тревел проект что это такое
20 трэвел-стартапов, за которыми стоит следить в 2018-м году
Предыдущая заметка с подборкой европейских стартапов вызвала интерес аудитории VC.ru и мы решили опубликовать «расширенный список» компаний, на которые рекомендует обратить внимание отраслевое издание Skift. Кстати, представители двух компаний из этого списка выступят на Travel Tech Conference Russia, которая пройдёт уже на этой неделе.
Никаких скутеров и летающих такси. Никаких мечтаний о блокчейне. И ничего из Кремниевой Долины, которая получает и так слишком много внимания.
Когда Skift составлял этот список топ-20 трэвел-стартапов года мы хотели проигнорировать те, по поводу которых шумят остальные.
Современные инструменты продажи билетов для автобусных компаний
Размер привлеченных инвестиций: не разглашается
Главные инвесторы: Amadeus Ventures и JetBlue Technology Ventures
Мнение Skift: Компании потребовалось семь лет на решение сложнейшей технической проблемы по созданию инструментов, которые бы простимулировали развитие наземных транспортных компаний и повысили эффективность их бизнеса. В Betterez смогли создать продукт для масштабирования процессов. Сделано это было как раз вовремя, ведь данный сектор отчаянно нуждался в техническом обновлении. Представьте: сканирование мобильных билетов в автобусе, точные отчеты о пассажиропотоке, оптимизированное ценообразование с ориентацией на спрос, покупки и дополнительные продажи через смартфон.
Amazon Prime для бронирования отелей
Размер привлеченных инвестиций: не разглашается
Главные инвесторы: египетский мультимиллионер Сами Савирис
Примечание: Операционный директор Bidroom Марчин Весоловски выступит на Travel Tech Conference Russia с докладом «Новые решения, ломающие старые монополии. Почему разнообразие важно для индустрии туризма».
Чатботы для путешествий
Главные инвесторы: Partech Ventures, небольшая доля AccorHotels
Мнение Skift: Написание чатбота и создание бизнеса – процессы не равнозначные. Destygo выделились среди разработчиков чатботов своей умной и интерактивной платформой, разработанной специально для туристического сектора и поддержкой искусственного интеллекта. За первый (и пока единственный!) год существования Destygo вышла из-под крыла акселератора Hangar 51 от International Airlines Group (IAG), а также создала голосовых и виртуальных помощников для таких организаций, как Carlson Wagonlit Travel и Iberia Airlines.
Уберизация управления гостевой недвижимостью
Главные инвесторы: PAR Capital и T. Rowe Price
Мнение Skift: Да, многие хорошо профинансированные компании (например, Vacasa) используют новейшие технологические и бизнес модели для выкачивания прибыли из сектора аренды загородных домов. Но рынок большой и сегментированный, там всегда найдется место для чего-то нового. Evolve заявил о себе, предложив владельцам недвижимости уже готовые услуги – так называемые a la carte. Комиссия за базовый набор составит лишь 10%, в то время как некоторые конкуренты предлагают больший пакет услуг с комиссией до 30%. Evolve уже зарегистрировала в своем списке 7 500 активных владельцев (или управляющих) недвижимости и планирует удвоить эту цифру в течение года.
Помогают отелям сохранять разумное ценообразование
Главные инвесторы: Deutsche Telekom Capital Partners, Waypoint и JAL Ventures
Мнение Skift: Fornova начинала свою деятельность как самый узконаправленный веб-скрапер в мире. Такие клиенты, как Priceline и Expedia пользовались Fornova для онлайн-поиска и мониторинга разброса цен на отели. С тех пор стартап обогатился целой массой технологий, которые помогают отелям поддерживать разумные тарифы. Marriott, Accor и другие отельные сети пользуются Fornova для мониторинга и сравнения онлайн-цен, и автоматического изменения своих цен.
Универсальная платформа учёта для владельцев гостевой недвижимости
Главные инвесторы: Newark Venture Partners
Мнение Skift: Владельцы гостевой недвижимости хотят продвигать свои дома на Airbnb, Booking.com и других платформах, а многие компании продают для этого специализированные программы. Но ни одна из этих программ не является полноценным средством автоматизации задач, которые возникают после того, как турист нажимает кнопку «Забронировать». Например, ни одна программа не может решить проблему с потенциальными возвратами. Futurestay предлагает достойное решение, которое сократит количество рутинной работы до минимума. Филип Кеннард, генеральный директор Futurestay, говорит, что компания уже обслуживает свыше 100 000 объектов недвижимости без каких-либо затрат на рекламу или поисковый маркетинг.
Пусть отели выбросят свои сервера
Главные инвесторы: Accel, Saama и Vertex
Мнение Skift: Большая часть отельных сетей Индии и развивающихся стран использует серверные системы управления и страдает от нехватки централизованного контроля на корпоративном уровне. Кроме того, владельцы отелей не могут проводить финансовые операции с туристическими онлайн-агентствами в режиме реального времени. Hotelogix вывела все эти процедуры в единое мобильное интернет-приложение, доступное для клиентов из 100 стран мира. Схожий функционал есть и в других стартапах (Mews и SiteMinder). Однако долгожданная конкуренция – это глоток свежего воздуха для данного рынка.
Sabre и Travelport для проведения мероприятий и встреч
Главные инвесторы: не разглашаются
Мнение Skift: Лорен Холл, генеральный директор Ivvy, хотела представить международной аудитории собственную систему бронирования мероприятий. Она уже запустила бизнес в Австралии и Южной Африке, а за прошлый год были открыты новые офисы в Великобритании и США. Организаторы мероприятий и арендодатели в лице отелей увязли в системах, препятствующих прямому общению друг с другом. Те же проблемы решают и некоторые другие компании (Social Tables, Groupize и Breather) Однако Холл возлагает большие надежды на Ivvy, планируя создать первую глобальную систему дистрибуции для мероприятий.
Объединение разрозненных данных для получения единой картины о путешествии клиента
Размер привлеченных инвестиций: информация скрыта
Главные инвесторы: информация скрыта
Мнение Skift: Поставщики туристических услуг знают, что клиенты жаждут беспроблемного и персонифицированного опыта, а также ищут подходящие предложения. Однако в каждой компании есть лишь разрозненный набор данных по отдельно взятым туристам. Journera пытается объединить эти кусочки информации, чтобы компании могли составлять наиболее подходящие предложения на каждом этапе поездки. Adara, Adobe и Sabre уже пытались решить те же проблемы по-своему. Journera попала в наш рейтинг по нескольким причинам. Во-первых, из-за нашей веры в команду под управлением соучредителя и генерального директора Джеффри Катца (ранее он руководил Orbitz и Swissair). Во-вторых, их поддержал ряд филиалов крупных американских авиакомпаний и сетевых отелей.
Самый стремительно растущий туристический портал, о котором американцы никогда не слышали
Главные инвесторы: Иржи Главенка, чешский предприниматель
Примечание: В прошлом году операционный директор Kiwi.com Зденек Коменда сделал доклад о технологиях Kiwi.com на Travel Tech Conference Russia.
Информация для путешественников по новому шёлковому пути
Главные инвесторы: Qianhai Fund of Funds и Pufeng Fund.
Система управления отелями, которая переиграла известных игроков на рынке
Главные инвесторы: Notion Capital, Axivate Capital и Thayer Ventures
Мнение Skift: Инновации в отелях стабильно упираются в 300 или около систем управления отелями. Подавляющее большинство таких систем не могут быстро и беспроблемно интегрироваться с новыми сервисами из-за высокой платы за подключение, либо из-за неудобства в эксплуатации. Mews не требует платы за интеграцию. Компания выстроила свою систему с нуля и создала API, который делает инновации возможными. Apaleo, Hotelogix, Impala и SiteMinder выпустили схожие продукты, но рынок всячески приветствует конкуренцию.
