туапсе почему так назвали
Туапсе
Полезное
Смотреть что такое «Туапсе» в других словарях:
Туапсе — город, р.ц., Краснодарский край. Основан в 1864 1870 гг. как Вельяминове кое укрепление, названное в честь генерала А. А. Вельяминова (1785 1838), который командовал в этом р не русск. войсками. Укрепление и возникшее при нем селение в 1916 г.… … Географическая энциклопедия
Туапсе — город (с 1896) в России, Краснодарский край, порт на Чёрном море. Железнодорожная станция. 65,8 тыс. жителей (1998). Машиностроительные, судоремонтные, судомеханические, нефтеперерабатывающие заводы; обувная фабрика; пищевкусовая промышленность.… … Энциклопедический словарь
ТУАПСЕ — ТУАПСЕ, порт и приморская климатическая станция на восточном берегу Черного моря под 48° 17 с. ш. и 39° 6 в. д. на правом берегу р. Туапсинки. Ущелье р. Туапсе идет от перевала на главном Кавказском хребте и заканчивается у моря широкой… … Большая медицинская энциклопедия
ТУАПСЕ — город (с 1896) в Российской Федерации, Краснодарский кр., порт на Черном м. Железнодорожная станция. 64,9 тыс. жителей (1993). Машиностроительный, судоремонтный, судомеханические, нефтеперерабатывающие заводы; обувная фабрика; пищевкусовая… … Большой Энциклопедический словарь
ТУАПСЕ — ТУАПСЕ, город (с 1896) в Краснодарском крае, порт на Чёрном море. Ж. д. станция. 65,8 тыс. жителей (1998). Машиностроительный, судоремонтный, судомеханический, нефтеперерабатывающий заводы; обувная фабрика; пищевкусовая промышленность. Историко… … Русская история
Туапсе — Туапсе, город в Краснодарском крае, центр Туапсинского района, в 439 км к западу от Краснодара. Расположен на берегу Туапсинской бухты Чёрного моря, окаймлённой предгорьями Большого Кавказа. Морской порт. Железнодорожная станция. Узел… … Словарь «География России»
туапсе — сущ., кол во синонимов: 3 • город (2765) • город ветров (2) • порт (361) Словарь синонимов ASIS … Словарь синонимов
Туапсе — іменник середнього роду місто в Росії … Орфографічний словник української мови
Туапсе — У этого термина существуют и другие значения, см. Туапсе (значения). Город Туапсе Флаг Герб … Википедия
ТУАПСЕ — город, р. ц. Краснодарского края РСФСР. Порт на Черном м., пром. центр, ж. д. ст. На 1 янв.1972 54 т. ж. (в 1897 1,4 т. ж., в 1923 11 т. ж., в 1939 30 т. ж., в 1959 37 т. ж., в 1970 51 т. ж.). Возник вокруг укрепления Вельяминовского (назв. в… … Советская историческая энциклопедия
История
Город расположен в долинах рек Туапсе и Паук на побережье Черного моря. Носит имя реки Туапсе, которая берет свое начало из слияния двух рек Чилипси и Пшенахо, «Туапсе» в переводе с адыгского означает «две воды».
Черноморское побережье района Туапсе начало осваиваться человеком более 5 тысяч лет назад. Самое древнее письменное упоминание о Туапсе относится к IV-II векам до н.э.
В ХIII веке орды Чингиз-хана испепелили все поселения Черноморского побережья Кавказа.
В ХV столетии побережье захватили турки. Они вывозили рабов на рудники, лес и шкуры животных.
После подписания Андриапольского мирного договора, в 1829 году восточное побережье Черного моря от устья реки Кубань до форта Святого Николая (нынешний город Сочи) отошло к России. 12 мая 1838 года к устью реки Туапсе подошла эскадра Черноморского флота под командованием адмирала М.П. Лазарева. В семидесяти саженях от моря на правом берегу реки Туапсе на Крепостной горе было построено Вельяминовское укрепление.
27 июня 1867 года был образован Черноморский округ в составе Кубанской области. Самым большим в округе оказался Вельяминовский (он же Туапсинский) отдел. Годом раньше в Туапсе была учреждена карантинно-таможенная застава. В бухту стали еженедельно заходить пассажирские пароходы Одесского акционерного общества «Кавказ и Меркурий». На мысе Кадош был построен маяк. В то же время началась постройка шоссейной дороги к Майкопу, затянувшаяся на несколько десятилетий.
С 1875 года в Туапсе появилось упрощенное городское управление.
С 1898 года в посаде вводится общественное управление (первый староста – А.Н. Кривенко). Ставший окружным центром,
Строительство порта и автомобильной дороги Новороссийск – Сухуми дало толчок для развития торговли и промышленности в городе Туапсе. Предприниматели раскупали участки, корчевали лес, разбивали сады и виноградники.
В 1897 году Вельяминовский посад был переименован в городской посад Туапсе и стал окружным центром Черноморской губернии.
В начале ХХ века город стал быстро расти. Этому способствовало строительство железной дороги Туапсе-Армавир, 7 февраля 1914 года первый поезд из Ростова прибыл в Туапсе к зданию пассажирского вокзала. Эта дорога долгое время оставалась единственной, связывающей Черноморское побережье Кубани с центром России. Только в 70-е годы ХХ века была построена железнодорожная ветка на Горячий Ключ и Краснодар длиной 146 км.
В окрестностях города было заложено Варваринское училище садоводства, виноградарства и виноделия. Виноградники и сады занимали площадь 104 гектара.
Одновременно с установлением железнодорожного сообщения был построен и оборудован новый коммерческий порт. К нему проложили нефтепровод из Майкопского нефтяного района.
Большое строительство в Туапсе привлекло людей из многих губерний России. По переписи 1913 года в Туапсе проживало 10550 человек, а в 1916 г. – около 25000. В 1916 году Туапсе присваивается статус города.
16 ноября 1917 года в городе Туапсе, первом на Кубани, была провозглашена Советская власть. В ходе гражданской войны город несколько раз переходил из рук в руки. Окончательно власть утвердилась в 1920 году.
В эти годы в Туапсе развивается культура, увеличивается число учебных заведений. В 1916 году в городе работало 7 учебных заведений, начальное четырехклассное училище, одна библиотека, два кинематографа, научно-промышленный музей. С историей Туапсе того времени связано имена художника-передвижника А.А. Кисилева, музыканта-пианиста К.Н.Игумнова, литературоведа В.И.Шенрока, профессора зоологии и психологии Вагнера, инженера-путейца П.Н.Перцова и др. Первым врачом города и всего побережья с 1897 года был С.М.Богословский.
В июне 1926 года начались работы по реконструкции города на основе проекта «Новый Туапсе». В 1929 году вступил в строй нефтепровод Туапсе-Грозный и нефтеперегонный завод. К октябрю 1928 года была завершена реконструкция завода «Юрмез», изменился его профиль, он стал выпускать нефтеоборудование. Сдача в эксплуатацию нефтезавода и нефтепровода повлекла за собой реконструкцию Туапсинского порта. В 1933 году порт приобрел Всесоюзное значение. К 1933 году относится основание судоремонтного завода им. Ф.Э.Дзержинского. Успехи промышленного строительства быстро способствовали общему росту и благоустройству Туапсе, а с 1925 по 1929 гг. жилищный фонд возрос почти вдвое. Интенсивно строятся больницы, поликлиники, дворцы культуры, вокруг Туапсе началось строительство домов отдыха и санаториев.
Период Великой Отечественной войны является одним из наиболее героических в истории города Туапсе.
Война нанесла огромный ущерб городу, после войны Туапсе фактически был построен заново. В основу застройки города был положен генеральный план и идеи реконструкции города, разработанные еще в 30-е годы академиками А.В.Щусевым Л.В.Весниным. Массовое строительство развернулось в центре города, который и сегодня является одним из самых красивых мест города.
Возрождается промышленность, построены новые здания железнодорожного и морского вокзалов. В 60-х годах начинается массовая застройка и благоустройство микрорайона Приморье, в 70-х годах застраивается микрорайон Звездный.
За мужество и стойкость, проявленные трудящимися города в годы Великой Отечественной войны, и за успехи, достигнутые в хозяйственном и культурном строительстве, Указом Верховного Совета СССР 6 мая 1981 года Туапсе награжден орденом Отечественной войны 1-й степени.
В мае 2008 года Указом Президента РФ городу Туапсе присвоено почетное звание Российской Федерации «Город воинской славы»!
Дата изменения: 16.10.2020 09:02
Туапсе почему так назвали
ТУАПСЕ
Историческая хроника (Ссылка)
Самое древнее упоминание о поселении в районе современного Туапсе было сделано на карте Восточного Черноморья в VI-II веках до н.э. Поселение называлось Топсида (Рис. 4. Карта в Туапсинском краеведческом музее).
- ПРИМЕЧАНИЕ: К сожалению Топсида упоминается только один раз: слово (населённый пункт, поселение, река или т.д.). Нет его и на картах.
«Подводя итог небольшому экскурсу в историю давно минувших веков задаешь себе вопрос: если, как утверждают многие современные источники, «самое древнее письменное упоминание о Туапсе относится к IV-II векам до н.э. Греки называли это место Топсида», то почему в письменных источниках последующих столетий (или веков) о Топсиде никто и никогда не упомянул? (газета «Туапсинские новости» 2 июля 2009 и 27 марта 2012 «Откуда есть пошла наша земля туапсинская».
В античные времена возникают греческие колонии. Но они не стали богатыми торговыми городами. Это более, скорее, остановочные пункты, в которых мореплаватели могли отдохнуть после изнурительного морского перехода. Самое древнее письменное упоминание о Туапсе относится к IV–II веках до н.э. Греки называли это место Топсида. В середине 1 тысячелетия до н.э. Геродот включил Топсиду в состав Зихии (союз проадыгских племён).
Основными занятиями зихов были земледелие и рыболовство, торговля сушёной, солёной рыбой. В XIV-XV веках зихи торговали с генуэзскими селениями. Генуэзцы и венецианцы имели много своих колоний, крепостей на берегах Чёрного моря. С тех времён осталось много памятников (Рис. 5. Народности, жившие на данной территории).
Якорная стоянка Кадос известна мореплавателям начала XIX века. Отмечена в рапорте командира брига «Евстафий» капитан-лейтенанта Путятина.
И проверить наших соотечественников: точно ли сказанное о заливе и населённом пункте КОДОСЪ.
По Андрианапольскому трактату
С конца XV века побережье Чёрного моря оказывается под властью Турции.
После русско-турецкой войны 1828-1829 года восточное побережье Чёрного моря отошло к России. Адыгейские племена, которые считали себя независимыми от Турции, не признали условий Адрианопольского мирного договора, который заключили без их участия. Турция, со своей стороны, не желала примириться с потерей восточного побережья Чёрного моря и отправляла на Северо-Западный Кавказ контрабандные военные грузы сушей и морем. Для борьбы с контрабандистами командование русской армии решило создать Черноморскую береговую линию. Внимание было уделено Туапсе и Джубге, где горцы безнаказанно торговали с турками порохом и невольниками.
20 июля 1834 года командир брига «Пегас» капитан-лейтенант В.И.Полянский доносил генерал-адъютанту М.П. Лазареву, что средства, имеющиеся ныне в распоряжении флота, к прекращению турецкой контрабандной торговли совершенно недостаточны. Полянский предлагал построить сторожевые укрепления в местах наиболее безопасных стоянок судов. Таковыми он считал Суджукскую бухту, берег при реке Джубге, за мысом Чардак (Кодош) у реки Туапсе, в Субаши, Сучали и Тамыше. Особое внимание он обращал на Туапсе и Джубгу, называя эти пункты «гнездом разбойников», где торговля порохом и невольниками продолжается почти безнаказанно. По его словам, позиции контрабандистов в Джубге защищаются завалом у берега и несколькими орудиями. Уже 26 октября на основании этой записки Лазарев подал рапорт начальнику Главного морского штаба адмиралу А.С. Меншикову, в котором просил светлейшего князя рассмотреть вопрос о начале планомерного строительства береговых укреплений на Черноморском побережье Кавказа.
В конце 1835 года из Петербурга в Севастополь прибыл подполковник инженерной службы А.Н. Левин, он доставил пакет из Адмиралтейства, в котором содержались некоторые соображения относительно строительства береговых укреплений. Лазарев предоставил Левину бриг «Аякс» для перехода в Геленджик, где инженера ждал люгер «Широкий». На нем подполковнику предстояло пройти вдоль берега на юг с целью изучения береговой линии и определения мест, где надлежит строить укрепления.
Удобнейшими к укреплению по первому разряду, по его определению, оказались берега при реке Туапсе (Тугапсе), Шапсухо, Псезуапсе, Субеше. Там, где Розен высказывал сомнение относительно доставки войск берегом или морем, Его Императорское Величество собственноручно начертал: «Решительно морем, распорядясь по личному уговору с генерал-адъютантом Лазаревым, где удобнее будет принять десант».
8 мая 1838 года М.П.Лазарев очередным рапортом доложил императору об окончании погрузки десантных войск на суда и о выходе эскадры в море. Эскадра с десантным отрядом численностью 14 346 человек взяла курс к кавказским берегам, к устью реки Туапсе.
. В «Журнале военных действий главного отряда на Восточном берегу Черного моря» они описаны (генерал-майором Н.Н. Раевский) следующим образом: «. В доказательство важной потери и невозможности убрать все тела, неприятель оставил 21 из них в полном вооружении.
Легко заметить, что горцы не смогли оказать сколько-нибудь серьезного сопротивления российским войскам. Потери отряда генерал-майора Н.Н. Раевского были ничтожными: 2 нижних чина убиты, 2 офицера, 6 матросов и 16 нижних чинов ранены, 1 человек контужен.
. (Примечание: декабристов, участник десанта, Н.И. Лорер пишет иначе: в «Записки моего времени. Воспоминания о прошлом. Мемуары декабристов» с. 477 Москва. Правда 1988 г.) «Занятие берега продолжалось недолго, и скоро мы стали властителями нового куска земли…
После русско-турецкой войны 1828-1829 года восточное побережье Чёрного моря отошло к России. Адыгейские племена, которые считали себя независимыми от Турции, не признали условий Адрианопольского мирного договора, который заключили без их участия. Турция, со своей стороны, не желала примириться с потерей восточного побережья Чёрного моря и отправляла на Северо-Западный Кавказ контрабандные военные грузы сушей и морем. Для борьбы с контрабандистами командование русской армии решило создать Черноморскую береговую.
Мы не будем повторять факты и действующие лица прошли с 1838 по 1875 годы. Они подробно расписаны в нашей книжечки «С их имени началось Туапсе», а начнём с 1875 года.
Берег был свободный, купален не было, никакого порта, дамб или мостков. Кое-где стояли вытащенные далеко от воды большие турецкие лодки-фелюги. Тут же на берегу, покрытом мелкой галькой, располагаясь в тени фелюг, жили их команды. Они занимались рыбной ловлей и контрабандой (табак и коньяк) и обязаны были перевозить на пароходы и с пароходов прибывших пассажиров. Регистрация турок не велась, они оставались турецкими подданными и попеременно тайно посещали родные берега.
В Справочной книге «Черноморское побережье Кавказа», изданной в Петрограде в 1916г. (Сост. Ф.П. Доброхотов), отмечено: «В административном отношении посад Туапсе играет роль уездного города Черноморской губернии. Из административных лиц и учреждений здесь имеются: начальник округа, податной инспектор, акцизные чины, мировой судья, нотариус, уездное казначейство, таможня и шоссейная контора, телефонная сеть, отделение Екатеринодарского окружного суда».
История Туапсе кратко
История непосредственно города Туапсе началась в конце 30-х годов 19 века, когда в устье одноименной реки русские отряды под защитой российского флота высадили первый десант на побережье и, после ожесточенных боев с местным адыго-чеченским населением, возвели здесь укрепление в виде Вельяминовского форта.
Еще задолго до появления адыгов в туапсинских окрестностях существовали древние поселения, о чем можно догадаться по наличию солнечной обсерватории в виде кругового лабиринта и многочисленных дольменов. Сегодня с этими удивительными и загадочными сооружениями можно познакомиться в Мегалитическом комплексе Пшенахо, который находится на севере поселка Анастасиевки. Есть интересный дольменный комплекс и около поселка Приморского.
Подробнее о самых известных дольменах Туапсинского района можно узнать здесь.
В Туапсинском районе сохранилось множество мегалитических памятников
Мы не будем углубляться в столь далекие и до конца неразгаданные исторические времена, хотя существование дольменов и жизнь их создателей возбуждают воображение своими тайнами и мистическими легендами, которые очень интересны и порой противоречивы. Мы начнем наше знакомство с историей города в момент появления в междуречье рек Туапсе и Паук первого российского поселения в виде военного укрепленного форта.
Вельяминовский форт
В тот период русские десанты под защитой артиллерийского огня с кораблей флотилии основали множество фортов, давших впоследствии начало городу Сочи, Адлеру, поселкам Лазаревскому, Головинке и многим другим населенным пунктам. В устье же реки Туапсе появился Вельяминовский форт, названный так в честь погибшего здесь генерал-лейтенанта, а первая высадка десанта происходила в районе нынешнего стадиона «Водник» в мае 1838 года.
Вельяминовский форт стал оплотом русских в устье реки Туапсе в первой половине 19 века
Сопротивление горцев, заранее готовившихся к этому бою, было отчаянным, но они ничего не смогли противопоставить артиллерийскому огню, который покрывал берег с кораблей русской флотилии, и вынуждены были уйти в горы.
Отступив в горы, горцы не прекратили атаковать русский форт
Русский форт был возведен на правобережной возвышенности реки Туапсе и призван был контролировать основное дорожное сообщение на побережье. Конечно, местное население не раз предпринимало попытки захватить его и уничтожить, но форт все время восстанавливался. Полностью, например, Вельяминовский форт был захвачен зимой 1840 года, причем практически все его защитники были уничтожены. Однако уже в мае того же года крепость была отвоевана и восстановлена, а погибшие защитники захоронены.
Схематичное изображение Вельяминовского форта первой половины 19 века
С этого момента началось вторичное укрепление русских в Причерноморье. Остатки Вельяминовского форта были превращены в эвакуационную базу по высылке местного непокорного населения в Османскую империю. Эта страница истории стала очень трагичной для многих местных горских народностей, которые не только понесли многочисленные человеческие жертвы, но и потеряли родину.
После высылки адыгского населения Туапсе заселили другие народы
Вместо Вельяминовского форта появилась одноименная станица, которую начали заселять русские, украинские, греческие и армянские переселенцы. К 1875 году поселение получило статус посада. Здесь уже появился Кадошский маяк, а к концу 19 столетия был построен Морской порт, через посад прошло Новороссийско-Сухумское шоссе, а позже и Армавирско-Туапсинская железная дорога. Все это привело к стремительному развитию поселения, которое с 1896 года переименовывается в Туапсе.
Постройка Новороссийского шоссе способствовала развитию Туапсе
Перед революцией данное поселение стало именоваться городом, который являлся центром целого округа в составе Черноморской губернии вместе с Геленджикским и Сочинским округами.
Становление советской власти
То, что в начале 20 столетия Туапсе превратился в довольно промышленный регион, поспособствовало концентрации здесь революционно настроенных пролетариев, создавших активно работающую социал-демократическую организацию. Поэтому в Туапсе советская власть устанавливается быстро и без особого сопротивления уже в начале ноября 1917 года.
Во времена Гражданской войны Туапсе находился в самом водовороте событий и боев. Город неоднократно переходил из рук в руки и был сильно разрушен. Интересно, что именно через Туапсе проходил знаменитый «железный поток» частей Таманской Армии, описанный в известном одноименном романе А.Серафимовича. Дело в том, что после взятия города Екатеринодара (нынешнего Краснодара) частями белогвардейской армии Деникина, несколько частей Красной Армии оказались в тылу белых и предприняли героический поход для воссоединения с основными силами.
События этого героического похода описаны в романе А.Серафимовича
Продвижение довольно крупных формирований Красной Армии, застрявших в районе Новороссийска и Геленджика и переформированных в три колонны, началось весной 1918 года. По пути к движущимся на воссоединение с Красной Армией отрядам присоединялись матросы и рабочие, бойцы, получившие ранения в предыдущих боях, и просто гражданское население. Общая численность прорывающейся армии составила в результате более 30 тысяч человек, а сопровождавших ее беженцев – около 25 тысяч.
Сформированные отряды Таманской армии двигались друг за другом, прикрывая свои тылы и рассредоточивая силы противника. Последний – третий отряд оставил Туапсе 7 сентября 1918 года. Затем отряды двинулись через горные перевалы и долины на станицу Хадыженский и далее. Воссоединение Таманских отрядов с основными силами Красной Армии Северного Кавказа произошло в районе станицы Додуковской уже 18 сентября.
Изображение на карте выхода Таманской Армии из окружения в 1918 году
После этого отряды Таманской армии взяли Армавир, затем Ставрополь. Но из-за ошибочных, а подчас и авантюристических действий командующего армией Ивана Сорокина, который, в частности, приказал расстрелять командарма Таманской армии Матвеева, несогласного с приказом о Ставропольском наступлении, войска Деникина вернули Армавир и уничтожили более половины Таманской армии, окружив ее в Ставрополе. Вскоре после этого знаменитая Таманская армия была реорганизована в стрелковую дивизию 11-й Армии.
Современный памятник бойцам Таманской Армии установлен на Агойском перевале
После того, как Таманская армия оставила Туапсе, он вновь было захвачен армией Деникина. Те, страшные и очень запутанные времена беспредела и братоубийственных действий, как со стороны «красных», так и со стороны «белых», вызывали к активизации новые народнические силы в виде созданной в Причерноморье армии «зеленых». Считается, что основными силами данного движения были представители крестьянства, не принявшие ни белой, ни красной диктатур.
Возглавил эту «третью силу» Гражданской войны в Краснодарском крае бывший офицер царской армии эсер Н.Воронович. Все разрастающаяся армия «зеленых» развернула мощное партизанское движение по всему Причерноморью. В Туапсе в этот период нарастания мощи освободительного движения среди белогвардейских добровольцев начался разброд – некоторые отряды переходили на сторону повстанцев, а часть гражданского населения старалась переправиться в Крым или в Кисловодск. В начала 20 года в Туапсе был введен комендантский час.
Несмотря на то, что повсюду шли многочисленные аресты среди крестьянского населения, армия зеленых, возглавляемая Комитетом Освобождения Черноморья, под своим флагом (зеленый крест на красном фоне) в ночь с 25 на 26 февраля 1920 года начала штурм Туапсе. Сегодня считается, что они штурмовали город с севера, а отряды красных с юга. Так или иначе, но город в ту ночь был освобожден.
Хотя человеческие потери были большими с обеих сторон, но армия Деникина потеряла здесь к тому же много боевого вооружения, продовольственные запасы, медикаменты и прочие ценности. Тысячи белогвардейцев попало в плен. Впоследствии освобождение Туапсе стало считаться исключительно заслугой Красной Армии, а представители Комитета Освобождения начали подвергаться гонениям. Сам Воронович эвакуировал за границу, где впоследствии и написал мемуары об этом непростом времени. Как бы там не было, кровопролитная Гражданская война закончилась, и в Туапсе началось мирное время.
После Гражданской войны Туапсе начал превращаться в промышленный город
Последующее восстановление города в 20-30-х и 40-х годах шло очень активно, ведь в Туапсе началось ударное строительство нефтепровода из Грозного, начали вырастать новые крупные нефтеперерабатывающие и судоремонтные заводы, увеличивались мощь и обороты грузового порта и т.д. Город рос и довольно быстро превращался в промышленно-портовый центр Причерноморья.
Оборона Туапсе в 1942 году
Однако мирное развитие всей страны, и Причерноморья в частности, было прервано в июне 1941 года начавшейся войной с фашистской Германией, получившей название Великой Отечественной. И в этой войне Туапсе вновь оказался на передовом рубеже военного противостояния.
В начальный период войны Туапсе, как и многие населенные пункты Закавказья, стал прифронтовым госпиталем. Госпитали были организованы повсюду, а раненых все везли и везли. Да и сама линия фронта постепенно приближалась. К концу лета 1942 года в ходе немецкой наступательной операции «Аттика» враг овладел Армавиром, Краснодаром, Майкопом. Все силы фашистов были направлены на выход к Черному морю, но на их пути встал Туапсе.
Бомбардировки города начались уже в марте 1942 года. За время бомбовых атак с неба были разрушены портовые сооружения и судоремонтный завод, множество жилых и общественных зданий, погибло много мирного населения. В одной из бомбардировок, например, был уничтожен целый отряд новобранцев в количестве 120 человек.
В месте гибели новобранцев в 1942 году сегодня установлен памятный знак
25 сентября 1942 года против полуразрушенного города были начаты мощные немецко-фашистские наступательные действия, превратившее Туапсе в боевую крепость.
Если вспомнить, что в этот период уже были захвачены такие мощные портовые города как Одесса и Севастополь, большая часть Новороссийска, то можно понять, какая мера ответственности легла на защитников Туапсе. Ведь он был в этот момент единственным военно-черноморским портовым городом, в котором к тому же находились огромные запасы горючего, ведь здесь до войны функционировали нефтеперерабатывающие предприятия. Взятию Туапсе гитлеровское командование придавало особое значение. Ждали захвата Туапсе и турецкие правители, предполагая дальнейшее участие в войне на стороне Германии.
Но и командование советской армии ясно представляло себе военно-стратегическое значение обороны Туапсе. Командующий Северо-Кавказского округа М.Буденный получил из Ставки приказ в категорической форме – ни в коем случае не сдавать город.
Силы двух противоборствующих сторон были не равны, к тому же город был измотан полугодовой бомбардировкой и почти разрушен. Но редеющие отряды защитников пополнялись шахтерами, кубанскими казаками и моряками, которые сражались очень героически.
Сегодня имена Героев и их подвиги увековечены на Аллее героев
Длительность Туапсинской оборонительной операции охватила период с осени 1942 почти до января 1943 и сыграла огромную роль в дальнейшем освобождении Новороссийска, Крыма и в развертывании наступательного движения на всем Северо-Кавказском направлении. Благодаря мужеству и героизму жителей и защитников города захват Кавказа немцами не состоялся. Сегодня Туапсе награжден заслуженным званием Города воинской славы и имеет Ордена Отечественной войны I и II степеней.
Линии фронта в опасный для страны период Туапсинской оборонительной операции
Туапсе и сегодня помнит всех своих защитников – и времен Гражданской, и времен Великой Отечественной войны. Туристы встречают здесь множество памятников, посвященных героям, отдавшим свои жизни за свободу Туапсе. Есть здесь специальный Музей Туапсинской обороны, в котором можно узнать множество интересных фактов о героизме защитников города. С информацией и экспонатами периодов Гражданской и Великой Отечественной войн можно познакомиться и в Краеведческом музее им.Полетаева.
А также надо обязательно посетить Горку Героев с Мемориалом памяти и Вечным огнем. На этой Горке осенью 1942 года погибла группа зенитного расчета, сбивающая «Юнкерсы» из устаревших орудий.
О критической ситуации 1942 года расскажут экспонаты Музея Обороны
Более подробно о том, какие достопримечательности, относящиеся к временам двух кровопролитных войн, и о том, что еще можно посмотреть в сегодняшнем Туапсе можно прочитать здесь.
Разрушенный Туапсе начали восстанавливать, не дожидаясь окончания войны, ведь город надо было возрождать из руин. Что-то восстанавливали, что-то строили заново. Но это была уже другая, созидающая страница туапсинской истории, которая продолжается и по сей день.
Современный Туапсе является довольно крупным, многонациональным портовым и промышленным городом в Краснодарском крае. Здесь работают десятки предприятий, Морской порт, Железнодорожный узел и т.д. Поэтому многие россияне выбирают сегодня этот город для постоянного места жительства – и работа есть и климат отличный. Несомненным плюсом к этому является наличие моря и субтропической природы.
Хотя Туапсе не является курортным городом, в него приезжают и на летний отдых. Чаще все-таки он является перевалочным пунктом в Сочинский регион – в Адлер, Лоо, Лазаревское, Мацесту, Хосту и с сам город Сочи. Некоторые, переправившись через Шаумянский перевал, размещаются в курортных поселках Туапсинского района – в Небуге, Ольгинке, Лермонтово, Джубге и т.д. Но, тем не менее, некоторые отдыхающие выбирают Туапсе именно для летнего отдыха. Чем же так привлекает их этот город с героической историей?