трек это что такое в педагогике
Буду пиарщиком. Значит химию можно не учить!
Персональная образовательная траектория: как это работает и кому она нужна
Михаил Митин директор онлайн-школы Skysmart
Сегодня только, пожалуй, в 10-11-м классе школьникам разрешают уделять меньше внимания «ненужным» предметам – тем, которые не связаны с будущей специальностью, по которым выпускник не сдает ЕГЭ. А что если такой подход начать использовать раньше?
Представьте обычный школьный класс: за первой партой сидят отличники и экстраверты, которым нравится выступать у доски, на задних рядах – ребята, которым не нравится лишнее внимание. Артем обожает географию, но скучает на математике. Марина щелкает уравнения, как семечки, но не сильна в сочинениях. Мила с трех лет изучает английский, Вася с первого класса ходит на курсы программирования. А родители Елисея вообще против дополнительного обучения.
Все дети очень разные, они усваивают информацию разными способами и с разной скоростью. Но программа и система оценки для всех одна и та же. И это несправедливо. Поэтому тема индивидуальных образовательных траекторий поднимается все чаще. Что это такое и как они работают?
Что такое персональная траектория обучения
Индивидуальная траектория обучения – это персональная программа, которая составлена с учетом всех особенностей ученика: его интересов и склонностей, изначального уровня знаний, типа характера, умения работать в команде или в одиночку.
Кроме того, персональный образовательный маршрут предполагает индивидуальный подход к оценкам. Существующая пятибалльная система не особенно эффективна. Четверка сама по себе ничего не говорит о том, что именно ребенок выучил, а что упустил. Она даже не дает понять, насколько старательно ребенок работал и сколько сил приложил, чтобы усвоить материал. Ведь для круглого отличника и хронического троечника четверка означает совсем разное.
Идея персональной траектории основывается на утверждении, что нет способных или неспособных детей. При правильном подходе каждый школьник может добиться успеха во всех дисциплинах. Поэтому при таком подходе каждый ученик получает свой собственный план, составленный с учетом того, как быстро он учится, какие задания предпочитает и чем интересуется. Все ученики идут к одной и той же цели – определенному набору академических достижений. Но каждый движется по собственной траектории.
Индивидуализация — это не только отдельная образовательная программа для каждого, но и результативность этой программы для каждого. Важно, чтобы каждый ученик, вне зависимости от своего уровня знаний или возможностей, достиг цели, следуя персональному треку. Старая парадигма, где учитель-авторитет передает знания ученику, уже устарела и не может считаться работающей моделью обучения.
Почему индивидуальный трек эффективнее усредненной программы?
Во-первых, такие траектории позволяют сосредоточиться на том, что ребенку действительно нужно и важно, и не тратить время на углубленное изучение того, что не пригодится ему в вузе или в будущей профессии. Ведь и родители, и дети часто жалуются на то, что школьная программа, особенно в старших классах, перегружена информацией, которая нужна не всем. Будущему пиарщику вряд ли очень нужно глубокое знание алгебры, а программисту не так уж важно знать на отлично химию. Персонализация помогает адаптировать программу и давать больше знаний, которые действительно пригодятся.
Во-вторых, такой трек помогает и улучшить результаты на короткой дистанции. Например, если ребенок пропустил какую-то тему по математике из-за болезни или просто по невнимательности, проблемы будут нарастать, как снежный ком, и отличник может превратиться в троечника за считанные месяцы. А индивидуальный трек позволяет вовремя выявить пробел в знаниях и закрыть его, чтобы избежать дальнейших сложностей.
В-третьих, индивидуальный трек легко подстроить под интересы школьника. Ведь мы всегда готовы изучать то, что нас волнует. Например, на уроках английского в Skysmart дети учат язык не по привычным топикам о семье и родном городе, а по материалам, которые учитель подбирает специально для них. Поклонники музыки переводят песни любимых групп, фанаты супергероев читают комиксы, а юные блогеры сочиняют посты для соцсетей на английском. При этом академический результат – например, умение правильно использовать Past Perfect или заучивание 100 новых слов – остается одинаковым для всех.
Онлайн-обучение показало нам те возможности, которые раньше были в тени. В частности, индивидуальные образовательные траектории. Развитие цифровых технологий сделало их особенно актуальными.
Все поняли, что мир меняется очень быстро, а значит, и обучение должно стремительно адаптироваться к новым условиям. Нужно быстро решать, какие знания нужны здесь и сейчас, и развивать у учеников гибкие навыки – например, умение быстро переключаться или искать и обрабатывать информацию.
Адаптивный образовательный трек: как и зачем создавать?
Однако пока на рынке немного реальных кейсов, и эти примеры чаще всего демонстрируют адаптивное обучение в пилотном варианте, на начальных этапах или рассчитанное на небольшую аудиторию.
Сложность заключается и в том, что часто за адаптивное обучение принимаются формы, которые им не являются:
Что такое адаптивное обучение? Это процесс обучения с использованием специальных алгоритмов для построения индивидуальной учебной траектории с помощью подобранных ресурсов и активностей, удовлетворяющих уникальным потребностям учащегося.
Как правило, такая система представляет собой учебные траектории с промежуточными точками контроля. Перед началом обучения сотрудники проходят входной тест, по результатам которого распределяются по разным трекам.
Следующее тестирование меняет траекторию в зависимости от результатов обучения, ориентируясь на то, какие изменения произошли с человеком на этом конкретном участке трека.
Здесь важно, чтобы адаптивное обучение учитывало также изменения в поведении на рабочем месте и было автоматизированным. В этом случае весь контент разбивается на небольшие фрагменты, и система должна уметь выстраивать треки из них, как из пазлов.
Чтобы построить адаптивную систему обучения, необходимо собрать данные о том, как сотрудники учатся. Вам понадобится:
Как построить адаптивную систему обучения?
Предположим, нам нужно создать систему обучения менеджеров по продажам-новичков. Как это можно сделать? (алгоритм можно применить и при обучении специалистов другого профиля).
Для начала проведите опрос и составьте профиль должности успешного менеджера по продажам. Проанализируйте статистику продаж и качество обслуживания, чтобы понять, через какой период времени новичок выходит на требуемый уровень эффективности в профессии. Эти данные сверьте с данными опроса лучших продавцов.
Например, новички на первой неделе изучают ассортимент продукции компании. После прохождения первого курса система обучения автоматически назначает второй курс и т.д. Но если новичок показал низкие результаты при прохождении тестов, система возвращает его к той теме, которая вызвала у него затруднения.
Система должна учитывать несколько показателей, чтобы эффективно выстраивать индивидуальную траекторию обучения. Например, если новичок успешно сдал тест, но показатели продаж у него низкие, программа должна вернуть его на этап раньше и перенаправить по другой траектории.
Дополнительными критериями перестраивания адаптивных траекторий могут стать отчеты от наставников и руководителей, которые подтверждают изменения поведения на рабочем месте (или говорят об отсутствии этих изменений).
Используйте различные способы поощрения сотрудников:
Лучше измерять результаты обучения не в количестве сотрудников, прошедших курсы, а в сокращении адаптационного периода для новичков, снижении процента браков, повышении продаж и других экономических показателях. То есть затрагивайте показатели, которые влияют на бизнес‑результаты.
Как построить личный образовательный трек на примере чашки кофе
Здесь изложен такой взгляд. Взгляд на образовательный трек со стороны последовательной продажи образовательных продуктов. И с точки зрения продажи главным в словосочетании “образовательный продукт” является слово “продукт”. И чтобы раскрыть суть абстрактного понятия “образовательный продукт”, можно выбрать некий простой и понятный продукт, пусть и не “образовательный”, но обладающий адекватными характеристиками. Пусть это будет чашка кофе. Что в них общего, а чем они отличаются?
— Кофе не является основной едой, но его можно назвать десертом (удовольствие, нет жесткой необходимости воспользоваться)
— Кофе можно употреблять, сколько захочется (частотность и продолжительность)
— Кофе можно встроить в график, когда удобно (гибкость графика потребления)
— Кофе вызывает зависимость (привычка использования), в том числе привязанность к месту где его варят хорошо.
— Кофе можно угостить или поделиться (шеринг на друзей), оно может объединять единомышленников (сообщество)
А теперь чем же “образовательный трек” может быть похож на «чашку кофе»?
Где уже используется:
Где используется такой прием
Где уже используется:
В открытых школах в явном виде пока такого не нашла. Скорее всего если и есть, то решения доступны только для студентов.
Но, в образовательном процессе, не все так банально. У пользователя уже есть объем материалов для изучения (возможно и на каждый день), поэтому ему не нужна еще одна цитата\факт\статья, но представим себе, что пользователь поступил на асинхронный курс (т.е там, где надо успевать жить в одном темпе с группой), но он так не может. Он не может читать и не отвлекаться, работать на одном проекте, 100% времени уделять одному занятию, что тогда делать?
Coursera ответила на это решением: если ты не успеваешь закончить сейчас, мы предлагаем тебе переместиться в другую группу и продолжить с ней.
Такого тоже пока нигде не встречала, но наверняка кто-нибудь такие вещи уже просчитал.
Трек это что такое в педагогике
Факультет Истории и права, 3 курс
Сегодня наряду с уже известными педагогическими специальностями, как, например, педагог-психолог, социальный педагог, мастер производственного обучения и др., появляются и новые, еще зарождающиеся профессии. Одной из таких профессий является разработчик образовательных траекторий.
Образовательная траектория и её разработчик
Индивидуальная образовательная траектория (ИОТ) – это инновационная образовательная программа, определенная последовательность элементов учебной деятельности, направленной на реализацию личностного потенциала каждого конкретного ученика в соответствии с их возможностями, способностями, интересами, при консультирующей, координирующей деятельности педагога во взаимодействии с родителями [3].
В сравнении с понятием «индивидуальный образовательный маршрут», значение термина «индивидуальная образовательная траектория», гораздо шире, что обусловило необходимость учитывать огромное количество внешних и внутренних факторов, которые влияют на специфику образовательной траектории.
К внешним факторам здесь можно отнести любые, даже спонтанные: поведение педагога и обучающихся, обстановка в коллективе и др. В качестве внутренних факторов выступают интересы, мотивы, потребности, а также эмоциональное и физическое состояние личности. Индивидуально-ориентированный подход в образовании позволяет добиться наиболее качественных результатов в обучении.
Разработчик образовательных траекторий – профессионал, создающий «путь обучения», в соответствии с которым будет построено обучение новых специалистов из предоставленных образовательными учреждениями курсов, также доступных онлайн, в том числе стимуляторов, тренажеров, стажировок и т.д., разрабатывающий на их основе образовательный трек с учетом индивидуально-психологических качеств и способностей конкретного человека [2].
Образовательные траектории в онлайн-обучении
Из приведённого выше определения становится ясно, что одним из способов представления информации разработчиком образовательных траекторий, является и онлайн-обучение. В этом и заключается перспективность данной профессии, так как весьма длительное время все проекты в данной области сводились к предоставлению доступа к видеозаписям лекций профессоров, либо электронной версии учебника. Сейчас это направление динамично развивается, оно поднялось на новый уровень, и поэтому приобрело широкую аудиторию из многочисленных пользователей онлайн-курсами сети Интернет со всего мира.
В России онлайн-обучение существует давно, однако широко известные проекты пока отсутствуют. Вероятно, это обусловлено направленностью на предоставление платных образовательных услуг, что, вследствие, не приводит к охвату широкой аудитории. На сегодняшний день функционирует лишь малая часть проектов с бесплатным доступом:
Особенности труда разработчика образовательных траекторий
К основным функциям, которые необходимо выполнять разработчику образовательных траекторий, относятся следующие:
— проектирование личностной модели самоорганизации и саморазвития;
— прогнозирование самостоятельного профессионального роста с учетом личностных качеств, возможностей и ценностно-ориентированных установок;
— самостоятельное занятие поиском профессионально-значимой информации;
— использование в качестве источника обучения личного опыта(педагогического, социального, профессионального).
В профессиональной разработке образовательных траекторий должны быть реализованы принципы результативности, динамичности, модульности, практической направленности, вариативности, массовости. В общих чертах к этапам данной деятельности можно отнести прогностический, технологический, аналитический. На прогностическом этапе происходит проектирование структуры программы самообразования и оценки педагогической деятельности. На технологическом этапе разработчик наполняет программу конкретными способами и средствами её реализации. Аналитический этап представляет собой соотнесение уже полученных результатов с ранее запланированными задачами и целями.
При проектировании образовательной траектории, производящейся по модели образовательного процесса в виде составленного план-графа, целью является создание минимального модульного плана (ММП) – перечня упорядоченных образовательных модулей и их тем (базовых образовательных модулей) для реализации программы. Вместе с тем, образовательная траектория должна быть представлена разработчиками как целостный образовательный процесс, при этом они должны исходить из ограничения времени на формирование результата обучения. Сам процесс планирования – итерационный (т.е. такая организация обработки данных, при которой действия повторяются многократно, не приводя при этом к вызовам самих себя). Поэтому на каждом этапе итерации производится примерка трудоемкости формирования ожидаемого результата обучения к времени, отведенному на его осуществление [1].
Как создать собственный образовательный трек
Список конкретных навыков журналиста, автора или создателя медиаконтента
Понятие профессии размылось. За одним и тем же названием, например «редактор сайта», стоит огромное разнообразие требований, навыков, «хотелок» работодателей. Вузы по инерции продолжают готовить «журналистов», хотя снежным комом растет количество специализаций, вариантов «журналистики», и разрастается список «что журналист должен уметь».
В медиасфере работают люди с очень разным опытом и базовыми дипломами. Усложняющаяся и ускоряющаяся жизнь требует более гибких подходов к профессиональному обучению.
Это не проблема исключительно журналистской сферы. Точно с такими же проблемами сталкиваются и другие отрасли — от электриков до юристов. Во всем мире идет огромная работа по переосмыслению как содержания образования, так и методов, форматов обучения. Все стремится к разнообразию, к уходу от схемы «одна профессия — один факультет».
Классическая образовательная система всегда инертна — она не может и не должна откликаться и перестраиваться на любой крутой поворот отрасли. Но значит ли это, что каждый конкретный журналист должен быть инертным?
Какой выход? Учиться составлять индивидуальные траектории обучения.
Что это такое? Вспомните, как было устроено ваше обучение в вузе. На факультете был разработан учебный план, составлено расписание. Поступив на факультет, студент следует маршруту, который нарисован без его участия, без учета его опыта и планов. В классической системе неважно, был у вас до поступления десятилетний опыт работы или вы ни разу не публиковались, на первом курсе вы обязаны будете прослушать один и тот же набор лекций.
Вы не можете повлиять на содержание, скорость, порядок изучения тем и предметов. Вы не можете выбирать преподавателей, у которых будете учиться.
Студент в классической системе обучения занимает достаточно пассивную позицию.
Есть и другие подходы к организации обучения. Со взрослыми хорошо работает «обучение через опыт», эмпирическое обучение. В противоположность схеме «сначала лекции, потом закрепляем навыки на практике» обучение через опыт не предполагает пассивного слушания. Студенты с самого первого дня обучения выполняют задания, обсуждают результаты, ищут нужную информацию, пробуют выполнять задания снова. Эмпирическое обучение максимально приближено к реальным проблемам, которые необходимо будет решать специалисту.
Такое обучение более гибкое в ситуации, когда у взрослого человека уже есть за плечами опыт, есть представление о том, каких ему / ей навыков не хватает, есть понимание, в каком направлении хочется развиваться.
Нужно понимать, что учиться через опыт непривычно, не обычно и сложно. Во-первых, потому, что нужно самому выстраивать свой образовательный трек, соблюдать дисциплину и нести ответственность. Не в формате «зачет / незачет», а в формате «научился / прохалявил». Вы можете попросить консультанта помочь вам выстроить индивидуальную траекторию и подобрать источники, где и как учиться. Но в целом вы сами составляете свой учебный план и расписание.
Во-вторых, вам самим нужно научиться диагностировать наличие или отсутствие у вас конкретных навыков. Например, нет такого навыка «Умею писать тексты». Нет навыка «Умею монтировать видео». Потому что тексты бывают разных жанров и для разных целей, а видео монтируется в разных программах и в разных стилях. Нет общего навыка «Умею делать инфографику» хотя бы потому, что там внутри «зашиты» навыки сбора и проверки данных, выбора адекватной формы визуализации, владение инструментами и сервисами для создания разных видов инфографики. А их, этих видов, очень много разных.
В-третьих, пока информационное и образовательное пространство не совсем заточено под такой подход к обучению. Возьмем, к примеру, такой конкретный навык, как «Найти первоисточник исследования, результаты которого опубликованы в статье, даже если нет работающей ссылки». Это навык поиска информации и верификации данных. Но если вы захотите научиться этому, сегодня вам нужно будет прочитать массу статей и книг по поиску информации, в которых, если честно, очень редко содержится ответ на этот конкретный вопрос.
И наконец, в эмпирическом обучении очень трудно поставить точку, «выписать диплом». Это движение по освоению новых и новых навыков, протаптывание новых тропинок в профессиональном поле. Совсем другой подход, непривычный и кажущийся сложным. Но стоит попробовать, ведь мы понимаем, что у большинства читателей журнала ЖУРНАЛИСТ нет свободных 4 лет, чтобы поступить на очный бакалавриат.
Я подготовила для вас список конкретных навыков журналиста, автора, создателя медиаконтента. Он не исчерпывающий, но достаточный для того, чтобы потренироваться в создании своего собственного образовательного трека.
Распечатайте его, выделите маркером те навыки, которыми вы уверенно владеете. «Уверенно» — это значит, что, если вам в редакции сейчас дадут такую задачу, вы ее выполните.
Другим цветом отметьте те навыки, которые вам нужны в ежедневной деятельности, но которые вам еще предстоит освоить. Третьим цветом отметьте те умения, которые ежедневно не нужны, но вам было бы интересно их освоить.
ПОИСК ИНФОРМАЦИИ
• По фамилии и роду занятий найти контакты человека: его e-mail, страницу в социальных сетях, телефон.
• По приблизительному описанию темы составить список организаций, которые этими вопросами занимаются на локальном, региональном и федеральном уровне.
• По названию организации найти контакты человека, ответственного за связи с прессой.
• Найти первоисточник исследования, результаты которого опубликованы в статье, даже если нет работающей ссылки.
• Найти людей, которые придерживаются другой точки зрения, нежели автор предоставленного вам текста.
• Найти и связаться с непосредственным начальником сотрудника государственного ведомства, который отказал вам в предоставлении информации.
• Составить список экспертов по теме, расположив их имена в порядке убывания авторитета, и обосновать, почему список получился именно такой.
• Найти, какой комитет инициировал законопроект, который сейчас проходит рассмотрение в первом чтении.
• Найти, в каком году и каким тиражом было опубликовано четвертое издание конкретной книги.
• Найти, кто и где произнес конкретные слова, которые ваш собеседник привел в вольном пересказе.
ОТБОР ИНФОРМАЦИИ
• Определить, что является информационным поводом, а что — новостью в каждом конкретном случае.
• Определить, какие данные в таблице значимы для материала, а какие нет.
• Настроить автоматическую сортировку писем по папкам в почтовом клиенте.
• Определить новостную ценность материала исходя из описанного сегмента аудитории.
• Рассортировать материалы по тематическим рубрикам.
• Рассортировать идеи материалов по группам пользователей, для кого они актуальны.
СТРУКТУРИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ
• Составить тезисный план публикации ДО того, как начнете собирать информацию.
• В двух предложениях рассказать суть рассказанного на пресс-конференции, не упустив важные детали.
• Нарисовать схему действия механизма, об изобретении которого пишете материал.
• Нарисовать схему движения денег от заказчика к подрядчикам, если в цепочке задействовано более 7 компаний, департаментов и организаций.
• Изобразить организационную схему компании, о деятельности которой вы пишете.
• Расположить события на ленте времени, когда готовите материал о деле, длящемся более года.
• Выделить в бюджете города строки, которые максимально изменились по сравнению с прошлым годом.
• Регулярно вести календарь, куда заносить информационные поводы, связанные с темами, которые вы курируете.
• Регулярно вести электронную базу или таблицу в Excel с контактами ваших ньюсмейкеров, источников информации, экспертов и консультантов.
ПРОВЕРКА ИНФОРМАЦИИ
• По домену можете определить, настоящий сайт или подложный.
• Найти дату изначальной публикации фотографии.
• Определить дату и время съемки конкретной фотографии.
• Найти, является ли конкретный человек сотрудником конкретной организации.
• Узнать, на самом ли деле эксперт имеет ученую степень.
• Проверить достоверность документа по входящему номеру.
• Определить, касалась ли рука фотошопа конкретной фотографии, выложенной в социальной сети.
• Определить действительного автора цитаты или афоризма.
• Проверить, когда и где именно происходили события, зафиксированные на видео.
НЬЮСМЕЙКЕРЫ И ГЕРОИ ИНТЕРВЬЮ
• Собираете факты о человеке ДО того, как отправляетесь к нему на интервью.
• Фиксируете примерные вопросы к интервью на бумаге.
• Можете задать провокационный вопрос, не оскорбив человека.
• Знаете дословно, кто какую информацию вам обязан предоставить по закону, или носите подборку цитат из законов всегда с собой.
• Можете уговорить героя прокомментировать ситуацию, даже если он (она) находится в шоке или переживает сильные эмоции.
• Получив ответ, задаете тот вопрос, который логично вытекает из ответа, а не тот, который записан следующим в вашем блокноте.
• Просите письменное разрешение на публикацию фотографий у героев сразу во время интервью.
• Оставляете визитку со своими контактами всем, с кем разговариваете, собирая информацию.
• Напоминаете своим подписчикам в соцсетях, что всегда готовы узнать любую важную информацию на условиях анонимности.
• Не разглашаете источник информации, если он попросил этого не делать.
• Используете разные типы вопросов, в том числе и для того, чтобы проверить спикера.
• Расшифровываете интервью с диктофона и вопросы с ответами публикуете в том порядке, в котором вы их задавали.
• Не задаете спикеру вопросы, ответы на которые можно узнать в открытых источниках.
• Если спикер не ответил на ваш звонок или письмо, вы напоминаете о себе через различные каналы, пока он не ответит.
КОММУНИКАЦИЯ С КОЛЛЕГАМИ В РЕДАКЦИИ
• Можете сами организовать совместную работу фотографа, двух журналистов, редактора и дизайнера над одним спецпроектом.
• Запаздываете со сдачей материала редактору не более чем на час.
• Помогаете коллегам найти нужные данные или освоить новый мультимедийный сервис.
• Основательно переписываете материал, если редактор его «завернул».
• Читаете / смотрите крупные материалы коллег, обсуждаете их по доброй воле, не на планерке.
• Подсказываете книги, курсы, вебинары, которые могли бы помочь вырасти молодому журналисту.
• Останавливаете коллегу, если он / она начинает повышать голос.
• Предлагаете идеи на редакционных встречах, даже если предыдущие десять не были поддержаны и реализованы.
ПОДПИСЧИКИ В СОЦСЕТЯХ
• Можете развязать холивар в социальной сети.
• Умеете написать авторскую подводку к материалу так, чтобы показать свой личный интерес к теме.
• Пригласить незнакомого человека в группу в соцсети, не нарушая сетевого этикета.
• Можете остановить холивар в социальной сети.
• Умеете выудить у комментаторов ценную дополнительную информацию для материала.
• Умеете отделять комментарии, поддерживающие конструктивную дискуссию, от комментариев троллей.
• Умеете создавать фейковые аккаунты в соцсетях, которые трудно поймать на фейковости.
УМЕНИЕ СОЗДАВАТЬ ЭЛЕМЕНТЫ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПУБЛИКАЦИЙ
Вы знаете, что это за формат, можете подобрать нужные для него исходные материалы, знаете минимум один сервис, с помощью которого элемент создается. Если сейчас попросим сделать руками — возьмете и сделаете.
• Аудиослайд-шоу
• Онлайн-калькулятор
• Таймлайн
• Интерактивный график, круговая диаграмма
• Слайдер «было / стало»
• Интерактивная карта на Google или «Яндексе»
• Тест, викторина
• Рейтинг, топ-лист
• Интерактивная фотография
• Интерактивная гистограмма
• Панорама, фото 360 градусов
• Вставка поста или твита из соцсети на сайт
• Гиперссылка, открывающаяся в новом окне
• Облако слов
• Коуб
• Видеоролик с титрами для соцсети
• Пошаговый алгоритм
• Скринкаст с закадровым текстом
• Прямая трансляция с возможностью встроить видеопоток на сайт
ВЕРСТКА, МОНТАЖ
• Умеете работать в программах и сервисах.
• Создавать лонгриды в Тильде или аналогах.
• Монтировать видео на смартфоне или планшете.
• Монтировать видео в Adobe Premiere или аналогах.
• Верстать обложки для соцсетей в Canva или аналогах.
• Заполнять админку сайта.
• Проставлять теги, ключевые слова.
• Обрезать иллюстрацию к материалу по стандарту.
Когда журналист приходит на работу, в ежедневной практике нам нужны вот такие конкретные навыки. Ваш профессиональный профиль — это конструкция, состоящая из таких небольших деталей — компетенций. Чем больше деталей у вас есть, тем больше вариантов трудоустройства вам доступно.
В карте медийных компетенций, разработанной в компании «Силамедиа», собраны и структурированы 316 умений, из которых медиаспециалист может выстроить свою индивидуальную программу обучения.
Каждый навык можно тренировать самостоятельно, можно участвовать в онлайн-марафонах и вебинарах, учиться на дистанционных и очных курсах, тренингах и мастер-классах. Участие и выступление на конференциях, книги, e-mail-рассылки, посты в профессиональных блогах, стажировки, обмены между редакциями тоже могут быть форматами вашего обучения. Ключевое отличие — вы не ждете, когда вас кто-то научит нужному навыку, а сами ищете возможность для тренировки конкретного умения.
Если поменять точку зрения на собственную стратегию обучения, практиковать активный поиск образовательных возможностей, можно сэкономить массу времени на малопродуктивных спорах, чему должен учить журфак, чему он учит, а чему не учит. Факультет журналистики (или любой другой классический институт профессионального образования) — это один из источников, где вы можете попробовать получить нужные навыки. Не единственный, а один из списка вариантов.
В современном мире невозможно в одном месте научиться всему, что вам понадобится в течение профессиональной жизни. Навыки самообразования, выстраивания собственных образовательных стратегий позволяют наращивать свой профессионализм, гибко реагировать на изменения в отрасли. Главное — не останавливаться.