триггер что это такое простыми словами в медицине

Триггерная точка как причина мышечной боли

Продолжая тему миофасциального болевого синдрома, или просто боли в мышцах отмечу распространённую причину мышечной боли, это триггерная точка.

Триггерная точка – участок повышенной чувствительности в зоне локального мышечного уплотнения, участвует в мышечно-тонических и вегетативных реакциях.

Для триггера характерна резкая болезненность при нажатии, боль отдает в другие части тела. Если еще проще – это маленькая болезненная точка в мышце, как плотный шарик или тяж в мышечной ткани.

Виды триггерных точек

Как образуется триггерная точка

Откуда взялась, и что же там внутри? Триггерная точка это локальные участки мышечной контрактуры в миофибриллах (составная часть мышцы). В этом участке поддерживается постоянное напряжение, в следствии чего возникает локальный спазм сосудов, местное нарушение кровообращения и кислородного обмена.
Процесс порождает боль ишемического характера. Этот участок не расслабляется, там поддерживается постоянное напряжение и спазм. Если не понятно посмотрите на картинку.

триггер что это такое простыми словами в медицине. Смотреть фото триггер что это такое простыми словами в медицине. Смотреть картинку триггер что это такое простыми словами в медицине. Картинка про триггер что это такое простыми словами в медицине. Фото триггер что это такое простыми словами в медицине

Чем опасны триггеры

Триггерная точка кроме боли в мышце, дает отраженную боль в другие участки тела. Кроме этого триггер мешает полноценной работе мышце, в которой он находиться, иногда полностью выключая ее из работы.
Тренировать в спортзале такую мышцу нет никакого смысла, так как работу этой мышцы будет компенсировать другая мышца, что приведет к перегрузке и микротравмам мышцы или сустава.

Пример из фитнеса зала. Наивная девушка пытается «накачать» отвисшие ягодичные мышцы. Приседает со штангой, бегает прыгает и т.п. В итоге ягодицы как были отвисшие, так и остались. Добавились боль в пояснице, или коленях. Так как триггер в большой ягодичной мышце «выключает» из работы эту важную часть тела (важная не потому что это попа, а потому что это крупная постуральная мышца).
Во время упражнений в зале излишняя нагрузка ложится на другие мышечные группы (смотря чем будет компенсировать) перегружая мышцы и суставной аппарат этих мышц.

Маскировка триггерной точки

Боль в триггерных точках может быть похожа на боль при других заболеваниях, например. Триггер в области грудной клетки похож на сердечную боль. Триггер в области лопатки или плеча, дает боль похожую на травму плеча, и т.п. Если не обращать на это внимания можно пропустить до 50% боли с которой люди обращаются в медицинские учреждения.

Но не стоит впадать в крайности и сводить всю боль к триггерным точкам. Существуют стони опасных процессов, которые дают сильную боль. Так как спазм — ответная реакция на болевой раздражитель, то любое заболевание внутренних органов влияет на возникновение мышечного спазма в зоне проекции этого органа.
На пример. При язве желудка по механизму иннервации появятся триггерные точки в области грудного отдела позвоночника. Поэтому перед началом лечения, пройдите комплексное медицинское обследование.

Совсем просто про триггерные точки в мышцах

И так совсем простым языком – триггерная точка это:

Лечение триггерных точек

Приятная новость, триггерная точка имеет благоприятный прогноз и легко поддается лечению. За 3-4 процедуры вы почувствуете облегчение боли.

Источник

Триггерные точки на теле человека: причины возникновения, диагностика и лечение

Триггерные точки (триггерные зоны) представляют собой уплотнения небольшого размера, локализованные в мышечных тканях. При надавливании на триггерные точки одномоментно возникает острый болевой синдром. При хронических болях данная патология называется миофасциальным синдромом. Триггерные точки на теле человека не угрожают его здоровью, однако доставляют массу неприятностей и могут стать причиной значительного ухудшения качества жизни.

Лечение триггерных точек в Москве предлагает Юсуповская больница – ведущий медицинский многопрофильный центр, оснащенный новейшим оборудованием и обслуживаемый штатом высококвалифицированных врачей. Если вы ищете, где выполнить массаж триггерных точек в Москве – центр реабилитации Юсуповской больнице является лучшей клиникой, где делают массаж триггерных точек.

триггер что это такое простыми словами в медицине. Смотреть фото триггер что это такое простыми словами в медицине. Смотреть картинку триггер что это такое простыми словами в медицине. Картинка про триггер что это такое простыми словами в медицине. Фото триггер что это такое простыми словами в медицине

Причины возникновения триггерных точек

Наиболее частой причиной возникновения триггерных точек является мышечное перенапряжение, связанное со статическими нарушениями, заболеваниями опорно-двигательного аппарата, неврологическими заболеваниями, нарушением осанки и травмами.

Нарушение осанки и неправильные позы приводят к статическому перенапряжению одной мышцы. Перекос таза и укорочение одной нижней конечности также обязательно сопровождается чрезмерным перенапряжением одной из мышц. Следствием нарушений в тазовом поясе является возникновение триггерных зон в плечевом отделе. Перенапряжение мышц и последующее появление триггерных точек может быть вызвано и постоянной пульсацией от болевого органа при наличии воспалительного процесса в нем.

Кроме того, миофасциальный синдром может быть вызван следующими заболеваниями и состояниями:

Локализация

Триггерные точки – это своеобразный ответ организма человека на перенапряжение, воспалительные процессы, травмы, дисбаланс нагрузок на мышцы (сколиоз, неправильная осанка, резкие движения или длительное статическое положение).

Хронические боли возникают в мышцах и тканевых оболочках (фасциях) мышц сухожилий и суставов. В таком случае речь идет о миофасциальном синдроме (миофасциальные триггерные точки).

Триггерные зоны образуются в статической скелетной мускулатуре. Карта триггерных точек человека весьма обширна. В зависимости от локализации известны их следующие разновидности:

Классификация эффектов

Существует определенная классификация триггерных точек, согласно которой они подразделяются на три вида:

Симптомы и диагностика

Триггерная зона определяется врачом по наличию характерного уплотнения и болевой реакции при нажатии непосредственно под пальцем и в зоне отражения. Активизация триггерных зон может быть обусловлена заболеваниями внутренних органов (ишемией, язвой желудка), заболеваниями опорно-двигательного аппарата. Для исключения сопутствующих патологий назначается проведение рентгенологического исследования, ультразвуковой диагностики, лабораторных анализов крови и мочи.

Диагноз устанавливается в соответствии с результатами проведенного комплексного обследования и при наличии дополнительных симптомов:

Зачастую обнаружение триггерных точек затруднено ввиду сильной спазмированности или массивности некоторых мышц (бедер, ягодиц). В данных случаях специалисту необходимо пальпировать предполагаемую триггерную зону более интенсивно.

Лечение миофасциальных точек

Во избежание нарушения метаболических процессов и развития кислородного голодания в спазмированных мышцах, миофасциальный болевой синдром требует немедленной терапии.

Перед тем, как убрать триггерные точки, необходимо избавиться от причины, которая привела к их возникновению – устранить сопутствующее заболевание и снять мышечный спазм.

Мышечное напряжение можно снять следующими способами, которые применяются в центре реабилитации Юсуповской больницы:

Метод лечения триггерных точек в Юсуповской больнице подбирает опытный, компетентный специалист. Эффективность терапии зависит от тяжести симптомов и запущенности заболевания.

Блокада

Основным методом медикаментозного лечения миофасциального синдрома, оказывающим моментальный и длительный эффект, является блокада триггерных зон, суть которой заключается во введении шприцем в триггерную точку обезболивающего препарата (местного анестетика).

Временным расслабляющим действием обладают миорелаксанты, которые используются при острой боли. Для повышения эффективности данной терапии одновременно с миорелаксантами применяют противовоспалительные средства (НПВС).

Массаж

Эффект разглаживания триггерных точек в процессе массажа объясняется тем, что сначала продукты метаболизма и кровь отжимают от больного места, а затем, после расслабления, точку омывает новая порция свежей крови, что приводит к её разогреванию и постепенной деактивации.

После нащупывания и постепенного сжатия массажистом уплотнения пациент ощущает слабую боль (в триггерной точке и зоне иррадиации), которая постепенно стихает и полностью исчезает. Затем триггерную точку сжимают повторно, более интенсивно и удерживают от момента появления боли до её исчезновения. Процедура состоит из трех-четырех таких сеансов, после чего накладывают теплый компресс на триггерные точки. Как разминать подобные уплотнения – знает только квалифицированный массажист, обладающий специальными навыками. Поэтому заниматься самомассажем не рекомендуется, так как в таком случае массаж может оказаться неэффективным. Комментарии пациентов как лечить триггерные точки лишний раз подтверждают, что самолечение не приносит желаемого результата.

Профилактика

Триггерные точки не угрожают здоровью человека и поддаются лечению, однако для того, чтобы предотвратить их повторное появление, сопровождающееся значительным дискомфортом, следует придерживаться несложных правил безопасности:

Для того, чтобы иметь более подробное представление о триггерных точках, местах их локализации, причинах и методах лечения хронических болей, написано много книг, которые полезны как для врачей, так и для пациентов. Из них можно выделить следующие:

Лечение миофасциального синдрома требует обязательного привлечения квалифицированных специалистов. В центре реабилитации Юсуповской больницы для диагностики и лечения данной патологии используется мультидисциплинарный подход. Консультации проводят невролог, терапевт, реабилитолог, врач ЛФК, физиотерапевт, остеопат. Триггерные точки в Юсуповской больницы лечат с применением самых передовых методик, позволяющих избавиться от этого недуга в максимально короткие сроки. В нашей клинике ведет прием лучший специалист по триггерным точкам в Москве, разрабатывающий для каждого пациента индивидуальный комплекс упражнений с использованием декомпрессионных тренажеров, оказывающих воздействие на пораженные участки тела и способствующих разработке защемленных мышц.

Запись на прием к специалисту центра реабилитации проводится по телефону Юсуповской больницы либо онлайн на сайте. У наших координаторов можно узнать условия госпитализации в стационар и узнать стоимость медицинских услуг.

Источник

Триггеры: что это и как их используют в психологии и маркетинге

триггер что это такое простыми словами в медицине. Смотреть фото триггер что это такое простыми словами в медицине. Смотреть картинку триггер что это такое простыми словами в медицине. Картинка про триггер что это такое простыми словами в медицине. Фото триггер что это такое простыми словами в медицине

Почему триггер называют спусковым крючком

Слово «триггер» (англ. trigger) дословно переводится как «спусковой крючок». Оно появилось как производное от голландского trekken (тянуть) и с 1650-х годов звучало как «трикер», а уже позже перешло в разговорную форму «триггер».

Представьте, что мужчина идет по улице и спешит в офис. Вдруг он видит толпу. Ему становится любопытно, из-за чего собрались эти люди. Это подталкивает его сменить курс: остановиться и узнать, в чем дело. В данном случае толпа — триггер.

Сегодня понятие «триггер» используют в разных областях. В психологии так называют стимулы, которые вызывают яркие, чаще негативные эмоции и реакции. В маркетинге — приемы, которые заставляют покупать. В медицине триггеры — это факторы, которые провоцируют приступ или приводят к заболеванию. Например, изменение погоды может стать триггером головной боли. В соцсетях встречается выражение triggered или «триггерит», что обычно означает «вызывает гнев».

Как работают триггеры

Триггеры часто формируются именно в стрессовых условиях. Если человек находится в угрожающей жизни или здоровью ситуации, его мозг запускает механизм, который включает одну из трех реакций: бежать, нападать или замереть. Но когда опасность миновала и жизни ничего не угрожает, нервная система все равно может оставаться в режиме повышенной боеготовности.

Елена Барабанова, клинический психолог, преподаватель психологии, специалист платформы «Ясно»:

Допустим, человека укусила собака. Событие прошло, но психологическая травма осталась. Каждый раз, проходя злополучное место, он сжимается и не чувствует тело, ему становится нечем дышать. Психика делает это только с одной целью — уберечь человека. Ведь если собака снова нападет, он сможет быстро среагировать в стрессовой ситуации и спастись. Как мы видим, происходят серьезные биохимические изменения, часто приводящие к хроническому стрессу и вторичным реакциям — бессоннице, паническим атакам, повышенной тревожности».

Триггеры также часто запускают воспоминания, которые, в свою очередь, приводят к эмоциям и действиям. Но механизмы работы человеческого мозга, в том числе процесс формирования памяти, еще не до конца изучены. Нейробиологи считают, что запоминание — это кодирование информации в нейронах. Мозг получает информацию из внешнего мира с помощью пяти чувств — зрения, обоняния, осязания, вкуса и слуха, — а затем обрабатывает ее, сортирует и записывает, словно компьютер на жесткий диск.

Когда мы впервые встречаем человека, зрительная система регистрирует цвет его глаз, волос и другие физические особенности. Органы слуха улавливают тембр его голоса. Органы дыхания воспринимают запах его парфюма. Взаимодействуя с этим человеком, мы испытываем определенные эмоции. Каждое из ощущений и переживаний поступает в гиппокамп — отдел головного мозга, который участвует в формировании памяти. Мозг связывает биты новой информации между собой и закрепляет ее в разных группах нейронов. А когда возникает внешний стимул, мозг ассоциирует его с записанными данными и воспроизводит воспоминания. Так, через несколько лет, вдохнув запах знакомого парфюма, мы вспоминаем конкретного человека, связанные с ним переживания и эмоции. Возможно, у нас появляется желание ему позвонить. В данном случае запах выступает триггером.

Елена Барабанова:

«Триггер запускается определенным стимулом извне: запахом, звуком, вкусом, образом. Органы посылают мозгу сигнал, который запускает автоматическую реакцию. Но сперва состоится работа анализаторов головного мозга: зрительного, двигательного и т. д. После того как сигналы из головного мозга поступают обратно к органам и системам организма, мы видим реакцию: человек пугается, убегает, вступает в драку, плачет и т. д.

Опираясь на учения Ивана Павлова, мы знаем, что в коре головного мозга сосредоточено большое количество анализаторов и каждый из них автономен, но при этом также взаимозависим. Это [анализаторы] связанное между собой функциональное объединение. Функциональная система коры головного мозга — сложная иерархическая структура. Говоря простым языком, одновременно и поочередно все анализаторы коры головного мозга задействованы в формировании реакции на триггер».

Триггером может стать что угодно: звуки, образы или ситуации, которые в прошлом спровоцировали яркую реакцию. Но именно запахи способны вызвать больше эмоциональных воспоминаний по сравнению с вербальными или визуальными стимулами. Эту особенность назвали феноменом Пруста в честь французского писателя, который описал подобные переживания в своем романе «По направлению к Свану»: запах печенья «Мадлен» мгновенно перенес его в яркий насыщенный эпизод воспоминания из детства.

Триггеры в психологии

В психологии понятие «триггер» чаще используется в негативном ключе. Так называют любой внешний фактор, который заставляет человека вспомнить, как правило, травматичный опыт из прошлого.

Елена Барабанова:

«Сам по себе триггер запускает определенную, как правило, эмоциональную реакцию боли, страха, вины, стыда и т. д. Вот вы пришли в регистратуру поликлиники, на вас неодобрительным взглядом посмотрел регистратор и задал несколько вопросов громким и жестким голосом. И вы чувствуете, как голос дрожит, ноги становятся ватными, вам сложно вздохнуть и дать адекватный ответ. Что произошло? Да ничего особенного. Но вот эти — взгляд, тон голоса, уровень громкости голоса — триггеры, которые запустили эмоциональный ответ. Эмоциональная реакция была закреплена много лет назад: все пять лет в детском саду у вас была строгая воспитательница, которая общалась с вами именно в таком тоне».

Негативные триггеры

Негативные триггеры вызывают у людей бессознательную, часто даже деструктивную реакцию. Контролировать эмоции и действия в подобной ситуации становится практически невозможно.

Елена Барабанова:

«Триггеры есть у каждого из нас, но у всех разные. Один может прийти в ужас от замечания со стороны начальника, а другой впадет в панику при виде соседской крупной собаки.

Триггеры могут мешать. Представим, что вы мечтаете реализовать себя в социальной или политической деятельности. Вам предстоит вести переговоры, доказывать свою точку зрения, проявлять требовательность и настойчивость, выдвигать собственные инициативы. Но как только вы попадаете в кабинет руководящего лица, начинает «крутить» живот, подступает тошнота, и вы сразу прекращаете диалог. Вряд ли подобные реакции будут способствовать продвижению по службе».

Определенные запахи, фразы, звуки или ситуации могут стать триггерами для тех, кто пережил:

Например, человек попал в аварию, на некоторое время застрял в замкнутом пространстве салона и испытал сильный стресс. Пару лет спустя он уже не вспоминает тот несчастный случай и не боится поездок в авто. Но однажды на выходе из кабинки уборной в торговом центре он не может открыть заевшую щеколду. Это напоминает ему ситуацию во время аварии и вызывает приступ паники и страх.

Елена Барабанова:

«В психике закрепляются все события. Часть из них выходит в так называемую зону осознавания, а часть так и остается в бессознательном. Нам известно, что закрепиться в памяти могут события, оказавшие на нас сильное эмоциональное воздействие. Это могут быть как приятные, так и трагические события. А может быть наоборот. Неприятные воспоминания вытесняются в бессознательное, и человек их «забывает».

Память «рандомно» выдает нам воспоминания. Например, человек, проходя по улицам своего детства, предается приятным воспоминаниям. Картинки прошлого всплывают в сознании, появляется чувство радости и спокойствия. Что повлияло на это? Определенная обстановка, которая уже была знакомой и родной. А еще — его собственная нужда в этих воспоминаниях. Нелегким был этот год для человека, вот он и решил поехать на родину. То есть воспоминания всегда есть и будут, но «пользоваться» ими человек сможет только при определенных обстоятельствах. Если бы мы помнили все, то мы давно бы запутались в жизни».

Просмотр сцен, напоминающих о травме или несчастном случае, тоже может вызвать негативную реакцию. Поэтому в фильмах и роликах в интернете часто встречается предупреждение о потенциально неприятном контенте. Правда, последние исследования показали, что такое информирование не помогает избежать болезненных воспоминаний и люди с психологическими травмами все равно испытывают стресс во время просмотра.

Позитивные триггеры

Триггеры могут быть позитивными и даже полезными для человека. Существует ряд внешних стимулов, которые могут вызвать автономную сенсорную меридиональную реакцию (АСМР). Это явление, при котором человек испытывает приятное покалывание по всей коже головы, задней части шеи и в других областях в ответ на звуковые и визуальные триггеры. Ощущение сопровождается чувством расслабления и хорошего самочувствия. Британские психологи-исследователи определили несколько подобных триггеров.

Популярные триггеры в маркетинге

В маркетинге продающий триггер — это прием, который мотивирует человека совершить определенное действие: перейти на сайт, подписаться на рассылку, оставить комментарий или номер телефона, купить продукт. Обычно триггеры становятся катализатором, который вызывает эмоции: страх, радость, гнев, жадность, зависть, вожделение и так далее.

Мы собрали несколько популярных триггеров, которые часто используют маркетологи.

Дефицит

Люди склонны больше ценить то, что менее доступно. Поэтому маркетологи часто создают искусственный дефицит, используя ограничение по времени или по количеству товара. Фразы вроде «осталось всего пять штук», «акция действует для первых 20 покупателей» и прочие триггеры встречаются практически везде — от супермаркетов с продуктами до сайтов с образовательными курсами.

Юлия Сяглова, доцент кафедры маркетинга и рекламы факультета рыночных отношений ИОМ РАНХиГС:

«Сейчас мы живем в цифровом мире, где получить информацию — дело нескольких минут. Многие покупатели (в некоторых сегментах до 50% от общего числа) этим пользуются и действуют по определенной модели ответственного поведения. Например, человек бежит в торговом центре мимо магазина, видит какой-то товар с супервыгодным предложением, но он не покупает его сразу. Сперва он дома в спокойной обстановке изучает товар, сравнивает цены, читает характеристики. Оценивает, нужно ему делать покупку или нет. И только потом принимает решение».

Жадность

Чаще всего этот триггер встречается во время распродаж, например «черной пятницы». Онлайн- и офлайн-магазины пестрят баннерами и вывесками, которые обещают выгоду: «Скидки до 90%», «Три товара по цене двух», «Купи продукт и получи подарок» и так далее. Желание заплатить меньше и получить больше движет человеком. Он совершает необдуманные покупки и приобретает вещи, которые, возможно, никогда не использует.

Юлия Сяглова:

«На самом деле сейчас покупатели склонны четко планировать покупки, особенно онлайн. Прежде чем оплатить корзину, человек смотрит на сумму и думает, точно ли ему это нужно. Импульсных продаж сейчас меньше, чем в доковидную эпоху. Поэтому в онлайн-сегменте объемы розничного товарооборота, конечно, растут, но восстанавливаются достаточно проблемно.

В офлайне история немного другая. Мы ходим по магазину, набираем себе в тележку какие-то товары и уже потом на кассе начинаем смотреть на увеличивающуюся сумму. И тут нас начинает тревожить, сколько мы заплатим. Многим покупателям сложно и неудобно отказаться, сказать: «Я вот это не хочу покупать». В итоге человек оплачивает эту покупку, но выходит при этом полностью расстроенный, потому что деньги потрачены».

Страх

Безопасность — одна из базовых потребностей человека, чем умело манипулируют маркетологи. Например, в рекламных роликах Volkswagen автомобиль попадает в аварию. Так создатели демонстрируют надежность авто, ведь никто из пассажиров не пострадал и не получил травм. Рекламный ход помог увеличить продажи марки автомобиля на 17%.

Еще один пример триггера страха — использование темы коронавируса в рекламе противовирусных препаратов. Ролики и баннеры прямо рекомендуют определенные препараты как средства для профилактики и лечения вируса. По мнению пресс-секретаря комиссии РАН по противодействию фальсификации научных исследований Петра Талантова, такая реклама — дезинформация с целью наживы на панике населения.

Радость и любовь

Крупные бренды детского питания часто используют подобные триггеры. Например, рисуют иллюстрацию медведицы и медвежонка на упаковке. Картинка вызывает нежные чувства и ассоциируется с материнской любовью. Так бренд реализовывает потребность мамы проявлять нежность и заботу даже через упаковку.

Взаимный обмен

В процессе социальной эволюции между людьми возникло негласное правило взаимного обмена. Оно предполагает, что, получив услугу или подарок, человек отдает что-то взамен из чувства признательности. Поэтому в сфере продаж так часто встречаются бесплатные пробники или неожиданные подарки.

Контраст

Суть триггера заключается в том, чтобы продемонстрировать человеку ощутимую разницу между двумя вещами. Если мы сначала поднимем легкую сумку, а затем тяжелую, вторая покажется тяжелее, чем есть на самом деле, из-за контраста ощущений. Этот принцип используют, к примеру, автомобильные дилеры. Сначала они дожидаются согласия покупателя на покупку машины за несколько сотен тысяч рублей. И только потом начинают предлагать аксессуары, которые обойдутся в десятки тысяч. При заключении сделки на покупку авто стоимость чехлов, ковриков и прочих атрибутов кажется незначительной. Поэтому покупатель с легкостью на них соглашается, чем значительно увеличивает итоговый чек.

Визуальные триггеры

В природе существует большое количество сенсорных триггеров, которые сообщают нам информацию. Один из таких — яркий цвет. Сотрудники маркетинговой компании Elmwood использовали подобный визуальный триггер при создании упаковки чая. Они окрасили ее в предупреждающие цвета природы, которые ассоциируются с пчелами и осами, — черный и желтый. Таким образом они пытались привлечь внимание покупателей к конкретной марке чая на полке. Результаты говорят сами за себя: за первый год было продано 20 млн упаковок без какой-либо дополнительной маркетинговой поддержки.

Юлия Сяглова:

«Визуальные триггеры постоянно используются в офлайн-мерчандайзинге. Например, можно придать товару сильный визуальный отклик, положив его в определенное место на полке: на уровень рук покупателя или на уровень глаз. А дешевый товар размещают, как правило, на уровне колен. Так покупатель психологически понимает — раз товара много, он дешевый, за ним нужно нагнуться, значит, ничего особенного в нем нет.

Если говорить про онлайн-маркетинг, то речь идет про формирование визуальных страниц. Это может быть сам каталог товаров и определенные карточки внутри него: кликабельные баннеры или дополнительные маячки, которые привлекают внимание человека и заставляют посмотреть, что там под ними кроется».

Как отследить и контролировать триггеры

Некоторые триггеры можно предвидеть, но многие из них часто застают человека врасплох. Психологи, психотерапевты и психиатры помогают установить связь между сильными эмоциональными реакциями и триггерами. В процессе работы с пациентом они разрабатывают стратегии преодоления, которые помогут управлять эмоциями, когда человек столкнется с триггерами.

Елена Барабанова:

«Говорить о наличии негативных триггеров можно, когда вы замечаете за собой сложную эмоциональную реакцию при вполне благоприятных обстоятельствах. Например, ваша мама пригласила вас на семейный ужин, вы приезжаете к ней в гости и физически чувствуете, как «скукоживаетесь». Вам сложно рассказывать о себе, вы тревожитесь, что на ваш рассказ ответит мама. Или вы получаете СМС от начальника с просьбой в начале рабочего дня зайти к нему в кабинет. Эту ночь вы плохо спите, часто встаете, прокручиваете ваш диалог в голове. И главное в этих ситуациях — неспособность прекратить происходящее.

Для того чтобы отследить триггер, нужно взять за привычку задавать себе вопросы. «Что я чувствую?», «Что происходит с моим телом, как оно реагирует?», «Что я делаю в ответ на ситуацию (боюсь, убегаю, стыжусь, теряю веру в себя, кричу и т. д.)?», «Что именно вызвало во мне такую реакцию (голос начальника, тон маминого разговора)?» Эти вопросы помогут определить, как запускается триггер.

Если триггер повлек за собой эмоциональную реакцию, важно вернуть себе опору. Первая наша опора — наше собственное тело. Почувствуйте свое тело — ноги, руки, спину, — почувствуйте свое дыхание — оно должно быть диафрагмальным, т. е. брюшным, — найдите в пространстве предметы, привлекающие ваше внимание. Например, при панических атаках можно найти десять красных предметов, десять предметов интерьера и т. д. Ну, а освободиться от влияния триггеров можно, обратившись к психологу».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *