тревел шоу что это такое
Перейти все границы: 10 тревел-шоу вместо скучных путеводителей
«Следуй за мной»
Для увлеченных фотографией
Недавний проект «Первого канала» — прекрасный пример того, как интернет-блог может эволюционировать до полноценной передачи на главном телеканале страны. А все началось со случайного кадра — девушки, неведомо куда увлекающей за собой фотографа. Еще несколько подобных снимков на фоне природных красот — и Instagram-проект FollowMe («Следуй за мной») приобрел мировую славу и несколько миллионов подписчиков.
Оказалось, за объективом скрывается увлеченный фотографией предприниматель Мурад Османн, а в кадре — его бессменная спутница, жена Наталья. В телеверсии «Следуй за мной» супруги признаются, чего на самом деле стоит постановка одного-единственного кадра: от выбора страны и поисков места, которое попадет в кадр, до подбора одежды и аксессуаров. Но, как и любое традиционное тревел-шоу, «Следуй за мной» не обходится без рассказов ведущих о местных обычаях и традициях, еде и людях, с которыми им довелось встретиться.
«Простак за границей»
Для зануд
«Простак за границей» — это не просто тревел-шоу, а уморительный проект популярных британских комиков Рикки Джервейса и Стивена Мерчанта, подаривших миру сериал «Офис», которые на этот раз решили отправить своего друга Карла Пилкингтона в путешествие по миру. Казалось бы, ничего необычного, но дело в том, что сам Пилкингтон буквально ненавидит свое путешествие, о чем не забывает упомянуть при любом удобном случае. Помимо этого, Карл — страшный зануда, боится всего нового и постоянно ноет, что хочет домой.
Джервейс и Мерчант, пристально наблюдающие за передвижениями приятеля по миру, не без доли садизма придумывают для него различные пакости: то отправят на традиционный китайский массаж с применением огня, то инсценируют похищение героя группой экстремистов.
Как Туту.ру выпустил два сезона уникального тревел-шоу на ТВ за бюджет разработки одного рекламного ролика
Меня зовут Сергей Антонов, и я занимаюсь коммуникациями в Туту.ру. Хочу поделиться с вами историей о том, как мы думали сделать рекламную кампанию, а стали со-продюсерами ТВ-шоу.
В итоге получился эксклюзивный контент, который по степени вовлечения целевой аудитории превосходит все, что мы когда-либо выпускали, включая коллаборацию с «Орлом и Решкой».
В прошлом году мы провели ребрендинг, определившись с ключевыми атрибутами, на которых держится бренд Туту.ру. Я сейчас говорю не просто про обновление фирменного стиля, как многие понимают слово ребрендинг (про этот проект можно почитать здесь), а про полноценное переосмысление нашего позиционирования в долгосрочной перспективе. Мы очень четко сформулировали, что Туту.ру — это, в первую очередь, IT-компания, работающая в сфере путешествий. А раз так, то в сфере маркетинга на первый план вышла задача создания имиджа технологичной, прогрессивной, современной IT-компании.
Это довольно серьезное изменение относительно восприятия бренда, сформировавшегося за 15 лет. Люди привыкли видеть в Туту.ру в первую очередь просто билетную кассу онлайн и сервис предоставления информации о расписаниях. В настоящее время сервисом Туту.ру пользуется более 20 млн уникальных посетителей ежемесячно. Однако, проведенные количественные исследования показали, что относительно небольшой процент аудитории воспринимает нас в качестве технологичной компании. Нам предстоит это исправить.
Описывая желаемый характер бренда, мы не могли пройти мимо такого понятия, как «гики». Это люди, которые по-настоящему увлечены разными аспектами жизни — от научной фантастики, мира фэнтези, комиксов, компьютерных игр и анимации до технических новинок, современных гаджетов и научных выставок. Одним словом, это думающая, технически образованная и активная прослойка общества. При этом они активно путешествуют и первыми используют технические инновации. Очень часто именно такие люди становятся «проводниками» технологических решений и инновационных сервисов к массовому потребителю. Нам эта аудитория очень важна как в качестве потребителей услуг сервиса Туту.ру, так и в качестве потенциальных сотрудников. Да, чего греха таить, в нашем офисе работает немало классных ребят, которые полностью подходят под это определение, и все, кто приходит к нам в офис, сразу чувствуют, что попали в современную IT-компанию.
Соответственно, была сформулирована одна из задач коммуникации: вовлечь вышеописанную аудиторию в долгосрочный содержательный контакт с Туту.ру путем создания интересных историй, которые помогут построить желаемое восприятие бренда.
Первая мысль создать собственное ТВ-шоу появилась на бизнес-завтраке телеканала 2х2. Мы сидели с ребятами из Газпром-Медиа и креативным продюсером канала Ниной. Обычно на таких тусовках разговоры очень формальные и сухие: про рынок, инфляцию, рекламные форматы, KPI и бюджеты. Мы же сразу начали обсуждать «гиков» как целевую аудиторию. Нина рассказывала про то, какие современные и интересные люди приходят на всевозможные праздники и вечеринки, которые устраивает канал. Про их увлечения новыми технологиями, косплеем, компьютерными играми, фэнтези, настолками, современными гаджетами — короче, любыми поводами получить нестандартный, яркий и насыщенный жизненный опыт. Чем больше я слушал, тем больше понимал, что это и есть портрет той аудитории, которой так не хватает Туту.ру.
Однако, просто прийти на канал, где сидит ЦА, и разместить там рекламные ролики показалось не самой эффективной идеей. Всем понятно, что люди не любят, когда их «долбят» стандартной рекламой, однако, бренды почему-то продолжают упорно ее делать. У нас в компании есть принцип — добиваться большего меньшими средствами. Соответственно, мы не хотим просто покупать стандартную рекламу, так как это дорого и неэффективно. Мы хотим не купить, а заслужить внимание и любовь конкретной аудитории и верим, что это можно сделать лишь двумя вещами:
Вот из этих соображений и родилась дерзкая мысль потратить наш скромный рекламный бюджет. не на РЕКЛАМУ. Мы решили, что лучше попробуем на эти деньги сделать яркий и нестандартный контент о путешествиях. Ведь, действительно, на ТВ существует уже куча всяких тревел-шоу, и все они какие-то одинаково мейнстримные. А вот для гиков специального шоу нет.
Так появилась идея сделать шоу о путешествиях в крупные мегаполисы, но не по набившим оскомину достопримечательностям, а по «местам гик-силы». Хотели показать людям, где и как в их путешествиях можно реализовать свою страсть, которую я описал выше. Где можно встретить единомышленников, получить незабываемый опыт и привезти из путешествия незамыленные воспоминания.
Уже на следующий день ребята из 2х2 и Газпром-Медиа приехали к нам в гости на первую встречу по проекту. Она скорее напоминала посиделки друзей, увлеченных общей игрой. Мы просто болтали про то, что нам самим было бы интересно смотреть про путешествия. И с точки зрения контента, и с точки зрения визуального оформления. Все показывали друг другу в Youtube какие-то референсы того, что они считают прикольным и современным. В этом разговоре родилось несколько краеугольных камней, которые определили формат шоу.
Когда работаешь над проектом, который действительно заводит всю команду, то любой материал все пытаются сделать максимально ярко. Вот, например, как выглядело описание концепции во внутренней презентации:
Обычно на встречах между ТВ-каналами и клиентами больше всех говорят «сейлзы», которые стараются как можно ярче описать спонсорский пакет и те замечательные цифры охватов, рейтингов, контактов с ЦА на нужной частоте, которые получит клиент, если отдаст свой рекламный бюджет именно в этот проект. Клиент же пытается выторговать за свои денежки как можно больше «присутствия» бренда в программе. О зрителе и его интересе часто просто забывают.
Стилистика оформления программы появилась на стыке гайдбука Туту.ру и модной сейчас 8-битной графики. Дальше потянулись все остальные элементы: и графика интерфейса в кадре, и грубая прорисовка виртуального помощника, голосом которого ведется повествование в шоу, и оформление лендинга, на котором будет «жить» проект, и обложки эпизодов для youtube. Вот так, например, выглядела раскадровка заставки, показывающая, как в «фирменный шарик» из логотипа Туту будут вписаны самые разные атрибуты жизни целевой аудитории:
По смыслу все оказалось тоже абсолютно логично: «Tutureal» — это такой tutorial по нестандартным путешествиям, созданный с помощью сервиса путешествий Tutu.ru. Теперь этот контент навсегда будет ассоциироваться с нами — в каком бы медиа он ни использовался. Как говорится, из песни слова не выкинешь! 🙂
Кстати, про использование контента в разных медиа. Это тоже было одним из ключевых условий, о которых мы договорились на старте. Сейчас все говорят про то, что надо мыслить парадигмой «digital first», но мало кто практически применяет его при планировании ТВ-проектов. В нашем случае этот принцип означает, что мы старались создать универсальный контент, который сможет жить ДОЛГОСРОЧНО в онлайн и КРАТКОСРОЧНО в ТВ-эфире.
