовых лопастей; в) заглатыванием воды.

5. К пищеварительным железам моллюсков относятся:

а) печень и поджелудочная железа; б) только печень; в) только поджелудочная железа.

1. К морским моллюскам относятся:

а) кальмар и каракатица; б) беззубка и малый прудовик; в) осьминог и перловица.

2. Мантийная полость — это:

а) внутреннее пространство в пищеварительном тракте; б) пространство между мантией и телом; в) пространство между раковиной и мантией.

3. У беззубки нет головы, так как:

а) у моллюсков вообще нет головного отдела; б) беззубки не ловят добычу, а питаются пассивно; в) это единственный представитель двустворчатых, у которых отсутствует головной отдел тела.

4. Реактивный способ передвижения характерен:

а) для беззубки; б) для мидии; в) для кальмара.

5. Легочное дыхание характерно:

а) для перловицы; б) для осьминога; в) для слизня.

VI. Домашнее задание.

По горизонтали: 1. Пресноводный двустворчатый моллюск. 2. Часть раковины улитки. 3. Двустворчатый моллюск, переселившийся из Черного моря в реки Европы. 4. Часть тела улитки. 5. Распространенное название брюхоногих моллюсков. 6. Наземная улитка. 7. Съедобный двустворчатый моллюск. 8. Пресноводный двустворчатый моллюск. 9. Дальневосточный морской моллюск. 10. Часть раковины. 11. Язык брюхоногих моллюсков, вооруженный зубами. 12. Отверстие раковины. 13. Защитное образование моллюсков, выделяемое клетками мантии.

По вертикали: 1. Брюхоногий моллюск. 2. Пресноводная улитка с длинной дыхательной трубкой. 3. Трубочка, соединяющая мантийную полость двустворчатых моллюсков с окружающей средой. 4. Крупная наземная тропическая улитка. 5. Мелкая улитка. 6. Моллюск, слизь которого используется для приготовления краски «королевский пурпур». 7. Ископаемый моллюск, имевший спиральную раковину. 8. Моллюск — вредитель полевых и ягодных культур. 9. Двустворчатый моллюск — обитатель слабопроточных водоемов. 10. Хищный моллюск, уничтожающий устриц. 11. Моллюск, обладающий ядовитыми железами и зубами. 12. Головоногий моллюск.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *