транзит власти что это такое

В России начался транзит власти. Объясняем все, что можно объяснить

транзит власти что это такое. Смотреть фото транзит власти что это такое. Смотреть картинку транзит власти что это такое. Картинка про транзит власти что это такое. Фото транзит власти что это такое

В России началась большая конституционная реформа. Ее законность вызывает вопросы

Согласно основному закону РФ, пересмотр Конституции невозможен без специальных процедур – в том числе созыва Конституционного собрания. При этом в Конституции оговорено, что некоторые поправки в текст может принимать парламент. Эти поправки не должны касаться глав 1, 2 и 9 основного закона («Основы конституционного строя», «Права и свободы человека и гражданина», и «Конституционные поправки и пересмотр Конституции»).

Некоторые эксперты соглашаются с тем, что предложенные Путиным поправки – не радикальные. «Те конституционные изменения, которые предложены, не меняют нашу конституционную рамку, они не являются радикальными, они не меняют композицию нашей политической системы, – объясняла в эфире «Настоящего Времени» политолог Екатерина Шульман. – Но говоря это, мы должны помнить, что то, что было заявлено в послании, было заявлено в довольно неопределенных терминах. Каждое из этих положений можно интерпретировать по-разному, с разной степенью, скажем так, радикализма».

транзит власти что это такое. Смотреть фото транзит власти что это такое. Смотреть картинку транзит власти что это такое. Картинка про транзит власти что это такое. Фото транзит власти что это такое

«Не демократическая процедура, а движуха». Шульман о послании Путина и отставке правительства

Однако даже если специальных процедур для принятия поправок не нужно, внесенный в парламент законопроект противоречит некоторым законам РФ. Так, порядок внесения изменений в Конституцию регулирует принятый в 1998 году Федеральный закон №33. В нем, в частности, говорится, что один законопроект о поправках не может содержать изменения в несвязанные статьи Конституции. Законопроект о поправках, внесенный Путиным, предлагает поменять или дополнить 14 статей Конституции – в одних говорится о создании новых органов власти, в других – о привязке МРОТ к прожиточному минимуму.

«Такие вещи вообще в конституциях не пишут, – отмечает в интервью НВ ученый, специалист по конституционному праву Игорь Шаблинский. – Это, если хотите, политический жест, заигрывание с какими-то группами населения, которые можно на это купить, обмануть. Если хочется повысить минимальную оплату труда – ну так повышайте, о чем речь. Для этого не нужно менять Конституцию».

Поправки принимаются в спешке. Почему это делается, неясно

транзит власти что это такое. Смотреть фото транзит власти что это такое. Смотреть картинку транзит власти что это такое. Картинка про транзит власти что это такое. Фото транзит власти что это такое

транзит власти что это такое. Смотреть фото транзит власти что это такое. Смотреть картинку транзит власти что это такое. Картинка про транзит власти что это такое. Фото транзит власти что это такое

транзит власти что это такое. Смотреть фото транзит власти что это такое. Смотреть картинку транзит власти что это такое. Картинка про транзит власти что это такое. Фото транзит власти что это такое

Как Госдума приняла в первом чтении поправки в Конституцию России

No media source currently available

Путин пытается легитимизировать реформу. В том числе с помощью неконституционных процедур

В рабочую группу, созданную для разработки поправок к Конституции, вошли 75 человек – не только сенаторы и политики, но и представители общественности. В том числе – спортсменка Елена Исинбаева, художественный руководитель театра «Et Cetera» Александр Калягин, предприниматель Наталья Касперская, пианист Денис Мацуев, атаман Всероссийского казачьего общества Николай Долуда, директор Эрмитажа Михаил Пиотровский, режиссер Карен Шахназаров. Очевидно, это нужно для того, чтобы придать поправкам легитимность – показать, что они если не исходят от самих россиян, то как минимум принимаются с их согласия и одобрения видных членов общества.

«Поймите, это не конституционная процедура, – объяснял в эфире НВ социолог Константин Гаазе. – Слово «голосование» сразу выводит все происходящее за пределы Конституции. Есть голосование за органы власти, выборы так называемые, а есть референдум. Все остальное к Конституции не имеет никакого отношения».