По факту, основная ценность проекта заключалась в получении огромного количества уникального брендированного контента, который мы можем без ограничений использовать в рекламных целях в интернете. И уже дополнительная ценность была в набранных рейтингах и охватах непосредственно в эфире 2х2. Да, для нас важны были TRP (целевые пункты рейтинга), которые наберет шоу и его анонсы, а также стоимость пункта. И, да, мы заключали сделку исходя из этих цифр. Забегая вперед, скажу, что в эфире шоу действительно набрало прогнозируемые рейтинги. Так что, если бы мы покупали только по медиа-метрикам, то проект уже был бы эффективным. Однако, учитывая средние рейтинги 2х2, общий бюджет проекта оказался сопоставим со стоимостью разработки одного добротного имиджевого рекламного ролика с хорошим креативным агентством. Мы же за эти деньги получили 8 уникальных 15-минутных программ плюс столько же «секретных» уровней по 3 минуты, доступных зрителям эксклюзивно на tutu.ru.
Это почти 2.5 часа эксклюзивного брендированного контента про путешествия с фирменным креативом от канала 2х2, заточенным под совершенно конкретную специфическую аудиторию.
Такое обилие контента позволило нам создавать самые разные рекламные форматы для общения с целевой аудиторией в digital-среде. Одних только видео-роликов мы смонтировали более десятка: начиная от роликов для таргетинга по жителям конкретных городов, заканчивая роликами для комиксолюбов, геймеров и ретрофилов.
Понятно, что с таким проектом нам было гораздо проще зайти в такие новые для нас СМИ, как игровые веб-сайты, Telegram-каналы, а также к «игровым» блогерам. Например, в день запуска ТВ-шоу DTF разместил статью, которую увидели почти 9 тысяч человек.
5 тревел-шоу, которые рассказывают о путешествиях по-новому
Что интересного можно узнать из бесед Урганта и Познера, какое отечественное шоу нужно смотреть в первую очередь и как узнать о кухне разных народов мира с помощью Гордона Рамзи.
Программы о путешествиях — отличный способ наглядно узнать, как живут люди в других странах, особенно сейчас, когда закрыты границы. Куда сходить, на что посмотреть, на фоне чего сделать селфи — все это мы неоднократно видели и слышали.
Составили подборку нетипичных тревел-шоу, которые рассказывают нам о людях и их жизни.
Путешествия Познера и Урганта
«Путешествия Познера и Урганта» — дуэт самых известных российских телеведущих. Вдвоем они колесят по странам вот уже почти 15 лет. Первый сезон цикла документальных фильмов вышел в 2006 году.
К слову, первый сезон программы «Одноэтажная Америка» посвящен США. Обязателен к просмотру даже тем, кто никогда не планирует ехать в штаты. Их фильмы — это не банальный гид по достопримечательностям и популярным среди туристов местам, а скорее исследование страны изнутри. Прежде всего, Познер и Ургант рассказывают о жителях той или иной страны, их ментальности и образе жизни.
Ведущие стремятся понять что такое «американская мечта», и как же устроена жизнь там за океаном. Познер блестяще берет интервью, как у известных личностей, так и обычных людей. Фишкой программы является то, как ведущие непринужденно обсуждают увиденное за рулем авто, словно беседуют вне камер. Вслед за США также вышли фильмы про Францию, Великобританию, Италию, Испанию, Германию и Израиль. На данный момент съемки продолжаются.
Salem Kazakhstan
Salem Kazakhstan — это отечественный документальный телепроект, в котором рассказывается о ведении бизнеса в Поднебесной. Ведущим является журналист Данил Москаленко. Транслируется программа на телеканале о бизнесе Atameken Business, а также доступна на YouTube-канале Atameken Business News.
Программа Salem Kazakhstan рассказывает о бизнес-возможностях в Китае. Герои программы — обычные казахстанцы, представляющие самые разные профессии. Они узнают и исследуют опыт бизнесменов соседней страны.
Кроме этого, герои программы принимают участие в переговорах, знакомятся с людьми, работающими на различных высокотехнологичных объектах Китая. К примеру, на автоматизированном складе, где используются новейшая роботизированная техника.
Также в программе китайские предприниматели, которые смогли заработать внушительное состояние на онлайн коммерции и других сферах, делятся своими взглядами о том, как развить бизнес-контакты с Казахстаном.
За кадром с Марком Подрабинеком
«За кадром с Марком Подрабинеком» — шоу, основная идея которого заключается в том, что профессиональный фотограф должен снять 10 фотографий, которые максимально могли бы рассказать о том или ином месте.
Подрабинек отправляется в увлекательное путешествие на одну неделю. Ему нужно найти места и героев, которые характеризуют страну и в то же время живописны и уникальны. В процессе этих самых поисков ведущий делится мнением об увиденных красотах и в целом о своих впечатлениях от путешествии.
Этот проект отличают оригинальность концепции и харизма ведущего. Транслируется шоу на телеканале «Моя планета».
Большой побег Гордона
«Большой побег Гордона» — это не только тревел, но еще и кулинарное шоу. Знаменитый британский шеф-повар Гордон Рамзи отправляется в большое путешествие по далеким странам — Индии, Таиланду, Камбодже, Малайзии и Вьетнаму.
В эти страны повар отправляется для того, чтобы усовершенствовать свои навыки кулинарного ремесла. Путешествия Гордона сопровождаются незабываемыми гастрономическими впечатлениями и традициями разных культур.
Он с неподдельным удовольствием участвует в экстремальных мероприятиях, пробует самые экзотические и необычные блюда, а также узнает огромное количество кулинарных секретов от местных жителей. Первая серия программы рассказывает о визите Рамзи в Индию, куда он приезжает впервые и где исследует кулинарные традиции страны. Все серии шоу доступны на YouTube.
Курс выживания с Беаром Гриллсом
«Курс выживания с Беаром Гриллсом» — популярное британское реалити-шоу о выживании в диких условиях. В первом сезоне команду, состоящую из знаменитостей, отправляют в опасную и суровую экспедицию в джунгли Коста-Рики. В невероятном путешествии по тропическим зарослям герои реалити-шоу столкнутся с тем, что ранее видели только в фильмах: преодоление шумных водопадов и стремительных порогов, а также борьба с трясиной и поедание скорпионов и крыс.
Во втором сезоне уже новая группа летит в далекую Южную Африку. Ведущим шоу является известный путешественник Беар Гриллс: он не понаслышке знает, что такое жизнь вдали от цивилизации, где ты оказываешься лицом к лицу с экзотической природой.
А вот неопытным участникам экспедиций предстоят испытания, которых у них еще не было. Но пока они даже не представляют, на что подписались. Программа доступна на YouTube.
Секреты отечественных тревел-шоу
По статистике, 44 % россиян проводят отпуск дома или на даче, а за границу выезжает 10-я часть населения страны. У жителей Украины дела обстоят лучше, однако большинство все равно не может позволить себе путешествия по миру — в основном по финансовым соображениям. Возможно, по этой причине мы все так любим тревел-шоу, в которых ведущие рассказывают об экзотических местах. Однако не все шоу одинаково полезны, некоторые вводят нас в заблуждение и искажают реальность в угоду рейтингу.
Мы пересмотрели самые популярные программы о путешествиях на отечественном ТВ и выяснил, почему некоторые из них утаивают от нас правду.
1. Цены устаревают задолго до выхода передачи в эфир. А иногда вообще не соответствуют действительности
Некоторые программы расскажут и покажут вам, как сэкономить в путешествии. Ведущие выбирают самые дешевые отели, магазины или рестораны, а зрители надеются встретить такие же цены в реальности. Однако опытные путешественники постоянно замечают несоответствия и обращают на них наше внимание.
2. Стремление повторить подвиги ведущих может угрожать здоровью и кошельку
Шоу про путешествия на современном ТВ интересны зрителям только в том случае, если приносят пользу и предлагают полезные лайфхаки. Благодаря ТВ-программам у нас создается ощущение, что путешествовать — это недорого, легко и весело. Однако за кулисами остаются неприятные подробности, которых телезрители не видят.
Дешевые хостелы опасны для здоровья. Даже в относительно безопасной Европе в недорогих гостиницах можно подхватить чесотку или привезти домой клопов. Генеральный продюсер программы «Орел и решка» признался, что иногда разрешает ведущим не ночевать в хостелах из-за антисанитарии или по соображениям безопасности. Уличная еда и даже простая вода могут надолго уложить в постель. Ведущие ТВ-шоу всегда бодры и веселы, но по контракту они обязаны работать даже с температурой или тошнотой. Повторение некоторых подвигов ведущих может стоить жизни. Например Дмитрий Комаров («Мир наизнанку») рассказал, что чуть не задохнулся при подъеме на гору. Несмотря на то что корреспондент был готов к нагрузкам, истощение от подъема на шеститысячник оказалось слишком сильным. Программа «Еда, я люблю тебя!» тоже допускает опасные промахи. В выпуске, посвященном Черногории, ведущие пробуют пршут в антисанитарных условиях.
3. Картинка отредактирована в угоду рейтингу, а встреча с действительностью может сильно разочаровать
В отличие от старых ТВ-передач вроде «Клуба путешественников», которые были публицистическими, нынешние шоу принадлежат к жанру гонзо-журналистики. В таких программах традиционные принципы журналистики, например аналитичность, отходят на второй план. А на первый выходят субъективные впечатления и яркая картинка.
В приоритете стоят сочные кадры, захватывающие планы, которые часто не соответствуют действительности. Профессиональный оператор с помощью удачного выбранного ракурса может превратить самое унылое место в отличный полигон для съемок.
4. Режиссеры добавляют шок-контент, который отвлекает зрителя и не несет никакой информации
Современные программы про путешествия добавляют в сценарий элементы реалити-шоу. Ведущие постоянно попадают в неловкие / опасные / забавные ситуации и стараются выпутаться из них. Они едят змей и тараканов, спят в антисанитарных условиях, бреются налысо или конфликтуют с местными. Однако это подмена реальности: все сюжетные повороты прописаны в сценарии и не несут никакой информационной нагрузки.
Михаил Кожухов («В поисках приключений») признался, что укус змеи в одном из эпизодов был предусмотрен сценарием и процесс проходил под контролем профессионалов. В 99 % ведущие «Орла и решки» знают, как упадет монетка и кому придется ночевать в хостеле, а кому — в шикарном отеле. Это делается и по соображениям безопасности: в некоторых странах хрупким белокурым девушкам ходить почти в одиночку опасно. У любой программы есть продюсер, который заранее выезжает на место съемок и обследует локации. Все случайные находки не случайны, а удивленные лица ведущих — результат их актерского мастерства.
5. Каждая минута шоу распланирована заранее
Съемочная группа тревел-шоу состоит в среднем из 10 человек (продюсер, режиссер, оператор, редактор, сценарист и т. д.). А подготовка к экспедиции начинается задолго до самой поездки.
Продюсеры ищут на месте людей, которые готовы помочь в организации съемок (блогеры, гиды) взамен на упоминание в титрах программы или за гонорар. На съемку 60-минутного эпизода уходит 7–14 часов рабочего времени. В некоторых программах больше: одну серию «Орел и решка. Шопинг» снимают 5 дней до 15 часов. Местные жители иногда бывают негативно настроены против туристов либо просят денег буквально за все. Ведущий «Мира наизнанку» рассказывал, что в Африке приходилось платить на каждом шагу. Сценарии тревел-шоу дописывают после съемок. Например, из 300 часов видео нужно сделать 40-минутный захватывающий сюжет, придумать подводки и подать готовое блюдо зрителю.
6. Реклама искажает представления зрителя о действительности и не несет никакой пользы
На работу тревел-журналистов сильно влияет экономический фактор: поездки, проживание и питание стоят немалых денег. А гостиницы и рестораны не всегда соглашаются работать по бартеру. И здесь в игру вступает реклама, и она бывает 3 видов:
Открытая. Когда ведущие прямо упоминают товар / бренд / спонсора. По большому счету в такой рекламе для зрителя нет ничего трагичного (кроме чувства раздражения). Скрытая (продакт-плейсмент). Реклама товаров и услуг, которая органично вписывается в сюжет программы. Например, ведущие пользуются определенным приложением для смартфона, внезапно решают помыть голову, выпить чая из брендированной чашки или съесть витамины на пляже. Бартер. Бесплатное размещение в отеле сильно влияет на тон отзывов. Опытные журналисты отмечают, что в случае предоставления бесплатных услуг блогеры в целом положительно отзываются о стране и могут создать у зрителей неверные впечатления.
7. Некоторые страны и крупные турагентства заинтересованы в продвижении конкретных маршрутов
Промоутинг — это уже совсем другой, более высокий уровень рекламы. В СССР путешествовать по миру могли единицы да и то в избранные страны. Однако сегодня сами государства заинтересованы в том, чтобы к ним приезжали туристы и оставляли как можно больше денег. В этом деле государствам помогают популярные передачи — они показывают, как здорово, дешево и душевно можно отдохнуть в данной стране.
Грузия приглашала российских ведущих программы «Руссо туристо» в Тбилиси и Батуми. Соответственно, тон программы получился довольно мягким и некритическим. Программу «Россия. Гений места» спонсирует Министерство культуры РФ. Ведущая шоу дает исторические справки и советует, как добраться до достопримечательностей и сэкономить деньги. «Непутевые заметки» выросли из пресс-туров. Это поездки, которые турагентства устраивают для журналистов в рекламных целях. Поэтому автор данной программы не забирается в непроходимые джунгли и не совершает экстремальных походов. Такой подход стал поводом для массы шуток, потому что большая часть зрителей программы не может позволить себе круиз на лайнере или лечение на водах в Баден-Бадене.
Секреты тревел-шоу: что скрывается от зрителей за камерой
Разрушителем мифов быть не всегда приятно, но иногда полезно. В наше время, когда для того, чтобы путешествовать, не обязательно выходить из дома, огромную популярность стали набирать тревел-шоу. Передачи рассказывают и показывают во всех красках удивительнейшие уголки всего света: от Антарктиды до самых жарких стран. Но мало кто знает, что на самом деле скрывается за камерой оператора и сколько подводных камней имеют такие шоу. Сегодня мы раскроем все карты популярных передач о путешествиях.
Огромное количество лишних и отвлекающих моментов
Нередко мы видим на экранах такие сцены, когда ведущего кусают опасные животные или насекомые, кто-то из съемочной группы, а иногда и сам ведущий ругаются с местными жителями. В такие минуты зритель максимально сопереживает всему, что происходит по ту сторону экрана. На самом же деле, большинство из таких сцен заранее продуманы и прописаны сценаристами. Такие кадры выступают в роли развлекательных и отвлекающих от сути маневров.
Экономия не всегда в плюсе
Ни один ведущий не признается, что он болел несколько дней после отравления уличной едой или выводил вшей, которых подцепил где-то в хостеле. По телевидению экономия должна выглядеть максимально удобно, на самом же деле, большинство путешественников не советуют останавливаться в самых дешевых хостелах, пусть даже и в цивилизованной Европе.
Реальность отличается от снятой картинки
Прежде чем показать ту или иную достопримечательность, на место съемок выезжают продюсеры со всей съемочной командой, чтобы удачно подобрать кадр с опытным оператором, договориться о проведении съемки передачи с местными жителями (если это требуется). Многие начинающие путешественники, к сожалению, сталкиваются с разочарованием, приезжая в места, красивую картинку которых они часто видели с экранов телевизора.
Реклама — зло
Зачастую бюджет, выделяемый для съемок проекта, небольшой, за счет этого приходится сотрудничать с массой рекламодателей, которые, конечно же, хотят, чтобы рекламы их продукции было как можно больше. Из-за этого сильно страдает зритель, который может поверить в то, что искусно прикрывается всего лишь хорошим маркетингом. К счастью, в последнее время стали появляться передачи, которые постепенно уходят от большого количества рекламы, показывая жизнь путешественников такой, какая она есть.
Стоимость часто неправдоподобна
Это вполне очевидно: процесс съемок небыстрый, иногда он занимает несколько месяцев. В то время, когда передача выходит в свет, многие ценники на услуги или проживание сильно меняются. Поэтому совет всем путешественникам: не верьте всему, что говорят с экранов, а лучше проверяйте на официальных сайтах отелей или музеев, куда вы собираетесь отправиться.