тюрки куманы кто такие

Куманы

Куманы

После падение Кимакского каганата Куманы объединились с кыпчаками. Куманы вошли как западная ветвь кыпчаков.

См. также

Смотреть что такое «Куманы» в других словарях:

Куманы — см. Половцы … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Половцы — (куманы, кипчаки) народ тюркского племени, некогда составлявший одно целое с печенегами и торками (когда жил в степях Средней Азии); в бумагах Петрарки сохранился словарь половецкого языка, из которого видно, что язык их тюркский, ближе всего… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Мадьяры — господствующее племя в Транслейтанской части Австро Венгерской монархии (Королевство Венгрия). Главная масса этого племени живет в Средней Венгрии, по обоим берегам Дуная и Тисы; на З. их поселения доходят почти до самой границы королевства; в… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Половцы — Эту страницу предлагается объединить с Кипчаки. Пояснение причин и обсуждение на странице Википедия:К объединению/23 октября 2011. Обсуждение длится одну неделю (или дольше, если оно идёт медленно). Дата … Википедия

Святополк Владимирович Окаянный — Святополк Владимирович («Окаянный») Свѧтополкъ Владимировичь … Википедия

Кайсак — Казахи … Википедия

Киргиз-кайсаки — Казахи … Википедия

Крымтатары — крымские татары, крымцы qırımtatarlar, qırımlar И. Гаспринский • Н. Челебиджихан • М. А. Джемилев … Википедия

Крымцы — крымские татары, крымцы qırımtatarlar, qırımlar И. Гаспринский • Н. Челебиджихан • М. А. Джемилев … Википедия

Источник

Потомки свирепых половцев среди нас: кто они, и как их можно узнать сегодня

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

тюрки куманы кто такие. Смотреть фото тюрки куманы кто такие. Смотреть картинку тюрки куманы кто такие. Картинка про тюрки куманы кто такие. Фото тюрки куманы кто такие

тюрки куманы кто такие. Смотреть фото тюрки куманы кто такие. Смотреть картинку тюрки куманы кто такие. Картинка про тюрки куманы кто такие. Фото тюрки куманы кто такие

В степи (Дешти-Кипчак – Кипчакская, или Половецкая степь) жили не только половцы, но и другие народы, которых то объединяют с половцами, то считают самостоятельными: например, куманы и куны. Скорее всего, половцы не были «монолитным» этносом, а делились на племена. Арабские историки раннего Средневековья выделяют 11 племен, русские летописи также свидетельствуют о том, что разные племена половцев жили западнее и восточнее Днепра, восточнее Волги, около Северского Донца.

тюрки куманы кто такие. Смотреть фото тюрки куманы кто такие. Смотреть картинку тюрки куманы кто такие. Картинка про тюрки куманы кто такие. Фото тюрки куманы кто такие

Потомками половцев были многие русские князья – их отцы нередко брали в жены знатных половецких девушек. Не так давно разгорелся спор о том, как на самом деле выглядел князь Андрей Боголюбский. По реконструкции Михаила Герасимова, в его внешности монголоидные черты сочетались с европеоидными. Однако некоторые современные исследователи, например, Владимир Звягин, полагают, что монголоидных черт в облике князя вовсе не было.

тюрки куманы кто такие. Смотреть фото тюрки куманы кто такие. Смотреть картинку тюрки куманы кто такие. Картинка про тюрки куманы кто такие. Фото тюрки куманы кто такие

Как выглядели сами половцы?

тюрки куманы кто такие. Смотреть фото тюрки куманы кто такие. Смотреть картинку тюрки куманы кто такие. Картинка про тюрки куманы кто такие. Фото тюрки куманы кто такие

На этот счет нет единого мнения исследователей. В источниках XI-XII веков половцев часто называют «желтыми». Русское слово также, вероятно, происходит от слова «половый», то есть, желтый, соломенный.

тюрки куманы кто такие. Смотреть фото тюрки куманы кто такие. Смотреть картинку тюрки куманы кто такие. Картинка про тюрки куманы кто такие. Фото тюрки куманы кто такие

Некоторые историки полагают, что в числе предков половцев были описанные китайцами «динлины»: люди, которые жили в Южной Сибири и были блондинами. Но авторитетный исследователь половцев Светлана Плетнева, неоднократно работавшая с материалами из курганов, не соглашается с гипотезой о «светловолосости» половецкого этноса. «Желтый» может быть самоназванием части народности, чтобы выделить себя, противопоставить остальным (в тот же период существовали, например, «черные» болгары).

тюрки куманы кто такие. Смотреть фото тюрки куманы кто такие. Смотреть картинку тюрки куманы кто такие. Картинка про тюрки куманы кто такие. Фото тюрки куманы кто такие

По мнению Плетневой, основная масса половцев была кареглазой и темноволосой – это тюрки с примесью монголоидности. Вполне возможно, что среди них были люди разного типа внешности – половцы охотно брали в жены и наложницы славянок, правда, не княжеских родов. Князья своих дочерей и сестер степнякам никогда не отдавали. В половецких кочевьях были и русичи, попавшие в плен в битве, а также рабы.

тюрки куманы кто такие. Смотреть фото тюрки куманы кто такие. Смотреть картинку тюрки куманы кто такие. Картинка про тюрки куманы кто такие. Фото тюрки куманы кто такие

Венгерский король из половцев и «половецкие венгры»

Часть истории Венгрии напрямую связана с половцами. Несколько половецких родов поселились на ее территории уже в 1091 году. В 1238 г., теснимые монголами, половцы под предводительством хана Котяна поселились там с разрешения короля Белы IV, которому нужны были союзники.
В Венгрии, как и в некоторых других странах Европы, половцев называли «куманы». Земли, на которых они начали жить, назвали Kunság (Куншаг, Кумания). Всего на новое место жительство прибыло до 40 тысяч человек.

Хан Котян даже отдал свою дочь за сына Белы Иштвана. У него и половчанки Иржебет (Эршебет) родился мальчик Ласло. За происхождение его прозвали «Куном».

тюрки куманы кто такие. Смотреть фото тюрки куманы кто такие. Смотреть картинку тюрки куманы кто такие. Картинка про тюрки куманы кто такие. Фото тюрки куманы кто такие

Согласно его изображениям, выглядел он отнюдь не как европеоид без примеси монголоидных черт. Скорее эти портреты напоминают нам знакомые из учебников истории реконструкции внешнего облика степняков.

Личная гвардия Ласло состояла из его соплеменников, он ценил обычаи и традиции народа своей матери. Несмотря на то, что официально он был христианином, он и другие половцы даже молились на куманском (половецком).

Половцы-куманы постепенно ассимилировались. Некоторое время, вплоть до конца 14 века, они носили национальную одежду, жили в юртах, но постепенно перенимали культуру венгров. Куманский язык вытеснялся венгерским, общинные земли переходили в собственность знати, которая также хотела выглядеть «более венгерской». Область Куншаг в XVI веке была подчинена Османской Империи. В результате войн погибло до половины половцев-кипчаков. Веком позже полностью исчез и язык.

Сейчас отдаленные потомки степняков ничем внешне не отличаются от остальных жителей Венгрии – они европеоиды.

Половцы в Болгарии

Половцы несколько веков подряд прибывали в Болгарию. В XII веке территория находилась под властью Византии, половецкие переселенцы занимались там скотоводством, старались поступить на службу.

тюрки куманы кто такие. Смотреть фото тюрки куманы кто такие. Смотреть картинку тюрки куманы кто такие. Картинка про тюрки куманы кто такие. Фото тюрки куманы кто такие

В XIII веке количество степняков, перебравшихся в Болгарию, увеличилось. Часть из них пришла из Венгрии после гибели хана Котяна. Но в Болгарии они быстро смешались с местными, приняли христианство и потеряли особые этнические черты. Возможно, сейчас в некотором количестве болгар течет половецкая кровь. К сожалению, точно выделить генетические признаки половцев пока сложно, потому что тюркских черт в болгарском этносе в силу его происхождения предостаточно. Болгары также обладают европеоидной внешностью.

тюрки куманы кто такие. Смотреть фото тюрки куманы кто такие. Смотреть картинку тюрки куманы кто такие. Картинка про тюрки куманы кто такие. Фото тюрки куманы кто такие

Половецкая кровь в казахах, башкирах, узбеках и татарах

тюрки куманы кто такие. Смотреть фото тюрки куманы кто такие. Смотреть картинку тюрки куманы кто такие. Картинка про тюрки куманы кто такие. Фото тюрки куманы кто такие

Многие половцы не мигрировали – они смешались с татаро-монголами. Арабский историк Ал-Омари (Шихабуддин аль-Умари) писал, что, влившись в Золотую Орду, половцы перешли на положение подданных. Поселившиеся на территории Половецкой степи татаро-монголы постепенно смешивались с половцами. Ал-Омари заключает, что через несколько поколений татары стали выглядеть, как половцы: «как будто от одного (с ними) рода», потому что начали жить на их землях.

В дальнейшем эти народности расселялись по разным территориям и приняли участие в этногенезе многих современных наций, в том числе – казахов, башкир, киргизов и других тюркоязычных народов. Типы внешности у каждой из этих (и перечисленных в заголовке раздела) наций разные, но в каждой течет доля половецкой крови.

тюрки куманы кто такие. Смотреть фото тюрки куманы кто такие. Смотреть картинку тюрки куманы кто такие. Картинка про тюрки куманы кто такие. Фото тюрки куманы кто такие

Половцы также входят в число предков крымских татар. Степной диалект крымскотатарского языка принадлежит к кыпчакской группе тюркских языков, а кыпчакский – это потомок половецкого. Половцы смешались с потомками гуннов, печенегов, хазар. Сейчас большинство крымских татар – европеоиды (80 %), степные крымские татары имеют европеоидно-монголоидную внешность.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

Кипчаки, куны, половцы и куманы – один этнос или четыре

Вопрос, казалось бы, риторический: ведь уже давно в научной исторической литературе прочно утвердилась традиция считать мнение русского историка П. В. Голубовского, заявившего еще в 1884 г., что «кумане-кипчаки-половцы есть один и тот же народ» [1, с. 45], абсолютно верным.

тюрки куманы кто такие. Смотреть фото тюрки куманы кто такие. Смотреть картинку тюрки куманы кто такие. Картинка про тюрки куманы кто такие. Фото тюрки куманы кто такие

Правда, осталось без убедительного объяснения то обстоятельство, что в Европе и Византии хорошо знали куманов, несколько хуже — половцев, на Руси знали половцев и совершенно не знали кыпчаков. На Востоке — в Китае, в странах ислама и у их ближайших соседей, — наоборот, были хорошо известны кыпчаки и неизвестны половцы и куманы. Среди современных исследователей, сомневающихся в тождестве половцев и кипчаков, можно назвать тюрколога С. Е. Малова и историка А. И. Попова, который отмечал, что «кипчаки и половцы не полностью одно и то же» [2]. Они так и не дали ответа на поставленный вопрос. Другой тюрколог, С. Г. Кляшторный, высказался более определенно, заявив, что это разные племена, но не привел необходимых доказательств. Таким образом, вопрос об этнической идентификации кипчаков, половцев и куманов остался без ответа. Для разрешения этого вопроса необходим анализ всех данных по истории кипчаков, половцев и куманов, а также кунов, малоизвестных современным историкам.

КИПЧАКИ. Этноним «кыпчак» (кыбчак, хивчак, хипчах, кив-чак в восточных источниках) не является исконным для носящего его этноса. Впервые этот этноним упоминается в древнеуйгур-ском памятнике Элетмиш Бильге-кагану (760) и соотносится с древними племенами, известными в древнетюркских надписях под названием «сиры» и в китайских хрониках как «сеяньто» [3, с. 123-124].

С IX в. кипчаки известны по сочинениям арабо-персидских авторов на территории современного Казахстана в составе государства кимаков. В X в. в непосредственной близости к кимакам возникают мусульманское государство Караханидов (в Семиречье) и к северо-востоку от него племенные союзы выходцев из восточных степей, где усиливается экспансия киданей. Вследствие внешней угрозы и усиления сепаратизма племен Кимак-ский каганат распался. В борьбе за гегемонию в степи сильнейшими оказались кипчаки, по этнониму которых степь к северу от Сырдарьи в восточных источниках с 1030 г. стала называться Кипчакской (перс. «Дешт-и Кипчак»). Характерно, что в перечне племен Дешт-и Кипчака (степи от низовьев Дуная до среднего Иртыша), приведенных в сочинениях арабо-персидских авторов XII-XIV вв., этнос с названием «кипчак» отсутствует: этноним «кипчак» перестал быть названием прежних сиров, а стал собирательным наименованием в мусульманских источниках всех кочевых племен Дешт-и Кипчака. Ибн Халдун, перечисляя в своем сочинении (1400) одиннадцать племен Дешт-и Кипчака, писал, что все эти племена «не одного рода», т.е. этнически неоднородны. Среди самих («этнических») кыпчаков в источниках упоминаются лишь несколько главных племен, ханы которых имели территориальные владения (уран на Сыр-Дарье, эльбори в Южном Приуралье). Кипчаки не создали государства, в рамках которого смогла бы сложиться единая этническая общность. Махмуд аль-Кашгари назвал кыпчаков среди племен, говоривших на западном наречии древнетюркского языка, отметив близость кипчакского и огузского диалектов [4, с. 52]. В период Золотой Орды среди племен Дешт-и Кипчака вновь «появились» кыпчаки, но уже как одна из многих племенных общностей. Распад Золотой Орды на отдельные государства определил вхождение кыпчаков в состав разных, хотя и близких этносов, но уже в качестве субэтнических групп.

Во второй половине XI в. письменные источники соседних с Северным Причерноморьем стран зафиксировали новые названия степных кочевых племен — половцы, куманы, куны. Что это за племена? Откуда они пришли? В какой-то степени ответ на эти вопросы дает Марвази. В одном из сочинений (1120) им были изложены некоторые сведения о важных событиях, произошедших в XI в., — о массовой миграции кочевников восточных степей на запад. В других источниках имеются данные о расселении языческих племен, в том числе участников указанной миграции: 1) в XI в. Джунгарию населяли кочевники — каи (верховья Иртыша), ябаку (верховье Оби), куны (к югу от каи), басмылы (к северо-западу от уйгурского владения, существовавшего в 8601209 гг.); 2) Семиречье входило в состав государства Караханидов, большинство населения которого составляли тюркские племена, исповедовавшие ислам, — «туркмены» в сочинении Марвази; 3) Караханиды враждовали с языческими племенами ябаку, чому-лов, каи и басмылов [5, с. 136], последним подчинялись шары. О них сообщает Марвази: группа шары бежала из своих мест, не желая принять ислам; о принятии ислама в 1043 г. неким племенем, чьи зимовки находились близ Баласагуна (город в Семиречье) сообщает Ибн аль-Асир. Возможно, сары и были племенем, принявшим ислам, часть которого бежала к язычникам-басмылам. В 1048/49 г. караханидский князь Арслан-тегин совершил поход против вождя ябаку по прозвищу «Большой Змей» и его союзников — басмалов, чомулов и каи. Ябаку были разгромлены [6, с. 135-136], что спровоцировало распад союза и возрастание агрессии среди бывших союзников, в частности, каи напали на племя кунов, последние — на шары, шары — на туркмен, те — на огузов. В сообщении Марвази или по данным армянского историка Матфея из Эдессы, «народ змей» напал на «желтых», те — на огузов, которые устремились на печенегов, и все они двинулись в сторону Рума, т.е. Византии.

Более поздний автор (1120), очевидно, более сведущий в ситуации аль-Марвази, подробно назвал племена, начавшие «цепную миграцию», — «народ змей» — каи (монгольск. «змей»), кунов и шары, а более ранний (ок. 1050 г.) автор, Матфей Эдесский, пропустил кунов, отметив лишь племена каи («змеи») и шары («желтые), возможно из-за их экзотических этнонимов. В год похода караханидского князя шары и куны находились близ границ владений Караханидов. Теснимые племенами, каи, куны и шары прошли вдоль северной границы этого государства, вторглись в Дешт-и Кипчак и двинулись севернее Сырдарьи и Приаралья в Северное Причерноморье. Дата сообщения Матфея Эдесского (1050) отражает время этой миграции. Эта дата соответствует времени появления (1055) на южной границе Руси половцев, т.е. шары (сары). Продвигаясь по Северному Приара-лью, мигранты вовлекли в движение на запад куманов, ставших их авангардом.

Неизвестен характер взаимоотношений мигрирующих племен с кыпчаками во время прохождения ими территории Дешт-и Кипчака. Вероятно, кыпчаки, не приняв пришельцев на своей земле, не препятствовали их движению. Согласно Марвази, порядок следования племен был следующим (с востока на запад): каи — куны — шары (сары); куманы ему не известны. В европейских источниках известны (с запада на восток) куны в Венгрии, куманы в Византии и сары (половцы) на Руси. О них следует рассказать подробнее.

КУНЫ. Этноним Махмуду аль-Кашгари неизвестен, очевидно, потому, что куны переселились раньше, чем он закончил свой труд о тюркских наречиях (ок. 1074 г.). Однако они упоминаются раньше в китайских источниках (в хрониках династий Суй и Тан в 581-907 гг.) и древнетюркских памятниках VI-VIII вв. в составе племен теле и токуз-огузов в Уйгурском каганате. После его падения (840) куны откочевали к границам Китая, а после захвата его северной части киданями (906) оказались соседями их государства (928). Опасаясь киданей, изгнавших христиан от границ своей страны (998), куны, среди которых были и христиане, откочевали к границам земли каи: в 1029 г. аль-Бируни упоминает кунов по соседству с каи. В русской летописи «Повесть временных лет» куны упоминаются в 1096 г. вместе с сары как «саракы-не», т.е. сарыкуны, «сорочины». В «Слове о полку Игореве» куны известны как «хинови». Искажение этнонима кун/хун на кын/ хин, хинове возможно, объясняется тем, что в денежной системе Руси в X-XIV вв. мелкие монеты назывались, как и данный народ, «кунами». Являясь этнически близкими к уйгурам, куны, как и уйгуры, говорили на восточном наречии древнетюркского языка.

ШАРЫ/САРЫ. Этноним шары/сары неизвестен Махмуду аль-Кашгари (XI в.), их называют другие авторы того же периода: Матфей Эдесский, позже — Марвази, который сообщил о группе шары, бежавшей «от ислама» (из Семиречья) к язычникам-бас-мылам. Обозначая эту этническую общность басмылами, т.е. «помесью», китайские и древнетюркские источники подразумевали этнически смешанное происхождение ее 40 составных частей («сорок» у тюркских племен было сакральным числом и обозначало «множество»). М. Кашгари назвал басмылов в числе племен, знавших тюркский язык, но говоривших и на «своих» (нетюркских) наречиях. Приняв сары, басмылы «назначили» им вождя, ибо, по сообщению Марвази, «они известны по имени их вождя, а он — басмыл» [7, с. 135]. По «Повести временных лет» этноним «сары» был самоназванием половцев: «сарыни есми». Принимая во внимание сообщения Ибн аль-Асира об обращении в ислам одного из кочевых племен Семиречья (близ Баласагуна) и Марвази о бегстве группы шары, не желавших принять ислам, легко связать племя, принявшее ислам с беглецами «от ислама», а их этноним «шары / сары» с тюргешами, одно из подразделений которых, «сары», обитало близ Баласагуна, столицы Тюргешско-го каганата (699-766). Кроме того, один из элементов культуры объединяет тюргешей [8, с. 135-136] и сары (половцев): обычай ставить каменные статуи с сосудами в руках на уровне живота. Каменные изваяния ставили и древние тюрки и кыпчаки, но это были статуи иной конфигурации. «Около 85% всех известных в Средней Азии и Казахстане статуй с сосудом в обеих руках приходится на Тянь-Шань и Семиречье» [9, с. 47]. Замечу, что Семиречье и Тянь-Шань не входили в состав Дешт-и Кипчака. Что касается сходства с половецкими изваяниями раннего типа (XI в.) того же времени в Центральном Казахстане, определяемых археологами как «кыпчакские», то специалист в этой области Л. Н. Ермоленко отмечает: «определения «древнетюркский» и «кыпчакский» в значительной мере условны» [10, с. 69]. Особенно это касается кыпчаков ввиду сложного этнического состава населения Дешт-и Кипчака. К тому же, в XII веке кыпчаки, в отличие от половцев, не обладали необходимыми для установки изваяний техническими и художественными навыками. Так что преемственность между каменными изваяниями кыпчаков и половцев сомнительна. Более возможна связь половцев с тюргеша-ми: имеется одна характерная особенность, свойственная только тюргешским и половецким изваяниям: обилие женских фигур, чего нет в статуях других племен.

КУМАНЫ. Ни Марвази, ни Матфей Эдесский не знают кума-нов. Современные исследователи считают куманов половцами, а их этноним — вариантом этнонима «кун». Однако Б. Е. Куме-ков, изучавший сведения арабских источников установил, что в IX-XI вв. в Северном Приаралье кочевала особая группа куманов [11, с. 137]. Оказавшись на пути миграции большой группы племен, куманы снялись с родных мест и откочевали на запад. По территории прежнего обитания (Приаралье) куманы были близки к печенегам, Анна Комнин в своей книге «Алексиада» при описании войны греков и куманов против печенегов (1091) отметила идентичность языков куманов и печенегов, говоривших на западном наречии древнетюркского языка. Эти данные свидетельствуют об огузо-печенежском происхождении куманов.

Таким образом, анализ имеющихся источников по указанным племенам позволил сделать следующие выводы:

1) кипчаки — это группа господствовавших в Дешт-и Кипчаке племен, говоривших на диалекте западного наречия;

2) куны — племя, родственное древним уйгурам; вначале (IX-X вв.) куны кочевали близ границ Северного Китая, а с 1029 г. — в Джунгарии, говорили на диалекте восточного наречия;

3) сары/половцы — часть тюргешей, бежавших из родных мест (Семиречье), они говорили на диалекте восточного наречия;

4) куманы — одно из племен Приаралья, судя по языку, кума-ны имели огузо-печенежское происхождение, были вовлечены в миграцию на запад половцами и кунами.

Кыпчаки, половцы, куманы и куны — это разные по исходной территории, наречию (хотя и одного — древнетюркского — языка) и самосознанию племена (этносы).

Библиография

Источник

Половцы, (Куманы)

тюрки куманы кто такие. Смотреть фото тюрки куманы кто такие. Смотреть картинку тюрки куманы кто такие. Картинка про тюрки куманы кто такие. Фото тюрки куманы кто такие

Половцы (или Куманы) – это тюркские кочевые племена, составляющие западную ветвь союза Куман-Кипчак.

Язык Куманов и значение слова cuman

Язык Куманов засвидетельствован некоторыми средневековыми документами и является самым известным из раннетюркских языков. Кодекс куманов, созданный итальянскими торговцами и немецкими миссионерами в период между 1294 и 1356 годами, являлся лингвистическим пособием для тюркско-куманского в средние века, призванным помочь католическим миссионерам общаться с куманами. Он состоял из латино-персидско-куманского глоссария, грамматических наблюдений, списков потребительских товаров и куманского фольклора. В настоящее время он находится в венецианской библиотеке.

В середине XI века куманский язык претерпел некоторые изменения из-за связи некоторых половцев с еврейскими хазарами.

Первоначальное значение слова cuman неизвестно, также неясно, относится ли оно конкретно только к куманам или же и к ним, и к кипчакам, так как два племени часто жили бок о бок. Однако, в тюркских языках вариации одного корня qu, qun, qūn, quman или qoman означают «бледный, желтый, кремовый», «бледно-желтый» или «желтовато-серый».

Хотя есть предположение, что данное название характеризует куманов через цвет волос, Имре Баски, видный тюрколог, предлагает такие объяснения происхождения племенного имени, как: цвет лошади (поскольку среднеазиатские породы лошадей (например ахалтеки) имеют характерный кремовый окрас), традиционное водное судно, известное как quman, тюркское слово со значением «сила» или «войско».

В восточнославянских и польских языках они известны как половцы, происходящие из славянского корня polvъ со значением «бледный, светло-желтый, блондин». Возможна и другая версия происхождения слова «половцы»: славянское корневое pȍlje означает «поле», что может напоминать о месте обитания этого народа, ведь половцы были «людьми поля», или «людьми степи».

В германских языках половцев называли такими словами, как folban, vallani или valwe – все производные древнегерманского слова со значением «бледный». В немецком повествовании Адама Бременского и Матфея Эдесского куманы называются «белокудриками». По-венгерски куманов звали кун, куун и кунок (kun, qoun, kunok), что на старовенгерском означает «кочевник», но позже этот термин использовался исключительно по отношению к куманам без кипчаков.

Считается, что слово «кипчак» является составным от иранских kip «рыжий, блондинистый» и cak/chak «скиф». Конфедерация и совместный быт значительно затруднили задачу историков, пытающихся отделить историю одной нации от другой.

Заселение территорий куманами

Во времена монгольского нашествия 1237 года большинство куманов стали искать прибежища в землях Венгрии, потому как многие куманы еще до вторжения поселились в Венгрии, Болгарии и Турции.

Связанные с печенегами, они населяли Куманию, смежную к северу от Черного моря область, простиравшуюся вдоль реки Волги, и часто вмешивались в политическую жизнь Кавказа и империи Хорезма. Куманы слыли жестокими и грозными кочевыми воинами евразийской степи, оказавшими сильное влияние на развитие средневековых Балкан.

В конце концов, многие куманы обосновались на западе Черного моря, влияя на политику Киевской Руси, Галицко-Волынского княжества, Золотоордынского ханства, Второй Болгарской Империи, Королевства Сербии, Королевства Венгрии, Молдавии, Королевства Грузии, Византийской империи, Империи Никеи, Латинской Империи и Валахии, и в каждом конкретном случае куманы успешно внедрялись в элиту страны.

Куманы также играли выдающуюся роль в четвертом крестовом походе и в создании Второй Болгарской Империи. Вскоре пять десятков племен Кумана и Кипчака объединилась с целью создания Конфедерации Куман-Кипчак.

Основным инструментом политического успеха куманов была военная сила, которая была сильнее любой враждебной балканской группировки. Группы половцев ассимилировались с местным населением в Балканском районе, а поселенцы куман основали три последовательные болгарские династии – асениды, тертериды и шишманиды, а также династию валлаш. Однако, некоторые средневековые записи относят династии Басараб и Асенида к династиям Влаха.

История и этническое происхождение куманов

Этническое происхождение куманов остается неопределенным: светлые волосы и кожа и голубые глаза заставляют историков недоумевать. Хотя их антропологические характеристики свидетельствуют о том, что географически они могут выходцами из Центральной Азии, Южной Сибири или района реки Хуанхэ в Китае. Роберт Вольф утверждает, что этнически куманы не были тюрками.

Невозможно установить, завоевали ли кипчаки куманов или они просто представляют собой западную массу преимущественно кипчак-тюркоязычных племен. «Жертвой» миграции куманов на запад стало Кимекское ханство (743–1220 годы), которое распалось, но затем перегруппировалось под руководством Кипчак-Кумана.

Куманы переступили луга современной южнорусской степи в XI веке и продолжили нападать на Византийскую империю, Королевство Венгрии, Княжество Переяславль и Киевскую Русь.

тюрки куманы кто такие. Смотреть фото тюрки куманы кто такие. Смотреть картинку тюрки куманы кто такие. Картинка про тюрки куманы кто такие. Фото тюрки куманы кто такие

Ввод войска куманов в этот район заставил находившихся там турков-огузов сместиться на запад, что, в свою очередь, привело к перемещению печенегов на западную сторону от Днепра. Постоянные наступления куманов, с одной стороны, и русичей с другой заставили людей Огуза выйти из степи и поселиться севернее от Черного моря. В Буджаке (Бессарабию) куманы впервые оказались где-то в промежутке с 1068 по 1078 год. В 1078 году совместно с печенегами они начали поход на Адрианополь, а также сразились с Русью. В русской летописи есть упоминания о войсках куманца Емека, которые были активны в районе Волжской Болгарии.

Обширная территория Куман-Кипчакского царства состояла из слабо связанных между собой племен, которые, хотя и представляли собой доминирующую военную мощь, никогда не были политически объединены централизованной властью, а их ханы действовали по собственной инициативе. Куман-Кипчаки так и не создали полноценное государство, вместо этого они сформировали Конфедерацию, которая простиралась от Дуная на западе до Тараза (современного Казахстан) на востоке. Это стало возможным благодаря длительному периоду затишья, в течение которого монголы не нападали на них, что могло как продлить существование Конфедерации, так и ускорить ее уничтожение.

Половцы взаимодействовали с княжествами Руси, Болгарии и Византии, балканским государством Валах, кавказскими Арменией и Грузией и с центрально-азиатской империей Хоризма. Куманы торговали с выходцами из Азии, направлявшимися в Венецию. У них имелся коммерческий интерес к Крыму, с которого они брали дань.

Крупным торговым центром считался древний портовый город Судак. Корабли причаливали к нему, наполненные одеждой и рабами, а увозили меха буртасов, бобров и белок. Благодаря своему обширному политическому влиянию куманский язык стал основой для языков региона франков. Еврейские и армянские общины на Караиме и Крыме быстро переняли язык, и сохранилось множество документов, написанных по-кипчакски, но армянскими буквами.

На протяжении веков с переменным успехом половцы противостояли различным народностями. Нередко они сталкивались на полях боя со все сплочавшимся войском Киевской Руси. В 1185 году в районе реки Каяла на куманов напал Игорь Святославович, глава Новгород-Северского княжества, но потерпел поражение. Эта битва была увековечена в эпической русской поэме «Сказка о полку Игоре» и опере Александра Бородина «Князь Игорь».

Динамичная схема нападений и контратак между русичами и куманами указывает на то, что обе разобщенные в себе народности редко, если вообще когда-либо, могли достичь такой степени единства, необходимой нанесения смертельного удара друг по другу. Последствия атак половцев на Русь особенно сказались на ту европейскую часть, на которой располагались Кавказ и Дунай.

В союзе с болгарами и влачами куманы сыграли значительную роль в Восх-Булгарском восстании во главе с братьями Асеном и Петром из Тарново, что привело к победе над Византией и восстановлению независимости Болгарии в 1185 году. Иштван Вассари заявляет, что без активного участия куманов, влахо-болгарские повстанцы никогда не смогли бы одержать верх над византийцами и, в конечном счете, без военной поддержки куманов болгары никогда не смогли бы снова воспрянуть, как нация. Куманы еще долгие десятилетия служили у болгар в качестве наемных воинов, защищая их территориальную и политическую целостность.

Миграция куманов

Как и большинство других народов средневековой Восточной Европы, куманы выступили против неуклонно продвигающихся вглубь континента монголов во главе с Джебе и Субутаем. Во время первого своего столкновения половцы потерпели поражение и лишись своих ханов: Данило Кобакович и Юрий Кончакович были убиты в одной из атак. Оставшаяся часть куманов во главе с военачальником Ханом Кётен попросила помощи у русский князей Мстислава Романовича Галицкого, Юрия II Владимир-Суздальского и Мстислава Святославовича Черниговского.

Объединенные русские и куманские войска попали в ловушку хитрых монгольских воевод, организовавших лжеотступление, отведя небольшой отряд воинов вперед и атакуя с задних флангов. После монгольского нашествия началась крупномасштабная миграция куманов на запад. Некоторые куманы также перебрались в Анатолию, Казахстан и Туркменистан.

тюрки куманы кто такие. Смотреть фото тюрки куманы кто такие. Смотреть картинку тюрки куманы кто такие. Картинка про тюрки куманы кто такие. Фото тюрки куманы кто такие

Летом 1237 года Болгария ощутила на себе первую волну куманской миграции: они пересекли Дунай, проследовали через Фракию до Адриануполиса и Дидимотихона, грабя и разрушая города и поселения, да так, что местность Фаркии стали называть «скифской пустыней». А болгарский царь Иван Асен II, уже имея опыт общения с воинами-половцами, даже не пытался им помешать, все, что ему оставалось – молча смотреть, как куманы переходят через его Болгарию в южном направлении.

Другие половцы спасались бегством в Византийскую империю, Вторую Болгарскую империю и Королевство Венгрии, где в будущем стали занимать видное положение среди знати и даже стали королями. Никейский император Иоанн III Дукас Ватацес, на чьи земли совершали набеги куманы, попытался заслужить их благосклонность при помощи подарков и дипломатии. После их согласия стать его наемниками, императору удалось расселить большинство из них в Анатолии и в регионе к востоку от Филадельфии. Большинство из этих куманов поступили в никейскую армию и вскоре прошли обряд крещения. Политика Ватацеса в отношении куманов отличалась крупномасштабностью и увенчалась успехом.

Иные куманские сопротивленцы, не желавшие покидать родину после сокрушительного поражения и «роспуска» кумано-кипчакского союза, были обращены в рабов и отправлены в Египет для продажи. Там они смогли стать мамлюками (рекрутерами военной службы), которые впоследствии завоевывали титулы султанов, эмиров и беев. В таких качествах гордый остаток куманов еще долгое время нападал на татаро-монголов.

Религия куманов

Куманы практиковали шаманизм и тенгризм (обожествление небес). Их система убеждений носила анимистический и шаманский характер. Они боготворили своих предков и делали мертвым подарки: чем богаче был даритель, тем он должен был быть щедрее.

У половцев были свои шаманы, называемые камами, которые занимались пророчествованием. Куманы использовали иранские слова, чтобы обозначить свои основные религиозные понятия: учучмак, означающий «улет, рай» и кешен, означающий «гнездо» (концепция заключалась в том, что душа имеет форму птицы).

Похороны для важных персон включали сначала создание насыпей, затем помещение мертвых внутрь, а также различных принадлежностей, которые, как считалось, могли быть ему полезны в загробной жизни, например, предметы утвари, одежда, лошадь и даже слуги или рабы.

В практике куманского шаманизма использовались животные, особенно волк и собака. Вообще собака была священна для куман-кипчаков. Целые кланы могли быть названы в честь той или иной породы собак. У них были шаманы, которые общались с миром духов. Особенно часто обращались к провидцам, если дело касалось очередных походов.

Наследие

Поскольку куманы перестали иметь свое собственное государство, они постепенно поглощались евразийским населением (некоторые семьи в Венгрии, Болгарии, Македонии, Турции, Румынии, Грузии, Казахстане, татары в Крыму).

Следы куманов все еще можно найти на просторах, простирающихся от Китая до Македонии.

Также считается, что этимологическое название Азовского моря является производным от одного из куманских князей по имени Азум, или Асуф, который был убит в 1067 году, защищая город в нынешнем регионе моря.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *