ты иерей по чину мелхиседекову что значит
Ты иерей по чину мелхиседекову что значит
Что означают в Священном Писании слова «священник по чину Мелхиседекову», в каком смысле они применяются к Господу Иисусу Христу и почему на этом моменте сделан акцент в послании апостола Павла?
Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):
Эти слова взяты из 109-го псалма. Псалом этот – мессианский, т.е. содержит пророчество об Иисусе Христе – Мессии (евр. Машиах). В начале Бог Отец обращается Богу Сыну: Рече Господь Господеви моему: седи одесную Мене. Это подтверждается еврейским текстом. Употреблены два имени Божия: в первом случае тетраграмма (Господь), во втором – Адонай (Господеви): То, что речь идет о Сыне, видно из дальнейших стихов: С Тобою начало в день силы Твоея, во светлостех святых Твоих, из чрева прежде денницы родих Тя (3). Понять, как Бог говорит Богу, можно только приняв учение о Пресвятой Троице. Ты иерей во век, по чину Мелхиседекову (4). Мелхиседек, как иерей (священник), является ветхозаветным прооброзом Первосвященника Христа. Как Мелхиседек поднес патриарху Аврааму хлеб и вино после его возвращения с победою, так Иисус Христос на Тайной вечере причастил апостолов под видом хлеба и вина. Мелхиседек, по умолчанию книги Бытия, без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, уподобляясь Сыну Божию, пребывает священником навсегда (Евр.7:3). Так и Иисус Христос не имеет по Божеству ни начала дней, ни конца жизни. Священство Его вечно.
Толкование на Евреям 5:6
Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.
Толкование на Евреям 5:6 / Евр 5:6
Исаак Сирин (
«Ты священник во век»
(Пс. 109:4). Это «во век» [означает], что и сейчас является священником Господь наш Христос; и совершает священнодействие для нашего искупления. Это происходит постоянно. [И будет происходить] до тех пор, пока он не возвысит всех нас к Себе. В то время уже не нужно будет священнодействовать ради нас посредством жертвы примирения по причине совершенства, которое через Него получит всякая природа. Но Он изольет на нас дары Отца в большом количестве. Жертвы же и молитвы [есть] там, где [имеются] грех и склонность ко злу.
Священство Христа заключается в том, чтобы за все разумные природы приносить молитвы Божественной природе, которая обитает в Нем. Если же, живя на земле, Он ревностно это совершал, как это явствует из многих мест Евангелия, то теперь тем более Он это делает. Апостол свидетельствует: «Он вошел, чтобы предстать за нас пред лицом Божиим» (Евр. 9:24). Это «за нас» понимай [следующим образом]: Он поднялся ради всех нас и воссел одесную Бога и просит за нас. Он стал не только ради людей, но и ради святых ангелов. Ибо посредством Его души святые ангелы имеют связь с Ним. Мы же имеем в Нем на одну часть больше, поскольку мы общаемся с Ним посредством двух [частей]: посредством души и тела. Не напрасно Бог взял первородное от нас и вознес Его на небо прежде времен и посадил Его одесную Себя. Ибо через Него Он готов даровать нам блага, которые больше телесных чувств и душевных движений, [использующихся] теперь для познания тех [благ]. Тому, кто этого хочет, Бог открывает [это] духовным образом. Пояснение: ибо не посредством слова приносит молитвы, но вместо молитвы легко совершает все делом. Из Евагрия: «Среди священников Он есть Тот, Кто молится Богу за все разумные природы, Своим положением отделяя их от зла и неведения» (Главы гностические 5:46).
Источник: Первое слово о знании.
Феофилакт Болгарский (
как и в другом месте говорит: Ты священник вовек по чину Мелхиседека (Пс.109:4)
См. Толкование на Евр. 5:5
Евфимий Зигабен (
Яко же и инде глаголет: Ты eси священник по чину Мелхиседекову (Пс.109:4)
Он Священник, как давший вкусить от хлеба и вина Апостолам на Тайной Вечери, подобно тому, как и Мелхиседек — тем которые были с Авраамом, возвращавшимся с войны (Быт. 14:18). Вечным назван, как не имеющий ни начала дней Своих, ни конца жизни — по Божеству Своему, как Мелхиседек, по бытописанию (Евр. 5:3). Впрочем Мелхиседек не имеет этого только потому, что бытописание умалчивает об этом, Христос же — на самом деле. В дальнейшей речи (Апостола) найдем и другия черты подобия (у Христа с Мелхиседеком).
Источник: Толкование на Послание Апостола Павла к евреям.
Лопухин А.П. (1852−1904)
как и в другом месте говорит: Ты священник вовек по чину Мелхиседека
«Священник во век по чину Мелхиседека…» Выражение заимствовано из 109 Пс. (4 ст.), несомненно признаваемого мессианским. Псалмопение пророчествует о царе, который именуется Господом (моим, т.е. Давидовым, ср. Мф 22:43; Мк 12:36 и др.), седящим одесную Бога, причем все враги будут под ногами Его. Таким царем — одноименным Господу, равночестным Ему и равносильным, конечно, мог быть только Сын Божий — Мессия — Христос. Этот духовный царь из семени Давидова будет вместе и Иереем по чину Мелхиседека, т.е. соединит в себе оба звания — и царство, и священство — в одно неразрывное и таинственно-значительное целое, как соединял их Мелхиседек. Сопоставление с Мелхиседеком и выяснение особого духовного сродства с ним Сына Божия, как Царя — Первосвященника, в дальнейшем еще несколько раз останавливает на себе внимание апостола.
Ты священник вовек по чину Мелхиседека
Для многих христиан, смысл фразы: «ты священник вовек по чину Мелхиседека» – остается далекой для истинного понимания. Для них, это какая-то мифическая фигура, которая впоследствии стала Иисусом Христом – Богом Христиан. На самом же деле, все выглядит совершенно иначе.
Ты священник вовек по чину Мелхиседека – о чем речь
Речь идет о священнике, коим является Машиах Израиля – Йешуа из Нацрата. Посланник Шауль, в послании к общине Йерушалейма, истолковывает:
13 Ибо когда Элоhим давал обещание Аврагаму, Он поклялся исполнить, что обещал; а поскольку Он не мог поклясться кем-либо более великим, нежели Он Сам, Он поклялся Самим Собою,
14 Сказав: “Мною клянусь”,
15 И потому, Аврагам терпеливо ждал и увидел исполнение обещания.
16 Люди же клянутся тем, кто выше их самих, и подтверждение клятвой оканчивает всякий спор.
17 Поэтому Элоhим, желая ещё убедительней показать неизменность Своих намерений тем, кто должен был получить обещанное, дополнил обещание клятвой;
18 Чтобы мы, спасшиеся бегством и ухватившиеся за данную нам надежду, были твёрдо уверены в двух неизменных вещах, в которых Элоhим не мог солгать.
19 Эта надежда является для нас спасительным и надёжным якорем и способна проникнуть внутрь, за парохет,
20 Куда в качестве предвестника вошёл за нас Йешуа, ставший когеном гадолем вовеки, сравнимым с Малки-Цедеком.
В данном отрывке, истолковывается, каким образом исполняется клятва Всевышнего, данная Аврааму. И каким же образом – восстает священник не из колена Леви. Такого священника с кем можно сравнить? И Шаул комментирует:
Машиах Исраэйла имеет чин священника, и даже более того, первосвященника, вошедшему за завесу – перед лицо Всевышнего в небесной Скинии. Этот чин, по своей значимости схож с чином священника Мелхиседека.
Что значит по чину Мелхиседека
Давайте с танахической точки зрения и с точки зрения комментария посланника Шаула (апостола Павла), рассмотрим, что значит по чину Мелхиседека, что это за чин такой.
1 Малки-Цедек, царь Шалема, коген Элоhим ГаЭльйона, встретил Аврагама, возвращающегося с места поражения царей, и благословил его.
2 Аврагам же отдал ему десятую часть всего. Итак, прежде всего, исходя из значения его имени, он “царь праведности”, а кроме того, царь Шалема, что значит “царь мира”.
3 Нет никаких сведений о его отце, матери, прародителях, рождении и смерти; но, подобно сыну Элоhим, он остаётся когеном навечно.
4 Подумайте только, насколько велик он был! Даже Патриарх Аврагам отдал ему десятую часть лучших трофеев.
5 Далее, потомки Леви, ставшие коганим, имеют в Торе заповедь брать от народа десятую часть дохода, то есть со своих собственных братьев, несмотря на то, что те тоже происходят от Аврагама.
6 Однако Малки-Цедек, не будучи потомком Леви, взял с Аврагама десятую часть. Кроме того, он благословил Аврагама, получившего обещания от Элоhим;
7 а благословляющий, вне всяких сомнений, выше благословляемого.
8 Более того, в случае коганим десятая часть берётся смертными людьми; а в случае Малки-Цедека она берётся тем, кто, судя по свидетельствам, всё ещё жив.
9 Можно пойти ещё дальше и отметить, что Леви, который сам получает десятую часть, заплатил десятину в лице Аврагама;
10 Поскольку находился в теле своего праотца Аврагама, когда тот встретил Малки-Цедека.
Малки-Цедек, является священником Всевышнего. Аарон тоже был священником Всевышнего, ну и что с того. Значит суть не в этом. Суть в том, что Авраам дал ему часть – десятину. А тот благословил его. Кто имеет право благословлять? Старший, благословляет младшего. Выходит, что Мелхиседек был главней Аарона? Совершенно верно. Потому, что отец Аарона, Левий, был еще в теле Авраама, когда Авраам принес десятину Мелхиседеку. И что это значит? – Это значит, священство Мелхиседека, больше священства Аарона. Если это так, то и Священник Мессия, больше по чину священства Аарона, в подобии священства Мелхиседека.
Теперь еще о некоторых важных деталях.
Священник и царь
Священник – это помазанник Всевышнего, которого Бог уполномочил для освящения народа. Помазанник – это и есть Машиах. Но кроме помазанника священника, есть еще помазанник царь. Поэтому, слово Машиах тождественно объединяет священника и царя, коим был и Мелхиседек. Он одновременно был царем и священником Всевышнего. В подобии этого священника и царя, заступил на служение Мессия Израиля. Первая его задача — освятить народ жертвой, вторая — править миром.
Следует обратить внимание, что если Христос-Мелхиседек уже был, зачем ему нужно рождаться опять? Мелхиседек, как и все люди и цари, и священники, умер в положенное время. Никому не известно о том, кто его родители и где его могила. История этого не сохранила. Не стоит думать, что в Салиме появился из неоткуда, или еще чего хуже, родился непорочно без отца, без матери — богочеловек, который стал править городом, а потом испарился. Мир надо рассматривать таким, какой он есть, а не через призму больного религиозного воображения.