Примечание: Сооснователь Mews Ричард Вальтр выступит на Travel Tech Conference Russia с докладом «Как сделать отель технологической компанией»
Онлайн-агентство, не такое жадное, как остальные
Главные инвесторы: Montefiore Investment
Искусственный интеллект для персонализации предложений по аренде автомобилей
Главные инвесторы: Delta Partners
Главные инвесторы: Civil Aviation Investment Fund и Caissa Tourism Group
Мнение Skift: Четыре главных системы дистрибуции (Amadeus, Travelport, Sabre и китайская TravelSky) аккумулируют большую часть всех билетов мировых авиакомпаний и распределяют их по туристическим агентствам. Но даже гиганты не могут охватить всех. Несколько новых компаний, в том числе индийский Mystifly и немецкий Peakwork, намерены заполнить эту нишу ультрасовременными технологиями. А PKFare – это китайская звезда того же направления. Они создали В2В площадку, на которой агентства, поставщики и компании, вроде TravelSky, получают доступ к брендированным тарифам (branded fares) авиакомпаний и отелей. Например, Finnair уже использует эту компанию из 200 сотрудников для распространения своих билетов через китайские агентства.
Главные инвесторы: Susquehanna International Group и InnoVen Capital
Мнение Skift: RedDoorz, появившийся в 2015 году, – это сеть бюджетных средств размещения с пятьюстами объектами в Индонезии, Сингапуре и Филиппинах. Да, компания повторяет бизнес-модель сервиса OYO, родом из Индии. Но что-то подсказывает, что руководство компании, возглавляемое соучредителем и генеральным директором Амитом Сабервалем, обладает теми редкими профессиональными качествами, которые помогут этой команде из 180 человек ловко отразить наступающую конкурентную угрозу со стороны китайских бюджетных отелей.
Забудьте про распечатку электронных билетов на экскурсии и мероприятия
Главные инвесторы: Vertical Ventures, Thayer Ventures, JetBlue Technology Ventures
Мнение Skift: Мелани Райан Мидор взяла на себя управление компанией, которая позволяет туристическим сайтам, музеям и организаторам отдыха автоматизировать и оцифровывать административные процессы. Компания работает с более чем 380 реселлерами и обслуживает свыше 200 клиентов, среди которых числятся Gray Line New York и Ripley’s Believe It or Not. Общий целевой рынок огромен. Подключив к работе операторов, компания может помочь рынку tours and activities соответствовать окружающей его шумихе.
Мода на пользовательские отзывы наконец-то дошла до кемпингов
Главные инвесторы: Peninsula Ventures
Мнение Skift: Миллионы людей занимаются кемпингом, но большинство из них до сих пор прибегают к устаревшим методам планирования отдыха. За 3 года своего существования The Dyrt успела создать собственное мобильное приложение для поиска кемпинг-площадок, в которое уже было добавлено 70 000 фотографий, видео и обзоров мест. Компания поощряет активных участников тематическими призами от поставщиков, которые всеми силами стараются получить доступ к миллиардным суммам, ежегодно тратящимся на активный отдых.
Забываем про скандалы из-за овербукинга на авиарейсах
Главные инвесторы: International Airlines Group, JetBlue Technology Ventures и Qantas Ventures
Мнение Skift: Этот стартап позволяет предугадать любые сбои в регулярности полетов на несколько часов вперед. Таким образом, авиакомпании успеют соблазнить более сговорчивых пассажиров некоей компенсацией взамен на перенос брони на другие рейсы. Volantio решает сложнейшие проблемы операционного, коммерческого и технического характера. Цель компании – помочь авиакомпаниям избежать конфликтных ситуаций у выходов на посадку и повысить общую прибыль. Азим Бародавала, генеральный директор компании, рассказал, что United уже тестируют сервисы стартапа на реальных клиентах.
Онлайн-турагентство для арабских путешественников
Главные инвесторы: Sadara Ventures и Global Founders Capital
Мнение Skift: Крупные рынки Саудовской Аравии, Ближнего Востока и Северной Африки была явно недооценены западными и китайскими международными турагентствами. Yamsafer, название которого перекликается с арабским словом «турист», успешно обошел региональных конкурентов и стал одним из самых популярных компаний для бронирования отелей и аренды жилья. Добавьте сюда адаптацию под мобильные устройства и гибкую политику в отношении местных требований к типам оплат.
При выборе стартапов мы руководствовались опросом владельцев туристического бизнеса по всему миру, который Skift проводил прошлой зимой от имени технологического гиганта отрасли Amadeus. Основатели компаний рассказывали, что их главным определением успешности был «рост компании на десятки процентов в год».
Мы согласны. Вам не нужно выдумывать второй Airbnb, чтобы стать успешным. И пусть большая часть стартапов нашего рейтинга еще не стала прибыльной, они отличаются быстрым ростом, а также многообещающими и масштабируемым продуктами. Мы уверены, что такие бизнес-модели должны привести к финансовой рентабельности.
А каким был прошлогодний рейтинг? Ознакомьтесь с главными туристическими стартапами 2017 года по версии Skift. Туда входили Alice, большую долю которой затем приобрела Expedia, и Baoku, в дальнейшем выкупленный Shiji – техническим отельным гигантом с поддержкой от Alibaba Group.
Вопреки всему: 5 travel-проектов, которые выросли в период пандемии
Журналист, автор тематики TravelTech
2020 год отбросил туризм на 30 лет назад, признают во Всемирной туристской организации. И к прежним показателям он вернется только через несколько лет. Отрасль потеряла миллионы, а десятки тысяч сотрудников сферы остались без работы. Однако есть и те, кто не захотел возвращаться в 90-е и нашел способ добиться успеха.
RB.ru пообщался с руководителями нескольких travel-проектов и узнал, как им удалось преуспеть во время пандемии.
«Альтуризм»: развитие российских деревень
Екатерина Затуливетер, основательница «Альтуризма»
Екатерина Затуливетер придумала и основала туристический проект «Альтуризм» в 2015 году. Главная его цель — развитие российских деревень. Агентство организовывает небольшие поездки в глубинку, во время которых можно отдохнуть, познакомиться с местным бытом, а заодно помочь жителям сел и деревень.
За время пандемии проект увеличил свой доход в три раза, команда придумала около 20 идей, две из которых реализовала практически сразу, а остальные продолжает развивать. Сама Затуливетер называет 4 причины успешности своего проекта во время пандемии.
Одним из новых проектов во время пандемии стал онлайн-курс по развитию малых территорий «Незавалинка». Спрос оказался очень большой, участники регистрировались не только из России, но и из других стран. Второй поток курса запустится в апреле этого года.
Второй продукт, от идеи до продажи которого прошло всего три недели, — акселератор «Путь ремесленника», где ремесленник совместно с дизайнером производит актуальный современный продукт. Суть была в том, чтобы сделать ремесленную продукцию качественной, полезной и отражающей традиции страны. Такую команду дизайнеров и бизнес-наставников, которая принимала участие в акселераторе, одновременно собрать в одном месте почти невозможно, и именно онлайн-формат позволяет это сделать.
Тест: узнай, сможешь ли ты грамотно выйти на рынок в другой стране
«Раньше не было такого доверия заказчика обучению онлайн, но карантин поставил всех в ситуацию, когда других вариантов нет, и этот способ показал свою дееспособность. Продукт получился очень востребованным на рынке», — рассказывает Затуливетер.
«До карантина мы действовали немного в противовес бизнес-сообществу. С одной стороны, мы были уверены, что все делаем правильно, с другой, когда постоянно видишь, что делаешь не так как остальные, закрадываются сомнения. 2020 год показал, что мы не зря шли по этому пути, и нам было очень комфортно во время карантина. Может быть, мы начали чуть раньше, чем следовало, но это дало нам возможность чувствовать себя хорошо, когда случилось непредвиденное», — добавляет основательница «Альтуризма».
VResorts: виртуальные прогулки по отелям
Владимир Варнавский, основатель VResorts
Компания VResorts в сентябре 2020 года запустила сервис, с помощью которого туристы могут оценивать отели в виртуальной реальности перед бронированием.
«Как и многие технологичные компании travel-сегмента, мы сфокусировались на развитии продукта в пандемию. Эксперты готовятся к быстрому росту индустрии в среднесрочной перспективе, поэтому запуск в тестовом режиме — очень логичный шаг для теста продукта с низкими нагрузками.
Мы собрали несколько тысяч пользователей и получили фантастические отзывы: путешественники просят, чтобы мы добавили больше контента виртуальной реальности, и готовы переключиться на нашу платформу.
После запуска мы получили явное подтверждение интереса пользователей уже в виде отзывов на готовый продукт и первых бронирований. Отели в 7 странах платят нам за наши услуги, что подтверждает и их интерес», — рассказывает основатель и руководитель компании Владимир Варнавский.
Он добавляет, что главной проблемой, с которой столкнулись руководители в туристической отрасли, стала турбулентность. Весь год нужно было постоянно решать, сокращать затраты или, наоборот, строить планы для роста компании. Успех travel-проектов в 2020-2021 годах очень зависит от гибкости менеджмента. Кто-то успел переориентироваться на местный рынок, некоторые компании меняли продукт или бизнес-модель. В VResorts сделали продукт доступнее для отелей, предложив им подписку, и придумали инструмент для онлайн-демонстраций с панорамой на 360 градусов.
«Основатели и руководители компаний априори обладают достаточно высоким оптимизмом, который помогает вести команды вперёд. Много раз за год оптимистичным было не увольнять сотрудников и надеяться на лучшее, хотя цифры диктовали обратное. Пандемия научила быстрее и увереннее принимать сложные решения, а еще тезис «бери от инвесторов столько денег, сколько можешь взять» зазвучал более убедительно. Большинство компаний были бы не против вернуться в прошлое, взять немного больше денег и пережить пандемию с меньшим стрессом», — говорит Варнавский.
Travel Inspirator: агрегатор путешествий
Виктория Воскресенская, основательница Travel Inspirator
«Вообще не думала, запускать мне проект или нет, такого вопроса не стояло. Как только пришла идея, стало понятно, что она такая классная и полезная, что если не я, ее запустит кто-то другой. Поэтому мне нужно было срочно начинать, неважно, что там в мире происходит», — рассказывает основательница проекта Travel Inspirator Виктория Воскресенская.
Travel Inspirator — агрегатор спланированных путешествий по миру. Заходишь на сайт, покупаешь онлайн-гид — и путешествие у тебя в руках, а точнее, в телефоне. В гайды по городам и странам включены маршруты по всему региону, подборка отелей со ссылками, список интересных мест с отметками на карте. Сейчас у проекта уже 18 путеводителей, а в сентябре 2020 года, когда начались продажи, было всего три.
Старт оказался успешным, и за первый месяц Travel Inspirator заработал 190 тысяч рублей.
«Я была абсолютно уверена, что это лучший месяц в моей жизни. Я продавала гайды, которые сделала сама, на сайте, который также делала сама. Для меня это была огромная мотивация продолжать и показатель того, что спрос есть и идея востребована», — рассказывает Воскресенская.
В декабре выручка составила уже 430 тысяч рублей, в январе — 560 тысяч. С февраля в команде Travel Inspirator работает уже 6 человек, и к концу месяца они заработали первый миллион. «Это дает невероятный химический коктейль эмоций, и чем больше такого роста происходит, тем сильнее его хочется и дальше», — добавляет Воскресенская.
На 2021 год планы не менее грандиозные. Над приложением, в котором можно будет управлять всеми гайдами, уже работает команда, и к концу года обещает его запустить. Также в планах выход на различные торговые площадки, коллаборация с Комитетом по туризму и выпуск первых печатных путеводителей. Последнее не входило в изначальную концепцию проекта, но этого очень просят клиенты, чтобы была возможность читать их «в кресле, в приятной атмосфере и в большом формате».
«Секрет успешного проекта — в основателе и команде. Любая идея может стать работающим международным бизнесом. Если вы не можете не сделать так, как было у меня, и идея зажигает, то точно можно свернуть горы. А потом главное — вовремя найти команду, так как основатель — и сила и слабое место. И когда он все берет на себя, получается такое «узкое горлышко», когда развитие останавливается из-за того, что у него просто не хватает времени на все. Если получается набрать сильную команду, вас уже не остановить», — считает Воскресенская.
Читайте интервью с компанией Travel Inspirator на RB.RU
Travelpayouts: туристическая партнерская сеть
Иван Байдин, руководитель партнерской программы Travelpayouts
Travelpayouts — туристическая партнерская сеть, объединяющая Aviasales, сервис поиска отелей Hotellook, а также партнерские программы рекламодателей для дополнительного заработка на туристическом рынке.
В этом году в партнерской сети Travelpayouts появилось 26 новых рекламодателей, компания сосредоточилась на подключении сервисов, которые работают именно на внутреннем рынке. Запустилась программа «Большая Страна», предлагающая путешествия по России, а также партнерские сервисы для поиска и бронирования санаториев на территории России и других стран. В США был всплеск интереса к аренде домов на колесах. Поэтому в Travelpayouts добавили предложения от RVshare с огромным парком машин-караванов.
Кроме того, все это время компания выступала в роли «психологической поддержки», проводя бесчисленное количество времени, успокаивая партнеров и рассказывая, что можно и нужно делать в текущих условиях. «Кажется, нам удалось остаться людьми в это непростое время и сохранить хорошие отношения абсолютно со всеми», — добавляет Байдин.
За период пандемии компания не сократила ни одного сотрудника, а ближе к лету пригласила еще 17 специалистов. Важно было не допустить панику, поэтому команда ежедневно обсуждала новости, действия, последние изменения и текущие цифры бизнеса. «Еще раз убедился в том, что важна команда единомышленников, которая двигает бизнес вперед и не дает замереть ни на секунду, что бы ни происходило вокруг», — говорит руководитель программы.
В планах на 2021 год у Travelpayouts большой продуктовый релиз, который позволит тревел-брендам эффективно использовать канал партнерского маркетинга, запуск собственного образовательного продукта, а также пятый Travelpayouts Affiliate Summit, который собирает бренды, travel-блогеров и партнеров, чтобы обсудить новинки на рынке партнерского маркетинга в индустрии путешествий, пообщаться и завести новые знакомства.
TripLunch: гастрономический туризм
Екатерина Баконина, основательница TripLunch
Международный гастрономический travel-проект TripLunch запустился в конце 2019 года и был ориентирован больше на Европу. Концепция заключалась в том, что любой человек, приехав за границу, может пойти в гости к местному жителю, посмотреть на быт изнутри и, конечно, попробовать местную кухню. Чтобы реализовать проект и разработать мощную онлайн-платформу для бронирования, основательница проекта Екатерина Баконина продала квартиру и вложила все средства в развитие. Но как только проект запустил первые туры, началась пандемия COVID-19, и границы закрыли.
TripLunch не прекратил развитие, и команда обратила свое внимание на Россию. «У нас гастрономического туризма как такового нет. Он сейчас в зачатке, и мы занимаемся его развитием», — рассказывает Екатерина Баконина. За период пандемии проект нарастил сотрудничество с российскими организаторами. Сейчас на сайте их уже более 1000, и это исключительно работа команды, учитывая, что затраты на рекламу были минимальными. Все организаторы проходят ручную модерацию, с каждым нужно пообщаться, чтобы узнать, что он может предложить путешественникам.
TripLunch развивает и онлайн-проекты. Один из самых ярких — «Гастрономические кругосветки» в социальных сетях. Люди из разных стран готовят в прямом эфире и рассказывают о том, что они готовят, историю блюд, а также региона, где они проживают.
«Четвертый сезон проекта был уже по России. Информации о наших гастрономических локациях практически нет. Многие узнавали не только о том, где и что можно попробовать, но и в каких мастер-классах принять участие. А потом приезжали в эти же места», — рассказывает основательница проекта.
«При минимальном бюджете мы через такие активности привлекаем людей к нам на сайт. А также — к участию в проекте, например, фермеров, у которых нет четкой базы, и часто их сложно найти. Получается коллаборация». Проект запустил уже 5 кругосветок и останавливаться не собирается.
Команда плотно работает и с европейскими организаторами, старается поддерживать контакты и продолжает устраивать онлайн-мероприятия. В ноябре 2020 года TripLunch стал финалистом всероссийского конкурса «Мастера гостеприимства» и был отмечен на фестивале «Таврида» как перспективный и яркий проект.