тотальный диктант зачем писать
Тотальный диктант зачем писать
Тотальный диктант — ежегодная просветительская акция в форме добровольного диктанта для всех желающих.
Цель акции — показать, что быть грамотным — важно для каждого человека; убедить, что заниматься русским языком нелегко, но увлекательно и полезно; объединить всех, кто умеет или хочет писать и говорить по-русски.
Тотальный диктант — общественный проект, который проводится силами активистов и волонтеров. Организатор акции — фонд «Тотальный диктант» (Новосибирск). Уникальный текст диктанта каждый год специально для акции создает известный писатель. Участвовать в Тотальном диктанте может любой желающий, независимо от возраста, пола, образования, вероисповедания, профессии, семейного положения, интересов и политических взглядов.
Принцип опциональной анонимности. Никто из участников Тотального диктанта не обязан указывать свое настоящее имя.
Принцип профессионального подхода к проверке. В каждом городе, в котором проводится Тотальный диктант, во главе проверочной комиссии стоит профессиональный преподаватель-филолог.
Принципы единства времени, текста, порядка проведения, критериев проверки. Тотальный диктант проходит один раз в год, в один и тот же день во всех городах. Во всех городах участники пишут один и тот же текст (или разные части одного и того же текста). Во всех городах мероприятие проходит по одному и тому же, заранее определенному, централизованно разработанному сценарию. Во всех городах проверочные комиссии руководствуются одними и теми же, заранее определенными, централизованно разработанными критериями при проверке и оценке работ.
Справка: Первый Тотальный диктант состоялся в 2004 году как студенческая акция «Глум-Клуба» – творческого объединения гуманитарного факультета НГУ. Первыми «диктаторами» – с 2004 по 2008 год – были преподаватели НГУ. За 15 лет существования Тотальный диктант превратился в масштабное всемирное событие.
«Что делать, учиться надо»: кто и зачем писал «Тотальный диктант»
«Тотальный диктант» сегодня проходит в 60 странах мира. В России участие принимают 550 городов. Новшество этого года – по тексту диктанта сняли короткометражный фильм, передает корреспондент телеканала «МИР 24» Дмитрий Забрудский.
«Сосны обступали тропинку плотно, и хотя истыканное их верхушками небо светилось голубым, в лесу было сумрачно…».
На тотальном диктанте главный «диктатор» тот, кто читает, – Дмитрий Глуховский. Писатель-фантаст озвучивает свой текст в Якутске. Сибирский город стал столицей акции.
«К написанию этого небольшого текста шел всю жизнь, потому что я в нем суммирую некие свои экзистенциальные размышления, переживания о взаимоотношении с родителями, с детьми, своими в том числе», – рассказал писатель.
В этом году текст впервые экранизировали. 20-минутный фильм «Обещания» по произведению Глуховского показали перед диктантом. Картина о семейных ценностях, которые стали главной темой юбилейного, 10-го образовательного проекта. Не удивительно, что писать диктант уже стало семейной традицией.
Списать вряд ли получиться. Формат акции в этом году продиктован скорее правилами не русского языка, а пандемии. Участников в аудиториях рассаживали подальше друг от друга. Но много было и виртуальных.
«Интересно испытать свои силы, насколько грамотно я пишу. И удастся ли мне написать диктант на «отлично», – поделилась Юлия Панасенкова.
Проверить свои знания могли и иностранцы. Для них устроили тест из нескольких заданий с упрощенной версией диктанта.
«Я хочу учить русский язык, потому что я думаю, что русский язык сложный. И мне интересно учить сложный язык», –сказала Зет Рахакбау Клауде Бернард.
«Вообще не легко, очень трудно. Но что делать, учиться надо», – вторит ей Ннанируго Фортуне Акучие.
«Тотальный диктант» писали в вузах, школах, музеях и библиотеках. Но были и необычные площадки. В Курске проверили грамотность в кинотеатре, а в Домодедове прямо в зале ожидания.
«Летящий по парковым аллеям велосипед. Поцелуи в облупленных подъездах под скупое гитарное бренчание».
Три тысячи площадок в 60 странах мира, 200 городов от заполярного Мурманска до Нью-Йорка. На грамотность в этом году проверили себя даже полярники на станциях «Восток» и «Мирный» в Антарктиде.
Что такое тотальный диктант? Как он будет проходить?
Тотальный диктант — ежегодная просветительская акция в форме добровольного диктанта для всех желающих. Организаторы — активисты и волонтеры.
Как сообщается на сайте Тотального диктанта, он проходит один раз в год, в один и тот же день во всех городах. Во всех городах участники пишут один и тот же текст (или разные части одного и того же текста). Во всех городах мероприятие проходит по одному, заранее определенному, централизованно разработанному сценарию. Во всех городах проверочные комиссии руководствуются одними и теми же, заранее определенными, централизованно разработанными критериями при проверке и оценке работ.
Сообщается, что это общественный проект, который реализуется силами активистов и волонтеров. Организатор акции — фонд «Тотальный диктант», расположенный в Новосибирске.
Участвовать в диктанте может любой желающий, независимо от возраста, пола, образования, вероисповедания, профессии, семейного положения, интересов и политических взглядов. Автором уникального текста Тотального диктанта каждый год становится известный писатель.
В этом году текст в Якутске будет зачитывать писатель Дмитрий Глуховский, автор романов «Текст» (по которому был снят одноименный фильм с Александром Петровым в главной роли), «Метро» и «Метро 2033». Диктант пройдет 10 апреля на главной площадке проекта, которая пока не указывается. Трансляция из Якутска будет вестись на весь мир. Новой фишкой диктанта 2021 года будет показ короткометражного фильма «Обещания», снятого на основе текста для диктанта.
Добавляется, что в этом году Тотальный диктант пройдет с использованием гранта президента России на развитие гражданского общества.
Тотальный диктант как оскорбление русского языка
В нашей семье интерес к всероссийским диктантам начался не с русского «тотального», а с географического, который впервые состоялся в 2015 году по инициативе Председателя Попечительского Совета Географического Общества, Президента РФ В.В.Путина. Эта акция запомнилась курьёзом – сайт не выдержал наплыва желающих проверить свои знания в этой науке и завис. Организаторы никак не ожидали, что в России будет такой интерес к географии.
С тех мы наблюдали за событиями, но принять участие решили только в этом году. Точнее, сын решил, что нам всем это нужно и велел пойти с ним в здание факультета филологии КемГУ на Кутузова, 12. Увы, мне помешали срочные дела, но супруга с сыном рассказали всё более чем подробно.
Итак, минут за 15 до начала диктанта моя семья, в приподнятом, торжественном настроении, прибыла в аудиторию, где их зарегистрировали, вручили бланки, фирменные авторучки и предложили занимать свободные места. Не знаю, как в других залах, но в «нашей» было всего 12 человек (кстати, только один мужчина). Огляделись, освоились и вскоре… Приподнятое и торжественное настроение закончилось. Начался диктант.
Думаю, лучше всего понять атмосферу «праздника русского языка» по отзывам в соцсетях:
· Где красота русского языка? Какой-то убогий текст, без образов, без деепричастных оборотов. Где логика? Симпатичная, успешная, образованная женщина, забеременела от алкаша-дебила, к которому и любви-то нет. И абсолютный, тупой депрессняк!
· Нам досталась третья часть. Мрак беспросветный. Я в шоке до сих пор! Текст, который предстоит написать, я слушала в авторском исполнении по смартфону, подбегая к площадке. Опаздывала, торопилась. Но услышала, что предстоит прочувствовать ощущения героини, сидящей в очереди к онкологу! У меня резко испортилось настроение. Я развернулась и не пошла писать диктант! Я НЕ ПОНИМАЮ, зачем выбрали такой текст! Раньше после диктанта оставалось ощущение праздника! Сегодня это ощущение убили еще до начала. Обидно до слез, правда!
Пришлось внимательнее изучить вопрос, после чего создалось впечатление, что такое мощное, патриотическое мероприятие захватили либералы-русофобы и поставили задачу опошлить основу нации – язык.
А как красиво начиналось! В 2004 году идея добровольного диктанта родилась в студенческом клубе гуманитарного факультета Новосибирского государственного университета «Глум-Клуб». Да-да, обыкновенные юноши и девушки стали родоначальниками международного патриотического мероприятия! Начали с классики, с отрывка из романа Льва Николаевича Толстого «Война и мир». Потом Александр Бек, Иван Соколов-Микитов, Василь Быков, Киплинг, Гоголь…
Собственно, на Гоголе литературная классика и закончилась. Выяснилось, что некоторые участники загуглили первые фразы и тупо списали буквы. Тогда решили найти авторов, которые написали бы тексты специально для диктанта. Первым уговорили классика фантастики Бориса Стругацкого, несмотря на то, что тот терпеть не мог диктанты. Потом пригласили Дмитрия Быкова, который тогда еще не был таким завзятым русофобом, далее Захар Прилепин, а в 2013 году можно сказать, что либералы фактически «оседлали» тему, взяв текст гражданки Израиля Дины Рубиной.
Издевательством над русским языком можно назвать диктант 2016 года, когда руководители начали называть чтецов «диктаторами». Это переименование назвали «креативным решением».
Но вернемся в 2021 год. Автор и чтец (не поднимается рука написать «диктатор») – Дмитрий Глуховский. Большинству «человек мира», как он сам себя величает, известен в качестве автора депрессивного романа «Метро 2033» про жизнь в московском метро после ядерной войны.
Этот завзятый русофоб, гражданин Израиля (опять Израиль), обвиняет Россию в развязывании войны с Украиной, требует вернуть Крым, поддерживает Навального.
Почему именно его решили пропиарить на весь мир?! Напомню, что в нынешней акции участвуют 60 стран и подготовлено более 3000 площадок.
Известие об авторе текста буквально ошарашило многих россиян, а Федеральное агентство «Россотрудничество» отказалось поддерживать акцию «по веским причинам». Это решение поддержал известный публицист Егор Холмогоров: «Если ты поддерживаешь режим, который законодательно запретил обучение на русском языке – какой ты к лешему наставник по русскому языку? Отказ Россотрудничества от тотального диктанта с Глуховским – это меньшее, что можно было бы сделать в данном случае».
Не остался в стороне и Союз писателей России, который официально заявил, что организаторы «Тотального диктанта» год за годом «привлекают к написанию текстов людей, практически открыто занимающих в обществе антироссийские позиции».
В Красноярске несколько чиновников отказались читать позорный текст позорного автора, в Томске отказались от сотрудничества большинство площадок, а ФСИН (Федеральная служба исполнения наказаний) впервые за долгое время запретил проведение акции в своих учреждениях.
Лично я считаю, что такого рода массовые мероприятия нельзя отдавать на откуп людям, которые не понимают политического значения языковых традиций. Неспроста при смене власти, в первую очередь начинают запрещать язык – это первый шаг к разрушению нации. Вспомним Украину и Прибалтику.
Особый цинизм этой ситуации придает участие в качестве Генерального партнера Фонда Президентских грантов. Получается, что президентский фонд выделил средства для пропаганды депрессивной литературы и антироссийского автора. Согласно сведениям портала, «Фонд президентских грантов» финансирует «Тотальный диктант» с 2018 года. На нынешний проект в 2020 году выделено 19 839 881,25 рублей. А всего Фонд поддержки языковой культуры граждан «Тотальный диктант» получил из бюджета президентских грантов 47 151 324,5 рублей.
Почему Фонд президентский грант финансирует русофобов? Что это: халатность сотрудников фонда, использование лазеек в требованиях к проекту или обман?
Как бы то ни было, я направил ряд официальных обращений к высшему руководству страны, чтобы впредь и на пушечный выстрел не подпускали русофобов к патриотичным проектам.
PS Вишенкой на торте стало вручение фирменных авторучек, датированных прошлым годом. Похоже, кто-то тупо украл деньги, выделенные для закупки сувениров.
Нажмите «Подписаться на канал», чтобы читать «Завтра» в ленте «Яндекса»
Добровольный и тотальный: в чём польза и великая миссия диктанта
Диктант – страшнее слова не было для нашего класса. Боялись всего — забыть правило, отстать от учителя, сделать помарку, запутаться в переносе слова. Сегодня же название акции «Тотальный диктант», которая 13 апреля начнётся в Петербурге в 14:00 — символ не школьного страха, а, наоборот, возродившейся моды на грамотность. «Диалог» навёл справки и узнал, насколько похожи школьная проверка и акция в защиту грамотности, какая ошибка действительно может стать фатальной (спойлер: она не из области орфографии и пунктуации), и почему о письме под диктовку не стоит забывать даже в век мессенджеров и Т9.
Школьные корни «Тотального диктанта»
Просьба подготовить к следующему занятию двойной листочек – сигнал известный всем школьникам, означает: «Внимание! Диктант близко!» Впрочем, он всегда где-то недалеко от современного школьника. Сегодня в среднем больших проверок такого типа в год по 10-12, не считая словарных – они и вовсе «настигают» учащихся раз в неделю. И первая просьба учителя внимательно выслушать текст озвучивается в первом классе, сразу после освоения прописей.
«Как только ребёнок научился писать, ему даётся элементарнейший диктант, где все слова не расходятся с написанием. Например: «Папа ел суп». Цель – убедиться в том, что ребёнок правильно соотносит буквы и звуки, умеет оформить предложение. И далее диктанты сопровождают школьников постоянно, так как этот вид контроля лучше всего отражает уровень сформированности грамотного письма. Обычно ребятам предлагаются тексты средней трудности. Они подбираются в соответствии с теми правилами, которые уже изучены и в достаточной степени отработаны с детьми. Ребенок на слух должен воспринять слово, самостоятельно определить ошибкоопасные места (где возможно двоякое написание), определить, каким правилом надо воспользоваться, и применить это правило на практике. Таким образом, проверяется весь запас знаний школьника», – поясняет важность диктанта учитель начальных классов школы №249 им. М.В. Маневича Евгения Милейко.
Педагог уверен, что диктант не уступит своё место в школьной программе ни одной другой форме контроля. Именно диктант показывает, что ребёнок умеет излагать текст, который слышит, а там и до изложения собственных мыслей недалеко. Фрагменты, по которым дети в начальной школе пишут диктанты, зачастую это рассказы из «Азбуки» Льва Толстого (школьное пособие, написанное автором «Войны и мира» для обучения детей чтению, письму и арифметике). Это лаконичные тексты, но, конечно, по мере взросления детей они усложняются.
Когда 11 класс остался позади, а диктант впереди
Чисто гипотетически особенно проворный ученик может попытаться вычислить, каким будет следующий текст, например, просмотрев в интернете ту же «Азбуку». Или может расспросить тех, кто учится на класс старше. А вот у взрослых, которые решили поучаствовать в акции «Тотальный диктант», такой возможности в принципе нет: каждый год известные публицисты и писатели готовят уникальные тексты. За ТД-2019 отвечает журналист Павел Басинский – он написал четыре фрагмента для нескольких часовых поясов.
фото: Андрей Куликов / ИА «Диалог»
«Это тексты, которые специально пишутся для диктанта или ранее никогда и нигде не публиковались. Например, как в случае с Гузель Яхиной, которая дописывала в тот момент свой роман «Дети мои». Он ещё не вышел в печать, и она позволила одному из фрагментов текста стать частью «Тотального диктанта». Каким будет уникальный текст – мы узнаем только 13 апреля. Что касается тем и стиля написания, то каждый год они разные: публицистика, художественная литература и даже жанр мемуаров, как, например, диктант Леонида Юзефовича (прошёл в 2017 году – ИА «Диалог»), который он писал по своим воспоминаниям», — поясняет главный координатор акции «Тотальный диктант» в Санкт-Петербурге Елена Калинина.
В этом году Павел Басинский поэкспериментировал с жанром детектива – он написал истории на основе сюжетов Александра Пушкина, Николая Гоголя и Максима Горького. Но, несмотря на традицию каждый год выбирать нового автора для диктанта, сложность текстов остаётся неизменной – за этим следит экспертный совет акции.
«Мы не просим авторов, чтобы они писали сложнее – самое важное, чтобы это был живой художественный текст, а он не заточен под какие-то специальные цели (скажем, проверить правописание одной или двух «Н» или «НЕ» с прилагательными). В тексте такого типа могут встретиться какие угодно трудности. Мы сами ничего не вносим, но когда автор, а это случается заранее, пишет текст, комиссия иногда просит что-то изменить. В общем тексты должны быть примерно сбалансированы по уровню трудности для всех регионов», – рассказала член Орфографической комиссии РАН и Совета по русскому языку при президенте РФ, руководитель экспертной комиссии ТД Светлана Друговейко-Должанская.
На результат диктанта может повлиять чтец: частично от него зависит, поймёт пишущий, где поставить запятую или нет. Например, в методических рекомендациях для школьных учителей прописан совет – диктовать в спокойном темпе, чтобы дети успевали записывать, а также настоятельно рекомендуют не совершать перемещений по классу – ведь текст должен звучать чётко, с одинаковой громкостью и акустикой на протяжении всего диктанта. Учителя иной раз помогают интонацией, выразительным взглядом, как бы намекая: вспоминаем правило «ЖИ» и «ШИ», которое недавно проходили.
фото: Андрей Куликов / ИА «Диалог»
«Я иногда голосом выделяю слова, в которых нужно быть особенно внимательным, бывает, даже спрашиваю: «Вы меня поняли?» Это сигнал, что надо насторожиться. Как правило, дети к концу диктанта уже устают, внимание у них притупляется, и класс лучше «встряхнуть». По статистике, самое большое количество ошибок делается в последнем предложении – особенно, если учитель сказал, что оно последнее. У меня сколько раз было, когда весь диктант написан идеально, но в заключительном предложении три ошибки, и… приходится ставить «тройку». Бывало очень обидно, поэтому я стараюсь поддерживать ребят. Хотя, на самом деле, так делать нельзя», — рассказала Евгения Милейко.
Схема школьного диктанта наверное знакома каждому: сначала текст зачитывается целиком, потом по предложениям, и снова весь текст повторно. В случае же с «Тотальным диктантом» сначала слово за автором – именно в его прочтении на записи участники услышат текст впервые. А потом уже за дело берутся «диктаторы» – так координаторы акции в шутку зовут чтецов. К их подготовке относятся серьёзно: экспертный совет ТД заранее высылает им тексты диктантов прошлых лет с интонационной разметкой. Таким образом совет пытается предотвратить, по словам Елены Калининой, сильные разночтения при диктовке (чтобы все чтецы примерно придерживались одного интонационного рисунка). А вот актуальный на 2019 год фрагмент они увидят чуть раньше всех остальных – всего за один или два часа до начала акции, под присмотром координаторов.
У чтецов будет совсем немного времени, чтобы подготовиться, а дело, напомним, они имеют с авторским текстом. Поэтому предусмотрена поблажка – не для самих «диктаторов», конечно, а для участников: с одной пунктуационной ошибкой (даже там, где она не зависит от прочтения) можно получить 5. Эта практика, когда пропуск, например, запятой оценивается «дешевле» орфографической ошибки, кстати, пришла тоже из школы.
«Когда авторский текст диктанта готов, экспертный совет ТД, в который входят лингвисты из разных городов, составляет специальный комментарий для проверяющих, потому что во многих случаях в пунктуации возможна вариативность. Мы стараемся предусмотреть все возможности постановки знаков препинания, которые разрешены правилами. Поэтому вариант пишущего может не совпасть со знаком препинания, прописанным автором, но должен соответствовать нормам правописания», – подчёркивает Светлана Друговейко-Должанская.
фото: Андрей Куликов / ИА «Диалог»
Ещё одна общая черта обязательного школьного диктанта и добровольного тотального – проверяющие будут вооружены красными ручками. Как и учителя, они подчеркнут пунктуационные и орфографические ошибки и вынесут их на поля. Все работы «Тотального диктанта» волонтёры проверят за 4-5 дней. После таких же проверок учителя в школах не только раздают оценки, но и пополняют свою коллекцию смешных ошибок, описок и драматических поворотов.
Эту историю, которая произошла с коллегой, нам рассказала учитель начальных классов Евгения Милейко. Текст был продиктован, ребята его проверили. Одно из предложений: «Всё радуется весне». Девочка после подходит к учителю и говорит: «Светлана Владиславовна, я всё пропустила». А Светлана Владиславовна уже напряглась: «Прости, Машенька, что ты пропустила?» А ученица снова: «Всё». «Как всё? Принести тетрадку». Проверяет и видит, что диктант написан: «Ещё раз, не могу понять, что ты пропустила». И девочка показывает: «Видите предложение: «Всё радуется весне», я «всё» пропустила». Учитель выдохнула и поняла, что она не сошла с ума, просто ребёнок неясно объяснил.
А по итогам «Тотального диктанта» и вовсе появилась традиция сочинять уникальный текст со смешными ошибками и ослушками. По опыту Светланы Друговейко-Должанской, люди довольно часто, неверно услышав слово (или слово, которое оказалось незнакомым), заменяет его на похожее по звучанию. Например, в диктанте прошлого года речь шла о кирхе «со стрельчатыми окнами». В результате проверяющие нашли даже работу, где бедное здание было со «стрейчевыми окнами». По мотивам таких ослышек и собирается текст, который приписывается Еве Даласкиной. Этот вымышленный персонаж, появился в 2015 году: кто-то из чтецов предупредил, что начинает диктовать текст «Е. Водолазкина», а участник диктанта записал имя автора как «Ева Даласкина». С тех пор каждый год после «Тотального диктанта» Светлана Друговейко-Должанская выкладывает у себя в Facebook произведения авторессы.
«Ева Даласкина уже знакома нашим постоянным читателям как автор бестселлеров «Укованные решеткой», «Порнолыжные трассы» и «Из глубин Кибуряты». Представляем ее новое произведение.) […Бах спускался с крыльца школы и оказывался на площади, у подножия величественной кирхи с просторным молельным залом в кружеве стрельчатых окон и громадной колокольней, напоминающей остро заточенный карандаш.] …Бах. Я спускался с креста школы и оказывался на лошади у подножия могущественной кильки с прискорбным малиновым салом в кружеве стрейчевых окон и игроманной колокольней, напоминающей остров Заточенный Карандаш», – это пример ослушок и ошибок, которые допустила Ева во время «Тотального диктанта» 2018 года (орфография и пунктуация сохранены).
Подготовка к диктанту и фатальная ошибка
«Тотальный диктант» – не экзамен, и подготовиться к нему за ночь невозможно. Да и нелогично, по мнению экспертов, откладывать всё на последний день. Самые ответственные несколько недель посещали занятия – сегодня, кстати, последнее, и ещё можно успеть к 19:30 в аудиторию на Малой Садовой. С этого года была хорошая возможность пройти онлайн-курс на сайте акции, и до завтра это ещё можно успеть сделать – целая ночь впереди. Как отмечают организаторы, очные и заочные занятия готовили участников именно к диктанту 2019 года, повторяя правила, которые будут крайне актуальны в эту субботу. А конкретно петербуржцам не помешает ещё раз пробежаться, например, по удвоенным согласным на конце слова.
«В диктанте текста Леонида Юзефовича петербуржцев, например, подвело слово «удлиняли». Именно в Петербурге была довольно типичная ошибка написания этого глагола с двумя «Н», и это связано с тем, что мы действительно в городе произносим в этом слове долгий согласный. А так ошибки традиционны – это слитное и раздельное написание разных частей речи, в том числе и с «НЕ», это одно и два «Н» в прилагательных и причастиях», – отметила Светлана Друговейко-Должанская.
Если с подготовкой по существу всё примерно понятно – перед смертью не надышишься, то вот с психологической готовностью есть вопросы. Часто учителя в школе практикуют лёгкое «накручивание» перед диктантом – например, Евгения Милейко по своему опыту знает, как важно напомнить ребятам, что нужно собраться, а то ученики расслабятся и потеряют один, а то и два балла. Можно, конечно, вспомнить славные школьные годы – и перед «Тотальным диктантом» себя также мобилизовать. Но психологи советуют прежде понять – зачем вы идёте на акцию?
«Надо просто получить удовольствие от взаимодействия с русским языком. Если будут допущены какие-то погрешности, это означает, что у человека есть ресурс познания языка. Ведь ошибка – не катастрофа. Когда диктант ассоциируется со стрессом, с обязанностью соответствовать высоким требованиям – это означает боязнь потерять самоценность. Не совсем верная установка на экзамен. Да, это проверка, но не ради оценки, а проверка того, что ты достиг. И допущенные ошибки – это путь к познанию», – советует доктор психологических наук, профессор кафедры специальной психологии СПбГУ Светлана Посохова.
Вообще и психолог, и организаторы акции отмечают, что всегда можно выбрать площадку по душе, где комфортно. Это может быть тихая библиотека или театр, университеты, стадион и даже крейсер «Аврора». Можно выбрать для настроя и известного чтеца.
фото: Андрей Куликов / ИА «Диалог»
«Есть те, кто хочет получить более яркие эмоции: не только написать диктант, но и побывать в интересной обстановке, увидеть в качестве чтеца нетипичную персону. Светлана Сурганова второй год будет диктовать на филфаке РГПУ им А.И. Герцена, несколько лет в акции принимает участие актриса Зоя Буряк. А солисты группы «Ундервуд», которые до этого читали на столичных площадках (будучи москвичами), в этом году специально задержатся после своего концерта в Петербурге, чтобы надиктовать текст здесь. Не будет актёра Михаила Боярского: он до этого два года диктовал, но у него на этот день назначены съемки, и с сожалением некоторым и пожеланием удачи он вынужден был отказаться», – рассказала Елена Калинина.
От девиза «быть модным» к результату – быть грамотным
Девиз «Тотального диктанта»: «Быть грамотным – модно». И сегодня кураторы и эксперты акции уверены, что это высказывание трансформируется в тенденцию, в том числе и благодаря ТД. Координатор площадок в Петербурге Елена Калинина отмечает сильную положительную динамику в росте количества участников акции (в 2018 в Петербурге – 10,2 тысячи человек, а двумя годами ранее – 6,4 тысячи). А руководитель экспертной комиссии ТД Светлана Друговейко-Должанская рассказала, что компании уже начали ориентироваться на результаты диктанта при приёме на работу пиарщиков и SMM-щиков. По её словам, оценка 4 или 5 повышает шансы получить место.
«Такие проверки самого себя – это интересно и полезно: ты можешь понять, насколько упускаешь культуру речи и письма. Это также способ объединиться в едином порыве и продемонстрировать уважение к языку. То, что сейчас происходит с речевым поведением тех же подростков, требует большого внимания со стороны общественности и специалистов, поскольку оно существенно изменяется из-за влияния информатизации. Тот факт, что в акцию [«Тотальный диктант»] вовлечены взрослые – это большой плюс, потому что они – носители речевой культуры в семье, а семья – это та среда, что закрепляет и речевые штампы, и правильность речи, и нарушения», – отмечает доктор психологических наук Светлана Посохова.
Мода – дело не вечное, и не все из нас строчат на работе тексты. В эпоху мессенджеров и программ с проверкой орфографии можно положиться на цифровых помощников – они всё поправят. И если даже от руки напишешь «Хачу боржч» – ну поймут же люди, так зачем уходить в дебри русского языка? Учителя ответят: «Чтобы быть культурными». А психологи с филологами спросят: «Вам разве не интересно проверить себя и узнать что-нибудь новое?» Например, что «стрельчатые окна» пишутся именно так. По форме они напоминают арку с острым углом, а своими очертаниями отсылают к готике.
Подготовила Рената Ильясова / ИА «Диалог»