ты догадываешься кто такой хома друг суслика
Умники и умницы
Умные дети — счастливые родители
«Музейный Дом. Выставка рисунка». Виктор Попков. С санками. Литературное чтение. 3 класс. ПНШ
Ответы к стр. 23
? с. 23 Найди в «Музейном Доме» рисунок Виктора Попкова «С санками».
На рисунке изображён город или село? Какое это время года? Почему? Что изображено на картине? (Деревья, домики, речка, засыпанная снегом, маленькая фигурка человека.) Человек идёт по скованной льдом заснеженной реке. Видно перила на переднем фоне, запорошенный снегом берег, к которому бредёт человек. Как еще можно догадаться, что это – река? (Там, где идёт человек, не растут ни кусты, ни деревья.)
Где находился художник, когда делал рисунок: стоял на пригорке или смотрел снизу?
Как можно догадаться, что художник, когда делал этот рисунок, стоял на пригорке? (Очевидно, что он смотрел на этот пейзаж сверху вниз: фигурка человека и санки кажутся маленькими, деревья на переднем плане находятся ниже угла зрения.) Зато художник увидел и село, засыпанное снегом, и поля за селом.
Подходит ли рисунку его название?
День тихий или ветреный? Снег глубокий?
День, изображённый на рисунке, тихий, безветренный (деревья стоят спокойно). Как можно понять, что недавно был обильный снегопад? (Домики запорошены снегом, человек с санками увяз в снегу, кроме следа санок, других следов не видно.) Легко ли человеку идти по снегу, или он еле бредет? Почему? (Снег глубокий.)
Какие отдельные картины мог бы разглядеть здесь Хома?
Выдели эти картины при помощи своей рамки и придумай для них названия.
Какие пейзажи обнаружил бы, стоя на пригорке, герой сказки Альберта Иванова Хома? А какие пейзажи видите вы? Выделите свои «картины» рамочкой. Какие названия можно дать вашим «картинам»? Почему?
А. Иванов. Как Хома картины собирал. Литературное чтение. 3 класс. ПНШ
Ответы к стр. 14 — 23
? с. 17 Ты догадываешься, кто такой Хома, друг Суслика?
Текст А. Иванова хорошо подтверждает тот факт, что красоту окружающего мира, а также красоту в простых и обыденных вещах может заметить лишь человек (или герой, наделённый человеческими чертами) очень внимательный, наблюдательный, способный вглядываться.
Хома, вслед за побывавшим в его краях «художником-бородачом», отправляется «на пленэр» («на природу, в самые живописные её уголки»). Хома «создаёт картины» в тех местах, где уже побывал художник, то есть беря в пример личность для него уважаемую, учится, таким образом, видеть красоту.
Чем Хома удивил Суслика? Где чаще всего Суслик обнаруживал Хому? Подтверди свой ответ строчками из текста.
«…Иногда, в хороший денёк, Хома стал… в разные места… похаживать. То к ручью, то к роще, то к полю. Встанет там неподвижно и глядит куда-то… Ничего там нет интересного! То пегая Коза на другом берегу ручья, то франтоватый Дятел на сосне, то невзрачный Жаворонок в небе. А то и одинокая берёза на лугу… “Именно эту Козу художник рисовал!” – говорит Хома».
Что навело Хому на мысль начать собирать живые картины?
? с. 20 Почему Хома собирает именно такие картины? Прочитай строчки, из которых это понятно.
Почему Хома собирает именно такие картины? Дело здесь – в подражании художнику (Хома поступает точно так же, как художник), который, как говорилось выше, непререкаемый авторитет для Хомы («Её художник рисовал – значит, красивая. Ему виднее»).
— Суслику совсем не понравились живые картины, он не смог их оценить, — огорчился Миша.
— Это не совсем так, — возразила брату Маша.
А тебе чьё мнение кажется правильным? На какие слова Суслика обратил внимание Миша? А какие строчки заметила Маша?
Дискуссия Миши и Маши о том, понравились ли «живые картины» Хомы Суслику, даёт возможность обсудить сложное отношение Суслика к новому занятию своего друга. Суслик не видит ничего особенного в «живых картинах» Хомы; восхищение последнего вызывает в нём откровенное недоумение («Да что красивого в этой Козе? Ну и вид у неё!» … «Где ты в ней красоту увидал?», «– Уж и редкая… – пробурчал Суслик»).
Но Суслик и не остаётся полностью равнодушным: «доброе сердце» Суслика навязчиво наполняет «тёмная зависть к собирателю живых картин». Суслик осознает, что не видит и не понимает красоту, которую замечает Хома. Суслик постепенно проникается заботами и переживаниями Хомы, связанными с трудностью сохранения живых картин («Выходит, трудно живые картины собирать? – невольно посочувствовал ему Суслик…»). Суслик переживает, что красота легко разрушается: «Жалко, – вздохнул Суслик» после того, как услышал рассказ Хомы о красивой ёлочке, с которой ливень смыл все иголки. Значит, Суслик всё-таки способен заметить красоту в «живых картинах» Хомы.
А ты считаешь « живые картины» Хомы красивыми? Что же могло понравиться художнику в обыкновенной козе или берёзе?
Обсуждая вопрос: «А ты считаешь «живые картины» Хомы красивыми?», нужно попытаться взглянуть на обыкновенные вещи (козу, берёзу и т. д.) глазами художника. Здесь уместно вспомнить, что красота в большой мере зависит от того, как её воспринимает наблюдатель. Вспомним, в каких произведениях мы уже сталкивались с тем, что красоту в простом может увидеть далеко не каждый (сказка С. Козлова «Красота», картина Винсента Ван Гога «Комната в Арле», японские трехстишия хокку, особенно Тие и Оницара: Литературное чтение. 2 класс, ч. 1, с. 111, 119, 120).
— Найдите в этой части сказки момент, когда два друга, несмотря на споры, вместе чем-то любуются, — попросила Анишит Йокоповна.
Прочитай нужные строчки.
«Вон какие рога! И бородка седая, как у козла! И на это не смог возразить Суслик. Действительно, борода. Если б не вымя – вылитый козёл!».
Какое качество своих картин, кроме их красоты, Хома особенно ценит и постоянно об этом говорит? Найди в тексте подтверждение своего ответа. А что является для Хомы самым большим неудобством в собирании картин? Чего больше всего боится? Подтверди свой ответ строчками из текста.
Почему собирание «живых картин» оказалось для Хомы таким трудным (то с картины исчезает что-то, то плохая погода «смывает картину»).
Кроме красоты Хома особенно ценит в живых картинах их «удобство». («Хорошая картина, удобная»; «А эта картина ещё удобней. Берёза с места не сойдёт. Вечная картина!»).
? с. 23 Как Хома сначала воспринял то, что Суслик тоже стал собирать картины? А что заставило его изменить мнение?
Как ты считаешь, Суслик всё-таки завидует Хоме, или он сумел побороть свою зависть? О какой картине мечтает Суслик?
— Странно, что Хома и Суслик делят живые картины на свои и чужие, — заметил Костя Погодин. — Ведь они общие, и все могут ими любоваться.
— А лучше всего любоваться вместе с друзьями! — сказал Миша.
— Так и получилось в конце сказки, — хитро улыбаясь, сказал Михаил Потапович. — Прочитайте названия, которые дал «своим» картинам Суслик, и вы в этом убедитесь!
Ты понимаешь, о чём говорит Главный Библиотекарь?
Суслику удалось побороть свою зависть, он проявляет искреннюю бескорыстную дружбу, говоря Хоме: «…живые картины, на которых ты один, и в норе разместить можно. В твоей…». Суслик приходит к выводу, что любоваться красотой лучше вместе с другом. Подтверждение этому дети могут найти в строке: «Жаль только, что картина «Хома и Суслик» у меня никак не получается…», а также в том, что на всех живых картинах Суслика присутствует его друг Хома.
Увидев, что Суслик ему подражает, Хома поначалу разозлился («Вон как! Тоже вознамерился живые картины заиметь!»). Как Суслик смог изменить отношение своего друга (картины Хомы он не трогал, а помещал в рамку исключительно самого Хому на фоне его «живых картин»). Пользуясь тем, как понимает красоту Хома (а он её понимает в значительной степени как удобство), Суслик приводит его же доводы в пользу своих картин («Никто не украдёт и дождём их не смоет. »).
Спросите детей, как они считают, можно ли назвать Хому учеником художника, начинающим художником? Или правильнее было бы назвать Хому «коллекционером», то есть тем, кто собирает, коллекционирует что-то. Пусть дети найдут подтверждение этому второму мнению, внимательно перечитав 1-ю и 2-ю части текста (Хома говорит: «Я собираю – картины», Хома боится, что его картины «украсть могут» и говорит: «Хорошо бы все живые картины к себе в нору перенести, да не поместятся. А всё время их охранять – не получится…»).
Умники и умницы
Умные дети — счастливые родители
А. Иванов. Как Хома картины собирал. Литературное чтение. 3 класс. ПНШ
Ответы к стр. 14 — 23
? с. 17 Ты догадываешься, кто такой Хома, друг Суслика?
Текст А. Иванова хорошо подтверждает тот факт, что красоту окружающего мира, а также красоту в простых и обыденных вещах может заметить лишь человек (или герой, наделённый человеческими чертами) очень внимательный, наблюдательный, способный вглядываться.
Хома, вслед за побывавшим в его краях «художником-бородачом», отправляется «на пленэр» («на природу, в самые живописные её уголки»). Хома «создаёт картины» в тех местах, где уже побывал художник, то есть беря в пример личность для него уважаемую, учится, таким образом, видеть красоту.
Чем Хома удивил Суслика? Где чаще всего Суслик обнаруживал Хому? Подтверди свой ответ строчками из текста.
«…Иногда, в хороший денёк, Хома стал… в разные места… похаживать. То к ручью, то к роще, то к полю. Встанет там неподвижно и глядит куда-то… Ничего там нет интересного! То пегая Коза на другом берегу ручья, то франтоватый Дятел на сосне, то невзрачный Жаворонок в небе. А то и одинокая берёза на лугу… “Именно эту Козу художник рисовал!” – говорит Хома».
Что навело Хому на мысль начать собирать живые картины?
? с. 20 Почему Хома собирает именно такие картины? Прочитай строчки, из которых это понятно.
Почему Хома собирает именно такие картины? Дело здесь – в подражании художнику (Хома поступает точно так же, как художник), который, как говорилось выше, непререкаемый авторитет для Хомы («Её художник рисовал – значит, красивая. Ему виднее»).
— Суслику совсем не понравились живые картины, он не смог их оценить, — огорчился Миша.
— Это не совсем так, — возразила брату Маша.
А тебе чьё мнение кажется правильным? На какие слова Суслика обратил внимание Миша? А какие строчки заметила Маша?
Дискуссия Миши и Маши о том, понравились ли «живые картины» Хомы Суслику, даёт возможность обсудить сложное отношение Суслика к новому занятию своего друга. Суслик не видит ничего особенного в «живых картинах» Хомы; восхищение последнего вызывает в нём откровенное недоумение («Да что красивого в этой Козе? Ну и вид у неё!» … «Где ты в ней красоту увидал?», «– Уж и редкая… – пробурчал Суслик»).
Но Суслик и не остаётся полностью равнодушным: «доброе сердце» Суслика навязчиво наполняет «тёмная зависть к собирателю живых картин». Суслик осознает, что не видит и не понимает красоту, которую замечает Хома. Суслик постепенно проникается заботами и переживаниями Хомы, связанными с трудностью сохранения живых картин («Выходит, трудно живые картины собирать? – невольно посочувствовал ему Суслик…»). Суслик переживает, что красота легко разрушается: «Жалко, – вздохнул Суслик» после того, как услышал рассказ Хомы о красивой ёлочке, с которой ливень смыл все иголки. Значит, Суслик всё-таки способен заметить красоту в «живых картинах» Хомы.
А ты считаешь « живые картины» Хомы красивыми? Что же могло понравиться художнику в обыкновенной козе или берёзе?
Обсуждая вопрос: «А ты считаешь «живые картины» Хомы красивыми?», нужно попытаться взглянуть на обыкновенные вещи (козу, берёзу и т. д.) глазами художника. Здесь уместно вспомнить, что красота в большой мере зависит от того, как её воспринимает наблюдатель. Вспомним, в каких произведениях мы уже сталкивались с тем, что красоту в простом может увидеть далеко не каждый (сказка С. Козлова «Красота», картина Винсента Ван Гога «Комната в Арле», японские трехстишия хокку, особенно Тие и Оницара: Литературное чтение. 2 класс, ч. 1, с. 111, 119, 120).
— Найдите в этой части сказки момент, когда два друга, несмотря на споры, вместе чем-то любуются, — попросила Анишит Йокоповна.
Прочитай нужные строчки.
«Вон какие рога! И бородка седая, как у козла! И на это не смог возразить Суслик. Действительно, борода. Если б не вымя – вылитый козёл!».
Какое качество своих картин, кроме их красоты, Хома особенно ценит и постоянно об этом говорит? Найди в тексте подтверждение своего ответа. А что является для Хомы самым большим неудобством в собирании картин? Чего больше всего боится? Подтверди свой ответ строчками из текста.
Почему собирание «живых картин» оказалось для Хомы таким трудным (то с картины исчезает что-то, то плохая погода «смывает картину»).
Кроме красоты Хома особенно ценит в живых картинах их «удобство». («Хорошая картина, удобная»; «А эта картина ещё удобней. Берёза с места не сойдёт. Вечная картина!»).
? с. 23 Как Хома сначала воспринял то, что Суслик тоже стал собирать картины? А что заставило его изменить мнение?
Как ты считаешь, Суслик всё-таки завидует Хоме, или он сумел побороть свою зависть? О какой картине мечтает Суслик?
— Странно, что Хома и Суслик делят живые картины на свои и чужие, — заметил Костя Погодин. — Ведь они общие, и все могут ими любоваться.
— А лучше всего любоваться вместе с друзьями! — сказал Миша.
— Так и получилось в конце сказки, — хитро улыбаясь, сказал Михаил Потапович. — Прочитайте названия, которые дал «своим» картинам Суслик, и вы в этом убедитесь!
Ты понимаешь, о чём говорит Главный Библиотекарь?
Суслику удалось побороть свою зависть, он проявляет искреннюю бескорыстную дружбу, говоря Хоме: «…живые картины, на которых ты один, и в норе разместить можно. В твоей…». Суслик приходит к выводу, что любоваться красотой лучше вместе с другом. Подтверждение этому дети могут найти в строке: «Жаль только, что картина «Хома и Суслик» у меня никак не получается…», а также в том, что на всех живых картинах Суслика присутствует его друг Хома.
Увидев, что Суслик ему подражает, Хома поначалу разозлился («Вон как! Тоже вознамерился живые картины заиметь!»). Как Суслик смог изменить отношение своего друга (картины Хомы он не трогал, а помещал в рамку исключительно самого Хому на фоне его «живых картин»). Пользуясь тем, как понимает красоту Хома (а он её понимает в значительной степени как удобство), Суслик приводит его же доводы в пользу своих картин («Никто не украдёт и дождём их не смоет. »).
Спросите детей, как они считают, можно ли назвать Хому учеником художника, начинающим художником? Или правильнее было бы назвать Хому «коллекционером», то есть тем, кто собирает, коллекционирует что-то. Пусть дети найдут подтверждение этому второму мнению, внимательно перечитав 1-ю и 2-ю части текста (Хома говорит: «Я собираю – картины», Хома боится, что его картины «украсть могут» и говорит: «Хорошо бы все живые картины к себе в нору перенести, да не поместятся. А всё время их охранять – не получится…»).
ЧИТАТЬ КНИГУ ОНЛАЙН: Приключения Хомы и Суслика (полная версия)
НАСТРОЙКИ.
СОДЕРЖАНИЕ.
СОДЕРЖАНИЕ
ПРИКЛЮЧЕНИЯ ХОМЫ И СУСЛИКА
ПОЗНАКОМЬТЕСЬ С ХОМОЙ
Вот он. Обыкновенный хомяк. Щёки — во! Шубейка из недорогого меха.
Хома стоит на задних лапах и смотрит вдаль.
Чуть какая опасность: лиса или пионеры — нырь под землю!
Тут в норе Хома никого не боится. Закроет глаза и спит. Когда мы спим, мы все хорошие.
Когда Хома не спит, он шныряет по полю. Зёрна собирает. Воришка, значит. Но это мы знаем, а он не знает. Видит, зёрна осыпались — хвать! Будто так и надо. Думает — ничьи.
Поэтому его считают вредителем. Он так не считает.
Лучший друг Суслик нередко Хому во всём слушается:
Хома на целых полгода старше. Значит, умнее. Правда?
«Ты хорошо сохранился, — говорит ему Суслик. — Ну, уцелел!»
«А если б не уцелел?» — хмурится Хома.
«Тогда бы ты не был на полгода старше», — улыбается Суслик.
Такие вот они, дружки!
КАК ХОМА ЗАРЯДКОЙ ЗАНИМАЛСЯ
Всю ночь Хома плохо спал. Всю ночь по полю со скрежетом ходила огромная машина — комбайн. Она ярко глазела фарами, свет даже в нору проникал.
Хома было подумал, что больше не придётся светляками запасаться для освещения. Он думал, комбайн теперь каждую ночь по полю гулять будет. Шумит, правда, зря…
Так спал он и просыпался, пока не проснулся совсем.
Зарядку он делать не стал.
За него зарядку Суслик делал. Самому Хоме — лень.
— Сделай, — говорит, — за меня зарядку. А сам лежит под кустом и смотрит.
Суслик и давай за двоих стараться — приседает, подпрыгивает…
Умаялся вконец. Еле дышит! Но Хома ему:
— Какая же это зарядка без купания?! А вода в ручье холодней холодной.
Плавает Суслик, а Хома на бережку сидит.
— М-о-о-жет, х-хватит? — спрашивает его из воды лучший друг Суслик.
— Ишь ты! — возмущается Хома. — Плавай, плавай, пока я не устану. Мне плавать полезно. Мне доктор Дятел ванны велел принимать!
Наплавается Суслик до посинения и вылезет на берег.
— Славно я сегодня зарядился! — встанет довольный Хома и сладко потянется. Он уже задремать успел. А Суслика от усталости так и шатает.
— Так и быть, хватит, — расщедрится Хома. — Только завтра встань пораньше, чуть светать начнёт. И побегай за меня босиком по росе. Но смотри, не жульничай. Всё равно узнаю. Мне бегать врачи велели. Ты же не хочешь, чтоб твой лучший друг заболел? Старайся!
Ну вот. Встал Хома, а комбайна уже нет. И пшеницы нет. Всё зерно ночью собрали.
Поле будто наголо подстрижено. И Суслик бегает.
— Бегаешь? — зевнул Хома.
— А может, не надо? — взмолился Суслик.
— Ты что, устал? — удивился Хома.
— Устал, — пропыхтел Суслик.
— Чего? Это я устал! — рассердился Хома. — Ты же за меня бегаешь! Ох, как я устал… Прилягу, отдохну. А ты бегай, бегай!
КАК ХОМА НА ДАЛЬНЕЕ ПОЛЕ ЗА РОЩУ ХОДИЛ
Лежит Хома, а Суслик бегает. Вдруг трактор на поле показался.
— Все по домам! — крикнул Хома и бросился в нору. Суслик — в соседнюю.
Рычит трактор. Страшно.
Высунул Хома голову.
Трактор мимо идёт и сердито трясётся. За трактором плуг землю пашет.
А за плугом вороны вышагивают рядами, как на параде, и червяков склёвывают.
— Эй, гляди! Карр! — махнула Хоме крылом главная Ворона. — Мы трррактор приррручили! На всю стаю ррработает! Отборррные черррвячки!
— Нужны они мне! — буркнул Хома.
— Ни одного упавшего зёрнышка теперь не останется, — поддакнул ему Суслик, тоже высунув голову.
— Не пищи, — важно заметил Хома. — Там, за рощей, ещё одно поле есть.
Дальнее. Там горох растёт.
— Горох? — облизнулся Суслик.
— Ну. А ты думаешь, откуда я его ношу?
— А я не думаю, — признался Суслик. — Я его ем.
— Лентяй, — буркнул Хома.
— Я не лентяй, я шустрый, — надулся Суслик.
— Мне лучше знать! — рассердился Хома. — А ну-ка, сгоняй на Дальнее поле за стручками. Всё равно ты мало сегодня бегал, тебя трактор спугнул.
— Ого, мало! — заныл Суслик. — Три часа вместо двух!
— Три часа?! — ужаснулся Хома. — По мокрой траве?! Я же простудиться могу!
— За тебя я только два часа, — торопливо сказал Суслик. — А час за себя.
— За меня — два? А за себя — час? — Хома поспешно пощупал свои задние лапы. — То-то у меня пятки гудят. Раз ты за себя недобегал, беги за стручками. Хитрый какой. Меня чуть до смерти не загонял за два часа, а себе час выгадал.
Суслик виновато заморгал глазами.
— Не пойду, — робко пискнул он и исчез в норе.
— Я Волка боюсь, — снова высунулся он и опять скрылся.
— И Лисы! — опять показался он. Снова исчез. И больше не показывался.
Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.
Ты догадываешься кто такой хома друг суслика
КАК ХОМА И СУСЛИК В ВОДУ ГЛЯДЕЛИ
Живут в поле, возле ручья и рощи, хомяк Хома и его лучший друг Суслик. Норки у них по соседству вырыты. Хотя Суслик и выше Хомы ростом, зато Хома на целых полгода старше. А старшие знают больше! У старших — опыт! Большой опыт у Хомы. Огромный!
…Сидели как-то на берегу ручья Хома и Суслик. Они там часто сидели, им там нравилось. Сидели и на воду смотрели. На свои отражения. А отражения на них из воды смотрели.
— Вода ведь уплывает?-вдруг сказал Суслик.
— Уплывает,- сказал Хома.
— И новая приплывает?- сказал Суслик.
— Ага,- сказал Хома.- И так всё время.
— А почему же моё отражение не уплывает?- спросил Суслик.
— Уплывает,- сказал Хома.- Не веришь?
— Проверим,- заявил Суслик и вверх по ручью ушёл.
— Пока нет, — отозвался Хома.
— Плывёт?- крикнул Суслик.
— Нет, — отозвался Хома.- А ты в воду смотришь?
— Смотрю,- обиделся Суслик.
— Может, оно где-то по пути застряло?- забеспокоился Хома.
— Нигде не застряло! Оно и не плыло даже!- вернулся Суслик.
— Так вот же оно!- обрадовался Хома.- Приплыло!
И точно. Рядом с отражением Хомы — отражение Суслика. Посмотрел недоверчиво Суслик, даже носом к ручью склонился.
— Хм, — удивился Суслик.-Похоже на моё.
— Ещё бы не твоё,- буркнул Хома.- Ты у нас один такой страшный.
— Значит, это не я,- сказал Суслик.
— А рост? — сказал Хома. — У твоего отражения рост выше моего!
— Тогда это я,- признался Суслик и хихикнул.- Я тебя раскусил. И ничуть оно не приплыло. Оно здесь оставалось и никуда не плавало!
— Отойди от берега! — рассвирепел Хома.
Суслик поворчал-поворчал, но отошёл.
— Нет твоего отражения!- воскликнул Хома.
— Есть,-упрямился Суслик. — Просто я его отсюда не вижу!
— Нету!- настаивал Хома. — Нету! Сам посмотри.
— И посмотрю! — И посмотрел. — Есть! Вот оно!
— Было!- настаивал Суслик!
— Конечно, не было!- догадался Хома. — Это новое отражение. А старое вниз по течению уплыло! Не веришь, сбегай.
— Сбегаю,- пропыхтел Суслик. И побежал.
Долго ждал его Хома. Целый месяц.
Пришёл, наконец, Суслик. Еле ноги приволок.
— Ну?- грозно спросил Хома. — Убедился?
— Или ты только сам на себя любовался,- заметил Хома,- или мои всех твоих обогнали. Раз мои короче, значит, их уносит быстрее!
С этого дня Суслик и Хома прибегали каждый день в ручей взглянуть. Посмотрят на свои отражения, отвернутся и снова посмотрят… И так приятно им было думать, что плывут теперь их отражения бесконечной цепочкой через всю большую страну: сначала по ручью, потом по реке, потом по морю. Плывут себе, волосок к волоску вылизан, лапы гордо на груди сложены, рты до ушей улыбаются. А все любуются ими и весело кричат:
— Привет Хоме и Суслику!
Перелётные птицы кричат, мальчишки-рыболовы и далёкие китобои в открытом океане.
КАК ХОМА КОТА ВСТРЕТИЛ
Ворвался Хома в нору к Суслику.
— Беда! В роще объявился Кот-т-т!- застучал зубами Хома.
— Кот-т-т?!- испугался Суслик.
— Кот! Домашний, бездомный! И очень дикий!
— А что он делает?- юркнул под кровать Суслик.
— А он ничего не делает. Он мышей ловит.
— Ах, мышей?- вылез Суслик. — А как он выглядит? — Такой, знаешь?- растерялся Хома. — Ну, рожа круглая и усы.
— Вот ты можешь вскоре увидеть его изнутри, — рассердился Хома,- а не только снаружи!
— А разве он меня ест?- снова глухо спросил Суслик из-под кровати.
— Ест, ест,- заверил Хома.
— Я ж не мышь,- задрожал Суслик. И кровать задрожала.
— Это я знаю, что ты не мышь, — сказал Хома. — А он не знает.
— Ты так считаешь?- забеспокоился Суслик.
— Это не я так считаю,- уточнил Хома. — Это, наверно, так Кот считает.
За оконцем ночь наступила. Стало темно, так темно, как тёмной ночью под тёмным одеялом. Две звезды зажглись. Зелёные, яркие. Ну, прямо живые-так и мигают. Почему только две? Наверно, потому, что больше в Сусликово оконце не вмешается.
Заспешил Хома домой. Не успел и двух шагов пройти, схватил его кто-то лапой за шиворот. И прямо перед Хомой два глаза горят- Кот бездомный. Ходит, высматривает, в окна подглядывает.
— Знаешь, кто я? Кот!- облизнулся Кот горячим языком.
— Не верю!- затрясся Хома.
— Вот когда съем, поверишь!- пообещал Кот.
— Да как же я потом поверю,- пропищал Хома,- если ты меня сначала это… съешь?!
— Ага… — озадачился Кот. — И что же с тобой делать?
— А то! Надо, чтобы я сначала поверил, а потом это… ешь!
— Ах, так. — Туг терпение у Кота лопнуло. Притащил он Хому в рощу и бросил в глубокое дупло. — Сиди там, пока не поверишь!
Долго Хома в дупле просидел. Хорошо, что в защёчных «кладовочках» он несколько семечек про запас носил. Жить кое-как можно!
Пришёл однажды Кот, просунул в дупло голову и опять вопит:
— Ну, а теперь-то веришь, что я Кот?
— Не верю,- отвечает Хома. — Ты такой сильный, сильнее всех…
— Что?- взвыл Кот. И жёлудем в Хому запустил.- Насмехаешься?
— Все знают, что сильнее кошки зверя нет,- ответил Хома. — И коварнее тоже! Ты должен это вспомнить, если ты Кот!
— Вспомнил!- поспешно согласился Кот.
— …Такой сильный, но благородный, — сказал Хома.- И поэтому не поверишь, что ты Кот!
— Я Кот! Кот! Такой сильный, но такой благородный Кот. Ладно, можешь не верить,- вдруг смягчился Кот.- Ты только знай кричи погромче, всю правду обо мне кричи! Пусть все знают!
— Из дупла не слышно. Сам о себе кричи,- отказался Хома.
— Мне самому неудобно,- признался Кот.- Не поверят.
Нашёл Кот где-то шнурок и лейку-воронку. Вытащил Хому из дупла, привязал к своей лапе шнурком, дал лейку-воронку:
— Будешь со мной ходить и орать, как в рупор, какой я замечательный!- приказал Кот.
Пришлось Хоме с Котом ходить. Кот шаг сделает, Хома-пять. Семенит сбоку и орёт в лейку-воронку:
— Идёт такой сильный, но такой благородный…
— Кот!- подхватывает Кот, потому что Хогла ему не верит, что он Кот.
Они так громко его, Кота, прославляли, что все мыши разбегались, услышав издали, что Кот идёт. Хома старался погромче орать.
Но ведь одной славой сыт не будешь. Оголодал Кот, жадным глазом на Хому косит. А сам до того отощал, лапы стали, как прутики. Вот и соскользнула у него с лапы петелька шнурка. Хома — бежать!