транзит власти что это такое. Смотреть фото транзит власти что это такое. Смотреть картинку транзит власти что это такое. Картинка про транзит власти что это такое. Фото транзит власти что это такое

«Доброе слово и пистолет». Социолог Гаазе объясняет, как связаны планы Путина изменить Конституцию и обещание новых пособий

Поправки расширяют полномочия президента, а не ограничивают их

После послания президента выдвигались предположения, что предложенные им поправки – шаг в сторону ослабления фигуры президента и расширения полномочий парламента. Однако внесенный в Госдуму законопроект свидетельствует скорее об обратном: президент не только сохранит текущие полномочия, но и получит новые. В том числе усилится зависимость от президента судебной власти.

Вот основные изменения, которые затронут государственное устройство России:

1. Конституция позволит не исполнять международные нормы

Статью 15 Конституции РФ, которая гарантирует приоритет международных договоров над российскими законами, нельзя менять с помощью поправок – только приняв новую Конституцию целиком. Поэтому в новом законопроекте эта статья оставлена без изменений – но российские власти получат возможность просто не исполнять отдельные решения межгосударственных органов. Сейчас нечто похожее происходит с решениями ЕСПЧ.

2. Изменятся полномочия президента и парламента

Госдума получит право утверждать не только премьера, но и вице-премьеров и министров. Совет Федерации сможет влиять на назначения в силовом блоке – назначать глав силовых ведомств будет президент, но после «консультаций» с сенаторами (членов Совета Федерации теперь будут именовать так официально).

Вопреки опасениям экспертов, в законопроекте говорится, что один и тот же человек не сможет быть президентом более двух раз – из Конституции уберут слово «подряд», которое позволило Владимиру Путину избираться на третий и четвертый срок. Ни о каких других ограничениях полномочий президента в законопроекте не говорится. По новой Конституции, президент сможет:

3. Появится Госсовет

Государственный совет – новый орган власти, который появится в Конституции впервые. Госсовет будет заниматься «обеспечением согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти, определения основных направлений внутренней и внешней политики Российской Федерации и приоритетных направлений социально-экономического развития государства» — то есть фактически возьмет на себя часть президентских функций. Как именно все это будет происходить – непонятно: федеральный закон о Государственном совете еще только предстоит принять.

Как минимум часть из этих изменений некоторые эксперты оценивают позитивно. Так, Илья Шаблинский усматривает позитивное изменение в праве Госдумы назначать правительство, а также в праве Конституционного суда оценивать соответствие новых законов Конституции РФ до их вступления в силу. При этом Шаблинский называет «абсолютно ненормальной» ситуацию, при которой президент может отправлять в отставку судей.

Об усилении зависимости судебной власти от президента говорит и политолог Александр Кынев. «Прямая зависимость судей и суда от президента увеличивается, и за счет механизма обращения в этот самый суд увеличивается возможность президента отклонять законы, которые принимает парламент, –​ рассуждает эксперт. –​ При таком сценарии сложно представить, что закон, который президенту не нравится, станет законом. То есть по сути дела он получает право абсолютного вето фактически по этому закону».

транзит власти что это такое. Смотреть фото транзит власти что это такое. Смотреть картинку транзит власти что это такое. Картинка про транзит власти что это такое. Фото транзит власти что это такое

«Зависимость судей от президента увеличится». Юрист и политолог о том, как поправки Путина изменят работу Конституционного суда

Что означают эти изменения для России?

Определенного ответа на вопрос о том, как может выглядеть новая конфигурация власти в России, до сих пор нет. Очевидно, что ни перехода к полноценной парламентской республике, ни вообще какого-либо ослабления фигуры президента, поправки к Конституции не предусматривают.

«Насколько я понимаю, стоит задача сохранить нынешнюю конфигурацию или конструкцию власти, – заявил НВ профессор конституционного права Илья Шаблинский. – Реальность власти, в которой главное слово всегда принадлежит президенту, где он играет роль ведущей политической силы, а все остальные – так, сослагательные элементы. Но при этом изменить некие декоративные элементы».

Другие эксперты опасаются, что изменения будут не просто декоративными – а фактически приведут к реализации в России казахстанского сценария транзита власти. С таким определением согласна Екатерина Шульман: «В целом это то, что называется у политологов «казахстанский сценарий транзита» – некоторое распределение президентских полномочий между коллективными органами и возможность для предыдущего президента сохранять некий почетный титул, при этом связанный опосредованно и с кадровыми полномочиями. В нашем случае, видимо, это председатель Госсовета, то есть это похоже в достаточной степени на ту схему, которая вроде бы пока неплохо показывает себя в Казахстане».

При этом в рамках «казахстанского сценария» Нурсултан Назарбаев, сложив с себя полномочия президента, сохранил пост главы Совета безопасности республики. В проекте поправок к Конституции России Совет безопасности РФ не фигурирует – следовательно, главой этой структуры по-прежнему будет президент.

Источник

Как ВВП может спокойно расстаться с президентством, чтобы снова стать главой государства

транзит власти что это такое. Смотреть фото транзит власти что это такое. Смотреть картинку транзит власти что это такое. Картинка про транзит власти что это такое. Фото транзит власти что это такое

Берлинское экспертное сообщество Atlantic Community ведет дискуссию о том, какой будет наша страна после четвертого президентства Путина. «В России каждые десять лет все меняется, и за 200 лет ничего не меняется». Эта цитата, приписываемая русскому реформатору начала XX века Петру Столыпину, хорошо отражает загадку для любого, кто пытается справиться с политическими изменениями в России», — так политолог Фабиан Буркхардт характеризует текущую ситуацию в самом большом государстве мира.

Тем самым эксперт Atlantic Community дает понять, что РФ мало чем отличается от России династии Романовых: какая разница — 1819-й или 2019-й годы на календаре? Страна по-прежнему поделена на касты, «наверху» одни и те же лица сановников, в почете армия и полиция, экономика стагнирует. Впрочем, слова Столыпина, похоже, все-таки притянуты за уши. Говоря о застое, Буркхардт, тем не менее, ищет ответы на вопросы, насколько велика будет роль самого Путина за пределами 2024 года, а также альтернативных элит, институтов, рядовых бюрократов, политических партий, российских регионов или в целом гражданского общества в РФ.

Дело, оказывается, даже не в самом Путине, поскольку «транзит власти» — это о многом другом, кроме президента. Прежде всего, по мнению Буркхардта, речь идет о самом государственном устройстве РФ, которое «классифицируется им как авторитарный режим». С другой стороны — это нормально, ибо такая система правления характерна для 40% населения Земли. Просто в таких странах предпочтения простых избирателей уходят на второй план, уступая интересам и играм элит, отмечает эксперт.

Именно поэтому транзит власти-2024 таит в себе неожиданности, так как элиты — «короли госзакупок», олигархи и топ-менеджеры уже хеджируют свои риски, ибо наблюдается падение популярности нынешней власти, что в свою очередь может превратить Путина в хромую утку. Имеется в виду неудачная и даже глупая с политической точки зрения пенсионная реформа.

Потеря популярности Путина, как пишет автор Atlantic Community, связана и с плохим качеством управления экономикой. «Сокращающиеся ресурсы и растущий аппетит к поиску ренты усиливают борьбу за куски финансовых потоков, — рассуждает Фабиан Буркхардт. — Несмотря на то, что репрессивные меры также используются для дисциплинирования элит сверху вниз, внутренние распри не всегда иерархически координируются и поэтому все чаще преподносят сюрпризы и руководству».

Следовательно, даже хорошо спланированная передача президентства в «хорошие руки» чревата самыми неконтролируемыми проблемами.

И в самом деле, если посмотреть на предшествующий опыт, в том числе и других стран, порядка 66% всех «транзитов власти» провалились. Взять, к примеру, в качестве «преемника» генсека Юрия Андропова молодого Михаила Горбачева, у которого, кстати, много общего с Дмитрием Медведевым.

Сказать, что при Горбачеве «что-то пошло не так», было бы стократным преуменьшением политической катастрофы. Зато как хорошо все начиналось — молодой и перспективный.

В этой связи эксперт Atlantic Community дает оценку транзитов власти в 1999 году от Ельцина к Путину и в 2008 году — от Путина к Медведеву. Он назвал их неудачными экспериментами «при ближайшем рассмотрении». И в первом, и во втором случае «они развивались вопреки первоначальным ожиданиям, поэтому усилили восприятие Путина о том, что отказ от власти является рискованным и в целом нежелательным».

