трайбализм в казахстане что это такое
Трайбализм и агашизм – гиря для Казахстана — откровения блогера
Агашки в областях решают гораздо больше, чем акимы — об этом пишет блогер Канат Асылжанов. И со стыдом признается: «И мне помогла система агашек, свои люди…».
Приводим полностью размышления блогера:
Говоря о тридцатке самых конкурентоспособных стран, до которой нам вроде бы уже совсем недалеко осталось, о европейских ценностях, о развитом гражданском обществе и других красивых картинках из светлого будущего, многие наши ораторы лицемерно умалчивают (или романтично забывают) про то, что тормозит и тянет Казахстан назад.
«Я аргын» – сказала кроха
Да, они стыдливо умалчивают про это. Хотя это не то чтобы какая-то совсем древняя архаика – во всяком случае, при Абае и при великих биях такого не было. Тогда у казахов была степная демократия. Нет, это вполне современные атрибуты нашей жизни, без которых нельзя себе представить сегодняшний Казахстан в принципе. Трайбализм и агашизм – неизбежные спутники, это часть жизни общества, которая проявляется на всех этажах. От элит, которые, собственно, являются основой и опорой этого в стране, до обычных людей, повсеместно встроенных в это на ментальном, бытовом, карьерно-профессиональном и даже на детском уровне.
Кстати, детский уровень особенно показателен с точки зрения воспроизводства системы.
Практически каждый ребёнок у нас, у казахов, чуть ли не с детсада может абсолютно чётко сказать, кто он: найман, жалайыр, торе, аргын, албан, шапырашты, керей или кто там ещё…
Чёрная кость или белая
Но нет, этой этнокрасотой у нас всё не ограничивается. Жизнь в Казахстане выстроена сложнее. Она организована так, что наше прошлое абсолютно конкретно предметно влияет на настоящее. Родовое самосознание у нас выше простого этнокультурного «я» – и не потому, что мы вот такие особенные, а потому, что вовлечённость конкретных родов в структуру власти определяет влияние этих самых родов на различные сферы жизни.
Недавно стал свидетелем, как
пожилые дяденьки в жаркий день сидят в кымызхане и обсуждают: почему всю власть сконцентрировали в своих руках представители «қара сүйек»
(так называемая «чёрная кость»), тогда как в старые времена, как они говорят, основы управления всегда находились в руках у «ақ сүйек» («белая кость», т. е. самый «старший» казахский род Төре). Вот, слушал я всё это, попивая холодный кумыс за соседним столиком, слушал и ужасался, как на полном серьёзе можно обсуждать такие вещи. Грустно стало. Очень. XXI век на дворе, а у нас, господа, подумайте только… Какая архаика, какой мрак. В те времена, когда космические корабли бороздят просторы Вселенной, у нас здесь… хм… у нас здесь на полном серьёзе выясняют, кто у руля должен стоять, белая кость или чёрная.
Вспомнилась мне в этой связи поездка в Африку, в Экваториальную Гвинею в составе одной совершенно безбашенной группы Free Travellers. Чего мы там только ни насмотрелись, каких только червяков ни пробовали и каких только костей нам ни показывали. Вот для них там, наверное, да, такие разговоры актуальны. Но чтобы у нас…
Какой мрак, господа
И ведь если бы это были всего лишь досужие разговоры каких-то аксакалов, которым всё равно, о чём болтать. Однако дедушки не глупости болтали!
Суровая правда нашей жизни – в том, что отдельные роды действительно решают очень многое
Жизнь регионов вообще нельзя без этого представить.
У нашего президента есть такая практика: ставить акимом области человека из другого, не местного рода. Такое принципиальное противодействие трайбализму. Но к чему это приводит, мы все знаем. Новый человек всегда «автоматически» приводит в регион всю команду, всех своих. И начинается! Местные – те, кто остался – занимаются интригами и подсиживаниями. Начинаются обиды по признаку «свой / чужой». Проходит какое-то время, аким себя показывает с определённой стороны, и тогда какие-нибудь представители местных элит говорят новому боссу, к примеру, вот так: «Человек твоего рода (замакима, скажем) обижает наших. Ты это зря, зря ведёшь себя как хозяин, всё равно ты в этом регионе человек временный, ты только гость».
Если новый аким продолжает гнуть свою линию, начинается дальше – больше. Подсиживания, «подставы», громкие скандалы, уголовные дела, разоблачения… И если новый босс не смог выстроить баланс и найти какие-то компромисы с местными князьками и «баями», то всё завершится не лучшим образом для него.
Примеров – сколько угодно
Трайбализм как системное явление, разумеется, это не вещь в себе. Он выходит на высшие уровни управления государством. Представители различных родов там, в высших эшелонах власти, живут в состоянии вечной конкуренции, вечного соперничества и «перетягивания одеяла». Каждый из них знает, что поддержан элитами своего региона, соответственно он должен представителей этих элит прикрывать, продвигать и поддерживать. Бизнес конкретного региона (люди преобладающего в регионе рода) пользуется поддержкой своих влиятельных «агашек»; те в свою очередь делят сферы влияния с «агашками» других регионов и родов. Всё это в совокупности формирует такую кашу, в которой крайне сложно высмотреть контуры какого-то современного гражданского цивилизованного общества.
Очень наглядно такая система отношений проявляется в процессе «распиливания» бюджета,
распределения государственных проектов, проведения тендеров по госзакупкам, привлечения государственных инвестиций и так далее.
Последний вагон
Агашизм как явление является прямым продолжением и органической составляющей трайбализма. И пока мы существуем в такой системе, где многое или всё определяется твоим «цветом кости», – пока мы живём в такой системе координат, агашизм будет неизбежен. Потому что
именно «агашки» (влиятельные негласные закулисные дирижёры) в конечном счёте и являются центрами влияния, точками опоры в этой системе
Подчеркнём: не акимы, не начальники правоохранительных органов и даже не генпрокурор, а именно «агашки» определяют для каждого участника системы степень его влияния, меру его вовлечённости в процессы распределения и конечный объём дивидендов. Что с теми, кто не вписывается в эту модель, в Казахстане не церемонятся, это все прекрасно видели; недавние угрозы целому начальнику местной полицейской службы Шымкента тому свидетельство. Не вписался в систему отношений, не договорился с местными «агашками», не вышел на какой-то компромисс – не обижайся. Тебя сожрут.
Наверное, я не очень сильно ошибусь, если скажу, что мы живём в обществе абсолютно архаичном, близком к средневековой модели организации. Внешний антураж, все эти красивости вроде ЭКСПО, Универсиад или красивых свежеотстроенных городов, таких как Астана, он прикрывает, но не отменяет этой средневековости. Более того: в ней всем удобно.
Тебе удобно жить, зная, кто твой покровитель и насколько он влиятелен
Удобно встроиться в систему, работающую «под» твоим покровителем, и наслаждаться жизнью. У тех, кто встроился, гигантские возможности, им все пути открыты. Не косячь уж слишком сильно, не воруй уж слишком нагло – и всё, мир у твоих ног. Головокружительный взлёт таких персон как Бишимбаев или недавно посаженные вслед за ним Джакупов-младший сотоварищи, наглядное подтверждение этому наблюдению. А у тех, кто ещё не успел встроиться или не нашёл себе «агашку», есть стимул быстрее встроиться и найти.
Среди выпускников моего универа незадолго до окончания ходили обычные для этого периода разговоры: кто куда, кто чем планирует заняться. И тот пессимизм, с которым мои однокурсники говорили об этом, тогда поразил. Мало кто надеялся добиться какого-то успеха и продвижения своими знаниями. Все разговоры были лишь о том, «кто поддержит», «кто продвинет», «кто поможет». Те, у кого таковые были, правда, этого особо не афишировали, отшучивались, отмалчивались. Однако по прошествии лет я вижу, кто из них куда встроился. Встроились и достигли, без преувеличения, многого. Успехов вам, пацаны, на этом удобном пути. Не способности и не талант в нашем обществе определяют успех, увы, а кое-что другое.
И мне тоже, не скрою, в становлении бизнеса помогли. Поддержали земляки. Теперь при возможности я их тоже поддерживаю. Таковы принципы системы, такие у нас правила игры – не я их придумал и не мне их отменять. Грустно только за то, что в этой нашей удобной средневековости мы со временем не заметим, как безнадёжно и навсегда отстанем от поезда цивилизации.
Вон, последний вагон уже пролетает мимо! Но запрыгнуть на подножку нет сил. Гиря, прикованная к ногам, не пускает.
Трайбализм, бесперспективность и мысли покинуть родину
Трудоустройство через связи, сложность построения карьеры и иные причины порождают желание уехать у более 40 процентов молодежи Казахстана. К таким выводам пришли исследователи центра при министерстве по делам религий и гражданского общества. Авторы другого, негосударственного, исследования о молодежи отмечают, что установки на отъезд за рубеж закладываются государством и обществом.
ТРАЙБАЛИЗМ, ОТТАЛКИВАЮЩИЙ СПОСОБНУЮ МОЛОДЕЖЬ
21-летний Алибек Жахин, выпускник Назарбаев интеллектуальной школы, пятый год живет за границей. На последнем курсе учебы в вузе Будапешта он получил предложение поработать в известной компании в Венгрии. Предложение казахстанец принял.
— Мне кажется, молодежь видит, что происходит в Казахстане и как вообще идут дела во всем мире. Молодые люди уже разочаровываются во многих вещах: в отсутствии возможностей для непривилегированных слоев населения. Например, то, что у нас очень развит трайбализм. Мне кажется, из-за этого трайбализма не многие хотят оставаться. Самое главное для меня — не столкнуться с такими вещами, как трайбализм и связи, чтобы было всё более честно, — говорит Алибек Жахин.
Молодой человек не исключает, что в скором времени может вернуться в Казахстан, но говорит, что предпочтет работу в международных компаниях, чем в государственных или бюджетных организациях.
Согласно докладу «Молодежь Казахстана — 2017», подготовленному научно-исследовательским центром «Молодежь» при министерстве по делам религий и гражданского общества, 5,8 процента молодых казахстанцев хотят покинуть страну из-за того, что не считают возможным честно продвигаться по карьерной лестнице без использования родственных связей. Исследование, результаты которого представили в конце ноября, охватило две тысячи человек в возрасте от 14 до 29 лет со всех регионов Казахстана. Им был задан вопрос: «Если вы хотите уехать из Казахстана, то почему вы это хотите сделать?» 59,6 процента опрошенных молодых людей ответили, что не планируют переезжать/уезжать из Казахстана. Остальные же более чем 40 процентов молодежи выбрали определенную причину их желания покинуть страну. Ответы распределились следующим образом: «посмотреть мир» (17,4 процента), «получить качественное образование» (10,7 процента), «чтобы улучшить материальное положение» (8,4 процента), в целях трудоустройства (6,8 процента), у меня нет никаких перспектив и профессионального роста в Казахстане (5,5 процента), вернуться на историческую родину (2 процента), несоответствие моего менталитета менталитету казахстанцев (1,1 процента), жизнь здесь стала небезопасной (0,6 процента), не нравится резко континентальный климат (0,8 процента), затрудняюсь ответить (2,3 процента).
На вопрос репортера Азаттыка о причинах отсутствия в ответах варианта «недовольство политической ситуацией» Фарида Мусатаева, главный эксперт исследовательского центра «Молодежь», ответила, что в списке ответов есть похожие, по ее мнению, позиции — «жизнь здесь стала небезопасной» и «несоответствие моего менталитета с менталитетом казахстанцев».
Представитель департамента молодежной политики министерства по делам религий и гражданского общества Лира Раисова уверяет, что ведомство разрабатывает методы честного отбора кандидатов на работу в государственных структурах, но влиять на частный сектор они не могут:
— Если речь идет о государственных органах, в первую очередь мы должны обеспечить прозрачный, транспарентный конкурсный отбор. В данный момент над этим работают агентство по делам государственной службы, совершенствуется система отбора, большая реформа проведена по отборам в корпуса. Я думаю, что создаются условия, чтобы наиболее достойные люди проходили. Если вы говорите о частных компаниях, то я думаю, руководители должны быть заинтересованы в том, чтобы к ним на службу поступали компетентные, грамотные специалисты. Выбор за работодателями.
«УСТАНОВКИ ЗАКЛАДЫВАЮТСЯ ГОСУДАРСТВОМ»
Шерзад Омаров (25 лет) в 2015 году поехал получать степень магистра экономики и финансов в Германию. К моменту выпуска молодой человек начал получать предложения о работе, и «качественное образование» дало свои плоды. Он устроился в металлургическую компанию проектным менеджером и сейчас работает в России. По словам Шерзада, «компания заинтересована в его развитии», что для него является доминирующим показателем в выборе работодателя. После окончания вуза он не думал о возвращении в Казахстан, так как считает, что с международным опытом работы у него больше шансов:
— Я хотел получить международный опыт работы, потом если я решу вернуться в Казахстан, то вернуться уже с опытом работы. Степень магистра в Казахстане есть у каждого второго, и она не значит много. А вот международный опыт работы довольно хороший вес имеет. Поэтому я не рассматривал работу в Казахстане сразу после учебы.
Тем не менее ни Шерзад Омаров, ни Алибек Жахин, работающие за рубежом, не планируют менять гражданство Казахстана.
Политолог Толганай Умбеталиева отмечает, что у казахстанской молодежи преобладает желание переехать на время – от одного до десяти лет. Она ссылается на опубликованное в 2016 году негосударственное исследование «Молодежь в Центральной Азии: Казахстан» (Youth in Central Asia: Kazakhstan), соавтором которого она выступила. Исследование, охватившее более тысячи представителей молодежи со всех регионов Казахстана, подготовлено Фондом Фридриха Эберта. Согласно исследованию, желание уехать из Казахстана выразило около 10,6 процента респондентов.
— Интересно то, что число тех, кто хотел бы переехать и остаться навсегда, преобладает среди сельской молодежи, тогда как городская молодежь в основном хотела бы вернуться. Основными причинами переезда для молодого поколения являются качество жизни, личные причины, карьера. Сменить гражданство хотели бы 4,8 процента молодежи, большая часть из которых на вопрос: «Какое у Вас финансовое положение?» — ответили: «Плохое». Если смотреть по форме занятости, то желающие уехать доминируют среди тех, кто на момент опроса не имели постоянного места работы или учебы, — делится результатами политолог.
Толганай Умбеталиева считает, что доля молодежи, которая хотела бы сменить гражданство или уехать «навсегда», относительно невысока, но в будущем число жалующих может увеличиться.
— Понятно, что сегодня есть государства, которые очень привлекательны для жизни, и есть государства, из которых люди хотели бы уехать. Неравенство качества жизни в разных государствах способствует тому, что люди из одной страны переезжают в другую страну. И для таких людей изменить свою жизнь рассматривается как поменять государство, но не поменять условия жизни в собственной стране. Опять же, такие установки и убеждения закладываются государством, системой образования и обществом, — соответственно, нужно формировать и поощрять гражданскую активность, чтобы граждане не были равнодушны к своей стране и не «искали легкой жизни», — говорит Толганай Умбеталиева.
Однако формировать гражданскую активность среди молодых, похоже, не так просто. Согласно исследованию Фонда Эберта, более 40 процентов респондентов в Казахстане ответили, что им «не очень важно» «участвовать в политике» и «принимать участие в гражданских инициативах», а свыше 30 процентов указали, что им «вообще не важно» участвовать в политической жизни.
Трайбализм и агашизм – как гиря, прикованная к ногам. Что мешает Казахстану успешно развиваться
Говоря о тридцатке самых конкурентоспособных стран, до которой нам вроде бы уже совсем недалеко осталось, о европейских ценностях, о развитом гражданском обществе и других красивых картинках из светлого будущего, многие наши ораторы лицемерно умалчивают (или романтично забывают) про то, что тормозит и тянет Казахстан назад
«Я аргын», – сказала кроха
Да – они стыдливо умалчивают про это. Хотя это – не то чтобы какая-то совсем древняя архаика – во всяком случае, при Абае и при великих биях такого не было. Тогда у казахов была степная демократия. Нет, это – вполне современные атрибуты нашей жизни, без которых нельзя себе представить сегодняшний Казахстан в принципе. Трайбализм и агашизм – неизбежные спутники, это часть жизни общества, которая проявляется на всех этажах: от элит, которые, собственно, являются основой и опорой этого в стране, до обычных людей, повсеместно встроенных в это на ментальном, бытовом, карьерно-профессиональном и даже на детском уровне.
Кстати, детский уровень особенно показателен с точки зрения воспроизводства системы: практически каждый ребёнок у нас, у казахов, чуть ли не с детсада может абсолютно чётко сказать, кто он: найман, жалайыр, торе, аргын, албан, шапырашты, керей, или кто там ещё.
Чёрная кость или белая
Но нет, этой этно-красотой у нас всё не ограничивается. Жизнь в Казахстане выстроена сложнее. Она организована так, что наше прошлое абсолютно конкретно, предметно влияет на настоящее. Родовое самосознание у нас выше простого этнокультурного «я» – и не потому, что мы вот такие особенные, а потому, что вовлечённость конкретных родов в структуру власти определяет влияние этих самых родов на различные сферы жизни.
Недавно стал свидетелем, как пожилые дяденьки в жаркий день сидят в кымызхане и обсуждают: почему всю власть сконцентрировали в своих руках представители «қара сүйек» (так называемая «чёрная кость»), тогда как в старые времена, как они говорят, основы управления всегда находились в руках у «ақ сүйек» («белая кость», т. е. включая род Төре). Вот, слушал я всё это, попивая холодный кумыс за соседним столиком, слушал и ужасался, как на полном серьёзе можно обсуждать такие вещи. Грустно стало. Очень. XXI век на дворе, а у нас, господа, подумайте только. Какая архаика, какой мрак. В те времена, когда космические корабли бороздят просторы Вселенной, у нас здесь. хм. у нас здесь на полном серьёзе выясняют, кто у руля должен стоять: белая кость или чёрная.
Вспомнилась мне в этой связи поездка в Африку, в Экваториальную Гвинею в составе одной совершенно безбашенной группы Free Travellers. Чего мы там только ни насмотрелись, каких только червяков ни пробовали, и каких только костей нам ни показывали. Вот для них там – наверное, да, такие разговоры актуальны. Но чтобы у нас.
Какой мрак, господа.
И ведь если бы это были всего лишь досужие разговоры каких-то акаскалов, которым всё равно о чём болтать. Однако дедушки не глупости болтали! Суровая правда нашей жизни – в том, что отдельные роды действительно решают очень многое. Жизнь регионов вообще нельзя без этого представить.
У нашего президента есть такая практика: ставить акимом области человека из другого, не местного рода. Такое принципиальное противодействие трайбализму. Но к чему это приводит, мы все знаем. Новый человек всегда «автоматически» приводит в регион всю команду, всех своих. И начинается! Местные – те кто остался – занимаются интригами и подсиживаниями. Начинаются обиды по признаку «свой / чужой». Проходит какое-то время, аким себя показывает с определённой стороны, и тогда какие-нибудь представители местных элит говорят новому боссу, к примеру, вот так: «Человек твоего рода (замакима, скажем) обижает наших. Ты это зря, зря ведёшь себя как хозяин, всё равно ты в этом регионе человек временный, ты только гость».
Если новый аким продолжает гнуть свою линию, начинается дальше – больше. Подсиживания, «подставы», громкие скандалы, уголовные дела, разоблачения. И если новый босс не смог выстроить балансов и найти каких-то компромиссов с местными князьками и «баями», то всё завершится не лучшим образом для него.
Примеров – сколько угодно.
Трайбализм как системное явление, разумеется, – это не вещь в себе. Он выходит на высшие уровни управления государством. Представители различных родов там, в высших эшелонах власти, живут в состоянии вечной конкуренции, вечного соперничества и «перетягивания одеяла». Каждый из них знает, что поддержан элитами своего региона, соответственно – он должен представителей этих элит прикрывать, продвигать и поддерживать. Бизнес конкретного региона (люди преобладающего в регионе рода) пользуется поддержкой своих влиятельных «агашек»; те, в свою очередь, делят сферы влияния с «агашками» других регионов и родов. Всё это в совокупности формирует такую кашу, в которой крайне сложно высмотреть контуры какого-то современного, гражданского, цивилизованного общества. Очень наглядно такая система отношений проявляется в процессе «распиливания» бюджета, распределения государственных проектов, проведения тендеров по госзакупкам, привлечения государственных инвестиций и так далее.
Последний вагон
Агашизм как явление является прямым продолжением и органической составляющей трайбализма. И пока мы существуем в такой системе, где многое или всё определяется твоим «цветом кости», – пока мы живём в такой системе координат, агашизм будет неизбежен. Потому что именно «агашки» (влиятельные, негласные закулисные дирижёры) в конечном счёте и являются центрами влияния, точками опоры в этой системе. Подчеркнём: не акимы, не начальники правоохранительных органов и даже не генпрокурор, а именно «агашки» определяют для каждого участника системы степень его влияния, меру его вовлечённости в процессы распределения и конечный объём дивидендов. Что с теми, кто не вписывается в эту модель, в Казахстане не церемонятся, – это все прекрасно видели; недавние угрозы целому начальнику местной полицейской службы Шымкента тому свидетельство. Не вписался в систему отношений, не договорился с местными «агашками», не вышел на какой-то компромисс – не обижайся. Тебя сожрут.
Наверное, я не очень сильно ошибусь, если скажу, что мы живём в обществе абсолютно архаичном, близком к средневековой модели организации. Внешний антураж, все эти красивости вроде ЭКСПО, Универсиад или красивых, свежеотстроенных городов, таких как Астана, – он прикрывает, но не отменяет этой средневековости. Более того: в ней всем удобно. Тебе удобно жить, зная, кто твой покровитель и насколько он влиятелен. Удобно встроиться в систему, работающую «под» твоим покровителем, и наслаждаться жизнью. У тех, кто встроился – гигантские возможности, им все пути открыты. Не косячь уж слишком сильно, не воруй уж слишком нагло – и всё, мир у твоих ног. Головокружительный взлёт таких персон, как Бишимбаев или как недавно посаженные вслед за ним Джакупов-младший сотоварищи, наглядное подтверждение этому наблюдению. А у тех, кто ещё не успел встроиться или не нашёл себе «агашку», есть стимул быстрее встроиться и найти.
Среди выпускников моего универа незадолго до окончания ходили обычные для этого периода разговоры: кто куда, кто чем планирует заняться. И тот пессимизм, с которым мои однокурсники говорили об этом, тогда поразил. Мало кто надеялся добиться какого-то успеха и продвижения своими знаниями. Все разговоры были лишь о том, «кто поддержит», «кто продвинет», «кто поможет». Те, у кого таковые были, правда, этого особо не афишировали, отшучивались, отмалчивались. Однако, по прошествии лет я вижу, кто из них куда встроился. Встроились и достигли, без преувеличения, многого. Успехов вам, пацаны, на этом удобном пути. Не способности и не талант в нашем обществе определяют успех, увы, а кое-что другое.
И мне тоже, не скрою, в становлении бизнеса помогли. Поддержали земляки. Теперь, при возможности, я их тоже поддерживаю. Таковы принципы системы, такие у нас правила игры – не я их придумал, и не мне их отменять. Грустно только за то, что в этой нашей удобной средневековости мы со временем не заметим, как безнадёжно и навсегда отстанем от поезда цивилизации.
Вон, последний вагон уже пролетает мимо! Но запрыгнуть на подножку нет сил. Гиря, прикованная к ногам, не пускает.