тосы в муниципальных образованиях что такое
Что такое ТОС?
Что такое территориальное общественное самоуправление (ТОС)
Что это такое?
Территориальное общественное самоуправление (ТОС) — это форма самоорганизации граждан по месту их жительства на части территории муниципального образования. К таким территориям относятся: микрорайон, квартал, улица, двор, дом, подъезд.
Из определения следует, что ТОС не может охватывать всю территорию муниципального образования, не является органом власти, при этом является частью местного самоуправления как института демократии. Это одна из форм участия населения в местном самоуправлении.
В то же время ТОС не является в чистом виде общественной самодеятельностью. ТОС считается официально созданным только после официальной регистрации. ТОСы без юридического лица регистрируют уполномоченные органы местного самоуправления. ТОСы с юридическим лицом — территориальные органы Минюста.
Для чего нам это?
ТОС — это эффективная форма реализации инициатив граждан, направленных на улучшение качества жизни на своей территории.
Формы организации ТОС?
Существует две организационно-правовые формы создания ТОС: в статусе юридического лица и без статуса юридического лица. В основном эти две формы отличаются друг от друга количеством возможностей по привлечению средств и объемом отчетности за свою деятельность и привлеченные средства.
ТОС без образования юридического лица:
ТОС в качестве юридического лица:
Какие вопросы решает ТОС?
ТОСы добровольно, с энтузиазмом и безвозмездно занимаются в границах отведенной им территории:
И другими вопросами, относящимися к «вопросам местного значения».
Финансирование
Финансовые ресурсы ТОС могут состоять из собственных привлеченных средств, а также из средств, передаваемых ему органами местного самоуправления поселения.
Источниками финансирования деятельности ТОС являются:
Кто может участвовать в деятельности ТОС?
Граждане по месту их жительства на части территории поселения, достигшие 16-летнего возраста, могут принимать участие в организации и осуществлении территориального общественного самоуправления, участвовать в работе собраний и конференций граждан, избирать и быть избранными в органы ТОС.
Граждане, не проживающие на территории ТОС, но имеющие на ней на праве собственности недвижимое имущество, уплачивающие налоги, могут принимать участие в работе собрания или конференции с правом совещательного голоса.
Кто принимает решения?
Собрание или конференция является высшим органом ТОС.
Собрание или конференция проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в год.
При численности жителей, проживающих на данной территории, достигших 16-летнего возраста, не более 300 человек проводится собрание граждан, при численности свыше 300 человек может проводиться конференция граждан.
Внеочередное собрание граждан или конференция проводятся по инициативе органов местного самоуправления, ТОС или группы граждан, проживающих на соответствующей территории.
Как ТОС взаимодействуют с властью?
Органы местного самоуправления поселения оказывают содействие органам ТОС, способствуют выполнению решений собраний и конференций по вопросам, относящимся к реализации полномочий ТОС.
Органы местного самоуправления поселения способствуют становлению и развитию ТОС, координируют деятельность их органов, оказывают им организационную и методическую помощь.
Представители органов ТОС вправе участвовать в заседаниях органов местного самоуправления поселения для обсуждения вопросов, затрагивающих интересы соответствующего ТОСа.
Представители органов местного самоуправления поселения вправе участвовать в заседаниях органов ТОС.
Органы ТОС могут в порядке правотворческой инициативы представлять в органы местного самоуправления поселения проекты муниципальных правовых актов. Эти проекты рассматриваются в установленном советом депутатов порядке.
Границы ТОС
Границы территории, на которой осуществляется ТОС, устанавливаются представительным органом по предложению населения, проживающего на данной территории.
ТОС может осуществляться в пределах следующих территорий проживания граждан: подъезд многоквартирного жилого дома, многоквартирный жилой дом, группа жилых домов, жилой микрорайон, сельский населенный пункт, не являющийся поселением, иные территории проживания граждан.
Тосы в муниципальных образованиях что такое
Статья 27. Территориальное общественное самоуправление
1. Под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения, внутригородской территории города федерального значения, муниципального округа, городского округа, внутригородского района, а также в расположенных на межселенной территории населенных пунктах (либо на части их территории) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.
(в ред. Федерального закона от 01.05.2019 N 87-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 01.05.2019 N 87-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(часть 1 в ред. Федерального закона от 27.12.2018 N 556-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Территориальное общественное самоуправление осуществляется непосредственно населением посредством проведения собраний и конференций граждан, а также посредством создания органов территориального общественного самоуправления.
(в ред. Федерального закона от 27.05.2014 N 136-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Территориальное общественное самоуправление может осуществляться в пределах следующих территорий проживания граждан: подъезд многоквартирного жилого дома; многоквартирный жилой дом; группа жилых домов; жилой микрорайон; сельский населенный пункт, не являющийся поселением; иные территории проживания граждан.
4. Органы территориального общественного самоуправления избираются на собраниях или конференциях граждан, проживающих на соответствующей территории.
5. Территориальное общественное самоуправление считается учрежденным с момента регистрации устава территориального общественного самоуправления уполномоченным органом местного самоуправления соответствующих поселения, внутригородской территории города федерального значения, муниципального округа, городского округа, внутригородского района, муниципального района. Порядок регистрации устава территориального общественного самоуправления определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.
(в ред. Федеральных законов от 27.05.2014 N 136-ФЗ, от 18.07.2017 N 171-ФЗ, от 27.12.2018 N 556-ФЗ, от 01.05.2019 N 87-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Территориальное общественное самоуправление в соответствии с его уставом может являться юридическим лицом и подлежит государственной регистрации в организационно-правовой форме некоммерческой организации.
6. Собрание граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочным, если в нем принимают участие не менее одной трети жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста.
(в ред. Федерального закона от 30.11.2011 N 361-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Конференция граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочной, если в ней принимают участие не менее двух третей избранных на собраниях граждан делегатов, представляющих не менее одной трети жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста.
(в ред. Федерального закона от 30.11.2011 N 361-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
7. К исключительным полномочиям собрания, конференции граждан, осуществляющих территориальное общественное самоуправление, относятся:
1) установление структуры органов территориального общественного самоуправления;
2) принятие устава территориального общественного самоуправления, внесение в него изменений и дополнений;
3) избрание органов территориального общественного самоуправления;
4) определение основных направлений деятельности территориального общественного самоуправления;
5) утверждение сметы доходов и расходов территориального общественного самоуправления и отчета о ее исполнении;
6) рассмотрение и утверждение отчетов о деятельности органов территориального общественного самоуправления;
7) обсуждение инициативного проекта и принятие решения по вопросу о его одобрении.
(п. 7 введен Федеральным законом от 20.07.2020 N 236-ФЗ)
8. Органы территориального общественного самоуправления:
1) представляют интересы населения, проживающего на соответствующей территории;
2) обеспечивают исполнение решений, принятых на собраниях и конференциях граждан;
3) могут осуществлять хозяйственную деятельность по благоустройству территории, иную хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, проживающих на соответствующей территории, как за счет средств указанных граждан, так и на основании договора между органами территориального общественного самоуправления и органами местного самоуправления с использованием средств местного бюджета;
(в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 258-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4) вправе вносить в органы местного самоуправления проекты муниципальных правовых актов, подлежащие обязательному рассмотрению этими органами и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено принятие указанных актов.
8.1. Органы территориального общественного самоуправления могут выдвигать инициативный проект в качестве инициаторов проекта.
(часть 8.1 введена Федеральным законом от 20.07.2020 N 236-ФЗ)
9. В уставе территориального общественного самоуправления устанавливаются:
1) территория, на которой оно осуществляется;
2) цели, задачи, формы и основные направления деятельности территориального общественного самоуправления;
3) порядок формирования, прекращения полномочий, права и обязанности, срок полномочий органов территориального общественного самоуправления;
4) порядок принятия решений;
5) порядок приобретения имущества, а также порядок пользования и распоряжения указанным имуществом и финансовыми средствами;
6) порядок прекращения осуществления территориального общественного самоуправления.
10. Дополнительные требования к уставу территориального общественного самоуправления органами местного самоуправления устанавливаться не могут.
11. Порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления, условия и порядок выделения необходимых средств из местного бюджета определяются уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.
Что такое ТОС и зачем он нужен?
Более 12 лет назад в Российском законодательстве появилось положение предоставляющее гражданам самостоятельно принимать участие в управлении при решении вопросов местного значения. В Воронежской области закон о территориальном самоуправлении был принят ещё в 2000 году. Первая статья закона определяет понятие территориального общественного самоуправления (далее ТОС).
Федеральным законом от 6 октября 2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон №131-Ф3) предусмотрено, что одной из форм участия населения в осуществлении местного самоуправления является территориальное общественное самоуправление (ТОС).
«Под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения, внутригородской территории города федерального значения, внутригородского района для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения» (часть 1 статьи 27).
ТОСы возникают как «снизу», так и «сверху» Предполагается, что ТОСы возникают там и тогда, где и когда люди начинают самостоятельно заботиться о комфорте, чистоте и красоте своего двора, своей улицы или даже своей деревни. Такое тоже бывает, если территории сильно повезет на активного и конструктивного неформального лидера, который вдруг прочитал и понял статью 27 из ФЗ- 131. ТОСы такого типа создаются «снизу», сугубо по инициативе жителей, которым приходится затем уговаривать органы МСУ их зарегистрировать, как и положено по закону, и разрешить взять часть забот по содержанию территории на себя, причем безвозмездно. Тосовский труд на благо местного сообщества, преимущественно, волонтерский, причем свои мероприятия тосовцы организуют и проводят полностью сами, власть может только подсказывать, как сделать правильно, и поддержать инициативу небольшим вложением в виде стройматериалов на благоустройство или ремонт общественно-значимых объектов.
Из определения следует, что ТОС не может охватывать всю территорию муниципального образования, не является органом власти, при этом является частью местного самоуправления как института демократии. Это одна из форм участия населения в местном самоуправлении, а именно к развитию этого участия и призывает, начиная с мая 2014 года, все уровни власти Президент России. В то же время ТОС не является в чистом виде общественной самодеятельностью. ТОС считается официально созданным только после официальной регистрации. ТОСы без юридического лица регистрируют уполномоченные органы МСУ.
ТОСы с юридическим лицом — террорганы Минюста, при этом в составе документов для регистрации должен быть документ от муниципалитета. В этом смысле ТОС — наиболее удобная форма локального волонтерства, деятельность которой в любом случае подконтрольна муниципалитетам и может регулироваться муниципальными НПА. Наиболее впечатляющие результаты представлены в сельской местности, когда люди, поняв, что никто им этого не сделает в обозримом будущем, самостоятельно ремонтируют колодцы и водонапорные башни, дороги, пешеходные мосты и т. д. Власть здесь только помогает советами по соблюдению требований по техбезопасности, техникой и стройматериалами, выделяемыми по программам поддержки гражданских инициатив и т.д. Важно, что, работая инициативно и для себя, тосовцы не обязаны собирать и оформлять пакеты документации о ремонте и строительстве, участвовать в торгах по ФЗ-44. Но при этом власть не может напрямую поручить общественникам отремонтировать, к примеру, участок дороги, иначе это уже будет муниципальным заданием, и ТОС, наравне с прочими участниками рынка, должен будет бороться за него на торгах, а ни один ТОС не располагает таким объемом капитала, чтобы предоставить финансовые гарантии. Значит, власть должна предоставить гражданам полную свободу принятия решения: что для них на данный момент важнее — дорога или клуб. Это решение должно быть оформлено протоколом схода или собрания ТОСа, затем копия протокола должна быть под- шита в дело ТОСа, заведенного в муниципалитете, и на основании этого протокола бюджетная комиссия муниципалитета или представительный орган, или иной уполномоченный орган МСУ принимает решение о софинансировании гражданского проекта. Однако никто не мешает представителям муниципалитетов выступать в качестве приглашенных гостей на тосовских сходах и собраниях.
Для чего нужно общественное самоуправление?
Основной задачей общественного самоуправления является обустройство и благоустройство места проживания, создание инфраструктуры. Для этой цели ТОС вправе создавать объекты коммунально-бытового и социально-культурного назначения. ТОС разрабатывает проекты планов и программы развития соответствующей территории. Законодатель определяет довольно обширный перечень полномочий общественного самоуправления куда входит и контроль за качеством уборки территории, и организация работы по благоустройству и озеленению территории, созданию детских площадок, мест отдыха, физкультурно-оздоровительных комплексов, а так же учреждать коммерческие и некоммерческие организации для осуществления деятельности в интересах жителей территории общественного самоуправления.
Как финансируется территориальное самоуправление?
Вся деятельность ТОС финансируется в основном за счёт личных средств жителей территории, однако законодатель определяет, что территориальное самоуправление может получать и бюджетные средства, а так же определяется довольно широкий спектр возможностей получения грандов и целевого финансирования.
Очевидная польза ТОС
Потенциальный положительный эффект от деятельности ТОС наблюдается как для региональной, так и для муниципальной власти, и, конечно, для населения.
Для субъекта федерации:
Для муниципального образования:
Для населения самоуправляющейся территории:
Как создать ТОС?
1. Без создания юридического лица (рекомендуемая управлением региональной политики правительства Воронежской области форма)
2. С созданием юридического лица Регистрируется в органах юстиции как некоммерческая организация в соответствии с законодательством РФ. В данном случае необходимо предусмотреть издержки, связанные с содержанием юридического лица.
Этапы учреждения ТОС
1 этап «Предварительное собрание»
Для начала, Вам необходимо провести предварительное собрание среди жителей той территории, на которой вы хотите учредить ТОС. На предварительном собрании вам необходимо обсудить следующие вопросы:
1.Избрать Председателя и секретаря собрания.
2. Информировать Граждан о требованиях Положения «о территориальном общественном самоуправлении» в вашем муниципальном образовании.
3.Проголосовать за создание ТОС.( Самый важный пункт повестки)
4.Избрание инициативной группы для проведения мероприятий по созданию ТОС
2 Этап « Согласование организационных вопросов с Администрацией города»
Далее инициативной группе необходимо обратиться в Администрацию для согласования границ образуемого ТОСа и предоставлении жителям схемы территории, справки о численности населения, достигшего 16 –ти летнего возраста.( Все эти документы понадобятся для подачи заявления в городскую думу).
3 этап «Подача заявления в городскую думу»
Инициативная группа подает заявление об установлении границ территории деятельности ТОС в городскую думу. Для принятия решения в вашу пользу необходимо соблюсти следующие условия:
Заявление об установлении границ территории деятельности ТОС подписывается инициативной группой. Заявление должно содержать следующие сведения:
1. ФИО
2. Адрес места жительства.
3. Паспортные данные подписавшихся.
3. Подписанное инициативной группой жителей заявление, а также согласованный с Администрацией пакет документов по данному вопросу — описание границ территории и схема территории, на которой планируется ТОС; справка о численности населения, проживающего на соответствующей территории и достигшего 16-летнего возраста, — направляются в городскую думу для принятия решения об установлении границ территории ТОС.
Что такое ТОСы в муниципальных образованиях? Порядок образования, устав
Что такое ТОСы в муниципальных образованиях? Чтобы дать ответ на этот вопрос, необходимо подробнее остановиться на характеристике местного самоуправления. Это та форма, которая является одним из вариантов самоуправления наряду с профессиональным способом и делением по интересам.
Активность населения
Для того чтобы понять, что такое ТОСы в муниципальных образованиях, отметим, что именно местное самоуправление является публичной властью. Оно сочетает признаки естественного (общественного) феномена, выступает в виде формы проявления социальной активности населения, возможности участия граждан в решении конкретных проблем. Подобный вариант власти предполагает и ответственность людей за совершаемые поступки.
В концентрированном виде органы местного самоуправления выражают духовные и социально-экономические интересы и потребности местного общества. Только при таком подходе власть сможет гарантировать порядок, стабильность экономических взаимоотношений, оградить людей от анархии и произвола.
Муниципальная власть добивается к себе доверия у разных социальных групп, обеспечивая при этом самостоятельность и автономию деятельности муниципальных органов. Оно структурирует тот уровень самоорганизации жизни и деятельности, на котором основываются естественные потребности человека в питании, жилище, водоснабжении, благоприятной окружающей природной среде.
Важные аспекты
Рассуждая над тем, что такое ТОСы в муниципальных образованиях, отметим, что местное самоуправление в нашей стране признается и гарантируется Конституцией РФ. Оно может быть представлено в двух аспектах:
Итак, местное самоуправление — это не только форма народовластия, но и право населения на совместное решение определенных проблем. Она предполагает сочетание представительной и непосредственной (прямой) демократии.
Образование ТОС является одним из способов учета национальных традиций и культуры в интересах местного населения.
Нормы местного самоуправления
Они закреплены в ст. 131 Конституции РФ. Подобный вариант подходит для сельских, городских поселений, а также для иных территорий. Определяются основы местного самоуправления с учетом местных традиций. Изменение границ территорий, в рамках которых оно функционирует, допускается только при согласии местного населения.
Конституция страны основанием для установления территориальной базы местного самоуправления выделила административно-территориальный принцип. Все единицы, которые имеют право на самоуправление, именуются муниципальными образованиями.
Осуществляется регулирование самоуправления путем совокупности разных видов социальных норм.
Они отражают объективную потребность общества в упорядочении отношений в конкретном сообществе, характеризуются историческим характером.
Вопросы местного предназначения
Говоря о том, что такое ТОСы в муниципальных образованиях, отметим, что они являются действенным инструментом улучшения жизни обычных граждан. Среди вопросов, которые имеют местное значение, выделяют:
Организация ТОС в муниципальном образовании направлена на озеленение и благоустройство территории населенных пунктов, сохранение памятников культуры и искусства, которые принадлежат муниципалитету. Кроме того, они способствуют вовлечению граждан в занятия физкультурой и массовым спортом.
Правовое урегулирование
Организация ТОС в муниципальном образовании способствует активному вовлечению людей в решение проблем местного сообщества. Право граждан в таком союзе закрепляется ст. 27 ФЗ, касающегося общих принципов создания в нашей стране местного самоуправления.
Отличительные особенности
Порядок образования ТОС также рассматривается в данном документе. Под ТОС подразумевают самоорганизацию людей по месту их постоянного жительства для реализации собственных идей, имеющих местной значение.
Несмотря на то, что такие образования входят в систему местного самоуправления, они не являются формой реализации муниципальной власти.
Их участники не занимаются решением вопросов местного значения, они осуществляют собственные инициативы, касающиеся конкретного МО.
Важно отметить, что объединение осуществляется лишь на отдельном участке территории муниципального образования.
ТОС без образования юридического лица реализуется в пределах следующих территорий:
Условия создания
Чтобы на конкретной территории создать такое сообщество собственников, необходимо соблюсти определенные условия:
Существует несколько вариантов регистрации: ТОС с образованием юридического лица, а также с уставом.
Утвержденным товарищество считают с момента его признания юридическим лицом.
Утвержденным его считают после того, как будет официально зарегистрирован устав ТОС уполномоченным органом самоуправления конкретного населенного пункта.
Суть подобной процедуры состоит во внесении в реестр информации об учреждении товарищества.
Если устав ТОС с образованием юридического лица, то товарищество по ФЗ оформляется как некоммерческая организация. В российском законодательстве не установлена ее конкретная организационно-правовая форма.
Выделяют следующие варианты таких организаций:
В качестве оптимальной организационно-правовой формы для товариществ общественных собственников рассматривают автономную некоммерческую организацию. ТОС осуществляется гражданами посредством проведения конференций и собраний, а также путем создания органов такого товарищества.
Правомочным собрание признается в том случае, когда участие в нем принимает не меньше половины всех жителей территории, которые достигли шестнадцатилетнего возраста.
Конференцию граждан по вопросам создания и реализации ТОС признают правомочной, если на ней присутствует больше 2/3 жителей территории, которым исполнилось шестнадцать лет.
Исключительные полномочия собраний, конференций граждан, осуществляющих ТОС
Среди них выделяют следующие моменты:
Среди основных полномочий, которые осуществляют ТОС, выделим:
Устав ТОС без образования юридического лица, заполненный по всем правилам, должен содержать информацию о территории, на которой он функционирует. Также в нем указываются цели, формы, задачи, основные направления деятельности.
В устав ТОС муниципального образования включается также последовательность формирования, прекращения полномочий, обязанностей, а также сроки функционирования данного сообщества. Также в принимаемом документе отмечается последовательность приобретения имущества, порядок использования и распоряжения имуществом, финансовыми средствами.
Устав ТОС без образования юридического лица не предполагает каких-то дополнительных требований со стороны органов местного самоуправления. В федеральном законодательстве установлены только общие требования к деятельности и созданию товариществ. Подробный алгоритм их создания описывается в уставе МО либо разъясняется правовыми нормативными актами представительного органа конкретного МО.
Пояснения по процедуре создания
Устав ТОС без образования юридического лица 2017 года предполагает указание основной цели, которую преследуют граждане.
ТОС создается как по решению самих граждан, так и по инициативе органов местного самоуправления. Товарищество на добровольной основе принимает определенные решения, несет за них ответственность.
Оно не наделяется властными собственными полномочиями, поэтому принимаемые на собраниях и конференциях идеи носят рекомендательный характер, в любой временной промежуток ТОС может быт ликвидирован, а его деятельность прекращается.
Нормативные и правовые документы, регулирующие деятельность
Создание ТОС регулируется Конституцией РФ, ФЗ № 131, уставом МО, ФЗ № 7, нормативно-правовыми муниципальными актами, уставом товарищества. В уставе должны быть выделены следующие положения:
Среди форм деятельности выделяют: непосредственно населением, путем создания органов ТОС.
Первый вариант предполагает проведение собраний и конференций граждан, вынесение на них конкретных вопросов, совместный поиск решений.
Среди полномочий, которыми наделяются по отечественному законодательству конференции и собрания граждан, реализующих ТОС, относят:
Среди органов ТОС выделяют комитеты (советы) жилых комплексов, микрорайонов, поселков. Существуют объединения собственников, обладающих определенным недвижимым имуществом.
Если регистрация ТОС осуществляется не в качестве юридического лица, создание контрольно-ревизионной комиссии не является обязательным элементом работы.
Чтобы проводить определенные работы, при органе товарищества создаются комиссии (группы) по разным вопросам. К примеру, по культурно-массовой работе, по строительству определенных объектов местного назначения.
Органы ТОС способны выполнять сразу несколько важнейших функций:
При реализации иных полномочий, органы территориальных общественных союзов инициируют проведение конференций, собраний жителей, чтобы принимать в их рамках конкретные решения, следят за ходом их выполнения.
Они привлекают к работам, направленным на улучшение внешнего вида водоемов, парков, скверов, их озеленение обычных граждан. ТОС инициируют мероприятия, касающиеся ремонта тротуаров и дорог, строительство детских площадок, спортивных придомовых городков.
Они помогают поддерживать в порядке культурные и исторические объекты, поддерживают состояние братских могил, воинских кладбищ, принимают активное участие в создании условий для работы с детьми, проводят для них разнообразные спортивные праздники, культурно-массовые мероприятия.
ТОС оказывают поддержку одиноким пожилым людям, неблагополучным и малообеспеченным семьям.
Подведем итоги
Именно этот орган имеет право решать, какие конкурсы будут проводиться между жителями, к примеру, за качественное содержание придомовых территорий, домов, улиц, а после завершения подводят итог, выявляют лучших, награждают их памятными призами. Также в их компетенции входит выявление фактов несанкционированного строительства хозяйственных построек, жилых помещений, нецелевого применения земельных участков, информирование о подобных действиях местного самоуправления.
Представители ТОС могут быть активными участниками всех мероприятий, связанных с охраной общественного порядка, информированием населения о проведении разнообразных конкурсов. Они сотрудничают с советами ветеранов, женсоветами, рассматривают в пределах полномочий предложения, заявления граждан, осуществляют прием населения.
Какова экономическая база работы территориального общественного самоуправления? Финансирование ТОС суммируется из собственных средств (взносов и пожертвований граждан, которые проживают на соответствующей территории, а также от пожертвований организаций). Также финансирование осуществляется благодаря привлеченным средствам: заемных ресурсам, средствам, которые перечисляются органами местного самоуправления, грантами благотворительных фондов и организаций.
Если еще пару лет назад ТОС считался в нашей стране диковинным явлением, то за последние годы ситуация коренным образом изменилась. Сегодня свой ТОС есть практически в каждом многоквартирном жилом доме, этот орган ведет реальную работу, направленную на улучшение жизни и благосостояния обычных граждан.