транспортная навигация что это такое
Единая система транспортной навигации в Москве
Зачем нужна единая навигация?
Современный мегаполис не может существовать без понятной системы навигации. Это не только знаки и указатели, это все способы, с помощью которых люди ориентируются и перемещаются. Система навигации связывает все виды транспорта между собой в единую транспортную сеть за счет предоставления четкой и понятной информации в нужное время и в нужном месте на всем пути следования.
Прежняя система навигации не формировала представление о городском транспорте как о целостной системе, была непонятной для туристов.
В метрополитене возникали трудности с поиском нужного выхода, пешеходам было сложно ориентироваться в городе.
Чтобы решить эти проблемы, мы проанализировали, как люди воспринимают передвижение по городу, их основные трудности и вопросы.
В основу концепции единой системы городской навигации легли реальные потребности людей. Новая система навигации создана на основе единого инструментария, который делает транспортную сеть понятной и удобной для пользователей.
Как построена система навигации?
Связность маршрутов
Система разрабатывается для метро, наземного транспорта, пешеходного пространства, городского велопроката и транспортно-пересадочных узлов и помогает ориентироваться в городе на протяжении всего пути на земле и под землей. Каждый элемент проектируется для конкретного места, где он помогает уверенно планировать маршрут.
Карты и схемы
Впервые в Москве появились городские карты для пешеходов. Все указатели спроектированы с учетом места, где человек находится. На картах оно обозначено значком «Вы здесь». Карты ориентированы по направлению взгляда: все, что изображено справа, также находится справа от человека. Для тех, кто привык ориентироваться по сторонам света, имеется указатель «На север. На картах отмечен круг пятиминутной доступности он показывает, что находится рядом с текущим местоположением.
Нумерация выходов метро
Выходы из метро в город теперь пронумерованы по часовой стрелке, что позволяет пассажирам быстрее определить нужное направление. Для крупных узлов, состоящих из нескольких станций (например, «Охотный Ряд» «Театральная» «Площадь Революции»), применяется сквозная нумерация. Кроме того, выходы, приспособленные для маломобильных пассажиров, теперь обозначаются соответствующими пиктограммами с изображением пандуса и лифта.
Индексы остановок
Остановки крупных транспортно-пересадочных узлов обозначены индексами, чтобы было удобно находить свою остановку на карте и в городе.
Транслитерация названий
Все названия в навигации продублированы на английском языке.
Знаковые объекты
Городские объекты, помогающие ориентироваться в городе, обозначены иллюстрациями и пиктограммами. Это помогает быстрее узнать их в навигации и спланировать маршрут. Знаковые объекты указаны в навигации и являются дополнительным ориентиром.
Единый дизайн, пиктограммы и шрифт
Для системы навигации создан свой визуальный стиль. Например, названия линий метро обозначены с помощью цифр и цвета. Городские объекты отмечены пиктограммами. Для навигации специально разработан шрифт Moscow Sans, вдохновленный Москвой.
Единый дизайн, пиктограммы и шрифт
Для системы навигации создан свой визуальный стиль. Например, названия линий метро обозначены с помощью цифр и цвета. Городские объекты отмечены пиктограммами. Для навигации специально разработан шрифт Moscow Sans, вдохновленный Москвой.
Как разрабатывалась система?
Разработка единой системы транспортной навигации началась в 2013 году, и уже через год была представлена ее концепция. Пилотный проект был запущен в метро: на пяти станциях появились указатели с пешеходными картами и нумерацией выходов.
В это же время на станциях городского велопроката появились карты доступности сети.
Первая автобусная остановка с современной навигацией появилась в столице в 2015 году. Тогда же на реконструированных улицах начали устанавливать пешеходные стелы с картами города.
Активно внедрять новую навигацию стали с 2016 года информация для пассажиров размещается в метро и на остановках, а также на пешеходных улицах.
После запуска в центре города сети маршрутов «Магистраль» были пересмотрены принципы навигации на наземном транспорте. На схеме теперь указывают типы маршрутов и их цветовое кодирование.
С 2017 года навигация внедряется на транспортно-пересадочных узлах. Носители со схемами и картами уже доступны на таких крупных хабах, как Славянская площадь.
Первой печатной картой, выполненной в едином стиле с городской навигацией, стал буклет для парка «Зарядье». Он содержит информацию об оптимальных транспортных маршрутах до парка, а также карты территории новой зеленой зоны и прилегающих улиц. Получить такие буклеты пассажиры могли на станциях метрополитена и в парке «Зарядье».
В полную силу система единой навигации заработает после установки элементов на всем транспорте и городских объектах. Пока же доступна не вся информация, поскольку внедрение новой системы навигации идет постепенно.
Как идет внедрение
Навигация появляется в местах, где пассажиры и пешеходы решают, как двигаться дальше. При проектировании анализируются пешеходные потоки, учитывается контекст и особенности каждого места, а также составляется список вопросов, на которые пользователь должен получить ответ в этой точке города.
При работе над проектом учитывался опыт мировых городов, где система навигации применяется наиболее успешно. Авторы проекта постоянно проводят сравнительный анализ передовых методов навигации, чтобы найти лучшие решения для Москвы.
Внедрение навигации это всегда тестирование и проверка гипотез. Не все решения, зарекомендовавшие себя в мировой практике, пригодны для Москвы. Например, лондонская практика ориентирования по сторонам света в Москве не прижилась. Чтобы люди не путались с указателями «На север» и «На юг», в метро вернули конечные станции линии, от обозначения которых первоначально планировалось отказаться.
Регламенты
В открытом доступе в специальном разделе «Дизайн» на сайте mos.ru уже с 2018 года будет размещаться базовая документация по городской навигации. Посмотреть и скачать регламенты, правила, по которым выбираются места для установки элементов навигации, файлы с набором пиктограмм сможет любой желающий. Здесь же появится информация о форматах и правилах использования дизайн-макетов.
Кто работает над проектом
Разработкой единой системы транспортной навигации занимается команда столичного Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры. В нее входят графические и промышленные дизайнеры, картографы, аналитики, редакторы и менеджеры. К работе над проектом постоянно привлекаются российские и мировые эксперты.
Отслеживание местоположения транспортного средства, технология и возможности
«статья подготовлена компанией SDD-Technology»
Существует множество способов определения местоположения, такие как – спутниковая навигация (GPS), местоположение по беспроводным сетям Wi-Fi и по сетям сотовой связи.
Тут рассматриваем наиболее подходящие технологии для траспортно-логистических компании и такси APP, где важна точность и постоянство данных.
Всю технологию слежения можно разделить на два типа:
В прошлом, в логистической отрасли в основном использовались пассивные устройства. Но данные могут быть загружены с них только после того, как транспортное средство вернется в предопределенную точку.
Это система слежения, которая постоянно определяет местоположения и передает информацию на сервер, где идет их обработка и дальнейшая работа. Диспетчер или клиент может в реальном времени увидеть где находится транспорт, скорость его перемещения и еще много других параметров, которые описываются далее.
Отслеживание местоположения работает через сотовую вышку – это способ определения местоположения через триангуляцию с помощью ближайшей сотовой вышки. Обычно используется только внутри города, где хорошее покрытие сотовой связи. Данный способ может быть полезен для приложений похожих на UBER или мобильного приложения доставки еды и груза внутри города.
Из недостатков можно назвать тот факт, что если сотовая связь не доступна, например, человек находится на парковке, то данные координат могут быть неверные. Преимущество данного способа в том, что он намного меньше тратит ресурс батареи устройства и не нуждается в спутниковом подключении через GPS.
b. спутниковое отслеживание
Спутниковое отслеживание за транспортным средством работает 24 часа независимо от местоположения, может работать в городе или в безжизненной пустыне или даже среди океана, важен только доступ к спутниковой системе.
В зависимости от устройства, будь это простой смартфон, GPS-трекер для транспортного средства или военный беспилотный аппарат, устройство GPS-модуля одновременно подключается к нескольким спутникам и путем простого геометрического расчета рассчитывает местоположение на поверхности земли.
Устройство при помощи связи со спутника определит свое местоположение и при помощи GSM сети отправит данные на сервер откуда пользователи и диспетчера получают доступ к данными. Если доступ к сети Интернет отсутствует, то устройство записывает в память все данные и после получения доступа все отправляет на сервер.
Спутниковое отслеживание в смартфонах
В большинстве современных устройств есть GPS-модуль, который позволит вам определить свое место на карте, найти ближайшие кофейни или рассчитать время прибытия к пункту назначения.
Данный способ слежения можно использовать повсюду, от такси APP как UBER, до приложения для транспортно-логистических компаний.
Модуль GPS – трекер система спутникового мониторинга автотранспорта
Это может быть небольшое устройство, которое можно вставить в транспортное средство или в датчики с отдельными антеннами для лучшей точности работы, в виде электронных пломб или даже существуют такие, которые могут подключиться к OBD2 разъемам автомобиля и получить данные от бортового компьютера транспорта. Эти датчики нам дадут очень много информации, вплоть до давления в шинах, описание поломки и ошибки в двигателе.
В зависимости от типа датчика который установится на транспортное средство, через Интернет передается на сервер не только координаты транспорта, а также многие другие данные, например, средняя скорость, уровень топлива, расход топлива, сохранность груза, если это GPS-пломба на грузовом транспорте.
Данный способ слежения идеальный для транспортного средства по доставке груза и товара на дальние расстояния, слежение за автопарком и курьерской службой, где точность и постоянство данных очень важны.
Что позволит делать активное отслеживание:
a. построение маршрута и данных трафика
Активное отслеживание позволит нам строить маршрут. Это возможно благодаря функциям, например, Google Maps, мы получаем состояние дорог, погодные условия и трафик на дороге. Это позволит рассчитать оптимальный маршрут, который сэкономит деньги и ускорит доставку грузов. Также логистические компании могут таким образом построить правильный маршрут для увеличения показателей по доставке и скорости.
b. слежение за транспортом и прогноз прибытия
У диспетчеров и у пользователя всегда есть возможность увидеть где находится транспорт или их груз. Обычно существует 3 приложения, один – для диспетчеров, другой – для водителя и третий – для клиента, будь то пассажир заказывающий такси или заказчик, который ждет доставку товара через DHL.
Также, с помощью нехитрого ИИ могут спрогнозировать время и дату доставки груза, зная состояние дорог и местоположение водителя.
c. помощь на дорогах и ЧП
Раньше, когда еще не было активной системы слежения, если с транспортным средством происходило какое-либо ЧП, им приходилось звонить диспетчеру, объяснять ситуацию и рассказывать где они находятся, сейчас же с помощью небольшого приложения можно сообщить о поломке и отправить запрос к диспетчеру с различными данными, например с описанием проблемы. Это сильно ускорит работу транспортной компании по реагированию на поломки на дорогах или автопарков и позволит рассчитать оптимальный путь для избежания потери финансов и репутации.
Одна из интересных особенностей, которая даёт нам возможность автоматизировать такие функции как уведомление о прибытии на место, уведомление о скорости доставки груза и т.п – является гео-зона. Можно, например, определить, если такси подъехало к месту нахождения пассажира на расстояние меньше чем 500 метров, программа автоматически сообщит о том что машина на месте, или, например, когда груз прибыл в город, сообщит транспортной компании о том, что груз прибыл. Таким образом можно автоматизировать очень многие функции и координировать работу разных отделов.
Например, вы отправили большой груз с металлическим конструктором в другой город. Как только грузовик заходит в город, диспетчер получает уведомление, так же автоматически отправлется уведомление в бригаду, которая должна пригнать на место подъемный кран с данными о примерном времени прибытия.
Это очень сильно может помочь сэкономить финансы, если подсчитать сколько стоит, например, простой подъемный кран, если он слишком рано или с опозданием приедет.
Такие датчики как GPS-пломба и GPS-трекер очень сильно помогут держать в безопасности транспорт и груз.
Например, GPS-пломбы – это специальные пломбы, которые устанавливаются на грузовики и показывают не только место на карте, а еще показывают сохранность и целостность пломбы.
Также если угнали ваше авто, то вы можете быстро найти его местонахождение, такие датчики очень популярные, например, при Car-Sharing.
f. таксометр, учет расхода количества топлива
Конечно же, знание местонахождения транспорта в реальном времени, дает возможность рассчитать пробег, расход топлива и других функций, которые полезны для таксопарков.
Если использовать OBD2 адаптер с функцией слежения за транспортом, то мы можем получить более точное количество расхода топлива, состояние авто, диагностику бортового компьютера, оценить качество топлива и еще много функций.
g. погодные условия
Погодные условия – это не то, что нам дает GPS, но зная местоположения совместно с разными погодными сервисами, мы можем определить погодные условия по пути транспортного средства и если нужно, изменить маршрут и таким образом оптимизировать ресурсы.
h. найти заправочную станцию с лучшим соотношением цены и качества
Еще одно важное преимущество, особенно на дорогах для дальнобойщиков – это список ближайших отелей, мастерских и заправочных станций.
Приложение может определить ближайший объект и путём сбора информации с разных источников, в том числе отзывов других водителей, перелагать лучший вариант выбора.
Как видите, такой простой на первый взгляд трекинг транспортного средства, может сильно помочь безопасности вашего бизнеса, дать вам шанс получить больше клиентов, удержать существующих клиентов и увеличить удовлетворительность ваших заказчиков.
Объезд есть, а штрафов нет: зачем 2ГИС запустил навигатор для грузовиков
В России немного грузовых навигаторов. Часть учитывает габариты и массу машины, часть — знают про запрет проезда на конкретных улицах. Совместить обе функции — задача непростая, но мы попробовали.
В конце августа мы включили грузовую навигацию в Москве и Московской области, а буквально на днях запустили её в Новосибирске, Перми, Челябинске и Курске. Пока готовимся к подключению других городов, я расскажу, что это и зачем мы это затеяли.
Грузовые машины часто ассоциируются с фурами. Но это не только они — сюда же относятся и небольшие 1,5-тонные машины с особыми характеристиками. Таких машин очень много: в каждом крупном городе — сотни, если не тысячи, супермаркетов у дома, растёт количество курьерских доставок и пунктов выдачи. Всё это обслуживают грузовые машины, водителям которых всё труднее соблюдать правила дорожного движения без адекватного навигатора. Нарушил ограничение — плати штраф, долго искал объезд — опоздал. А город и горожане получают враждебные для пешеходов улицы, где грузовики повсюду.
У грузовых автомобилей есть особые потребности в навигации, которые можно условно разделить на две части:
Машина не может проехать на конкретном участке дороги — из-за массы, нагрузки на ось, высоты, длины кузова и особого груза.Такие участки обычно отмечают запрещающими дорожными знаками.
Водители грузовиков должны избегать улиц и районов, где крупной технике ездить запрещено. В каждом городе такие запреты свои, но почти везде грузовики не пускают в центральные части городов. Цель таких ограничений — уменьшить шум, аварийность и пробки, и экологию поправить. В Москве для этого придумали грузовой каркас и составили список улиц, где грузовикам ездить разрешено.
В таком случае знаки ограничивают не просто участок дороги, а целую зону. Это может быть один квартал или целый район.
Эти ограничения не являются строгими — въезжать в зоны можно тем, кто в них живёт или работает. Но по ПДД выезжать или въезжать можно только через ближайший перекрёсток. Только как его вычислить водителю самостоятельно, в ПДД не говорится.
В России навигационного приложения с учётом всех местных требований ПДД для грузового транспорта пока нет. Мы не могли пройти мимо такой масштабной задачи и занялись её реализацией.
После исследования и общения с водителями из разных городов России стало ясно, что их главная проблема — сориентироваться на городских улицах. На отдельных участках надо вписаться по массе и габаритам, а целые районы для грузового транспорта закрыты.
— Проблема навигации для грузового транспорта гораздо шире, чем принято о ней думать: она касается всех жителей городов, как водителей, так и пешеходов. Навигатор, который учитывает актуальные ограничения для грузового транспорта, может не только помочь водителям оптимизировать маршруты и экономить время, но и разгрузить городское движение. Правда, доступных и качественных решений на рынке пока не видно: надеемся, грузовой навигатор от 2ГИС восполнит этот пробел.
Конечно, можно всегда сориентироваться на месте, но куда лучше сразу построить весь маршрут и понять, сколько времени займёт вся поездка. Это поможет избежать и задержек доставки груза, и убережёт от штрафов, которые водители оплачивают чаще всего из своего кармана. Осознавая остроту проблемы, мы начали старт работ по грузовой навигации. Например, чтобы запустить грузовую навигацию в Москве:
От XXI века мечтатели из прошлого ждали и летающих автомобилей, и полетов в космос, доступных каждому, и много другого. Вспомним хотя бы фильм «Гостья из будущего», где люди из 2084-го года летают по воздуху в своих капсулах. По всей видимости, полеты на личных автомобилях ждут нас в недалеком будущем, но пока мы все еще теснимся на земле. И избавиться от пробок настолько, насколько это возможно, современному городу необходимо быть «умным». Иначе говоря, любому мегаполису нужна интеллектуальная транспортная система.
Что такое ИТС
По сути ИТС – продуманный отлаженный механизм, который включает в себя все, что связано с движением в городе. Система, которая использует инновационные разработки, чтобы регулировать транспортные потоки, при этом предоставляет безопасность и большую информативность участникам дорожного движения. Главная цель этой системы – разгрузить дороги и сделать их безопасными.
В Москве эскизно-технический проект ИТС был разработан в 2011 году. В это же время начались работы по обустройству улично-дорожной сети города и наземного пассажирского транспорта техническими средствами ИТС. Транспорт стал оснащаться системой слежения ГЛОНАСС.
На различных улицах установили табло отображения информации. Появились комплексы фотовидеофиксации нарушений Правил дорожного движения.
Сейчас интеллектуальную транспортную систему составляют:
— автоматическая фиксация нарушений Правил дорожного движения,
— мониторинг условий движения в реальном масштабе времени,
— информирование участников движения о дорожных условиях и ситуациях, о графиках движения общественного транспорта, о наличии свободных мест на парковках и т.д.
Центральное звено ИТС – Ситуационный центр ЦОДД. Специалисты ситцентра ежедневно следят по мониторам за порядком на улицах, выявляя те участки дорог, на которых требуется решить сложную ситуацию или, например, переключить светофор. В общей сложности 150 тысяч камер передают информацию в ситцентр.
По словам замруководителя ЦОДД Александра Евсина, ежедневно на въездах в Москву собирается около 1,5 миллиона машин со всей Москвы и области.
И в этом смысле ИТС полезна тем, что позволяет видеть трудные участки, показывает их как на ладони, чтобы специалисты могли определить причину и помочь «разрулить» ситуацию в тех случаях, когда это возможно.
Страны-первопроходцы в области ИТС
Япония
Вряд ли кого-то удивишь словами о том, что одной из первых стран в мире, взявшихся за разработку ИТС, стала Япония. Еще в 1973 году японцы приступили к проведению исследований в этой сфере и реализации комплексной системы управления автомобильным транспортом. А в 2003-м появилась стратегия с тремя «нулевыми» целями: зона нулевых потерь на дорогах; зона нулевых задержек на дорогах; зона комфортабельных транспортных условий (зона нулевых неудобств).
Источник фото: 1zoom.me
Сейчас в Токио главным образом работает система автомобильной информации и связи (VICS). Придорожные передатчики и маяки для неё установили в городе ещё в 1995 году. Автопроизводители Японии стали делать навигаторы для машин с поддержкой VICS, и уже через несколько лет вся страна оказалась охвачена динамической информационной сетью. С её помощью водители получают через GPS данные о загруженности дорог и возможных объездных путях.
Сингапур
Сингапур – еще одна страна, которая много внимания уделяет развитию ИТС. Здесь на дорогах работают детекторы транспорта, расположенные через каждые 500 метров, а на трассах на каждом километре – видеокамеры. Светофоры и автобусы также оборудованы системой видеонаблюдения. В машинах такси установлены транспондеры. Вся информация с этих приборов стекается в единый центр управления дорожного движения. Пешеходы могут переключать светофор при помощи кнопки, а у отдельных категорий граждан (пожилые люди и инвалиды) есть возможность увеличить время перехода по «зебре» смарт-картой.
В Сингапуре есть программа камер J-Eye, позволяющая наблюдать за пробками и отслеживать автомобили, припаркованные с нарушением правил. Кроме того, за движением транспорта можно следить в режиме онлайн.
Корея
Корея также считается одним из пионеров в области развития ИТС. В этой стране помимо общеизвестных есть свои специфические программы. Например, в Сеуле, а также в одном из самых современных и развитых городов (если говорить об Азии) – корейском Пусане – центр управления транспортом оперирует терминалом автобусной информации. Он передает информацию на остановки (U-Shelter), благодаря чему пассажиры знают, какой маршрут задерживается, а главное, по какой причине. Если интерактивный экран на остановке не работает, можно позвонить на горячую линию.
Источник фото: avatanplus.com