Таким образом, по мнению сообщества Atlantic Community, вероятность операции «преемник» не так уж велика. Проще всего было бы внести поправки в статью 81.3 Конституции России об отмене правила двух сроков.

Для этого необходимо две трети голосов в Государственной Думе и три четвертых голосов в Совете Федерации. То и другое у ВВП имеется. Проблема, однако, в том, что правящая партия «Единая Россия» стала токсичной для населения. Ее электоральная популярность находится на минимуме после повышения пенсионного возраста. Не годится она на эпохальное решение, чтобы её понял народ.

Вот, чем Путину аукнулось неосторожная поддержка «людоедской» реформы. Возможно, именно эту цель преследовали «западники», настаивая на непопулярных мерах. «Легитимация пятого срока путем всенародных выборов была бы сравнительно безопасным способом продлить правление действующего президента», подчеркивает Фабиан Буркхардт. Однако и здесь имеется огромный риск.

Путин понимает, что будут масштабные протесты именно конкретно против него. Достаточно вспомнить историю 2011 года, когда состоялись демонстрации против фальсификации выборов. Да и Запад вряд ли признает ВВП в качестве нового президента. Опять-таки во многом из-за нарушения социального контракта.

По той же причине, пусть и с меньшими рисками, нежелательна перестройка институциональной структуры, которая перераспределила бы власть от президентства к парламенту и правительству, либо к коллективному руководящему органу — Государственному Совету. Такой вариант был бы самым «мягким», но до 2018 года.

Тогда бы Владимир Владимирович в 2024 году спокойно занял бы новую должность, которая обеспечивала бы его полномочиями, чтобы уравновесить «неадекватное» президентство, если ситуация выйдет из-под контроля. Но сейчас подобные бюрократические игры будут встречены в штыки общественностью в силу пошатнувшегося авторитета Путина.

Что касается идеи стать главой «Союзного государства» между РФ и Белоруссией, то и тут ловить нечего. Батька ни за что не пойдет на это, разве если сам не станет руководителем новой супер страны. Лукашенко всякий раз устраивает демарши, как только начинается проработка интеграционных вопросов. Кроме того, Запад уже дал понять, что объедение Минска и Москвы будет рассматривать исключительно, как поглощение маленькой республики огромной Россией.

Таким образом, сегодня у президента Путина нет ни одного надежного варианта «транзита власти». Правда, ВВП не раз удивлял тем, что способен на решения, которые никто от него не ожидал. Ключик к разгадке может лежать во фразе, брошенной Владимиром Владимировичем в ходе «прямой линии» — «то, что политические силы, придерживающиеся левых идей, могут контролировать страну, я не исключаю, если они смогут завоевать доверие избирателей. Будет ли это хорошо, я не знаю».

Если, к примеру, вдруг возникнут перебои с продуктами или, к примеру, с выплатами пенсий, вывести народ на улицы не составит труда. После чего не так уж сложно устроить новые президентские выборы, на которых можно будет баллотироваться, как в первый раз. Причем, времени для такой операции много не потребуется — хватить двух-трех месяцев, чтобы также быстро восстановить прежний контроль. Ведь «политика — это искусство возможного», в которой Владимир Владимирович является непревзойденным мастером нестандартных ходов.

| Транзит власти, поправки в Конституцию, последние новости:

Источник

«Транзит власти стартовал». Политологи о предложении Путина изменить Конституцию

«Ведомости» спросили экспертов и политологов, что все это значит.

Дмитрий Бадовский, руководитель фонда «Институт социально-экономических и политических исследований»:

«Президент сформулировал основные направления реформы госуправления. Однако окончательная конфигурация всех изменений и к чему они приведут, будет ясно, когда появится текст поправок в Конституцию. По сути, сегодня впервые за 25 лет существования Конституции новой России озвучен столь масштабный пакет по конституционным поправкам. Это говорит о том, что так называемый транзит власти стартовал. С точки зрения Путина, политическая система должна опираться на институты, а транзит власти не может быть персональным, а может быть только институциональным. Речь идет о том, что баланс и ответственность различных ветвей власти и институтов как раз и будет обеспечивать устойчивость системы. Соответственно, повышение роли институтов приведет и к росту политической значимости тех фигур, которые будут занимать ключевые посты. Понятно, что остается сильная президентская власть и фигура президента, но становится сильнее и пост премьер-министра, более сильными политическими фигурами будут выглядеть и спикер Госдумы, и спикер Совета Федерации. Предстоит понять, как в Конституции будет зафиксирована роль Госсовета и как будут отрегулированы отношения власти в этом направлении.

Пока не до конца понятно, как будут оформлены эти конституционные поправки и решения. Ряд поправок, о которых говорил президент, – это касается национального и международного права (ст. 15 Конституции), местного самоуправления (ст. 12 Конституции) и регулирование специальных вопросов вроде минимальной оплаты труда не ниже прожиточного минимума и пенсионного обеспечения – регулируются, в том числе 1-й и 2-й главами Конституции. А 1-я и 2-я главы Конституции являются защищенными и по конституционным нормам их изменение требует созыва Конституционного собрания. В то же время, наверное, могут быть предложены какие-то решения, которые позволят дополнительно уточнить и отрегулировать эти вопросы в других конституционных главах – об исполнительной власти, о судебной системе, о местном самоуправлении.

Александр Кынев, политолог:

«Думаю, совокупность предложенных в послании мер позволяет говорить о трансфере власти по модифицированному казахскому сценарию – никакого елбасы там нет, конечно, но будет перераспределение функций среди высших должностных лиц и, видимо, Госсовета, Конституционного суда. Это дополнительные «смотровые площадки», с которых можно следить за тем, чтобы из преемника Путина не вырос кто-то самостоятельный.

При этом принципиально важно, будут ли вопросы вынесены на обсуждение единым пакетом (чтобы потом можно было сказать, что так решил народ) или по отдельности. Потому что отношение к предложенным вопросам может быть разным. Усиление полномочий парламента – шаг в сторону Европы, а отход от международных стандартов и приоритет норм национального права – шаг прямо противоположный. И голосование за весь пакет сразу будет профанацией».

Константин Костин, руководитель Фонда развития гражданского общества:

«Реформа госуправления, о которой объявил президент, касается трех направлений. Во-первых, развитие системы федеративных отношений и изменение статуса Госсовета, повышение роли муниципалитетов и их финансовой состоятельности. Во-вторых, это изменение баланса между исполнительной и законодательной властью. И третье: морально-этический аспект, когда в Конституции будет закреплено, что люди, занимающие высшие государственные посты, не должны иметь иностранного гражданства и вида на жительство за рубежом.

Виталий Иванов, политолог:

Михаил Виноградов, президент фонда «Петербургская политика»:

Референдум – способ избежать изменения новой конструкции за один день, голосованием в парламенте. Это попытка создать относительно долгие правила игры. Несколько неожиданно, что это сделано уже сейчас. Конспирологам предложено думать, что запуск схемы может начаться раньше 2024 г. Но это способ перестать избегать этой проблемы, сделать разговор о транзите легальным и заодно позволить всем игрокам обозначить свои претензии и наделать ошибок».

Евгений Минченко, президент коммуникационного холдинга «Минченко консалтинг»:

«Многие вещи, предложенные президентом, и так существуют, речь скорее об их закреплении в Конституции. Это, например, касается Госсовета – он уже играет серьезную роль. Лично я очень рад, что возникла тема утверждения состава правительства парламентом. Я был одним из тех людей, которые активно продвигали ее на протяжении ряда лет. В этой поправке речь не идет о переходе к парламентской республике. Думаю, президент сделал абсолютно правильный акцент на том, Россия остается президентской республикой, но при этом роль парламента возрастает. Это абсолютно логичная история.

Ключевое в пакете поправок, на мой взгляд, то, что фиксируется примат национального законодательства над международным. В условиях нынешней международной турбулентности это вполне логично. Это серьезно меняет весь основополагающий уклад. Это приведет, в частности, к тому, что решения международных судов будут не обязательны для исполнения, если мы решим, что они противоречат национальному законодательству. Вопрос, сохранят ли приоритет уже действующие международные договоры, требует разъяснений юристов.

На мой взгляд, мнение граждан о предложенных поправках в Конституцию может быть выяснено путем опроса, не обязательно будет референдум.

Предложения президента не дали представления о том, как именно будет осуществлен трансфер власти. Это только обозначение коридоров возможностей, они многочисленны».

Аббас Галлямов, политолог:

Источник

Путин уходит: транзит власти в России уже начался

Два события сделали ситуацию в России более понятной и ясной: корона-кризис и. отравление Алексея Навального. Да, именно это преступление стало последним пазлом, которого не хватало в сложной мозаичной картине настоящего, дающей ключ для лучшего понимания скорого будущего. Хочу подчеркнуть, что я никогда не был поклонником конспирологии, поэтому в нашем анализе мы будем руководствоваться только логикой и общеизвестными фактами.

3)Наконец, очень странные «опоздания» Путина на свои обращения к народу, которые он делал из бункера в записи. Как можно опоздать на запись заранее анонсированного выступления? Никак. Поэтому складывается однозначное впечатление, что невидимое нам редактирование его записей кремлевскими «кукловодами» шло до самых последних минут до начала трансляции.

Теперь вернемся к покушению на Алексея Навального. Оно ожидаемо вызвало в мире шквал эмоциональных осуждений и резких заявлений. Новые жесткие санкции против России и верхушки путинской элиты уже практически неизбежны: в мире звучат призывы к отключению РФ от мировой платежной системы (SWIFT) и даже к нефте-газовому эмбарго. Это однозначно приведет к полному коллапсу экономики РФ и быстрому концу путинизма. Ни о каком сроке после 2024 тут вообще не идет, режиму дожить бы (политически) до 2021-2022!

Никаких иных РЕЗОННЫХ И РАЗУМНЫХ предположений из событий последних месяцев сделать просто невозможно. Единственная альтернатива — что вся верхушка власти тронулась умом и упорно ведет страну к гибели. Но невозможно поверить в одномоментное коллективное сумасшествие десятков придворных чинуш и миллиардеров. Все-таки у них должен работать банальный инстинкт самосохранения! В любом случае, полагаю, в России уже началась подготовка к смене лидера. О правильности тех или иных вариантов транзита власти мы можем еще гадать, но смысл происходящего вряд ли может оказаться иным. Предположу, что (судя по спешке) по времени «смена караула» — вопрос нескольких месяцев. Ведь промедление в условиях разрастающегося в России кризиса по-настоящему смерти подобно!

И последнее: несмотря на происходящее «вверху», я ни на грош не верю в успех «операции преемник». Дело вовсе не в фамилии нового вождя и даже не в его харизме: без кардинальных ПОЛИТИЧЕСКИХ реформ, построения СМЕНЯЕМОЙ И ПОДКОНТРОЛЬНОЙ системы коллегиальной власти Россия обречена. На прозябание, бунты, революцию, гражданскую войну, даже на территориальный распад.(нужное подчеркнуть!) Это главное, что мы должны понимать про наше будущее.

Источник

Энергетический переход путинской власти

Как связаны энергопереход и путинский транзит власти? Вчера вице-премьер Белоусов актуализировал тему «зеленой энергетики» своим интервью, в котором пытается примирить две стороны: старых «ресурсников» и новых «технологовиков». Первые мечтают, чтобы век нефтянки длился дольше, а вторые – предрекают ему гибель уже к 2050 году.

Путинская Россия была построена на нефтяном успехе. Шальные миллиарды, обрушившиеся на молодое путинское правительство, которое уже не влезали в «кубышку Кудрина», сегодня проедаются остатками либерально-монетаристкой системы. Нефть по-прежнему стоит дорого, газ еще больше, поэтому «ресурсники» не собираются сдавать позиции без боя. Многие считают «зеленую энергетику» простой разводкой Запада, а на деле, коптить небо люди будут еще сотню лет.

Транзит путинской власти во многом связан как раз с парадигмой новых технологий. Энергопереход власти от Путина как раз может быть связан с требованием «нового времени», а не политически вынужденным решением. Поэтому обозначенные Конституцией сроки до 2036 года вполне могут быть актуальными для правления нынешнего президента.

С другой стороны, вопрос преемника также переходит на энергетический план. К примеру, Белоусов пытается примерить две экономики, считая, что «новая зеленая», вполне может обогатить «старую сырьевую» и наоборот. Такая синергия условных Чубайсов-Грефов и Сеченых-Миллеров, безусловно, пошла бы стране на пользу. Но кто может выступить в качестве балансера такой системы – как раз вопрос поиска того самого преемника.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *