три стертых треплются шлеи что значит шлеи

Три стертых треплются шлеи что значит шлеи

Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом во второй строфе данного стихотворения. Запишите цифры, под которыми они указаны.

Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания 10—16.

Опять, как в годы золотые,

Три стёртых треплются шлеи,

И вязнут спицы росписные

В расхлябанные колеи.

Россия, нищая Россия,

Мне избы серые твои,

Твои мне песни ветровые —

Как слёзы первые любви!

Тебя жалеть я не умею

И крест свой бережно несу.

Какому хочешь чародею

Отдай разбойную красу!

Пускай заманит и обманет, —

Не пропадёшь, не сгинешь ты,

И лишь забота затуманит

Твои прекрасные черты.

Ну что ж? Одно заботой боле —

Одной слезой река шумней,

А ты всё та же — лес, да поле,

Да плат узорный до бровей.

И невозможное возможно,

Дорога долгая легка,

Когда блеснёт в дали дорожной

Мгновенный взор из-под платка,

Когда звенит тоской острожной

Глухая песня ямщика.

Укажите номер строфы (порядковое числительное в именительном падеже), в которой поэт использует анафору.

Анафора — повторение в строке, стихе начальных слов, несущих основную смысловую нагрузку.

Во второй строфе используется инверсия (Мне избы серые твои). Инверсия — неправильный порядок слов в предложении — используется для придания образности речи.

Кроме этого, встречаем повтор (Россия, нищая Россия. ).

Третьим средством является сравнение (Как слёзы первые любви).

Источник

Методические приемы: лекция с элементами беседы; анализ стихотворений. Эпиграфы к уроку: Блоку верьте, это настоящий волею божьей поэт и человек бесстрашной искренности

Главная > Урок

Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:

Урок по творчеству А.Блока

преподаватель русского языка и литературы А. В. Кушнирук

«Серебряный век» русской литературы;

А.А.Блок – «необыкновенное бесстрашие правды»;

Стихотворение «Россия »: образ Родины, как символ веры в будущее.

Оборудование урока: портрет А.А. Блока; репродукции с картин Врубеля «Царевна-лебедь», «Пан», «К ночи», рисунки учащихся; аудиокассета стихов А.Блока.

Познакомить учащихся с атмосферой, в которой вырос А.Блок; показать, как факты личной биографии отражаются в поэзии Блока.

Показать значение образа России в творчестве Блока, выявить особенности образного мышления поэта.

Способствовать активизации мыслительной деятельности учеников.

Воспитывать в учащихся любовь к своей Родине, целеустремленность, упорство в достижении поставленной цели.

Методические приемы: лекция с элементами беседы; анализ стихотворений.

Эпиграфы к уроку: Блоку – верьте, это настоящий – волею божьей – поэт и человек бесстрашной искренности.

Идут века, шумит война,

Встает мятеж, горят деревни,

А ты все та ж, моя страна,

В красе заплаканной и

1. Организационный момент.

(Сообщение темы и цели урока).

Сегодня мы с вами приступаем к изучению творчества еще одного поэта-символиста А.Блока.

Цель нашего урока: познакомиться с судьбой и творчеством А.Блока, разобраться в том, как факты личной биографии отражаются в поэзии Блока; какое место в творчестве поэта занимает тема России. В процессе нашей с вами работы вы должны сделать записи в тетрадях в виде тезисов, так как в конце урока вам придется дать ответ на вопрос – какая она, Россия Блока?

2. Объяснение новой темы.

Учитель. «Серебряный век» русской литературы. Что означает этот термин?

«Серебряный век» возник по аналогии с «золотым веком», который связан с именем А.С.Пушкина. Начало «серебряного века» относят к 90-м годам 19 века. Для этого периода характерны активна литературная жизнь: книги, поэтические вечера, литературные салоны и кафе, обилие талантов; огромный интерес к модернистским течениям, самыми влиятельными из которых были: символизм, акмеизм, футуризм.

Понятие «серебряный век» относится, прежде всего, к поэзии. Долгое время эту прекрасную литературу объявили идеологически вредной, потому что говорила она не о кассовой борьбе и революции, а о духовных ценностях, о красоте, любви, добре. Она обращалась к душе, к внутреннему миру человека.

«Серебряный век» подарил русской литературе новые имена: Ахматову, Гумилева, Цветаеву, Пастернака, Северянина, Есенина, Маяковского, Блока.

— Зачитайте тезисы, что Вы записали?

(1-2 учащихся зачитывают тезисы, записанные в тетрадях).

Учитель. Александр Блок жил и творил на рубеже двух миров. Он был последним великим поэтом старой, дооктябрьской России, завершившим своим творчеством поэтические изыскания всего 19 века. И вместе с тем его именем открывается первая, заглавная страница истории русской советской поэзии.

К сегодняшнему уроку творческая группа учащихся подготовила сообщения о личности, судьбе и творчестве поэта. Послушаем их. (Учащиеся рассказывают о судьбе Блока).

Учитель. Обратите внимание на эпиграф, (учитель читает слова Горького о Блоке).

— Как М.Горький отзывается о Блоке?

Учащиеся отвечают: настоящий поэт, поэт божьей милостью, человек бесстрашной искренности.

Учитель. Запомните эти слова.

— Какие стихи Блока вы знаете?

(Учащиеся читают наизусть стихи Блока).

(О любви, о жизни, о Прекрасной Даме, о страшном мире, Родине, России).

Учитель. Сегодня мы с вами убедились, что Блок – романтик, натура мечтательная, благородная, но был и другой Блок, который переживал душевный кризис. Он видит, что реальный мир остался неизменным, не преображенным, чуждым Идеалу.

Вершиной поэтического творчества Блока становится стихотворение «Россия», написанное в 1908 году. Обратите внимание на год создания стихотворения.

— Теперь послушаем стихотворение «Россия»

(звучит запись стихотворения на аудиокассете в исполнении артиста Сергея Жирнова).

Учащийся читает следующие строфы:

Россия, нищая Россия,

Мне избы серые твои,

Как слезы первые любви!

— Какой предстала Россия перед Блоком? Найдите эпитеты и сравнения.

— У Блока Россия нищая, бедная с серыми избами, но одновременно великая, потому что поэт сравнивает ее со своей первой любовью и готов простить ей все. Блок любит ее и нищей.

— Этот образ тютчевский, однако он созвучен и некрасовскому:

— Как Вы понимаете выражение «песни ветровые»?

— Образ России соединяется с образом ветра – символом перемен.

Учащийся читает следующие строфы:

Тебя жалеть я не умею

И крест свой бережно несу…

Какому хочешь чародею

Отдай разбойную красу!

— Скажите, если Россия нищая, то должна вызывать жалость?

— Блок жалеет Россию?

Учитель. Даю вам 5 минут, прочитайте и вдумайтесь в содержание стихотворения «Россия».

Параллельно учитель дает задание 3-м учащимся. Это словарная работа, где надо объяснить значение слов: шлея, спицы, колея.

3. Анализ стихотворения «Россия».

Учитель. Теперь приступаем к детальному анализу стихотворения.

Один из учащихся читает первые четыре строфы:

Опять, как в года золотые,

Три стертых треплются шлеи,

И вязнут спицы расписные

В расхлябанные колеи…

Учитель. Начало стихотворения – «опять»

— Что означает это слово?

Учащийся. Что все это уже было давно – и вновь повторяется.

— Шлея. Что обозначает это слово?

Шлея – ремень, прикрепленный двумя концами к хомуту и приходящий по бокам и спине лошади; (отвечают те учащиеся, которые были заняты словарной работой, а остальные делают записи в тетрадях).

— «Три стертых треплются шлеи…»? почему три шлеи? Какими литературными ассоциациями проникнуто стихотворение?

Учащиеся. Это гоголевская птица – тройка и лермонтовский «проселочный» путь.

— Почему шлеи стертые?

— Стертые – значит изношенные.

Учитель. Объясните значение слов: спицы и колеи?

Учащиеся. Спица – один из стержней, соединяющих центр колеса с ободом.

Колея – канава, углубление от колес на дороге.

— Как Вы понимаете фразу: «И крест свой бережно несу»?

— крест – символ страдания одного человека за всех. Блок создает новую мифологию: возникает образ чародея, который хочет похитить «разбойную красу» России, который может заманить и обмануть Россию. В этих стоках поэт предчувствует, что на Россию надвигается что-то страшное.

Учащийся читает следующие строки:

Пускай заманит и обманет,-

Не пропадешь, не сгинешь Ты,

И лишь заботы затуманит

Твои прекрасные черты…

— Найдите ключевые слова, но сначала ответьте: что значит ключевое слово?

— Ключевое слово – это основное слово. Здесь ключевые слова: «Не пропадешь, не сгинешь Ты!». Этими словами Блок выражает веру в то, что Россия не пропадет, пишет о ней с нежностью, любовью, надеждой и связывает ее с женским началом.

Учащийся читает следующий куплет:

Ну что ж? одной заботой боле-

Одной слезой река шумней,

А ты все та же – лес, да поле,

Да плат узорный до бровей…

— Прокомментируйте эти строки?

— Здесь Россия – страна с лесами, полянами, деревнями и поселками, и красавица-крестьянка с «мгновенным взором из-под платка».

Учитель обращает внимание учащихся на классную доску, где прикреплен иллюстрированный материал по теме урока.

Учащийся читает заключительные строки стихотворения:

И невозможное возможно,

Дорога долгая легла,

Когда блеснет в дали дорожной

Мгновенный взор из-под платка,

Когда звенит тоской осторожной

Глухая песня ямщика.

— Прокомментируйте эти строки? Как Вы их понимаете?

— Нищая Россия принимает облик женщины, но как она не похожа на тех, которых Блок встречал в кабаках, ресторанах. Эта женщина-крестьянка вселяет в поэта уверенность в то, что с ней и невозможное возможно.

— Блок начинает и завершает стихотворение образом дороги. Поэт видит, что Россия в движении, в пути. Здесь звучит вера в поэта в великое будущее России. И эта вера связана с Россией крестьянской, народной.

— Обратите внимание на размер и рифмы стихотворения?

— Стихотворение написано четырехстопным ямбом, который не производит впечатления жесткости: он гибок и пластичен. Чередование богатых мужских и женских рифм создает ощущение мелодичности и гармонии.

-Согласны ли вы с утверждением, что образ России в этом стихотворении становится символом веры в будущее? Почему?

Учитель дополняет ответы учащихся.

— Безусловно, Блок прямо и открыто выражает веру в Россию, в ее будущее: «Не пропадешь, не сгинешь Ты!». Блок верил в Россию, видел в ее прекрасном прошлом надежду на будущее. Ведь Россия – огромная страна, где «невозможное возможно», она одолеет «долгий путь», пройдет через исторические перипетии.

-Россия была во время Блока. Она есть и сейчас. Что Вы можете сказать о нашей сегодняшней России, как стихотворение Блока звучит в наши дни?

Учащиеся высказывают свои мысли о сегодняшней России.

— необъятные просторы, песни ветровые, дороги дальние, тройки удалые, расхлябанные колеи, дали туманные – такова прекрасная, неповторимая блоковская Россия.

Сейчас 21 век, который принес перемены в Россию. Жизнь перевернулась с ног на голову, впереди неизвестность. Сегодняшнее наше с вами обращение к творчеству Блока – попытка понять настоящее через прошлое. Талант поэта заключается в том, что его произведения не теряют актуальность и по сей день. «Страшные года» перемен вернулись. Судьба России вновь стала главной темой разговоров. И общество читает Блока, воспевшего когда-то свою родину, Россию, во всем ее величии и во всей ее нищете.

Учитель. Тема Родины, России относится к числу «вечных» в русской литературе. К ней обращались художники слова во все времена, но в творчестве Блока эта тема обретает особое звучание. Родина для него – надежда и утешение, таинственная и загадочная, страна громадной мощи и энергии. Надеюсь, что на этом знакомство с Россией Блока не закончится.

Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения А.Блока «Россия».

Письменный анализ одного стихотворения из цикла «На поле Куликовском».

Индивидуальное задание – нарисовать или подобрать иллюстрации к стихотворениям «Россия» и циклу «На поле Куликовском».

Источник

Анализ стихотворения «Россия» 1908 Александра Блока

Анализ стихотворения «Россия»

Александр Блок – один из самых известных и искренних русских поэтов. Он умел не просто восхищаться своей страной, но и при помощи своей поэзии указывать на проблемы государства, подчеркивать именно те моменты, которые романтики всегда пытаются скрыть. Анализ стихотворения «Россия», в первую очередь, хочется начать с его смысловой нагрузки.

Влияние переломного времени

Блок работал в переломные времена между 19 и 20 веками, когда будущее нашего государства еще не было определено. Тем не менее, он не терял надежду на светлое будущее России, о чем и пишет в своем стихотворении. Анализ стихотворения Блока «Россия» интересен еще и тем, что точно можно сказать: Блок сравнивает любовь к своей Родине с любовью к женщине. И поэт может только восхищаться своей страной, как женщиной, но ни в коем случае не жалеть ее.

Блок видит бездействие власти

Блок пишет о «глубинке», подчеркивая, что жизнь остается прежней, и никакие глобальные изменения ее никогда не коснутся. Всегда останутся «расхлябанные колеи» и обедневшая Россия. Особо интересна строчка: «Какому хочешь чародею…отдай разбойную красу». Здесь под «чародеем» понимается правитель государства, и Блок имеет в виду, что кто бы ни пришел к власти, результат останется тем же, и никакие беды не заставят правителей страны действовать.

Надежда на светлое будущее не угасает

В строчке, где говорится про «мгновенный взгляд из-под платка», автор имеет в виду все еще не угасающую надежду на светлое будущее, на какие-то изменения. Само стихотворение начинается и заканчивается образом дороги, который можно ассоциировать с происходящими в тот момент изменениями в государстве. Но даже изменения однажды могут стать приятными, считает автор, так как говорит, что будет счастье, даже вопреки «глухой песне ямщика».

Размер и построение стихотворения

Это стихотворение написано в виде обычного четырехстопного ямба. Строфы в стихотворении «Россия» — катрены (четверостишия), где строки рифмуются наперекрест. Первая и третья строчки рифмуются женской рифмой, а вторая и четвертая, соответственно, мужской.

Применение эпитетов

Чтобы добиться сильной выразительности, Блок прибегнул к большому количеству разнообразных эпитетов: «спицы расписные», «избы серые», «песни ветровые», «тоска острожная», «черты прекрасные», «даль дорожная» и т.д. Кроме эпитетов, в стихотворении в большом количестве присутствуют красочные сравнения, которые создаются автором на основе оксюморонов, то есть, на основе фраз, которые состоят из единства противоположностей. К примеру, фраза «Дорога долгая легка» является в этом стихотворении оксюмороном, так как долгое путешествие никогда не может оказаться легким.

Сделать анализ стихотворения «Россия» совсем непросто. «Россия» — это одно из самых проникновенных стихотворений у Блока, оно наполнено светлой грустью о судьбе народа. В своей поэзии автор с грустью наблюдает за нищетой и бедствием любимой страны, не в силах ничего сделать, и ему остается только надеяться на лучшее.

Ещё больше интересного

Скелет стихотворения: какими средствами создан шедевр?

Итак, стих Блока «Россия». Анализ стихотворения предполагает освещение его технических особенностей.

В стихотворении шесть строф, каждая из которой представляет четверостишие, кроме заключительной (она состоит из шести строк). Произведение написано четырехстопным ямбом. Поэт использует перекрестную рифму по следующей схеме: AbAb (прописные буквы подразумевают использование женской рифмы, а строчные — мужской).

Продолжим анализ стихотворения Блока «Россия». Художественные средства, использованные поэтом, — крайне важная часть анализа, так как позволяет узнать, какие средства языка помогли автору выразить его мысли и чувства.

Анализ стихотворения «Россия» Блока

Восприятие, толкование, оценка

Стихотворение «Россия» было создано А.А. Блоком в 1908 го­ду. Основная тема его — тема Родины, России. Мы можем отне­сти произведение к гражданской, патриотической лирике. Так­же мы видим здесь попытку философского осмысления судьбы России.

В первой строфе стихотворения возникает тема дороги. Кар­тина создается конкретными деталями: мы видим «три стертые шлеи», «спицы расписные», «расхлябанные колеи». Затем лири­ческий герой признается в своей любви к Родине:

Россия, нищая Россия,

Мне избы серые твои,

Твои мне песни ветровые, —

Как слезы первые любви!

Мы понимаем, что судьба его и судьба России неразделимы, слиты воедино. Герой со смирением принимает все происходя­щее в стране, он готов разделить с Родиной ее участь, ее трудно­сти и невзгоды: «И крест свой бережно несу…». Он осознает, что страну ожидает непростая, драматическая судьба. Ведь недаром «глухая песня ямщика» звенит «тоской острожной», а краса Рос­сии — «разбойная». Здесь возникает едва уловимый мотив рус­ского бунта, и этот момент всегда был в центре внимания поэта.

Образ России в произведении двойственен. С одной сторо­ны, это нищая, сирая страна, где «серые избы», «расхлябанные колеи». С другой стороны, это страна огромного внутреннего потенциала, духовных откровений: здесь «невозможное возмож­но». В этих строках звучит вера лирического героя в Россию, в ее скрытые силы. Здесь невольно вспоминаются тютчевские строчки:

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить.

