ты не гнула крепкой выи что значит

Глинка Фёдор Николаевич

Впечатления военных лет описал в книге «Письма русского офицера», пользующейся огромным успехом.

Глинка был женат на Авдотье Павловне Голенищевой-Кутузовой, поэтессе.

Первым из отечественных Глинок был Викторин-Владислав, в 1654г. перешедший на службу царю. Фёдор и Михаил Глинка (композитор) являются правнуками Викторина-Владислава.

Участвовал в декабристском движении, но придерживался конституционной монархии.
После 14 декабря Глинку заточили в Петропавловскую крепость, но позже всего лишь выслали в Петрозаводск. Там он написал поэму «Карелия», высоко ценимую Пушкиным.

Стихи и беллетристика Фёдора Глинки пронизаны вольнолюбием и патриотизмом.

Отрывок из стихотворения «Сон русского на чужбине» стал народной песней (Вот мчится тройка удалая. ); также песней стала «Песнь узника» (Не слышно шуму городского. ).

Умер Фёдор Глинка глубоким стариков в Твери 32 февраля 1880 года (93 года).

К ПУШКИНУ
О Пушкин, Пушкин! Кто тебя
Учил пленять в стихах чудесных?
Какой из жителей небесных,
Тебя младенцем полюбя,
Лелея, баял в колыбели?
Лишь ты завидел белый свет,
К тебе эроты прилетели
И с лаской грации подсели…
И музы, слышал я, совет
Нарочно всей семьей держали
И, кончив долгий спор, сказали:
«Расти, резвись — и будь поэт!»
И вырос ты, резвился вволю,
И взрос с тобою дар богов:
И вот, блажа беспечну долю,
Поешь ты радость и любовь,
Поешь утехи, наслажденья,
И топот коней, гром сраженья,
И чары ведьм и колдунов,
И русских витязей забавы…
Склонясь под дубы величавы,
Лишь ты запел, младой певец,
И добрый дух седой дубравы,
Старинных дел, старинной славы
Певцу младому вьет венец!
И всё былое обновилось:
Воскресла в песне старина,
И песнь волшебного полна!
И боязливая луна
За облак дымный хоронилась
И молча в песнь твою влюбилась..
Всё было слух и тишина:
В пустыне эхо замолчало,
Вниманье волны оковало,
И мнилось, слышат берега!
И в них русалка молодая
Забыла витязя Рогдая,
Родные воды — и в луга
Бежит ласкать певца младого…
Судьбы и времени седого
Не бойся, молодой певец!
Следы исчезнут поколений,
Но жив талант, бессмертен гений.

СОН РУССКОГО НА ЧУЖБИНЕ

Свеча, чуть теплясь, догорала,
Камин, дымяся, погасал;
Мечта мне что-то напевала,
И сон меня околдовал…
Уснул — и вижу я долины
В наряде праздничном весны
И деревенские картины
Заветной русской стороны.
Играет рог, звенят цевницы,
И гонят парни и девицы
Свои стада на влажный луг.
Уж веял, веял теплый дух
Весенней жизни и свободы
От долгой и крутой зимы.
И рвутся из своей тюрьмы,
И хлещут с гор кипучи воды.
Пловцов брадатых на стругах
Несется с гулом отклик долгий;
И широко гуляет Волга
В заповедных своих лугах…
Поляны муравы одели,
И, вместо пальм и пышных роз,
Густеют молодые ели,
И льется запах от берез.
И мчится тройка удалая
В Казань дорогой столбовой,
И колокольчик — дар Валдая —
Гудит, качаясь под дугой…
Младой ямщик бежит с полночи:
Ему сгрустнулося в тиши,
И он запел про ясны очи,
Про очи девицы-души:
«Ах, очи, очи голубые!
Вы иссушили молодца!
Зачем, о люди, люди злые,
Зачем разрознили сердца?
Теперь я горький сиротина!»
И вдруг махнул по всем по трем…
Но я расстался с милым сном,
И чужеземная картина
Сияла пышно предо мной.
Немецкий город… все красиво,
Но я в раздумье молчаливо
Вздохнул по стороне родной…

ПЕСНЬ УЗНИКА
Не слышно шуму городского,
В заневских башнях тишина!
И на штыке у часового
Горит полночная луна!

А бедный юноша! ровесник
Младым цветущим деревам,
В глухой тюрьме заводит песни
И отдает тоску волнам!

«Прости отчизна, край любезный!
Прости мой дом, моя семья!
Здесь за решеткою железной —
Уже не свой вам больше я!

Не жди меня отец с невестой,
Снимай венчальное кольцо;
Застынь мое навеки место;
Не быть мне мужем и отцом!

Сосватал я себе неволю,
Мой жребий — слезы и тоска!
Но я молчу,- такую долю
Взяла сама моя рука.

Откуда ж придет избавленье,
Откуда ждать бедам конец?
Но есть на свете утешенье
И на святой Руси отец!

О русской царь! в твоей короне
Есть без цены драгой алмаз.
Он значит — милость! Будь на троне
И, наш отец, помилуй нас!

А мы с молитвой крепкой к богу
Падем все ниц к твоим стопам;
Велишь — и мы пробьем дорогу
Твоим победным знаменам».

Уж ночь прошла, с рассветом в злате
Давно день новый засиял!
А бедный узник в каземате —
Всё ту же песню запевал.

МОСКВА
Город чудный, город древний,
Ты вместил в свои концы
И посады и деревни,
И палаты и дворцы!

Опоясан лентой пашен,
Весь пестреешь ты в садах;
Сколько храмов, сколько башен
На семи твоих холмах.

Исполинскою рукою
Ты, как хартия, развит,
И над малою рекою
Стал велик и знаменит!

На твоих церквах старинных
Вырастают дерева;
Глаз не схватит улиц длинных…
Это матушка Москва!

Кто, силач, возьмет в охапку
Холм Кремля-богатыря?
Кто собьет златую шапку
У Ивана-звонаря.

Кто Царь-колокол подымет?
Кто Царь-пушку повернет?
Шляпы кто, гордец, не снимет
У святых в Кремле ворот?!

Ты не гнула крепкой выи
В бедовой твоей судьбе:
Разве пасынки России
Не поклонятся тебе.

Ты, как мученик, горела,
Белокаменная!
И река в тебе кипела
Бурнопламенная!

И под пеплом ты лежала
Полоненною,
И из пепла ты восстала
Неизменною.

Процветай же славой вечной,
Город храмов и палат!
Град срединный, град сердечный,
Коренной России град!

ОТРЫВОК ИЗ СТИХОВОРЕНИЯ «К Богу правды»:

Доколе грешницы, господи,
доколе грешницы восхвалятся.
Псалом 93

Восстань, господь! Где суд твой правый?
Почто молчит твой страшный гром?
Доколе, господи, доколе?
Сим нечестивцам пировать
За сладкою трапезой жизни,
Ругаясь благостью твоей?
Доколь им, грешникам, хвалиться
И говорить: «Далеко бог!»
Неправда разлилась, как море,
И тонет в ней твоя земля!
Они, как трости, изломали
Законы дивные твои,
И в дикой радости, как звери,
Толпой неистовой бегут
На шумный праздник беззаконья…
А стоны вдов и сироты,
Твоих людей забытых слезы,
Сия сердечная роса,
Восходят с воплем в небеса!
В устах злодеев громкий хохот!
Они убили сироту,
И со вдовицы ветхи ризы
Сдирает жадная рука!
И говорят, смеясь, безумцы:
«Где богу с неба видеть нас?»

Источник

Анализ стихотворения Ф. Н. Глинки “Москва”

Федор Николаевич Глинка (1786 – 1880) – выдающийся человек своего времени. Военный и литератор, он пользовался большой известностью в Москве, да и во всей России. Близкий идеям декабризма, Глинка всю свою жизнь проповедовал идеи Добра, Справедливости, Нравственности, Веры.

Будучи человеком военным, Глинка прошел почти все воины, выпавшие на долю его поколения. В них закалялся его характер, а вместе с тем утверждалась мысль о величии России, о богоизбранности Родины.
Самым известным произведением Глинки является его стихотворение “Москва”

Глинка показывает, что в этом городе живут самые разные люди, от знатных вельмож до простых крестьян.
В первой части стихотворения герой восхищается красотой

По мнению Глинки, это русский народ, его талант и мощь. Недаром автор приводит истинно народное название Москвы – “матушка Москва!”
Эта часть наполнена тропами. Это и эпитеты (“исполинская рука”), и метафоры (“исполинскою рукою развит”). Также здесь присутствует сравнение: “как хартия, развит” и гипербола: “Глаз не схватит улиц длинных”.
Вся сила и одаренность русского народа воплотились в Москве. В третьей части герой описывает ее достопримечательности, даже названия которых говорят о непобедимости этого русского города: “холм Кремля-богатыря”, “златая шапка Ивана-звонаря?”, “Царь-колокол”, “Царь-пушка”, “святые в Кремле ворота”. Интересно, что в этом ряду указаны и ворота Кремля, которые ведут в храм Василия Блаженного.

По мнению Глинки, Москва сильна и своей святой христианской верой.
Вторая часть стихотворения наполнена эпитетами, превозносящими Москву: “Кремль-богатырь”, “златая шапка”, “святые ворота”. Кроме того, эта часть произведения насыщена метафорами: “Кто, силач, возьмет в охапку Холм Кремля-богатыря?”, “Кто собьет златую шапку У Ивана-звонаря?”
Автор наполняет эту часть риторическими вопросами, подчеркивающими силу и могущество города.
Следующая, третья, часть стихотворения рассказывает о многострадальной истории Москвы. Глинка подчеркивает, что никогда, несмотря на все беды, выпавшие на его долю, этот город не унизился перед врагом:
Ты не гнула крепкой выи
В бедовой твоей судьбе…
Далее следует перечисления бедствий, происходивших в Москве: нашествие Наполеона, сильнейший пожар… Но из всех бед Москва выходила “неизменною”. Лирический герой сочувствует своему любимому городу, считает его святым.

Поэтому в стихотворении появляются следующие тропы: “как мученик, горела” (сравнение), “бурнопламенная река” (эпитет), “из пепла ты восстала” (метафора). Кроме того, здесь автор использует древнерусскую лексику (“Ты не гнула крепкой выи”), чтобы подчеркнуть крепкие корни, огромную историю и русскую душу этого города.
В этой части меняется ритм стихотворения, его размер. Здесь он напоминает народные песни, плачи: “И под пеплом ты лежала Полоненною”.
В финальной части ритм стихотворения выравнивается, потому что автор верит в непобедимость и славу Москвы. Заканчивается стихотворение пламенными строками:
Процветай же славой вечной,
Город храмов и палат!
Град срединный, град сердечный,
Коренной России град!
Из финального четверостишия мы понимаем, что для Глинки Москва – это воплощение России. России настоящей, “коренной”, народной. Москва является символом непобедимости и святости нашей страны, у которой свой, особый, избранный путь.

Автор всем сердцем желает ей процветания и вечной славы, величия.
Это четверостишие, впрочем, как и все стихотворение, эмоционально насыщено, поэтому оно наполнено восклицаниями и обращениями, содержащими большое количество эпитетов.
Стихотворение Ф. Н. Глинки “Москва” является гимном Москвы и России, наполненным любовью и гордостью, восхищением и благоговением.

Related posts:

Источник

Ты не гнула крепкой выи что значит

ты не гнула крепкой выи что значит. Смотреть фото ты не гнула крепкой выи что значит. Смотреть картинку ты не гнула крепкой выи что значит. Картинка про ты не гнула крепкой выи что значит. Фото ты не гнула крепкой выи что значит

Самым известным произведением Глинки является его стихотворение «Москва» (1840). Его можно назвать одним из лучших образцов патриотической лирики, созданных русскими поэтами.

В стихотворении Глинки Москва предстает перед нами величественным и древним городом, истинным воплощением русского характера, русского народа. Первое четверостишие, играющее роль вступления, раскрывает нам Москву как большой и старинный город, «город контрастов». Он вмещает в себя и роскошные дворцы, и купеческие посады, и деревни. Глинка показывает, что в этом городе живут самые разные люди, от знатных вельмож до простых крестьян.

В первой части стихотворения герой восхищается красотой Москвы. Он как бы смотрит на нее сверху, и пейзаж, который ему открывается, захватывает дух:

Опоясан лентой пашен,

Весь пестреешь ты в садах;

Сколько храмов, сколько башен

На семи твоих холмах.

Лирический герой гордится Москвой. По его мнению, это великий город, обладающий мощным духом, огромной энергий, которые позволили ему «и над малою рекою стать» великим и знаменитым. В этой части раскрывается, что же создает и поддерживает силу города. По мнению Глинки, это русский народ, его талант и мощь. Недаром автор приводит истинно народное название Москвы – «матушка Москва!»

Эта часть наполнена тропами. Это и эпитеты («исполинская рука»), и метафоры («исполинскою рукою развит»). Также здесь присутствует сравнение: «как хартия, развит» и гипербола: «Глаз не схватит улиц длинных».

Вся сила и одаренность русского народа воплотились в Москве. В третьей части герой описывает ее достопримечательности, даже названия которых говорят о непобедимости этого русского города: «холм Кремля-богатыря», «златая шапка Ивана-звонаря?», «Царь-колокол», «Царь-пушка», «святые в Кремле ворота». Интересно, что в этом ряду указаны и ворота Кремля, которые ведут в храм Василия Блаженного. По мнению Глинки, Москва сильна и своей святой христианской верой.

Вторая часть стихотворения наполнена эпитетами, превозносящими Москву: «Кремль-богатырь», «златая шапка», «святые ворота». Кроме того, эта часть произведения насыщена метафорами: «Кто, силач, возьмет в охапку Холм Кремля-богатыря?», «Кто собьет златую шапку У Ивана-звонаря?»

Автор наполняет эту часть риторическими вопросами, подчеркивающими силу и могущество города.

Следующая, третья, часть стихотворения рассказывает о многострадальной истории Москвы. Глинка подчеркивает, что никогда, несмотря на все беды, выпавшие на его долю, этот город не унизился перед врагом:

Ты не гнула крепкой выи

В бедовой твоей судьбе…

Далее следует перечисления бедствий, происходивших в Москве: нашествие Наполеона, сильнейший пожар… Но из всех бед Москва выходила «неизменною». Лирический герой сочувствует своему любимому городу, считает его святым. Поэтому в стихотворении появляются следующие тропы: «как мученик, горела» (сравнение), «бурнопламенная река» (эпитет), «из пепла ты восстала» (метафора). Кроме того, здесь автор использует древнерусскую лексику («Ты не гнула крепкой выи»), чтобы подчеркнуть крепкие корни, огромную историю и русскую душу этого города.

В этой части меняется ритм стихотворения, его размер. Здесь он напоминает народные песни, плачи: «И под пеплом ты лежала Полоненною».

В финальной части ритм стихотворения выравнивается, потому что автор верит в непобедимость и славу Москвы. Заканчивается стихотворение пламенными строками:

Процветай же славой вечной,

Город храмов и палат!

Град срединный, град сердечный,

Коренной России град!

Из финального четверостишия мы понимаем, что для Глинки Москва – это воплощение России. России настоящей, «коренной», народной. Москва является символом непобедимости и святости нашей страны, у которой свой, особый, избранный путь. Автор всем сердцем желает ей процветания и вечной славы, величия.

Стихотворение Ф.Н. Глинки «Москва» является гимном Москвы и России, наполненным любовью и гордостью, восхищением и благоговением.

Источник

Москва (Глинка)

ТочностьВыборочно проверено

Москва

Город чудный, город древний,
Ты вместил в свои концы
И посады и деревни,
И палаты и дворцы!

Опоясан лентой пашен,
Весь пестреешь ты в садах:
Сколько храмов, сколько башен
На семи твоих холмах.

Исполинскою рукою
Ты, как хартия, развит,
И над малою рекою
Стал велик и знаменит!

На твоих церквах старинных
Вырастают дерева;
Глаз не схватит улиц длинных…
Эта матушка Москва!

Кто, силач, возьмет в охапку
Холм Кремля-богатыря?
Кто собьет златую шапку
У Ивана-звонаря.

Кто Царь-колокол подымет?
Кто Царь-пушку повернет?
Шляпы кто, гордец, не снимет
У святых в Кремле ворот?!

Ты не гнула крепкой выи
В бедовой своей судьбе:
Разве пасынки России
Не поклонятся тебе.

Ты, как мученик, горела
Белокаменная!
И река в тебе кипела
Бурнопламенная!

И под пеплом ты лежала
Полоненною,
И из пепла ты восстала
Неизменною.

Процветай же славой вечной,
Город храмов и палат!
Град срединный, град сердечный,
Коренной России град!

Примечания

На семи твоих холмах — семь холмов являются бытийно-символическим образом мирового царства: на семи холмах стояли Иерусалим, Рим и Константинополь. Иван-звонарь — колокольня Ивана Великого (Иоанна Лествичника) в Кремле. Град срединный, град сердечный — в императорский период русской истории Москва, перестав быть государственной столицей, оставалась духовным центром России (Москва — сердце, Петербург — голова); венчание царей на царство совершалось по-прежнему в Москве, в Успенском соборе.

Если произведение является переводом, или иным производным произведением, или создано в соавторстве, то срок действия исключительного авторского права истёк для всех авторов оригинала и перевода.

Общественное достояние Общественное достояние false false

Источник

«Анализ стихотворения «Москва»»

Федор Николаевич Глинка (1786 — 1880) — выдающийся человек своего времени. Военный и литератор, он пользовался большой известностью в Москве, да и во всей России. Близкий идеям декабризма, Глинка всю свою жизнь проповедовал идеи Добра, Справедливости, Нравственности, Веры. Будучи человеком военным, Глинка прошел почти все воины, выпавшие на долю его поколения. В них закалялся его характер, а вместе с тем утверждалась мысль о величии России, о богоизбранности Родины.

Самым известным произведением Глинки является его стихотворение «Москва» (1840). Его можно назвать одним из лучших образцов патриотической лирики, созданных русскими поэтами.

В стихотворении Глинки Москва предстает перед нами величественным и древним городом, истинным воплощением русского характера, русского народа. Первое четверостишие, играющее роль вступления, раскрывает нам Москву как большой и старинный город, «город контрастов». Он вмещает в себя и роскошные дворцы, и купеческие посады, и деревни. Глинка показывает, что в этом городе живут самые разные люди, от знатных вельмож до простых крестьян.

В первой части стихотворения герой восхищается красотой Москвы. Он как бы смотрит на нее сверху, и пейзаж, который ему открывается, захватывает дух:

Опоясан лентой пашен,

Весь пестреешь ты в садах;

Сколько храмов, сколько башен

На семи твоих холмах.

Лирический герой гордится Москвой. По его мнению, это великий город, обладающий мощным духом, огромной энергий, которые позволили ему «и над малою рекою стать» великим и знаменитым. В этой части раскрывается, что же создает и поддерживает силу города. По мнению Глинки, это русский народ, его талант и мощь. Недаром автор приводит истинно народное название Москвы — «матушка Москва!»

Эта часть наполнена тропами. Это и эпитеты («исполинская рука»), и метафоры («исполинскою рукою развит»). Также здесь присутствует сравнение: «как хартия, развит» и гипербола: «Глаз не схватит улиц длинных».

Вся сила и одаренность русского народа воплотились в Москве. В третьей части герой описывает ее достопримечательности, даже названия которых говорят о непобедимости этого русского города: «холм Кремля-богатыря», «златая шапка Ивана-звонаря?», «Царь-колокол», «Царь-пушка», «святые в Кремле ворота». Интересно, что в этом ряду указаны и ворота Кремля, которые ведут в храм Василия Блаженного. По мнению Глинки, Москва сильна и своей святой христианской верой.

Вторая часть стихотворения наполнена эпитетами, превозносящими Москву: «Кремль-богатырь», «златая шапка», «святые ворота». Кроме того, эта часть произведения насыщена метафорами: «Кто, силач, возьмет в охапку Холм Кремля-богатыря?», «Кто собьет златую шапку У Ивана-звонаря?»

Автор наполняет эту часть риторическими вопросами, подчеркивающими силу и могущество города.

Следующая, третья, часть стихотворения рассказывает о многострадальной истории Москвы. Глинка подчеркивает, что никогда, несмотря на все беды, выпавшие на его долю, этот город не унизился перед врагом:

Ты не гнула крепкой выи

В бедовой твоей судьбе…

Далее следует перечисления бедствий, происходивших в Москве: нашествие Наполеона, сильнейший пожар… Но из всех бед Москва выходила «неизменною». Лирический герой сочувствует своему любимому городу, считает его святым. Поэтому в стихотворении появляются следующие тропы: «как мученик, горела» (сравнение), «бурнопламенная река» (эпитет), «из пепла ты восстала» (метафора). Кроме того, здесь автор использует древнерусскую лексику («Ты не гнула крепкой выи»), чтобы подчеркнуть крепкие корни, огромную историю и русскую душу этого города.

В этой части меняется ритм стихотворения, его размер. Здесь он напоминает народные песни, плачи: «И под пеплом ты лежала Полоненною».

В финальной части ритм стихотворения выравнивается, потому что автор верит в непобедимость и славу Москвы. Заканчивается стихотворение пламенными строками:

Процветай же славой вечной,

Город храмов и палат!

Град срединный, град сердечный,

Коренной России град!

Из финального четверостишия мы понимаем, что для Глинки Москва — это воплощение России. России настоящей, «коренной», народной. Москва является символом непобедимости и святости нашей страны, у которой свой, особый, избранный путь. Автор всем сердцем желает ей процветания и вечной славы, величия.

Это четверостишие, впрочем, как и все стихотворение, эмоционально насыщено, поэтому оно наполнено восклицаниями и обращениями, содержащими большое количество эпитетов.

Стихотворение «Москва» является гимном Москвы и России, наполненным любовью и гордостью, восхищением и благоговением.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *