торжок почему так назвали город
История города Торжка
Торжок — один из старейших городов России. Точная дата его возникновения не известна.Считается, что город был основан новгородскими купцами на рубеже X—XI веков. В пользу этого свидетельствуют результаты археологических раскопок. Первое же достоверное письменное упоминание Торжка найдено в Новгородской летописи и относится к 1139 году.
Историческое название города Новый Торг.
Оно посвящено захвату города суздальским князем Юрием Долгоруким:
Жители города называют себя «новоторы»
Название города происходит от слова «торг».В древности здесь устраивали торговлю купцы соседних княжеств и других государств. Начиная с XII века в летописях встречаются названия «Новый Торг» и «Торжок». Последнее закрепилось в языке и стало официальным названием города. Несмотря на это, в современной топонимике одновременно с прилагательным «торжокский» используется и вариант «новоторжский», а само названием жителей города по сей день остаётся «новоторы».
В начале XV века чеканилась собственная серебряная монета «деньга новоторжская»
С самого своего зарождения город оказался в центре экономической и политической жизни древней Руси. На протяжении столетий Торжок играл ведущую роль в защите южных пределов Новгородской вечевой республики, являясь одновременно важнейшим торговым центром. «Торжок, состоя всегдаво владении Новгородцев, был пограничным городом и смежным с владениями Владимирских, Суздальских и потом Тверских князей, а иногда от Новгородцев отдаван был во владение разным князьям, удерживая, однако, и тогда республиканское правление, во время же ссор у Российских князей с Новгородцами и с удельными Новоторжскими князьями, не редко подвержен был осадам и разорениям.
Торжок старше Москвы.
Роль города как важного торгового пункта на Тверце особенно возросла при Петре Первом, когда для перевозки грузов в строящийся Петербург была сооружена Вышневолоцкая водная система, в которую вошла река Тверца. Город и его уезд поставляли в новую столицу зерно, муку, пеньку, кожи, строительные материалы. В то же время Торжок являлся одной из важнейших почтовых станций на «государевой дороге». В связи с проездом через Торжок Екатерины II срочно строился Путевой дворец. Дворец состоял из основного здания и двух флигелей. Все здания построены в стиле екатерининского классицизма. Возникла Дворцовая площадь, окаймлённая рядом зданий административного назначения. XVIII век в истории Торжка знаменуется большим строительством.
В 1742 году произошёл исключительный по своим размерам пожар, уничтоживший почти все жилые дома с надворными постройками, а также древнюю кремлёвскую стену с 11 башнями. В 1767 году после опустошительного пожара, возникшего от удара молнии в воеводскую канцелярию, в городе началось большое строительство по утвержденному правительством плану. Пожаром были уничтожены многие церкви, торговые ряды, многочисленные амбары, лучшие строения центральной части города и сотни обывательских домов. Новгородским городским управлением на дело восстановления Торжка было отпущено 50000 рублей сроком на 4 года. К этому времени относится начало строительства гостиного двора (Торговых рядов), которое продолжалось и в XIX веке. Центр застраивался особняками дворян и именитых купцов. В 1774 году был построен каменный мост через ручей Здоровец, действовал сооружённый ещё в XVII веке плотником Арбузовым самотечный водопровод из деревянных труб.
Во второй половине XIX века постройка Николаевской железной дороги, а также начало эксплуатации Мариинской водной системы повели к сокращению движения через Торжок, и он потерял своё бы лое торговое значение. Уезд в это время оставался сельскохозяйственным. К 1917 Торжок был тихим провинциальным купеческим городком.
Торжок имеет весьма необычный герб, который был утверждён высочайшим указом в 1780 году: «В голубом поле 3 серебряные и 3 золотые голубя, имеющие красные ошейники». По преданию, Екатерина II, посетившая Торжок, обратила внимание на обилие в городе голубей и приказала поместить изображение этой птицы в уездный герб.
Торжок: русская Флоренция и ее люди
Роман в стихах «Евгений Онегин», известный всему нашему народу как энциклопедия русской жизни, имеет одну особенность – события пяти глав из восьми происходят в деревне. То есть литературный бриллиант России, строки про столичного денди из которого мы с таким удовольствием цитируем, по большей части описывает жизнь в глубинке. И сам Пушкин подмечал: «Петербург ─ прихожая, Москва ─ гостиная, деревня есть наш кабинет». Пушкинист-литературовед Валентин Непомнящий назвал деревню местом «эпическим», где человек «живет крупно», поэтому, оказавшись там, Онегин «очищается» и проявляет свои человеческие черты без прикрас.
Внезапно обрушившаяся на нас пандемия помогла очиститься не только природе, но и душам тех жителей городов-миллионников, у которых была возможность уехать подальше от карантинного гетто с электронными пропусками, хлорными испарениями, закрытыми храмами и парками. А ведь еще недавно многие были уверены, что настоящую жизнь можно вкусить только в многостраничном меню столичной радости и печали, в свете огней большого города, под гулкий шум такси. Даже оказалось, что для перезагрузки совсем необязательно уезжать в деревню, – можно вырваться в исторический городок, где проживает несколько десятков тысяч человек, и процесс самоочищения запустится с троекратной скоростью. Особенно прекрасно вырваться жителю зажатой в карантинных тисках Москвы в древний русский город в пасхальные дни.
Торжок. Вид на Новоторжский Борисоглебский монастырь
Торжок – такое уютное для русского слуха название города, при упоминании которого сразу пахнет вкусными горячими пирожками и коржиками, – происходит от слова «торг». Это один из старейших городов России, основанный на рубеже X–XI вв. На протяжении долгого времени это живописное место называлось Новый Торг, а жители Торжка и сегодня именуют себя новоторами. Когда-то город был важным приграничным пунктом Новгородской республики, а по водам реки Тверцы, вдоль которой и сегодня сосредоточена вся городская жизнь, проходил путь из Новгорода на юг, и здесь даже чеканилась серебряная «деньга новоторжская». Город многократно подвергался многочисленным нападениям литовских войск, а в XIII веке Новый Торг сдерживал двухнедельную осаду войска Батыя – он в итоге был взят, но из-за проявленного мощного сопротивления захватчики не смогли добраться до Новгорода.
Торжок, 1910 г. Фото: Прокудин-Горский
После строительства Петербурга Торжок стал важным пунктом на пути между двумя столицами. В конце XIX века здесь появляется знаменитое производство золотошвейного шитья по бархату, а в городе работает свыше двух десятков фабрик и заводов. В период Великой Отечественной войны Торжок был прифронтовым городом и важным стратегическим звеном, связующим Москву с Петербургом. Командование фашистских войск придавало огромное значение захвату города, даже была заранее прописана точная дата – 25 октября 1941 года. Однако натиск противника был не только сдержан – в итоге сражение перешло в героическое и успешное для наших войск контрнаступление.
Торжок производит неизгладимое впечатление на тех, кому дорога живая история
Торжок производит неизгладимое впечатление на тех, кому дорога живая история – концентрация исторической застройки превосходит все самые смелые ожидания, при этом нет такого пластмассового послевкусия, каким сейчас страдают многие города Золотого кольца, чересчур увлеченные наращиванием туристического потока – например, Суздаль: вроде красиво, а жизни нет, особенно если отъехать от местного кремля на пару километров в сторону. В Торжке же история и повседневность живет и дышит, согревает тех, кого судьбой занесло на берега Тверцы. Облагорожена набережная, в классическом смысле этого слова, только в ее самой парадной части – напротив городской администрации, и в этом как раз и сокрыта вся соль – можно без помех гулять по утоптанной земле непосредственно у воды, наслаждаться видами раскинувшегося с противоположной стороны реки Новоторжского Борисоглебского монастыря, кормить уточек, сидеть на бревне, свесив ноги в воду, разделяя мысли Онегина на предмет суеты столичной жизни.
Храм Тихвинской иконы Божией Матери. Торжок
Многие историки приписывают возникновение имени героя романа Пушкина именно Торжку, где поэт бывал несколько десятков раз – по пути из Петербурга в Москву и обратно. Этот город стал родиной легендарных пожарских котлет, которые подавали к столу в гостинице у Дарьи Евдокимовны Пожарской. Недалеко от здания отеля находилась лавка с вывеской «Евгений Онегин – булочных и портновских дел мастер», которую наверняка не раз лицезрел Александр Сергеевич. Что касается мясного деликатеса, то он пришелся по вкусу как Государю Николаю I, так и Пушкину, который не раз здесь останавливался и обязательно съедал порцию котлет, и даже увековечил их в стихах:
На досуге отобедай
У Пожарского в Торжке,
Жареных котлет отведай
И отправься налегке.
Возвращаясь к теме архитектурного облика города, сложно не упомянуть Спасо-Преображенский собор: путь любого человека на противоположную сторону Тверцы, ведущую к Новоторжскому монастырю и древней части города, проходит по мосту, который заканчивается этим шедевром, авторство которого приписывают самому Росси. Правда, очень тревожит, что всего в нескольких метрах от святыни постоянно проезжает тяжелый транспорт, который так сотрясает все вокруг с утра до вечера, что это может очень печально сказаться на самом соборе, который и так находится в аварийном состоянии. Этот памятник эпохи ампира был возведен во второй декаде XIX века, на месте разобранного в 1815-м году собора-предшественника 1364 года постройки. Сейчас на его территории находится подворье Нило-Столобенской пустыни.
Историческая часть Торжка встречает Новоторжским Борисоглебским монастырем и памятником святому Ефрему
Историческая часть Торжка встречает Новоторжским Борисоглебским монастырем и памятником святому Ефрему – в 1038-м году боярин венгерского происхождения основал древнейшую из сохранившихся сегодня обителей Центральной России, став ее первым настоятелем. В XVI веке его мощи были обретены нетленными, после чего он был канонизирован как преподобный в Соборе Новгородских святых. Сохранилось множество чудес, связанных со святым Ефремом, особенно он заступался за Торжок в период Смутного времени. И сегодня этим мощам можно поклониться в монастыре, основанном этим святым.
Неизгладимое впечатление производит главный собор обители, заложенный на месте старого во время проезда Екатерины II из Москвы в Санкт-Петербург через Торжок. Он был возведен в классических формах, под руководством гениального архитектора Николая Львова. Этот русский Палладио построил множество знаковых объектов русской классической архитектуры – здание Почтамта, Невские ворота Петропавловской крепости, Свято-Троицкую церковь («Кулич и Пасха») в Петербурге, многочисленные храмы и усадьбы в Москве и по всей России, но прежде всего архитектор следовал своему главному принципу – «где родился, там и пригодился». Рожденный под Торжком, Львов больше всего шедевров возвел именно в этом городе и его окрестностях. Борисоглебский монастырь в 1925-м году был распущен, а на его территории на протяжении полувека находилась тюрьма строгого режима. Затем здесь размещался лечебно-трудовой профилакторий для алкоголиков, а затем – историко-этнографический музей.
Благовещенская церковь. Торжок По соседству с Борисоглебским монастырем возвышается на высоком холме Благовещенская церковь, которую новоторы называют Михайло-Архангельской. Храм был основан в XVII веке, в XX веке разделил участь большинства: был разорен и осквернен большевиками и закрыт в 1936-м году. Однако вскоре после окончания Великой Отечественной войны он был снова открыт, и вплоть до 1995 года Михайло-Архангельская церковь оставалась единственной действующей в Торжке. Расписание богослужений не дежурно распечатано на принтере, а написано каллиграфическим почерком, с выделенными красным ключевыми богослужениями недели, а субботнее всенощное бдение, начинающееся в 15 часов, особенно растрогало. В самый разгар дня находиться в храме, славить Бога, а после службы иметь свободный вечер – разве это не прекрасно?
Настоятель храма и благочинный Торжокского района, митрофорный протоиерей Николай Алексеев, гостеприимно встречает любого посетителя, даже абсолютно незнакомого (а именно таким я и оказалась), в лучших православных традициях: любой гость – от Бога. Жители крупных городов уже редко с таким сталкиваются: из-за большого потока народа и серьезных расстояний священники не всегда могут уделять внимание каждому, а в небольших городах ситуация другая. Отец Николай родился на Николу Вешнего, 60 лет назад, в Старице, по соседству с Торжком, рос в обычной семье, армию проходил в войсках ВДВ в Литве, после чего окончил семинарию и стал иподиаконствовать у будущего митрополита Алексия (Коноплева), который затем рукоположил будущего батюшку в диаконы. После переезда в Смоленск в конце 1980-х годов будущий Патриарх Кирилл, тогда митрополит Смоленский и Калининградский, рукополагает отца Николая в священники.
Протоиерей Николай Алексеев
– Отец Николай, как вы пришли в Церковь?
– Благодаря нашим бабушкам у нас уже было заложено семя веры, ходили на Пасху в церковь, после чего нас отчитывали в школе. Я иногда анализирую, почему я священником стал – к этому привело тогдашнее безбожье и фальшивость жизни, думаю, что также это был протест. Я родился в старинной Старице, где до революции было 17 храмов, и все они разрушены. Это постоянно наводило на мысли: а почему, а зачем, а для чего. Если все это связано с нашей историей, то зачем такой труд попран? Тоска по раю есть у каждого человека.
Тоска по раю есть у каждого человека
После моего рукоположения в священники будущий Патриарх Кирилл направляет меня служить в поселок Озерный на границе с Тверской областью, где мы всего за полтора года на пожертвования простых людей построили храм, который впоследствии освящал владыка Кирилл. Затем он перевел меня служить благочинным и настоятелем кафедрального собора в Вязьме, постройка XVI века, находившаяся в аварийном состоянии – с трещинами размером в кулак, – его мы тоже постепенно привели в порядок. Принялись за строительство церкви в доме престарелых, которую я сам и называл – церковь Самсония Странноприимца. Это была пора восстановления храмов и приходов, строительство новых церквей.
Во время визита в Торжок Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, 21 июля 2019 г.
По линии церковной миссии приходилось бывать в Польше, Чехии, Словакии, Германии, Австрии, Бельгии, Франции, Люксембурге, Нидерландах, Ираке, Сирии. В Ирак мы ездили еще при Хуссейне – тогда мы организовывали визит митрополита Кирилла. Когда ездили по стране, она находилась в состоянии блокады, и была страшная девальвация денег – их носили сумками, и они ничего не стоили, все выдавали по карточкам.
– А как вы оказались в Торжке?
– Сюда меня перевели из Вязьмы. Вскоре тут появилось Торжокское и Старицкое благочиние, ведь количество приходов увеличилось, поэтому и было разделено. Здесь моя деятельность все также связана с восстановлением храмов.
– Батюшка, как вы думаете, спасаться человеку сейчас проще, живя в провинциальной России или в больших городах?
– Авраам и в Содоме спасся. Можно бесчинствовать и в деревне, а можно и в большом городе жить благочестивой жизнью – ко мне много москвичей приезжает. Более того, я вам скажу, интенсивная столичная жизнь – она-то иногда как раз людей и наводит на мысль о спасении. А в провинцию они чаще всего приезжают на отдых и думают, что тут идиллия, а на самом-то деле тут свои страсти.
– А какие?
– Все те же самые, что и в больших городах. Ведь говорят же: весь народ из одних ворот. По-моему, еще Юлий Цезарь сказал: «Лучше я буду правителем галльской деревни, нежели вторым человеком в Риме». Везде, в любом обществе, даже самом мелком, присутствуют одни и те же страсти.
Можно бесчинствовать и в деревне, а можно и в большом городе жить благочестивой жизнью
– Вы были очевидцем возрождения Православия в нашей стране, и на протяжении многих десятилетий. Изменился ли наш народ за это время?
– Главное, в чем изменился наш народ, – он стал открыто веровать. Кто верует сейчас, тот уже не стесняется. Раньше бывало, как, находишься в приходском доме у церкви, видишь в окно – мимо идет человек, особенно когда молодой, всегда оглянется – нет ли кого рядом, а уже потом перекрестился. Раньше только старушки не боялись. А сейчас сидишь перед церковью на лавочке, мимо идут школьники в школу, и подавляющее большинство крестится и кланяется. А раньше наша вера была забита в глубокое подполье. Мне на день Ангела наш пономарь подарил книгу «Анатомия человека». Я ему говорю: «А зачем мне анатомия человека?» – «А вы, – говорит, – откройте». Я открыл – а там труды Иоанна Златоуста. Дореволюционное издание в советской обложке. Вот как люди раньше маскировались. Это же книга из библиотеки какого-то интеллигентного человека, может быть, врача, она стояла у него на полке, и никто не знал, что там находится.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в Благовещенском храме во время своего визита в Торжок 21 июля 2019 г.
– Какой вы видите старую и новую Россию?
– Дореволюционная жизнь не во всем была идеальна, но ключевую роль тогда сыграли недоброжелатели России, в том числе и свои, доморощенные, которые сыграли на недостатках – и вместо социальной справедливости привели страну к революции, убили практически весь культурный слой русского народа, к началу Великой Отечественной войны уничтожили практически всю Церковь, и в результате получили то, что получили. При этом, например, бедные всегда будут – они и сейчас есть, вопрос в итоге не решен. Коммунисты часто восхваляют свое образование, но ведь оно было очень однобоким: атеистическое, и все это «Будь готов! – Всегда готов!» У нас до сих пор есть сторонники идеи о том, как хорошо мы жили. Вы знаете, какой самый главный показатель процветания народа? Все просто: в 1814-м году, то есть после войны с Наполеоном, была перепись российского населения.
Следующая наступила через 100 лет, в 1914-м году. В стране с 1814 по 1914 гг. население удвоилось, а сколько войн тогда было и эпидемий. А первые фельдшерские пункты у нас в деревнях появились только после земских реформ, т.е. подавляющее количество населения жило в деревнях, без особой медицинской помощи, если не считать знахарок, и тем не менее население удвоилось. А с 1914 по 2014 наше население в два раза уменьшилось. О чем это говорит? Не было абортов и была высокая рождаемость, поэтому население увеличивалось. Аборты появились при Советах, наша страна стала первой в мире, которая их узаконила. И, имея такую статистику и взращенные коммунистами идеалы, перед нами стоит серьезный вопрос сохранения восточных территорий, имея рядом серьезных соседей.
– Батюшка, Торжок произвел на меня невероятное впечатление, но очень жаль, что такое количество прекрасных храмов все еще не восстанавливаются. Можно ли с этим что-то сделать?
– Многие храмы уже отреставрированы, но есть и те, которым это только предстоит. Еще хочу отметить, что сейчас не особенно много людей у нас наполняют храмы. И эпидемия это еще больше подтвердила. Очень жаль, что коммунисты стали инициаторами развала и разгрома наших храмов, используя государство. Ведь именно той государственной властью храмы были приведены в такое состояние, а не народом. Если бы церкви не трогали, то помаленьку, даже в условиях свирепствования атеистической пропаганды, думаю, что все равно народ бы эти святыни поддерживал. А ведь что было сделано: отняли – закрыли – привели в некультовый вид, многие храмы здесь были взорваны. Считаю, что обязанность государства – восстановить разрушенные по всей стране храмы, особенно это важно для сельской местности. Другой вопрос – будут ли они использоваться как религиозные учреждения или нет.
Обязанность государства – восстановить разрушенные по всей стране храмы
Мы уже покрыли крыши около 30 сельских храмов в Старицком и Торжокском районах, чтобы они не разваливались дальше. Сейчас очень остро стоит сейчас проблема отношения к нашему культурному наследию. Я был в одном храме 40 лет назад, он был в прекрасном состоянии – заходи и служи. Стоял каркас иконостаса, две или три иконы на самом верху – видимо, разорители так и не могли снять, – плиточный пол. Приехал я туда 40 лет спустя: видимо, кто-то обрезал стяжки, и храм обрушился, одни руины.
Возможно, что осталось всего одно десятилетие, максимум два, чтобы приложить максимум усилий для того, чтобы не позволить этим храмам превратиться в руины, их нужно срочно сохранять. Церковь этим занимается в меру своих сил, сколько можем, мы делаем, но для всех этих процессов нужны такие средства, которых мы не имеем. Сейчас нам дали Спасо-Преображенский собор, надеюсь, что будет восстанавливаться и Воскресенский монастырь XVI века, закрытый в 1920-е гг.
– Помимо того, что Торжок – незабываемый старинный город, куда хочется возвращаться снова и снова, очень трогает атмосфера храма, богослужение, открытость прихожан к гостям.
– Народ у нас просто замечательный, прихожане помогают нам во всем, сохраняют традиции. Все время прихожанки приходят бескорыстно, убирают храм, дежурят каждый день, а ведь это сейчас уже редкость, сейчас все везде больше за деньги. А у нас эта традиция помогать передается от мамы к дочке, от дочки к внучке и так далее. Женщины выходят на пенсию, но многие считают для себя почетным хотя бы раз в неделю приходить и ухаживать за храмом.
Торжок — районный центр Тверской области, один из древнейших городов Верхневолжья.
Он упоминается в русских летописях с 1139 года под наименованием Новый Торг, а затем — Торжок. Город расположен на реке Тверце — притоке Волги, на шоссе Москва — Санкт-Петербург, в 60 км от Твери, 236 км от Москвы. Через Торжок проходит ветка Октябрьской железной дороги на Ржев, Лихославль, Осташков.
Торжо́к — город (с 1775) областного подчинения в России, административный центр Торжокского района Тверской области России.
Город расположен в зоне умеренно континентального климата. Средняя температура января −8,5…-10,5С, июля +17 °C. Среднее годовое количество осадков — 550—750 мм. Продолжительность вегетационного периода 120—133 дня.
Вид на Воскресенский девичий монастырь в Торжке, фотография 1910 года
В 1238 году Торжок в течение двух недель — с 21 февраля по 5 марта — сдерживал осаду монголо-татарских войск. Торжок пал, но его сопротивление помешало походу татаро-монгольских войск на Новгород. В последующие века Торжок неоднократно разрушался в ходе междоусобных войн, особенно сильно он пострадал в 1372 году от набега под предводительством тверского князя Михаила. C 1478 года Торжок, как и вся Новгородская земля, стал подчинён Великому государству Московскому.
Торжок: история и достопримечательности древнего города
Наталия Покровская
На Межрегиональном творческом фестивале славянского искусства «Русское поле», который состоится в августе в музее «Коломенское», за звание лучшего туристического этномаршрута от Тверской области будет бороться проект «Государева дорога». Отдавать пальму первенства регион не собирается, ведь в прошлом году победителем в этой номинации стал проект «Сделано в Торжке», разработанный Туристским информационным центром этого города Тверской губернии.
Можно фыркнуть «провинция!» и промчаться дальше по федеральной трассе в сторону Питера, второго по величине мегаполиса страны. Или свернуть по дышащей жаром дороге и убедиться, что время — понятие относительное. Здесь, в Торжке, оно про суету испокон веков не слышало: течет плавно, что вода в Тверце, обнимающей берега старинного русского города. А то и вовсе может остановиться, заставив путника застыть на одном из изумрудных холмов, от вида с которого невольно тянешь, раскидываешь руки навстречу бескрайнему, невозмутимому небу. И вопрос, почему люди не летают как птицы, сам по себе приходит в голову.
Островский, выбравший этот городок прототипом места действия драмы «Гроза», уж точно часами любовался куполами древних храмов, извилистыми улочками, долинами и тропинками, ведущими к речке, на ее левом, высоком берегу. А холмов в Торжке не счесть. Даже местные жители до сих пор спорят, сколько их на самом деле — то ли двадцать, то ли двадцать шесть. В одном сходятся: больше, чем в столице, не семь-восемь, уж точно.
От Москвы — 225 верст по той самой, «государевой дороге», что уже больше 300 лет ведет из Первопрестольной в Санкт-Петербург. Свернуть в Торжок, поставив время пути на паузу, в свое время предпочитали Радищев, Жуковский, Пушкин, Белинский, Тургенев, Толстой… По словам известного филолога Дмитрия Лихачева, через гостиницу Пожарских, одну из главных достопримечательностей городка, прошла вся русская культура XIX века.
Лыко мы вязали
История древнего города насчитывает почти 900 лет. Новгородские купцы место, где ручей Здоровец впадает в реку Тверцу, приметили еще в X веке. Торговать здесь удобно было, так что название само собой родилось — Торг.
— В середине XII века на юго-восточных рубежах Новгородской земли строится мощная крепость, которая в летописях упоминается как Новый Торг, Торжец и, наконец, Торжок, — рассказывает историк Сергей Земцов. — Последнее, ласковое название укоренилось. Но местные жители по-прежнему называют себя новоторами, в память о древнейшем поселении.
Новоторжский кремль, переживший княжеские осады и татаро-монгольские набеги, до наших дней не сохранился, он был разрушен пожаром в 1742 году. О том, насколько мощной была крепость, известно благодаря археологическим раскопкам, во время которых обнаружены срубные конструкции крепостных стен и одиннадцати смотровых башен. А шесть лет назад на месте Верхнего Городища открылся экспозиционно-интерактивный комплекс под открытым небом «Новоторжский кремль».
Ворота деревянной Михайловской проезжей башни широко распахнуты. Мужчины, ясное дело, тут же бегут в исторический тир с макетами осадных орудий: таран, баллиста, катапульта. От желающих пострелять из лука, арбалета и метнуть вдаль копья-сулицы тоже отбоя нет. Ну и доспехи русских богатырей как не примерить, да не выйти в них на ристалище? А в ремесленной избе для детворы проводят самые разные мастер-классы. У кузнецов, например, можно научиться чеканить новоторжскую монету и ковать писало. Возле торговых рядов замечаю белоснежный шатер, зайти в который гостеприимно приглашает его хозяйка — сотрудник Всероссийского историко-этнографического музея Людмила Голодина.
— По специальности я художник-оформитель, — говорит она. — Вы в нашем Борисоглебском монастыре еще не были? Обязательно загляните! Он же один из древнейших в России. А в здании Странноприимного дома узнаете его историю. Я порядка трехсот муляжей старинных церковных документов и фолиантов сделала для музея — это моя основная работа. Подлинники выставлять ведь нельзя, их при определенных условиях хранить нужно. А здесь рассказываю ребятам историю русских народных игрушек, некоторые из них учу их мастерить. Детям все интересно! И у нас они от гаджетов легко отвлекаются. Они очень чувствуют… человечность и настоящность. Я рада, что наш кремль возрождается. Раньше здесь был просто пустырь — на таком-то месте, где каждая песчинка древней историей пропитана! Куколки из лыка словно танцуют под бликами солнечных лучей, пробивающихся в шатер.
Фото: Panther, Gudoc59, Lite / CC BY-SA 4.0
— Сделать их просто, любой малыш справится, — улыбается мастерица. — Оттого ведь и говорят: раз лыка не вяжет, значит, совсем человек координацию потерял.
А вы, прежде чем дальше пойдете с городом знакомиться, не забудьте на вал подняться — вид оттуда потрясающий!
…Мастерица оказалась права. Старинный русский город в мареве жаркого летнего дня словно парит над землей, хранящей вековую историю давно минувших лет.
Древняя обитель
Как в любом уездном городе, в Торжке все близко. Минут пять ходьбы по тенистой стороне вала, и вот она — Надвратная церковь с колокольней в пять ярусов. Борисоглебский монастырь, основанный практически в одно время с Киево-Печерской лаврой, до наших дней в первоначальном виде не сохранился. Заложенный вскоре после Крещения Руси, монастырь пережил немало: обитель трижды горела во время междоусобных княжеских войн, вместе с городом пережила нападение войск Батыя, терпела разорение от литовцев, поляков. В итоге, как рассказывают сотрудники Музея истории монастыря, к XV веку здесь не осталось ни одного инока, знавшего грамоту. Поэтому сохранившиеся фолианты и древние церковные манускрипты поистине уникальны. Здесь же можно увидеть предметы XII–XVIII веков, обнаруженные во время археологических раскопок: фрагменты фресок, украшавших древний собор, элементы строительных конструкций, иконы новоторжских святых.
— В советские годы в монастыре была размещена тюрьма строгого режима, чуть позже — лечебно-трудовой профилакторий, — говорит экскурсовод Ольга Таничева. — И только в последние годы, когда часть монастыря вошла в состав Всероссийского историко-этнографического музея, началась реставрация его архитектурного ансамбля.
Свечная башня и участок крепостной стены уже отреставрированы, а вот самая древняя в Торжке, Введенская церковь и величественный Борисоглебский собор еще ждут реконструкции. Главный храм монастыря, кстати, строили на месте старого целых 11 лет по проекту «гения вкуса», выдающегося архитектора Николая Львова по приказу Екатерины II.
— Тысячелетнюю историю, конечно, нужно бережно хранить, — продолжает экскурсовод. — Сейчас как раз наступило то время, когда начинается возрождение новоторжских святынь. И касается это не только древнейшего монастыря, но и всего города.
Уходить из монастыря не хочется: здесь удивительно тихо и спокойно. И кажется, само место, святое, намоленное, бережет от любых невзгод.
Счастливый поясок
Музеев в городе, где практически каждая улица имеет свою историю, много. По народным преданиям, в Торжке золотошвейное дело зародилось еще в XII веке. А в наши дни фабрика «Торжокские золотошвеи» знаменита на всю страну. И единственный в мире музей этого народного промысла находится именно здесь.
— Вышивка золочеными нитями — древнейший вид русского искусства, — рассказывает экскурсовод Музея золотого шитья Оксана Мартынова. — Вышивка золотом применялась для украшения праздничной одежды, оформления интерьеров. Во время археологических исследований на территории Новоторжского кремля был найден клад: 250 изделий из серебра, которые были завернуты в ткань, украшенную золотым шитьем. Как предполагают историки, клад был зарыт во время осады Торжка войсками хана Батыя в 1238 году. В те времена вышивали настоящей золотой нитью, спряденной на шелковой или льняной основе, а потом стали имитировать эффект золота, используя латунную нить. Поэтому шитье называется не золотое, а златное.
А вот технология осталась практически неизменной. Работа тонкая, кропотливая: стежок за стежком протягивая нить «вприкреп», то есть не продевая нить насквозь через пяльцы, создают золотой парадный орнамент. Недаром называют творения мастеров этого старинного промысла «золотом рук человеческих».
Кстати, один из шедевров золотошвейного дела хранится в своем собственном музее — в «Доме пояса России». И не случайно: на создание 12-метрового пояса, украшенного 6,5 тысячи кристаллов Сваровски, ушло более 52 километров золотой и серебряной нитей. Вышивали пояс России 37 мастериц-златошвей целых два года.
— На Руси ходить без пояса было грешно, как и без креста, — объясняет хранительница музея Марина Калмыкова. — Отсюда, например, пошло выражение «распоясался»: плохо ведет себя тот, у кого поясок развязан. А у староверов до сих пор сохранилась традиция носить тельный пояс-ниточку. Такой пояс дается ребенку при крещении. Потуже затягивали пояса в трудные, голодные времена. На нашем поясе вышита самая сильная защитная молитва — 90-й псалом Давида.
Расположен пояс по кругу. По словам Марины, если пройти вокруг него три раза, а потом загадать желание, оно обязательно сбудется. На прощание гостей музея обязательно символически «подпоясывают» на счастье.
Фото: Анна Быкова / Вечерняя Москва
Не забудьте отобедать
Ездить по провинциальным городкам на машине — дело безнадежное. По ним бродить надо.
А пешему туристу в Торжке есть что посмотреть и чему подивиться. Пройдясь по тенистым улочкам вдоль милых деревянных и двухэтажных каменных домиков, поймала себя на мысли: а город-то очень просторный. Не наскакивают здания друг на друга, не теснятся. Холмы, долины, тропинки, ведущие к ручьям и речке, окружают деревья, зелень которых, словно обнимая, прячет от лишних глаз кованые калитки, старенькую колонку да окошки в кружевных рамах. А на набережной напротив — товар, как говорится, лицом показан! Стройно в ряд красуются здесь купеческие особняки. Мимо них дамы с собачкой променад совершают, детвора на великах и самокатах гоняет. Жизнь идет своим чередом.
В уютных кафешках туриста непременно угостят душистым травяным чаем и, конечно, главной гастрономической «фишкой» Торжка — пожарской котлетой. Помните, есть у Пушкина такие строки: «На досуге отобедай у Пожарского в Торжке, жареных котлет отведай и отправься налегке»? На бывшей Ямской, а нынче улице Дзержинского, сохранилась та самая гостиница, известная всем путникам с начала XIX века. Кстати, в торжокском музее Александра Пушкина, расположенном в доме-усадьбе его друзей Олениных, есть любопытный экспонат: подорожная, выданная поэту в 1828 году на проезд от Петербурга до Торжка. У Олениных поэт гостил, а вот обедать и ночевать предпочитал исключительно у Пожарских. Александр Сергеевич останавливался в знаменитой гостинице более 20 раз, посвятив ей четверостишие в стихотворении «Подорожная ».
— В конце XVIII века предприимчивый ямщик Дмитрий Пожарский построил в городе постоялый двор, — рассказывает историк Любовь Степанова. — Дело оказалось прибыльным: путешествующих по государевой дороге из Москвы в Санкт-Петербург было много, а Торжок — отличное место для отдыха в пути. В 1811 году гостиницу унаследовал сын Дмитрия Пожарского, Евдоким Дмитриевич. А после него управляла в ней его дочь, Дарья. Вот ей-то мы и обязаны изобретением пожарских котлет, ставших сегодня гастрономическим символом Торжка. Однажды угостила Дарья своими куриными котлетами, начиненными сливочным маслом, проезжавшего через Торжок императора Николая I. И так ему котлетки понравились, что он трактирщицу даже к царскому двору приглашал.
Сегодня местные рестораторы соревнуются, у кого это блюдо вкуснее. И даже проводят целые фестивали, на которых жители и гости городка выбирают победителя. Пожарские котлеты, к слову, и правда отменные — вкусные, пышные, с золотой корочкой. Вот только отобедав ими, в путь собираться совсем не хочется. Да и город сам как будто не отпускает. В уютном, пахнущем мятой и липой Торжке хорошо отдыхается, недаром же в нем испокон веков путешественники, толк знающие, остановку делают.
Фото: A.Savin / CC BY-SA 3.0
ГОЛУБИ НА ГЕРБЕ
Почему на гербе Торжка изображены шесть голубей (три золотых и три серебряных), специалисты спорят до сих пор. Одни полагают, что герб, официально утвержденный императрицей Екатериной II 10 октября 1780 года, выполнен по образцу старого, существовавшего ранее городского символа. Известно, что голубей в Торжке издавна почитали как птиц, приносящих счастье.
И голубятни были обязательной принадлежностью усадебных построек. Изображение голубей встречается и на старинных работах торжокских мастериц золотого шитья. Оттого и на шейках птиц на гербе изображены ярко-красные ленточки. Другие эксперты настаивают, что голуби символизируют шесть ворот Новоторжской крепости. Еще одна версия гласит, что герб городу придумала сама Екатерина Великая, которую удивило количество голубятен в Торжке.
РЕПЛИКА
Елена Тянина, старший специалист кафедры археологии исторического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова:
— Торжок, расположенный на пересечении водного торгового пути и сухопутных дорог, был надежным форпостом и важнейшим торговым центром для Великого Новгорода. Южная крепость в 1238 году выдержала двухнедельную осаду во время татаро-монгольского нашествия. Существует версия, что именно потому, что этот форпост так долго держался, в Новгород войска Батыя не пошли. Доставалось Торжку и от древнерусских князей, часто осаждавших городок во времена междоусобиц, в том числе и чтобы досадить новгородцам.
Расцвет Торжка приходится на XII век, первое упоминание в Новгородской летописи о городе относится к 1139 году. При реконструкции набережной реки Тверцы были найдены 19 берестяных грамот XII–XIII веков — преимущественно деловые записи, в основном про торговлю: прибытие товара в ладье, списки долгов. Так что Торжок свое название вполне оправдывает. А самая интересная из найденных грамот — отрывок из сочинения одного из видных духовных деятелей Древнерусского государства XII века Кирилла Туровского, в этом уникальном документе перечисляются все грехи человеческие.
Торжок имеет очень интересный целостный архитектурный ансамбль конца XVIII века. Здесь можно увидеть уникальную планировку уездного города доекатерининской эпохи: в 1767 году произошел очень страшный пожар, город пришлось отстраивать заново, поэтому его не стали трогать спрямлением улиц. История городища, потрясающей красоты ландшафты, мощные соборы XIX века богатого торгово-купеческого города, кулинарные традиции и наследие золотошвейного мастерства — все это делает Торжок привлекательным для туристов.