транскодирование в домашнем медиа сервере что такое
Транскодирование в домашнем медиа сервере что такое
Раньше да, транскодировалось! Телевизор Филя 9603, но он, как я понимаю, на этот процесс не влияет! НМС работает через ПС3 по вайфаю. Прошивка не менялась ни на телеке ни на ПС№ уже с прошлого года, хотя. на пс3 возможно обновляется автоматчески! Профиль транскодирования: указан он или нет, особой разницы не вижу, хотя по псотоянным рекомендациям выставлял ТСМюксер.
По моему мнению, траснкодирование пропало после обновления НМС на 1.10 версию.
Раньше да, транскодировалось! Телевизор Филя 9603, но он, как я понимаю, на этот процесс не влияет! НМС работает через ПС3 по вайфаю. Прошивка не менялась ни на телеке ни на ПС№ уже с прошлого года, хотя. на пс3 возможно обновляется автоматчески! Профиль транскодирования: указан он или нет, особой разницы не вижу, хотя по псотоянным рекомендациям выставлял ТСМюксер.
По моему мнению, траснкодирование пропало после обновления НМС на 1.10 версию.
хз. тут вопрос к Евгению. единственное что могу подсказать. попробуй очистить профиль транскодирования, а так же попробовать все профиля транскодирования.
Начать новую тему Ответить на тему | Страница 1 из 1 | [ 7 сообщений ] |
Кто сейчас на конференции
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 27 гостей
[Закрыто] Методы передачи потока, через HMS или что такое транскодирование
Неофициальный форум DLNA Home Media Server → Профили транскодирования → Методы передачи потока, через HMS или что такое транскодирование
Чтобы отправить ответ, вы должны войти или зарегистрироваться
Сообщений: 1
1 Тема от Big Dog 2017.12.19 20:30:17
Тема: Методы передачи потока, через HMS или что такое транскодирование
Передача потока, через DLNA с использование программы Home Media Server (HMS)
Последняя и самая большая комплексная статья в этот году из запланированных, по разъяснению теории передачи потока от сервера (HMS/ПК) к клиенту (устройство), ответы на вопросы: какой вид передачи потока существует, что такое транскодирование, так ли оно сильно нагружает ПК, почему поток идет не плавно, влияет ли оно на качество и для чего вообще внедрено в HMS.
На эти и еще возможно смежные вопросы я и постараюсь сегодня ответить в этой статье, дабы простым и доступным языком без особых технических изысканий вам стало более или менее понятно, как это работает и что с этим делать.
Статья будет интересна не только тем кто в первые знакомиться с HMS, но и бывалым пользователям.
Немного теории, совсем чуть-чуть
Подробнее про транспортный поток, можно прочитать в теме Мануал по настройки устройства.
Помимо транспортного потока, в передачу включаются также технические данные, такие как заголовки, маркеры и т.д., если вы хотите узнать подробнее, то в сети можно найти всю эту информацию.
Передача потока, через DLNA/UPnP сервер HMS
Теперь перейдем непосредственно к самим видам передачи потока, через HMS (хотя в большей степени эта информация будет справедлива и для остальных медиасерверов).
Прямая передача потока
Включает в себя способы передачи, как для локальных потоков (файлов/торрент файлов), так и для онлайн потоков (подкасты, подкасты торрент телевидения, торрент подкасты, IPTV подкасты (исключая плейлисты IPTV, добавленные через папку «Интернет телевидение»)).
Отдельно скажу о локальных торрент потоках (не подкасты торрент телевидения, торрент подкасты), запускаются через встроенный торрент клиент в самом HMS (основан на библиотеке libtorrent), для устройства такой поток воспринимается, как обычный локальный поток и обрабатывается соответственно.
Теперь подробнее про виды прямой передачи:
— Прямая локальная передача (файлов/торрент файлов) осуществляется, через настроенную таблицу поддерживаемых файлов в настройках устройства и настроенный профиль устройства.
Также существует, методика автоматического наполнения таблицы, путем активирования функций по автоматическому добавлению данных в устройство.
Активируем и запускаем различные контейнеры/форматы/сжатия, программа сама внесет их в таблицу, работает не на всем оборудование.
Полное отключение транскодирования, для передачи потока в настройках устройства.
Данный метод работает не на всем оборудование, не дает 100% гарантии по запуску контента на устройстве.
Если все вышеизложенные требования соблюдены и вы программе рассказали, что ваше устройство умеет, то при запуске локального потока, в панели транскодирования будет пусто
Для локальных торрент потоков, методика запуска исходного потока, немного отличается (хотя требования по таблице и настройке устройства должны быть соблюдены)
Необходимо заметить, что путь запуска из программы и из устройства будет идентичным.
Важно, не пугайтесь оригинальный поток без транскодирования запускается из папки транскодирование, это нормально! (сама папка исключительно служебная).
Подробнее про настройку устройства, можно прочитать в теме Мануал по настройки устройства.
— Прямая передача онлайн потоков (подкасты, подкасты торрент телевидения, торрент подкасты, IPTV подкасты (исключая плейлисты IPTV, добавленные через папку «Интернет телевидение»)).
Здесь также различают несколько видов передачи потока.
Как вы заметили, я еще дополнительно отметил пункт MIME тип, так вот, если устройству требуются пояснение по контейнеру транспортного потока, то их необходимо указывать в настройках подкаста, чтобы устройство разобралось, что MKV это MKV, а не TS или AVI.
Все описанные методики прямой передачи, дают неоспоримые преимущества, а именно использование на лету вшитых данных в контейнер (аудио дорожек, субтитров и т.д.), использование перемотки, переходов по главам и т.д.
И последнее, что хотелось пояснить про прямую передачу онлайн потока, как бы не был хорош этот способ, есть у него огромный минус, а именно 90% устройств не умеют его использовать в той или иной форме, это касается и новых и старых устройств.
С прямой передачей потока на этом мы закончили, теперь перейдем непосредственно к передачи потока с использованием транскодирования.
Транскодирование и все, что с ним связано
Такое ли оно страшное как его описывают на просторах сети, давайте для начала разберемся, а что это такое.
К примеру есть поток, который содержит в себе контейнер MKV/формат mkv/сжатие H.264, так вот транскодирование позволяет нам на лету преобразовать его, например в TS/ts/MPEG4.
То, чем обычно пугают рядовых пользователей говоря про транскодирование, нагрузка на ПК и ухудшение качества, можно назвать мифами, которые сегодня мы развеем.
Но если мы говорим конкретно про HMS, то транскодирование это вообще целый комплекс по передаче потока от сервера к устройству, не всегда несущий за собой нагрузку или ухудшение качества, иногда направленный исключительно на простую передачу потока.
Давайте же для начала определим, что умеет транскод в HMS (касается и видео и аудио содержимого): переупаковывать из контейнера в контейнер, преобразовывать форматы, конвертировать сжатия, изменять выходные показатели, добавлять субтитры или любую другую текстовую информацию, менять разрешения и много чего еще, то есть здесь мы получаем полноценный конвертор в медиасервере.
Очень важный аспект, что при использование всех нижеследующих методик, нужно обязательно убирать MIME тип в настройках подкастов, если он там проставлен, так как пояснения, здесь получает устройство из настроек профиля устройства и профиля транскодирования.
Теперь давайте разберемся, какие методы передачи потока существуют, через транскод и как их разумнее использовать.
Разделения на типы содержимого контента при транскодирование не имеют значения, то есть при этом способе передачи, нет разницы какой поток локальный или онлайн.
При этом методе полностью отсутствует нагрузка на ПК и HMS никак не влияет на качество исходного материала, так как просто переносит его в новый контейнер, путем копирования.
Для возможности передачи таким методом, так же очень важны настройки устройства: включая таблицу поддерживаемых форматов/сжатие видео и аудио/разрешение/приоритетные форматы/MIME тип.
Как настроить устройство, под эту методику, можно прочитать в теме Мануал по настройки устройства.
Для чего нужен такой метод, который очень похож на прямую передачу, а все очень просто, нужен он для «всеядных» или почти «всеядных» устройств, которые не понимают или не умеют работать с ссылками на прямой поток, а взаимодействуют исключительно с привычными контейнерами мультимедийного содержания.
Перейдем к второму методу передачи потока, через транскодирование.
Важно понимать и в этом случае HMS не изменяет исходную видео дорожку, ухудшение по качеству не происходит, так же как и особой нагрузки на ПК.
Методика отлично подходит для устройств, в которые производитель не добавил лицензированных аудио обработчиков (часто не лицензируют AC3 Dolby Digital или DTS).
Так же не стоит забывать, что здесь важны правильные настройки устройства, с установленными приоритетами в какой формат и в какое качество перегонять аудио дорожку, причем HMS умеет на лету сохранять: количество каналов, качество и дополнительные данные вшитые в аудио дорожку.
Как настроить устройство, под эту методику, можно прочитать в теме Мануал по настройки устройства.
И последний метод, самый требовательный к мощности ваше ПК, на который установлен медиасервер.
Методика не самая лучшая, но для некоторых устройств просто жизненно необходима, для приема потока, так как их возможности воспроизведения, через dlna сильно ограничены.
Все настройки для процесса конвертации берутся из настроек устройства.
Как настроить устройство, под эту методику, можно прочитать в теме Мануал по настройки устройства.
Существует способ немного, а иногда и существенно сократить нагрузку на ЦП, а именно использовать аппаратное ускорение с задействованием видеокарты, как дискретной так и встроенной.
Небольшой ликбез, как это реализовать
Подробнее про профили транскодирования, можно прочитать и скачать в теме Описание профилей транскодирования.
Для использования встроенной карты или карты без поддержки CUDA, используем профили транскодирования для активации функции аппаратного ускорения в HMS, посредством технологии Direct-X Video Acceleration (DXVA2) или Intel QSV (Quick Sync Video).
Из плюсов: работа со всеми сжатиями и видеокартами, из минусов: эффективность самой работы оставляет желать лучшего. Разгрузка ЦП в среднем от 5-30%.
Список профилей:
Для использования карт с поддержкой CUDA и входящих в список соответствия, задействовать профили транскодирования не нужно, так как активация происходит уже в настройках самой программы.
Из плюсов: колоссальная эффективность, плавающее подключение, равномерное сглаживание проседаний при обработке потока, из минусов: поддержка только сжатий H.264 (x.264) и HEVC (h.265).
Разгрузка ЦП в среднем от 40-80%.
Послесловие
На этом думаю можно считать статью завершенной, все что касалось методик передачи потока, через HMS я рассказал, да здесь я не коснулся передачи потоков музыкального содержимого (но думаю, что это мы оставим на будущее).
Постарался рассказать вам об этой теме простыми словами, как это работает и нужно ли так сильно бояться транскодирования, надеюсь было интересно и вы с пользой потратили своё время.
Удачи и всех вам благ
Всех с наступающим Новым Годом
Это может быть интересно
Другие мои статьи и инструкции на форуме
Включение прямой передачи онлайн потока.png 109.58 kb, скачивалось 239 раз, начиная с 2017.12.21
Метод передачи потока (частичный транскод).png 156.62 kb, скачивалось 191 раз, начиная с 2017.12.21
WD TV LS+Sony KDLS5600/Samsung UEF5400/Sony PS 3/Yamaha RX-V379/hms 2.33
Кладовая HMS (список полезных ссылок и инструкций)
Транскодирование в домашнем медиа сервере что такое
В состав программы включены различные транскодеры аудио и видео-файлов, позволяющие преобразовать медиа-ресурсы в формат, поддерживаемый устройством воспроизведения. Также возможно преобразование формата кадра видео-файлов к формату экрана устройства воспроизведения (цвет дополнения задается пользователем), выбор аудио-дорожки, субтитров. Вы можете выбрать транскодирование с любой минуты.
В состав программы включены профили транскодирования для VLC Media Player, Вы можете перенаправить потоки Интернет-радио, Интернет-телевидения с компьютера на Ваши медиа-устройства.
Программа поддерживает Цифровое телевидение (C, S, T), Вы можете перенаправить потоки цифрового телевидения с компьютера на Ваши медиа-устройства.
Программа поддерживает управление DMR (Digital Media Renderer) устройствами, Вы можете использовать функцию «Воспроизвести на» для отдельного устройства и группы устройств.
Программа поддерживает внешние и внутренние субтитры. Если устройство не поддерживает субтитры, то программа может включить субтитры (2D и 3D) в видео-поток при транскодировании.
Программа поддерживает Web-навигацию с HTML5-плеером для устройств без DLNA (UPnP) поддержки.
Автор HMS Copyright 2008-2019 Evgeniy Lachinov
Версия: HMS 2.14 (статус LTS )
Ссылка на скачивание самой стабильной версии:setup_ms_214.exe ( 37.83 МБ )
стандартные разрешения экрана от 320×240 до 1920×1080 (зависит от устройства)
Устройства, не перечисленные в стандартной поставке, могут использовать внешние файлы конфигураций,
загружать профили устройств можно здесь:
https://hms.lostcut.net/viewforum.php?id=2
на сегодня более 100 внешних профилей, не входящих в стандартную поставку,
в том числе для телевизоров Samsung / LG / Philips / Sony с поддержкой режимов 4K UHD HDR
Принципиальное отличие HMS от любых других медиа-серверов заключается в том,
что у него есть собственный язык программирования, который позволяет делать парсинг любых видеосервисов.
Таким образом, через HMS можно штатно смотреть прямо на телевизоре, управляя штатным пультом управления,
практически любой видеосервис, на который существует подкаст.
на сегодня в коллекции подкастов около 100 самых популярных видеосервисов, в том числе:
Принципиальное отличие HMS от любых других медиа-серверов заключается в том,
что у него существует возможность использовать внешние профили транскодирования.
Дело в том, что любой видеопоток обладает избыточностью, именно только по этой причине существует масса видеокодеков, которые пережимают исходный оригинальный видеопоток в сжатый с потерями.
Именно по этой причине 34 772 человек предпочитают смотреть спутниковые каналы через HMS.
Список актуальных профилей транскодирования находится здесь:
https://hms.lostcut.net/viewforum.php?id=3
на сегодня в коллекции более 40 профилей под самые разнообразные задачи.
Иллюстрация работы сервера HMS для большинства задач:
обратите внимание на следующие моменты:
обработка видео идет в два потока:
первый поток сохраняет входящий сигнал в исходном качестве RAW
второй поток выдает на вход телевизора сигнал в качестве Blu-ray
Визуальные различия в качестве:
мне не известен второй такой медиасервер, который способен улучшать качество видеопотока на лету,
обеспечивая выходной битрейт 32Mbps (на копии экрана)
Пример формата видеопотока в стандарте HDV:
Весь контент, который есть на ПК Windows, может по желанию владельца,
автоматически проиндексироваться, тогда на телевизоре мы будем видеть отсортированные по трем главным категориям
все доступные к воспроизведению файлы:
Изображения (фотографии и другие графические файлы)
Музыка (все звуковые файлы)
Видео (видеофайлы любых форматов)
Медиасервер HMS может также работать в паре с любым другим сервером либо другой копией HMS, что позволяет смотреть на выбор контент либо в качестве HD либо в улучшенном качестве 4K UHD, типичный вид копии экрана ТВ выглядит так:
Медиасервер HMS умеет воспроизводить видеоконтент в качестве 8K UHD.
Пример телевизора с таким разрешением:
Пока толком ничегошеньки не понял, но Chromecast первой версии с планшета на windows поймал сразу. Никогда не пользовался ничем подобным, но судя по всему круто, только пока не доезжаю, а не локальный контент можно выводить через этот сервер?
Из отличительных особенностей:
можно смотреть торрент-видеопотоки в реальном режиме времени
в реальном режиме времени можно использовать режим улучшения качества видеопотока
Из уникального:
можно смотреть/слушать контент вне пределов своей квартиры
есть возможность отключения ПК при бездействии сервера
просмотр потоков со спутникового ресивера через HMS
трансляция рабочего стола компьютера на телевизор
Все зависит от целей, задач, необходимого уровня качества выходного видеопотока,
способности нашего телевизора воспроизводить видеопотоки 720p / 1080p / 4K UHD / 4K UHD HDR / 8K UHD.
Для воспроизведения в качестве 720p подойдет практически любое оборудование из вышеперечисленного.
Для воспроизведения в качестве 1080p и выше желательно наличие аппаратной поддержки видеокодеков (DXVA).
Для проверки этой функции можно скачать с сайта разработчика утилиту DXVA Checker:
на этом оборудовании можно смотреть даже 8K UHD HDR в фильмах и на видеосервисе Youtube
Для этих трех важнейших величин существует простейшая арифметическая зависимость:
скорость интернета (полоса пропускания) должна быть больше битрейта видео
скорость дисковой памяти должна быть больше скорости интернета
Составим простейшую таблицу, исходя из скорости интернета на выбранном Вами тарифном плане:
5 Mbps
максимально возможное качество видео 720p
8 Mbps
максимально возможное качество видео 1080p 30fps
12 Mbps
максимально возможное качество видео 1080p 60fps
16 Mbps
максимально возможное качество видео 1440p 30fps
24 Mbps
максимально возможное качество видео 1440p 60fps
35 Mbps
максимально возможное качество видео 2160p 30fps
68 Mbps
максимально возможное качество видео 2160p 60fps
85 Mbps
максимально возможное качество видео 2160p 60fps HDR
Не забывайте про накладные расходы, которые могут существенно уронить
показатели реальной скорости,
посмотрим несколько случайно выбранных примеров из Яндекс-магазина:
если посмотреть на характеристики одного из массовых и дешевых роутеров DIR-100:
http://dlink.ru/ru/products/5/700_b.html
мы увидим следующее, несмотря на то, в нем присутствуют как-бы 4 порта 10/100BASE-TX Ethernet,
реальная скорость может быть не выше 16.08 Mbps,
что автоматически ограничит качество видеосигнала до 1440p 30fps
Производители могут скрывать реальные характеристики,
поэтому можно только опытным путем понять реальную пропускную способность роутера,
исходя из официально публикуемой информации, вот случайные примеры:
DIR-140L
http://www.dlink.ru/ru/products/5/1728_b.html
4 порта LAN 10/100 Мбит/с
88.6 Mbps
DSR-250/A1
http://www.dlink.ru/ru/products/5/1634_b.html
8 LAN-портов 10/100/1000 Мбит/с
по факту ограничение скорости может быть
45 Mbps
D-link DFL-260E
http://www.dlink.ru/ru/products/6/1380_b.html
5 портов 10/100/1000 Ethernet LAN
по факту ограничение скорости может быть
45 Mbps
Современная домашняя сеть и кинотеатр на диване + Апдейт (про транскодинг)
Несколько дней назад я уже публиковал на Хабре статью с таким названием, но в силу многих причин статья вышла крайне неудачной. Учтя справедливые замечания и переосмыслив проблему решил исправиться и изложить текст более последовательно и лаконично, без эмоций и лишней помпезности.
Итак, статья, в первую очередь, будет интересна тем, кто только планирует организовать у себя дома «глобальную сеть», в которой будут храниться коллекции видео, аудио и фото и из которой все это можно будет с максимальным комфортом прослушивать и просматривать.
Поэтому, в основном, мы будем описывать некую «идеальную» структуру сети и минимальный набор необходимых сетевых устройств, как если бы мы организовывали сеть с нуля. Однако, альтернативные варианты, для тех, у кого уже есть дома какая-то рабочая сетевая инфраструктура, мы тоже будем рассматривать, чтобы каждый имел возможность сравнить и выбрать для себя лучший вариант апгрейда.
Все ниже перечисленное основывается на собственном многолетнем опыте автора, который для себя, методом проб и ошибок, с составом домашней медиа-сети определился и теперь хотел бы выложить приобретенный опыт на суд общественный, дабы себя показать и других посмотреть. 😉
Кто заинтересовался — прошу под кат.
Начало
В начале давайте определим минимально необходимый состав нашей домашней медиа-сети (будем называть ее так).
Предположим, в настоящий момент у нас есть только «хвост» от интернет-провайдера, компьютер (основной) и все.
Чтобы определиться с составом сети нам нужно определить — чего мы от нее хотим.
Полагаю, большинство обычных пользователей хотят следующее:
1. Неограниченный (на ближайшие несколько лет) объем хранилища (там, где будут храниться наши любимые фильмы, музыка и семейные фотографии).
2. Раз уж речь идет о видео, то «тихая» загрузка торрентов 24/7 (т.е. крайне желательно без использования основного компьютера).
3. Доступ к хранилищу (т.е. к нашему видео, аудио и фото) из любой точки дома и с любого устройства, которой подключено к домашней сети.
4. Воспроизводить «всего и вся», независимо от формата, контейнера и пр. и пр. — т.е. всеядность (но опять же, не базового компьютера, раз мы говорим о «кинотеатре на диване» и «из любой точки дома», и речь конечно не о ноутбуке).
5. «Хочу как в кино — с блэкджеком и шлюхами! с эффектом присутствия!». Т.е. большой экран и желательно с 3D.
Для многих пользователей также крайне желательно иметь доступ к хранилищу не только из любой точки дома, но и из любой точки Мира, где есть выход в Интернет, и также управлять загрузкой торрентов. Но, это как говорится Nice To Have, поэтому просто будем держать эту «хотелку » в уме.
Примечание:
При проектировании нашей домашней медиа-сети мы будем сознательно избегать использования в ней домашнего компьютера, стационарного или переносного. Компьютер — это многофункциональное устройство, он может быть выключен, занят другим членом семьи, занят другой, ресурсоемкой задачей, с которой параллельно воспроизводить сжатое видео будет уже проблематично и т.д. Переносной компьютер (ноутбук, ультрабук) может вообще оствутствовать дома вместе с хозяином. Все это не должно мешать другим домашним пользователям иметь свободный доступ к хранилищу с медиа-контентом (фильмами, музыкой и фото) в любой момент времени. К тому же компьютер (если он не оснащен программным медиа-сервером с отдельным пультом) может сам по себе представлять сложность для некоторых домашних пользователей, если их навыки работы с компьютером (или конкретной ОС, программой и т.д.) не достаточно велики.
Если говорить о сети «с нуля», то наши требования к сети реализуются минимум тремя устройствами:
А. Само хранилище, которое может выполнять требования п.1 и 2.
В. Роутер, который обеспечивает доступ к хранилищу (к медиа-контенту), согласно нашим требованиям в п.3 и «хотелки» в уме.
С. То, НА ЧЕМ смотрим и/или ЧЕМ смотрим в соответствии с п.4 и 5.
Последний пункт в варианте «НА ЧЕМ и ЧЕМ» справедлив только для тех, кто планирует приобретать для домашнего кинотеатра новый современный телевизор или проектор. Для тех, у кого уже есть телевизор и он не поддерживает выход в сеть и воспроизведение сетевого медиа-контента (файлов DivX, AVI, MKV и т.п.), а покупка нового ТВ не планируется — мы будем говорить только о «ЧЕМ» смотрим.
Перед тем как подробно рассмотреть критерии каждого из трех устройств и некоторые альтернативы, несколько слов о сетевых медиа-плеерах.
Современный сетевой медиа-плеер, как правило, одновременно является и хранилищем, и поддерживает загрузку торрентов и является всеятным аудио-видео плеером. Т.е. выполняет все требования кроме п. 3.
Далее, для краткости, будем называть наше хранилище — NAS (Network Attached Storage). Эта аббревиатура популярна на рынке для 2 и более сетевых дисковых массивов, но в нашем случае это не принципиально. Однодисковые сетевые хранилища обычно называются просто «сетевыми дисками», т.к. в отличии от полноценных NAS они, как правило, не обладают всеми теми функциями, которые для современных NAS стали классическими, и о которых речь пойдет чуть ниже.
Итак, если современный медиа-плеер является уствойством «все-в-одном», стоит сравнительно не дорого, то почему нам не поставить его центром нашей домашней медиа-сети и домашнего кинотеатра?
Ответов может быть несколько.
Во-первых
30ГБ) и с учетом размеров текущей аудио-видео коллекции среднестатистического пользователя (я ориентируюсь на себя и мой круг знакомых), то 2ТБ как раз хватит чтобы все это разместить в одном месте, вместе с семейными фото. Но чтобы расширять коллекцию дальше, и тем более в течение нескольких лет не расширяя объем хранилища, это уже будет проблематично. Скорее всего старые файлы придется удалять, а это лишние действия, необходимость периодической ревизии архива и риск удалить кому-то из семьи нужную информацию (фильм или фото).
Во-вторых
В-третьих
, медиа-плеер, это дополнительное устройство на самом виду, со своим отдельным пультом и блоком питания. Проблему дополнительного пульта можно решить, используя один универсальный пульт для всей аппаратуры в одной комнате, например. Но переключать пульт между устройствами все равно придется.
Все эти доводы конечно не критичны и могут с лихвой компенсироваться малой стоимостью самого медиа-плеера, однако красоты решения при применении медиа-плеера, на мой взгляд, нет. Это, как бы, решение сбоку. Тем более, что плеер показывает только на одном телевизоре, и для просмотре на другом ТВ в другой комнате нужно будет использовать медиа-стример (то же, что и сетевой медиа-плеер, только без возможности установить жесткий диск), или переносить сам плеер в другую комнату и возиться с проводами.
И при просмотре на другом ТВ оба устройства должны быть включены, что может быть не всегда возможно, если, например, в комнате с медиа-плеером кто-то из семьи спит.
По-этому далее мы не будем подробно рассматривать схемы с медиа-плеерами, коснемся только медиа-стримеров, для тех, у кого уже есть телевизоры, но не сетевые. Ярые поклонники медиа-плееров, как центральных домашних медиа-процессоров, могут все равно почитать статью дальше, просто ради интереса, чтобы посмотреть, какой еще может быть домашняя медиа-сеть и кинотеатр на диване.
Примечание:
Обратите внимание, в качестве транспорта (вариантов доставки) медиа-контента до места просмотра (устройства воспроизведения) мы не будем рассматривать всякие USB-флешки, DVD, BD, и USB внешние диски. Все это, так же, решение сбоку, т.к. требует лишних операций и предварительной записи контента на носитель, что само по себе требует определенных знаний и навыков, и выполнимо не всеми желающими просто посмотреть фильм из домашней фильмотеки.
Хранилище
Как мы решили выше, будем называть хранилище просто — NAS.
Что представляет из себя NAS? В первую очередь, это массив из нескольких дисков, объединенных в RAID 0 или 1 для двухдисковых массивов и RAID 5 для трехдисковых и выше. Возможны и другие варианты RAID, но их реализация будет зависеть уже от конкретной модели NAS. RAID 0,1 все двухдисковые NAS, а RAID 5 все трехдисковые и выше.
Какой именно NAS лучше выбрать для домашнего хранилища? Это зависит от размера коллекции и от потребностей в дополнительных сервисах для работы с медио-контентом в хранилище.
Можно определить некоторые основные параметры, на которые стоит ориентироваться при выборе конкретной модели NAS.
1. Поддержка дисков больших объемов, 2ГБ и выше. (В принципе, посчитайте объем Вашей существующей коллекции и умножьте на 2. NAS такого объема будет гарантировать Вам несколько лет спокойной жизни без необходимости поиска свободного места для очередного BD рипа. Для среднестатистического пользователя, думаю, NAS 2х2ТБ RAID 0 (striping, диски объединяются в один логический — 4ТБ) это идеальный начальный вариант.)
2. Возможность масштабирования без потери контента. Т.е. возможность добавлять новые диски и изменять конфигурацию RAID без потери существующих данных. (При увеличении количества дисков от 3х и больше, настоятельно рекомендую переходить на RAID 5, это существенно повысит надежность массива, хотя и отнимет у Вас емкость одного диска.) Отсутствие данной возможности может обернуться для Вас большой проблемой в будущем при желании сделать апгрейд.
3. Наличие интерфейса LAN1000 (Гигабитная сеть). Это обязательный параметр, смело пропускайте все NAS с интерфейсом LAN10/100 — заполнение хранилища с таким интерфейсом даже одним рипом BD (
30GB) может обратиться для Вас 30-минутным ожиданием, а представьте себе, что рипов не один, а 100 (сосед принес переписать).
4. Наличие DLNA сертификации. DLNA — это международный стандарт, позволяющий разным устройствам общаться и обмениваться между собой медиа-контентом. Именно наличие поддержки DLNA в NAS позволяет просто и комфортно воспроизводить видео, фото и аудио из хранилища на любом домашнем устройстве с поддержкой DLNA, будь то ТВ или смартфон.
5. Наличие торрент или EMule клиента, для тихой загрузки файлов. NAS, как правило, работает 24/7 и устанавливается вдалеке от жилой зоны (на балконе, антресолях, в кладовке), чтобы не мешать домашним жителями шумом дисков и кулеров.
Наличие в NAS дополнительных «плющек», ка кто разные фото и аудио web-альбомы, возможность подключения IP-камер, доступ по FTP, SMB, политики безопасности и ограничения прав доступа разных пользователей к разным частям контента — все это улучшает взаимодействие с коллекцией (в том числе из любой точки Мира) и делает работу с контентом более комфортной. Некоторые NAS могут даже выполнять роль хостинга и позволяют размещать на себе сайты и публиковать их в Интернете.
Так же не лишней будет возможность поддержки NAS мини-приложений сторонних производителей для расширения базовой функциональности.
Для информации:
Все перечисленные выше возможности есть в NAS от производителя Synology. Продукция от QNap и Thecus так же заслуживает внимания, но она не так богата по функциональности и производительности, что может иногда потребоваться при транскодинге (transcodung) видео (о чем поговорим чуть ниже).
Роутер
Как мы определили ранее, кроме «хвоста» от интернет-провайдера, у нас ничего нет.
Роутер для нас будет выполнять две основные функции:
1. обеспечивать доступ в Интернет всем сетевым устройствам (NAS, ПК, ТВ и пр.);
2. связывать между собой все сетевые устройства в локальную сеть, позволяя им таким образом обмениваться информацией, медиа-контентом.
На мой взгляд лучшим решением для этих задач будет Wi-Fi роутер с поддержкой LAN1000 (необходимость Гигабитной сети мы рассматривали выше).
При этом, если есть такая физическая возможность, все стационарные устройства в доме, как то NAS, Desktop PC, TV лучше подключать к сети кабелем, витой парой, это обеспечит дополнительную надежность и пропускную способность, так необходимую для видео высокой четкости.
Если подключить по витой паре возможности нет, то можно использовать Wi-Fi стандарта N и только его.
К сожалению, пропускной способности Wi-Fi b/g для видео высокой четкости, и, тем более, если разные фильмы в разных комнатах смотрят разные люди, категорически не хватит. И опять же, при копировании с или на NAS файлов больших объемов Wi-Fi b/g будет своеобразным бутылочным горлышком и потребует огромного количества столь ценного времени (а в некоторых случаях потеря времени будет означать неудачу всего мероприятия ;).
Итак, следовательно наш роутер должен поддерживать Wi=Fi N (b/g/n), LAN1000 и иметь встроенный свитч, например на 4 порта, того же LAN1000, для подключения стационарных устройств. Для некоторых может потребоваться и USB порт, для подключения, например, сетевого принтера или сетевого диска, но это уже дело вкуса и обязательным не является.
Примечание:
Наиболее хорошие показатели в Wi-Fi показывают устройства с поддержкой Dual-Band и MIMO.
Для информации:
На мой взгляд и по собственному опыту, наиболее «чисто» справляются с передачей больших объемов медиа по Wi-Fi устройства Linksys. Это не значит что другие справляются плохо, но из тех, что попадали мне в руки, Линксис при работе в Wi-Fi показал себя лучше всего. Но, опять же, здесь все может зависеть от планировки квартиры и места установки роутера.
Чем смотрим и на Чем.
Это, пожалуй, самая разнообразная тема, в которой нет абсолютно правильных или идеальных решений, как говорится, на вкус и цвет товарищей нет.
Но рассмотреть некоторые ключевые моменты при проектировании домашнего кинотеатра все же можно.
Примечание:
Мы не будем в этой статье касаться выбора акустики, потому что это требует анализа характеристик ресиверов и самой многоканальной акустики, а это уже другая, совсем отдельная тема.
Если мы говорим о проектировании с нуля, то значит мы собираемся приобрести либо телевизор, либо проектор. Тут совет один, и то и другое должно быть сетевым и поддерживать DLNA. Это будет гарантировать Вам отсутствие необходимость приобретать отдельный медиа-плеер с отдельным пультом и блоком питания. Все современные ТВ и проекторы с поддержкой DLNA уже имеют встроенный и достаточно всеядный плеер (как правило, весь функционал такого устройства обеспечивается возможностями одного центровального процессора, как в медиа-плеере). А возможность периодического обновления прошивки будет решать проблемы с совместимостью с теми или иными аудио-видео форматами, если таковые вообще возникнут с Вашей конкретной коллекцией фильмов.
Для информации:
Наиболее привлекательными в данном контексте выглядят телевизоры с технологии Smart TV или Google TV. В них есть и сеть, и DLNA, и интернет-браузер, и Skype, и еще масса разных медиа-сервисов, которые сделают ваше времяпровождение в домашнем кинотеатре максимально комфортным. Так же стоит иметь в виду, что к большинству Smart и Google TV можно приобрести аксессуары — беспроводные клавиатуры с трекболом и пр., что существенно упростит серфинг по интеренету и работу с файлами в хранилище.
Многие сетевые ТВ уже имеют встроенный модуль Wi-Fi. Если же его нет, то почти наверняка Wi-Fi можно реализовать при помощи USB Wi-Fi dongle. Но здесь надо обязательно проверять возможность поддержки телевизором конкретного донгла, и помнить, что для надежного и комфортного просмотра видео высокой четкости по Wi-Fi нужна поддержка именно N (IEEE 802.11b/g/n) стандарта. Как правило, производители публикуют список поддерживаемых телевизором донглов и аксессуаров. Иногда аксессуары производятся сторонними производителями, здесь тогда придется повозиться с поиском.
Ну и еще раз напомним, что LAN1000 (кабель) все же лучше любого Wi-Fi.
ТВ или проектор
А это кому что больше нравится. )) Мне, например, проектор кажется не совсем совершенным в плане картинки. Свет приходится выключать в комнате, видна текстура экрана, шумит кулер, охлаждающий лампу, жгут проводов под потолком, отдельный пульт. Я отдаю предпочтение ISP матрице и LED подсветке. Однако у сторонников проекторов могут быть и свои аргументы — размер экрана и как следствие эффект присутствия.
Для информации:
Ничего конкретного написать не могу… Сам лично считаю, что технология пока далека от совершенства, даже в кинотеатрах 3DMAX, не говоря уже о домашних вариантах. Глаза с головой немного устают (а у некоторых просто кружится) независимо от технологии реализации 3D, 2-3 фильма подряд вряд ли посмотришь, даже на очень мягком диване.
Хотя будущее, конечно, именно за подобными технологиями, создающими эффект присутствия, здесь спору нет.
Таким образом, если есть желание и средства на покупку проектора или ТВ с поддержкой 3D и нескольких пар очков соответственно, то смело берите, благо режим 3D можно включать и выключать, домашний кинотеатр от этого только выиграет.
Медиа-стримеры
Тут все совсем просто. Если у Вас телевизор есть и он не сетевой, то Ваш выбор — медиа-стример. Маленькая всеядная сетевая коробочка, которая «стримет» по LAN или Wi-Fi (и то и другое, как правило, встроенное, хотя возможна и поддержка Wi-Fi донглов) видео из хранилища на Ваш ТВ. Чем качественнее стример, тем лучше картинка и всеядность. Поскольку стример работает только когда Вы что-то смотрите, никакой необходимости в дополнительных сервисах в стримере нет, за исключением интернет-браузера и поддержки You-Tube и пр.
На рынке медиа-стримеров (как и медиа-плееров) давно сформировались два лидера и конкурента, производителя процессоров для этих устройств. RealTek и Sigma Desing.
Самые ходовые и функциональные процессоры на момент написания статьи — Realtek RTD1186DD, Realtek RTD1073DD (первый может ко всему прочему записывать видео с цифрового ТВ-тюнера и поддерживает 3D) и Sigma SMP8910 и SMP8670 (первый с поддержкой 3D).
На рынке также присутствуют плееры и стримеры, основанные на чипсетах других производителей, но их характеристики заметно уступают двум лидерам.
Поэтому, если вы выбираете стример (или плеер) на вышеупомянутых чипсетах, можете достаточно смело ориентироваться не столько на характеристики (которые у большинства моделей сейчас практически одинаковы), сколько на размеры и дизайн устройства, чтобы подходил к телевизору и не портил антураж кинотеатра на диване. HDMI есть ну практически у всех плееров и стримеров, остальные интерфейсы, наверно, для домашнего кинотеатра будут не интересны.
Для информации:
Последнее время очень хорошо себя рекомендует продукция Dune, так же внимания заслуживают iconBit и Popcorn (последний есть своеобразный и непревзойденный лидер по медиа-плеерам, т.к. фирма через два колена Siabas является дочерней компанией самой Sigma Desing).
HMC (Home Media Center)
Несколько слов о домашних медиа-центрах на основе PC, поскольку данные устройства никак нельзя обойти стороной в рамках домашней сети и кинотеатра на диване.
Сие устройства представляют собой мини-компьютер под управлением Linux (как правило) или Windows и могут объединять в себе функции всех перечисленных выше устройств, хранилища, роутера и медиа-плеера.
Для опытных пользователей собрать и настроить такое устройство не представляет особого труда.
Однако для большинства обычных «юзверей» сборка и настройка практически не доступна в отсутствии специальных знаний и подготовки, а эксплуатация может быть затруднительна, в случае, если HMC потребует вмешаться в какие-то внутренние процессы, выходящие за рамки просмотра видео.
Те не менее, одно такое аккуратно собранное и настроенное устройство, размещенное на антресолях (на балконе или в кладовке), чтобы не администрировать его в будущем, может быть достойной заменой для ранее описанного варианта домашней медиа-сети. Управлять таким медиа-сентром тогда лучше всего пультом через выведенный к телевизору ИК-порт. На спец. случае держать под рукой беспроводные мышку и клавиатуру.
В общем, если есть навыки — дерзайте (система обойдется значительно дешевле NAS, роутера и нового ТВ).
Если нет, рекомендую воспользоваться готовыми решениями, доступными на рынке. Это будет дороже, но качество специально заточенных под конкретные задачи устройств будет выше, чем вариант «все-в-одном».
Для информации:
На рынке давно присутствуют готовые варианты HMC, но особой популярности они среди пользователей не пользуются (вероятно из-за повышенной сложности в настройке и эксплуатации).
Про транскодинг
Транскодинг, это процесс конвертирования видео на лету (или отдельно видео или аудио потока) в поддерживаемый телевизором/плеером/стримером формат, т.е прямо в процессе воспроизведения.
Необходимость в транскодинге возникает тогда, когда ТВ или плеер не могут воспроизвести (декодировать) видео или аудио файл. Если файл пытались воспроизвести в DLNA сети, то в случае неудачи ТВ (или плеер) возвращает DLNA серверу (в нашем случае его роль выполняет NAS) ответ о невозможности воспроизвести контент, причем отдельно сообщает, что именно не удалось воспроизвести, аудио дорожку или видео.
Если DLNA сервер отностится к разряду продвинутых, то он автоматически запускает процедуру транскодинга, всего файла или конкретной аудио или видео дорожки.
Различают два вида транскодинга.
В первом случае файл просто ремуксируется, т.е. переупаковывается на лету в другой контейнер. Форматы аудио и видео потока (кодеки) остаются прежними.
Во втором случае перекодируется все содержимое файла, в наиболее совместимый формат по мнению самого DLNA-сервера, либо в формат, установленный по умолчанию пользователем.
Небольшой экскурс в прошлое.
Как не странно, сам транскодинг обязан своему появлению вовсе не тому факту, что ТВ или плееры периодически сталкивались с нечитабельными файлами. Транскодинг, как необходимость, появился после выхода игровой приставки PS3, которая была крайне требовательна к формату видео, принимала только файлы m2ts, хотя сама физически могла прекрасно воспроизводить видео высокой четкости в h.264 со звуком ААС или АС3. Тогда в самом популярном медиа-сервере «PS3 mediaserver» (DLNA-сервере), тогда еще только для владельцев PS3, и появилась функция транскодинга, которая файлы MKV ремуксировала н«на лету» (переупаковывала) в M2TS, а AVI из DivX уже полноценно перегоняла в MPEG1 или 2 (который PS3 тоже понимал).
PS3 mediaserver и сейчас остается одним из самых популярных медиа-серверов для PС.
Однако, он имеет весьма недружелюбный интерфейс и достаточно сложен в настройке. У меня лично с ним возникали проблемы при генерации мини-изображений для предпросмотра видео в каталоге на ТВ.
Несомненный плюс этого мадиа-сервера — доступность для платформы Linux.
Другой весьма удачный медиа-сервер с функцией транскодинга — Nero MediaHome. Я остановился на нем за дружелюбный интерфейс и хорошую работу автоопределения, в какой формат нужно транскодировать видео, если оно не читается телевизором.
Недостаток — нет версии под Linux.
Еще одним перспективным медиа-сервером является Serviio. Есть автоматический транскодинг и версия под Linux.
Почему я делаю акцент на версии под Linux? Потому что большинство современных NAS имеют прошивки, базирующиеся на Linux, и, следовательно, позволяют устанавливать приложения сторонних разработчиков под Linux.
На сегодняшний день только у NAS Synology реализован транскодинг видео в базовой прошивке (правда только в режиме ремукса).
Следует понимать, что транскодинг на лету, достаточно ресурсоемкая задача, и требует наличия в NAS достаточно мощного процессора и достаточного объема памяти.
И если для простого ремукса хватит и мощности 1ГГц процессора Марвел, то для полного перекодирования в другой формат нужен хотя бы Атом и 1,5ГГц.
В связи с этим можно сразу отсеять как неподходящую для наших целей бюджетную продукцию Synology, QNap и Thecus «для дома», там практически везде стоит Марвел или Cavium, а Атом только в дорогих продуктах для «дома и офиса» либо в устройствах исключительно «для бизнеса».
Для информации:
В продуктах Synology есть еще одна приятная особенность в виде ориентированности на облачные технологии, облачные медиа-сервисы (реализуемые в NASe) и наличие приложений для использования этих сервисов под iPhone и Android смартфоны.