труд как метод воспитания экологически направленной личности способствует воспитанию таких качеств
Труд детей в природе как средство экологического воспитания
Елена Ануфриева
Труд детей в природе как средство экологического воспитания
Современный мир характеризуется тем, что он находится на грани экологической катастрофы. Судьба планеты как никогда зависит от экологически образованных людей. Одной из актуальнейших проблем образования является экологическое воспитание.
Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период экологического воспитания. Любовь к природе, сознательное, бережное, заинтересованное отношение к ней каждого человека должны воспитываться с раннего детства в семье и детском саду. Познание ребенком природы является важным фактором образовательного процесса.
Трудовое воспитание обеспечивает всестороннее развитие детей, помогает им обрести уверенность в своих силах, сформировать жизненно необходимые умения и навыки, воспитывает ответственность и самостоятельность. Необходимо так организовать труд детей, чтобы он активизировал их физические силы и умственную деятельность, доставлял радость, позволял ощущать себя значимыми, и компетентными.
Разнообразный труд в природе доставляет детям много радости и содействует их всестороннему развитию. В процессе труда воспитываются любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней. У детей развиваются интерес к трудовой деятельности, сознательное, ответственное отношение к природе. В коллективе дети приучаются трудиться сообща, помогать друг другу.
Первая младшая группа. Содействовать интересу детей к объектам природы: уточнять представления детей о растениях, знакомить с животными и птицами на участке. Учить детей различать и называть животных.Учить вместе со взрослым заботиться о живых существах: поливать комнатные растения, кормить птиц.
Вторая младшая группа. Формировать элементарные представления о некоторых растениях родного края. Познакомить детей с названиями комнатных растений, имеющих ярко выраженные характерные признаки.
Учить различать и называть стебель, листья, цветок. Показать, что для роста растения нужны земля, вода и воздух. Учить помогать взрослым. Воспитывать бережное отношение к природе. Учить детей устанавливать простейшие взаимосвязи в окружающем мире. Учить совместно со взрослыми кормить птиц и поливать растения. Учить заботиться о чистоте помещения и участка.
Подготовительная к школе группа. Расширять представления детей о различных природных объектах. Закреплять и углублять представления о комнатных растениях, растениях сада; о домашних животных, птицах.
Объяснять экологические зависимости, осознание которых способствует развитию современного экологического мышления. Воспитывать гуманное отношение ко всему живому, чувство милосердия. Учить правильному поведению в природной среде. Закладывать основы экологической культуры личности. Обобщать и систематизировать знания детей о жизнедеятельности растений и животных. Формировать представления о неразрывной связи человека с природой, желание беречь природу. Учить устанавливать связи между средой обитания и образом жизни животных. Учить устанавливать причинно-следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью живых организмов. Продолжать учить ухаживать за растениями и животными в уголке природы.
Содержание труда в природе в разных возрастных группах
Организуя трудовую деятельность, воспитатель обеспечивает всестороннее развитие детей, помогает им обрести уверенность в своих силах, сформировать жизненно необходимые умения и навыки, воспитывает ответственность и самостоятельность. Необходимо так организовать труд детей, чтобы он активизировал физические силы и умственную деятельность детей, доставляя им радость, позволял ощущать себя значимым и компетентным.
Первая младшая группа. На прогулке дети могут помочь взрослым убрать на дорожках осенние листья. В зимнее время их учат правильно обращаться с лопаткой, помогать в уборке снега. Взрослые в присутствии детей лепят несложные снежные фигурки, а затем вместе с детьми украшают их цветными льдинками. В уголке природы дети выполняют индивидуальные поручения педагога. Ухаживая за растениями, воспитатель называет свои действия, рассказывает, как надо поливать цветы, привлекает к этому детей, поощряет их желание помогать взрослым.
Вторая младшая группа. На прогулке дети выполняют трудовые поручения под руководством взрослого или вместе с ним, при этом воспитатель должен поощрять те или иные трудовые действия детей, тем самым развивая у них желание трудиться. Можно организовать коллективный труд или труд по подгруппам. Следует учить детей трудиться рядом, не мешая друг другу.
При наличии в детском саду огорода педагог показывает детям, как делают грядки. Предлагает им внимательно рассмотреть семена. В осенний период педагог предлагает собрать листья в кучу, собрать крупные семена растений, выдернуть морковь. Работе на огороде должны предшествовать наблюдения за трудом взрослых и старших детей. В зимнее время дети вместе с воспитателем могут расчищать дорожки от снега, счищать его со скамеек. Взрослый возводит снежные постройки, а дети наблюдают за его работой и подвозят снег на санках. Затем все вместе украшают постройки. Учить детей мастерить снежные торты, пирожки, маленьких снеговиков. В уголке природы воспитатель работает в присутствии детей и предлагает им индивидуальные поручения, состоящие из несложных действий (под присмотром взрослого покормить животное, полить цветок). Педагог показывает детям, как нужно выполнять различные действия, а дети сразу же повторяют за ним. Необходимо учить их правильно держать лейку, лить воду осторожно и аккуратно, протирать широкие плотные листья влажной тряпочкой.Следует развивать интерес к посадке растений: в присутствии детей взрослый пересаживает комнатные растения, комментируя свои действия.
Средняя группа. Зимой необходимо учить детей лепить снеговиков, проявлять самостоятельность и творчество. Следует привлекать детей к подкормке зимующих птиц; учить помогать воспитателю приводить в порядок используемое в трудовой деятельности оборудование, бережно к нему относиться; приучать к работе на огороде и в цветнике (посев семян, поливка, сбор урожая). В конце апреля можно предложить посеять семена гороха, а в начале мая сажать лук (дети делают лунки и кладут семена).
Летом можно предложить прополоть лук под наблюдением воспитателя. Собирать природный материал для поделок. В уголке природы дети участвуют в посильном труде по уходу за растениями, птицами, рыбами, учатся поливать растения, протирать большие листья, опрыскивать их, обрезать сухие листья, рыхлить землю в горшках и кисточкой чистить растения, вместе с педагогом подкармливать растения удобрением. Необходимо закреплять умение детей кормить рыб, мыть поилки, наливать в них воду и класть корм в кормушки (под наблюдением взрослого). Следует приобщать детей к работе по выращиванию зелени для корма птицам в зимнее время.
Старшая группа. Закреплять привычку приводить в порядок инвентарь.
На участке детского сада дети могут вместе с воспитателем перекопать землю для грядок и цветочных клумб; летом поливать, полоть, рыхлить растения; осенью собирать урожай. Осенью дети могут убирать ветки и сухие листья, совместно со взрослыми сажать кустарники. Зимой вместе со взрослыми дети могут развешивать кормушки на участке детского сада, очищать от снега дорожки, для утепления корней деревьев подгрести к ним снег. Можно предложить детям помочь малышам в уборке снега на участке, и вместе со взрослыми соорудить постройки из снега, расчистить и залить дорожки для катания. Дети этого возраста могут сооружать постройки по представленным чертежам. Весной дети могут перекопать грядки (вторично) после взрослого, посеять семена, высадить рассаду; летом прополоть грядки и цветники, помочь детям младшей группы. В уголке природы дети вместе со взрослым чистят клетки, моют поилки, меняют воду в аквариуме; могут готовить корм для животных, кормить рыбок, птиц, зверей. В летний период следует привлекать детей к заготовке корма для животных уголка природы. Дети пересаживают семена из грунта в цветочные горшки, ухаживают за срезанными цветами (смена воды, обрезка стебля, стоящими в вазе, за комнатными растениями.
Своеобразие организации и руководства трудом в природе в разных возрастных группах
Живая природа часто и без особых усилий со стороны взрослых вызывает у ребят и любопытство, и симпатию, и желание помочь, заботиться, ухаживать. Но все эти добрые чувства и намерения только тогда станут фактором нравственного, трудового, эстетического и физического воспитания, когда воспитатели сумеют правильно организовать труд дошкольника по уходу за растениями и животными, грамотно им руководить. Этот труд особо ответственен, дети не должны смотреть на него как на забаву. Ведь небрежность, забывчивость, безответственность могут нанести вред живому существу, растению, иногда непоправимый. Это нужно разъяснять детям, стараясь пробудить в них такие эмоциональные переживания, как сочувствие, нежность, жалость.
Младшая группа. Дети помогают воспитателю в уходе за растениями и животными в уголке природы и на участке. Они получают индивидуальные поручения, состоящие из 1-2 трудовых операций.
Во второй младшей группе возможна организация труда всего коллектива детей, а также небольшими подгруппами. Каждая подгруппа выполняет одну трудовую операцию При обучении навыкам труда в природе детям младшей группы показывают каждый этап трудовой операции, одновременно организуя выполнение ее всеми детьми. Воспитатель сочетает показ с объяснением, и дети поэтапно выполняют трудовые операции. Труд детей младшего возраста проходит при участии воспитателя или под его наблюдением. Воспитатель помогает малышам, если они в чем-либо затрудняются, показывает приемы выполнения задания, поощряет тех, кто хорошо справился с порученной работой.
Оценка носит положительный характер, но она дифференцируется в зависимости от качества. К оценке привлекаются и сами дети. При работе подгруппами одна подгруппа оценивает работу другой. Особенность руководства трудом старших дошкольников состоит и в том, что воспитатель обсуждает с детьми, что нужно делать и как надо выполнить работу. Детей приучают не только видеть, но и планировать последовательность выполнения отдельных трудовых операций, заранее распределять обязанности, самостоятельно готовить весь необходимый инвентарь.
«Маленькие огородники». Труд детей в природе «Маленькие огородники»Труд детей в природе имеет большое воспитательное значение. Во-первых, в процессе труда детей формируется бережное.
Фотоотчет о региональной педагогической мастерской «Проектная деятельность как средство экологического воспитания детей» 14 апреля 2017 года в детском саду комбинированного вида № 7, Тульской области, города Щекино, состоялась «Региональная педагогическая.
Фотоотчет «Применение макетов для экологического воспитания детей дошкольного возраста» Для экологического воспитания детей дошкольного возраста используются различные методы и средства. Известным педагогом Николаевой Н. С. рекомендуется.
Интерес к природе как средство экологического воспитания дошкольников Ведущую роль в экологическом воспитании детей дошкольного возраста играет формирование у них познавательного интереса к природе. Во время.
Из опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитания Общеизвестно, что речевые умения детей в современном мире желают быть лучше, активный словарь обедненный, пассивный не развит, диалогическая.
Мастер-класс для педагогов дошкольного образования «Природа — главное средство экологического воспитания дошкольников» Мастер-класс для педагогов. Тема: «Природа-главное средство экологического воспитания дошкольников» Цель: развитие творческого потенциала.
Огород как средство экологического воспитания дошкольников Огород, как средство экологического воспитания дошкольников, позволяет ребёнку не только расширять свои познания в области окружающей.
Фотоотчет об осенней прогулке «Труд детей в природе. Сбор ягод черной смородины» Цель: Продолжать знакомить с ягодным кустарником черной смородины; Формировать умение и желание работать сообща при сборе ягод черной.
Творческий отчет воспитателя «Организация экологического воспитания детей дошкольного возраста» Слово «экология» и его производные прочно вошли в наш каждодневный словарь, а нарастающие в мире экологические проблемы побуждают специалистов.
Труд как средство воспитания экологически направленной личности
Воспитательно-образовательное значение труда детей в природе, его своеобразие. Педагогические и санитарно-гигиенические требования к детскому труду. Формы организации труда дошкольников. Технология руководства детьми в разных возрастных группах.
Рубрика | Педагогика |
Вид | контрольная работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 18.10.2013 |
Размер файла | 29,5 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
«ТРУД КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИ НАПРАВЛЕННОЙ ЛИЧНОСТИ»
1. Воспитательно-образовательное значение труда детей в природе, его своеобразие
воспитательный труд природа дошкольник
В процессе труда у детей формируется бережное, заботливое отношение к природным объектам, они учатся ответственно относиться к животным и растениям, у них формируется устойчивая потребность проявлять заботу и ухаживать за своими питомцами. Вместе с тем у детей формируются и необходимые им трудовые навыки и осознание важности заботы о природе.
Труд детей в природе создает благоприятные условия для физического развития, совершенствует движения, стимулирует действие разных органов, укрепляет нервную систему. Большое значение имеет труд в природе для умственного и сенсорного развития детей. В этом труде, как ни в каком другом, сочетаются умственные и волевые усилия.
Выполняя те или иные действия, дети сталкиваются с различными свойствами почвы, растений и познают эти свойства. Рассматривая, обследуя почву, растения, наблюдая за поведением животных, дети выделяют такие их признаки, повадки, которые важны для выполнения предстоящего трудового действия. Умение анализировать свойства почвы, растений позволяет правильно регулировать затрату физических усилий, выбирать соответствующие орудия труда, вырабатывать определенные умения координировать свои движения. Например, при прополке умение отличать внешние признаки культурных растений от внешних признаков сорняков позволяет выработать правильный захват сорняков рукой.
Систематическая коллективная работа объединяет ребят, воспитывает у них трудолюбие и ответственность за порученное дело, доставляет им и радость. Работая на участке (в огороде, цветнике, ягоднике), а также в уголке природы, дети овладевают простейшими практическими навыками обращения с сельскохозяйственным инвентарем, усваивают приемы ухода за растениями, получают много сведений о росте и развитии растений.
Через содержание труда в природе, направленного на удовлетворение эстетических потребностей людей, через организацию трудового процесса в соответствии с требованиями культуры и эстетики, использование результатов труда для удовлетворения практических потребностей и радостных эстетических эмоций осуществляется эстетическое воспитание детей.
Наряду с наблюдениями труда окружающих большое место занимает собственная трудовая деятельность детей. Дошкольные учреждения имеют природные уголки, огороды, цветники, плодово-ягодные участки, где дети могут работать. В уголках природы живут белки, птички, имеются аквариумы с рыбками. Все это предоставляет возможность для ознакомления детей с жизнью растений и животных и освоения навыков по уходу за ними.
2. Педагогические и санитарно-гигиенические требования к детскому труду в природе
-труд по уходу за природой должен быть разнообразным по своему содержанию (уход за растениями и животными, труд на огороде и в цветнике и пр.). Содержание труда должно определяться для каждой возрастной группы отдельной программой;
-практические умения и навыки необходимо формировать в единстве с теоретическими знаниями;
-цели и задачи, содержание труда и способы его реализации должны быть конкретными и доступными каждому конкретному ребенку;
— трудовые умения и навыки необходимо усложнять систематически и постепенно;
-труд в природе должен быть регулярным;
-следует предусмотреть физическую доступность трудовой операции (посильный труд);
— прежде чем приступить к работе, заранее готовят и проверяют детский инвентарь. Он хранится в доступном для детей месте и в количестве, необходимом для каждого ребенка. Орудия труда по своему размеру должны соответствовать росту и силам детей, их возможностям, быть правильной конструкции (например, лейка для полива с двумя ручками, расположенными сверху и сбоку), но инвентарь должен быть настоящим, а не игрушечным. Это обеспечит правильную позу ребенка в процессе труда. Только при этих условиях труд будет способствовать укреплению организма ребенка;
-у детей следует воспитывать бережное отношение к инвентарю (правильно его хранить, чистить, мыть, убирать после работы). Использование инвентаря должно сочетаться с культурой труда: приучать ребенка к тому, что рабочее место всегда содержится в порядке, а все подсобные орудия для наведения порядка находятся под руками.
-орудия труда и сам трудовой процесс должны быть безопасны для жизни и здоровья детей;
-работать не в жаркие часы дня, а утром и вечером. Рабочая поза детей должна быть правильной.
3. Формы организации труда дошкольников в природе
Существуют различные формы организации трудовой деятельности. В практике ДОУ широкое распространение получила организация фронтальных трудовых процессов, проводимых в виде занятий. Занятия проводятся в уголке природы, на огороде и в цветнике по перекопке земли, рыхлению, устройству гряд и клумб, посеву, уходу за огородом, сбору урожая. В процессе этих занятий дети получают первоначальные сведения о жизни растений, животных, узнают, какие условия нужны для выращивания, приобретают необходимые трудовые навыки и умения, которые затем закрепляются в повседневной жизни.
применяются во всех возрастных группах детского сада. Они дают возможность воспитателю более тщательно руководить действиями детей- оказать прямую помощь тем, кто нуждается в ней, дать дополнительные разъяснения, советы, проконтролировать выполнение трудовых операций. Все это помогает прочному формированию навыков и умений, а также воспитанию ответственности за порученное дело, привычки к трудовому усилию.
по уголку природы дети начинают дежурить в старшей группе. Эта форма организации труда позволяет совершенствовать трудовые навыки, формировать общественные мотивы труда.
дает возможность формировать трудовые навыки и умения одновременно у всех детей группы. Эти формы труда необходимы для установления отношений в коллективе. Здесь формируются умения принимать общую цель труда, договориться, согласовывать свои действия, сообща планировать работу, помочь товарищу, оценить его труд; воспитывается коллективная ответственности за выполнение задания.
При фронтальной организации коллективного труда, когда в труде участвуют все дети возрастной группы, они сообща могут выполнять одно какое-либо задание, например прополку огорода. При уборке уголка природы одни моют растения, другие чистят клетки для животных, третьи моют поддоны и протирают подоконники. В этом случае детей делят на подгруппы. Коллективный труд может быть организован для одной небольшой подгруппы (Н-р, 5-6 детей поливают цветник или собирают плоды).
4. Технология руководства трудом детей в разных возрастных группах
Общая направленность технологий как системы эколого-педагогической работы с детьми в каждой возрастной группе заключается в следующем:
1. Ориентировка на использование непосредственного окружения дошкольников, развивающей экологической среды, созданной в дошкольном учреждении, на углубленное ознакомление детей с теми животными и растениями, с которыми они находятся в контакте.
2. Организация регулярной и разнообразной деятельности детей в зеленой зоне дошкольного учреждения.
Особенностью любой технологии является планирование меропри- ятия, которые в нее включены.
Продолжать формировать у детей умение самостоятельно обслуживать себя. Приучать к опрятности. Приучать поддерживать порядок в игровой комнате, по окончании игр расставлять игровой материал по местам. Привлекать детей к выполнению простейших трудовых действий. Совместно со взрослым и под его контролем перед едой ставить хлебницы (без хлеба) и салфетницы. В помещении и на участке наблюдать как взрослый ухаживает за растениями и животными. Расширять круг наблюдений за трудом взрослых.
Продолжать учить детей поливать растения, кормить рыб, мыть поилки, наливать в них воду, класть корм в кормушки. Приобщать детей к работе по выращиванию зелени для корма птицам в зимнее время. Привлекать детей к подкормке зимующих птиц. Приучать к работе на огороде и в цветнике. Помогать воспитателю приводить в порядок используемое в трудовой деятельности оборудование.
Воспитывать трудолюбие, наблюдательность, бережное отношение к окружающей природе. Продолжать учить самостоятельно и ответственно выполнять обязанности дежурного в уголке природы. Продолжать усовершенствовать свой опыт по труду в природе, полученный из предыдущих групп. Приучать детей делиться своими впечатлениями, оценивать результаты своего труда.
1. Проанализировать действующую программу воспитания в ДОУ (одну из парциальных программ экообразования дошкольников). Выписать из нее задачи и содержание труда в природе детей разных возрастных групп
Программа «Юный эколог» (1990-е гг., автор Николаева Светлана Николаевна). Разработана на основе многочисленных исследований в области ознакомления дошкольников с природой и их экологического воспитания.
-старшие дошкольники усваивают систематизированные знания о закономерных явлениях природы (взаимосвязь животных и растений со средой обитания, связь компонентов в сообществе живых организмов);
-морфофункциональные свойства растений и животных как признаки приспособляемости к среде обитания дошкольники понимают в процессе их демонстрации на примере обитателей уголка живой природы;
-при соответствующей организации педагогического процесса во всех возрастных группах дети начинают понимать специфику живого организма, его отличие от предмета (неживого объекта), старшие дошкольники усваивают существенные признаки живого объекта;
-дети среднего и старшего дошкольного возраста усваивают различные сложные представления (обобщенные, динамические) на основе комплекса сходных признаков явлений природы (например, рост и развитие растений и животных).
Данный подход вполне обоснован, поскольку успех решения экологических проблем, оздоровление катастрофической экологической ситуации во многом зависят от уровня и долговременного характера процесса экологического образования, умелой организации экологической пропаганды.
Подпрограмма «Экологическое воспитание дошкольников» содержит 6 разделов:
1) элементарные сведения о мироздании, неживой природе Земли, ее значении для нормальной жизнедеятельности живых существ;
2) многообразие растений и их связь со средой обитания;
3) многообразие животных и их связь со средой обитания;
4) рост и развитие растений и животных и их связь со средой обитания;
5) жизнь растений и животных в сообществе;
6) взаимодействие человека и природы.
Программа «Юный эколог» не предполагает четкого выделения задач и содержания экологической работы с детьми по возрастам. В этом можно увидеть стремление автора к стимуляции творческого подхода каждого педагога к организации экологической работы с детьми. С.Н.Николаева отмечает, что отношение к миру живой природы может проявляться только лишь в самостоятельной деятельности детей. Поэтому она советует проводить систематические наблюдения за проявлениями детей в природе. Результаты этих наблюдений позволят педагогу вести коррекционную работу с каждым ребенком. Также автор обращает внимание на создание условий для экологической работы с детьми.
Все технологии построены на разных видах деятельности, чаще всего совместной воспитателя с детьми (наблюдение и его моделирование в календаре, создание и поддержание условий для живых объектов, чтение природоведческой познавательной литературы и коллективное изготовление самодельных книг, проведение акций и др.). В технологиях для всех возрастов широко используется игра, которая облегчает обучение и вызывает у детей эмоциональное восприятие материала.
2. Виды труда детей в природе:
-сезонные работы на участке;
— работа с природным материалом;
-использование результатов сельскохозяйственных работ.
3. Воспитателю надлежит уделять внимание полноценному развитию трудовой деятельности дошкольников. Важно научить каждого ребенка:
а) ставить цель; б) находить пути для достижения цели; в) планировать свою трудовую деятельность (творческая активность ребенка); г) произвольному поведению в труде (мотивация); г) получать результат, соответствующий цели; д) осознавать свои достижения.
4. Подтвердить или опровергнуть утверждение, что труд детей в природе надо организовывать только в форме занятий.
Существуют различные формы организации трудовой деятельности. В практике детских садов широкое распространение получила организация фронтальных трудовых процессов, проводимых в виде занятий. Занятия проводятся в уголке природы, на огороде и в цветнике по перекопке земли, рыхлению, устройству гряд и клумб, посеву, уходу за огородом и цветником, сбору урожая. В процессе этих занятий дети получают первоначальные сведения о жизни растений, животных, узнают, какие условия нужны для их выращивания, приобретают необходимые трудовые навыки и умения, которые затем закрепляются в повседневной жизни.
Усвоение знаний и формирование трудовых умений и навыков должно происходить не только на специально организованных занятиях, но преимущественно в повседневном труде. Воспитатель, работая вместе с детьми, ставит им конкретную задачу, намечает, какой они получат результат, по мере надобности показывает нужные приемы, сообщает знания, но делает это по ходу выполнения работы. Например, приучая детей к уходу за растениями, воспитывая трудолюбие, педагог постепенно объясняет детям и значение ухода для роста растений.
В процессе обучения детей умению ухаживать за растениями и животными большое место должен занимать совместный труд ребенка и взрослого. Эта работа помогает воспитанникам усвоить направление движения (движение корпуса, повороты рук и ног во время перекопки, рыхления), силу движения (например, сочетание движения рук и ног при перекопке, рыхлении, переноске земли на носилках, поливке). Все это можно осуществить тогда, когда взрослый с самого начала работает с небольшой группой детей, за которой закрепляется определенный участок работы. Имея постоянное задание, ребенок прилагает известные усилия, учится преодолевать трудности. Наиболее приемлемыми формами для решения воспитательных задач считают организацию труда в форме различного рода поручений: индивидуальных, групповых. Они включают выполнение ребенком конкретной задачи и позволяют ему получить определенные трудовые навыки и умения, а воспитателю осуществлять контроль за правильностью работы, за отношением ребенка к получению результата. Они могут быть длительными, систематическими, кратковременными или эпизодическими.
5. Сравнить демонстрационное и инструктивное трудовые занятия; найти общее и различия.
Демонстрационное трудовое занятие предполагает участие в работе одного или нескольких детей одновременно (остальные дети наблюдают). Воспитатель объясняет значение выполнения данного процесса (зачем сажать морковь? для чего необходимо разрыхлить почву? и т.д.). Воспитатель вызывает одного или несколько ребят («сегодня работу выполняет Ваня, а мы будем внимательно наблюдать!»), объясняет всю последовательность трудовых действий. Работу выполняет один ребенок (группа детей), остальные ребята наблюдают за работой. На другом занятии работу выполняет другой ребенок (группа детей), и так поочередно будут задействованы все дети группы. В выполнении работы не могут участвовать сразу все дети (нет необходимости сажать 25 морковок сразу, достаточно одной-двух, остальное некуда будет девать; все дети не могут одновременно чистить террариум).
Инструктивное трудовое занятие предполагает участие в работе всех детей данной группы. Включает в себя этапы:
-объяснение и показ;
-обучение детей процессам;
-самостоятельная деятельность детей (упражнения для закрепления умений и навыков).
Общее: демонстрационное и инструктивные трудовые занятия начинаются с постановки цели труда, детей обучают трудовым процессам, объясняется значение выполнения данного трудового процесса (с показом). Занятия завершает самостоятельная деятельность детей.
6. Дать рекомендации по руководству повседневным трудом в уголке природы детей младшей, средней, старшей, подготовительной к школе групп (задачи, содержание, приемы, формы организации и т.д.).
Успех трудового воспитания невозможен без особого внимания к индивидуальности ребенка. Ведь каждый человек, в том числе и маленький, неповторимая, своеобразная личность со своими интересами, привязанностями, возможностями, чертами характера.
Непосредственное общение с живой природой дает ребенку более яркие представления, чем книжки и картинки. Поэтому создаются условия для повседневного общения детей с природой через организацию уголков природы, где дети имеют возможность наблюдать рыб, птиц, растения, видеть заботу воспитателя о них, получают первые элементарные трудовые навыки.
Дети помогают воспитателю в уходе за животными и растениями в уголке природы и на участке. Они получают индивидуальные поручения, состоящие из 1-2 трудовых операций (взять готовый корм для птиц и положить в кормушку, полить растение заранее приготовленной водой и др.) Труд этот кратковременный, но воспитатель поочередно привлекает к нему всех детей.
Во второй младшей группе возможно организация труда небольшими подгруппами. Каждая подгруппа выполняет одну трудовою операцию: обтирает растения, или сажает горох на грядке, или поливает клумбу.
При обучении навыкам труда в природе детям младшей группы показывают каждый этап трудовой операции, одновременно организуя выполнение её всеми детьми. Воспитатель сочетает показ с объяснением, и дети поэтапно выполняют трудовые операции.
Труд детей младшего возраста проходит при участии воспитателя или под его наблюдением. Воспитатель помогает малышам, если они в чем-либо затрудняются, показывает приемы выполнения задания, поощряет тех, кто хорошо справился с порученной работой.
В средней группе у детей формируют умение видеть разнообразие свойств и качеств предметов и их частей (разнообразие формы, цвета, величины, характера поверхности и т. д.). Дети овладевают более сложными приемами сравнения, учатся устанавливать различия и сходство предметов, обобщать предметы по тем или иным признакам. Усложняются знания о растениях и животных.
Большое место занимают индивидуальные поручения, но они носят теперь более длительный характер. Дети выполняют одно и то же поручение в течение 2-3 дней. Труд подгруппами имеет свои особенности: одновременно могут работать 2 подгруппы и выполнять разные трудовые операции (но не более двух). Навыки детей средней группы ещё несовершенны, поэтому необходимо постоянное внимание воспитателя к способам их работы, чтобы не нанести ущерба растениям и животным.
Коллективные формы труда воспитатель использует тогда, когда необходимо познакомить детей с новыми трудовыми операциями.
Дети средней группы в труде более самостоятельны. Обучая их новой трудовой операции, воспитатель показывает и объясняет все задания, а затем делит его на последовательные этапы (провести бороздку, положить семена, засыпать землей, полить).Следя за выполнением каждого этапа, напоминает о последовательности действий, способах использования оборудования, используя показ, объяснения.
Характер оценки меняется: воспитатель дает оценку по ходу труда детей и тут же при необходимости предлагает исправить ошибку. Он учить ребят понимать необходимость труда, показывает, почему надо выполнить ту или иную трудовую операцию. Осматривает вместе с детьми растения, проводит рукой по крупным листьям, выявляет, что они запылились, нужно вымыть; указывает растение, которое необходимо помыть.
Таким образом, в средней группе усложняются формы организации детей в процессе труда и методика руководства труда в природе.
В старшей группе вводятся дежурства детей в уголке природы. Организуя дежурства, воспитатель проводит занятие, на котором знакомит детей с обязанностями дежурных, напоминает способы ухода за обитателями уголка природы, знакомит с новыми. Одновременно дежурят 2-3 детей. Дежурных подбирают таким образом, чтобы вместе с детьми умеющими хорошо работать, дежурили дети с недостаточно сформированными навыками. Длительность дежурств должна быть не более 3 дней. Дежурства воспитывают в детях чувство ответственности, деловитость.
Особенность руководства трудом старших дошкольников состоит в том, что воспитатель обсуждает с детьми, что нужно сделать и как выполнить работу. Детей приучают не только видеть, но и планировать последовательность выполнения отдельных трудовых операций, заранее распределять обязанности, самостоятельно готовить весь необходимый инвентарь.
Ежедневно дети по уходу за животными: осуществляют повседневный уход под контролем воспитателя: кормят животных, знают норму и время кормления. Моют поилки и кормушки, чистят клетки. Принимают участие в замене воды в аквариуме. Выращивают для животных зеленый корм.
Подготовительная к школе группа.
В первые же дни сентября воспитатель проводит занятие, на котором дети вспоминают, как ухаживали за растениями и животными в старшей группе, сообщает о необходимости возобновить дежурства. Из ответов детей воспитатель выясняет, помнят ли дети, как ухаживали за комнатными растениями, как и чем кормили тех или иных животных. Педагог старается разъяснить, как важен и необходим уход за животными и растениями для правильного их развития, уточняет обязанности дежурных, подчеркивает их ответственность за выполнение дела.
Дети должны делать и уметь: самостоятельно ухаживать за животными: чистить клетки, готовить корма, мыть поилки и кормушки. Знать норму и время кормления для взрослых животных и их детенышей. Принимать участие в устройстве аквариума. Выращивать зеленый корм для птиц и зверьков.
Трудовой процесс насквозь пронизан социальными моментами, требуя согласованных, взаимообусловленных действий для достижения результата. Трудовой процесс, осуществление которого требует как простого сложения сил, так и органического их сплетения, является действительным фактором воспитания коллективной установки, образования коллектива на прочном жизненном фундаменте. Здесь ребенок не воссоздает взаимоотношения других, как в игре, здесь сам он вступает во взаимоотношения с другими под воздействием глубоких жизненных факторов.
Список используемой литературы:
1. Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой.-М: Просвещение, 1980.-270с.:ил.
4. Козлова С.А.Дошкольная педагогика.-5-е изд.-М.: Академия, 415с.
5. Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарий занятий.-М.: Творческий Центр, 2003.-144с.
6. Короткова Н.А.Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста.-М.:ЛИНКА-ПРЕСС, 2007.-208с.
7. Марковская М.М. Уголок природы в детском саду: пособие для воспитателя дет. Сада.-М.: Просвещение, 1984.-160с.:ил.
10. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников.-3е изд., перераб.-М.: Академия, 2005.-221с.
11. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: учебное пособие/С.А.Козлова, Н.К.Ледовских, В.Д.Калишенко и др.; Под ред. С.А.Козловой.-М.: Академия, 2002.-192с.
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Музыка в эстетическом, интеллектуальном и нравственном воспитании детей. Значение развлечений в разностороннем развитии личности ребенка, их виды и формы. Требования к организации и проведению вечеров–развлечений с детьми в разных возрастных группах.
курсовая работа [23,9 K], добавлен 17.09.2009
Педагогические и гигиенические требования к формам организации труда детей в природе. Методика проведения трудовой деятельности детей с отклонениями в развитии речи в уголке природы. Программа коррекционного обучения, ее особенности и преимущества.
контрольная работа [33,6 K], добавлен 19.09.2009
Формирование трудовых навыков у детей дошкольного возраста. Виды детского труда и его содержание в разных возрастных группах. Методика руководства процессом выполнения трудового задания. Педагогический опыт по формированию трудовых навыков дошкольников.
курсовая работа [97,9 K], добавлен 08.03.2016
дипломная работа [23,8 K], добавлен 25.06.2008
Задачи и виды трудового воспитания, его значение в разностороннем развитии личности ребенка. Совместная трудовая деятельность в детском саду. Методы воспитания у детей позитивного отношения к труду. Критерии развития трудовой воспитанности дошкольников.
курсовая работа [53,8 K], добавлен 14.01.2015
Труд и его организация в природе как средство формирования ценностного отношения к ней. Проблема воспитания бережного отношения к природному окружению у дошкольников и ее анализ в практике работы дошкольных учреждений. Методика руководства трудом детей.
курсовая работа [1,2 M], добавлен 12.03.2014
Создание условий для трудовой деятельности в детском саде: содержание и формы организации труда детей в природе в каждой возрастной группе, руководство воспитателя трудом детей. Трудовое воспитание мальчиков и девочек в младших и старших группах.
контрольная работа [759,6 K], добавлен 18.11.2009