Псалтирь 109:4
Толкования:
Блж. Феодорит Кирский
«Клятся Господь, и не раскается: Ты еси иерей во век, по чину Мелхиседекову». Вполне истолковал сие божественный Апостол в послании к Евреям, и доказал нескончаемость сего первосвященства тем, что священство левитское не с клятвою прияло обетования, а сие подтверждено клятвою. И посему присовокуплено: «и не раскается»; потому что Бог всяческих не однократно домостроительствовал многое, и попускал, что подвергалось сие изменениям. Так священство иудейское учредил, и отменил; так царство иудейское воставил, и разрушил; так попускал быть царствам ассирийскому, вавилонскому и македонскому, и повелевал сокрушаться. Благоволив же, чтобы священство сие было вечное, как сказано, поклялся, что «не раскается». А сказано сие человечески; потому что Божество не знает страдания, раскаяние же есть страдание. Мелхиседек – иерей не Иудеев, но язычников; так и Владыка Христос не за Иудеев только, но за всех человеков принес Себя в жертву Богу. Начинает же священство в ту ночь, в которую претерпел страдание; когда «прием хлеб, и благословив преломи, и рече: приимите ядите» от него: «сие есть тело Мое»; а также и чашу растворив, «даде» ученикам Своим, «глаголя, пийте от нея вси: сия бо есть кровь Моя, новаго завета, яже за многия изливаема во оставление грехов» ( Мф.26:26–28 ). Находим же, что Мелхиседек – и иерей и царь (потому что был образом истиннаго иерея и царя), и приносит Богу не безсловесныя жертвы, но хлеб и вино. Ибо сие принес и Аврааму, духовно провидя в чреслах Патриарха Первообраз собственнаго своего первосвященства. Посему, если от Давида Христос по плоти, Давид же от Иуды, а Христос приял первосвященство по чину Мелхиседекову; то священство левитское престало, благословение же высшаго священства перешло на колено Иудово.
Евфимий Зигабен
Клятся Господь, и не раскается.
Как ярость, приписываемая Богу, не означает страсти, но движение наказывающей грешников силы; так и клятва Божия означает утверждение, или, по Златоусту, то, что имеет быть что-либо исполнено непременно, а не означает такой клятвы, какая бывает у людей. Глагол: не раскается, означает то, что Бог не изменит и не переиначит того, в чем уверяет, как делает сие часто в рассуждении многих вещей, переменяет свои постановления по другим видам для пользы, как заметил Феодорит. В чем же Он клянется и что постановляет твердо, о том говорит далее.
Афанасия: Клятва Божия есть слово Его, удостоверяющее слушателей и уверяющее каждого, что обещанное и сказанное Им исполнится. Феодорита: В точности изъяснил сие божественный Апостол в послании к Евреям, показав бесконечность сего священства тем, что левитское священство приняло постановления без клятвы, a сие утверждено клятвою. А сказал сие по человечески: ибо божество не причастно страсти, какова и страсть раскаяние.
Ты Иеpей во век, по чину Мелхиседекову.
Господь был Иерей, по чину Мелхиседека; потому что Он преподал Апостолам на таинственной вечери хлеб и вино, как и Мелхиседек поднес хлеб и вино Аврааму и бывшим с ним, по возвращении их с войны с победою, одержанною над царем ходоллогоморским, как видно из 14 гл. Бытия. Христос есть Иерей во век, как не имеющий, по божеству, ни начала дней, ни конца жизни, как и Мелхиседек не имел начала и конца по умолчанию о сем книги Бытия. Но Мелхиседек не имеет сего потому, что о том умолчала история писания, не открыв, от каких родителей он родился и когда умер; а Христос действительно не имеет ни начала ни конца.
Лопухин А.П.
Клятся Господь и не раскается: ты иерей во век по чину Мелхиседекову.
Господь назначает Тебя быть священником по чину Мелхиседека. Всех Твоих врагов Он сокрушит. Этот Господь по чину Мелхиседека будет прославлен
Свт. Афанасий Великий
Ст. 4-5 Клятся Господь, и не раскается. Клятва Божия есть слово Божие, удостоверяющее слушающих и каждому внушающее веру, что непременно исполнится обетованное и изглаголанное Богом. Ибо не как человек клянется Бог, но слово Его служит нам вместо клятвы, удостоверяя в истине, что оно также будет непреложно, как и обетование, данное с клятвою. Ты иерей во век по чину Мелхиседекову, потому что Мелхиседек не елеем, как Аарон, помазан на священство, и не кровавые приносил жертвы, и был первосвященником язычников, и Авраама благословил хлебом и вином. Господь одесную Тебе сокрушил есть в день гнева Своего цари. Днем гнева называет время суда, когда сокрушит царствовавших древле по обольщению демонов, и заключит их в бездну.
Свт. Иоанн Златоуст
Клятся Господь и не раскается: ты иерей во век по чину Мелхиседекову
Желая составить пророчество в виде приговора судии, он обращает речь к самому Христу, в знак сильнейшей любви и чрезвычайной радости души, вполне объятой Духом Божиим, и говорит: «клялся Господь и не раскается: Ты – священник во век по чину Мелхиседека». Видишь ли, как он опять низводит речь к предмету низшему, беседуя то о божестве, то о человечестве Христовом? Так поступают и евангелисты, чтобы и тот и другой догмат сохранить в точности. Почему он сказал: «по чину Мелхиседека»? И по причине таинства, которое прообразовал Мелхиседек, когда предложил Аврааму хлеб и вино, и потому, что это священство не зависит от закона, и потому, что оно не имеет ни конца, ни начала, как говорит Павел. То, что в Мелхиседеке было, как тень, на Иисусе Христе исполнилось, как истина. И как имена «Иисус» и «Христос» были и прежде, так и это. Мелхиседек представляется не имеющим ни начала дней своих, ни конца жизни, не потому, чтобы он действительно не имел их, но потому, что неизвестно его родословие. А Иисус Христос не имеет ни начала дней, ни конца жизни, не в том смысле, как Мелхисидек, но в том, что Он совершенно не имеет ни начала во времени, ни конца. Там тень, а здесь истина. Подобно тому, как слыша имя Иисус (в ветхом завете), ты разумеешь не истинного Иисуса, но принимаешь это имя только за прообраз и больше ничего не ищешь, так и слыша о Мелхиседеке безначальном и бесконечном, не ищи в нем истины, но довольствуйся одним названием, а истину находи во Христе. Слыша здесь о клятве, не разумей действительной клятвы. Как гнев в Боге не есть гнев, или страстное движение, но наказующее действие, так и клятва. Бог не клянется, но изрекает то, что непременно сбудется. Таким образом пророк, сказав о светлости (блеске) святых, о покорении врагов под ноги Его, о дне силы, говорит теперь о настоящем. Смотри, какой употребляет он порядок речи, желая тронуть грубого слушателя. Внушив ему сначала страх словами о суде, и тем смягчив упорство его, он потом говорит и о настоящем. Для этого он и употребляет смешанный состав речи. Смотри. «Доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих», – это о будущем; потом о настоящем: «жезл силы пошлет Тебе Господь от Сиона и господствуй среди врагов Твоих»; далее о будущем: «с Тобою власть в день силы Твоей в блеске святых Твоих»; затем опять о настоящем, но таком, в котором заключается уже не наказание, а благодеяние: «Ты – священник во век по чину Мелхиседека». Здесь говорится о прощении грехов и примирении с Богом.
См. также Толкование на Пс. 109:1
Беседы на псалмы. На псалом 109.
Мелхиседекиты же, возражая нам, говорят еще следующее: что же означают слова, которые Отец говорит к Нему: «Ты – священник вовек по чину Мелхиседека»? Мы отвечаем им, что этот Мелхиседек был муж праведный, и поистине носил образ Христа. Он, движимый пророческим духом, проразумел Жертву, имеющую быть принесенною за народы, и почтил Бога хлебом и вином, подражая грядущему Христу. Так как синагога иудейская по чину Ааронову приносила в жертву Богу не хлеб и вино, а тельцов, и овнов, и прославляла Бога кровавыми жертвами, то к имеющему родиться от Девы Марии Иисусу Христу, Сыну Божию, Бог взывает и говорит: «Ты – священник вовек по чину Мелхиседека»; не по чину Аарона, приносившего тельцов и овнов, но: «Ты – священник вовек по чину Мелхиседека», всегда приносящий в хлебе и вине жертву приносящих; чрез Него Отцу, со всесвятым Духом, слава, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Христос – священник по чину Мелхиседека
Сегодняшнее апостольское чтение касается очень важной темы: Христос как Первосвященник Нового Завета.
Апостол Павел строит свои рассуждения на двух эпизодах из ветхозаветных Книг Библии. В Книге Бытия, в рассказе о возвращении Авраама после победы над четырьмя царями, встречаются загадочные строки: «Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлеб и вино, – он был священник Бога Всевышнего, – и благословил его, и сказал: благословен Аврам от Бога Всевышнего, Владыки неба и земли; и благословен Бог Всевышний, Который предал врагов твоих в руки твои. Аврам дал ему десятую часть из всего» (Быт. 14:18–20).
Этот странный отрывок не имеет ни предыстории, ни продолжения. Непонятно, почему Авраам отдал десятую часть добычи и по какому праву Мелхиседек благословил его как больший меньшего – Авраама, кого Писание называет «другом Божиим» (2 Пар. 20:7)! Не менее таинствен образ самого Мелхиседека, неизвестно откуда взявшегося и тут же пропавшего из поля зрения автора Книги Бытия. Более того, нигде в Ветхом Завете Мелхиседек уже не упоминается, кроме одного места. В 109-м псалме, который Церковь называет «мессианским», потому что он представляет собой пророчество о Мессии, говорится: «Клялся Господь и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека» (Пс. 109:4). Это и есть второй ветхозаветный эпизод. Он нужен Павлу для рассуждений. А рассуждение необходимо, ибо ничего не понятно. Что значит «по чину Мелхиседека» и почему Господь клянется?
Непонятность подобных мест Ветхого Завета, как и вообще неправильные подходы к толкованию его, апостол Павел метко назвал «покрывалом», которое «снимается Христом» (2 Кор. 13:14). Значение личности Мелхиседека могло раскрыться только в Новом Завете. И здесь уже пора дать слово апостолу Павлу. Пройдем по страницам Послания к евреям и посмотрим, что еще Павел говорит о Мелхиседеке.
«Мелхиседек… – во-первых, по знаменованию имени царь правды, а потом и царь Салима, то есть царь мира, без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, уподобляясь Сыну Божию, пребывает священником навсегда» (Евр. 7:2–3).
Действительно, имя Мелхиседек в переводе значит «царь правды», «салим» – значит «мир». Кого еще можно назвать Царем правды и мира, как не Иисуса, примирившего небесное и земное? «Отрасль правды… Господь праведен наш», – так говорит о Христе пророк Иеремия (Иер. 33:15–16). «Солнце правды», – подтверждает Малахия (Мал. 4:2). «Князь мира», – пророчествует о Христе Исаия (Ис. 9:6). «Ибо Он есть мир наш», – свидетельствует и сам Павел (Еф. 2:14).
Далее, Мелхиседек есть царь Салима. Библейские археологи говорят, что Салим – древнее название Иерусалима. А кого еще можно назвать царем Иерусалима, как не Христа? «Иисус Назорей, Царь Иудейский» (Ин. 19:19) – было написано на Кресте Господнем. Царь Иудейский значит царь Иерусалима, ибо Иерусалим есть столица Иудеи. И об этом тоже можно найти пророческое свидетельство. Одно из них мы вспоминаем в праздник Входа Господнего в Иерусалим: «Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной» (Зах. 9:9).
Продолжаем исследовать учение апостола Павла. «Без отца и без матери» Мелхиседек не потому, что у него не было земных родителей, но из-за того, что о таковых ничего не сказано в Писании (весьма необычная деталь для библейского текста, изобилующего родословиями). И это тоже о Христе! Ибо и Он «без отца» по человечеству, а «без матери» – по божеству. «Не имеющий ни начала дней, ни конца жизни» – о Мелхиседеке это говорится из-за полного отсутствия в Писании сведений о его рождении и смерти. Мы видим намек на вечность Того, Кто стоит за этим образом – на Сына Божия. Ибо «Сей, как пребывающий вечно, имеет и священство непреходящее» (Евр. 7:24). Ему сказано: «Ты священник вовек».
Сын Божий «пребывает священником навсегда» не только по причине Своего приснобытия, но и потому, что Его Жертва принесена однажды и на все времена. Она неиссякаема и покрывает все и всех, так как выше всего.
Также Павел отмечает, что в лице Авраама весь народ израильский дал десятину Христу в образе Мелхиседека. В том числе и Левий, по закону не дающий, но принимающий десятину от остальных одиннадцати израильских колен. Мелхиседек, благословляющий Авраама, – это Христос, дающий благословение Своему народу – всем верующим в Него.
Еще интересная деталь. Мелхиседек был царем и не происходил из священнического колена. Ничего не сказано о том, кто из людей избрал его на священническое служение. Также происходил из царского рода (из колена Иуды) и не был избираем в священство от людей и Христос, но был поставлен на священство Самим Отцом: «Клялся Господь и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека» (Пс. 109:4). Поэтому Христос и не имел законного помазания на священство. Он был помазан на служение Самим Богом Отцом, причем с клятвой.
Интересно, что слово «священник» употребляется в Библии впервые именно в отношении Мелхиседека. Возможно, это намек на то, что он является образом Священника Единственного, Первого и Последнего – Иисуса Христа. Мелхиседек принес хлеб и вино, Христос в сионской горнице также подает ученикам хлеб и вино, но под их видом скрываются Его Плоть и Кровь.
Таким образом, братья и сестры, еще в Ветхом Завете, задолго до установления закона о ветхозаветном священстве, мы видим пророчество о новом и истинном Первосвященнике и о будущем новозаветном благодатном священстве во Имя этого Первосвященника – Иисуса.
Это такой Первосвященник, который познал все немощи наши, кроме греха, и сострадает нам в них (слово «сострадать», слышанное нами в сегодняшнем апостольском чтении, с греческого переводится как «участвовать в страдании» (συμπαθῆσαι)). Он Сам есть Приносимый, Приносящий и Принимающий, Раздающий и Раздаваемый (литургическая молитва «Никтоже достоин»). Заметьте, наш Первосвященник не стоит перед Отцом, а Сам сидит на Божественном престоле.
Ветхозаветные первосвященники входили в святая святых Храма один раз в год, принося за грехи свои и всего народа кровь жертвенных животных. Христос же вошел в святая святых скинии истинной, «которую воздвиг Бог, а не человек» (Евр. 8:1–2); той скинии, что служила образом для земного святилища. Вошел со Своей Кровью, принеся жертву умилостивления за беззакония всех людей, сделавшись «для всех послушных Ему виновником спасения вечного» (Евр. 5:9), и «приобрел вечное искупление» (Евр. 9:12).
В прощении грехов и заключается суть Нового Завета, как и сказал пророк Иеремия: «Вот завет, который завещаю им после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в сердца их, и в мыслях их напишу их, и грехов их не воспомяну более» (Иер. 31:33). Бог, со Своей стороны, прощает грехи. Мы, со стороны своей, должны в сердце и мыслях (а это касается самой сокровенной области человеческой жизни) носить закон Его, т. е. заповеди. В этом и состоит Новый Завет: в прощении грехов и жизни по заповедям.
Почему же Церковь вспоминает о Первосвященстве Христа в Крестопоклонную Неделю? Дело в том, что священство тесно связано с жертвой и жертвенником. В Ветхом Завете жертвенник почитался великой святыней. Господь, подробно объяснив Моисею, как устроить жертвенник и богослужебные предметы, сказал: «И освяти их, и будет святыня великая: все, прикасающееся к ним, освятится» (Исх. 30:29). Таков ветхозаветный жертвенник, на который полагались жертвы, не дающие прощения грехов. А новозаветный жертвенник – это Крест. На нем была принесена новая Жертва, тело Богочеловека. Благодаря этой Жертве мы получаем прощение наших преступлений, освящение, оправдание, избавление от власти дьявола и примирение с Богом. Поклоняясь Кресту, мы должны иметь в уме Великого Первосвященника, устроившего наше спасение Своею Кровью. Вот для чего Церковь прилагает к евангельскому чтению о Кресте и слова Апостола о Мелхиседеке как о прообразе новозаветного Первосвященника Иисуса Христа.