У ней особенная стать —

В Россию можно только верить.

Оба поэта используют прием олицетворения, но образ Блока более конкретен: Россия предстает у него в образе прекрасной женщины, матери, жены, возлюбленной (в этом отличительная, оригинальная черта патриотической лирики Блока, это придает патриотическим чувствам лирического героя и этой теме особую интимность). Поэт наделяет ее конкретными чертами: у нее — «разбойная краса», «плат узорный до бровей».

В финале стихотворения вновь возникает мотив дороги. И здесь мы вспомним лирическое отступление Н.В. Гоголя о Руси-тройке из поэмы «Мертвые души», стихотворение Н. А. Некрасова «Тройка».

Таким образом, произведение имеет кольцевую компози­цию — начинается и завершается оно образом дороги, что само по себе символично: Россия находится в вечном движении, в поиске своего пути.

Стихотворение написано четырехстопным ямбом. Поэт ис­пользует различные средства художественной выразительности: эпитеты («в годы золотые», «разбойную красу»), сравнение и инверсию («Как слезы первые любви»), фразеологизм («И крест свой бережно несу»).

Произведение мы можем рассматривать в контексте лиричес­ких размышлений Блока о судьбе России — стихотворений «Русь», «Осенний день», «Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?», «Рожденные в года глухие…», цикла «На поле Кули­ковом», поэм «Двенадцать», «Скифы».

Здесь искали:

Композиция, жанр, метафоры и эпитеты

Стихотворение имеет двухчастную композицию, первые пять строф имеют 4 строки, шестая 5. Произведение относится к жанру гражданской лирики и написано в размере четырёхстопного ямба. Колорит строкам придают эпитеты – расписные спицы, прекрасные черты, золотые годы и другие.

Также имеются метафоры – забота затуманит черты, крест свой бережно несу и прочите украшательства. Использует Блок и сравнение – как слёзы первые любви, которое подчёркивает любовь к России и показывает её со стороны простого русского человека со своими слабостями.

Анализ стихотворения А.А. Блока «Россия»

Стихотворение «Россия» написано 18 октября 1908 года

Опять, как в годы золотые, Три стертых треплются шлеи, И вязнут спицы росписные В расхлябанные колеи.

Россия, нищая Россия, Мне избы серые твои, Твои мне песни ветровые — Как слезы первые любви!

Тебя жалеть я не умею И крест свой бережно несу. Какому хочешь чародею Отдай разбойную красу!

Пускай заманит и обманет, — Не пропадешь, не сгинешь ты, И лишь забота затуманит Твои прекрасные черты.

Ну что ж? Одной заботой боле — Одной слезой река шумней, А ты всё та же — лес, да поле, Да плат узорный до бровей.

И невозможное возможно, Дорога долгая легка, Когда блеснет в дали дорожной Мгновенный взор из-под платка, Когда звенит тоской острожной Глухая песня ямщика.

Стихотворение «Россия» начинается и заканчивается темой дороги. Путь, дорога символизируют ряд постоянно происходящих изменений. В стихотворении охватывается время, начиная от времён золотых и кончая далёким будущим, скрывающимся за горизонтом.

А. Блок любил Россию странною любовью, любил её такой, какая она есть: с грязью, нищетой, серыми тонами, обманом, слезами, — но и сквозь эти непривлекательные черты поэт мог увидеть отблески былого величия своей родины: расписные спицы, прекрасные черты, благолепие леса да поля, узорный плат до бровей.

Во многих стихотворения Блока Россия одушевляется женщиной. Эта женщина очень загадочна, и всё же некоторые её черты Блок описывает: она красива в своей простоте, заботлива и чувственна (об этом говорят её слёзы). Однако, помимо этих положительных качеств, у этой женщины есть и отрицательные. С тех пор, как прошли «годы золотые», она обнищала, и, что ещё хуже, стала попадать под сильное влияние «чародеев» — других стран, нахально желающих воспользоваться богатством России. Но что толку жалеть Россию? Гораздо полезнеё приложить все свои силы, чтобы защитить свою родину от этих «чародеев», от обмана, помочь поднять страну до уровня былого величия. И даже если недоброжелателям удастся поставить нищую Россию в материальную зависимость, заманить её на край гибели (по мнению этих «чародеев»), но Россия и в этом случае не пропадёт и «не сгинет», ведь у неё есть бесценные природные богатства (лес да поле) и неугасающая вера в возрождение (в будущем «невозможное возможно», «дорога долгая легка»).

Читая стихотворение «Россия», мы, будто на машине времени, проносимся от былых золотых лет по теперешней грязи, в которой вязнут расписные спицы и оттого ещё больше пачкаются. Всё больше серых, грязных тонов мы встречаем на своём пути, «слёзы первые любви» очень скоро сменяются рекой, и уже совершенно не важно, больше ли, меньше ли в ней на одну слезинку. Мы встречаем крест — символ тяжёлой ноши, нелёгкой судьбы русского человека. И вместе с тем это святой знак, дающий нам право надеяться, что Господь обязательно поможет. Надежда на светлое будущее — неотъемлемая черта русского человека и, разумеется, женщины, названной Россией. И чем больше мы привыкаем к серому колориту нищеты, ветхим избушкам, грязи, тем с большей гордостью храним нашу русскую природу и самые простые её атрибуты (лес да поле).

Если в цветовом плане стихотворение «Россия» имеет неброский колорит, то звуки и осязательные ощущения у каждого читателя возникают свои. Автор не оставил конкретных «звуковых» вех, разве что «песни ветровые», но всё же, если окунуться в этот «серенький» мир российских будней, то можно услышать хлюпанье грязи под ногами, скрип колёс и отдалённые звуки женского плача. Грусть, печаль, нищета усиливаются аллитерацией глухих согласных: «т» (опять, золотые, три стёртых, треплются — в первом; обманет, забота затуманит свои черты — в четвёртом четверостишии), «ш» (не пропадёшь, не сгинешь, лишь). В последнем шестистишии, напротив, очень много звонких согласных, что усиливает веру в светлое будущее.

Поэзия А. Блока в целом и данное стихотворение очень актуальны в настоящее время, когда Россия попала в зависимость от Запада. Неразрывная связь судьбы отдельно взятого человека (его «крест») и судьбы России — вот что хотел подчеркнуть Блок в данном стихотворении. Если каждый человек будет думать о том, как принести пользу своей стране, тогда невозможное обязательно станет возможным.

Величие и нищета России

Да, забота не раз омрачала чело Родины, но никогда она не была сломлена никаким чародеем. Были монголо-татары, приходили шведы и Наполеон, а Россия лишь омрачалась заботой, меняла соху на меч и всё возвращалась на круги своя – серые избы, расхлябанные дороги, ветровые песни и расписные спицы.

Ну что ж, одной заботой боле — Одной слезой река шумней.

Слез в реке за века истории накопилось много, но вода не переполнила берега, на которых и сегодня, как век назад, девушки в узорном платке поют по вечерам песни, а мужики чинят невод. Тонко играя нитями символизма, автор стихотворения показывает многогранный образ России, в котором рука об руку идёт блеск и нищета, героизм и серость будней.

«Россия» А.Блок

«Россия» Александр Блок

Опять, как в годы золотые, Три стертых треплются шлеи, И вязнут спицы росписные В расхлябанные колеи…

Россия, нищая Россия, Мне избы серые твои, Твои мне песни ветровые,- Как слезы первые любви!

Тебя жалеть я не умею И крест свой бережно несу… Какому хочешь чародею Отдай разбойную красу!

Пускай заманит и обманет,- Не пропадешь, не сгинешь ты, И лишь забота затуманит Твои прекрасные черты…

Ну что ж? Одно заботой боле — Одной слезой река шумней А ты все та же — лес, да поле, Да плат узорный до бровей…

И невозможное возможно, Дорога долгая легка, Когда блеснет в дали дорожной Мгновенный взор из-под платка, Когда звенит тоской острожной Глухая песня ямщика.

Анализ стихотворения Блока «Россия»

Александр Блок – один из немногих русских поэтов, который принял октябрьскую революцию, но, разочаровавшись в новом режиме, все же не пожелал покидать родину. Объясняется подобное поведение не только патриотизмом и любовью к своей стране, но и верой в то, что Россия – действительно могущественная держава, которая способна восстать из пепла.

Задолго до революции, осенью 1908 году Александр Блок написал удивительное стихотворение под названием «Россия», которому суждено было стать пророческим. Примечательно, что заложенным в нем идеям сам поэт остался верен до самой смерти, считая, что война и смена политического строя не могут существенно повлиять на устои государства и менталитет людей – сильных, работящих и с должным уважением принимающих все то, что уготовила им судьба.

Александр Блок не питает иллюзий по поводу своей родины, считая, что во многих отношениях ей далеко до развитых западных стран. Поэтому свое стихотворение он начинает со строк о том, что в России, которая уже вступила в новый, 20 век, ничего не меняется. Вместо автомобиля – обычная повозка со стертыми шлеями в упряжке. И по-прежнему, как и во времена юности поэта, «вязнут спицы расписные в расхлябанные колеи…». Автор видит всю убогость и нищету крестьянского быта, серые покосившиеся избы и угрюмых людей, которые озабочены лишь тем, как прокормить свои многочисленные семьи. Однако Александр Блок признается, что не испытывает жалости к своей стране, заведомо зная, что она и ее жители будут обмануты еще не раз. В этом он видит своего рода крест судьбы, от которого никуда не деться. Остается лишь смириться и нести его до самого конца, укрепляя свою веру в то, что когда-нибудь, возможно, жизнь изменится к лучшему.

У России, по мнению поэта, много слабостей, одной из которых является доверчивость и простота. Поэтому свою родину поэт сравнивает с обманутой женщиной, которая даже в самых сложных ситуациях не пропадет – «одной заботой боле – одной слезой река шумней». Однако главная сила России заключается в ее монументальности, ведь даже самые сильные потрясения не способны сломить ее традиции и устои, которые создавались веками. Эти тяжесть и неповоротливость уже неоднократно спасали страну от полного краха, надежно защищая как от внутренних, так и от внешних врагов. Однако Александр Блок понимает, что новая эпоха несет с собой перемены, проигнорировать которые Россия будет уже не в состоянии. Тем не менее, поэт очень надеется на то, что «невозможное возможно», и вместо хаоса и разрушений, которые ожидают Россию при смене общественно-политической формации, в стране воцарятся мир, равенство и справедливость. И сам же признается в утопичности подобных идей. раскрывая свои карты и втайне посмеиваясь над тем, что нет смысла думать о преобразованиях, «когда звенит тоской острожной глухая песня ямщика».

Сегодня, спустя более чем век после создания стихотворения «Россия», следует признать, что Александр Блок оказался во многом прав. Ведь мегаполисы западного образца – лишь вершина айсберга, которая именуется цивилизацией. В то же время российская глубинка по-прежнему остается нищей, убогой и беспросветной. И также вместо автомобилей на разбитых проселочных дорогах сегодня можно увидеть скрипучие телеги, которые увязают в грязи. Но именно в этой первобытности и дикости, по мнению поэта, кроется подлинная сила России, ее уникальная способность преодолевать трудности и находить выход даже из самых сложных ситуаций, которые для русского человека и для страны в целом – лишь капля в море череды повседневных забот и проблем, на которые все мы попросту перестали обращать внимание.

Русь в сердце Блока

Далее поэт пишет, что при всей нищете России, при всей её серости в провинции, страна дорога его сердцу в любом виде. Блистательный Петербург и унылая деревня составляют единое целое, дополняя друг друга и образуя в этом симбиозе страну под названием Россия.

У Блока есть к Родине любовь, но нет жалости, что видно из строк:

Тебя жалеть я не умею И крест свой бережно несу…

Жалость – это снисхождение, а таких чувств у поэта к России нет, он выше снисходительности, принимая Русь во всём многообразии, где разбойная краса сочетается с серостью изб, а через дорогу стоят церковь и кабак. Эта многогранность и искренность во всём не позволяют Руси сгинуть и пропасть:

Не пропадешь, не сгинешь ты, И лишь забота затуманит Твои прекрасные черты…

«Россия», анализ стихотворения Блока

Тема родины – основная в творчестве каждого поэта. Однако в стихах русских поэтов эта тема приобретала особый характер: любовь к Родине была «странной». Впервые такое определение использовал Михаил Юрьевич Лермонтов в своем стихотворении «Родина» :

Люблю Отчизну я, но странною любовью…

Он объяснял эту странность тем, что такая любовь у русского человека развивается, скорее, вопреки чему-то, нежели из-за чего-то.

В творчестве поэта ХХ века Александра Блока эта традиция в полной мере воплотилась в его стихотворении «Россия» из цикла «Родина». Правда, самое начало произведения вызывает ассоциацию с поэмой Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души». точнее, со знаменитым лирическим отступлением про «Русь-тройку», которая мчится куда-то вдаль и не дает ответа куда. Очевидно, поэтому блоковская «Россия» начинается со слова «опять»:

Опять, как в годы золотые, Три стертых треплются шлеи, И вязнут спицы росписные В расхлябанные колеи…

Именно образ мчащейся гоголевской тройки возникает перед мысленным взором читателя. И вслед за этим он слышит пронзительное признание в любви к «нищей России» с ее «серыми избами». Конечно, в невольно возникает вопрос: за что же любить нищую страну, которая ничего взамен не может дать?

В первой публикации Блок давал ответ на этот вопрос, ведь в стихотворении содержалось больше строф, и в них говорилось об ископаемых богатствах России:

Россия, нищая Россия, Обетованный край твой щедр!

Конечно, намного легче любить страну за ее богатство. Но любовь героя рождена совсем не этим. Он принимает ее и в нищете, и в унижении. Для лирического героя это «как слезы первые любви». а значит, раздумывать, за что любить Россию, он и не пытается. Кстати, у Блока в соответствии с орфографией того времени — «как слезы первыя любви». что означает «как слезы первой любви». Так поэт подчеркнул, что любовь к родине является первой и самой главной для каждого русского человека.

Следующая строка «И крест свой бережно несу» обращает читателя к еще одной традиции русской литературы – ассоциации с подвигом Иисуса Христа. Нести на себе свой крест означало, что человек не волен выбирать себе судьбу, а должен проживать ту, что определена свыше. Кому суждено родиться в России, значит, и жизнь его должна быть связана с этой страной.

Традиционно образ родины ассоциируется с образом матери, поэтому и принято говорить «Родина-мать». Однако символисты, следуя идее философа Владимира Соловьева о Вечной Женственности, создали совершенно новый образ – Родины-жены. Жена, как известно, не рукавица: с руки не сбросишь. Поэтому у Блока Россия – Вечная Жена, и признание в любви, горькой и неизбежной, звучит совершенно искренно. Герой нисколько не рисуется: он действительно любит свою Родину-жену такой, какая она есть.

В то же время предчувствие трагической судьбы своей страны прозвучало в таких пророческих строках:

Какому хочешь чародею Отдай разбойную красу!

Эти прекрасные черты проступают особенно ясно в последних строчках, когда вновь возникает образ русской женщины с ее строгим старообрядческим ликом: «Да плат узорный до бровей». Такое сдержанное описание русской красоты – тоже своеобразная традиция, ведь вплоть до начала XXI века не принято было подчеркивать физическую красоту, и уж тем более никогда не шла речь о сексуальности, без которой сейчас не обходится ни одно представление красавицы.

В конце вновь звучит мотив пути. дороги, устремленной в будущее. Вера в светлое будущее очень традиционна для русского человека, поэтому «и невозможное возможно». Однако звенящая «тоской острожной глухая песня ямщика» возвращает к «разбойной красе» России и напоминает о начале «высоких и мятежных дней». приближение которых пророчески было предсказано в цикле «На поле Куликовом» поэтом, осознающим ответственность за судьбу Родины.

История создания

Многие произведения поэта посвящены России. Среди них – цикл «На поле Куликовом», поэма «Двенадцать», стихотворения «Русь моя, жизнь моя…», «Русь», а также знаменитое стихотворение «Россия», лирический шедевр Александра Блока.

Стихотворение было написано в 1908 году, в первый постреволюционный период. В это время писатель переживал внутренний кризис, разочарование монархической властью и результатами первой революции. Постепенно взгляд поэта на политическую ситуацию меняется, Блок начинает больше симпатизировать революционерам и их благородным целям. Тем не менее, неизменным остается отношение автора к просторам родной России, ее людям и истории. Свою бесконечную любовью к «нищей России» автор выразил в стихотворении «Россия».

Образы и символы

Основная идея

Поэт утверждает невозможность отстраниться от жизни своей страны, упрекать ее в минуты неудач и горестей. Он призывает с состраданием и любовью относится к родине, утверждая ее особую роль в жизни каждого человека: родина – мать, родина-друг, родина – возлюбленная. Каждый из нас должен нести свой крест и идти по дороге, как бы ни вязли спицы. Родина утешит нас пути и развеет тоску. Это и есть смысл и главная мысль стихотворения Блока «Россия».

Патриотизм стал сквозным мотивом в творчестве Блока, его основополагающей ценностью и идеей.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *