творчество этого писателя возможно вам знакомо такое понимание хода истории возможно при условии

Аргументы «Человек путешествующий: дорога в жизни человека»

Список аргументов из литературы по направлению «Человек путешествующий: дорога в жизни человека» для итогового сочинения в 2021-2022 учебном году в 11 классе

Дорога – это не только физическое расстояние, которое человек проходит, двигаясь из пункта А в пункт Б, но также путь в метафорическом смысле, означающий накопление знаний и осмысление опыта в процессе жизни. Жизненный путь похож на странствие или путешествие, ведь во время него тоже нужно преодолевать препятствия, принимать решения и достигать цели, чтобы прийти в конечную точку на маршруте другим человеком, подобно героям классических произведений, которых дорога меняет кардинально.

Маршрут никогда не может быть линейным, он всегда – извилист, иногда – тернист, часто – изобилует внезапными поворотами. Если путь вниз – быстрый и легкий, то дорогу вверх – осилить невозможно без труда, прилежания и самопожертвования. Но ради этого стоит жить, ведь это – путь к вершине, к себе и к Богу.

В величайшем романе “Война и мир” гений слова и мысли Лев Толстой акцентирует на том, что для человека, благородного сердцем, не существует препятствий. У каждого из главных героев – Андрея Болконского и Пьера Безухова – своя дорога, свой собственный путь, который они прошли смиренно и с честью, не склонив голову под тяготами судьбы. Твердость духа и верность своим идеалам позволила обоим героям достигнуть цели, сохранив человеческое достоинство и благородство души.

Князь Андрей, раненый лежа под небом Аустерлица, не потерял веры в жизнь, наоборот, он осознал ее величайшую ценность по сравнению с мимолетностью славы, о которой когда-то мечтал. Ему стали чужды идеи и идеалы, которые он взращивал, восторгаясь кумиром своей юности Наполеоном. Встретившись с ним лицом к лицу, князь Болконский понял, что все, кроме самой жизни – тлен. Его духовное перерождение не стало конечной точкой его жизненного пути, но подножием вершины, на которую еще предстоит взойти герою. Судьба Андрея является примером того, что поиск верного пути – долог и труден, но только так можно познать себя и отыскать смысл собственного существования.

В отличие от трагической судьбы князя Андрея Болконского, путь Пьера Безухова заканчивается счастливо, несмотря на многочисленные передряги и препятствия, которые пришлось преодолеть герою, борясь не только с внешними трудностями, но и с самим собой. Честность, самоуважение и доброта позволили ему обрести не только семейное счастье и место в обществе, но также покой души.

Герои Толстого с честью прошли свой путь, так же как и Петр Гринев, центральный персонаж “Капитанской дочки” А. С. Пушкина. Петр был послушен ориентирам, которые дал ему отец, учивший сына беречь честь, защищать слабых и не пресмыкаться перед теми, кто сильнее. Вера в свои принципы и самоуважение придавали ему сил в самые трудные минуты жизни благодаря чему он не только сумел спасти возлюбленную, создав крепкую семью, но и выполнить долг перед Родиной.

Петр Гринев прошел свой путь, полный суровых испытаний, до конца, и стал только сильнее, приумножив человеческое достоинство. Герой Пушкина укрепился в вере в свои принципы и идеалы, не отступив от них ни на шаг. Но другому известному персонажу русской литературы пришлось пересмотреть свои взгляды вследствие допущенных ошибок. Речь идет о знаменитом профессоре Преображенском из “Собачьего сердца” М. А. Булгакова. Следует заметить, что ошибки присущи каждому человеку, и невозможно обойтись без них на дороге жизни, если целью является подлинное становление личности.

В повести Булгакова профессор очеловечивает бродячего пса Шарика, надеясь вырастить уникальную личность, пересадив животному гипофиз недавно умершего человека из низших слоев населения. В результате успешной операции Шарик действительно превращается в человека, но, к сожалению, вместо чистого листа, Преображенский получает уже готового индивида, в точности копирующего скверный характер донора Клима Чугункина. Новоиспеченный член общества приносит профессору и его окружению только проблемы, что и побудило Преображенского решиться на обратную операцию.

Для того чтобы зваться человеком недостаточно иметь человеческий облик – вот в чем мораль повести. А также в том, что вмешательство в природу не всегда оправдано, и часто – опасно. Профессор сумел исправить свои ошибки, доказав, что способность ошибаться никак не зависит от возраста и знаний, а является неотъемлемой частью жизненного пути человека.

Если герой Булгакова во время осознал свою ошибку, то Родион Раскольников из романа «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского совершил то, что невозможно исправить. Убийство – это не ошибка, а преступление, которое оставляет черный след в душе человека и накладывает отпечаток на весь его жизненный путь. Убийство невозможно перечеркнуть и отмотать назад, а можно только искупить раскаянием длиною в жизнь. Именно это и произошло с бедным студентом Раскольниковым, ищущим доказательств своей теории, о том, что люди делятся на два типа – «обыкновенных» и тех, кто «право имеют». Следуя эгоистичным целям и идеям, их оправдывающим, студент убивает старуху-процентщицу и ее сестру, за что попадает на каторгу. Но не только физические муки испытывает Раскольников. Спустя время тяжелейшее осознание вины пыткой ляжет на душу героя, и лишь чистейшее раскаяние позволит ему пережить этот страшный период.

Преступление приводит к наказанию, причем не только физическому, но и душевному, погружая жизнь человека во мрак, делая путь непроходимым. В отличие от Родиона Раскольникова, помещик Обломов из одноименного романа И. А. Гончарова не совершил никакого преступления. Собственно говоря, он вообще ничего не совершил, прожив тусклую, безликую и безрадостную жизнь, которая стала закономерным результатом его безвольности и лени. Обломов – это пример того, что путь нужен для того, чтобы по нему идти. Ведь если на нем стоять, а тем более лежать, то можно получить только бесцельно потраченное время. Для достижения целей нужны усилия, а лень и потакание своим слабостям приведут к потере себя и деградации личности.

“Человек в футляре” А. П. Чехова похож на Илью Обломова стремлением оградить свою жизнь от любых изменений. При этом эпитет «безвольный» не вполне соответствует главному герою Беликову. Его следует называть замкнутым и тревожным, так как он стремится прожить жизнь, не вылезая из «футляра» – его собственного «кокона» из привычек и склонностей, в котором нет места ничему новому. Впоследствии Беликова загоняет в могилу необходимость готовиться к женитьбе, с которой он так и не смог смириться.

Пример Беликова демонстрирует, что нужно довериться жизни, а не стремиться контролировать каждое ее мгновение. “Человек в футляре” боялся жить, вот почему не преуспел в этом искусстве.

Для Евгения Онегина, героя одноименного романа в стихах А. С. Пушкина жизненный путь неразрывно связан с поисками себя. Он отказывается плыть по течению, превратившись в одного из бесчисленных прожигателей жизни, такой путь претит ищущей душе героя. Ради поисков себя Онегин готов отказаться от места в обществе, стать настоящим изгоем. Принес ли ему этот путь счастье – сложно сказать. Но его идеи и порывы заслуживают уважения, ведь являются отражением пытливого ума, не готового мириться с привычным укладом жизни.

Каждый человек рано или поздно оказывается лицом к лицу с дорогой. Впереди – путь длиною в жизнь, который нужно пройти так, чтобы в конце не пожалеть ни об одном шаге, ведь каждый из них приближает к обретению, познанию и принятию себя.

Источник

Творчество этого писателя возможно вам знакомо такое понимание хода истории возможно при условии

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Удовлетворить потребность человека в общении вполне могут домашние, приятели, газеты.

2) По мнению автора, большой писатель есть высший подвид человека разумного, наделённого особой способностью мыслить и чувствовать.

3) Читатель обращается к книге, чтобы приобщиться к великому знанию о жизни и о себе.

4) Писатель всегда в России был на положении городского дурачка, бездельника и недотёпы.

5) Все созданные человечеством книги невозможно перечитать физически.

(1)Принято считать, что литература человечества началась с древнего шумерского эпоса «Сказание о Гильгамеше». (2)Писалось это сочинение аж в третьем тысячелетии до нашей эры, и, следовательно, изящная словесность будет постарше египетских пирамид.

(3)С тех пор было написано великое множество книг, умных и дурацких, талантливых и не сказать чтобы отмеченных «искрой Божьей», которые (в том-то всё и дело) физически невозможно перечитать. (4)Спрашивается: а чего, собственно, ради скрипели перьями, может быть, миллионы людей, обременённых даром художественного слова, зачем они недосыпали-недоедали и мучились под пытками синтаксисом, если их сочинения обречены на безвестность, если книги, рождённой в ночной тиши, никогда не коснётся человеческая рука?

(5)С другой стороны, интересно: вот уже пять тысяч лет, как человечество не отстаёт от чтения, хотя у него хлопот, что называется, полон рот (тут тебе и бесконечные междоусобицы, и кризис неплатежей), а он всё почитывает на досуге, словно это, казалось бы, зряшное пристрастие злободневно. (6)Вроде бы и практического толка от этого занятия никакого: всё-таки книжку прочитать —это не то, что делянку под картошку вскопать или починить в доме электропроводку, вроде бы и без

того жизнь коротка, как заячий хвост, и глаза портить не годится, и основные вопросы бытия давно закрыты, а людей всё тянет к печатному слову, точно в нём заключена какая-то великая благодать…

(7)Что до первого пункта, то ответ на него таков: люди, обременённые даром художественного слова, пишут потому, что есть такая болезнь —писатель и этот страдалец не может не сочинять. (8)Болезнь эта весьма распространённая, особенно у нас, в России, где писатель двести лет стоял наравне с апостолами, а теперь перешёл на положение городского дурачка, бездельника и недотёпы, который не умеет даже электричество починить.

(9)Другое дело, что бывает писатель, имеющий что сказать городу и миру. (10)А бывает писатель, который только и может, что в письменном виде поделиться с публикой своими наблюдениями над вечерней зарёй, характерами современников, а то и расцветкой бабочки махаона. (11)Но при этом ни того ни другого нимало не интересует, прочитают ли их писанину или не прочитают, признает публика искромётный талант творца или не признает, и даже им неважно, выйдет рукопись в свет или навеки упокоится в ящике письменного стола.

(12)По второму пункту: люди вот уже пять тысяч лет читают книги по той причине, что им от Бога вышло такое внушение – раз своего ума мало, если ты бесчувствен, как сапог, то потрудись освоить хотя бы часть корпуса великой литературы, чтобы приобщиться к великому знанию о жизни и о себе. (13)И ведь действительно: с мудрым автором связаться через печатное слово —это совсем не то, что выяснить по сотовому телефону у Саши или у Маши, что они кушали на обед; это совсем не то,

что выслушать от матери нагоняй за бестолковость и нерадение.

(14)Исключительно по той причине, что большой писатель представляет собой феномен, что он есть высший подвид человека

разумного, наделённого способностью мыслить и чувствовать, как никто, его сочинения непременно следует прочитать. (15)Лев Толстой нас вдохновит своим озарением: «Мне говорят, я несвободен, а я взял и поднял правую руку». (16)Чехов насторожит категорическим императивом: «В человеке всё должно быть прекрасно…» (17)В свою очередь, Достоевский нам сообщит: «Широк, слишком широк русский человек, я бы сузил» и «Красотою спасётся мир».

(18)Следовательно, люди испокон веков тянутся к дельной книге по той причине, что испытывают потребность в общении с самыми светлыми умами, и удовлетворить её не могут ни домашние, ни приятели, ни газеты. (19)Откуда взялась эта потребность, точно сказать нельзя, но можно предположить: таковая заключена в самой природе человека как пожизненного слушателя Высших курсов, как мыслителя и творца. (20)Словом, скорее всего прав поэт Бродский: «Человек —это то, что он читает». (21)По крайней мере, человек —это не так просто, как полагают материалисты, и мыслящие особи должны быть постоянно настороже.

* Вячеслав Алексеевич Пьецух(род. в 1946 г.) —советский и российский писатель.

Источник

Список всех аргументов из литературы

Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?

Современную жизнь невозможно представить без технологий – величайшего достижения цивилизации. Научно-технический прогресс повлиял на все сферы человеческой деятельности благодаря чему создались совершенно новые условия жизни, в которых молодое поколение чувствует себя, как рыба в воде, а старшее – старается угнаться в меру своих возможностей. При этом технологии влияют на людей не только внешне, но и внутренне, создавая портрет нового человека.

Цивилизация и технологии – это благо или трагедия? На этот вопрос отвечают не только философы, но в первую очередь писатели, являясь летописцами своего времени. Не только современники поднимают этот вопрос в своих произведениях – у классиков можно найти множество примеров, когда технический прогресс оказывает существенное влияние на судьбы людей.

Видеоподборка аргументов по направлению

Влияние технологий на жизнь общества

Знаменитый фантаст и гениальный мыслитель Рэй Бредбери в романе “451 градус по Фаренгейту” демонстрирует сокрушительное влияние технологий на человека.

Зависимость от телевидения, с которой сталкивается жена главного героя, является лишь малейшим примером того, как воздействует прогресс на слабые умы. Но если несчастная Милдред не вредит никому, кроме себя, то ее муж Гай Монтэг занимается тем, что уничтожает прошлое в угоду новой, прогрессивной цивилизации.

Главный герой работает пожарным, но необычным, а «специального назначения». Гай должен сжигать книги, которые оказались под запретом в прогрессивном обществе. Если бы не случайная встреча, изменившая его мировоззрение, то он приложил бы все усилия, чтобы потомки не узнали о прошлой жизни, в которой технологии не занимали центральное место в жизни человека.

Рэй Бредбери поднимает важный вопрос о том, что цивилизация подчиняет себе людей, превращая их в послушных винтиков системы, которым не нужно думать самостоятельно, ведь за них это сделают компьютеры, телевизоры и различные «гаджеты», как сказал бы современный человек.
Другую сторону технического прогресса описывает польский писатель Януш Вишневский в популярном романе “Одиночество в сети”. Его герои используют возможности цифровых технологий для межличностного общения, не задумываясь об опасности погрузиться в мир виртуальной реальности, позабыв о существовании реальности.

В романе мужчина и женщина знакомятся онлайн и влюбляются по переписке, создавая историю любви, которой на самом деле не существует. В виртуальном пространстве воплощаются в жизнь любые фантазии и желания, в то время как в реальной жизни ничего не происходит. По сути два человека тратят драгоценное время на иллюзии, придумывая реальность, как герои “Матрицы”, пока их настоящая жизнь проходит мимо, бессмысленно и бесцельно. Януш Вишневский акцентирует внимание на том, как легко принять реальность за фантазию, особенно при помощи цифровых технологий.

Подробный видеоразбор всего направления

Научные открытия против гуманности

В фантастической повести М.А. Булгакова “Роковые яйца” мы видим, что происходит, когда научный эксперимент выходит из-под контроля.
Из-за роковой ошибки отдельных людей из обыкновенных, казалось бы, куриных яиц рождаются рептилии, которые вырастают до чудовищных размеров. Начиналось все довольно оптимистично: профессор Персиков обнаружил, что световое излучение красной части спектра стимулирует рост эмбрионов, и в результате они вырастают гораздо быстрее и становятся в разы больше, чем их необлученные собратья. Глава совхоза Рокк решает воспользоваться открытием ученого для восстановления поголовья кур. Он облучает куриные, на его взгляд, яйца, но вместо цыплят вылупляются ящеры, которые за считанные дни вырастают в настоящих динозавров, предельно опасных для общества. Если бы не внезапное похолодание, то человечеству грозила бы встреча с Годзиллой, и не одним.

Михаил Булгаков в ироничной форме предупреждает, к чему ведут некоторые научные открытия, а тем более ошибки при воспроизведении эксперимента.

Похожую ситуацию мы наблюдаем в его же повести “Собачье сердце”, где профессор Преображенский из лучших побуждений превращает бродячего пса в человека. Но если очеловеченный Шарик портит жизнь только профессору и его окружению, то “роковые яйца” привели бы к концу человеческой цивилизации, если бы не вмешательство природы, которую оба ученых, и Преображенский, и Персиков, пытались обмануть.

Технический прогресс несет только пользу?

Е.И. Замятин написал знаменитую антиутопию «Мы», где показал, как цивилизация превращает человека в робота. Винтик системы – эти слова совсем не метафора для героев произведений, которые носят не имена, а порядковые номера.

Сохраняется ли радость от существования, когда у тебя нет права на индивидуальность, любовь и самовыражение? Риторический вопрос, ведь в «идеальном» мире нет времени задумываться о таких пустяках, когда твой день четко регламентирован и расписан по часам. Отдых, сон, еда и работа имеют конкретные временные рамки, от которых никому не придет в голову отступить. Похожую картину создает Джордж Оруэлл в романе «1984», где все те же «винтики системы» не имеют права даже на собственные мысли в голове…

Каждый роман-антиутопия отражает страх человека перед технологиями будущего, у которых всегда есть темная сторона. Мы видим это в каждом первом фантастическом произведении, где люди будущего превращаются в рабов технического прогресса из-за неспособности ему противостоять.
В заключение следует сказать, что цифровые технологии облегчают жизнь человека, но вместе с тем делают его слабее и беззащитнее, усложняя адаптацию к окружающей среде. Чтобы не потерять себя и не раствориться в виртуальной реальности, следует пользоваться благами технического прогресса с пользой для саморазвития, а не только для пассивных развлечений, вроде видеоигр и соцсетей, зависимость от которых – доказанное явление.

Так что такое технологии – благо или трагедия? Однозначного ответа на этот вопрос не существует, ведь у технического прогресса есть две стороны. Будущее покажет, какая из них перевесит – светлая созидательная или темная сокрушительная.

Дополнительно важно знать об этом направлении (видеоурок)

Источник

Творчество этого писателя возможно вам знакомо такое понимание хода истории возможно при условии

Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажите номера ответов.

1) В предложениях 3, 4 содержится рассуждение.

2) Предложение 8 поясняет содержание предложения 7.

3) Предложения 9 и 10 противопоставлены по содержанию.

4) В предложениях 12, 13 представлено описание.

5) Предложение 21 содержит указание на причину того, о чём говорится в предложении 19.

(1)Принято считать, что литература человечества началась с древнего шумерского эпоса «Сказание о Гильгамеше». (2)Писалось это сочинение аж в третьем тысячелетии до нашей эры, и, следовательно, изящная словесность будет постарше египетских пирамид.

(3)С тех пор было написано великое множество книг, умных и дурацких, талантливых и не сказать чтобы отмеченных «искрой Божьей», которые (в том-то всё и дело) физически невозможно перечитать. (4)Спрашивается: а чего, собственно, ради скрипели перьями, может быть, миллионы людей, обременённых даром художественного слова, зачем они недосыпали-недоедали и мучились под пытками синтаксисом, если их сочинения обречены на безвестность, если книги, рождённой в ночной тиши, никогда не коснётся человеческая рука?

(5)С другой стороны, интересно: вот уже пять тысяч лет, как человечество не отстаёт от чтения, хотя у него хлопот, что называется, полон рот (тут тебе и бесконечные междоусобицы, и кризис неплатежей), а он всё почитывает на досуге, словно это, казалось бы, зряшное пристрастие злободневно. (6)Вроде бы и практического толка от этого занятия никакого: всё-таки книжку прочитать —это не то, что делянку под картошку вскопать или починить в доме электропроводку, вроде бы и без

того жизнь коротка, как заячий хвост, и глаза портить не годится, и основные вопросы бытия давно закрыты, а людей всё тянет к печатному слову, точно в нём заключена какая-то великая благодать…

(7)Что до первого пункта, то ответ на него таков: люди, обременённые даром художественного слова, пишут потому, что есть такая болезнь —писатель и этот страдалец не может не сочинять. (8)Болезнь эта весьма распространённая, особенно у нас, в России, где писатель двести лет стоял наравне с апостолами, а теперь перешёл на положение городского дурачка, бездельника и недотёпы, который не умеет даже электричество починить.

(9)Другое дело, что бывает писатель, имеющий что сказать городу и миру. (10)А бывает писатель, который только и может, что в письменном виде поделиться с публикой своими наблюдениями над вечерней зарёй, характерами современников, а то и расцветкой бабочки махаона. (11)Но при этом ни того ни другого нимало не интересует, прочитают ли их писанину или не прочитают, признает публика искромётный талант творца или не признает, и даже им неважно, выйдет рукопись в свет или навеки упокоится в ящике письменного стола.

(12)По второму пункту: люди вот уже пять тысяч лет читают книги по той причине, что им от Бога вышло такое внушение – раз своего ума мало, если ты бесчувствен, как сапог, то потрудись освоить хотя бы часть корпуса великой литературы, чтобы приобщиться к великому знанию о жизни и о себе. (13)И ведь действительно: с мудрым автором связаться через печатное слово —это совсем не то, что выяснить по сотовому телефону у Саши или у Маши, что они кушали на обед; это совсем не то,

что выслушать от матери нагоняй за бестолковость и нерадение.

(14)Исключительно по той причине, что большой писатель представляет собой феномен, что он есть высший подвид человека

разумного, наделённого способностью мыслить и чувствовать, как никто, его сочинения непременно следует прочитать. (15)Лев Толстой нас вдохновит своим озарением: «Мне говорят, я несвободен, а я взял и поднял правую руку». (16)Чехов насторожит категорическим императивом: «В человеке всё должно быть прекрасно…» (17)В свою очередь, Достоевский нам сообщит: «Широк, слишком широк русский человек, я бы сузил» и «Красотою спасётся мир».

(18)Следовательно, люди испокон веков тянутся к дельной книге по той причине, что испытывают потребность в общении с самыми светлыми умами, и удовлетворить её не могут ни домашние, ни приятели, ни газеты. (19)Откуда взялась эта потребность, точно сказать нельзя, но можно предположить: таковая заключена в самой природе человека как пожизненного слушателя Высших курсов, как мыслителя и творца. (20)Словом, скорее всего прав поэт Бродский: «Человек —это то, что он читает». (21)По крайней мере, человек —это не так просто, как полагают материалисты, и мыслящие особи должны быть постоянно настороже.

* Вячеслав Алексеевич Пьецух(род. в 1946 г.) —советский и российский писатель.

Источник

Творчество этого писателя возможно вам знакомо такое понимание хода истории возможно при условии

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, оторый Вы анализировали, выполняя задания 22−25. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

«Размышления автора текста В.А. Пьецуха о писателях и читателях подчинены строгой логике. Отследить её нам помогают синтаксическое средство – (А)_______ (в предложениях 3, 5) и приём – (Б)________ (в предложениях 15–17). Нередко автор прибегает к такому лексическому средству, как (В)________ («аж» в предложении 2, «дурацких» в предложении 3, «зряшное» в предложении 5, «писанину» в предложении 11). Ярче выразить свою мысль автору помогают тропы, среди которых (Г)_________ («мучились под пытками синтаксисом» в предложении 4)».

6) вводные и вставные конструкции

8) восклицательные предложения

9) разговорные и просторечные слова

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

(1)Принято считать, что литература человечества началась с древнего шумерского эпоса «Сказание о Гильгамеше». (2)Писалось это сочинение аж в третьем тысячелетии до нашей эры, и, следовательно, изящная словесность будет постарше египетских пирамид.

(3)С тех пор было написано великое множество книг, умных и дурацких, талантливых и не сказать чтобы отмеченных «искрой Божьей», которые (в том-то всё и дело) физически невозможно перечитать. (4)Спрашивается: а чего, собственно, ради скрипели перьями, может быть, миллионы людей, обременённых даром художественного слова, зачем они недосыпали-недоедали и мучились под пытками синтаксисом, если их сочинения обречены на безвестность, если книги, рождённой в ночной тиши, никогда не коснётся человеческая рука?

(5)С другой стороны, интересно: вот уже пять тысяч лет, как человечество не отстаёт от чтения, хотя у него хлопот, что называется, полон рот (тут тебе и бесконечные междоусобицы, и кризис неплатежей), а он всё почитывает на досуге, словно это, казалось бы, зряшное пристрастие злободневно. (6)Вроде бы и практического толка от этого занятия никакого: всё-таки книжку прочитать —это не то, что делянку под картошку вскопать или починить в доме электропроводку, вроде бы и без

того жизнь коротка, как заячий хвост, и глаза портить не годится, и основные вопросы бытия давно закрыты, а людей всё тянет к печатному слову, точно в нём заключена какая-то великая благодать…

(7)Что до первого пункта, то ответ на него таков: люди, обременённые даром художественного слова, пишут потому, что есть такая болезнь —писатель и этот страдалец не может не сочинять. (8)Болезнь эта весьма распространённая, особенно у нас, в России, где писатель двести лет стоял наравне с апостолами, а теперь перешёл на положение городского дурачка, бездельника и недотёпы, который не умеет даже электричество починить.

(9)Другое дело, что бывает писатель, имеющий что сказать городу и миру. (10)А бывает писатель, который только и может, что в письменном виде поделиться с публикой своими наблюдениями над вечерней зарёй, характерами современников, а то и расцветкой бабочки махаона. (11)Но при этом ни того ни другого нимало не интересует, прочитают ли их писанину или не прочитают, признает публика искромётный талант творца или не признает, и даже им неважно, выйдет рукопись в свет или навеки упокоится в ящике письменного стола.

(12)По второму пункту: люди вот уже пять тысяч лет читают книги по той причине, что им от Бога вышло такое внушение – раз своего ума мало, если ты бесчувствен, как сапог, то потрудись освоить хотя бы часть корпуса великой литературы, чтобы приобщиться к великому знанию о жизни и о себе. (13)И ведь действительно: с мудрым автором связаться через печатное слово —это совсем не то, что выяснить по сотовому телефону у Саши или у Маши, что они кушали на обед; это совсем не то,

что выслушать от матери нагоняй за бестолковость и нерадение.

(14)Исключительно по той причине, что большой писатель представляет собой феномен, что он есть высший подвид человека

разумного, наделённого способностью мыслить и чувствовать, как никто, его сочинения непременно следует прочитать. (15)Лев Толстой нас вдохновит своим озарением: «Мне говорят, я несвободен, а я взял и поднял правую руку». (16)Чехов насторожит категорическим императивом: «В человеке всё должно быть прекрасно…» (17)В свою очередь, Достоевский нам сообщит: «Широк, слишком широк русский человек, я бы сузил» и «Красотою спасётся мир».

(18)Следовательно, люди испокон веков тянутся к дельной книге по той причине, что испытывают потребность в общении с самыми светлыми умами, и удовлетворить её не могут ни домашние, ни приятели, ни газеты. (19)Откуда взялась эта потребность, точно сказать нельзя, но можно предположить: таковая заключена в самой природе человека как пожизненного слушателя Высших курсов, как мыслителя и творца. (20)Словом, скорее всего прав поэт Бродский: «Человек —это то, что он читает». (21)По крайней мере, человек —это не так просто, как полагают материалисты, и мыслящие особи должны быть постоянно настороже.

* Вячеслав Алексеевич Пьецух(род. в 1946 г.) —советский и российский писатель.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *