тут так же как и в зале окна были раскрыты настежь

ЧИТАТЬ КНИГУ ОНЛАЙН: Том 6. Рассказы 1887

НАСТРОЙКИ.

тут так же как и в зале окна были раскрыты настежь. Смотреть фото тут так же как и в зале окна были раскрыты настежь. Смотреть картинку тут так же как и в зале окна были раскрыты настежь. Картинка про тут так же как и в зале окна были раскрыты настежь. Фото тут так же как и в зале окна были раскрыты настежь

тут так же как и в зале окна были раскрыты настежь. Смотреть фото тут так же как и в зале окна были раскрыты настежь. Смотреть картинку тут так же как и в зале окна были раскрыты настежь. Картинка про тут так же как и в зале окна были раскрыты настежь. Фото тут так же как и в зале окна были раскрыты настежь

тут так же как и в зале окна были раскрыты настежь. Смотреть фото тут так же как и в зале окна были раскрыты настежь. Смотреть картинку тут так же как и в зале окна были раскрыты настежь. Картинка про тут так же как и в зале окна были раскрыты настежь. Фото тут так же как и в зале окна были раскрыты настежь

тут так же как и в зале окна были раскрыты настежь. Смотреть фото тут так же как и в зале окна были раскрыты настежь. Смотреть картинку тут так же как и в зале окна были раскрыты настежь. Картинка про тут так же как и в зале окна были раскрыты настежь. Фото тут так же как и в зале окна были раскрыты настежь

СОДЕРЖАНИЕ.

СОДЕРЖАНИЕ

тут так же как и в зале окна были раскрыты настежь. Смотреть фото тут так же как и в зале окна были раскрыты настежь. Смотреть картинку тут так же как и в зале окна были раскрыты настежь. Картинка про тут так же как и в зале окна были раскрыты настежь. Фото тут так же как и в зале окна были раскрыты настежь

Антон Павлович Чехов

Полное собрание сочинений в тридцати томах

Том 6. Рассказы 1887

тут так же как и в зале окна были раскрыты настежь. Смотреть фото тут так же как и в зале окна были раскрыты настежь. Смотреть картинку тут так же как и в зале окна были раскрыты настежь. Картинка про тут так же как и в зале окна были раскрыты настежь. Фото тут так же как и в зале окна были раскрыты настежь

А. П. Чехов. Фотография. 1887 г.

— А, чёрррт подери! — бормочете вы сквозь зубы. — Нет покоя ни в будни, ни в праздники! На старости лет мычешься, как ссобака! Почтальоны живут покойнее!

Возле вас стоит ваша, с позволения сказать, подруга жизни, Верочка, и егозит:

— Ишь что выдумал: визитов не делать! Я согласна, визиты — глупость, предрассудок, их не следует делать, но если ты осмелишься остаться дома, то, клянусь, я уйду, уйду… навеки уйду! Я умру! Один у нас дядя, и ты… ты не можешь, тебе лень поздравить его с Новым годом? Кузина Леночка так нас любит, и ты, бесстыдник, не хочешь оказать ей честь? Федор Николаич дал тебе денег взаймы, брат Петя так любит всю нашу семью, Иван Андреич нашел тебе место, а ты. ты не чувствуешь! Боже, какая я несчастная. Нет, нет, ты решительно глуп! Тебе нужно жену не такую кроткую, как я, а ведьму, чтоб она тебя грызла каждую минуту! Да-а! Бес-со-вест-ный человек! Ненавижу! Презираю! Сию же минуту уезжай! Вот тебе списочек… У всех побывай, кто здесь записан! Если пропустишь хоть одного, то не смей ворочаться домой!

Верочка не дерется и не выцарапывает глаз. Но вы не чувствуете такого великодушия и продолжаете ворчать… Когда туалет кончен и шуба уже надета, вас провожают до самого выхода и говорят вам вслед:

— Тирран! Мучитель! Изверг!

— В Лефортово, к Красным казармам! *

У московских извозчиков есть теперь полости, но вы не цените такого великодушия и чувствуете, что вам холодно… Логика супруги, вчерашняя толчея в маскараде Большого театра, похмелье, страстное желание завалиться спать, послепраздничная изжога — всё это мешается в сплошной сумбур и производит в вас муть… Мутит ужасно, а тут еще извозчик плетется еле-еле, точно помирать едет…

В Лефортове живет дядюшка вашей жены, Семен Степаныч. Это — прекраснейший человек. Он без памяти любит вас и вашу Верочку, после своей смерти оставит вам наследство, но… чёрт с ним, с его любовью и с наследством! На ваше несчастье, вы входите к нему в то самое время, когда он погружен в тайны политики.

— А слыхал ты, душа моя, что Баттенберг задумал? — встречает он вас. — Каков мужчина, а? Но какова Германия!! *

Семен Степаныч помешан на Баттенберге. Он, как и всякий российский обыватель, имеет свой собственный взгляд на болгарский вопрос, и если б в его власти, то он решил бы этот вопрос как нельзя лучше…

— Не-ет, брат, тут не Муткурка * и не Стамбулка * виноваты! — говорит он, лукаво подмигивая глазом. — Тут Англия, брат! * Будь я, анафема, трижды проклят, если не Англия!

Вы послушали его четверть часа и хотите раскланяться, но он хватает вас за рукав и просит дослушать. Он кричит, горячится, брызжет вам в лицо, тычет пальцами в ваш нос, цитирует целиком газетные передовицы, вскакивает, садится… Вы слушаете, чувствуете, как тянутся длинные минуты, и, из боязни уснуть, таращите глаза… От обалдения у вас начинают чесаться мозги… Баттенберг, Муткуров, Стамбулов, Англия, Египет * мелкими чёртиками прыгают у вас перед глазами…

Проходит полчаса… час… Уф!

— Наконец-то! — вздыхаете вы, садясь через полтора часа на извозчика. — Уходил, мерзавец! Извозчик, езжай в Хамовники! * Ах, проклятый, душу вытянул политикой!

В Хамовниках вас ожидает свидание с полковником Федором Николаичем, у которого в прошлом году вы взяли взаймы шестьсот рублей…

— Спасибо, спасибо, милый мой, — отвечает он на ваше поздравление, ласково заглядывая вам в глаза. — И вам того же желаю… Очень рад, очень рад… Давно ждал вас… Там ведь у нас, кажется, с прошлого года какие-то счеты есть… Не помню, сколько там… Впрочем, это пустяки, я ведь это только так… между прочим… Не желаете ли с дорожки?

Когда вы, заикаясь и потупив взоры, заявляете, что у вас, ей-богу, нет теперь свободных денег, и слезно просите обождать еще месяц, полковник всплескивает руками и делает плачущее лицо.

— Голубчик, ведь вы на полгода брали! — шепчет он. — И разве я стал бы вас беспокоить, если бы не крайняя нужда? Ах, милый, вы просто топите меня, честное слово… После Крещенья мне по векселю платить, а вы… ах, боже мой милостивый! Извините, но даже бессовестно…

Долго полковник читает вам нотацию. Красный, вспотевший, вы выходите от него, садитесь в сани и говорите извозчику:

Кузину Леночку вы застаете в самых растрепанных чувствах. Она лежит у себя в голубой гостиной на кушетке, нюхает какую-то дрянь и жалуется на мигрень.

— Ах, это вы, Мишель? — стонет она, наполовину открывая глаза и протягивая вам руку. — Это вы? Сядьте возле меня…

Минут пять лежит она с закрытыми глазами, потом поднимает веки, долго глядит вам в лицо и спрашивает тоном умирающей:

— Мишель, вы… счастливы?

Засим мешочки под ее глазами напухают, на ресницах показываются слезы… Она поднимается, прикладывает руку к волнующейся груди и говорит:

— Мишель, неужели… неужели всё уже кончено? Неужели прошлое погибло безвозвратно! О нет!

Вы что-то бормочете, беспомощно поглядываете по сторонам, как бы ища спасения, но пухлые женские руки, как две змеи, обволакивают уже вашу шею, лацкан вашего фрака уже покрыт слоем пудры. Бедная, всё прощающая, всё выносящая фрачная пара!

— Мишель, неужели тот сладкий миг уж не повторится более? — стонет кузина, орошая вашу грудь слезами. — Кузен, где же ваши клятвы, где обет в вечной любви?

Бррр. Еще минута, и вы с отчаяния броситесь в горящий камин, головой прямо в уголья, но вот на

Источник

Когда в сложных предложениях перед союзом И ставится запятая, а когда нет? Заранее спасибо!

§104. Запятая в сложносочиненном предложении

Запятыми разделяются части сложносочиненного предложения, между которыми стоит союз И:
(Все лица нахмурились, И в тишине слышалось сердитое кряхтенье и покашливание Кутузова)

Запятая перед союзом И
НЕ СТАВИТСЯ, если части сложносочиненного предложения:

а) имеют общий второстепенный член, например: ТУТ так же, как и в зале, окна были раскрыты настежь И пахло тополем, сиренью и розами

б) имеют общее придаточное предложение, например: Когда Аню провожали домой, то уже светало И кухарки шли на рынок

в) выражены назывными (номинативными) предложениями, например: Хриплый стон И скрежет ярый!

г) выражены двумя вопросительными, или двумя восклицательными, или двумя побудительными предложениями, например: Неужели впереди болото И путь к отступлению отрезан? ;

е) выражены двумя безличными предложениями, имеющими синонимические слова в составе сказуемых, например: НЕОБХОДИМО срочно рассмотреть авторские заявки И НАДО дать по ним заключение.

§106. Тире в сложносочиненном предложении

Если во второй части сложносочиненного предложения содержится неожиданное присоединение или резкое противопоставление по отношению к первой части, то между ними ВМЕСТО ЗАПЯТОЙ ставится перед союзом ТИРЕ:

Еще несколько слов, несколько ласк от матери – И крепкий сон овладел мною

Источник

Спишите. Расставьте знаки препинания. Составьте схемы предложений.
1) Тут так же как и в зале окна были раскрыты настежь и пахло тополем сиренью и розами. (А. Чехов.) 2) Но Леля
спала так спокойно и в ее ресницах казалось роились такие хорошие сны что Наталья Петровна не решилась
разбудить дочь. (К. Паустовский.) 3) Когда он вернулся в залу сердце его билось и руки дрожали так заметно, что он
поторопился спрятать их за спину. (А. Чехов.) 4) У Гаврилы смешно надулись щеки оттопырілись губы и суженные
глаза как-то чересчур часто и смешно помаргивали. (М. Горький.) 5) Много веков сушили эту землю ветры-суховен и
калило солнце пока она не стала такой крепкой будто схваченной цементом. (А. Первенцев) 6) Звезды уже начали
бледнеть и небо серело когда коляска подъехала к крыльцу домика в Васильевском. (И. Тургенев.) 7) На сей раз он был в
расположении и даже несколько раз его жесткое лицо украсила улыбка. (Б. Окуджава.)​

тут так же как и в зале окна были раскрыты настежь. Смотреть фото тут так же как и в зале окна были раскрыты настежь. Смотреть картинку тут так же как и в зале окна были раскрыты настежь. Картинка про тут так же как и в зале окна были раскрыты настежь. Фото тут так же как и в зале окна были раскрыты настежь

Ответы 4

тут так же как и в зале окна были раскрыты настежь. Смотреть фото тут так же как и в зале окна были раскрыты настежь. Смотреть картинку тут так же как и в зале окна были раскрыты настежь. Картинка про тут так же как и в зале окна были раскрыты настежь. Фото тут так же как и в зале окна были раскрыты настежь

тут так же как и в зале окна были раскрыты настежь. Смотреть фото тут так же как и в зале окна были раскрыты настежь. Смотреть картинку тут так же как и в зале окна были раскрыты настежь. Картинка про тут так же как и в зале окна были раскрыты настежь. Фото тут так же как и в зале окна были раскрыты настежь

тут так же как и в зале окна были раскрыты настежь. Смотреть фото тут так же как и в зале окна были раскрыты настежь. Смотреть картинку тут так же как и в зале окна были раскрыты настежь. Картинка про тут так же как и в зале окна были раскрыты настежь. Фото тут так же как и в зале окна были раскрыты настежь

1) Я с удивлением оглянулся: за кустами акаций белел небольшой флигель и звуки неслись из его раскрытых настежь, неосвещенных окон.

2) Ошибки как деньги: наибольшую пользу из них извлекает тот, кто делает их сам.

3) Лев Толстой увидел сломанный репейник – и вспыхнула молния: появился замысел удивительной повести о Хаджи-Мурате.

тут так же как и в зале окна были раскрыты настежь. Смотреть фото тут так же как и в зале окна были раскрыты настежь. Смотреть картинку тут так же как и в зале окна были раскрыты настежь. Картинка про тут так же как и в зале окна были раскрыты настежь. Фото тут так же как и в зале окна были раскрыты настежь

тут так же как и в зале окна были раскрыты настежь. Смотреть фото тут так же как и в зале окна были раскрыты настежь. Смотреть картинку тут так же как и в зале окна были раскрыты настежь. Картинка про тут так же как и в зале окна были раскрыты настежь. Фото тут так же как и в зале окна были раскрыты настежь

тут так же как и в зале окна были раскрыты настежь. Смотреть фото тут так же как и в зале окна были раскрыты настежь. Смотреть картинку тут так же как и в зале окна были раскрыты настежь. Картинка про тут так же как и в зале окна были раскрыты настежь. Фото тут так же как и в зале окна были раскрыты настежь

1). Как только солнце начинает греть по-летнему и

земля обсохнет после весеннего разлива, нам не

сидится на месте, и мы отправляемся

путешествовать. Как только [ ] и < >, ( ), и ( ).

2). При каждой вспышке молнии не только Млечный

Путь, но и яркие звезды исчезли, но, как только

потухла молния, опять, как брошенные какой-то

меткой рукой, появлялись на тех же местах. ( ), но, как только [ ], ( ).

берега реки, которая была здесь очень узка, неслось

тут так же как и в зале окна были раскрыты настежь. Смотреть фото тут так же как и в зале окна были раскрыты настежь. Смотреть картинку тут так же как и в зале окна были раскрыты настежь. Картинка про тут так же как и в зале окна были раскрыты настежь. Фото тут так же как и в зале окна были раскрыты настежь

тут так же как и в зале окна были раскрыты настежь. Смотреть фото тут так же как и в зале окна были раскрыты настежь. Смотреть картинку тут так же как и в зале окна были раскрыты настежь. Картинка про тут так же как и в зале окна были раскрыты настежь. Фото тут так же как и в зале окна были раскрыты настежь

тут так же как и в зале окна были раскрыты настежь. Смотреть фото тут так же как и в зале окна были раскрыты настежь. Смотреть картинку тут так же как и в зале окна были раскрыты настежь. Картинка про тут так же как и в зале окна были раскрыты настежь. Фото тут так же как и в зале окна были раскрыты настежь

1.Но всадники уже скакали, топот копыт скоро затих в ночи.

2.По пыльной дороге тянется длинная вереница, ослов и верблюдов.

3.Они двадцать раз на день ссорились, а также двадцать раз на день мирились.

4.Утром под абрикосами родители накрыли громадный стол, а я поставил букет полевых цветов.

5.Скоро акробаты убежали, а вместо них стал выступать дрессировщик.

6.Мы зашли в дом, но Василия там не оказалось.

7. Девочки превратились в русалок и принцесс, а мальчики превратились в индейцев разбойников матросов.

Источник

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Урок в 11 классе. Практикум

Тема: Сложносочиненные предложения. Знаки препинания в сложносочиненных предложениях

Цель: создать условия для совершенствования языковой и лингвистической компетенций уч-ся через повторение, систематизацию и обобщение знаний учащихся о сложном предложении, о постановке знаков препинания в сложносочиненных предложениях, через закрепление и корректировку знаний учащихся об отличии ССП от ПП с однородными членами предложения путем выполнения заданий части 1 кимов ЕГЭ, через выявление в ходе обсуждения всех случаев, когда запятая в сложносочиненных предложениях не ставится, через повторение правил

— отработка умения классифицировать сложные предложения,

— развитие навыков определения типов СП,

— проверить степень сформированности знаний учащихся о сложносочиненном предложении и сочинительной связи,

— закрепить умение отличать сложносочинённые предложения от других сложных предложений,

— осуществить текущий контроль сформированности умений и навыков постановки знаков препинания в сложносочиненном предложении;
— совершенствовать навык постановки знака препинания в ССП и в ПП с однородными членами, связанными сочинительными союзами через решение заданий 15

— организовать самостоятельную тренировочную работу по закреплению знаний о постановке запятой в сложносочиненном предложении

1.Орфоэпическая разминка.

2.Корректирование текста. Задание :найти и указать грамматические ошибки в предложениях(задание 7 ЕГЭ)

1.М Горький в пьесе «На дне» показывал людей, сломленных жизнью, и раскрывает их внутренний мир преимущественно из разговоров.(нарушение видовременной соотнесенности)

2.В основе произведения «Повести о настоящем человеке» лежат реальные события, произошедшие с Алексеем Маресьевым.(нарушение в построении предложения с несогласованном приложением)

3. Все, кто бывал на Бородинском поле, обнажает голову перед памятниками защитникам России.(нарушение связи между подлежащим и сказуемым)

4. У зачитывавшихся людей в детстве русскими сказками, былинами дух захватывало от богатырских подвигов.(нарушение в построении предложения с причастном оборотом)

5. Готовясь к устному выступлению, понадобится личная убеждённость оратора.

(неправильное построение предложения с деепричастным оборотом)

6. Благодаря обучения в медицинском институте Устименко стал работать сельским врачом.( неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом)

7.Создавая образ Акакия Акакиевича Башмачкина в повести «Шинель»,Н.В.Гоголь показывает, что насколько общество черство к проблемам и нуждам маленького человека.(ошибка в построении сложного предложения)

. Постановка задач урока уч-ся.

Повторить, какие предложения называются сложными?

Повторить типы сложных предложений.

Повторить, какие предложения называются сложносочиненными? Какие союзы связывают части ССП?

На какие разряды по значению делятся сочинительные союзы?

II Наблюдение над особенностями пунктуации в сложносочинённых предложениях, имеющих общий второстепенный член предложения. Работа у доски

Вывод: Запятая перед союзами и, да(=и), или, либо не ставится, если части сложносочинённого предложения объединены общим обстоятельством или дополнением, а также общим сравнительным оборотом. Например:

Тренировочные задания из Открытого банка данных ЕГЭ 1 страница раздела «Пунктуация»

1.Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Там были меха и перья шёлк и жемчуг необыкновенная легкость покроя
и умопомрачительная причёска.

2) Грин любил и море и выдуманные им морские побережья.

3) У молодого человека не было ни денег ни квартиры ни ключа от квартиры.

4) При виде концессионеров из толпы встречающих и любопытствующих вынырнул гражданин в чесучовом костюме и быстро зашагал к выходу.

5) Снег падал хлопьями и скоро он покрыл всю землю . (25)

2.Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых
в предложениях должны стоять запятые.

Встречи с искусством живописи дарят радость открытия (1) исключительно (2) внимательному и терпеливому зрителю. Посещение художественного музея (3) например (4) требует от нас способности и готовности воспринимать и переживать увиденное . (34)

3.Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых
в предложениях должны стоять запятые.

Птицы (1) выбирая себе (2) спутников жизни (3) придают большое значение оттенкам оперения. И если у пернатого кавалера нет (4) присущей (5) его собратьям шапочки, то шансы получить благосклонность от невесты невелики . (13)

4.Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых
в предложении должны стоять запятые.

Я окончательно убедился в том (1) что заблудился совершенно (2)
и пошёл наугад туда (3) где бесконечно тянулись поля
. (123)

5.Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых)
в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Постепенно (1) вырос город (2) в названии (3) которого (4) сохранился (5) аромат окружавших его красных боров . (2)

6.Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых
в предложении должны стоять запятые.

Молодой сокол (1) неожиданно высоко (2) взлетев над равниной (3) исчез с летнего неба (4) очертив пространство над горизонтом . (134)

7. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Перед глазами возникает то бескрайний степной пейзаж то расписной терем русского леса то жемчужное зеркало южного моря.

2) В более поздних русских летописях содержатся ценнейшие исторические и экономические данные и культурно-этнографические факты.

3) И небо высилось ночное с невозмутимостью святой и над любовию земною и над земною суетой.

4) Поезд давно уже увёз и концессионеров и театр Колумба и прочую публику.

5) Налетела туча с крупным градом и разметала она всю листву.(35)

8.Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых
в предложениях должны стоять запятые.

На улице нас кольцом окружили собаки и ни малейшего желания (1) кажется (2) не имели признавать в нас знакомых. Их воинственное настроение было (3) видно (4) каждому прохожему . (12 )

9. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Самый древний гербарий был собран в начале XVI столетия и хранится сейчас в Риме.

2) Зимой я ходил на охоту или рыбалку или катался на лыжах.

3) Для наблюдательного человека в тайге много интересного как летом так
и зимой.

4) Разошлись внуки и правнуки лоцманами и матросами по всей реке.

5) Глаз не устаёт любоваться полями и рощами и сердце полно ощущения гармонии с природой. 35

10. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) В 1856 году в немецком городе Карлсруэ вышло в свет первое издание поэмы «Демон» бывшего поручика Тенгинского полка М.Ю. Лермонтова и в том же году в Омске в семье штабс-капитана того же Тенгинского пехотного полка А.М. Врубеля родился сын – будущий художник Михаил Врубель.

2) Многие полотна И.К. Айвазовского воспринимаются как музыкальные или стихотворные импровизации.

3) Повесть Е.И. Замятина «На куличках» полна любви и сострадания
к соотечественникам и выражает протест против общественных условий.

4) С поэтами-декабристами композитора А.А. Алябьева связывали как общие взгляды так и многие обстоятельства жизни и тяжёлой личной судьбы.

5) Здесь заповедными стали истоки рек и родники и рощи и дубравы. 14

Контрольно- тестовые задания на компьютерах.

Домашнее задание: выполнить задания из открытого банка данных из раздела «Пуктуация» (стр2-10)

Источник

РАЗДЕЛ 9 Знаки препинания в сложносочиненном предложении

§ 30. Запятая в сложносочиненном предложении

Запятыми разделяются предикативные части сложносочиненного предложения (простые предложения), между которыми стоят союзы:

1) соединительные (и, да («и»), ни..ни): Песок блестит на солнце тёплым, жёлтым блеском, и на его бархате прозрачные здания подобны тонким вышивкам из белого шёлка (М.Г.); Получив известие о болезни Наташи, графиня, ещё не совсем здоровая и слабая, с Петей и со всем домом приехала в Москву, и всё семейство Ростовых перебралось от Марьи Дмитриевны в свой дом (Л.Т.); Оглянитесь вокруг, и увидите столько нового и интересного — сложносочиненное предложение (глагольные формы разных наклонений не выступают в роли однородных членов простого предложения); Наташа говорила шёпотом, да и дед и лесничий тоже говорили вполголоса (Пауст.);

Примечание. Запятая ставится перед союзом и также в тех случаях, когда он присоединяет предложение, в котором подлежащее выражено личным местоимением, относящимся к подлежащему первой части или повторяющим его: Вдали по-прежнему машет крыльями мельница, и всё ещё она похожа на маленького человечка, размахивающего руками (Ч.); Ты всегда был строг ко мне, и ты был справедлив (Т.).

Но: Автор прочитал корректуру и сам внёс нужные исправления — предложение простое, сам не является подлежащим.

2) противительные (а, но, да («но»), однако, же, зато, а то, не то, а не то): Красный цвет рубахи манил и ласкал его, а бричка и спавшие под ней люди возбуждали его любопытство (Ч.); У Ивана Ильича от усталости гудело всё тело, но сидеть на мягком и прихлёбывать из кружки было так приятно (А.Т.); Надо бы, наконец, возбудить дело о разводе, да другие дела мешают взяться (Фед.); Ломоносов так же вот с рыбарями ехал, однако из него вышел человек на всю Европу (Ч.); Товарищи относились к нему неприязненно, солдаты же любили воистину (Купр.); Брак не в его принципах, зато чувство равенства будет в нём польщено (Т.); Ты сегодня же должен поговорить с отцом, а то он будет бес покоиться о твоём отъезде (Пис.);Отвечай же мне, а не то буду беспокоиться (П.);

3) разделительные (или, либо, ли…или, ли…ли, то…то, то ли…то ли, не то…не то): Только иногда, вглядываясь пристально в неё, он вздрогнет страстно, или она взглянет на него мимоходом и улыбнётся (Гонч.); Уймись, или худо будет (П.); Он должен уехать, или я погибла! (Т.); Судьба ли нас свела опять на Кавказе, или она нарочно сюда приехала… (Л.); То он собирался поступить в Зоологический сад учиться на укротителя львов, то его тянуло к пожарному делу (Кав.); То ли шелест колоса, трепет ветерка, то ли гладит волосы тёплая рука (Сурк.); …В скользящей стеклянной зыби плавала не то утка, не то грачонок еле держался на распластанных крыльях, — нахлебался воды (А.Т.);

Примечания:

1. В сложносочиненном предложении ли…или рассматривается как повторяющийся союз (в отличие от простого предложения с однородными членами, в котором ли…или не образуют повтеряющегося союза, вследствие чего запятая передили в последнем случае не ставится; см. § 13, п. 12): Во сне ль всё это снится мне, или гляжу я в самом деле, на что при этой же луне с тобой живые мы глядели; (Тютч.); Серьёзно ли в ней гнездилось это намерение, или она только шутки шутила (С.-Щ.); Жалобный ли тон Авдотьи подействовал на Буянова, или сведения о количестве поросят произвели на него впечатление, но через минуту он дал свет (Ник.).

2. Запятая ставится перед союзом или в названиях литературных произведений, состоящих из двух наименований (второе название тоже пишется с прописной буквы): «Двенадцатая ночь, или Как вам угодно» (Шекспир); «Похождения Чичикова, или Мёртвые души» (Н.В. Гоголь); «Воевода, или Сон на Волге» (А. Н. Островский); «Золотой ключик, или Приключения Буратино» (А. Н. Толстой).

4) присоединительные (да, да и, и притом, тоже, также): Решение Лизы сняло с его сердца камень, да и весь дом сразу ожил (Фед.); Вода была тепла, но не испорчена, и притом её было много (Гарш.); Она мне нравилась всё больше и больше, я тоже, по-видимому, был симпатичен ей (Ч.); Странный старичок заговорил очень протяжно, звук его голоса также изумил меня (Т.);

5) пояснительные (а именно, то есть): Мужская комнатная прислуга была доведена у нас до минимума, а именно… для всего дома полагалось достаточным не больше двух лакеев (С.-Щ.); Время стояло самое благоприятное, то есть было темно, слегка морозно и совершенно тихо (Акс.).

Запятая перед союзами и, да («и»), или, либо не ставится, если части сложносочиненного предложения объединены каким-либо общим для них элементом.

1) Общим может быть второстепенный член предложения: Вскоре после восхода набежала туча и брызнул короткий дождь (П.); У Ивана Ивановича большие выразительные глаза табачного цвета и рот несколько похож на букву ижицу (Г.);Глаза у всех устремились и носы вытянулись по направлению к письму (Гонч.); У Евсеича сорвалась какая-то большая рыба и вдобавок щука оторвала удочку (Акс.); Губы Кати не улыбались и тёмные глаза выражали недоумение (Т.); В сенях пахло свежими яблоками и висели волчьи и лисьи шкуры (Л.Т.); Тут так же, как и в зале, окна были раскрыты настежь и пахло тополем (Ч.); В селе не переводилась лихорадка и была топкая грязь (Ч.); Крылья у гуся были растопырены и клюв раскрыт (Ч.);У Гаврилы смешно надулись щёки, оттопырилисъ губы и суженные глаза как-то чересчур часто и смешно помаргивали (М.Г.); У него осунулось лицо и отяжелели веки (М.Г.); В гавани огни фонарей столпились в разноцветную группу и видны были стволы мачт (М.Г.); От долгого сидения у него затекли ноги и заболела спина (Купр.); По утрам кумысный домик привлекал людей со слабыми лёгкими и пятна солнца.. освещали около недопитых стаканов неподвижно лежащие бледные длиннополые руки (Фед.); В лесу ещё снег лежит нетронутый и деревья стоят в снежном плену (Пришв.); В это время тягуче скрипнула дверь сеновала и наружу просунулась голова деда Щукаря (Ш.).

Правило действует и в тех случаях, когда общим является обособленный второстепенный член предложения, сравнительный оборот и т. д.: Согласно общепризнанным нормам международного права, открытое море свободно для всех наций и все государства обязаны воздерживаться от всяких актов, способных причинить ущерб его использованию другими государствами (газ.); Дальнейшие встречи были так же приятны и беседы так же полезны, как в первый раз.

Примечания:

1. При наличии общего второстепенного члена предложения запятая перед союзом и ставится, если союз повторяется: В такую погоду и волк не рыщет, и медведь не вылезает из берлоги.

2. Не является объединяющим элементом противительный союз, после которого или перед которым находятся два соединенных союзом и простых предложения, поэтому запятая перед и ставится: Ибрагим был бы очень рад избавиться, но ассамблея была дело должностное, и государь строго требовал присутствия своих приближённых (П.); Он подавил вздох и не спеша стал сворачивать папироску, но почему-то дрогнули руки, и он рассыпал на колени табак (Ш.); Гроза прошла, и тучи рассеялись, но духота ещё сохранялась.

2) Общей может быть придаточная часть сложноподчиненного предложения: Уже совсем рассвело и народ стал подниматься, когда я вернулся в свою комнату (Л.Т.); Когда Аню провожали домой, то уже светало и кухарки шли на рынок (Ч.);Когда он вернулся в залу, сердце его билось и руки дрожали так заметно… (Ч.); Но Леля спала так спокойно и в её ресницах, казалось, роились такие хорошие сны, что Наталья Петровна не решилась разбудить дочь (Пауст.); Много веков сушили эту землю ветры-суховеи и палило солнце, пока она не стала такой крепкой… (Перв.); Пока я умывался, печь была затоплена и на сковородке кипело масло.

Но: Когда Каштанка проснулась, было уже светло, и с улицы доносился шум, какой бывает только днём (Ч.) — придаточное предложение относится только к первому простому предложению, а связь его со вторым слабее, на что указывает различный вид глаголов-сказуемых этих предложений (ср.: Когда Каштанка проснулась… с улицы доносился шум… — Когда Каштанка проснулась… с улицы донёсся шум — во втором случае придаточную часть следовало бы отнести и ко второй части сложносочиненного предложения); Как только сапёры перетащили машину на другую сторону и поставили на шоссе, Зубенко дал газ, и грузовик преспокойно поехал дальше (Медв.) — последнее предложение указывает на общее следствие.

3) Общим может быть поясняемое двумя частями сложносочиненного предложения третье предложение, предшествующее им и связанное с ними бессоюзной связью: Берегов не видать: их скрыла ночь и оттолкнули куда-то широкие волны разлива (М.Г.); Он чувствовал себя нехорошо: тело было слабо и в глазах ощущалась тупая боль (Купр.); Одно было ясно: ссора оказалась окончательной и назад он не вернётся; Это похоже на то, что мы наблюдаем в кожных покровах: при каждом нашем движении одежда стирает мёртвые клетки поверхностного слоя и их заменяют нижележащие клетки.

Но: Через час явилась возможность ехать: метель утихла, небо прояснилось, и мы отправились (П.) — последняя часть не входит в разъяснение.

4) Общим может быть вводное слово, словосочетание или предложение: По словам охотников, зверь в этих лесах вывелся и птица исчезла — источник сообщения один и тот же для всего высказывания; Как это часто бывает, вспоминается плохое и забывается хорошее; Короче говоря, экзамены кончились и начались каникулы; К счастью, пожар был замечен вовремя и налицо оказались нужные средства для его тушения — отсутствие запятой показывает, что отношение говорящего к высказыванию, выражаемое посредством вводного слова, распространяется на обе его части.

Но: Действительно, в наших краях знают толк в пении, и недаром село Сергиевское… славится во всей России своим особенно приятным и согласным напевом (Т.) — вводное слово отнесено только к первому предложению; …Вероятно, около самой чёрной тучи летали перекати-поле, и как, должно быть, им было страшно! (Ч.) — каждая часть сложносочиненного предложения имеет свое вводное слово.

Примечание. В некоторых случаях общим элементом может быть частица (ограничительная, усилительная, выделительная): В воздухе тишина; только поскрипывает на берегу кузнечик да где-то робко мурлыкает орличка (Ч.).

Запятая перед соединительными и разделительными союзами в сложносочиненном предложении не ставится, если в его состав входят:

1) вопросительные предложения: Это кто такие и что им надобно? (П.) — объединяет вопросительная интонация; Который теперь нас и сколько времени оста лось до отхода поезда?; Когда состоится конференция и какова повестка дня?; Вы придёте ко мне или мне прийти к вам?;

2) побудительные предложения: Подпустить врага и огонь дать по команде! (Фурм.) — объединяет побудительная интонация; Пусть кончится холод и наступит тепло! — объединяет побудительная частица; Да будет свято имя героя и память о нём сохранится в веках! — объединяет побудительная частица;

3) восклицательные предложения: Как он смешон и как глупы его выходки! — объединяет восклицательная интонация; Как часто мы собирались вместе и какие вели интересные беседы!; Сколько скрытого смысла в этих словах и какой отклик вызывают они у слушателей!;

4) неопределенно-личные предложения (если мыслится один и тот же производитель действия): Стали искать черкесов во всех углах и, разумеется, ничего не нашли (Л.); Подсудимых тоже куда-то выводили и только что ввели назад (Л.Т.); Из церкви возвращались домой, ели пироги и снова ложились спать до вечера (М.Г.);

5) безличные предложения, имеющие синонимичные слова: Необходимо рассмотреть авторские заявки и надо срочно составить по ним заключения.

Но при отсутствии синонимичных слов запятая между двумя безличными предложениями перед союзом и ставится: Нету чудес, и мечтать о них нечего (М.); Между тем совсем рассвело, и надо было опять выходить в море (Кат.);

6) номинативные (назывные) предложения: Мороз и солнце… (П.); Хриплый стон и скрежет ярый (П.); Смрад и копоть (Н.); Хохот и шум (Пом.); Зловещий блеск и пестрота дерев… (Тютч.); Ночь, лес и снег (Бл.).

Но (при повторении союза): Деревья, и солнце, и тени, и мёртвый, могильный покой (Н.); Осинник зябкий, да речушка узкая, да синий бор, да жёлтые поля (Сурк.).

§ 31. Точка с запятой в сложносочиненном предложении

Если части сложносочиненного предложения значительно распространены (часто это сложные предложения смешанного типа — с сочинением, подчинением и бессоюзной связью) и имеют внутри себя запятые, то между такими частями ставится точка с запятой. Чаще постановка точки с запятой наблюдается перед союзами но, однако, зато, да и, реже — перед союзом а. Перед союзами и, да («и») точка с запятой ставится лишь в том случае, когда они соединяют два предложения, которые без них были бы разделены точкой.

Например: Шесть лет комиссия возилась около здания; но климат, что ли, мешал, или материал уже был такой, только никак не шло казённое здание выше фундамента (Г.); Нельзя сказать, чтобы это нежное расположение к подлости было почувствовано дамами; однако же во многих гостиных стали говорить, что, конечно, Чичиков не первый красавец, но зато таков, как следует быть мужчине (Г.); …Я очень хорошо знаю, что все дела по крепостям… находятся в одном месте, а потому прошу вас показать нам стол; а если вы не знаете, что у вас делается, то мы спросим у других (Г.); Учился он порядочно, хотя часто ленился; он никогда не плакал; зато по временам находило на него дикое упрямство (Т.); Вот вы сказали, что своих лошадей не держите; однако ж, если вы женитесь, неужто ж и супругу на извозчиках ездить заставите? (С.-Щ.); Пьянство не особенно было развито между ними; зато преобладающими чертами являлись: праздность, шутовство и какое-то непреоборимое влечение к исполнению всякого рода зазорных «заказов» (С.-Щ.); Всё это я выдумал, потому что решительно не помнил, что мне снилось в эту ночь; но когда Карл Иваныч, тронутый моим рассказом, стал утешать и успокаивать меня, мне казалось, что я точно видел этот страшный сон, и слёзы полились уже от другой причины (Л.Т.); Мне стало как-то ужасно грустно в это мгновение; однако что-то похожее на смех зашевелилось в душе моей (Дост.); Он держал её за талию, говорил так ласково, скромно, так был счастлив, расхаживал по этой своей квартире; а она видела во всём только одну пошлость, глупую, наивную, невыносимую пошлость (Ч.); Скоро весь сад, согретый солнцем, обласканный, ожил, и капли росы, как алмазы, засверкали на листьях; и старый, давно запущенный сад в это утро казался таким молодым, нарядным (Ч.); На другой день к завтраку подавали очень вкусные пирожки, раков и бараньи котлеты; и пока ели, приходил наверх повар Никанор справиться, что гости желают к обеду (Ч.).

Постановка точки с запятой в некоторых случаях факультативна. Ср.: …Поговаривали, что происходил он от однодворцев и состоял будто где-то прежде на службе, но ничего положительного об этом не знали; да и от кого было узнать — не от него же самого (Т.). — Кликушу он уже знал, её привели не издалека, из деревни всего вёрст за десять от монастыря, да и прежде её водили к нему (Дост.) — во втором случае сближаются два неопределенно-личных предложения.

§ 32. Тире в сложносочиненном предложении

Если во второй части сложносочиненного предложения содержится неожиданное присоединение или резкое противопоставление, то между ними перед союзом вместо запятой ставится тире: Оковы тяжкие падут, темницы рухнут — и свобода вас примет радостно у входа (П.); Тут раздался лёгкий свист — и Дубровский умолк (П.); Я спешу туда ж — а там уже весь город (П.); Все вскочили, схватились за ружья — и пошла потеха (Л.); Но вот опять хлынули играющие лучи — и весело и величаво поднимается могучее светило (Т.); Вавила бросил что-то в костёр, притоптал — и тотчас же стало очень темно (Ч.).

Часто ставится тире, если первая часть сложносочиненного предложения или обе части являются номинативными (назывными) предложениями: Ещё напор — и враг бежит (П.); Ещё одна минута объяснения — и давнишняя вражда готова была погаснуть (Г.); Вот крик — и снова всё вокруг затихло (Л.); Ещё несколько слов, несколько ласк от матери — и крепкий сон овладел мною (Акс.); Ещё единый миг — и я паду к её ногам (А.К.Т.); Пятнадцать лет такой работы — и машина человеческого организма вся разбита (Г.-М.); Мгновение — и всё опять тонуло во мраке (Кор.); …Неверное движение руки — и машина дробит вам кости (М.Г.); Треск разрываемой рубахии Гаврила лежал на песке (М.Г.); Один прыжок — и лев уже на спине буйвола (Купр.); Ещё год, два — и старость… (Эр.); Один шаг, один весёлый шаг — и открывается вольная жизнь, прозрачная, как воздух, бесконечность! (Фед.); Улыбка маленькой дочки, солнечные блики на морозных окнах, удачно подрумяненные хлебы — и вот она уже светится, поёт своим тоненьким трепещущим голоском, замешивая пойло коровам (Ник.); Сухой треск ракетницы — и в небе вспыхивают два рассыпчатых зелёных огня (Перв.); Полчаса на отдых — и опять за работу!; Ещё дня два-три — и все разъедутся по своим домам.

Иногда предложение распадается на две части, между которыми ставится тире: В горах, если столкнуть с высоты камень, он сорвёт в своём полёте другой, третий, они повлекут за собою десятки, которые обвалят сотни, — и вот целая лавина каменьев, глыб и комьев земли рушится в пропасть с нарастающим устремлением, и гул раскатывается по горам, и пыль, как дым, застилает склоны, и перекатами бродит по ущельям грозное эхо (Фед.); Потом стакан остудят, отшлифуют, на цвет, на звон проверят — и тогда вы зачерпнёте воду ключевую, и будет он прозрачен, как вода (Щип.).

Встречается постановка тире в коротких конструкциях типа: Сфотографировать — и в газету; Стоит только протянуть руку — и дело в шляпе; Хотите свежих овощей — пожалуйста; хотите фруктов — и здесь отказа не будет.

Примечания:

1. Если по условиям контекста в конце первой части сложносочиненного предложения нужна запятая, то она сохраняется и перед тире: Гаврик мог бы сказать торговке, что у них с дедушкой совершенно нет денег, что надо обязательно купить хлеба и мяса для наживки, что требуется всего-навсего копеек пятнадцать — двадцать, — но стоило ли унижаться? (Кат.)

2. Для усиления оттенка неожиданности тире может ставиться в сложносочиненном предложении после сочинительного союза: Очень хочется сойти туда к ним, познакомиться, но — боюсь (М.Г.).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *